Кто назначает мировых судей?

Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 02.10.2012) «О мировых судьях в Российской Федерации»

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Компетенция мирового судьи

Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 2-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 144-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Учитывая, что в России судебная власть стоит отдельно и считается независимой, вопрос о том, кому подчиняются судьи, достаточно актуальный. Не все знают вертикаль власти внутри судебной системы, однако многие желают работать в ней. Стоит разобраться в особенностях иерархии и в том, кто может назначить судей, как происходить сложение их полномочий и на каких основаниях.

О кодексе этики судьи можете прочитать в нашей статье — .

Кому подчиняются судьи в России

Согласно действующему законодательству, судьи подчиняются только Конституции РФ и смежным нормативно-правовым актам. Это значит, что судебная система в России считается независимой: законодательная и исполнительная ветви власти не могут оказывать на нее влияние. Однако сама Конституция не может карать за ошибки при выполнении профессиональных обязанностей, поэтому внутри судебной системы предусмотрены возможности для снятия с должности и привлечения к ответственности.

Стоит отметить, что процесс назначения судей отличается, исходя из их должности. Закон позволяет мировых судей назначать представителям законодательной ветви власти в регионах или избирать их общим голосованием. Так как проводить выборы накладно, депутаты на местах самостоятельно назначают судей по рекомендации судейской коллегии.

Федеральных судей назначает президент. При этом срок полномочий зависит от того, куда именно назначается гражданин. Получив назначение один раз, сложно лишиться должности, если выполнять свои обязанности честно и согласно требованиям закона. Однако первоначально получить должность судьи достаточно сложно.

Вот какие обязанности сегодня есть у судей:

  • быть независимым и руководствоваться действующими законами во время принятия решения;
  • избегать того, что может навредить авторитету судебной власти;
  • быть беспристрастным, принимая решения (если есть личная заинтересованность, то требуется написать самоотвод, чтобы дело передали другому);
  • постоянно повышать свои профессиональные знания.

Выписка из Конститутции РФ

При этом налагается несколько ограничений на представителей этой профессии:

  • нельзя занимать должности в законодательной ветви власти, а также заниматься предпринимательством;
  • невозможно принадлежать к политическим партиям;
  • запрещено обладать гражданством другого государства.

Таким образом, судьи должны быть полностью независимы и беспристрастны. Если во время работы появляется причина, по которой гражданин больше не может выполнять свои обязанности, он обязан написать прошение об отставке с указанием причины.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»

Иерархия судов в России

Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.

Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране

Наименование суда Дополнительная информация
Конституционный Рассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий.
Общей юрисдикции Рассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела.
Арбитражные Занимаются делами в предпринимательской или экономической сфере.
Дисциплинарные Рассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей.

Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста. Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи. На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:

  1. Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
  2. Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
  3. Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
  4. Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
  5. Высшая инстанция, которая считается последней.

Представители Конституционного суда

Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.

Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.

Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.

Требования к судьям

Предъявляются специальные требования для судейства, чтобы выполнять функции согласно правовым нормам.

Таблица 2. Требования к судьям

Требование Краткое описание
Гражданство РФ Наличие гражданства РФ, отсутствие второго гражданства.
Высшее юридическое образование Не важно, получено оно очно или заочно, однако знания необходимо подтвердить.
Отсутствие судимости у кандидата и у его близких родственников Для подтверждения нужно предъявить справку об отсутствии судимости.
Отсутствие принадлежности к политическим партиям Доказательств не требуется, однако нужно подтвердить в анкете, что предоставленные сведения являются достоверными.
Отсутствие должности депутата и предприятия в собственности Подтверждается выпиской из трудовой книжки.

Также предъявляется возрастной ценз. Так, мировые судьи должны быть старше 25 лет, представители судов среднего звена обязаны быть старше 30 лет, ВС – 35 лет, а КС 40 лет. При этом предельный возраст работы составляет 70 лет.

Сдача экзамена на судей

Еще нужно обладать определенным стажем в юридической сфере:

  • мировые– 5 лет;
  • среднего звена – 7 лет;
  • ВС РФ, ВАС РФ – 10 лет;
  • КС РФ – 15 лет.

Важно! Требуется быть дееспособным, обладать безупречной биографией и не состоять на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере. Стать членом ВС РФ, ВАС РФ или КС РФ можно только путем повышения по службе. То есть, нельзя подать заявление на назначение в высшие судебные инстанции, такое допускается только по отношению низшему и среднему звену.

Назначение судей

Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.

Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.

Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Основной причиной для повышения считается увеличение зарплаты. А при выходе в отставку по выслуге лет пенсия будет значительно выше. Сегодня пенсия судей составляет 80% от их среднемесячной зарплаты. Таким образом ежемесячный доход бывшего судьи достаточно высокий.

Как снять судью с должности – пошаговая инструкция

Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку. При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой. Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.

Шаг 1

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Шаг 2

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей.

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей

Шаг 3

Вынесение решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи.

Вынесение решения

Вот основные причины, чтобы прекратить работу в судебной системе:

  • личное заявление;
  • состояние здоровья (появление хронических заболеваний, которые не позволяют выполнять профессиональные обязанности);
  • переход на другую работу;
  • достижение 70 лет;
  • получение второго гражданства или потеря российского;
  • смерть;
  • вступление в силу решение об уголовном наказании;
  • избрание на выборные должности или начало собственного бизнеса;
  • отказ от перевода на другой судебный участок из-за реорганизации структурного подразделения или его устранения;
  • дисквалификация на основании решения высшей коллегии судей.

Таким образом, должность судьи не вечная. При наличии факторов, которые не позволяют продолжать профессиональную деятельность, его достаточно быстро снимают с должности. Поэтому важно внимательно следить за своей репутацией и репутацией своих родственников, чтобы сохранить свою должность.

Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.

  1. Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
  2. Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
  3. Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
  4. Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.

Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям. Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей). Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕЙ

Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.

Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства.

Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.

Отсюда — единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена.

Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.

В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы

Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).

комментарий к Конституции Российской Федерации — под общ. ред. Кудрявцева Ю. В.

1. Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации — Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно п. «е» ст. 83, п. «ж» ч. 1 ст. 102 и ч. 1 ст. 128 Конституции, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей судебной власти в лице судей выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей высших федеральных судебных органов и назначать судей иных федеральных судов в порядке, установленном законом. Это, несомненно, повышает авторитет судебной власти и ответственность самих судей.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания — Совета Федерации.

Процедура согласования главой государства кандидатур на высшие судебные должности с верхней палатой парламента существует и в других странах, например с палатой лордов (Великобритания), Сенатом (США).

Порядок образования высших судебных органов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. К кандидатам в судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда помимо требований, установленных ст. 119 Конституции, могут быть предъявлены и дополнительные требования, указанные в федеральном законе (см. комментарии к соответствующим статьям). Судьей федерального военного суда может быть лишь лицо, находящееся на военной службе, имеющее офицерское звание, сдавшее квалификационный экзамен и не допустившее порочащих его поступков.

Порядок представления кандидатур на рассмотрение Совета Федерации, их обсуждения в комитетах и комиссиях, а также процедура назначения их Советом Федерации установлены Регламентом Совета Федерации.

Палата вправе неоднократно отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры, однако без нового представления Президента назначение судьи состояться не может.

Кандидатуры судей Конституционного Суда определяются Президентом самостоятельно. Часть 1 ст. 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 13, ст. 1447) предусматривает возможность предложения Президенту таких кандидатур членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Эти предложения могут учитываться Президентом, но не связывают его.

Вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда рассматривается Советом Федерации в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования. Назначенным на должность судьи считается тот, кто получил при голосовании большинство общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда представление о назначении другого лица на вакантное место вносится Президентом Российской Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. Конституционный Суд вправе начать работу при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей.

При укомплектовании Конституционного Суда важнейшее значение приобретает эффективное взаимодействие Совета Федерации с Президентом при выдвижении и утверждении новых кандидатур на судейские посты. Между тем в конце 1994 г. на этом пути встретились серьезные помехи. После того как в июле 1994 г. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» был принят, потребовалось провести довыборы судей, с тем чтобы доукомплектовать Суд до нового численного состава. Однако вследствие разногласий между Советом Федерации и Президентом по поводу предлагаемых кандидатур на судейские посты процесс укомплектования Суда затянулся. Даже когда Совет Федерации 24 октября 1994 г. утвердил достаточное количество членов Суда для обеспечения необходимого кворума, судьи так и не смогли приступить к работе, так как согласно переходным положениям нового Закона они были вправе избирать своего Председателя лишь после укомплектования Суда до полного состава. Это произошло лишь в конце января 1995 г. В результате Председатель Суда был избран лишь в начале февраля 1995 г., а рассмотрение первого дела новым составом состоялось лишь 23 марта 1995 г.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем. Его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Законом о Конституционном Суде (ст. 17 и 18).

Председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на свои должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, равно как и другие судьи — члены этих Судов, назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. При этом может быть запрошено мнение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Наличие такого мнения необходимо также, если возникает вопрос о приостановлении или прекращении полномочий судей высших разрядов судебной иерархии.

Председатели, заместители председателей, судьи федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Прекращение полномочий судьи допускается только по ее решению (ст. 8 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. — СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589).

2. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации. Президент Российской Федерации в месячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Если возникает вопрос о приостановлении или прекращении полномочий председателей либо заместителей председателей судов субъектов Российской Федерации, соответствующих арбитражных судов, военных судов округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил, то этот вопрос рассматривается и решается Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. В отношении всех других судей вопрос о приостановлении или прекращении полномочий решает соответствующая квалификационная коллегия (п. 1, 12 и 13 Положения о квалификационных коллегиях судей, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 г.).

3. В части 3 комментируемой статьи сказано, что полномочия, порядок образования и деятельности высших судебных органов и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, что имеет основополагающее значение для авторитета судебной власти и обеспечения ее независимого правового статуса. Такие законы приняты. Это Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (см. комментарий к ст. 125); Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. (см. комментарий к ст. 127) и Федеральный конституционный закон (проект разработан и прошел первое чтение в июле 1995 г.) «О судебной системе Российской Федерации» (см. комментарий к ч. 3 ст. 118 и к ст. 126).

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева)

1. Содержание ч. 1 и 2 комментируемой статьи повторяет предписания п. «е» ст. 83 и п. «ж» ст. 102, в которых определены полномочия Президента РФ и Совета Федерации по назначению судей. Однако в отличие от этих предписаний, которые не обозначают ни необходимость, ни формы регулирования порядка осуществления полномочий по назначению судей, комментируемая статья обязывает законодателя, во-первых, урегулировать отношения, связанные с назначением судей как высших, так и всех других судов на основе федерального закона и, во-вторых, определить полномочия, порядок образования и деятельности всех федеральных судов в федеральном конституционном законе. Последнее согласуется с ч. 3 ст. 118 Конституции, обязывающей установить судебную систему РФ — в дополнение к судам, учреждаемым самой Конституцией, — именно таким законом. Из этих конституционных положений вытекает, что в отличие от порядка назначения федеральных судей и осуществления конституционных полномочий Президента и Совета Федерации по их назначению, определяемого федеральным законом (см. Закон о статусе судей), вопросы судебной организации составляют предмет федерального конституционного закона (см. Закон о судебной системе РФ).

2. В действующем законодательстве, однако, указанное разграничение сфер регулирования, осуществляемого в федеральных законах и федеральных конституционных законах, проводится недостаточно последовательно. В Законе о судебной системе РФ закреплено, как того требуют конституционные предписания, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, высших судов общей юрисдикции в субъектах Федерации, районных судов, военных судов, Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов, а также специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Вместе с тем доконституционное законодательство об устройстве судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, до сих пор не обновлено, и в отношении их полномочий, порядка образования и деятельности продолжает действовать Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», т.е. эта область не урегулирована федеральным конституционным законом. Единственное исключение представляет собой Закон о военных судах. Военные суды согласно ст. 22 Закона о судебной системе РФ, являясь федеральными судами общей юрисдикции, создаются по месту дислокации вооруженных сил, т.е. по территориальному принципу. Причем данный Закон регулирует полномочия всей системы военных судов, в том числе полномочия Президиума ВС РФ по делам, подсудным военным судам, Военной коллегии ВС РФ, его председателя и заместителей, т.е. и должностных лиц, и структурных подразделений высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции. В результате в этой части их полномочия легитимированы актом уровня федерального конституционного закона, в то время как аналогичные полномочия Президиума ВС РФ и его коллегий по гражданским и уголовным делам не имеют закрепления в федеральном конституционном законе.

В то же время процедура внесения актуальных изменений в доконституционное законодательство о судоустройстве должна учитывать требования комментируемой статьи о форме актов, устанавливающих полномочия, порядок организации и деятельности федеральных судов. С момента вступления в силу Конституции внесение таких изменений, как и новое урегулирование в данной области, — предмет федеральных конституционных законов соответственно тому, как определяются в федеральном конституционном законе, например, аналогичные параметры судебной организации применительно к системе арбитражных судов*(1190). Иное противоречит как ст. 128 Конституции, так и принятому на ее основе Закону о судебной системе РФ.

3. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.01.2004 N 1-П*(1191) дал толкование требованиям комментируемой статьи о закреплении полномочий, порядка организации и деятельности судов в актах уровня федерального конституционного закона.

Конституционный Суд исходил из того, что такие законы отсутствовали в правовой системе РФ до вступления в силу Конституции 1993 г. и что согласно ее «Заключительным и переходным положениям» другие правовые акты, действовавшие ранее на территории РФ, не противоречащие Конституции, признаются действующими и применяются, а согласно ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ проверка конституционности нормативно-правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции, производится Судом только по содержанию норм, и потому Конституционный Суд не устанавливает соответствие таких актов Конституции по форме, в том числе в зависимости от того, являются ли они федеральными или федеральными конституционными законами.

Следовательно, принятые до вступления в силу Конституции акты, которыми определяются полномочия, порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции, не могут быть признаны неконституционными лишь на том основании, что по форме они не являются федеральными конституционными законами.

В то же время Конституционный Суд признал, что законодатель, не закрепив полномочия, порядок организации и деятельности судов в федеральном конституционном законе, не выполнил требования ст. 128 Конституции. Причем такая позиция была сформулирована Судом при проверке конституционности норм ГПК в части закрепления полномочий Верховного Суда РФ по осуществлению нормоконтроля, т.е. при определении предметной подсудности дел. Отсюда следует, что Конституционный Суд достаточно широко толкует понятия «полномочия» и «порядок деятельности» судов: ими охватываются не только данная в Законе о судебной системе РФ общая характеристика различных судов общей юрисдикции как судов определенной инстанции и их иерархическое соотношение как вышестоящих и нижестоящих, но и подведомственность дел, которая до сих пор определяется в российском процессуальном законодательстве — УПК и ГПК.

Изменения, вносимые в доконституционные законы по предмету, указанному в ст. 128 Конституции, также требуют их принятия в форме федерального конституционного закона. Согласно приведенной правовой позиции КС РФ, он рассматривает данную форму акта как необходимую даже при регулировании полномочий судов общей юрисдикции, закрепленных в процессуальном законе. Отсюда фактически следует, что принятию процессуальных кодексов должно предшествовать определение в федеральном конституционном законе полномочий (подсудности) судов, что согласно ст. 128 составляет предмет не только процессуального, но и судоустройственного регулирования*(1192).

4. Понятие «полномочия, порядок организации и деятельности» судов не включает в себя учреждение конкретного судебного органа, который создается и упраздняется (согласно ст. 4 Закона о судебной системе РФ) федеральным законом. Акты данного уровня закрепляют образование, реорганизацию или ликвидацию конкретного суда, например, при увеличении числа судов, или их слиянии в связи с изменением административно-территориального деления или числа субъектов Федерации. В таком же федеральном законе могут быть решены вопросы дислокации, переименования, штатной численности суда.

Требование решения этих вопросов только федеральным законом, а не подзаконными актами, так же как и предписания ст. 128 Конституции о необходимости принятия актов по перечисленному в ней предмету регулирования в форме федеральных конституционных законов, является гарантией субъективного права каждого на рассмотрение его дела судом, к компетенции которого оно отнесено законом (см. комментарий к ст. 47), а также гарантией независимости и стабильности судебной власти и судебной системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *