Континентальном шельфе

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории.

В МП закреплены два подхода к определению ширины территориального моря.

Согласно Конвенции о континентальном шельфе (Женева, 29 апреля 1958 г.) под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающееся от внешней границы территориального моря до установленных МП пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Статья 1 Конвенции под континентальным шельфом понимает поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

  • — морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
  • — если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находится далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Разграничение континентального шельфа между государствами производится либо в договорном порядке (Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море (1997 г.)), либо по решению международных органов (суды, арбитражи, органы международных организаций).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Согласно Федеральному закону от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» эта территория включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ па всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного нрава.

В природные ресурсы континентального шельфа РФ включаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ. Россия на континентальном шельфе осуществляет:

  • 1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки сто минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
  • 2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
  • 3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений;
  • 4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа и разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов РФ.

Осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, наше государство не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с нормами МП.

Участки континентального шельфа, к которым относятся участки недр континентального шельфа, могут предоставляться лицам, соответствующим требованиям, предусмотренным законодательством о недрах.

Искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.

Все виды хозяйственной деятельности на континентальном шельфе РФ подлежат государственной экологической экспертизе. Военные корабли и летательные аппараты ФСБ России могут применять оружие против судов -нарушителей закона и международных договоров РФ в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании по горячим следам, когда исчерпаны все другие обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания нарушителей.

Понятие и общая характеристика юрисдикции прибрежного государства

Территориально-географическое устройство государства накладывает значительный отпечаток на характеристику его юрисдикции. В частности, одним из факторов, способных оказывать соответствующее воздействие на объем и специфику соответствующей юрисдикции, выступает прибрежное расположение страны. Регулированию и изучению особенностей юрисдикции прибрежного государства в настоящее время уделяется большое внимание на уровне международно-правового регулирования и юридической доктрины, а определение рассматриваемой категории может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Юрисдикция прибрежного государства – это сфера компетенции и полномочий государственных органов, по упорядочению отношений, стороной которых выступают иностранные суда в связи с их проходом по соответствующей территории, совокупность правомочий по разрешению правовых споров и судебной оценке действий субъектов обозначенных правоотношений, а также возможность в необходимых случаях применять санкции к правонарушителям установленных требований.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Юрисдикция прибрежного государства 430 руб.
  • Реферат Юрисдикция прибрежного государства 230 руб.
  • Контрольная работа Юрисдикция прибрежного государства 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы юрисдикции прибрежных государств, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Ее положениями, помимо прочего, детализируется перечень субъектов, в отношении которых может быть распространена юрисдикция прибрежного государства: военные корабли, государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих или некоммерческих целях, торговые суда, и т.д., для каждого из которых устанавливается свой объем соответствующей национальной юрисдикции.

Продолжая характеристику правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, отметим, что вышеназванная Конвенция предоставляет прибрежным государствам принимать на уровне национального законодательства иные законы и правила, направленные на конкретизацию следующих вопросов:

  • Безопасность судоходства и регулирования движения судов, в том числе в части защиты навигационного оборудования, кабелей и трубопроводов, иных сооружений, а также сохранения живых ресурсов моря;
  • Деятельность по предотвращению нарушения законов о рыболовстве, а также иных правил прибрежного государства, включая таможенные, налоговые, иммиграционные, санитарные, и иные законы и правила;
  • Сохранение окружающей природной среды прибрежного государства, а также предотвращение ее текущего загрязнения;

Юрисдикционные полномочия прибрежных государств

Анализ положений упомянутой выше Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, помимо прочего, позволяет выделить совокупность конкретных юрисдикционных полномочий, которые могут быть реализованы прибрежным государством в случае необходимости, и с учетом требований, предъявляемых к безопасности судоходства:

  1. Установление предписаний для иностранных судов, осуществляющих проход через территориальное море, следовать по утвержденным морским коридорам либо схемам разделения движения;
  2. Принимать в пределах территориального море все необходимые меры для предотвращения прохода судов, не являющегося мирным;
    1. Осуществлять предупредительные меры, направленные на недопущение нарушений условий, на которых суда допускаются на территорию соответствующих вод и используют портовые сооружения;
  3. Приостанавливать на время (без какой-либо дискриминации) иностранные суда в определенных районах территориального моря, в тех случаях, когда соответствующее приостановление представляет существенное значение для охраны безопасности судна, включая периоды проведения учений с использованием оружия;
  4. Принимать обязательные для субъектов юрисдикции прибрежного государства законы и правила, регулятивное воздействие которых направлено на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения моря с иностранных удов, установление системы путей судоходства, минимизирующей угрозы морских аварий, способных привести к загрязнению морской среды и побережья соответствующего государства.

Ограничения, устанавливаемые в отношении юрисдикции прибрежных государств

Наряду с установлением перечисленных выше, и некоторых иных юрисдикционных полномочий прибрежных государств, положениями международного права утверждаются также обязанности таких государств, в основу которых помещено положение о том, что соответствующие прибрежные государства не должны препятствовать мирному проходу иностранных судов через пространство территориального моря.

При этом обозначенная обязанность детализируются в следующих положениях:

  1. Прибрежное государство обязано воздержаться от предъявления к иностранным судам таких требований, которые на практике означали бы лишение их права мирного прохода, либо нарушение соответствующего права;
  2. Запрещается проявление дискриминации, как по форме, так и по существу, в отношении судов любого государства, а равно в отношении судов, перевозящих грузы в какое-либо государство, из него или от его имени;
  3. Прибрежные государства не вправе облагать иностранные государства какими-либо дополнительными сборами, за исключением тех из них, которые взимаются за конкретно оказанные услуги в связи с проходом через территориальное море конкретной страны;
  4. Все законы и правила, имеющие отношение к упорядочению правил осуществления прохода судов вдоль прибрежного государства должны быть надлежащим образом опубликованы. Кроме того, должно иметь место надлежащее объявление о любой ставшей известной прибрежному государству опасности для судоходства.

Замечание 1

Кроме того, как было отмечено выше, прибрежное государство вправе, а в отдельных случаях – обязано устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения. При этом оно обязано ясно указать соответствующие схемы на морских картах и опубликовать их в официальных изданиях, доведя, тем самым, до всеобщего сведения.

(англ. shelf)

континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Границы Ш. — берег моря или океана и т. н. бровка (резкий перегиб поверхности морского дна — переход к материковому склону). Глубина над бровкой близка к 100— 200 м (но в некоторых случаях достигает 500—1500 м, например южная часть Охотского моря, бровка Новозеландского шельфа).

Ш. как историко-геологическая категория существовал во все геологические периоды, в одни из них резко разрастаясь в размерах (например, в юрское и меловое время), в другие занимая небольшие площади (пермь, девон). Современная геологическая эпоха характеризуется умеренным развитием шельфовых морей.

Ш. — часть подводной окраины материков, в пределах его развита земная кора материкового типа. Существует общность геоморфологических особенностей прибрежной суши и Ш. Широко распространены различные реликтовые субэральные формы рельефа и отложения, а также многочисленные следы древних береговых линий, что указывает на возникновение Ш. в основном в результате затопления окраин континентов при подъёме уровня Мирового океана в послеледниковое время и вследствие новейших тектонических погружений земной поверхности. В меньшей степени распространены Ш., образующиеся при отступании берега под действием абразии или при подводном накоплении мощных толщ осадков у края континента.

Общая пл. Ш. — около 32 млн. км2. Наиболее обширны Ш. у северной окраины Евразии, где их ширина достигает 1,5 тыс. км, а также в Беринговом море, Гудзоновом заливе, Южно-Китайском море, у северного побережья Австралии.

Ш. издавна используется в целях рыболовства и промысла морских животных; промышленный лов рыбы в шельфовых водах составляет 92%. Широко развернулись на Ш. работы по поискам и разведке полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. В 1975 на долю «морской нефти», добываемой на Ш., приходилось 20% мировой добычи нефти; ведутся также поиски и эксплуатация россыпных полезных ископаемых (касситерита, титаномагнетита, алмазов, золота и др.).

Международно-правовой режим Ш. регламентирован специальной конвенцией, принятой на Женевской конференции по морскому праву в 1958. В конвенции (под термином «шельф континентальный») понимается: а) поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориальных вод (См. Территориальные воды), до глубины в 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств; б) поверхность и недра подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов. Конвенция признаёт за прибрежными государствами суверенные права на разведку и разработку их естественных богатств: минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, живых организмов, прикрепленных к морскому дну или передвигающихся по нему (кораллы, губки, ракушки, крабы и т.п.). Другие государства не вправе делать этого без согласия прибрежного государства.

В качестве общего принципа граница Ш. определяется по соглашению заинтересованных государств в соответствии с правилами, установленными конвенцией. Такие соглашения заключены Советским Союзом с Финляндией (20 мая 1965 и 6 мая 1967) и Польшей (28 августа 1969); кроме того, СССР, Польша и ГДР подписали 23 октября 1968 Декларацию о Ш. Балтийского моря, которая устанавливает общие принципы его разграничения в этом районе.

Особенность правового режима Ш. состоит в том, что он не затрагивает правового статуса покрывающих его вод открытого моря (См. Открытое море) и воздушного пространства над этими водами. Согласно конвенции прибрежное государство вправе возводить на Ш., содержать и эксплуатировать необходимые сооружения и установки, а также создавать 600-метровые зоны безопасности вокруг этих сооружений и установок, принимать меры, необходимые для их охраны. Предусмотрено, что эти сооружения, установки и зоны безопасности не должны находиться на морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. шельф — ШЕЛЬФ, шельфа, ·муж. (·англ. shelf) (геогр.). Мелкая часть моря, образовавшаяся из затопленной части суши. Толковый словарь Ушакова
  2. шельф — Шельфа, м. (геогр.). Мелкая часть моря, образовавшаяся из затопленной части суши. Большой словарь иностранных слов
  3. шельф — орф. шельф, -а Орфографический словарь Лопатина
  4. Шельф — (a. shelf; н. Schelf; ф. plateforme continentale, plateau continental; и. plataforma, plataforma continental) — относительно мелководные (до неск. сотен м) участки дна океанов, окраинных и внутренних морей, окаймляющие континенты и острова. Границей… Горная энциклопедия
  5. ШЕЛЬФ — ШЕЛЬФ (англ. shelf) (материковая отмель) — выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением. Большой энциклопедический словарь
  6. шельф — (континентальный шельф, материковая отмель ), мелководная часть подводной окраины материков и островов, имеющая относительно выровненную поверхность и незначительные уклоны. Шельф приурочен к области развития земной коры континентального типа. География. Современная энциклопедия
  7. шельф — Шельф, шельфы, шельфа, шельфов, шельфу, шельфам, шельф, шельфы, шельфом, шельфами, шельфе, шельфах Грамматический словарь Зализняка
  8. шельф — сущ., кол-во синонимов: 3 материковая отмель 1 отмель 12 прибрежье 6 Словарь синонимов русского языка
  9. шельф — -а, м. Выровненная часть подводной окраины материков, переходящая ниже в материковый склон; материковая отмель. Малый академический словарь
  10. шельф — шельф м. Прибрежная мелководная зона океана (с глубиной до 200 метров), окаймляющая материки; материковая отмель. Толковый словарь Ефремовой
  11. шельф — ШЕЛЬФ -а; м. Спец. Прибрежная мелководная зона океана (с глубинами до 200 м); материковая отмель. ◁ Шельфовый, -ая, -ое. Ш-ая зона. Ш-ые воды. Ш. лёд. Ш-ые острова. Толковый словарь Кузнецова
  12. шельф — ШЕЛЬФ, а, м. (спец.). Прибрежная мелководная зона океана (с глубинами до 200 м). Континентальный ш. | прил. шельфовый, ая, ое. Шельфовая зона. Толковый словарь Ожегова
  13. шельф — Шельф/. Морфемно-орфографический словарь

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июня 2020 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 349-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 364-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2006 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *