Ликвидация потребительского кооператива

Произвести процедуру реорганизации или ликвидации потребительского и производственного кооперативов может потребоваться по разным причинам, но алгоритм закрытия организации всегда будет одинаков, вне зависимости от повода.

Ликвидация потребительского кооператива

Как и любое иное юридическое лицо по завершении деятельности потребительский кооператив следует ликвидировать согласно действующему законодательству и правилам. Особенности проведения закрытия (ликвидации) потребительского или производственного (пр. строительного, сельскохозяйственного, кредитного и др.) кооператива, пошаговая инструкция по ликвидации — все это мы рассмотрим сегодня.

Ликвидация и банкротство кооперативов

Особенности проведения

Ликвидация потребительского общества может быть запущена по разным причинам:

  • Банкротство организации;
  • уменьшение количества членов до недопустимого для деятельности общества числа;
  • решение членов общества о прекращении деятельности;
  • решение суда о ликвидации кооператива.

Основания, протоколы и порядок ликвидации потребительского кооператива рассмотрены далее.

Принятие решения

Решение о прекращении деятельности и закрытии юрлица должно приниматься на общем собрании членов кооператива.

На данной встрече должно быть создано 2 Протокола, желательно сделать их в нескольких экземплярах, поскольку часть из них потребуется для подачи пакета документов в органы.

  1. Протокол, фиксирующий решение членов о ликвидации потребительского кооператива.
  2. Протокол о создании ликвидационной комиссии, в которую включаются лица, состоящие в управляющем органе организации, а также тот, кто занимается бухгалтерией. Иногда в эту комиссию входит всего одно ответственное лицо — так даже удобней. Имея на руках такой Протокол, можно не беспокоиться об оформлении доверенности от остальных членов-ликвидаторов на действия в государственных органах.

За 3 дня после собрания участников кооператива члены ликвидационной комиссии должны уведомить регистрирующий орган и ФНС о намерении запустить процедуру закрытия организации — обязательно в письменном виде.

Необходимые документы

Помимо нужных для каждого этапа оформления ликвидации кооператива документов, о которых будет оговорено ниже, вам следует подготовить следующий пакет, который будет требоваться вам постоянно:

  • Учредительный договор;
  • свидетельство ОГРН кооператива;
  • свидетельство о постановке на учет вашего кооператива в налоговом органе;
  • «свежая» выписка по обществу из ЕГРЮЛ;
  • копии паспортов членов ликвидационной комиссии и их свидетельств ИНН;
  • письмо из Росстата с присвоенными организации кодами;
  • извещения из всех фондов о постановке кооператива на учет.

Процедура закрытия

Процедура закрытия строго оговорена соответствующими актами. Она должна проходить по определенному алгоритму:

  1. Сначала члены общества должны собраться и зафиксировать решение о ликвидации и о создании соответствующей комиссии, которая будет заниматься процедурой закрытия.
  2. В регистрирующий орган, в котором проводилась процедура создания юрлица (ФНС или МинЮст), подается пакет документов и заявление о ликвидации общества по форме Р15001, обязательно — заверенное у нотариуса.
  3. Получив от вас документы и заявление, инспектор внесет в ЕГРЮЛ запись, что ваше юрлицо находится в стадии ликвидации.
  4. Уведомление о закрытии юрлица, коим и является потребительский кооператив, следует опубликовать. Сейчас это делается в «Вестнике государственной регистрации».
  5. О принятии решения прекратить деятельность следует сообщить не только посредством публикации, но и разослать письма кредиторам и организациям, с которыми у вас были взаиморасчеты, с просьбой обменяться актами сверки. Также для оценки стоимости имущества должен быть вызван оценщик, который пропишет в ведомости цену всего, что числится на балансе у кооператива. На основании этих документов вы будете создавать ликвидационный баланс.
  6. Для проверки составленного ликвидационного баланса у вас должна побывать выездная проверка ФНС. После этого вы должны погасить все долги (кредитные, взаиморасчетные и налоговые).
  7. Спустя 2 месяца после публикации уведомления о закрытии вы должны сдать в налоговую службу т.н. промежуточный ликвидационный баланс. Он должен быть утвержден после уплаты всех задолженностей и зафиксирован в Протоколе собрания участников кооператива. Ведомость с балансом, Протокол, нотариально заверенное заявление Р15001, копию издания или заявление на публикацию о ликвидации следует отнести в регистрирующий орган.
  8. Когда баланс общества будет окончательно сведен, он вновь утверждается на собрании. У нотариуса заверяется форма Р16001, оплачивается госпошлина на ликвидацию, и вместе с ведомостью ликвидационного баланса и Протоколом о его утверждении эти документы передаются в регистрирующий орган.

Ликвидация производственного кооператива

Процесс прекращения деятельности производственного кооператива практически не отличается от процедуры закрытия организации потребительской, ведь в современном законодательстве оба эти формы коллективного взаимодействия являются типовыми юридическими лицами. Алгоритм закрытия производственного кооператива будет идентичным тому, что описан выше.

Если не придерживаться указанной процедуры, может быть выдано решение об отказе в ликвидации.

Последствия закрытия

После того, как процесс ликвидации будет завершен, на основании окончательной ведомости баланса оставшееся имущество распределяется между участниками так, как это было прописано в Учредительном договоре или Уставе, если он был.

Про выход из ЖСК и ликвидацию юридического лица строительного кооператива расскажет видео ниже:

Некоммерческие организации работают на основании регистрации юридического лица, так что реорганизация потребительского общества или кооператива проводится на общих основаниях. Процедура полностью регламентирована законодательством, причем в качестве основного нормативного акта выступает Гражданский Кодекс, тогда как более подробно рассматриваются вопросы преобразований в подзаконных документах.

Закон о потребительских обществах и их реорганизации

Деятельность потребительских обществ и союзов регулируется №3085-1-ФЗ от 02.07.2013 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Основа для реорганизации заложена в ст. 57 ГК РФ, где рассматривается сама возможность этой процедуры.

Профильный законодательный акт предусматривает следующие моменты:

  • Реорганизация проводится на основании решения общего собрания пайщиков;

  • Процедура ликвидации осуществляется согласно такому же намерению.

Помимо добровольного варианта, законодательством допускается принудительный способ закрытия или преобразования в соответствии с решением суда. В таком случае инициаторами становятся не пайщики, а налоговая служба, прокуратура и иные силовые ведомства.

Присоединение потребительских обществ и кооперативов

Одной из распространенных форм реорганизации потребительских обществ является их объединение путем присоединения. В ряде случаев проводят преобразование в ООО, но в случае сохранения деятельности без изменений эта необходимость обычно отсутствует. Провести любой из вариантов реорганизации получится только при достижении единого мнения у всех ответственных пайщиков (кто согласно уставу организации имеет право принимать подобные решения).

В случае присоединения речь идет о проведении либо двух независимых собраний, либо, в случае достижения такой договоренности, одного общего. Присоединяемую компанию на этапе регистрации изменений придется ликвидировать. В результате поменяются доли пайщиков совместного предприятия.

Чтобы исключить появление споров, способных привести к судебным разбирательствам, к процессу договоренности стоит привлекать юристов с высокой квалификацией, благодаря которым проще разобраться в деталях, обосновать решение.

Реорганизация потребительского общества в ООО

Если потребительское общество планирует перейти к предпринимательской деятельности, придется преобразовать его в ООО. То же относится к потребительским кооперативам, их тоже надо реорганизовать в форме преобразования.

Процедура проводится по следующей схеме:

  • Принятое решение оформляется письменно и заверяется нотариально;

  • Составление проекта, согласно которому будет осуществляться реорганизация;

  • Проводится полная инвентаризация материальных активов кооператива;

  • Составляется передаточный акт с отображением текущего финансового состояния с указанием в том числе задолженностей перед бюджетом и сторонними фирмами.

Члены кооператива вправе выйти из него, забрав ранее внесенный пай в полном объеме, или стать одним из участников вновь образуемого общества. Это обсуждается на общем собрании пайщиков и отображается в письменном виде в решении, передаваемом потом в налоговую инспекцию.

По итогам ранее озвученных мероприятий проводится государственная регистрация через ФНС. После получения выписки из ЕГРЮЛ новое предприятие может начинать работать по выбранному профилю.

Ликвидация потребительских обществ

Если на общем собрании будет принято решение о ликвидации общества (кооператива), этот процесс проводится согласно тех же законодательных актов, что и реорганизация. На практике порядок закрытия мало чем отличается от аналогичной операции относительно коммерческих предприятий.

Наиболее значимым моментом здесь является возврат пайщикам их взносов. Часто в этот период возникает масса взаимных финансовых претензий, требующих участия юристов. В случаях же грамотной подготовки последних привлекают на первоначальном этапе.

Иногда часть участников отказывается переходить на хозяйственную деятельность, такое решение обычно приводит к реорганизации кооператива в форме выделения. Подобная процедура однозначно требует квалифицированного подхода.

Ликвидация сельскохозяйственного кооператива.

Ликвидация кооператива производится на основании положений Гражданского кодекса и федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью кооперативов, в частности Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации».
Ликвидация влечет за собой прекращение деятельности кооператива без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Как любое другое юридическое лицо, кооператив может быть ликвидирован:
по решению общего собрания, в том числе в связи с истечением срока, на который создан кооператив, с достижением цели, ради которой он создан;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями настоящего Федерального закона, иных законов или правовых актов;
в случае признания судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве в порядке, установленном законом;
в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
После того, как будет принято решение о ликвидации, правление кооператива по поручению общего собрания членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, обязаны незамедлительно сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц. Обращение должно быть оформлено письменно. На его основании будет внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации.
Общее собрание членов кооператива или орган, принявшие решение о ликвидации кооператива, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации кооператива. По ходатайству общего собрания членов кооператива решением суда о ликвидации кооператива на его правление могут быть возложены обязанности по ликвидации кооператива.
После того, как решение о ликвидации будет принято, члены кооператива, не внесшие полностью свои обязательные паевые взносы, обязаны выплатить их в сроки, определенные общим собранием членов кооператива. При составлении ликвидационного баланса указанные паевые взносы учитываются как полностью выплаченные.
С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами данного кооператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в официальном печатном органе, в котором публикуются сведения о государственной регистрации кооператива, публикацию о его ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации кооператива.
На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомлению в письменной форме кредиторов о ликвидации кооператива.
После того как срок предъявления требований кредиторами истечет, ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также сведения о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизионным союзом.
Если имущества и средств кооператива недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов, члены кооператива обязаны внести дополнительные взносы в размерах, предусмотренных уставом кооператива. Размеры дополнительных взносов определяются пропорционально обязательному паевому взносу либо в ином порядке, предусмотренном уставом кооператива. Однако увеличение размера обязательного паевого взноса или повышение пределов субсидиарной ответственности на стадии ликвидации кооператива не допускается.
Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Требование о принудительной ликвидации кооператива может заявить в суд государственный орган или орган местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление такого требования.
Основания для признания судом кооператива банкротом либо для объявления кооператива о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого кооператива устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций. Если будут установлены признаки банкротства, правление кооператива обязано:
направить запрос о проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооператива в ревизионный союз, членом которого является кооператив;
ознакомить наблюдательный совет кооператива с заключением ревизионного союза о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооператива;
разработать план мероприятий по предупреждению несостоятельности (банкротства) кооператива.
Если правление кооператива и наблюдательный совет кооператива примут решение о необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о признании кооператива банкротом, наблюдательный совет кооператива или правление кооператива обязаны созвать общее собрание членов кооператива, на котором обязаны:
ознакомить членов кооператива и имеющих право голоса ассоциированных членов кооператива с заключением ревизионного союза о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности кооператива и о причинах, которые привели кооператив к банкротству;
избрать представителя членов кооператива при проведении процедуры банкротства кооператива;
принять план мероприятий по защите законных интересов членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и работников кооператива.
Такие же обязанности возникают, если с заявлением о признании кооператива банкротом в арбитражный суд обратится конкурсный кредитор или уполномоченный орган.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива производится ликвидационной комиссией (ликвидатором) в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выплата начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса и на его основании. Исключение составляют кредиторы пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизионным союзом, в который входит ликвидируемый кооператив.
Если кооператив имеет объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, они передаются органу местного самоуправления. Для этого необходимо решение общего собрания членов кооператива.
Все, что останется после удовлетворения требований кредиторов, передается членам кооператива и распределяется между ними. При этом в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоциированных членов. Затем членам ликвидируемого кооператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, внесенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных паевых взносов. Оставшиеся денежные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива.
Ликвидация кооператива считается завершенной, а кооператив — ликвидированным посл е внесения записи о ликвидации данного кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе.
Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого кооператива передаются на хранение в государственный архив. Члены и ассоциированные члены ликвидируемого кооператива и его кредиторы вправе знакомиться с указанными материалами, а также получать необходимые копии, выписки и справки.

Наши специалисты помогут Вам внести изменения в учредительные документы Вашей фирмы. С ценами на наши услуги Вы можете ознакомиться на странице прайс-листа.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы, Вы можете отправить нам письмо с формы на сайте и в кратчайшие сроки Вы получите ответ

Здравие желаю всем посетителям моего блога «Кооперативы против бедности»!

Начало поста хочу начать с того, что ко мне на блог заходят примерно 250-350 посетителей в день. Немного. Практически никто не комментирует то, что предлагается к прочтению и изучению. Понятно, что можно найти и более новый материал по потребительским кооперативам. Почему я публикую то, что считается несколько устаревшим материалом? Публикую этот материал для тех, кому интересно что-то узнать про кооперативы, или тот, кто хочет написать контрольную работу, небольшой реферат. Материал уже готов, но для этого надо свериться с законодательством страны. Добавить что-то своё и работа готова.

Скажем так, материал был собран для написания диссертации по теме «Организационно-уставные правоотношения в потребительских кооперативах».

На блоге уже опубликован исследовательский материал по учреждению потребительских кооперативов и их реорганизации. Следующий этап где проявляются организационно-уставные правоотношения в потребительских кооперативах – это ликвидация потребительских кооперативов. В силу различных причин, будь то решение общего собрания потребительского кооператива или решение суда, когда кооператив должен быть ликвидирован. Понятно, что действия членов кооператива по ликвидации юридического лица-потребительского кооператива, должны соответствовать в первую очередь Уставу потребительского кооператива и законодательству России.

Ликвидация является способом прекращения кооператива

Ликвидация является способом прекращения юридического лица. Пункт 1 ст. 61 ГК РФ говорит о двух видах ликвидации юридического лица добровольной и принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидации юридического лица по решению его учредителей (участников, членов) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так, юридическое лицо может быть ликвидировано: во исполнение положений устава, в котором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступления определенного юридического факта — истечения срока, на который создано юридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным в ГК РФ. Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно к обстоятельствам конкретного случая невозможно), осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещённой законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. Данным правом обладают налоговые органы (на основании ст. 31 НК). Для жилищных накопительных кооперативов в соответствии с п. 3 ст. 14. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, вправе предъявить в суд требование о ликвидации кооператива в случае неоднократного или грубого нарушения положений настоящего Федерального закона, а также в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Специальным основанием ликвидации юридического лица является признание его банкротом (см. п. 4 ст. 61 ГК РФ).

При этом если имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ применительно к статье 21.1 Федерального закона о государственной регистрации.

Продолжение следует.

Метки: ликвидация, потребительских кооперативах

Здравия желаю посетителям блога «Кооперативы против бедности”!

В настоящее время наше российское общество наблюдает как активно развивается наш восточный сосед – Китай. Истоки такого экономического рывка следует искать в Конституции Китая. КНР образовалась в 1949 году. Принятая в КНР в 1982 году Конституция признаёт собственность на средства производства в двух формах — общенародной и коллективной собственности рабочих и крестьян. Социалистическая общенародная собственность согласно Конституции — это основа государственного сектора экономики. Коллективная — это не только народные коммуны, но и производственные и потребительские кооперативы — снабженческо-сбытовые, кредитные и др.), а также различные формы потребительских кооперативов и индивидуальных хозяйств в городах и поселках. Следует отметить, что в Китае индивидуальные хозяйства рабочих и крестьян Конституция рассматривает как дополнение к социалистическому хозяйству, которые составляют самостоятельный уклад экономики. В 2004 году в Конституцию 1982 года были внесены конституционные поправки которыми закреплено положение о частной собственности, разрешение на участие в экономике Китая иностранных организаций и их сотрудничество с китайскими предприятиями. Как видим, после внесения поправок в Конституцию Китая в 2004 году, мощный подъём социалистической экономики Китая удивил весь мир и продолжает удивлять своими победами над такими конкурентами как США, Россия, Япония, Евросоюз.

Несколько строк из Монографии В.В. Карлусова «Частное предпринимательство в Китае” о формировании индивидуального и частного хозяйства в Китае.

Мировой опыт свидетельствует, что на начальном этапе достижения объективной легитимности частной собственности важнейшую роль играет конституционное признание и обоснование её права на существование (хотя между таким признанием и последующей детальной разработкой механизма реализации всего комплекса правомочий собственников лежит, как правило, немалая временная дистанция). Определённый директивами КПК политический статус мелкотоварного хозяйства (см. разд. 1.2) был законодательно закреплён в конституционном праве в 1982 г. Статья 11 ныне действующей Конституции КНР (принятой 5-й сессией ВСНП 5-го созыва в декабре 1982 г.), в частности, гласит: «Индивидуальное хозяйство городских и сельских тружеников, функционирующее в установленных законом рамках, является дополнением к социалистическому общественному хозяйству. Государство охраняет законные права и интересы индивидуального хозяйства. Государство посредством административного управления направляет, поддерживает и контролирует индивидуальное хозяйство». В соответствии с партийными установками и Конституцией начиная с 1981 г. Госсоветом КНР был принят целый ряд административно-правовых актов, а некоторыми министерствами и ведомствами — ряд уведомлений, распоряжений и других нормативных документов, в которых регламентировались различные стороны мелкой частной хозяйственной деятельности, регулировались вопросы правовых и экономических взаимоотношений «индивидуальных» тружеников с государством.

Как правильно ликвидировать потребительский кооператив

Как уже отмечалось на страницах блога юридическое лицо, в том числе и потребительский кооператив, вправе самоликвидироваться опираясь на законодательство страны, т.е. законодательство России. Законодательство России предусматривая ликвидацию юридического лица указывает на обязательное выполнение процедуры ликвидации юридического лица, в том числе и кооператива. Об этом пойдёт речь ниже.

Основание и порядок ликвидации потребительских кооперативов предусмотрен кооперативным законодательством.

Орган потребительского кооператива, принявший решение о ликвидации потребительского кооператива, незамедлительно в письменной форме сообщает об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Ликвидация юридического лица — не одномоментный акт, а специальная достаточно длительная процедура прекращения деятельности юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Статья 62 ГК РФ возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган, принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации. Они устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами и с учетом особенностей ликвидируемого юридического лица. Сообщение о ликвидации юридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учета юридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (см. ст. 23 НК РФ).

Общее собрание потребительского кооператива или принявший решение о ликвидации потребительского кооператива орган назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации потребительского кооператива. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Если в установленный срок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему произвести ликвидацию общества. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве согласно п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) (см. п. 24 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). Как следует из п. 3 ст. 62 ГК РФ, в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица по управлению внутренними и внешними делами юридического лица, в том числе выступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот период необходимые юридические действия от имени кооператива совершаются руководителем ликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Потребительский кооператив, находящийся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, он обязан правильно и своевременно начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством).

Вместе с тем основной целью кооператива становится окончание своей деятельности. Сделки, совершаемые кооперативом в этот период, должны быть направлены на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами и членами кооператива. Например, в случае ликвидации жилищного накопительного кооператива проводится обязательная оценка имущества (движимого и недвижимого имущества, прав требования, долгов) ликвидируемого кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Проведение указанной оценки должно предшествовать утверждению промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия по требованию членов кооператива обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества ликвидируемого кооператива. Промежуточный ликвидационный баланс и окончательный ликвидационный баланс утверждаются общим собранием членов кооператива по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Имущество ЖНК, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между членами кооператива пропорционально их паям.

Продолжение следует.

Метки: кооператива, ликвидация потребительского кооператива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *