Лишить лицензии УК

При повторном совершении грубых нарушений управляющую компанию лишат права управлять жилым домом Фото: Александр Артеменков/ТАСС

В России утвердили список грубых нарушений, за которые могут лишить лицензии управляющие компании (УК) многоквартирных домов. Соответствующее постановление правительства опубликовано на сайте «Российской газеты».

Раньше разорвать отношение с недобросовестной УК было сложнее: лицензии были практически бессрочными, а судебные разбирательства могли затянуться на годы. Теперь лицензии выдаются сроком на пять лет. При повторном грубом нарушении в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания УК лишится права управлять жилым домом. Для этого не требуется идти в суд, контроль за деятельностью УК на региональные жилищные инспекции, которые сами могут лишить лицензии, говорится в постановлении правительства.

В документе указан список грубых нарушений управляющих компаний (УК). Среди них ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования, нарушения эксплуатации лифтов, задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев, несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекших угрозу для жизни или здоровья жильцов дома.

С 1 марта 2019 года лишить лицензии УК можно будут за повторные нарушения требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания домов. При смене управляющей компании в доме старая УК должна передать техническую документацию и ключи от общих помещений. За нарушение этого требования так же могут лишить лицензии.

Также власти ограничат возможность появления компаний-двойников: с 1 января УК не должны иметь схожие названия. Еще одно нововведение — УК должны будут вести учет собственников и нанимателей общих помещений многоквартирного дома.

В Москве в мае этого года лицензии на управления домами имели 1017 компаний. По данным Госжилинспекции столицы, чуть более 500 из них имеют дома в управлении и работают полноценно. 481 управляющую компанию могут лишить лицензий, если они в течение шести месяцев не получат ни одного дома в управление, заявлял ранее начальник столичной Госжилинспекции.

Вот можете сколько угодно говорить про отвратительную работу управляющих организаций, про то, что они, по вашему мнению, мало выполняют работ по надлежащему содержанию общего имущества МКД. Но давайте смотреть на ситуацию изнутри «типовой» управляющей организации и разберем одну из причин, почему дома в последнее время меньше ремонтируются.

Предыстория: мы в нашей CRM-системе для УК и ТСЖ «Квартира.Бурмистр.Ру» стали автоматизировать процесс отслеживания размера задолженности перед РСО с целью минимизации рисков для клиентов. Цель, которую удалось добиться, – сделать возможным однократный ввод задолженности перед РСО и последующего получения «подсказки»: можно ли подписывать акт сверки с РСО и тем самым признать размер задолженности. В процессе написания техзадания программистам мне пришлось «ковыряться» в нормативке, ну, а если уж ковырялся – написал статью по этому поводу.

Если вы вспомните, то ранее в Минстрое обитал некий одиозный малый, которого звали Андрей. Он активно писал в Фейсбуке, обличал вороватые управляющие организации и активно боролся за права ресурсоснабжающих организаций. Причем боролся настолько активно, что сам по себе факт наличия задолженности перед РСО абсолютно «случайно» с помощью команды Андрея стал признаваться грубым нарушением лицензионных требований.

Зачем же так про народного защитника, подумают некоторые. Но давайте почитаем то, что написано в 2018 году командой Минстроя.

Итак, с 26.09.2018 года начали действовать поправки в «Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. №1110). Для простоты буду далее в тексте писать – Положение №1110.

Согласно пп.»д» п.4.1 Положения №1110 к грубым нарушениям лицензионных требований относится в том числе:

«наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом».

Давайте разложим вышеуказанную цитату по «полочкам»:

  1. В расчет суммы долга включается задолженность перед РСО как за коммунальные услуги, так и за объемы коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (так называемые КРСОИ). С учетом того, что при способе управления «управляющая организация» избавиться от необходимости заключить договор с РСО на КРСОИ «мешает» ЖК РФ и Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 №124 задолженность перед РСО будет всегда.

  2. Задолженность должна быть признана должником (подписан акт сверки расчетов) или судом (на руках есть судебное решение, что УК должна кучу денег).

  3. С учетом того, что расчетный период по коммунальным услугам/ресурсам равняется календарному месяцу, задолженность формируется по состоянию на 1 число каждого месяца. Откройте любой договор между УК и РСО и вы увидите, что обязанность оплаты, как правило, возникает 10-15 числа месяца, следующего за расчетным периодом. То есть сам факт наличия и признания задолженности со стороны УК на 1 число месяца является основанием для привлечение к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований.

  4. Сам порядок расчета (формулу если хотите) пп.»д» п.4.1 Положения №1110 не содержит, поэтому смело обращаемся к пп.2 п.1 ст.157.2 ЖК РФ (прямые договоры собственники – РСО»).

В указанном пункте мы видим, что:
«Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется …путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать».
То есть, управляющей организации необходимо просуммировать задолженности за каждый конкретный расчетный период, коих должно быть двенадцать, разделить полученную величину на 12 (количество месяцев) и умножить на 2 (нам же нужна среднемесячная величина). Вот мы и получили две среднемесячные величины задолженности по договору с РСО.
Если УК работает менее 12 месяцев, то опять же обращаемся к пп.2 п.1 ст.157.2 ЖК РФ:
«В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору …определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия»
Вышеуказанные расчеты, исходя из норм Положения №1110, необходимо производить в разрезе каждого МКД, который находится в управлении. Такая позиция высказана в Письме Минстроя от 20 декабря 2018 г. № 51071-ОО/04. В принципе, это логично, так как если в течение 12 месяцев лицензиат будет в отношении отдельного МКД привлечен к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований в части долгов перед РСО, то из лицензии по решению лицензионной комиссии (конкурента УК, который дружит с лицензионной комиссией) может быть исключен отдельный МКД с задолженностью.

Сразу уточню, что тема с расчетом отдельно по каждому МКД не имеет смысла в большинстве случаев, так как РСО выставляют счета на оплату, в которых размер задолженности определяется «скопом» без разделения на отдельные МКД. В свою очередь, управляющая организация погашает задолженность перед РСО аналогично, не указывая в отношении какого конкретно МКД производится погашение задолженности. Результатом такого подхода будет принцип: «если превышение «лимита» задолженности есть по отдельному МКД, значит превышение «лимитов» есть по всем МКД в управлении».

А при чем тут некий Андрей из Минстроя, спросите Вы. Кстати, хорошо, что Андрей теперь не в Минстрое…

Ну, во-первых, с подачи Андрея и с одобрения доблестных депутатов Госдумы, введен штраф на наличие задолженности УК перед РСО и составляет по п.3 ст.14.1.3 КоАП РФ для должностных лиц УК от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, а для самой УК — от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Во-вторых, тому же Андрею, его «команде», заинтересованным в вышеописанной ситуации РСО и надзорным органам, глубоко «фиолетово» на то, что сейчас происходит и будет происходить в России, так как тут действует принцип «мы пропиарились/получили деньги в погашение долга/оштрафовали, а вы разгребайте».

В-третьих, суммы штрафов не идут в погашение долга перед РСО и не идут на содержание конкретного МКД, поэтому те «отмороженные» активисты и общественники, которые радуются размеру штрафа и самому факту его наличия, могут смело идти лесом, так как, ратуя за штрафы и ободряя их, вы, как завещал дедушка Фрейд, реализуете свои потаенные сексуальные фантазии, а не боретесь за права собственников помещений.

В-четвертых, думаю, никому не открою глаза на то, что «афера» с прямыми договорами «собственник — РСО» с непонятно как рассчитанными нормативами потребления на КРСОИ и при отсутствии возможности для управляющих организаций отдать всю коммуналку (в том числе КРСОИ), пусть даже с помощью общего собрания, превратило сегодняшнюю ситуацию просто в возможность для РСО с помощью ГЖИ «кошмарить» управляющие организации и, по сути, отбирать деньги у населения.

Знал ли про это Андрей? Конечно, знал, но лайки в Фейсбуке важнее того, что деньги граждан пойдут не на ремонт и обслуживание общего имущества, а на погашение долгов перед РСО и на пополнение бюджета.

Ну и в конце советы:

  1. прежде чем подписывать акты сверки с РСО, посчитайте сначала «лимит» по задолженности. Если он вышел за «рамки», то не подписывайте акт или подписывайте его с возражениями.

  2. помните про сроки привлечения лицензиата и его руководителя к ответственности по статье 14.1.3 КоАП РФ. За наличие долгов можно привлечь в строго определенные сроки, а не как нравится ГЖИ.

  3. ну и приходите к нам в CRM-систему. Мы думаем за клиентов, и больше 1 200 УК и ТСЖ это подтверждают)))

Ваш, Юрий Кочетков

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ, с помощью которой можно автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Подробности о сервисе по .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Работа управляющей компании относится к видам деятельности, осуществление которых на территории Российской Федерации требует получения специального разрешения – лицензии. Соответствующий закон вступил в силу в 2015 году. Организация, успешно прошедшая все этапы лицензирования и получившая документ, должна соблюдать ряд правил, иначе она может потерять полученную привилегию. Процедура лишения лицензии действующей управляющей компании довольно проста. Разрешение может быть аннулировано по ряду причин, в том числе, в связи с нарушением организацией лицензионных требований.

Причины лишения УК лицензии

Полную четкость процедура лишения УК разрешения обрела с принятием Федерального закона №485-ФЗ от 31.12.2017 года. Он дополнил соответствующие положения Жилищного Кодекса РФ, увеличив количество способов, позволяющих лишить управляющую компанию лицензии.

Ст. 193 Жилищного Кодекса РФ содержит перечень требований к УК, ведущим предпринимательскую деятельность. Их нарушение грозит административной ответственностью и предписанием исправить недочеты. Грубое несоблюдение условий может привести к аннулированию разрешения и уголовному преследованию.

Требования, выполнение которых необходимо для получения лицензии УК:

  • наличие регистрации в качестве ИП или юридического лица на территории РФ;
  • индивидуальное название, которое не должно быть аналогичным или схожим в значительной степени с УК, уже имеющей допуск к управлению МКД;
  • наличие аттестата квалификации у представителя организации и отсутствие неснятой или непогашенной судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также правонарушение в сфере экономики;
  • отсутствие аннулированного ранее разрешения и соответствующей записи в сводном федеральном реестре лицензий;
  • соблюдение поставщиком коммунальных услуг и представителями фирмы требований к предоставлению информации.

Нарушение хотя бы одного из перечисленных пунктов дает органу государственного жилищного надзора (ГЖН) право на обращение в суд с целью отзыва разрешения УК. Также это возможно в случае назначения управляющей компании более трех административных наказаний из-за уклонения от проверок, ее признания банкротом.

Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.199, ч.2) отзыв лицензии УК может быть инициирован, если в ее управлении в течении полугода нет ни одного дома.

Невыполнение предписаний ГЖИ

В юридической практике нередки случаи лишения разрешения на работу компаний, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ, не выполняющих предписания органов ГЖН. Это приводит к заведению на организации административных дел, что становится очевидным нарушением правил ведения предпринимательской деятельности. Окончательное решение принимается судом, который рассматривает дела на основании заключений лицензионной комиссии.

Аннулирование лицензии из-за тождественности названия УО

Наличие у управляющей компании оригинального названия – одно из условий получения разрешения на работу. Организации, которые занимаются регистрацией таких фирм, уже следят за тем, чтобы разрешения не выдавались заявителям со схожими наименованиями. Случаи аннулирования лицензии управляющей компании с такой формулировкой пока не были зафиксированы, но у органов ГЖН есть необходимые полномочия.

Из-за долгов перед РСО

Признание лицензированной УК банкротом – один из факторов, который дает право аннулировать разрешение организации на работу. Согласно Жилищному Кодексу РФ (ст.198, п.5, пп.5.4) для запуска процедуры необходимо иметь на руках соответствующее решение суда, вступившее в законную силу. Результатом отзыва разрешающего документа становится потеря управляющей компанией права на обслуживание подотчетных многоквартирных домов.

Как аннулировать лицензию управляющей компании

Процесс отзыва разрешения у организации, предоставляющей гражданам коммунальные услуги, прост, но имеет ряд особенностей. Одного наличия оснований для аннулирования лицензии управляющей компании недостаточно. Надо запустить процедуру, выждать определенное время, зафиксировать нарушения, передать собранную документацию в лицензионную комиссию. Сам факт прекращения действия разрешения регистрируется органом ГЖН. Работает надзорная организация в соответствии с вынесенным судебным решением.

Кто может лишить лицензии

Фирму, которая предоставляет услуги ЖКХ жильцам многоквартирных домов, лицензии лишает суд. Надзорная организация в виде органа ГЖН подает иск и собирает документы для подтверждения систематического нарушения законодательства управляющей компанией. Она инициирует работу лицензионной комиссии, которая по результатам расследования выносит заключение. На основании предоставленных доводов и доказательств суд принимает решение об отказе в иске, приостановке действия разрешения или его отзыве. Если УК считает вынесенный приговор несправедливым, у нее остается возможность обратиться в вышестоящие органы.

Процесс аннулирования разрешения на работу УК во многом напоминает процедуру получения лицензии. Только в этом случае одной из конечных инстанций становится суд.

Процедура лишения УК лицензии обычно длится не менее года и состоит из таких этапов:

  • в течение 12 месяцев орган ГЖН фиксирует лицензионные нарушения, сделанные организацией, и случаи игнорирования предписаний по ним. Если УК не исполняет два и более предписаний по 15% подотчетных домов, их могут вывести из-под управления компании;
  • материалы рассматриваются лицензионной комиссией, которая выносит свое заключение;
  • дело рассматривается судом, имеющим право принять решение о ликвидации лицензии или потребовать от УК выполнения предписаний;
  • по решению суда или в результате дальнейшего игнорирования поставщиком услуг ЖКХ возложенных обязательств, ГЖН проводит процедуру отзыва разрешения.

В ряде случаев порядок лишения лицензии организации, предоставляющей услуги ЖКХ, меняется и упрощается. Например, если фирма объявляется банкротом и прекращает свою фактическую деятельность.

Юридическая ответственность за нарушения

Мнение эксперта Миронова Анна Сергеевна Юрист широкого профиля. Специализируется на семейных вопросах, гражданском, уголовном и жилищном праве Неисполнение управляющей компанией своих обязательств перед клиентами и нарушение действующего законодательства административно и уголовно наказуемо. Несоблюдение правил ведения деятельности УК грозит самой организации и ее руководителю штрафами. Их размеры достигают до 1 млн. рублей на должностное лицо и до 2,5 млн. на юридическое лицо. Управляющая компания не имеет права работать без разрешения – руководитель, проигнорировавший этот момент, может быть отстранен от должности с запретом занимать аналогичный пост до 3 лет.

Любой жилец многоквартирного дома может обратиться с претензией в ГЖН, если уверен, что его УК не справляется со своими обязательствами.

Тем самым он способен инициировать процесс проверки работы поставщика услуг ЖКХ и добиться лишения лицензии управляющей компании.

Часто приходится сталкиваться с бездействием управляющей компании, которая не всегда добросовестно выполняет свои обязанности.

У жителей многоквартирных домов возникает вопрос, неужели нет никаких мер борьбы с таким отношением к своей работе со стороны управляющей компании, особенно с грубыми нарушениями.

Ответственность управляющей компании за грубое нарушение своих обязанностей

Давайте остановимся более подробно и разберем, какая же ответственность предусмотрена действующим законодательством за грубые нарушения своих обязанностей управляющей компанией.

Так, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение управляющей компанией лицензионных требований.

2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса (в ред. федеральных законов от 14.12.2015 г. № 379-ФЗ, от 28.12.2017 г. № 437-ФЗ) – см. текст в предыдущей редакции: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Давайте разберемся, что относится к лицензионным требованиям.

Так, согласно постановлению Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (с изменениями и дополнениями) к лицензионным требованиям относится:

• надлежащее выполнение управляющей компанией своих обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме,

• обеспечение готовности инженерных систем, их исправности;

• заключение договоров на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, то есть предоставление жильцам коммунальных услуг после заключения договора управления и т. д.

За нарушение лицензионных требований управляющую компанию привлекают к административной ответственности в виде штрафа.

Кроме того, определены и грубые нарушения лицензионных требований.

К таким относятся:

• ненадлежащее исполнение своих обязанностей управляющей компанией по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, оказанию качественных коммунальных услуг, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

• незаключение в течение 30 дней с момента заключения договора управления договора о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования;

• непроведение испытаний на прочность систем отопления, промывки систем отопления;

• незаключение в течение 30 дней с момента начала исполнения договора управления договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов.

Когда управляющую компанию можно лишить лицензии

Решение о лишении лицензии в отношении управления тем или иным многоквартирным домом принимается на основании решения суда по заявлению жилищной инспекции в следующих случаях:

• при повторном совершении управляющей компанией в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г», «д» и «з» п. 4.1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской федерации, то есть ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, некачественное оказание коммунальных услуг, которое повлекло причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда, непроведение испытаний систем отопления на прочность и т. д.

В случае если в течение 12 месяцев со дня вынесения предписания жилищной инспекцией о нарушении лицензионных требований судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Что говорит судебная практика

К сожалению, на практике не так часто лишают управляющую компанию лицензии. Первые две управляющие компании в России были лишены лицензии в 2016 году.

7 ноября 2016 года Арбитражный суд Волгоградской области постановил лишить лицензии управляющую компанию ООО «ПалласСтройДом» за неисполнение 10 предписаний, выписанных жилищной инспекцией.

11 ноября 2016 года Арбитражный суд Московской области постановил лишить лицензии ООО «Жилищно-коммунальный сервис П». Под управлением данной УК был всего один дом, который и был исключен из лицензии. В течение года 2 раза судом были назначены административные наказания за ненадлежащие его содержание и невыполнение предписаний жилинспекции.

Вывод

К сожалению, жилищная инспекция не применяет крайние меры за грубые нарушения управляющей компанией своих обязанностей и не лишает последнюю лицензии на управление многоквартирными домами. Впервые были лишены лицензии две управляющие компании, ДВЕ ПО ВСЕЙ РОССИИ. Хотелось бы, чтобы органы надзора строже относились к грубым нарушениям со стороны управляющей компании.

Спасибо за внимание, проявленное к моей публикации!

В соответствии с постановлением Правительства РФ таковыми, в частности, с 26 сентября будут считаться:

  • ненадлежащее содержание систем внутреннего газового оборудования;
  • нарушения при эксплуатации лифтов;
  • задолженность перед ресурсоснабжающей организацией в течение двух месяцев;
  • несоблюдение правил содержания имущества многоквартирного дома и предоставления коммунальных услуг, повлекшие угрозу для жизни или здоровья жильцов (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2018 г. № 1090 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам управления многоквартирными домами»).

Вместе с тем, нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания начнет считаться грубым нарушением лицензионных требований с 1 марта следующего года. Кроме того, документом установлено, что при повторном совершении лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за такое нарушение с 7 октября из регионального реестра лицензий будут исключаться сведения о многоквартирном доме или домах. В зависимости от вида нарушения это будет касаться домов, в отношении которых совершены такие грубые нарушения лицензионных требований, либо всех домов, управляемых лицензиатом.

Напомним, что с 11 января в отношении управляющих компаний начало действовать новое лицензионное требование – отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД возникло ранее (Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *