Кому не будут платить пенсию?

Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки и т. п., где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Не случайно появились идея вернуть прежний пенсионный возраст на Дальнем Востоке. Есть еще десятки инициатив, которыми пытаются подлатать последствия пенсионной реформы. Но на самом деле исправлять надо не трагические последствия, а саму причину. Очевидно, что реформа провалилась. Она ударила по самой основе власти — рейтингу Путина и оказалась негодной и с экономической точки зрения.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

Пенсионный фонд Украины (ПФУ) – государственный орган исполнительной власти, осуществляющий назначение, финансирование и выплату социальной денежной помощи различным категориям граждан, к которым относятся: пенсионеры по возрасту, по состоянию здоровья, сироты, военнослужащие,переселенцы и др.

Основными задачами ПФУ являются управление национальной социальной системой обязательного пенсионного страхования, проведение сбора и учета страховых взносов, подготовка документов и назначение пенсий.

Координатором деятельности пенсионного фонда является Кабинет министров в лице Министра труда и социальной политики.

Содержание

История Пенсионного фонда Украины

После провозглашения независимости первым шагом на пути реформирования советской пенсионной системы стало принятие в ноябре 1991 года закона «О пенсионном обеспечении».

28 января 1992 года Кабмин принял постановление о создании Пенсионного фонда Украины на базе Республиканского управления пенсионного фонда СССР. До 1994 года ведомство являлось самостоятельной финансово-банковской системой.

В июне 1994 года ПФУ стал центральным органом исполнительной власти с соответствующими полномочиями, было проведено реформирование организационной структуры ведомства, в 1995-м началась его компьютеризация.

Реформа пенсионной системы Украины началась в 2000 году, позволив стабилизировать финансирование выплат и социальное обеспечение граждан.

В 2003 году Верховная Рада прияняла важный закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», после вступления в силу которого Украина перешла от пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию.

В 2011 году начал действовать закон Украины «О сборе и учёте единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», устанавливающий Единый социальных взнос (ЕСВ) в замен существовавших ранее 4-х государственных обязательных сборов. Согласно документу, ПФУ обязан обеспечивать сбор ЕСВ, ведение учета и контроля за его уплатой.

Задачей пенсионной реформы стало внедрение трехуровневой системы социального пенсионного обеспечения. Первым уровнем является действующая солидарная система, благодаря которой осуществляются выплаты 13 млн. украинским пенсионерам. Второй уровень – общая, обязательная накопительная система. Третий уровень – негосударственная система пенсионных накоплений, на добровольной основе.

Реформирование пенсионной системы должно обеспечить: высокий уровень жизни пенсионеров; установление величины выплат в зависимости от трудового стажа и заработной платы; мотивацию граждан к накоплению средств на старость; внедрение эффективной системы административного управления в пенсионном обеспечении.

Новости Пенсионного фонда Украины

Для оперативного информирования граждан Украины о новостях ПФУ, различных нововведениях и реформах работает официальный сайт ведомства. Также создана горячая линия, на которую можно обратиться для получения ответов на интересующие вопросы касательно начисления и выплат пенсий.

Новости пенсионного фонда интересуют многих украинцев, в частности, очень актуальна информация о выплатах пенсий переселенцам, участникам АТО, сообщения об изменении порядков начислений выплат работающим пенсионерам, новости об увеличении пенсионного возраста и многое другое.

Самая актуальная и достоверная информация о работе ПФУ и нововведениях государственного ведомства, интервью и мнения экспертов о пенсионной реформе и другая полезная информация для пенсионеров к вашему вниманию на РБК-Украина.

Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза

(Санкт-Петербург, 20 декабря 2019 года)

Государства — члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,

руководствуясь стремлением урегулировать отношения в сфере пенсионного обеспечения своих граждан,

основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года,

согласились о нижеследующем:

Статья 1. Определения

Определения

Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:

«государство проживания» — государство-член, на территории которого находится местожительство трудящегося;

«государство трудоустройства» — государство-член, на территории которого у трудящегося формируются либо формировались пенсионные права;

«компетентный орган» — учреждение (организация) государства-члена, в компетенцию которого входят вопросы, касающиеся реализации законодательства своего государства в области пенсионного обеспечения;

«местожительство» — место проживания трудящегося, определяемое или признаваемое в качестве такового в соответствии с законодательством государства-члена;

«накопительные пенсии» — обязательная накопительная пенсия в Республике Армения, пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов в Республике Казахстан, накопительная часть пенсии и выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике, накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений в Российской Федерации;

«обработка персональных данных» — любое действие (операция), совершаемое с персональными данными с использованием или без использования средств автоматизации (включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных) или совокупность таких действий (операций);

«пенсии» — денежные выплаты, указанные в пункте 2 статьи 2 настоящего Соглашения, включая выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые к пенсии в соответствии с законодательством государства-члена;

«пенсионные взносы»:

в Республике Армения — налоги и (или) иные взносы, дающие право на пенсию;

в Республике Беларусь — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

в Республике Казахстан — пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд;

в Кыргызской Республике — страховые взносы в Пенсионный фонд и Государственный накопительный пенсионный фонд;

в Российской Федерации — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

«персональные данные» — сведения на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе, относящиеся к определенному или определяемому на их основании субъекту персональных данных, которые прямо или косвенно позволяют идентифицировать личность субъекта;

«стаж работы» — период работы и (или) иной деятельности (в том числе с уплатой пенсионных взносов), а также иные периоды, учитываемые в соответствии с законодательством государства-члена при определении права на пенсию и исчислении ее размера;

«трудящийся» — гражданин государства-члена, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена;

«уполномоченные органы» — органы исполнительной власти государства-члена, осуществляющие регулирование в сфере пенсионного обеспечения и (или) регламентирующие деятельность органов (учреждений), осуществляющих проведение медико-социальной экспертизы (комплексного освидетельствования);

«член семьи» — лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством соответствующего государства-члена.

Статья 2. Круг лиц и сфера применения

Круг лиц и сфера применения

1. Настоящее Соглашение применяется в отношении трудящихся и членов семьи.

2. Настоящее Соглашение распространяется на следующие пенсии:

2.1. В Республике Армения:

1) трудовая пенсия:

по возрасту;

на льготных условиях;

за выслугу лет;

по инвалидности;

по случаю потери кормильца;

частичная;

2) обязательная накопительная пенсия:

аннуитет;

программная выплата;

единовременная выплата;

единовременная выплата наследникам.

При этом обязательная накопительная пенсия в Республике Армения назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Республики Армения.

2.2. В Республике Беларусь:

трудовая пенсия:

по возрасту;

за выслугу лет (кроме пенсий военнослужащих, приравненных к ним лиц, членов их семей и государственных служащих);

по инвалидности;

по случаю потери кормильца.

2.3. В Республике Казахстан:

пенсионные выплаты из единого накопительного пенсионного фонда за счет сформированных пенсионных взносов:

по достижении пенсионного возраста;

при установлении инвалидности первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

единовременная выплата наследникам.

2.4. В Кыргызской Республике:

1) пенсии по государственному социальному страхованию:

по возрасту;

по инвалидности;

по случаю потери кормильца;

2) накопительная часть пенсии из средств государственного накопительного пенсионного фонда;

3) выплаты за счет средств пенсионных накоплений из средств государственного накопительного пенсионного фонда.

2.5. В Российской Федерации:

1) страховая пенсия:

по старости;

по инвалидности;

по случаю потери кормильца;

2) фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Соглашением;

3) накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

3. Иные виды пенсий (пособий) назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства проживания трудящегося (члена семьи).

4. Настоящее Соглашение применяется также к отношениям, регулируемым законодательством о пенсионном обеспечении, которое изменяет и (или) дополняет положения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, и не противоречит нормам настоящего Соглашения.

Статья 3. Равные права трудящихся

Равные права трудящихся

1. Формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.

2. Реализация права на назначение и выплату трудящимся (членам семьи) пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства.

3. Трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.

Дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена.

Срок пересылки документов между компетентными органами в рамках реализации настоящего Соглашения не включается в срок рассмотрения заявления и принятия решения об установлении пенсии.

4. Трудящемуся (члену семьи) не может быть отказано в назначении и выплате пенсии на основании местожительства на территории другого государства-члена, если иное не установлено настоящим Соглашением.

Статья 4. Равенство территорий и экспорт пенсии

Равенство территорий и экспорт пенсии

1. Пенсии выплачиваются компетентными органами, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена.

Трудящийся (член семьи) имеет право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, назначившего пенсию.

2. Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено настоящим Соглашением.

3. Положения абзаца первого пункта 1 и пункта 2 настоящей статьи не распространяются на выплаты (доплаты), которые в соответствии с законодательством государства-члена устанавливаются с учетом местожительства трудящегося (члена семьи) на территории этого государства-члена.

4. Следующие денежные выплаты производятся только при условии проживания трудящегося на территории соответствующего государства-члена:

1) в Республике Армения — основная пенсия как часть трудовой пенсии и надбавки к пенсиям;

2) в Республике Беларусь — часть пенсии, исчисленная исходя из учтенных в соответствии с законодательством периодов иной деятельности и (или) иных периодов без уплаты пенсионных взносов, а также надбавки, выплаты (доплаты) и повышения, устанавливаемые к пенсии;

3) в Кыргызской Республике — базовая часть пенсии и выплаты за счет средств бюджета Кыргызской Республики;

4) в Российской Федерации — фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении.

5. При установлении доплат и иных выплат, предусмотренных законодательством государства-члена, учитываются пенсии, назначенные трудящемуся (члену семьи) во всех государствах-членах.

6. При переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением статьи 12 настоящего Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, не пересматривается.

Статья 5. Право члена семьи на пенсию

Право члена семьи на пенсию

1. В случае смерти трудящегося член семьи имеет право на пенсию в соответствии с законодательством государств-членов.

2. При определении права на пенсию, размер которой в соответствии с законодательством государства-члена, назначающего пенсию, зависит от количества членов семьи, учитываются все члены семьи.

Статья 6. Реализация права на пенсию

Реализация права на пенсию

1. Назначение и выплата пенсии в соответствии с законодательством одного государства-члена не влияют на право трудящегося (члена семьи) на одновременное назначение и выплату пенсии этого и (или) другого вида согласно законодательству другого государства-члена.

2. Назначение пенсии с учетом положений настоящего Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.

Статья 7. Определение права на пенсию

Определение права на пенсию

1. Каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения.

2. В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.

3. В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

4. При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях.

5. Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с настоящим Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии.

Право на накопительную пенсию, а также на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена.

Статья 8. Исчисление размера пенсии

Исчисление размера пенсии

Каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений настоящего Соглашения.

Статья 9. Медицинское освидетельствование и установление инвалидности

Медицинское освидетельствование и установление инвалидности

1. Медицинское обследование трудящегося (члена семьи) в целях установления инвалидности осуществляется в соответствии с законодательством государства проживания по его местожительству.

2. Решения о группе, сроке и причине инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) принимаются, в том числе заочно, органом (учреждением), осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), того государства-члена, согласно законодательству которого производятся назначение и выплата соответствующей пенсии.

При необходимости принимаются во внимание справки и медицинские заключения, выданные соответствующими учреждениями других государств-членов.

Данные решения принимаются на безвозмездной основе.

Статья 10. Сотрудничество государств-членов

Сотрудничество государств-членов

1. Евразийская экономическая комиссия вправе запрашивать у государств-членов информацию, относящуюся к предмету регулирования настоящего Соглашения, а также принимать рекомендации по вопросам применения настоящего Соглашения.

2. Уполномоченные органы информируют друг друга обо всех изменениях в законодательстве своих государств, касающихся сферы применения настоящего Соглашения.

3. Уполномоченные органы и компетентные органы взаимодействуют друг с другом (в том числе с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза) по вопросам, связанным с реализацией настоящего Соглашения, на безвозмездной основе.

Компетентные органы представляют друг другу по запросу или по собственной инициативе необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего Соглашения, а также принимают меры по установлению этих обстоятельств.

4. Компетентные органы информируют друг друга об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

5. Документы, необходимые для установления инвалидности, определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов.

Компетентные органы вправе запросить у трудящегося (члена семьи) нотариально заверенный перевод документов на государственный язык государства-члена, назначающего (выплачивающего) пенсию, а также в случае необходимости в целях верификации документов направлять соответствующие запросы либо использовать сведения, полученные путем обращения к информационным базам данных.

6. Суммы пенсии, излишне выплаченные трудящемуся (члену семьи) компетентным органом одного государства-члена, в случае невозможности самостоятельного удержания в связи с прекращением выплаты пенсии, могут быть удержаны в пользу этого государства-члена из пенсии, предусмотренной пунктом 2 статьи 2 настоящего Соглашения и выплачиваемой компетентным органом другого государства-члена.

7. Реализация настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами и Евразийской экономической комиссией по применению норм настоящего Соглашения, утверждаемым Советом Евразийской экономической комиссии.

Статья 11. Персональные данные

Персональные данные

Персональные данные передаются в целях реализации настоящего Соглашения и являются сведениями ограниченного распространения (конфиденциальными).

Обработка уполномоченными органами и компетентными органами персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена.

Статья 12. Переходные положения

Переходные положения

Назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:

за стаж работы, приобретенный после вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;

за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации — Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Статья 13. Уполномоченные органы и компетентные органы

Уполномоченные органы и компетентные органы

Сведения об уполномоченных органах и компетентных органах представляются государствами-членами в Евразийскую экономическую комиссию при направлении уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Государства-члены в месячный срок уведомляют Евразийскую экономическую комиссию об изменении своих уполномоченных органов или компетентных органов.

Статья 14. Заключительные положения

Заключительные положения

1. Споры, связанные с применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

2. По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.

3. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Евразийского экономического союза, и входит в право Евразийского экономического союза.

4. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Совершено в городе Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

За Республику Армения

За Республику Беларусь

За Республику Казахстан

За Кыргызскую Республику

За Российскую Федерацию

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Каждый человек, который имеет официальное трудоустройство, в обязательном порядке формирует свою пенсию. В настоящее время, у каждого человека общая сумма делится на две равные части, которая пополняется работодателем – посредством уплаты налогов и взносов.

Эти отчисления в пенсионный фонд должны производиться каждым предприятием. Рассмотрим то, как можно отследить свои накопления, а также вопрос об их проверке.

Что это такое

Каждый работодатель в месяц должен начислять и заниматься перечислением взносов за рабочих в ПФР. Помимо Пенсионного фонда, также стоит производить отчисления в органы ФСС и ФФОМС.

Смысл данных платежей заключается в произведении работодателем определённых платежей и при возникновении страховых случаев в фонде, куда производятся выплаты, делают обратный вывод средств в пользу сотрудника.

К примеру, когда человек берёт больничный, орган ФСС выплачивает пособие, которое должно перечисляться при временной нетрудоспособности. Тем же самым занимается Пенсионный фонд России, когда необходимо выплачивать пенсию по достижении некоторого возраста.

Здесь стоит помнить, что пенсионные и другие типы отчислений работодатель должен делать из своих средств, и он не имеет права вычитать эти суммы из зарплаты сотрудника. Что касается пенсионных отчислений, то они подразделяются на две категории: на страховую пенсию и накопительную.

Стоит отметить, что с 2014 года выплаты не производятся в пользу формирования накопительной части, поскольку все средства идут на пополнение страховой части.

Когда производится

Выплаты, которые должны идти на пополнение пенсионных накоплений каждого человека, должны производиться по 15 числам в каждом месяце. В это время работодатель оплачивает взносы за предыдущий месяц.

Иными словами, если работодатель вносит отчисления 15 октября, то эти отчисления производятся за отработанный сентябрь месяц.

Обязательно стоит помнить о сроках произведения отчислений, чтобы впоследствии у сотрудников на предприятии не возникло разногласий с сотрудниками Пенсионного фонда.

Кто платит страховые взносы

Отчисления в ПФР обязаны производиться следующими категориями лиц и предприятиями:

  1. Организации, производящие выплаты согласно любым соглашениям в пользу физических лиц.
  2. ИП: за лиц, в пользу которых производились выплаты денег за работы или услуги по договорам любого рода, а также за себя.
  3. Нотариусы, адвокаты и прочие категории самозанятых граждан.
  4. Физические лица, при ситуации, когда они производят выплаты согласно любым соглашениям, и в тех ситуациях, когда они не выступают в качестве индивидуальных предпринимателей.

Видео: Как узнать?

Тарифы в 2020 году

Несмотря на то, что в пенсионной сфере постоянно проводятся изменения в законодательной базе, общий тариф на отчисления в ПФР не изменяются. На 2020 год он составляет те же 22% от заработной платы, при условии, что выплаты не могут превысить годовой лимит.

Если же он превышен, то отчисления составляют 10% от заработка.

Те лица, которые уплачивают взносы самостоятельно, также будут выплачивать фиксированные взносы в Пенсионный фонд, которые составляют 26% от МРОТ. При этом данная сумма умножается на 12 месяцев.

Получается, что исходя из действительного размера МРОТ, который составляет 7500 рублей, общая сумма фиксированного взноса за год будет составлять 23400 рублей.

Дополнительные тарифы на ОПС

Дополнительные тарифы для отчислений в ПФР вводятся для тех работодателей, которые имеют рабочие места на вредном производстве. Иными словами, если они производят отчисления в пользу тех лиц, которые имеют право на получение льготной пенсии.

Тариф должен определяться в соответствии с приведенной оценкой условий труда, а также по присвоенному классу. Смотрите, когда прекращается выплата пенсий и как ее восстановить.

Будет ли доплата к пенсии после 80 лет в 2020 году? Узнайте в этой статье.

Суммы, не подлежащие обложению

Стоит обязательно помнить о том, что в отличие от налога на доход физлиц, учитываемого в соответствии с премиями, окладами и районным коэффициентом сотрудника, величина согласно страховым взносам не включается в зарплату. Иными словами, сотрудник на предприятии получает зарплату за вычетом налога на доход физлиц.

Что касается ситуации с уплаты средств в ПФР, то плательщик должен перечислять определённую сумму, исходя из доходов, при этом не удерживать данную сумму из зарплаты.

Каким образом можно узнать размер отчислений в ПФР с зарплаты

Сумма отчислений должна зависеть от статуса плательщика. Для тех предприятий, которые работают при общем режиме налогообложения, он составляет 22% от заработка. Также могут приплюсовываться 10% при тех ситуациях, когда размер доходов составляет больше 800000 рублей.

Эта сумма должна рассчитываться по совокупности объема заработной платы для каждого сотрудника.

Организации, которые используют упрощённую систему, должны платить 20%. По такому же тарифу за своих сотрудников платят индивидуальные предприниматели.

Реквизиты для уплаты

Важно понимать, что для плодотворного сотрудничества с Пенсионным фондом России обязательно стоит иметь реквизиты, по которым необходимо оплачивать все взносы. Если работодатель или самозанятый гражданин произведет оплату по неверным реквизитам, то в этом случае будет очень сложно доказать, что оплата производилась своевременно.

И данные отчисления будет достаточно нелегко зачислить на необходимый счёт.

Именно поэтому приведем список реквизитов для оплаты различных категорий страховых взносов:

  1. Для выплаты на формирование страховой части трудовой пенсии.
  2. Для выплаты на формирование накопительной части пенсии.
  3. Взносы для ОМС, которые зачисляются в бюджет ФФОМС.
  4. Взносы на ОМС, которые зачисляются в бюджет ТФОМС.

Коды бюджетной классификации

В следующем списке приведем коды бюджетной классификации для различных типов страховых взносов, перечисляемых работодателями и самозанятыми гражданами:

  1. Для выплат на формирование страховой части пенсии – 39210202010061000160.
  2. Для выплат на формирование накопительной части пенсии – 39210202020061000160.
  3. Взносы для ОМС, которые зачисляются в бюджет ФФОМС – 39210202100081000160.
  4. Взносы на ОМС, которые зачисляются в бюджет ТФОМС – 39210202110091000160.

Порядок перечисления средств

Все взносы начисляются сотрудниками бухгалтерии, таким образом, все выплаты в пользу работника умножаются на сумму по страховому тарифу. Данная формула является единой для каждого предприятия — она не может зависеть от режима налогообложения.

Бухгалтерия за отчетный период начисляет 22% от заработка рабочих в ПФР. Если зарплата достигла уровня более 624000 рублей, то тариф должен составлять 10%. К примеру, если сотрудник получает каждый месяц 20000 рублей, бухгалтерия каждый месяц начисляет 4400 рублей.

Для некоторых предприятий предусматриваются льготные тарифы по страховым взносам. К примеру, для области информационных технологий он должен составлять 8%. Что касается доходов работников, работодатели уплачивают взносы согласно повышенному тарифу — на 6% больше.

Это касается тех граждан, которые заняты на тяжелом производстве.

Срок

Важно помнить, что каждое предприятие должно соблюдать определенные сроки для того, чтобы вовремя вносить отчисления. Если происходит нарушение этих сроков, то могут возникать проблемы при перерасчете полной суммы на лицевом счёте работника, на котором формируется страховая часть.

Отчисления нужно производить строго до 15 числа любого месяца. Иными словами, оплата производится за каждый предыдущий месяц.

Как проверить по СНИЛС

Отчисления в ПФР должны отражаться на индивидуальном счете каждого гражданина. Иными словами, на персональном лицевом счёте. Важно обязательно помнить, что в ситуации, когда человек решил использовать свою накопительную пенсию, то узнать размер пенсионных накоплений можно по номеру СНИЛСа.

Для того, чтобы это сделать, необходимо связаться с сотрудниками Пенсионного фонда и предоставить всю необходимую контактную информацию, чтобы сформировать запрос.

Через Интернет

Не стоит забывать, что пенсионные отчисления, которые формировались на лицевом счёте каждого человека, можно также проверить через специализированный информационный портал «Госуслуги». Помимо этого, имеется возможность заказать необходимую справку на официальном сайте ПФР.

Для того, чтобы узнать размер своих пенсионных отчислений, нужно обязательно иметь под рукой паспорт и СНИЛС. При этом стоит помнить, что другое лицо может узнать всю необходимую информацию по состоянию лицевого счёта исключительно при наличии доверенности.

Получается, что у каждого российского гражданина, который является официально трудоустроенным, имеется свой лицевой счет в ПФР, на который поступают отчисления со стороны работодателя. Каждый человек имеет полное право на то, чтобы узнать состояние лицевого счета в любое время.

Читайте, что значит заморозка пенсионных накоплений.

Категория застрахованного лица в пенсионный фонд 2020 году.Она .

Какие есть льготы пенсионерам по налогу на имущество физических лиц? Узнайте .

Стоит отметить, что делать это можно любым удобным способом, при этом у людей не возникнет никаких затруднений при получении справки о состоянии счета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *