Конфликты в детском саду

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)

Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. О том, как предотвратить эти противоборства предлагаю познакомиться в этой статье. Материал будет полезен как воспитателям, так и родителям дошкольников.

Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей. От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей. Часто от согласованности подхода к воспитанию ребенка в семье и в саду зависит его психологический комфорт, эффективность овладения различными навыками и умениями. Огромную роль играет личность воспитателя, следовательно, сам характер работы в детском саду предъявляет к воспитателям высокие требования — постоянная эмоциональная напряжённость, высокий уровень ответственности, наличие конфликтов воспитателя с детьми, и их родителями и многое другое.

Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
Конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.

Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.

Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей:

  • неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад » всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
  • другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие — то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
  • еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель » навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;
  • будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории «специально для мамы». Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, «что произойдет», получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.

Любой родитель имеет свои представления о том, как нужно воспитывать детей, но в рамках каждого дошкольного учреждения существуют свои определенные педагогические методы. Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их

чадо находится в окружении других детей.

Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей.

Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как, во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним; во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают; в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме. Удивительно, но большая часть воспитателей никогда не обращается к родителям за помощью по поводу воспитания детей! Представление о том, что педагоги должны именно поучать родителей, не разбирающихся в вопросах воспитания собственного отпрыска, формируется, видимо, еще в рамках учебного заведения. А почему воспитатели не могут обращаться к родителям за такой помощью, ведь родители находятся с малышом с самого дня его рождения и знают своего ребенка гораздо лучше?!
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как «безболезненно» разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.

4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом, анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.

2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.

3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.

Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве.

Прислушиваться друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Главная цель нашего занятия это выяснить как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и как можно разрешать конфликты. В начале давайте с вами вспомним, что такое конфликт и каковы причины его возникновения.
Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает «столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт – явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Упражнение «Рисунок вдвоем”.

Коллектив делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.

Готовые рисунки обсуждаются по принципу, «почему нарисовали именно это”, «кто что рисовал”, «как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному. Иногда напряжение в конфликтной ситуации столь сильно, что подлинная коммуникация не возможна. В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон способны вызвать ответные примирительные шаги другой стороны. Первым шагом должно стать снятие негативного эмоционального напряжения.
«Стили стратегий поведения в конфликте»

В конфликте их существует 5.

Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Избегание – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

Сотрудничество – альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обоих сторон.
Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации.

Формы стратегии избегания (ухода):
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по «их” поводу за «их” спиной;
• переход на «чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.

Формы стратегии приспособления (уступчивости) заключаются в следующем:
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
• подавляете все ваши негативные эмоции.
Примеры реализации стратегии соперничества (конкуренции):
• вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
• дуетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений.
Формы стратегии компромисса заключаются в следующем:
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.
Формы стратегии сотрудничества заключаются в следующем:
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.

Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, которая часто приводит к конфликтным ситуациям. Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора и умение слушать собеседника. Помните, что порой мы ведём себя так, может быть даже и непроизвольно, провоцируя конфликт.

Кодекс поведения в конфликте.

  1. Настройся на позитивное отношение к оппоненту, создавай базу для доверия. Рациональнее даже в конфликте, увидеть в оппоненте друга и лучшую часть его личности.
  1. Переключись с эмоционального на рациональный режим работы психики. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются. Важно решить две самостоятельные задачи: главное – это найти решение проблемы и упорядочить при этом отношения. Но если решение не найдено, надо во что бы то ни стало сохранить хорошие отношения.

  1. Дайте оппоненту «выпустить пар», говори, когда он остыл. Не спеши реагировать, держи паузу; посмотри на себя со стороны; найди на чем отвлечься; искренне пожалей про себя оппонента; сознательно распредели свое сознание на другие объекты.
  1. Потребуйте от оппонента спокойно обосновать претензии. Но скажите, что будете учитывать факты и объективные доказательства, а не эмоции
  1. Сбивайте возможную агрессию неожиданными приемами. Доверительно попросите совета; задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для собеседника; напомни о том, что связывало в прошлом и было приятным; скажи комплимент.
  1. Предложи оппоненту высказать свои варианты решения проблемы
  1. Давай оценку только действиям и поступкам оппонента, а не личности, не перескакивай с проблемы на личность
  1. Отражай как эхо при помощи вопросов смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать?».
  1. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват, но сделай это быстро, решительно и не в конце разговора.
  1. Оформи приятную договоренность и оговори взаимоотношения на будущее.
    Если конфликт переходит в скандал, то замолчи первым
  1. Всячески избегай характеристик эмоционального состояния оппонента. «И чего ты кипятишься?», «Ну вот, полез в бутылку!».

Как решать конфликты в детском саду между родителями

(рекомендации для родителей)

Варшавская Н.В

МБДОУ Детский сад№ 38 «Черёмушки»

Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе.

Как правильно поступить в той или иной ситуации?

Учимся конструктивному общению, узнаем как правильно «разрулить» ситуацию.

Большинство людей не любят конфликтные ситуации и бывают вовлечены в них помимо своей воли. Тем не менее, не всегда, получается, избежать выяснения отношений, особенно если речь идет о твоем ребенке, тут уж точно надо решать вопрос. От этого зависит его комфорт, уверенность в себе и здоровье.

Спорные вопросы лучше решать сразу, не бояться их и не доводить ситуацию до критической.

Конфликт в детском саду между родителями — это довольно неприятная ситуация, поскольку обе стороны конфликта, как правило, считают себя правыми и не хотят слушать оппонента.

Когда вам встречаются неадекватные родители в детском саду, это очень неприятный момент.

НО выход есть!

  • В любом случае ваша позиция должна быть твердая, спокойная и без агрессии.

  • Всегда пытайся закончить свою основную мысль, даже если оппонент вас перебивает, возвращайтесь к своей незаконченной фразе и продолжайте. Люди чувствуют твердость, и если вы убедительны, то добьётесь результата.

  • В свою очередь, проговорите ситуацию со своим ребёнком, подскажите, как лучше поступить, а чего не делать.

  • Попробуйте подружить малышей. Это тоже иногда срабатывает.

Важно!

  • Все разговоры о конфликтных ситуациях ведите без детей. Потому что диалог далеко не всегда проходит в конструктивном русле.

  • Если дети постарше, то можно пригласить обоих и расспросить их, как было дело. Но! Каждому ребенку надо дать возможность высказаться. Даже если малыш запинается и не может связно объяснить, как все произошло. Надо набраться терпения.

  • Если ситуация прояснилась достаточно, и родитель другого ребенка с этим согласен, то детям – обоим – надо объяснить, что было не так, и подсказать варианты выхода.

  • Если другой родитель не согласен с объяснениями, то отпустите детей и продолжайте разговор, опять же, без них.

  • В процессе разговора можно попробовать такой психологический прием – объединяющее местоимение «мы». Так на подсознательном уровне у вас и оппонента появляется общая цель, это объединяет.

Если разговор происходит без детей, и ситуация до конца не ясна, закончите его, например, такой фразой: «Хорошо. Я вас услышала, я спрошу у своего ребенка, что произошло, и завтра мы обязательно продолжим разговор».

Только после того, как все выяснилось, можно и нужно принимать меры.

Причем если ваш ребенок виноват, поговори с ним строго, но без унижений. Иначе он примет такую манеру разговора как должную и сам будет разговаривать грубо, в том числе и с вами, когда подрастет.
Не воспринимайте любое происшествие как вселенскую катастрофу или тяжелое преступление против вашего малыша. Поверьте, все детки, так или иначе, иногда ссорятся, и вас тоже.

Причины конфликтов в детском саду — это неизбежное столкновение интересов, процесс познания мира.

Так дети прощупывают границы дозволенного и недозволенного.

Важно научить их взаимному уважению и приемлемым вариантам выхода из ситуации.

Если ваш ребёнок является инициатором конфликтов, и на него часто жалуются дети, другие родители и воспитатели, есть повод задуматься, все ли правильно вы делаете.

  • Может быть, ребенку не хватает внимания, и он пытается привлечь его к себе таким вот способом.

  • Как бы ни провинился ваш ребёнок, разговаривайте с ним уважительно.

  • Чаще и больше говорите с ребёнком, причем, не только его расспрашивайте, что и как, а и сами рассказывайте, как прошел ваш день. Что произошло нового, хорошего или плохого, конечно, в рамках его понимания.

  • Чаще спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу: как он к этому относится, как бы он поступил и так далее.

Конфликты детей в детском саду

Конфликты в детском саду между детьми происходят много раз в день. Дети ссорятся, мирятся, забывают о своих обидах или вдруг спустя время вспоминают.

Не надо сразу воспринимать это как катастрофу и, пылая праведным гневом, спешить выяснять отношения.

Единичные случаи лучше проговаривать со своим ребенком, проигрывать с ним разные ситуации, объяснять, почему так происходит, и как лучше всего поступить.

Чего делать, однозначно, не стоит:

  • отмахиваться от проблем своего малыша;

  • начинать его ругать, не разобравшись;

  • обвинять всех вокруг;

  • настраивать ребенка против воспитателей, других детей или родителей.

В детском возрасте очень важно чувствовать поддержку родителей, быть защищенным.

Из этого формируется чувство собственного достоинства, умение сопереживать, помогать, окружать заботой.

А вот незащищенность, чувство ненужности вызывает капризы, требовательность и, наконец, агрессию.

Если ты как мама и старший опытный друг, поможешь своему ребенку научиться решать конфликты и не бояться их, то и проблем роста будет в разы меньше.

Декрет закончился и мама может вздохнуть полной грудью, отправиться на работу, по которой немного даже начала скучать, а ребенка передает в заботливые руки детского воспитателя. Зачастую этот красивый сценарий существует лишь в голове матери, а на деле новые проблемы — конфликт с воспитателем. Мать недовольна воспитателем, а нянечка — ребенком. Кто прав и как быть сторонам, чтобы урегулировать извечный конфликт с воспитателем. Разберем несколько вариантов конфликта с воспитателем, в которых может оказаться любая мамочка.

Какие конфликты с воспитателем могут возникнуть?

  • Воспитатель кричит на ребенка
  • Невнимательность к детям?
  • Воспитатель при всех обсуждает ребенка
  • Устаревшие методы воспитания в саду
  • Советы мамам при конфликте в детском саду

Какие конфликты с воспитателем могут возникнуть?

Проблема 1: воспитатель кричит

Подруга поведала историю о том, что после перевода в новую группу, ребенок стал тихим и замкнутым. Сначала на это внимания как то не обращалось — возможно сын переживает из-за нового коллектива. На вопросы, что случилось, кроха не давал никакого ответа. Стоило пораньше привести ребенка и застать разговор воспитателя с другим малышом, как все встало на свои места. Женщина разговаривает с детьми криком, да таким, что барабанные перепонки дрожат. И так со всеми детьми. Неудивительно, что он стал зажат. Особенно когда в семье не разговаривают на повышенных тонах. При таком звуковом воздействии побоится даже взрослый.

Конечно, такое поведение воспитателя — не норма. Крик для малышей — вреден. Родитель смело может вступить в диалог с педагогом на эту тему и попросить быть более сдержанным. Если это не поможет, то есть смысл обратиться к заведующей или сменить группу. Психологическое здоровье деток превыше всего.

Проблема 2: невнимательный воспитатель

Безусловно, профессия педагога в детском саду крайне тяжелая эмоционально и физически. Порой так сложно справиться с одним крохой, а тут их больше десятка. И все они разные по характеру и активности, нужно найти подход к каждому. Родители должны это понимать и перестать требовать «особенного» ухода за своим чадом.

На одном форуме женщина возмущенно рассказывала ситуацию из детского сада. Мол, прокололи дочке уши, они стали тяжело заживать, ведь туда попадали волосы и грязные детские руки. «Ну как так можно! Нельзя разве убирать волосики с ушка крохи? Они же у нее загноятся!»

Заведение, кстати, частное. Мать, видимо, ожидала от него обслуживания класса «люкс», чтобы ушки каждый час протирали, и пылинки сдували. Но это утопия. Как ни крути, такая ситуация — проблема родителей. Ведь волосы девочки можно было убрать обручем или обработать специальным средством и спрятать под тканевый ободок. Но дело даже не в этом.

Проблему можно было решить, не выясняя отношения на женских форумах, от них вообще вреда больше, чем пользы. Ведь можно было по-доброму подойти к медсестре дошкольного заведения и «за шоколадку» попросить иногда проверять ушки малышки. Всегда можно попробовать решить проблему полюбовно.

Проблема 3: отсутствие конфиденциальности

Двое моих сыновей посещают один и тот же детский сад. Разница между ними — 2 года. Хотя они выглядят как близнецы — по характеру мальчики абсолютно разные. Если старший активный и общительный, младший — тихий и немного замкнутый. Воспитательница считает нужным каждый раз говорить об этом, притом делает это в общем чате, при всех других матерях. Она вечно рассказывает о том, что с мальчиком что-то не так, он совсем не любит общаться с другими детьми. Требует от меня каких-то действий. Мне немного обидно, что она при остальных родителях обсуждает моего сына. Она намекает на то, что я плохо справляюсь.

Ирина, 29 лет

Конечно, педагог ведет себя некорректно по отношению к матери. Кроме того, необщительность еще не означает какое-то отклонение. Это скорее всего просто особенность характера малыша. Однако обсуждение при других мамочках — это непедагогично. В схожих ситуациях следует задать ответный вопрос: «Так что же вы, как педагог, посоветуете мне сделать в такой ситуации?» Можно также прилюдно, в общем чате. Обижаться на такое поведение не стоит. Можно лишь намекнуть женщине, что стоит обсуждать сына наедине.

Проблема 4: устаревшие методы воспитания

Знакомая поделилась историей о том, как ее дочку в детском саду научили писать правой рукой. Звучит хорошо, да только до этого она была левша. Одним вечером мама девочки заметила, что та держит ложку не в левой руке, как это обычно было. На вопрос почему ты так ешь, малышка сказала, что в садике ругают, когда держишь не в той ручке. Маму эта весть крайне возмутила. На следующий же день женщина вступила в полемику с директором заведения, почему без ведома родителей идут на такие кардинальные перевоспитания. Как оказалось, женщина придерживается советских норм обучения и считает, что все дети должны быть одинаковы в поведении. Разразился скандал и девочку пришлось перевести в другой, более современный садик.

Возмущение женщины оправданно полностью. Развитие неврозов, упадок зрения, заикание, проблемы с речью и даже непроизвольное мочеиспускание — все это может стать следствием переучивания левши. Переученная девочка долгое время заикалась. Детский сад не вправе вмешиваться в здоровье ребенка и исправлять его «дефекты» без ведома опекуна. Вы должны это понимать.

Советы мамам в случае конфликта с воспитателем

Мамам, которые только планируют познакомиться с дошкольным учреждением, нужно знать:

  • Детский сад, особенно государственный, это не СПА для ребенка, вы должны это понимать. Требовать от воспитателей и заведующей особого трепета не стоит.
  • Контролировать нахождение малыша в этом заведение — нужно. Для этого достаточно прислушиваться к своему чаду, чаще интересоваться его прибыванием там и отношениями с другими детьми и педагогами.
  • Доверяй словам своего ребенка и будь на его стороне, особенно когда его ругает воспитатель. Малыш должен чувствовать себя в безопасности и под защитой мамы. Серьезный разговор и наказания лучше оставить наедине с крохой.
  • Не обманывай ожиданий крохи о детском саду, словно это самое прекрасное место на свете и каша там самая вкусная. Конечно так легче получится «затащить» туда дошколенка. Но пребывание его там будет омрачено родительским обманом.
  • Не используй метод «мама исчезла», когда приводишь ребенка. Не нужно незаметно уходить, чтобы он якобы не заметил этого и меньше расстраивался. Дети очень боятся оставаться брошенными. Этот момент может нанести ему психологическую травму.
  • Не ругайтесь с работниками по пустякам. Это в дальнейшем может усложнить его нахождение в заведение. Возможно и изменится к вам двоим отношение. Будь сдержаннее и дипломатичнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *