Кто может временно исполнять обязанности президента РФ?

Статья 90

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Статья 91

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Статья 92.1

1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.

2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.

3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. В Совет Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, — пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

3. Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах «б» и «в» части 2 настоящей статьи.

4. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

5. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

6. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет.

7. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д 1» статьи 83 Конституции Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103.1

Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

Текст Ст. 82 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 82 Конституции Российской Федерации

1. Процедура вступления в должность Президента регулировалась в период действия прежней Конституции Законом РФ от 27 июня 1991 г.*(418) Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией России, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, — на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу. Содержание присяги имеет не только символическое, но и юридическое значение. Во-первых, вступление в должность Президента Российской Федерации невозможно без принесения присяги. Во-вторых, моментом принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации обусловливается и прекращение исполнения полномочий действовавшего до этого момента Президента. Это общее правило, однако, не действует в случае наступления условий досрочного прекращения полномочий, указанных в ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации, т.е. исполняющий обязанности Президента страны не должен приносить присягу.

2. Конституция Российской Федерации предусматривает два основных условия принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации: торжественная обстановка и присутствие членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Поскольку принесение присяги, согласно ст. 92 Конституции РФ, является моментом, с которого избранный Президент страны приступает к исполнению своих обязанностей, эта церемония должна быть предельно публичной, открытой процедурой. Проведение инаугурации в присутствии представителей всех ветвей власти означает удостоверение и признание ими полной легитимности вступающего в должность Главы государства, т.е. подтверждение того, что Президент не присвоил власть, а получил ее законным путем, что соблюдена принципиально важная норма ч. 4 ст. 3, гласящая: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации».

Церемониал вступления Президента Российской Федерации еще в процессе становления. Проведение торжественной церемонии вступления в должность Б.Н. Ельцина 9 августа 1996 г. и В.В. Путина 7 мая 2000 г. и 7 мая 2004 г. различаются в деталях. Указом Президента Российской Федерации от 5 августа 1996 г. «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации»*(419) было установлено, что символами президентской власти являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации, Знак Президента Российской Федерации, представляющий собой Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени с цепью, и специально изготовленный в единственном экземпляре официальный текст Конституции Российской Федерации. Эти символы не являются собственностью Президента, а должны каждый раз передаваться вновь избранному главе государства при вступлении его в должность. На церемонии в августе 1996 г. они были вручены Б.Н. Ельцину, в мае 2000 г. и 2004 г. — В.В. Путину, в мае 2008 г. — Д.А. Медведеву.

Описание штандарта (флага) Президента Российской Федерации и местонахождение оригинала закреплено Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)*(420).

27 июля 1999 г. Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении описания символа президентской власти — Знака Президента Российской Федерации»*(421) был утвержден новый символ президентской власти — Знак Президента Российской Федерации, передаваемый Президенту Российской Федерации как Главе государства на период его полномочий. Символ президентской власти — Знак Президента Российской Федерации, состоит из знака и цепи знака.

До инаугурации статус вновь избранного, но не вступившего в должность Президента регулируется Указом Президента РФ от 3 марта 2008 г. N 295 «О статусе вновь избранного и не вступившего в должность президента Российской Федерации»*(422). Определяется статус как «должность вновь избранного президента, но еще не вступившего в должность» и не имеет прецедентов в современной российской истории.

На церемонию в 2008 г. были приглашены более двух тысяч гостей, среди которых более 140 зарубежных гостей — в основном послы иностранных государств и временные поверенные. Впервые на церемонии присутствовал действующий президент — В.В. Путин. После завершения церемонии инаугурации на Соборной площади перед Большим Кремлевским дворцом новому Президенту РФ был представлен личный состав президентского полка.

Порядок исполнения полномочий президента Российской Федерации в предусмотренных законом случаях невозможности исполнения им своих обязанностей:

Президент — вице-президент

«В случае отрешения Президента РСФСР от должности, отставки президента РСФСР, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти президента РСФСР полномочия президента РСФСР исполняет вице-президент РСФСР.» (Статья 121-11 Конституции РСФСР в редакции от 24 мая 1991)

10 июля 1991 — 12 января 1993 Ельцин — Руцкой.

Президент — вице-президент — премьер — спикер

«В случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации.» (Дополнение к статье 121-11 Конституции РСФСР в редакции от 9 декабря 1992, вступившей в силу 12 января 1993)

12 января — 3 октября 1993 Ельцин — Руцкой — Черномырдин — Хасбулатов.

Примечания:
1. Указом Б. Н. Ельцина от 1 сентября 1993 года А. Руцкой временно отстранен от должности.
2. Указом Б. Н. Ельцина от 21 сентября 1993 года Съезд народных депутатов и Верховный Совет Российской Федерации распущены, соответственно полномочия Р. Хасбулатова прекращены.
3. 21 сентября 1993 Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их, согласно ст. 121-6 Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому. 22 сентября Руцкой принёс присягу в качестве и.о. Президента Российской Федерации.
4. Указом Б. Н. Ельцина от 3 октября 1993 года А. Руцкой освобождён от должности вице-президента Российской Федерации. 4 октября Руцкой и Хасбулатов арестованы.

  • Подробнее — см. Разгон Верховного Совета России и Руцкой, Александр Владимирович

Президент — Председатель Правительства

«в случае отставки Президента Российской Федерации, невозможности дальнейшего осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента Российской Федерации полномочия Президента исполняет Председатель Совета Министров — Правительства Российской Федерации»

(указ Президента РФ от 3 октября 1993 года № 1576)

«Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.»

(Статья 92 Конституции РФ).

Кто должен исполнять полномочия Президента, если ни сам Президент, ни Председатель Правительства не в состоянии это делать — непонятно, это серьёзный пробел в Конституции.

  • 3 октября 1993 — 5 ноября 1996 Ельцин — Черномырдин
  • 5 ноября 1996 — 6 ноября 1996 (Ельцин находится на операции) — Черномырдин.
  • 6 ноября 1996 — 23 марта 1998 Ельцин — Черномырдин.
  • 23 марта 1998 — 23 августа 1998 Ельцин — Кириенко (утвержден 24 апреля).
  • 23 августа 1998 — 11 сентября 1998 Ельцин — (Глава правительства -и.о. Черномырдин В.С).
  • 11 сентября 1998 — 12 мая 1999 Ельцин — Примаков.
  • 12 мая 1999 — 9 августа 1999 Ельцин — Степашин.
  • 9 августа 1999 — 31 декабря 1999 Ельцин — Путин (утвержден 8 августа).
  • 31 декабря 1999 — 7 мая 2000 Путин (и.о)
  • 7 мая 2000 — 22 февраля 2004 Путин — Касьянов (и. о. премьера)
  • 22 февраля 2004 — 9 марта 2004 Путин — Христенко (исполняющий обязанности) .
  • 9 марта 2004 — 14 сентября 2007 Путин — Фрадков
  • 14 сентября 2007 — 7 мая 2008 Путин — Зубков
  • 7 мая 2008 — 8 мая 2008 Медведев — Зубков
  • 8 мая 2008-7 мая 2012 год — Медведев — Путин
  • с 8 мая 2012 — Путин — Медведев

Конституционный пробел

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 23 ноября 2011.

В Конституции напрямую не указано, кто должен осуществлять полномочия Президента в случае, если председатель Правительства не назначен или не в состоянии исполнять свои обязанности. Тем не менее, данный пробел в некоторой степени восполняется федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», статья 8 которого гласит:
«в случае временного отсутствия Председателя Правительства Российской Федерации его обязанности исполняет один из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей».
Соответственно, если исходить из того, что исполнение обязанностей Президента в экстренных случаях является одной из непосредственных должностных обязанностей Председателя Правительства, а его заместители полномочны исполнять все его обязанности в случае его отсутствия, то обязанности Президента должны быть временно возложены на одного из заместителей Председателя Правительства в порядке замещения, установленном распоряжением Председателя Правительства.

См. также

  • Замещение поста президента в других странах

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Президент Российской Федерации

Президенты

Борис Ельцин¹ (1991—1999) • Владимир Путин (2000—2008) • Дмитрий Медведев (2008—2012) • Владимир Путин (с 2012)

Исполняющие обязанности

Александр Руцкой² (1993) • Виктор Черномырдин (1996) • Владимир Путин (1999—2000)

Вице-президент (должность упразднена)

Александр Руцкой³ (1991—1993)

Выборы

1991 • 1996 • 2000 • 2004 • 2008 • 2012

Вступление в должность

Присяга

Отрешение от должности

Попытка импичмента 1993 г. • Попытка импичмента 1998—1999 гг.

Отставки

Отставка 1999 г.

Верховный
Главнокомандующий ВС России

Введение военного положения • «Ядерный чемоданчик» • Эмблема Верховного Главнокомандующего • Грамота • Благодарность

Администрация

Руководитель • Заместители руководителя • Управления • Отделы • Советники президента • Помощники президента • Референты президента • Полпреды в Федеральном Собрании • Полпред в конституционном суде • Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка • Полпреды в федеральных округах • Полпреды в регионах • Полпреды по урегулированию конфликтов • Полпред в странах СНГ • Полпред в Межпарламентской ассамблее СНГ • Специальные представители президента • Государственный секретарь РСФСР • Государственный советник РСФСР • Главный Государственный инспектор РСФСР • Специальный представитель Президента по Ближнему Востоку

Органы исполнительной власти
в ведении президента России

МВД • МЧС • МИД • Минобороны • Минюст • ФСБ • СВР • ФСО • СБП • Фельдъегерская служба • Росфинмониторинг • ФСКН • ГУСП • Управление делами президента • СКР

Консультативные и совещательные
органы при президенте России

Совет Безопасности • Госсовет • Иные

Документы президента

Указы • Распоряжения • Поручения • Военная доктрина • Послания Федеральному Собранию • Бюджетные послания

Символы президентской власти

Штандарт • Знак • Специальный экземпляр конституции • Специальный знак

Формы поощрения президентом

Почётная грамота президента Российской Федерации • Благодарность президента Российской Федерации

¹ В 1991 году президент РСФСР ² Глава альтернативного правительства ³ В 1991 году Вице-президент РСФСР

Вступление в должность Президента

После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность.

Она заключается в принесении Президентом присяга в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Текст присяга установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Важной характеристикой присяги является то, что она приносится народу. Присяга Президента, как и всякая иная юридически закрепленная присяга, определяет те общие требования и ориентиры деятельности, которые неукоснительно должен соблюдать Президент, в чем он дал клятву.

Конституция не предусматривает принесения присяги лицами, исполняющими обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий избранного Президента и временно исполняющими такие полномочия. Не предусмотрено также повторное принесение присяги в случае принятия в течение срока полномочий Президента новой Конституции.

Именно с момента принесения присяги Президент вступает в должность и одновременно прекращаются полномочия прежнего Президента. Необходимость принесения присяги распространяется и на Президента, избранного на второй срок.

Предусмотренная в ч. 2 ст. 82 Конституции торжественная обстановка принесения присяги призвана показать важность акта вступления в должность нового Президента, сделать этот акт публичным, свидетельствующим о высоком статусе главы государства. Имеется специальный Протокол, регламентирующий порядок вступления в должность Президента. Председатель Центральной избирательной комиссии оглашает постановление об избрании Президента. Присягу Президента принимает Председатель Конституционного Суда. После этого Председатель Совета Федерации возлагает на Президента цепь со знаком Президента. Этот знак является символом президентской власти и передается каждому очередному вновь избранному Президенту Вступление в должность Президента транслируется по каналам телевидения, радио, проходит в присутствии представителей государственных органов, политических партий, общественных объединений, представителей иностранных государств.

Конституция РФ связывает срок вступления в должность вновь избранного Президента и принесения им присяги со сроком окончания полномочий прежнего Президента.

В Федеральном законе о выборах Президента РФ конкретизированы эти сроки, а также предусмотрены сроки вступления в должность Президента в случаях досрочных или повторных выборов. Вновь избранный Президент вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента, избранного на предыдущих выборах Президента, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность прежнего Президента назначены повторные выборы Президента, на 30-й день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией общих результатов выборов Президента РФ.

В Конституции РФ не оговаривается возможность продления срока полномочий Президента путем отсрочки новых выборов в случае военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. Однако в федеральных конституционных законах «О военном положении» и «О чрезвычайном положении» устанавливается, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также референдумы не проводятся, что Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения. Отсюда следует вывод, что и выборы Президента не проводятся в случае истечения срока его полномочий и последний продлевается Государственное право Российской Федерации. Под ред. Кутафина О.Е. — М.: ТК Велби, 2004 г. С.186.

В конституциях отдельных зарубежных государств можно встретить установления, регулирующие сроки полномочий Президента в подобных ситуациях. Так, в Конституции Молдовы определено, что срок полномочий Президента может быть продлен органическим законом в случае войны или катастрофы. Аналогичная норма без указания акта, которым это устанавливается, содержится и в Конституции Румынии. В Греции в случае войны срок полномочий Президента продлевается до ее окончания.

Необходимость принесения присяги Президентом предусмотрена в большинстве конституций зарубежных стран, и именно с присягой связывается вступление в должность Президента.

Во всех конституциях, в том числе и в Конституции РФ, принесение вновь избранным Президентом присяги является юридическим актом, с которым связывается момент вступления в должность Президента. В принципе отказ от принесения Президентом присяги должен иметь своим последствием невступление его в должность. Однако прямые указания на такие последствия в конституциях встречаются как исключение. Так, в Конституции Чехии установлено, что отказ Президента принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматривается как неизбрание данного лица Президентом. В Конституции Словакии такого рода действия влекут за собой недействительность выборов Президента.

Хотя такого рода нормы затрагивают чисто гипотетические ситуации, однако очевидно, что непринесение присяги избранным Президентом означает его невступление в должность. Это вытекает из смысла Конституции РФ.

Конституция РФ не предусматривает института вице-президента. В прошлом такая должность учреждалась во время президентства М.С. Горбачева и первоначально в Российской Федерации до 1993 г. вице-президенты избирались одновременно с Президентом (отдельно по вице-президентам голосования не проводилось). Однако этот институт в нашей стране себя не оправдал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *