Коррупция в медицине

Коррупция в здравоохранении — это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьироваться от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам, не входящим в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

— за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта;

— за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

— за подтверждение либо сокрытие тех, или иных медицинских фактов (чаще всего побоев и иных телесных повреждений);

— за выписку «нужного» рецепта;

— за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

— за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице.

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

— искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

— постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник — это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

В статье 41 Конституции РФ предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В статье 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ указано, что при оказании медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов — по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста — при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований — при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Статья 51 ФЗ закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

Работники здравоохранения, как и все остальные несут ответственность за свою деятельность, в том числе за коррупционные преступления.

Согласно УК РФ, возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293).

В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за заведомо ложное заключение эксперта (ст.307 УК РФ), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163 УК РФ).

К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний — от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Людмила Солдатова, референт отделения информации

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ульяновский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

Реферат

по дисциплине: «Правовое регулирование антикоррупционной деятельности»

на тему «Особенности противодействия коррупции в здравоохранении»

Выполнил: магистрант 2 курса

заочной формы обучения

группы ЮМ-З-15/5

Пархоменко А.А.

Научный руководитель:

Смирнов С.В.

Ульяновск 2017

Словом «коррупция» в нашей стране давно уже никого не удивить. Многочисленные сообщения о том, что коррупция проникла во все сферы общественной жизни, политику, экономику, а особенно — на государственную службу — стали обыденными и привычными для россиян. И только с одним страшно и тяжело смириться — понятие «коррупция» стало привычным и для медицины.

В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения.

«Коррупционная зараза» проникла практически во все отрасли медицины, что признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам — коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод — коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации. Допустимы ли подобные факты? Кто должен нести ответственность за отсутствие контроля за соблюдением правил, подбором персонала и хранением бланков рецептов?

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил.

Ниже приведены наиболее распространенные виды взяток в сфере здравоохранения:

— За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

— За качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

— За подтверждение либо сокрытие тех, либо иных медицинских фактов (чаще всего — побоев и иных телесных повреждений);

— За выписку «нужного» рецепта;

— За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений;

— За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице.

— За выдачу «нужных» справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в принципе.

Существенны три специфических стороны данного вопроса в области здравоохранения:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики работников;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального контроля в сфере здравоохранения.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения — от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Меры по противодействию коррупции в сфере здравоохранения.

Термин экспертиза определяется как анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемое выпуском акта заключения, в отдельных случаях сертификата качества, соответствия.

Антикоррупционная экспертиза проводится не в ходе судебного разбирательства по гражданскому, уголовному делу или делу об административном правонарушении. Минюстом РФ утвержден перечень видов судебных экспертиз, которые выполняются в учреждениях Министерства Юстиции РФ, в этот перечень антикоррупционная экспертиза не входит. С позиции нормативного регулирования относить антикоррупционную экспертизу к одному из видов судебных экспертиз, представляется не совсем верным. Но исходя из общего определения понятия экспертизы и рассмотрения ее с позиции научного познания возможно применение общих положений теории судебной экспертизы для более детального рассмотрения предмета антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения.

Под объектом подобной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы понимается, «то, что противостоит субъекту в его предметной практической и познавательной деятельности», то есть те материалы и объекты, изучая которые, субъект исследования «осуществляет в специфической сфере познавательную деятельность — разрешает задачи конкретных — судебных исследований в области здравоохранения».

По поводу предмета антикоррупционной экспертизы в литературе имеется ряд точек зрения. Согласно одной предметом антикоррупционной экспертизы являются «законодательные и подзаконные акты в области здравоохранения, причем как действующие, так и их проекты».

Необходимо рассматривать предмет антикоррупционной экспертизы в области здравоохранения с позиции общей теории судебной экспертизы, потому что сам термин экспертиза определяется как исследование, завершаемое вынесением заключения.

Поэтому представляется наиболее верным решением признать предмет антикоррупционной экспертизы, как устанавливаемые в ходе проведения экспертом сведения и факты, позволяющие сделать вывод о наличии либо отсутствии в нормативно-правовом или его проекте коррупциогенных норм, то есть правовых норм, прямо способствующих проявлению коррупции. Эти сведения, факты необходимо установить из анализа проекта нормативно-правового акта или нормативно-правового акта на основе исследования с использованием методики проведения антикоррупционной экспертизы.

Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее — органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Проблема коррупции является очень острой в нашей стране, и решить ее можно только с помощью комплекса мероприятий, проводимых последовательно в каждой области ее возможного проявления, в том числе направленных не только на ее искоренение, но на недопущение проявления агоспособствующих коррупции факторов.

Для обеспечения социальной поддержки государства в противодействии коррупции необходимо целенаправленное формирование массового правового сознания, согласующегося с культурными особенностями населения и нравственными регуляторами социального поведения. Проблема эффективных мер и механизмов противодействия коррупции менее сложна и многогранна для решения, чем само явление коррупции.

В рамках реализации антикоррупционных мероприятий, органами государственной власти на сегодняшний день уже приняты необходимые шаги, направленные на налаживание комплексной работы по предупреждению коррупции в области здравоохранения, устранению причин и условий, ее порождающих. В регионах основной упор сделан на существенном расширении направлений противодействия коррупции с использованием в этих целях политических, правовых, экономических, организационных, воспитательных и других мер. К ним, в частности, относятся:

— разработка и принятие областного антикоррупционного законодательства в области здравоохранения;

— создание уполномоченного органа по противодействию коррупции, координирующего и направляющего антикоррупционную деятельность в данной сфере деятельности;

— внедрение практики проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в здравоохранении.

Однако, несмотря на обоснованность всех предложений и их целесообразность, ряд идей на практике реализуется слабо либо не реализуется вообще. В частности, антикоррупционная пропаганда, которая является, на наш взгляд, неотъемлемой частью эффективного противодействия коррупции, на практике практически не проводится. Подобный недостаток можно устранить следующим образом: необходимо проводить антикоррупционные мероприятия, направленные на пропаганду негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции в области здравоохранения. В этих целях целесообразно задействовать СМИ т.е. систематически публиковать материал об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, на недостаток системы здравоохранения, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина в данной области, субъектов предпринимательской деятельности, а также проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции в области здравоохранения, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения в данной области деятельности.

Ещё одним направлением противодействия коррупции стала организация проведения антикоррупционной экспертизы областных нормативных правовых актов и их проектов. Таким образом, правовые и организационные основы для осуществления антикоррупционной экспертизы созданы и уже сегодня успешно внедряются в практику.

Лучшим решением со стороны разработчиков методики и правил явилось бы совмещение этих документов в один документ. Методику проведения экспертизы, в которой были бы определены сроки проведения антикоррупционной экспертизы, раскрывались основные понятия, установлены объекты экспертизы, были отмечены методы проведения экспертного исследования, порядок действий эксперта. А также были бы раскрыты коррупциогенные факторы законодательства. Такой подход представляется наиболее разумным с позиции общей теории судебных экспертиз.

Таким образом, разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции осуществляются поэтапно. О существенных изменениях в положительную сторону говорить пока рано, однако, в регионах, где внедрялись такие меры, наблюдается положительная динамика.

Ещё одним направлением противодействия коррупции является декларирование.

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

— частные нотариусы, адвокаты, детективы, работники системы здравоохранения и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики. Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году.

Данный способ борьбы с коррупцией в области здравоохранения на сегодняшний день является одним из наиболее действенных, однако и он не может полностью перекрыть весь поток взяток, поступающий в сферу здравоохранения коррупционным путем.

Существуют дополнительные механизмы борьбы с коррупцией. Для выполнения этих механизмов необходимо:

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью.

3. Предоставить больничным кассам кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет — сдавать в налоговую инспекцию. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно — использование протоколов лечения.

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список «рецептурных» препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек;

6. Установление уголовной ответственности за получение незаконного «вознаграждения», «поборов» медицинскими работниками;

7. Проведение разъяснительных бесед с населением по поводу того, что оказание квалифицированной медицинской помощи входит в обязанности врачей, а «благодарность», как знак внимания в любом виде, может рассматриваться как уголовно-наказуемое деяние (при условии признания врачей субъектами должностных преступлений);

8. Более активное освещение в СМИ судебных процессов над коррупционерами;

9. Улучшение качества работы правоохранительных органов;

10. Максимальное упрощение процесса сообщения о фактах вымогательства взятки со стороны медицинского персонала, например, по средствам размещения в медицинских учреждениях специальных урн для письменных обращений или создания «горячей линии». Например, комитетом здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» в ряде муниципальных учреждений здравоохранения г. Саратова размещены информационные стенды с указанием контактов, на которые пациенты могут сообщить о фактах коррупции, а также вымогательства денежных средств, выдачи листов нетрудоспособности, справок, прохождения диагностических исследований, приема специалиста за плату.

11. Создание специализированного Кодекса об охране здоровья граждан, который бы объединил столь разобщенное законодательство в сфере здравоохранения, ликвидировал бы коллизию норм. Процесс формирования основ отрасли, накопления основных законодательных положений, судебной практики, связанной с их применением должен быть завершен проведением кодификации и унификации законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день существует достаточное количество механизмов по борьбе с коррупцией. Однако в силу сопротивления встречаемого данными механизмами со стороны коррумпированных структур, многие из них не получают широкого распространения и качественной проработки. На сегодняшний день ведется множество разговоров о новых законопроектах в области антикоррупционных мероприятий, предлагается вносить поправки в уже существующее законодательство, и даже президент озвучивает вопрос о борьбе с коррупцией в здравоохранении, как приоритетный. Тем не менее, на сегодняшний момент данный вопрос остается открытым и подлежит дополнительной разработке.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции»№273-ФЗ. от 25 декабря 2008 г. // С3 РФ. 2008. №52. Ст. 6228.

2. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» №172-ФЗ от 17 июля 2009 г.

3. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции».

4. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Анализ российского законодательства о противодействии коррупции // Актуальные проблемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. междунар. науч.-практич. конф. — Челябинск, 2013 г.

5. Абрамовская (Ажирбаева) О.Р. Международно-правовые основы противодействия коррупции // Проблемы права. — М. №4. — 2012 г.

7. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. М. 2013 г.

8. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Рязань. Журавль. 2014 г.

9. Васильчиков И.С. Преступления в сфере здравоохранения. Р-н-Д.: Феникс, 2011 г.

10. Дронов Р.В. Механизм нейтрализации коррупции в сфере здравоохранения. — Автореф. дис. докт. юрид. наук. — СПб., 2012 г.

16 (109) — 2011

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 338.14+614.2

коррупция в здравоохранении: причины и пути предупреждения

ю. в. сабанин,

доктор медицинских наук, начальник военно-медицинского управления Главного командования внутренних войск МВд России, генерал-майор медицинской службы E-mail: elenkuz90@mail.ru

е. и. Кузнецова,

доктор экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, финансов и статистики, полковник милиции E-mail: elenkuz90@mail.ru Московский университет МВд России

Коррупция входит в число основныхугроз национальной безопасности России и является одним из факторов риска экономики. В последние годы растет объем денежных средств, расходуемых на здравоохранение. Еще большую актуальность приобрела в последнее время проблема коррупции в здравоохранении. В статье анализируются подходы к определению коррупции в здравоохранении, определены формы коррупции, проведен аналитический обзор фактов коррупционных проявлений, предложены подходы к измерению ее уровня.

Ключевые слова: коррупция, здравоохранение, причины, уровень, предупреждение.

Коррупция вопреки усилиям государства входит в число основных угроз национальной безопасности современной России и является одним из факторов риска всех базовых национальных проектов страны и ее экономики в целом, сохранения и развития выраженного социального неравенства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года1 коррупция определена как одна из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер в

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федера-

ции до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

области повышения качества жизни российских граждан.

В ежегодном докладе международной общественной организации Transparency International (TI) Россия по уровню коррумпированности государственного сектора заняла 146-е место из 1802. Россия с показателем 2,2 разделила 146-ю позицию с Камеруном, Эквадором, Сьерра-Леоне, Тимором, Украиной и Зимбабве.

Национальная стратегия противодействия коррупции3, Национальный план противодействия коррупции4, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований создали комплексную систему мер по противодействию коррупции.

Характеризуя статистику коррупционной преступности, необходимо отметить, что в 2009 г. на территории РФ правоохранительными органами выявлено около 43,1 тыс. преступлений, совер-

2URL: www.bbc.co.uk/russian/international/transparency_cor-mptюn_mdex.shtmL

3 Национальная стратегия противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460.

«•Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568.

— 43

шенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (+6,5 %), в том числе более 13,1 тыс. фактов взяточничества (+5 %). В суд направлены уголовные дела о 26,1 тыс. преступлений такой категории (+5,5 %) 5. Из числа преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, 7 631 связано с получением взятки. Средний размер взятки и коммерческого подкупа составил 21 тыс. руб.

Подразделениями экономического блока в

2010 г. выявлено более 30 тыс. преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы. Средний размер взяток и коммерческих подкупов по оконченным уголовным делам вырос до 36 тыс. руб., а по выявленным — до 61 тыс. руб. Рейтинг взяточников показывает: 31 % осужденных — работники милиции; 20,3 % — работники учреждений здравоохранения; 12 % — преподаватели; 9 % — муниципальные служащие; 2,5 % — сотрудники службы исполнения наказания; 2 % — таможенники.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно во всем мире на здравоохранение расходуется 4,1 трлн долл., из которых 750 млрд долл. идут на закупку фармацевтических препаратов, 10—25 % расходов на государственные закупки (включая фармацевтические средства) теряются из-за коррупции. Мошенничество и злоупотребления в этой сфере обходятся отдельным правительствам развитых стран в 23 млрд долл. в год. Особое беспокойство ВОЗ вызывает фармацевтическая отрасль, которая, по их оценкам, пронизана коррупцией снизу доверху. Ежегодно, по экспертным оценкам, российские граждане тратят 1,5 млрд долл. на оплату «бесплатных» медицинских услуг.

Правительство РФ в 2011 г. увеличит расходы на здравоохранение на 10 % по сравнению с текущим годом до 375 млрд руб. Общая стоимость финансирования региональных программ модернизации здравоохранения составит 460 млрд руб., из них в

2011 г. в субъекты Федерации поступит 215,9 млрд руб. На мероприятия национального проекта «Здоровье» будет направлено 156,8 млрд руб.

Всемирная организация здравоохранения выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и

дезинформация в целях личной выгоды. Она может проявляться в трех областях деятельности. Первая область — это охрана здоровья и система здравоохранения. Коррупция способна отрицательно влиять на возможности системы здравоохранения оказывать высококачественную и эффективную помощь людям, которые могут извлечь из этого максимальную пользу. Высокий уровень коррупции способствует обнищанию населения, увеличению неравенства и ухудшению состояния здоровья, особенно наиболее уязвимых групп населения. Вторая область — это предпринимательская деятельность. Наличие значительной получастной системы, действующей в рамках государственного сектора коррупционным образом, может отрицательно влиять на развитие сильного частного сектора. Частным лицам нередко более выгодно использовать в своих интересах государственные учреждения вместе с медицинским оборудованием и пациентами, которыми они располагают, чем создавать собственные клиники и механизмы для привлечения пациентов. Третьей областью является макроэкономика. Имеются данные о том, что коррупция значительно снижает экономический рост и инвестиции в частный сектор.

Исходя из сказанного, исследование причин, тенденций и мер, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в здравоохранении, представляется особенно важным, так как сфера здравоохранения определяет качество жизни людей и создает необходимые условия для развития человеческого капитала.

Для понимания и выявления особенностей коррупционных проявлений в здравоохранении следует определить подходы к категории «коррупция» и особенности ее проявления в здравоохранении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные авторы6 исследуют это понятие с различных точек зрения. Определение «коррупция» имеет несколько разнообразных подходов.

Коррупцией в юридическом понимании считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток, а также к подкупу должностных лиц. Transparency International

5Наумов Ю. Г., Максимов В. К. Проблемы формирования статистической информации о состоянии борьбы органов внутренних дел с преступлениями коррупционной направленности с 1990 по 2009 гг. URL: http://zhenilo.narod.ru/main/ ips/2010_table_contents. pdf.

44 —-

определяет коррупцию как «злоупотребление вверенными полномочиями в целях достижения личной выгоды».

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Коррупцией в экономическом понимании считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и частного бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития отраслей и экономики страны в целом, а также в некоторых случаях — для развития социальной сферы.

Известно также понимание коррупции с позиций управления. К коррупции в таком понимании чаще всего относится нарушение или разрушение нормативного, описанного в Конституции РФ, законах и других нормативных документах государственного или муниципального управления, нередко приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными. При таком понимании коррупции она не обязательно связывается с совершением преступлений, достаточным признаком коррупции является неэффективность действий должностных лиц для решений государственных или общественных проблем.

Исследуя различные подходы к сущности данной категории, коррупцию в здравоохранении можно определить как признание коррупционными любых действий, нарушающих нормативное регулирование и развитие сферы здравоохранения, посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным.

Важным является вопрос измерения коррупции в здравоохранении с учетом форм ее проявления. Можно выделить несколько наиболее типичных форм коррупции в здравоохранении.

Коррупция в сфере государственных закупок. Основополагающим нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон, несмотря на его несовершенство, определяет, что государственные закупки — это функционально ориентированный элемент экономической безопасности, встроенный в механизм бюджетного сектора экономики. Экономическая безопасность здесь определяется в совокупности следующих факторов: в целевом использовании бюджетных средств, в эффективном их расходовании, в качестве поставляемых товаров и услуг при государственных закупках, в полном использовании механизма конкуренции при выборе поставщиков, а в целом — в противодействии коррупционным угрозам. В здравоохранении получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для медицинских услуг. Также расходы включают значительные затраты на приобретение дорогостоящего оборудования.

Примерами проявлений коррупции данного вида в здравоохранении являются возбужденные уголовные дела по факту ограничения конкуренции в связи с проводимыми Минздравсоцразвития России аукционами на поставки лекарств. Так, при проведении в 2008—2009 гг. Минздравсоцразвития России аукционов руководители ряда коммерческих организаций, осуществляющих поставки препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, незаконно осуществили согласованные действия, ограничивающие конкуренцию. В результате фактически произошел раздел фармацевтического рынка и сферы государственных закупок лекарств. Так, в 2008—2009 гг министерством было заключено 164 государственных контракта на сумму 66,3 млрд руб., из них 127 контрактов на сумму 61 млрд руб. — лишь с 6 поставщиками, в соответствии с этим было принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ (недопущение, ограничение или устранение конкуренции). Выявленные нарушения привели к поддержанию монопольно высоких цен на торгах, в результате федеральному бюджету был причинен ущерб на сумму около 3,4 млрд руб.

Очень показателен пример коррупции, когда Президент РФ Д. А. Медведев обратил внимание на цену на томографы. По оценке специалистов, только на этом российский бюджет потерял 3,5 млрд руб. По результатам прокурорской проверки

— 45

закупок медицинского оборудования возбуждено 17 уголовных дел. 10 августа 2010 г. Президент РФ Д. А. Медведев поручил Генеральной прокуратуре и Следственному комитету при прокуратуре РФ расследовать факты закупки по завышенным ценам медицинской техники для государственных нужд. Согласно докладу К. Чуйченко о проведенной проверке, при государственных закупках 170 томографов примерно на 7,5 млрд руб. их стоимость в некоторых регионах в 2—3 раза превышала цены производителей7.

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение. Это происходит как на государственном уровне, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Не имеет аналогов в новейшей истории дело Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В августе 2009 г. на скамье подсудимых оказались 11 чел. По данным следствия, в 2005—2006 гг. руководство фонда получило в виде взяток с фармацевтических компаний и региональных фондов медицинского страхования 27 млн руб. В 2005 г. государство утвердило программу дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), в соответствии с которой бюджет ФФОМС увеличился до 86,5 млрд руб. Распределение этих средств по регионам было строго регламентировано. Однако бюджет ФФОМС предусматривал статьи «Нормированный страховой запас» и «Страховой резерв», предназначенные для выравнивания финансовых условий отдельных ТФОМС путем перечисления им денег сверх запланированного бюджета — субвенций. Величина страхового запаса в 2005 г. составила 4,085 млрд руб., страхового резерва — 4,82 млрд руб.

Показателен пример, когда в рамках данного расследования прокуратура Воронежской области возбудила уголовное дело по факту нецелевого расходования ТФОМС 82 млн руб. Уголовное дело возбуждено по статье УК РФ «О расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации в особо крупном размере». Согласно данным проверки, из средств, предназначенных на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования 2005 г., управлением ТФОМС по Воронежской области израсходовано около 82 800тыс. руб. на оплату медицинской помощи, оказанной лечебно-профилактическими учреждениями

7 URL: http://www.map .by/news/abroad/news_ic_artides_ 118_

неработающему населению в 2004 г При этом бюджет на 2005 г., принятый Воронежской областной Думой, не предусматривал финансирования этого вида услуг неработающему населению. А нецелевое использование средств повлекло недофинансирование оплат медицинских услуг населению на эту сумму в 2005 г.

За получение листка временной нетрудоспособности и различных справок. Вымогательство за получение листка временной нетрудоспособности, справок о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры и т. п.

За качественное проведение операции пациенту. После проведения проверки возбуждено уголовное дело в отношении врача — хирурга одной из больниц Калининграда. В ходе расследования установлено 30 фактов получения врачом взяток в сумме от 15 тыс. до 35 тыс. руб. за проведение операций, которые оплачиваются из средств государственного медицинского страхования.

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно. В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов. Возбуждено уголовное дело по факту незаконного получения денег от пациентов за имплантацию коронарных стентов в Федеральном научном центре трансплантологии и искусственных органов им. В. И. Шумакова (ФНЦТИО). По данным расследования, система поборов с пациентов была четко отлажена с 2006 г. Схема выглядела так: пациентам лечебного учреждения бесплатно имплантировали один стент, а другие они оплачивали из собственного кармана. Стоимость одного стента варьировалась от 30 тыс. до 100 тыс. руб.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

Безусловно, авторами рассмотрены не все виды коррупции в сфере здравоохранения, однако более важным представляется вопрос ее измерения и в соот-

ветствии с этим создания комплексной системы мер противодействия в системе здравоохранения. Коррупция в здравоохранении как социальный процесс носит латентный характер, и нейтрализация может начинаться с определения признаков и показателей, которые могут свидетельствовать о криминализации данной сферы. Представляется возможным измерять уровень коррупции в сфере здравоохранения с использованием следующих подходов.

Принимая во внимание цену, которую государство уплачивает за определенные товары и услуги, можно сравнить ее с соответствующей ценой, применимой на частном рынке или в других странах. Завышенная цена может послужить индикатором коррупции или наличия неэффективной системы закупок товаров для государственных нужд, в то время как эффективное снабжение (закупки, отражающие соотношение цены и качества) в большинстве случаев подразумевает относительно чистые закупки.

Можно также сконцентрироваться на таких индикаторах управления, которые имеют тенденцию коррелировать с уровнем коррупции на национальном уровне. Такими индикаторами, например, могут быть государственные расходы на здравоохранение в процентном соотношении к ВВП, так как они имеют первостепенное значение для населения.

В сфере здравоохранения вполне применим индекс коррупционной пораженности населения (!€) — показатель коррупционной пораженности социума, характеризующийся числом лиц, совершивших коррупционные правонарушения, выявленных в течение определенного периода на определенной территории в расчете на 100 тыс. чел. населения, проживающего на данной территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассчитывается по формуле: 1С тс 105

Рассчитывается по формуле:

/С, = тс

м

где mc — число лиц, выявленных в связи с совершением коррупционных правонарушений за определенный период на определенной территории;

105 — единая расчетная база; N — численность населения, проживающего на данной территории.

Индекс коррупционной пораженности специальный (ICs) — показатель коррупционной пора-женности публичной или непубличной службы, их органов или аппаратов, характеризующийся отношением числа служащих, выявленных в связи с совершением коррупционных правонарушений в течение определенного периода на определенной территории к общему числу служащих таких службы, органа (подразделения органа) или аппарата.

где mcs — число служащих, выявленных в связи с совершением коррупционных правонарушений в течение определенного периода на определенной территории; M — общее число служащих таких службы, органа (подразделения органа) или аппарата. Коррупционная пораженность населения (социума) — интенсивность коррупционных проявлений, характеризующаяся относительными показателями частоты совершения актов коррупции (коэффициент коррупционной пораженности) и коррупционной активности граждан (индекс коррупционной активности) в расчете на определенную численность населения (обычно на 100 тыс. чел.).

Данные показатели характеризуют степень общественной вредности (общественной опасности), объем, интенсивность, структуру, динамику и территориальное распределение коррупционных правонарушений и лиц, их совершивших.

Вопросам предупреждения коррупции в сфере здравоохранения уделяется в последнее время достаточно внимания, однако оценить эффективность данных мер не представляется возможным. В ближайшее время в России предполагается создание единого органа, который займется контролем за предоставлением услуг в здравоохранении и социальной сфере.

Организационные мероприятия, направленные на противодействие коррупции, должны осуществляться на всех уровнях системы здравоохранения: федеральном, субъекта РФ, муниципальном и непосредственно на уровне медицинской организации.

Вместе с тем большая часть антикоррупционных мер, несомненно, должна быть реализована на уровне, максимально приближенном к уровню «врач — пациент». Такими мерами могут быть:

1) разработка механизмов, исключающих возможность оказания платных медицинских услуг медицинскими работниками в обход бухгалтерии (оплаты «из рук в руки»), использования медицинской организации как «прикрытия» для фактически частной практики;

2) эффективное информирование пациентов об их правах и обязанностях, действующем законодательстве, в том числе об установленных гарантированных объемах бесплатной медицинской помощи;

3) введение стимулирующих надбавок к заработной плате медицинского работника, немонети-зированных способов поощрения за информиро-

— 47

вание пациентов, а также за антикоррупционную активность.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что рассмотренные вопросы коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов международного и национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, позволяют выработать ряд предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине, психосоциальную основу которых составляет стремление субъектов системы здравоохранения, освободившись от коррупционных барьеров, оптимизировать свою функцию. В ближайшее время также будут внесены поправки в КоАП РФ и Уголовный кодекс РФ, усиливающие административную и уголовную ответственность за нарушения в сфере здравоохранения.

Список литературы

2. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / под ред. В. В. Лунеева. М.: Юрист, 2008.

3. Максимов В. К. Понятие коррупции в международном и российском праве // Право и безопасность. 2002. № 2—3.

4. Наумов Ю. Г., Максимов В. К. Проблемы формирования статистической информации о состоянии борьбы органов внутренних дел с преступлениями коррупционной направленности с 1990 по 2009 гг. URL: http://zhenilo. narod.ru/ 2010_table_of_contents.pdf.

5. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / пер. с англ. М.: Логос, 2010.

6. Смирнов В. Л. Коррупция в системе теневых процессов современной России // Научные труды Международной академии менеджмента. Вып. 5. 2009.

7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

8. Тихомиров А. В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. 2009. № 6.

25 апреля 2011 г. в Марриотт Гранд Отеле (г. Москва, ул. Тверская, 26) Ассоциация российских банков, Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу при участии Государственной Думы РФ и международных организаций проводят

IX Международную научно-практическую конференцию «Мировые тенденции развития системы ПОД\ФТ и их реализация в России».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассоциация российских банков в своей работе уделяет большое внимание вопросам противодействия отмыванию преступных доходов в банковской системе: регулярно проводятся семинары, круглые столы, активно работает профильный комитет АРБ. Но, несомненно, ключевое значение имеет ежегодная конференция по вопросам ПОД/ФТ, проводимая АРБ уже девятый год подряд.

Официальные спонсоры мероприятия — Банк ВТБ и Росбанк.

Спонсор — компания Теменос Мидл Ист Лимитед и партнер мероприятия компания Доу Джонс

Информационный партнёр — Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Росбанк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *