Кас ст 125

В соответствии со ст. 17. КАСС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 17.1. КАСС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 18. КАСС РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами.

В соответствии со ст. !9 КАСС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 20 КАСС РФ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанных экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

11) о расформировании избирательных комиссий, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 21 настоящего Кодекса;

12) об определении срока назначения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления;

13) о признании неправомочным состава законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования;

14) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным мировым судьям, районным судам;

15) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 21 КАСС РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) о разрешении споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов;

13) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

ГАРАНТ:

Пункт 14 статьи 21 вводится в действие с 1 января 2017 г.

14) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 КАСС РФ

1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

3. Административное исковое заявление к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 23 КАСС РФ

1. Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

2. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.

3. Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.

4. Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.

5. Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 24 КАСС РФ

1. Административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, — по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.

4. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

В соответствии со ст. 26 КАСС РФ

1. Административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 659-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бакулина Сергея Сергеевича, Балаева Анатолия Васильевича и других на нарушение их конституционных прав рядом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Заявители также оспаривают конституционность статей 248 «Отказ в принятии заявления или прекращение производства по делу, возникшему из публичных правоотношений» и 250 «Законная сила решения суда» ГПК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также статей 1 «Предмет регулирования настоящего Кодекса», 2 «Законодательство об административном судопроизводстве», 3 «Задачи административного судопроизводства», 4 «Право на обращение в суд с административным исковым заявлением», 6 «Принципы административного судопроизводства», 8 «Равенство всех перед законом и судом», 14 «Состязательность и равноправие сторон», 15 «Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел», 16 «Обязательность судебных актов», 38 «Стороны», 47 «Заинтересованные лица», 64 «Основания освобождения от доказывания», 68 «Объяснения лиц, участвующих в деле», 84 «Оценка доказательств» и 135 «Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству» Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 02.03.2017 N АПЛ17-19 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18.11.2016 N АКПИ16-1103, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующим абзаца пятого подпункта «в» пункта 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56.

В апелляционной жалобе М.А., не соглашаясь с решением, просит о его отмене и удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения административного дела, и на их недоказанность. Выводы суда первой инстанции считает противоречащими статье 55 Конституции Российской Федерации, положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, статье 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.12.2016 N АПЛ16-545 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 28.09.2016 N АКПИ16-691, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого раздела XIV перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора и сноски <4> данного перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.

С учетом изложенного нельзя согласиться также с утверждением апелляционной жалобы о том, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации должны быть применены к рассматриваемым правоотношениям по аналогии закона. Согласно части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации аналогия закона применяется в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное правоотношение, тогда как определение Правительством Российской Федерации видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также установление Правительством Российской Федерации порядка взимания утилизационного сбора и его размеров прямо предусмотрено Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.

Решение Верховного Суда РФ от 28.09.2016 N АКПИ16-691 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца первого раздела XIY перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора и сноски <4> данного перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81.

Согласно части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Между тем обязанность по уплате утилизационного сбора установлена Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», который определил: объект обложения утилизационным сбором — каждое колесное транспортное средство (шасси), каждая самоходная машина, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, плательщиков — лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации либо приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора. Следовательно, при рассмотрении административного искового заявления ООО «РусТрансЛогистик» об оспаривании абзаца первого раздела XIV Перечня не имеется правовых оснований для применения норм Налогового кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 18.10.2016 N АПЛ16-17Д Требование: О пересмотре по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам решения Дисциплинарного судебного присутствия. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 27.04.2015 по делу N ДК15-22, на которое заявитель ссылается, не может служить основанием для пересмотра решения Дисциплинарного судебного присутствия по новым обстоятельствам, так как данный судебный акт принят по конкретному делу в рамках производства по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ, и не является постановлением Пленума Верховного Суда РФ или постановлением Президиума Верховного Суда РФ.

Ссылка заявителя на то, что суд первой инстанции не применил статьи 2, 9, 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не влияет на законность обжалованного определения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права. Предусмотренных законом оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.09.2016 N 60-АПГ16-8 Требование: О признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии об аннулировании регистрации кандидата в депутаты законодательного собрания. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку прекращение деятельности политической партии, как указывает Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.07.2007 N 11-П, влечет утрату права на коллективное участие в избирательном процессе (в том числе путем выдвижения списков кандидатов в депутаты). Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к оспариванию решения Верховного Суда РФ N АКПИ16-735 от 09.08.2016, проверка законности которого не входит в предмет судебной проверки по данному делу.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправомерный отказ суда в удовлетворении ходатайства о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности решения избирательной комиссии, основана на неверном толковании части 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которой такого положения не содержится.

Решение Верховного Суда РФ от 26.08.2016 N АКПИ16-881 Требование: Об отмене постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации федерального списка кандидатов в депутаты. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку политическая партия представила недостаточное количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов.

Заявление административного истца о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, примененного при разрешении данного административного дела, суд считает не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием оснований, предусмотренных частью 3 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 66-АПГ16-10 Об отмене решения Иркутского областного суда от 04.03.2016 и об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.10.2015 N 299-СПР «Об установлении предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые ПАО «Иркутскэнерго» (филиал ТЭЦ-11) на подъездных железнодорожных путях».

Согласно части 6 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства, в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 864-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Устюжанина Василия Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

Именно из принципа судейского руководства процессом, а также принципа самостоятельности судебной власти вытекает закрепленное в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дискреционное полномочие суда по оценке доказательств, необходимое для эффективного осуществления правосудия. При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1, Конституции Российской Федерации), получившего свое развитие в пункте 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» и части 1 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты и только на их основе разрешать административные дела. Гарантией же соблюдения судом указанных требований являются установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации процедуры проверки судебных постановлений судами вышестоящих инстанций и основания для их отмены или изменения.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 31.03.2016 N 32-АПГ16-3 Об оставлении без изменения решения Саратовского областного суда от 26.11.2015, которым были признаны недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района, утв. решением Совета муниципального образования город Балаково второго созыва от 23.09.2011 N 311, в части установления для земельного участка с кадастровым номером 64:40:020206:108, расположенного по адресу: г. Балаково, в границах ул. 30 лет Победы, ул. Трнавская, пр. Энергетиков, ул. Проспект Героев, территориальной зоны Ж-1 (многоэтажная жилая застройка).

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что статья 21 Правил землепользования и застройки г. Балаково противоречит изложенным выше положениям ГрК РФ и не подлежит применению при рассмотрении административного дела, что соответствует части 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Кодексом административного судопроизводства РФ установлены специальные требования, определяющие, как проходит подготовка и подача административного иска. Нарушение любого из них приведет к оставлению административного иска без движения, увеличению сроков рассмотрения дела на время устранения недостатков, а в некоторых случаях – отказу в приеме или возвращению иска.

Содержание административного иска

Суть дела административного производства определяет его содержание, а именно требование, которое должно содержаться в иске. Статья 124 Кодекса административного судопроизводства предусматривает необходимость формулирования административным истцом одного из следующих требований:

  • признать не действующим нормативный правовой акт полностью или в части;
  • признать незаконным решение, действие или бездействие решения органа власти или иного органа, наделенного властными полномочиями;
  • обязать административного ответчика вынести определенное решение, совершить определенные действия или воздержаться от их исполнения с целью устранить нарушения права административного истца;
  • установить наличие или отсутствие полномочий у административного ответчика принять решение по конкретному вопросу;
  • иные требования, связанные с целью защиты прав, законных интересов и свобод в сфере публичных отношений.

Составление административного искового заявления

Составление административного искового заявления начинается с указания наименования суда, определяемого в соответствии с правилами родовой и территориальной подсудности: как правило, это районные суды по месту нахождения административного ответчика. Обязательные сведения в отношении административного истца и ответчика, которые указываются в административном иске, в КАС РФ по сравнению с ГПК РФ расширены:

  • административный истец – гражданин указывает: Ф.И.О., место жительства или пребывания, дату и место рождения в соответствии с документами, устанавливающими личность (паспорт). Если КАС РФ предусмотрено обязательное участие в деле представителя, например, по оспариванию нормативных правовых актов, намерение лично вести дело подтверждается изложением сведений о наличии высшего юридического образования (ВУЗ, год окончания). Административный истец обязательно указывает номер телефона, адрес электронной почты и номер факса (при их отсутствии лучше в иске так и написать «отсутствуют»);
  • административный истец-организация, помимо наименования организации, указывает сведения о государственной регистрации, место нахождения, телефон, номер факса и адрес электронной почты;
  • административный ответчик: истец указывает наименование, место нахождение, если это организация, то сведения о государственной регистрации (если они известны), номера телефона и факса, адрес электронной почты.

Наименование административного иска формулируется исходя из требований и вида дела административного судопроизводства.

Текст административного иска должен содержать обязательное указание на то, какие права или законные интересы, свободы административного истца (других лиц, чьи интересы представляет истец) нарушены, или могут быть нарушены, требование к административному ответчику, доказательства позиции административного истца со ссылками на нормативные правовые акты.

Содержание административного иска зависит и от того, какие действия обжалуются:

  • административный иск об оспаривании решения органа власти
  • административный иск на действия должностного лица
  • административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

По некоторым делам закон может предусматривать обязательное досудебное урегулирование спорного вопроса. В таких случаях в иске отражаются соответствующие сведения.

Большинство административных исков связаны с оспариванием решений органов власти: при их составлении важно воспользоваться правом заявить в иске ходатайство о применении мер предварительной защиты – приостановить действие решения или иное (подробнее – гл. 7 КАС).

Подготовка и подача административного иска в суд

Подготовив текст административного иска до подачи его в суд административный истец должен определить перечень прилагаемых документов. Указанному процессу следует уделить особое внимание, в противном случае судья может оставить его без движения. Помимо оригинала квитанции об уплате госпошлины (которая определяется по общим правилам в соответствии с НК РФ), копии административного иска и всех материалов для вручения административному ответчику (или уведомление о вручении таких материалов самим административным истцом), к иску прилагаются:

  • копия нормативного правового акта, решения органа власти, которыми нарушены права обращающего в суд лица или доказательства невозможности его получения;
  • документы, которые подтверждают соблюдение досудебного порядка урегулирования административного спора, когда это обязательно;
  • доказательства, на которые ссылается истец в подтверждении своих доводов.

Если в деле участвует представитель, то он обязательно должен иметь высшее юридическое образование, что необходимо подтвердить копией диплома. Представитель участвует в деле либо по доверенности, либо по письменному или ходатайству административного истца. В последнем случае – только вместе с административным истцом.

Административный иск можно подать лично, через представителя (при наличии доверенности) или почтовой связью. Как и в гражданском процессе, получив административный иск, судья должен вынести одно из определений: принять к производству, оставить без движения, отказать в принятии административного иска или вернуть его. Основания вынесения соответствующего решения установлены ст. 127, 128, 129 и 130 КАС РФ.

Возможность подачи административным ответчиком встречного иска ограничена: например, при оспаривании нормативных правовых актов, обжаловании решений органа власти подача встречного иска не допускается.

Помимо общих рекомендаций по составлению административных исков, лицу, которое имеет намерение обратиться в суд с подобным иском, следует ознакомиться со специальными нормами КАС РФ, например, гл. 21-32, что поможет в подготовке и подаче административного иска.

Каждый суд может рассматривать различные процессы, свойственные только его уровню. Такое явление называется компетенцией суда. В этом материале мы рассказываем, какие дела рассматривает районный суд.

Какие дела рассматривает районный суд?

Что такое районный суд и какова его компетенция

Возможно, вы не знали, но среди всех категорий судебных инстанций, имеющих общую юрисдикцию, районный суд является, пожалуй, звеном:

  • первым;
  • основным.

Имеются данные суды абсолютно в любом районе города, либо хотя бы в единственном экземпляре в городках, у которых только один район.

Районный суд — важное звено судебной системы, отвечающее за разрешение вопросов, возникающих на подведомственных территориях, а также передающихся из мировых судов апелляций

Искомые суды имеют компетенцию на рассмотрение дел, заведенных в рамках производств:

  • гражданского характера;
  • уголовного характера.

Статья 34. Компетенция районного суда

Кроме того, данный суд отвечает за рассмотрение дел следующих направленностей, связанных:

  • с преступлениями в области нарушений Кодекса об Административных правонарушения Российской Федерации;
  • с приговорами, выносимыми по делам уголовной категории (к примеру, только если районный суд вынесет соответствующее решение, вы сможете рассчитывать на условно-досрочное освобождение);
  • рассмотрением жалоб, а также просьб лиц, являющихся участниками судопроизводств уголовной категории, представляющих защиту;
  • с вынесением определенных решений относительно необходимости проведения действий следственного характера, соответствующих Уголовно-процессуальному Кодексу (таких, как прослушивание, например).

Уже только данный список дает нам понять, что районный суд имеет достаточное количество обязательств и занимается довольно-таки разнообразными делами.

Если вы обращались в мировой суд для решения каких-либо проблем, но вынесенное решение вас не устроило, все возражения в официальной форме подавайте непосредственно в районный суд

Кроме своих личных дел, описанных выше, районные суда также играют роль судов второй инстанции относительно мировых судей. Говоря проще, если вы обращались по какому-либо вопросу в мировой суд, но вынесенное инстанцией решение не пришлось вам по душе, вы можете выразить официальное несогласие в виде апелляции и кассации, подав их непосредственно в районный суд.

Компетенцию районного суда можно назвать действительно обширной, а потому, это откладывает определенный отпечаток на работу с инстанцией, в которой все привыкли действовать быстро, точно и четко. Если ваше дело имеет высокую степень важности, то для участия в делах, рассматриваемых районным судом, лучше всего нанять грамотного адвоката.

Граждане, обращавшиеся в районные суды, не раз замечали, что взаимодействие со структурой создает высокую степень стресса, так как они вынуждены были соответствовать совершенно четким требованиям суда, не допуская никаких ошибок и проволочек

Кто работает в районном суде

В интересующей нас судебной инстанции работают, как минимум, несколько судей. Один из них носит официальный статус председателя, что означает для него решение следующих задач.

Таблица 1. Задачи районного судьи-председателя

Задачи Описание
Традиционные обязанности судьи К традиционным обязанностям районного судьи относится рассмотрение всех дел, обозначенных нами в разделе выше, то есть:

  • административных нарушений;
  • приговорами по Уголовному Кодексу;
  • жалобы участвующей в судопроизводствах защиты и т.д.
    Наличие статуса председателя гражданина от исполнения искомых обязанностей не освобождает, и не дает ему право принимать решения относительно того или иного дела на свое усмотрения, минуя продиктованные законом нормы.
  • Организация работы суда Помимо уже имеющихся обязанностей, теперь судья должен будет выполнять также организационные вопросы внутри данной инстанции.

    К организационным задачам председателя можно отнести множество различных процедур, к примеру, распределение компетенций между прочими судьями органа. Несмотря на то, что каждый судья, согласно букве закона является независимым, на практике же получается, что при выборе председателя остальные сотрудники становятся его подчиненными.

    Председатель районного суда должен не только выполнять свою работу, как судья, но также и успевать организовывать распределение дел между сотрудниками инстанции

    При выборе лица, которое впоследствии будет исполнять обязанности председателя, необходимо принимать во внимание следующие факторы:

    • наличие у него солидного опыта работы;
    • эффективность его основной деятельности;
    • эффективность и инициативность организаторской деятельности, когда-либо им производимой, и т.д.

    Как производится разделение дел в районном суде

    Разделение дел председателем ведется согласно предметам. К примеру, один из судей показывает высокую компетентность в области ведения уголовных дел, другой в области гражданских и так далее. В таком случае будет разумно при их согласии делегировать им процессы из тех областей, которые кажутся им наиболее интересными.

    Кроме того, районные суды обязаны учитывать принцип территории, подразумевающий, что их специалисты должны рассматривать дела, возникающие в границах конкретного района населенного пункта.

    Сочетание двух этих принципов, предметного и территориального, в конечном итоге приводит к четкому распределению перечня дел и задач для каждого подчиненного председателя.

    Подобное распределение дел, как в районном суде, применяется также в частных юридических практиках

    На практике искомое разграничение применяется также и в частных юридических конторах, где каждый специалист занимается именно той направленностью вопросов, в которых он отлично разбирается.

    Подведем итоги

    Районный суд, как мы уже сказали – весьма важная инстанция, так как среди судов общей юрисдикции занимает первую позицию. Имеются данные учреждения в каждом районе вашего города. Если вам интересно, задайте такой запрос в интернете, и рассмотрите онлайн-карту вашего города. Вы убедитесь, что сказанное нами – правда.

    Судья, которые трудятся в изучаемой нами инстанции, имеют право на рассмотрение дел, в большинстве своем представляющих производство гражданского и уголовного характера. Впрочем, как вы могли запомнить, районный суд должен решать не только вопросы, направленные лично ему, но также и переданные «по наследству» дела из судов мировой категории.

    Кодекс этики судьи является основой осуществления независимого и честного правосудия. Поэтому каждый гражданин, занимающий должность судьи, обязан соблюдать высокие нормы, устанавливаемые этим кодексом. Подробно об основных положениях данного документа расскажем в специальной статье.

    1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

    2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
    1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
    2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;
    3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
    4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
    5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
    6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
    7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
    8) иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
    9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

    3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

    4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

    5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.

    6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1-5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

    7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

    8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Комментарий к статье 125 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

    В комментируемой статье установлены требования к форме и содержанию административного искового заявления.

    Административное исковое заявление составляется в письменной форме в разборчивом виде, подписывается административным истцом и (или) его представителем при наличии соответствующих полномочий с указанием даты внесения подписей.

    Требования к содержанию административного искового заявления, установленные в ч. 2 комментируемой статьи, полностью соотносятся с категориями дел, подлежащими рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства. Указанные требования регламентированы намного подробнее, чем в ч. 2 ст. 131 ГПК РФ.

    Так, например, согласно п. 2 ч. 2 комментируемой статьи административное исковое заявление должно содержать наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя.

    Внимания заслуживают правила, предусматривающие необходимость указывать сведения о высшем юридическом образовании административного истца, если он намерен лично вести дело, или представителя, если административное исковое заявление подается представителем. Такое требование корреспондируется с положениями ч. 1 ст. 55 Кодекса, согласно которым представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование, а также другими статьями Кодекса.

    Новым также является необходимость указывать в административном исковом заявлении:

    — адрес электронной почты административного истца, его представителя; административного ответчика (если известен);

    — сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась.

    При этом в первом случае необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 96 Кодекса лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление таким способом указывается адрес электронной почты, на который направляется извещение.

    Административный истец, помимо указанных выше сведений в административном исковом заявлении, приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, а также может изложить свои ходатайства.

    Положениями Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел, может быть предусмотрена необходимость указания в административном исковом заявлении иных сведений.

    Например, в соответствии с ч. 2 ст. 209 Кодекса в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта, помимо сведений, предусмотренных п. п. 1, 2, 4 и 8 ч. 2 и ч. 6 ст. 125 Кодекса, должны быть указаны:

    — наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

    — наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

    — сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

    — сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

    — наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

    — ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в ч. 3 настоящей статьи;

    — требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству РФ всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

    В комментируемой статье также предусмотрен ряд отдельных требований, предъявляемых к содержанию административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод, законных интересов группы лиц, других лиц или неопределенного круга лиц.

    Так, в административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, указывается, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.

    Административное исковое заявление, поданное прокурором или лицами в целях защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. п. 1 — 5, 8 и 9 ч. 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.

    Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан, а не обладающий — может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, способами, указанными в ч. 7 комментируемой статьи.

    Положения ч. 8 комментируемой статьи в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» <1> вводятся в действие с 15 сентября 2016 года.

    ———————————
    <1> СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1392.

    Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 25.09.2014 N 2144-О, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, предоставляющая заинтересованному лицу право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, как и п. 4 ч. 2 ст. 131 данного Кодекса, предусматривающий необходимость указания в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования, направлены на создание условий для реализации права на судебную защиту, в том числе на исполнение принятого судом решения, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

    Пленумом Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 27.06.2013 N 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» отмечено, что заявление по делу об административном надзоре должно отвечать требованиям ст. 261.6, а также ст. ст. 131 и 132 ГПК РФ.

    В частности, в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление; наименование органа, подающего заявление, его место нахождения либо лицо, подающее заявление, его место жительства (пребывания) или указан его представитель; фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого подается заявление, его место пребывания или жительства; основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу; предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений; перечень прилагаемых к заявлению документов.

    К заявлению должны быть приложены имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы, а также копии заявления и документов для участвующих в деле лиц.

    В заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, указываются сведения о его поведении в период отбывания наказания в исправительном учреждении (в том числе приобщается характеристика лица, справка об имеющихся поощрениях и взысканиях). К заявлению прилагаются копия приговора суда и копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, а также постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

    В заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, указываются также сведения о его поведении (в частности, приобщается характеристика лица). К заявлению прилагаются копия приговора и копии иных судебных постановлений о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством, документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.

    К заявлению органа внутренних дел либо поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие лицо, в отношении которого установлен административный надзор.

    Заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел должно быть подписано его начальником или руководителем либо иным уполномоченным лицом.

    Заявление поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений подписывается этим лицом либо его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления, оформленных в соответствии с требованиями ст. ст. 53, 54 ГПК РФ <1>.

    ———————————
    <1> БВС РФ. 2013. N 8.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *