Коррекционный класс в общеобразовательной школе

Сегодня началась ежегодная августовская педагогическая конференция. Один из важнейших вопросов, который будет на ней обсуждаться, — это федеральные государственные образовательные стандарты. На этот раз педагоги обсудят в том числе и вопросы, касающиеся детей с проблемами в здоровье, нуждающихся в особых образовательных условиях. Но уже и сейчас малыши, кому нужна особая помощь, ее получают.

С 2006 года дети с особыми образовательными потребностями обучаются в условиях обычных средних школ. Правильно ли это — непростой и спорный вопрос. С одной стороны, дети с ограниченными возможностями здоровья не должны быть «лишними» в обществе. С другой — смогут ли школы создать необходимые условия для особых детей? Ведь объективно мы понимаем, что даже за десять лет нереально оборудовать все школы должным образом. К тому же, есть и еще одна проблема — отношение здоровых детей и их родителей к другим, «не таким, как все».

В начале двухтысячных годов появился другой «перекос»: коррекционные классы закрывали, а вот специализированной помощи дети, в ней нуждающиеся, должным образом не получали. Сейчас ситуация меняется. И коррекционные классы в школах теперь, скорее, нередкость. Если раньше родителям даже было стыдно говорить, что их ребенок учится в таком классе, то теперь на сайтах хабаровских родителей мамы смело обсуждают такое обучение, школы и условия в них.

Тем не менее о равных возможностях в образовании говорят давно. А право на это закрепил новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Сейчас, когда родители определяются со школой, где будут учиться их вчерашние детсадовцы, мамы и папы решают разные вопросы. Там, где есть дети с проблемами — смогут ли наши дети учиться в обычных школах хорошо?

На трудную тему мы поговорили с директором хабаровской школы № 47 Еленой Бабенцевой, где как раз успешно работают коррекционные классы.

— Елена Александровна, вы в системе коррекционного обучения работаете давно, руководили специализированным учебным заведением. Сейчас возглавляемая вами школа тоже не совсем обычная…

— Действительно, наша школа инклюзивная. Дети с особыми образовательными потребностями обучаются под одной крышей, но в разных классах. Для них созданы все необходимые условия. Не нужно бояться школ, где есть коррекционное обучение! Во-первых, здесь очень много специалистов, которые могут помочь и детям без каких-либо заболеваний, ведь случается всякое. А с детками, которым нужна специальная педагогическая помощь, целенаправленно работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, другие узкие специалисты, есть сенсорная комната.

В отличие от специализированных школ, эти дети не изолированы, с ними общаются обычные дети во время проведения различных мероприятий и праздников.

Никогда еще не было ни одного конфликта в школе, ни одного притеснения ребенка. Сейчас мы не говорим «инвалиды», а именно «дети с особыми образовательными потребностями», ведь ребята — разные, у кого-то проблемы опорно-двигательного аппарата, а у кого-то — задержка в психическом развитии, у кого-то проблемы со слухом, зрением.

— Буквально не так давно на городской конференции врачи обсуждали здоровье детей. Приводились страшные цифры о проблемах маленьких хабаровчан. Действительно ли это так?

— К сожалению, проблемы со здоровьем у детей действительно есть. Сейчас большое количество детей приходит с дымной патологией, мы их называем «дымные» дети — мамы во время беременности находились в городе и дышали высокой концентрацией вредных веществ в воздухе.

К сожалению, часто проблемы вскрываются именно тогда, когда ребенок приходит в школу, ведь обучение — это немаленькая нагрузка. Но если вдруг родители видят какие-то тревожные сигналы, например, педагоги говорят, что в этом возрасте ребенок должен уметь то и то, а ваш малыш не может, у него проблемы с памятью, усидичивостью, не нужно бояться идти к специалистам! Для начала к участковым педиатрам. А перед школой лучше поговорить с опытными педагогами. На базе школы № 47 работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая как раз выявляет подобные проблемы. И с каждым годом через комиссию действительно проходит все больше малышей и, увы, выявляется все больше проблемных ситуаций.

— А как родителю все-таки понять, что ребенка нужно вести на заседание этой комиссии?

— Если раньше убедить родителей было сложно (ведь мой ребенок всегда самый лучший!), то сейчас родители начинают понимать, что если сейчас вовремя не включиться в лечение, в обучение, то можно просто-напросто «потерять» ребенка. К специалистам направляют либо в детских садах, либо в детских поликлиниках, если видят какие-либо отклонения. Многие родители и сами сейчас «продвинутые», внимательно следят за детьми: что-то настораживает — задержка речи, задержка развития, например, старший ребенок это умел в этом же возрасте, а младший — нет, задаются вопросом почему? Также и педагог, который записывает ребенка в первый класс, может порекомендовать пройти такую процедуру. Не нужно бояться коррекционного класса, если ребенок попал туда, это не значит, что он обречен на неуспешность. Если проблемы, например развития, удалось решить, то школьник переводится в обычный класс.

— А как проходит обучение в специализированном классе?

— Малыш в подобном классе (мы их еще называем интегрированными, потому как родители все равно боятся слова «коррекционный») учится всему тому же, что и сверстники, он также ходит в кружки и секции, выступает на сцене, участвует во всех школьных делах. Но в одном помещении меньше детей, чем общеобразовательном классе, их 12, бывает по 13-14. Уделяется внимание каждому! Система, как и везде, - поурочная, занятие тоже стандартное по времени.

Единственное, что больше времени отводится на заполнение пробелов в знаниях. Дети учатся только в первую смену. Во вторую смену — группа продленного дня, коррекционные часы, когда с ними занимаются логопеды, дефектологи, психологи. Занятия индивидуальные или групповые, все зависит от конкретного ребенка — для каждого выстраивается индивидуальная траектория развития. Конечно, специалисты работают с детьми бесплатно, это даже не оговаривается. Сейчас из-за подушевого финансирования не все школы могут позволить иметь узких специалистов, но мы стараемся максимально сохранить их в штате.

Обязательно повышенное внимание творческому развитию наших подопечных. Очень много прикладных кружков — так как необходимо развитие мелкой моторики рук (известно, что психическое развитие зависит от этого). Очень популярна бумагопластика, мы устраиваем выставки поделок наших детей, это очень красивые работы! Есть мастерская для девочек, для мальчиков, где дети осваивают навыки ручного труда, учатся шить и готовить.

— Тем не менее, имея диагноз, многие родители боятся вести в коррекционный класс. Им кажется, что учат слабее, что ребенок потом не поступит в вуз…

— Главное думать о психическом здоровье! Что важнее? Уровень образования или психического здоровья. В жизни такому ребенку будет трудно. К сожалению, в классе не все дети будут с пониманием относиться к особенном ребенку. Как бы нам, взрослым, это не нравилось, такова жизнь. И впоследствии за норму такой малыш принимает негативное отношение окружающих. Лучше быть успешным ребенком и закончить коррекционную школу, чем отмучиться одиннадцать лет в хорошей, по меркам родителей, гимназии. Тут папы и мамы должны удовлетворять не свои амбиции, а интересы ребенка. Никто не отменял дополнительное образование. Можно заниматься музыкой, английским, математикой индивидуально, по удобному графику. То, что ребенок присутствовал на уроке — знаний не добавляет.

И еще один аспект — не нужно перегружать ребенка опекой. Любого, в прицнипе. Относитесь к нему как к равному. Учите самостоятельности! У нас даже детки-аутисты умеют делать многое сами.

— А расскажите, как устраиваются особенные дети в жизни после школы?

— Для детей уровень образования даже не так важен, как важна социализация. Есть пример ребенка, который плохо писал и читал. Но если увидите его в обычной жизни, начнете с ним разговаривать, можно подумать, что опытный политик, настолько грамотно и хорошо поставлена речь.

Давайте понимать, что дети с отклонениями здоровья — это часто не запущенные дети, а действительно люди с заболеваниями, проблемами мозга, например. У этого парня пострадали те участки мозга, которые отвечают за чтение и письменную речь. Был ребенок, который замечательно считает, в уме может производить операции с числами вплоть до тысячи! А читать не может, у него патология центральной нервной системы. Это еще лет 15 назад учениками коррекционных классов и учреждений были дети с «социальной задержкой», то есть ими попросту не занимались в семье. Сейчас таких детей практически нет. Уровень образования у родителей вырос. К нам водят детей родители и с очень высоким социальным статусом, мамы не виноваты зачастую в болезнях своих детей. Семьи очень переживают, для них, конечно, умственная отсталость, инвалидность ребенка — трагедия. Но я всегда говорю так: вы никогда не сравнивайте своих детей ни с кем другим. Сравнивайте с ростом относительно его самого! Вчера не умел, а сегодня научился. Вот эта ваша заслуга и его достижение! С соседским ребенком не сравнивайте, он просто другой. И если честно, у нас столько замечательных детей, которым ставят диагнозы, они добрые, отзывчивые, терпеливые. А есть дети, которые считаются здоровыми, казалось бы, есть все для успешного обучения, но они забияки, ленятся… И неизвестно, какой ребенок в такой ситуации лучше! Многое зависит от воли и терпения родителей.

К тому же, в школе очень много внимания уделяется ручному труду, чтобы ребята после окончания школы могли учиться, получить профессию именно в этом направлении.

— Сейчас за каждой школой закреплен свой микрорайон, насколько реально попасть в коррекционный класс, если он действительно нужен?

— Школа всегда идет навстречу при наличии свободных мест. Вообще такие классы должны открываться в любом учреждении, это надо предусматривать и продумывать. И школы не каждый год могут открывать подобные классы — все зависит от потребности. К тому же, на микрорайонах коррекционные классы открываются по очереди.

— Мы говорили о том, что почти каждая школа должна быть готовой к особенным детям. Но по факту, не каждая. Может, я не права?

— Сейчас реализуется программа «Доступная среда», но пока, конечно, невозможно решить все задачи, которые она ставит. Ведь большинство зданий старой постройки, они просто не приспособлены ни под пандусы, ни под специальные туалеты… Сейчас новые здания и школы нужно строить уже адаптированными к специальным условиям. Но мое мнение таково, что каждая школа в этом не нуждается — все-таки лучше делать некие базовые школы, где будет все необходимое, нежели распределять по чуть-чуть возможности по абсолютно всем. Тем не менее работать с особенными детьми можно в любых условиях, мы это видим на примере нашей школы. Я имею в виду, что нужно вкладываться, прежде всего, в уровень подготовки педагогов, а не только в оборудование. Живое слово учителя ничто не заменит: ни интерактивная доска, ни сенсорная комната.

— А какие проблемы в школах с коррекционными классами?

— Да как у всех, в общем-то. У нас сейчас много тестирований, анкетирований. Мне, как директору, хочется походить по урокам коллег, но я просто физически не успею, иначе не успею заполнить все бумаги, одни нужно в обычном виде, другие в электронном, некоторые и так, и так…

Школа должна дышать! Нужно дать возможность не заниматься бумагами, а, собственно, нашей работой. Сейчас непросто складываются взаимоотношения родителей и школы. Особенно после прихода в обиход выражения о родителе как о «заказчике образовательной услуги».

И получается, что у нас, как на рынке, а товар что — судьбы детей? Нужно избавиться от бюрократии и сделать школу с человеческим лицом, потому что каждый ребенок — индивидуален, а в школе должны учить и воспитывать, а не без конца отчитываться.

Мария Иванова

Источник: Тихоокеанская звезда

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы — исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Список самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

СКОШИ №17 — VI вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул. Профсоюзная, 62

+7 (499) 128-7612

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 — пятница 18:00

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцией метро Новые Черемушки. Школа предлагает двенадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием. В школе имеется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме, роспись по дереву, переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия, клуб радиолюбителей. Возможна также заочная форма обучения с проживанием дома.

СКШ №991 — VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: ул. Шипиловская, 59, корп. 2

+7 (495) 395-1212

График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену

Режим работы: понедельник — пятница 08:00 — 18:00

Одна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская.

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы.

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное, социально-педагогическое, физкультурно-оздоровительное.

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа.

В школе работают: дефектологи, психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

СКШ №567 — VIII вида

Административный округ: Южный

Адрес: Черноморский бульвар, 8

+7 (499) 610-1930

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: понедельник — пятница, 08:00 — 17:40

Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановская, Варшавская.

Основные задачи школы: исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка.

Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты оснащены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение.

Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик.

СКОШИ №1 III — IV вида

Адрес: улица 3-я Мытищинская, 5

+7 (495) 687-5501

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник 07:30 — пятница 20:00.

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих.

Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия.

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.

СКОШИ №2 — IV вида

Административный округ: Северный

Адрес: Большой Коптевский пр., 5

+7 (499) 152-7266

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00

Ежегодно в школе обучается около 300 человек по специальной программе для слабовидящих. Для каждого составляется индивидуальный учебно-коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города.

Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно.

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок.

СКШ №532 — VIII вида

Административный округ: Центральный

Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3

+7 (495) 953-5832

График работы: пятидневная учебная неделя

Режим работы: понедельник — пятница 09.00 — 14.10

Образовательное учреждение компенсирующего типа для детей с дефектами интеллекта находится в районе Замоскворечье рядом со станциями метро Третьяковская, Новокузнецкая.

Система воспитательной и коррекционной работы включает в себя: занятия по адаптации в социуме, уроки общесоматического развития, краеведческую деятельность. Большое внимание уделяется урокам труда.

СКШИ №108 — VIII вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: Ленинский проспект, 97 корпус 2

+7 (499) 132-5538

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник 7:30 — пятница 21:00

В школу принимаются дети с нарушением интеллекта в возрасте шести с половиной лет. За девять лет обучения усваивается программа начальной школы, профильные трудовые навыки.

В коррекционные занятия включаются обязательные элементы: развитие сенсорных процессов, психомоторика, логопедия.

Школа-интернат №626 имени Н.И.Сац (корпус №5) — V вида

Административный округ: Юго-Западный

Адрес: ул. Нагорная, 22

+7 (499) 127-4614

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием

Режим работы: понедельник — пятница 07:00 — 21:00

Образовательное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи работает в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Качественная подача учебного материала сочетается с проведением эффективных занятий для будущей полноценной интеграции в социуме.

По желанию воспитанники круглосуточно пребывают в интернате или уходят после продленки домой. В школе работают различные кружки и секции. При проведении логопедических занятий используются развивающие методики, что позволяет компенсировать и исправлять даже сложные расстройства речи.

Специальная (коррекционная) образовательная программа для детей с умственной отсталостью

(8 вид)

  1. Целевое назначение программы

  1. Адресность программы

  1. Учебный план

  1. Учебно-методический комплекс

  1. Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

  1. Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся

  1. Возможные варианты выбора образовательных программ

1. Целевое назначение специальной (коррекционной) ОП для обучающихся с задержкой психического развития (7 вида).

Специальные (коррекционные) классы VIII вида в образовательном учреждении созданы для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в развитии срдствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение образовательного процесса:

— организация образовательного процесса с учетом отклонений в развитии;

— создание щадящего режима образовательного процесса (соблюдение санитарно-гигиенических норм, использование специальных методов и средств обучения);

— обеспечение необходимого сопровождения с последующим анализом динамики развития;

— осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, социально-педагогической реабилитации.

Образовательная программа школы выступает как средство удовлетворения потребностей:

а) ученика, поскольку является средством осуществления его личностных запросов. В этом аспекте ОП реализует право ребенка на сохранение своей индивидуальности, зафиксированное в ст. 8 «Конвенции о правах ребенка»;

б) родителей, поскольку является «гарантией наилучшего обеспечения интересов ребенка» (ст.3 «Конвенции о правах ребенка»);

в) учителя, как гарантия права на самореализацию и неповторимый стиль профессиональной деятельности, как право проектирования учебной программы, выбора диагностических методик и инновационных технологий;

г) школы, поскольку дает ей право на свою неповторимость;

д) общества, поскольку будущее общества определяется здоровым развитием ребенка.

2. Адресность образовательной программы.

Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется индивидуально-типологическими особенностями личности ученика, а именно:

Начальная школа:

— уровнем готовности к школе;

— здоровьем;

— интересами;

— верно выраженными специальными способностями.

Образовательная программа на каждом этапе обучения учитывает как потребности учащегося (его интересы, планы), так и его возможности (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).

Условия успешного усвоения образовательной программы на I ступени обучения:

а) возраст ребенка на момент поступления в школу — 6,5 – 7 лет;

б) готовность к получению образования по состоянию здоровья определяется медицинской комиссией;

в) уровень подготовленности дошкольников к обучению предусматривает семейное воспитание и (или) дошкольное образование в детском дошкольном образовательном учреждении.

Зачисление в классы СКК VIII вида производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

Наполняемость классов СКК до 12 человек. Распорядок дня для обучающихся в этих классах предусматривает учебные занятия в первую смену, 2-разовое питание, режим группы продленного дня, необходимые оздоровительные мероприятия.

Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами СКК, утвержденными для них программами Министерства образования РФ. Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов,

Основными задачами СКК являются:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;

  • повышение уровня их умственного развития;

  • нормализация учебной деятельности;

  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

  • социально-трудовая адаптация.

Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организуются индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Для их проведения используются часы школьного компонента, а также часы групп продленного дня. Продолжительность занятий не более 30 мин.

В классах СКК работают учителя, воспитатели и специалисты (психолог, логопед, социальный педагог), имеющие опыт работы в образовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку.

3. Учебный план.

Образовательные области

Предметы

классы

1 «В»

2 «В»

3 «В»

4 «В»

6 «В»

Общеобразовательные курсы

Язык и речь

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи

Русский язык

Математика

Математика

Природа

Биология

География

Искусство

Изобразительное искусство

Музыка и пение

Физическая культура

Физическая культура

Технология

Трудовое обучение

Допрофессионально-

трудовое обучение

Профессионально-

трудовое обучение

Коррекционные

курсы

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности

СБО

Ритмика

Школьный компонент

«Золотые руки»

«Человек и его здоровье»

«Поиграй-ка»

Максимальная

нагрузка

Индивидуальные и

групповые коррекционные

занятия

Логопедические занятия

Лечебная физическая культура

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й параллели классов первой ступени обучения сформированы специальные коррекционные классы VIII вида (под литером «В»), которые занимаются по базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Всего в школе 5 специальных коррекционных классов VIII вида, объединённых в два класса- комплекта 2″В» — 3″В» и 1″В»-4″В» — 6″В». Классы работают по 5-дневной учебной неделе. Программы базовые, адаптированные. Максимальная нагрузка учащихся не превышает норму, предусмотренную учебным планом.

Обучение в данных классах осуществляется по трём направлениям: образовательные курсы, трудовая подготовка и коррекционная подготовка.

Специфика общеобразовательных курсов заключается в их практической и коррекционной направленности. Следовательно, основными целями данных курсов являются овладение учебными предметами на практическом уровне и коррекция познавательного развития учащихся. Данные курсы реализуют следующие задачи: коррекция речевой деятельности учащихся, расширение их знаний об окружающем мире и развитие навыков планирования своей деятельности, контроля и самоконтроля. Общеобразовательные курсы охватывают такие области, как родной язык и литература, математика, природа и искусство.

В 6-ом классе в образовательной области «Природа» вводятся предметы: биология (2 часа) и география (2 часа).

В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как «Изобразительное искусство» — 1 час и «Музыка и пение» — 1 час.

Физическая культура направлена на реализацию коррекционно-компенсирующих и лечебно-оздоровительных задач. (в 1 «В» классе – 1 час, во 2 «В», 3 «В», 4 «В» и 6 «В» по 2 часа).

Трудовая подготовка направлена на формирование у учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно необходимым умениям и навыкам.

Обучение труду в начальных классах осуществляется в рамках предмета «Трудовое обучение» — 2 часа (1 «В», 2 «В», 3 «В», 4 «В» класс)

В предметной области «Трудовая подготовка» для мальчиков 4 «В» класса вводится «Допрофессионально — трудовое обучение» (1 час) и в 6 «В» классе вводится профессионально – трудовое обучение «Швейное дело» (6 часов).

Коррекционная подготовка осуществляется в трёх направлениях:

  1. Коррекционные курсы:

— «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» в 1 «В» и во 2 «В» — 1 час, в 3 «В» и в 4 «В» (2 часа)

— «Социально-бытовая ориентировка» в 6 «В» (2 часа)

— «Ритмика» с 1 по 4 классы (1 час)

  1. Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

— логопедические занятия

— лечебная физкультура

— развитие психомоторики и сенсорных процессов

  1. Факультативные курсы (за счет школьного компонента), которые имеют практическую направленность:

— «Золотые руки» (1 час в неделю во 2 «В» и в 3 «В»); цель данного курса развитие мелкой моторики учащихся и привитие им художественного вкуса через изготовление различных сувениров и предметов домашнего обихода из подручных материалов.

— «Человек и его здоровье» (1 час в неделю во 2 «В» и в 3 «В»); цель данного курса – укрепление здоровья учащихся через познание ими возможностей своего организма.

— «Поиграй-ка» (1 час в неделю в 4 «В»); цель данного курса – коррекция общей моторики учащихся через подвижные игры.

Коррекционные курсы строятся на основании рекомендаций, данных психолого-медико-педагогической комиссией при обследовании детей.

Максимальная нагрузка учащихся при пятидневной рабочей неделе не превышает максимально допустимого количества часов в неделю. Продолжительность уроков 35 минут согласно требованиям СанПиН.

4. Учебно-методический комплекс.

(базовый, углубленный, коррекционный)

Вид учебной программы (типовая, скорректированная, модифицированная, авторская, экспериментальная, рабочая учебная программа),

кем рекомендована / допущена

Причины корректи-ровки

Учебники, пособия для обучающихся (наименование, автор, год издания)

Соответствие федеральному перечню учебников (указать год утверждения перечня)

1) Чтение и развитие речи

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 классы

Чтение

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Воронкова В.В, Коломыткина И.В. Букварь (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 1 класс. –

М., Просвещение 2007

Воронкова В.В., Пушкова И.Е.

Чтение 2 кл М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Смирнова З.Н., Гусева Г.М., Чтение 3 кл, М.: Просвещение 2009

Смирнова З.Н., Гусева Г.М.

Книга для чтения 4 кл, М.: Просвещение 2001

Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

Книга для чтения учебник для 6 класса вспомогательной школы

М.: Просвещение 1994

(Рекомендовано Министерством образования РФ)

2) Письмо и развитие речи

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

Письмо

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

3) Русский язык

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

Русский язык

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Воронкова В.В. Русский язык 2 кл

М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007

Аксёнова А.К., Якубовская Э.В., Русский язык 3 кл

М.: Просвещение 2008

Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Русский язык 4 кл

М.: Просвещение 2002

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Русский язык

Воронкова В.В.

М.: ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Русский язык учебник для 6 класса вспомогательной школы

М.: Просвещение 1993

(Рекомендовано Главным управлением организационно-педагогического обеспечения ОУ Министерства образования РФ)

4) Математика

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

Математика

Перова М.Н.,

Эк В.В.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Хилько А. А. Математика (учебник для вспомогательной школы). 1 класс. – М., Просвещение 1992

Хилько А. А. Математика (учебник для вспомогательной школы). 2 класс. – М., Просвещение1993

Эк В. В. Математика (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида). 3 класс. – М., Просвещение2002

Перова М. Н. Математика Допущено Министерством образования и науки РФ 4 класс. – М., Просвещение2002

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Математика Авторы: Перова М.Н.,

Эк В.В.,

Алышева Т.В.,

М.: ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

Допущено Министерством образования и науки РФ

Капустина Г.М., Овчинникова Ф.З., Яшкова Л.С. Математика учебник для 6 класса вспомогательной школы М.: Просвещение 1994

(Рекомендовано Министерством образования РФ)

5)Биология

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Естествознание (биология)

Авторы:

Сивоглазов В.И., Шевырёва Т.В., Кмычук Л.В., Воронкова В.В.,

М.: ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

Никишов А.И., Арсиневич Н.И.

Естествознание. Неживая природа учебник для 6 класса вспомогательной школы

М.: Просвещение 1993

(Рекомендовано Главным управлением организационно-педагогического обеспечения ОУ Министерства образования РФ)

6)География

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

География Лифанова Т.М.

М.: ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

География 6 класс (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

М.: Просвещение 2008 (Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

7) Изобразительное искусство

1в,

2в,

3в,

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Изобразительное искусство» Грошенков И.А.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Изобразительное искусство

Грошенков И.А.

М.: ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

8) Музыка и пение

1в,

2в,

3в,

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Музыка и пение» Евтушенко И.В.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Музыка

Евтушенко И.В.

М.:ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

9) Физическая культура

1в,

2в,

3в,

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Физическое воспитание» Белов В.М.,

Кувшинов В.С., Мозговой В.М.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Физическое воспитание

Мозговой В.М.

М.:ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

10) Трудовое обучение

1в,

2в,

3в,

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Трудовое обучение»

1-3 кл., Павлова Н.Н.,4 кл., Мирский С.Л.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

Кузнецова Л.А., Ручной труд 1 кл., учебник по трудовому обучению для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

СПб филиал издательства «Просвещение» 2006

11) Допрофессионально-

трудовое обучение

12) Профессионально-

трудовое обучение

13) Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир»)

коррекционный

Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 1 кл., М.: АРКТИ 2003г.

Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи (Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 2 кл., М.: АРКТИ 2003г.

Худенко Е.Д.

Терехова И.А., Знакомство с окружающим миром

(Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 3 кл.

М.: АРКТИ 2006

Худенко Е.Д.

Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром

(Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида) 4 кл.

М.: АРКТИ 2004

14) СБО

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы в 2 сборниках

Социально-бытовая ориентировка

Казакова С.А., Воронкова В.В.,

М.:ВЛАДОС 2010

Допущено Министерством образования и науки РФ

15) Ритмика

1в,

2в,

3в,

Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 кл

М.: «Просвещение» 2008

Под редакцией Воронковой В.В.

«Ритмика»

Айдарбекова А.А.

коррекционный

Допущено Министерством образования и науки РФ

  1. Организационно-педагогические условия реализации

образовательной программы.

Выполнение образовательной программы возможно при определенных организационно-педагогических условиях (нормативных и организационных).

Нормативные.

Срок обучения по программе 8 вида — 9 лет.

Продолжительность учебного года: 1 класс- 33 учебные недели, 2-4 классы – не менее 34 учебных недель. Начальные классы занимаются по 5-дневной учебной неделе. Продолжительность урока– 35 минут.

Распорядок дня для обучающихся в классах СКК предусматривает учебные занятия в первую смену, 2-разовое питание, режим группы продленного дня, необходимые оздоровительные мероприятия.

Организационные

Режим работы школы

Режим работы школы организован в соответствии с учебным планом, составленным на основе базисного учебного плана Вологодской области с учетом санитарно-гигиенических норм. Продолжительность урока 35 минут.

Начало занятий в 9.00.

  1. Расписание звонков:

1 урок 9.00 – 9.35 завтрак.

2 урок 9.55 – 10.30

3 урок 11.10 – 11.45

4 урок 12.05 – 12.40

5 урок 12.50-13.25

В праздничные дни предусматривается сокращенный режим работы.

Промежуточные каникулы 30 календарных дней по согласованию с Управлением образования Вашкинского муниципального района.

Для 1х классов дополнительные каникулы 7 дней в феврале согласно приказу директора школы.

ГПД работают согласно расписанию.

Режим работы ГПД:

— Приём детей в группу

— Обед

— Прогулка (не менее 1,5 часов)

— Подготовка домашнего задания

— Клубные часы, часы коррекции, работа психолога, логопеда, спортивная, кружковая работа и т.д.

— Организация уборки и отправка детей домой.

Кадровое обеспечение.

Классы СКК полностью обеспечены кадрами. Всеми учителями пройдена специальная подготовка.

Наименование

Кол-во

образование

Категория

Звание

Высшее

Среднее- спец

В

Отл.

Поч.

раб.

Засл

учит

Учителя

Воспитатели

Соц. педагог

Психолог

Логопед

н/в

Хореограф

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

  • — выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

  • — профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

  • — выявление резервных возможностей развития;

  • — определение характера, продолжительности и эффективности социальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

  • — подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

  • Диагностическая работа проводится учителями, психологом, логопедом, социальным педагогом в соответствии с планом работы.

Внеурочная деятельность.

Понедельник – день совещаний, педсоветов, семинаров. Заседания МО.

Вторник, среда, четверг – индивидуальные и групповые консультации, коррекционные занятия.

Пятница – административный совет, школьные, классные вечера, генеральные уборки.

Организационные.

Основной формой организации обучения является классно-урочная система. Применяются также и другие формы: индивидуальные и групповые консультации, курсы по выбору, кружковые занятия, спортивные секции и др. Внеурочная деятельность проводится согласно расписания.

Формы организации внеклассной работы

  • Праздники, утренники;

  • творческие мастерские;

  • конкурсы, фестивали, концерты.

  • система игровых тренингов;

  • беседы, встречи;

  • система экскурсионных занятий на базе культурных и просветительных центров ( музеев, библиотек).

  • Спортивно-оздоровительные мероприятия

6. Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся.

        1. Система оценок при промежуточной аттестации – 5-бальная. В начальной школе (2-4 классы) промежуточная аттестация осуществляется каждую четверть и учебный год. В 1 классе учащиеся получают на конец года качественную оценку своей учебы (освоена программа или нет), на основании которой переводятся во 2-ой класс или остаются на повторный курс обучения в 1-ом классе на основании решения областной психолого-медико-педагогической комиссии. Итоговые оценки за четверть, полугодие, год выставляются учителями за два дня до окончания учебных занятий. Текущий учет знаний по 5-бальной системе. Оценка фактических знаний, умений, навыков обучающихся производится учителем по итогам устного, письменного и других форм контроля. По окончании изучения темы, курса возможен зачет. Форму, методы проведения текущего контроля выбирает учитель. Критерии и нормы оценки определяются государственными стандартами образования по каждому предмету, обязательным минимумом образования. График проведения контрольных работ согласуется с заместителями директора по учебной работе.

        2. Тексты контрольных работ по итогам I полугодия, учебного года для 2-4 классов готовят завучи совместно с руководителями МО.

        3. Обучающиеся 2-4 классов, не освоившие программу по одному предмету, могут получить задание на лето с обязательной переаттестацией в июне или в августе.

        4. Оценки при четвертной, годовой и текущей аттестации выставляются в дневники обучающихся, доводятся до сведения родителей.

        5. Решение педагогического совета школы в отношении обучающихся, перевод которых отложен или оставленных на повторное обучение, доводится до сведения родителей классным руководителем.

7. Возможные варианты выбора образовательных программ.

Зачисление в классы СКК производится на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, а также только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

Успешность определяется по результатам итоговой аттестации учащихся и на основе всестороннего анализа результатов промежуточных аттестаций учащихся:

  • успеваемости;

  • сформированности познавательных интересов, количества творческих достижений в выбранной ОП;

  • желания учащихся и родителей;

  • наличия мест в классе.

Процедура изменения образовательной программы:

— представление школьного ПМПк на основании диагностических наблюдений учителя, психолога, логопеда, социального педагога, мед. работника;

— анализ наличия оснований для изменения образовательной программы;

— заключение областной психолого-медико-педагогической комиссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *