Малоэтажная жилая застройка

В проектировании при разработке проектно-сметной документации в целях определения требований к объекту нормирования прежде всего следует грамотно классифицировать объект. В этом случае на помощь должен приходить понятийный аппарат, который играет первостепенную роль для установления идентификационных признаков объекта.

Именно термины и понятия вместо разъяснений часто служат предметом споров как среди проектного сообщества, так и юристов. Можно предположить, что такая практика вызвана наличием «технических норм» и «норм права». Судебная практика свидетельствует о множественных спорах по земельным участкам и объектах на них МЖС.

Вопросами в этой сфере деятельности по разработке и утверждению законов, подзаконных актов, НПА ФОИВ и нормативных технических документов занимаются различные федеральные органы исполнительной власти. Свой отпечаток вносит и региональная законодательная и нормативная базы, которая в некоторых случаях имеет противоречия с федеральной базой.

По нормативным техническим документам должна быть заложена концепция издания всех обязательных строительных и проектных требований в документах одного федерального министерства для улучшения качества издаваемых документов. Такая система была в СССР это система СНиП (строительные, пожарные, санитарные требования в одном документе).

Главным законодательным актом в области деятельности по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее ГрК) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ.

С момента введения ГрК к нему утверждены 85-ть изменений из которых к малоэтажной жилой застройке (строительству) можно отнести лишь некоторые косвенные позиции:

  • Процедура получения разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства .
  • Упоминание о жилых домах с количеством этажей не более чем три для которых не требуется прохождение экспертизы .
  • В составе жилых зон выделяются индивидуальные жилые дома, малоэтажные жилые дома, среднеэтажные и многоэтажные жилые дома .

Понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство» отсутствуют .

Доля малоэтажного жилья в России должна увеличиться к 2015 г. до 60% в общем объеме вводимого жилья по реализации ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы. Планируемые изменения законодательства должны найти отражение в «дорожной карте» по Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. С учетом стратегии развития малоэтажного строительства в Российской Федерации правовая и техническая база должна быть современной и непротиворечивой.

Виды разрешенного использования земельных участков

Виды разрешенного использования земельных участков, как правило, определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 сентября 2014 г. Регистрационный N 33995) определены важные понятия:

Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов) — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение гаражей и подсобных сооружений.

Приусадебный участок личного подсобного хозяйства — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Блокированная жилая застройка — Размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (жилой дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей, имеющих общую стену с соседним домом, при общем количестве совмещенных домов не более десяти); разведение декоративных и плодовых деревьев, овощей и ягодных культур, размещение гаражей и иных вспомогательных сооружений.

Передвижное жилье — Размещение сооружений, пригодных к использованию в качестве жилья (палаточные городки, кемпинги, жилые вагончики, жилые прицепы) с возможностью подключения названных сооружений к инженерным сетям, находящимся на земельном участке или на земельных участках, имеющих инженерные сооружения, предназначенных для общего пользования.

Некоторые комментария и разъяснения в связи с принятием приказа МЭР РФ от 1 сентября 2014 г. № 540:

Так как Правила землепользования и застройки являются основным источником сведений о видах разрешенного использования земельных участков, то в соответствии с положениями Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01.01.2020 органы местного самоуправления поселения, городского округа обязаны внести изменения в Правила землепользования и застройки в части приведения установленных в них видов разрешенного использования в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренных Классификатором.

Сейчас основной документ для получения разрешения на строительство для застройщиков – градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Он содержит информацию о земельном участке и параметры его застройки.

По приказу МЭР РФ от 1 сентября 2014 г. № 540, в малоэтажную жилую застройку – включено индивидуальное жилищное строительство «высотой не выше трех надземных этажей», в то время как в ГрК РФ записано «с количеством этажей не более чем три» . Здесь стоит вспомнить, что в количество этажей при подсчете входят как подземные так и надземные этажи. В случае возведения застройщиком индивидуального жилищного дома, состоящего из одного подземного этажа и трех надземных этажей, объект должен подлежать экспертизе.

Понятийный аппарат малоэтажных жилых домов

Предлагаю ознакомиться с документами федерального и регионального уровней, где есть термины или упоминание о малоэтажном жилищном строительстве:

Федеральный уровень:

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные» ввел термины и определения :

  • Дом жилой блокированный
  • Блок жилой автономный
  • Дом жилой одноквартирный

Областью применения настоящего документа указано о распространении его на – объекты индивидуального жилищного строительства. Можно предположить тождественность терминов «объекты индивидуального жилищного строительства» и «дома жилые одноквартирные»

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» ввел термины и определения :

  • Жилое строение
  • Жилой дом

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских территорий»

  • Зона (район) застройки
  • Зона усадебной застройки
  • Зона коттеджной застройки
  • Блокированные жилые дома

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» ввел термины и определения :

  • блок жилой
  • блокированный жилой дом
  • дом жилой одноквартирный
  • организованная малоэтажная застройка

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

  • Ф1.4 — одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные; .

Региональный уровень:

Содержание

МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» :

  • Коттедж
  • Блокированный жилой дом
  • Участок коттеджной застройки
  • Коттеджная застройка
  • Группа участков коттеджной застройки
  • Комплекс коттеджной застройки
  • Минимальный состав помещений коттеджа (квартиры блокированного жилого дома)
  • Развитый состав помещений (квартиры блокированного жилого дома)

Решение городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п.6 (ред. от 26.03.2015) «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» ввел термины и определения :

  • жилой дом
  • индивидуальный жилой дом
  • жилой дом блокированной застройки
  • малоэтажный жилой дом

Решение городской Думы Краснодара от 19.07.2012 N 32 п.13 (ред. от 21.10.2014) «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар» выдержки из текста:

  • индивидуальные жилые дома усадебного типа

Надо полагать дома усадебного типа могут возводиться только на приусадебных земельных участках

Кроме всех этих терминов и определений (см. выше) существует целое множество наименований объектов строительства при проектировании:

Сайты недвижимости и рекламные компании, уличные баннеры пестрят этими заголовками, юридическое подкрепление которых нет.

Министерство строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердило План разработки и актуализации сводов правил на 2015 год и плановый период до 2017 года, который предполагает пересмотр СП 55.13330.2011, в котором особое внимание уделить разделу термины и определения, а также нормативным расстояниям. Предлагаю рассмотреть федеральное финансирование работ по пересмотру МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» с переводом в статус СП. Актуальность документа сегодня не уступает многоквартирным жилым домам.

Про здания, строения, сооружения

Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2012 г. N 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»» исключил по тексту – слово «строение». Так например ранее в статье 1:а) в части 1 слова «зданиям, сооружениям и строениям,» заменить словами «зданиям и сооружениям,». Исходя из этого можно говорить о том, что «строения» не являются объектом пожарного нормирования.

В свою очередь по тексту Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ слово «строение» не исключено. Например, ст.1 10) объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

Расстояния, отступы, разрывы в «малоэтажке»

Сегодня при проектировании МЖС нормативные требования по расстояниям устанавливаются различными нормативными документами. Не всегда эти требования можно оперативно найти при проектировании или знать о нормировании такого расстояния.

Есть хороший пример по определению всех расстояний по инженерным сетям, сведенным в одну Таблицу 15 СП 42.13330 вместо того, чтобы открывать каждый документ в отдельности. По такому же принципу можно разработать Таблицу нормативных расстояний для ИЖС, где отобразить все возможные нормативные расстояния и отступы.

Итак, виды нормативных расстояний:

  • Санитарно-бытовые,
  • Санитарно- ветеринарные правила,
  • Противопожарные,
  • Градостроительные (отступ от межи),
  • Экологические,
  • Строительные (сейсмические расстояния по обрушению),
  • Расстояния от инженерных сетей (подземных и надземных).

Все расстояния, отступы, разрывы в «малоэтажке» можно условно разделить на нормативные расстояние в границах отвода земельного участка и снаружи участка (территории под ИЖС, ДНП, СНТ(П), ЛПХ). В некоторых случаях следует выделять транспортную доступность (удаленность) на общественном транспорте в часах.

В Таблице 2 приведена частично нормативная база по различным расстояниям, отступам и разрывам для малоэтажной жилой застройки (ИЖС, ДНП, СНП).

Расстояния участков садоводческих товариществ по доступности на общественном транспорте располагать как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов — не более 2 ч.

Расстояния от инженерных сетей регулируются:

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» 12.35 Расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по таблице 15. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до зданий и сооружений следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

12.36 Расстояния по горизонтали (в свету) между соседними инженерными подземными сетями при их параллельном размещении следует принимать по таблице 16, а на вводах инженерных сетей в зданиях сельских поселений — не менее 0,5 м. При разнице в глубине заложения смежных трубопроводов свыше 0,4 м расстояния, указанные в таблице 16, следует увеличивать с учетом крутизны откосов траншей, но не менее глубины траншеи до подошвы насыпи и бровки выемки. Минимальные расстояния от подземных (наземных с обвалованием) газопроводов до сетей инженерно-технического обеспечения следует принимать в соответствии с СП 62.13330.

— СП 124.13330.2012 «Тепловые сети»
Приложение А (обязательное). Расстояния от строительных конструкций тепловых сетей или оболочки изоляции трубопроводов при бесканальной прокладке до зданий, сооружений и инженерных сетей

— СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения»

6.1.3 Расположение сетей на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных коммуникаций должны приниматься согласно СП 42.13330.

— СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения.

11.48 Расположение линий водопровода на генеральных планах, а также минимальные расстояния в плане и при пересечениях от наружной поверхности труб до сооружений и инженерных сетей должны приниматься согласно СП 18.13330 и СП 42.13330.

Расстояния от Деревьев и Кустарников регулируются:

— Требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Настоящими санитарными правилами установлено в случае озеленения придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м, для кустарников — 1,5 м. Высота кустарников не должна превышать нижнего края оконного проема помещений первого этажа. Данные требования можно отнести и к требованиям распространяющимися на земельные участки для индивидуального жилищного строительства.

— СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

п.9.5 Расстояние от зданий и сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать в соответствии с таблицей 3.

Перечень нормативных технических документов по проектированию Малоэтажных домов

Нормативные технические документы (в том числе части разделы документов):

СП 55.13330.2011 «Дома жилые одноквартирные»

СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения»

СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»

СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»

СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»

СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»

СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан»

СП 11-111-99 «Разработка, согласование, утверждение, состав проектно-планировочной документации на застройку территорий малоэтажного жилищного строительства»

МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки»

СП 31-106-2002 «Проектирование и строительство инженерных систем одноквартирных жилых домов»

МДС 13-6.2000 «Методика по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания»

МДС 41.2-2000 «Инструкция по размещению тепловых агрегатов, пред-ых для отопления и горячего водо-ия одноквартирных или блокированных жилых домов»

Стандарт АВОК 8.2-2008 «Комплекс систем интеллектуализации малоэтажных и коттеджных зданий»

Законы и подзаконные акты, НПА:

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»

Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Приказ Минрегиона РФ от 28.06.2010 N 303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса». *Документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 05.05.2014 N 223/пр, которым утверждены условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса.

Разъяснения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года №303 «Об утверждении Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса»

Приказ Минстроя России от 05.05.2014 N223/пр «Об утверждении условий отнесения жилых помещений к жилью экономического класса».

Выводы и предложения:

  • На законодательном уровне (Градостроительный кодекс) закрепить понятия «индивидуальное жилищное строительство» и «малоэтажное жилищное строительство».
  • Разработать законопроект по исключению понятия «строение» из Градостроительного кодекса Российской Федерации.
  • Причесать понятийный аппарат по малоэтажному жилищному строительству.
  • Дополнить СП 42.13330.2011 сведенными таблицами по отступам, расстояниям для ИЖС
  • Привести в соответствие требования расстояний пожарной безопасности СП 53.13330.2011 и СП 55.13330.2011 с п.4.3 и п.4.13 Таблица 1 СП 4.13130.2013. Работа по пересмотру СП 55.13330.2011 предусмотрена Планом пересмотра 2015-2017 Минстроя России в рамках конкурса проводимого ФАУ «ФЦС» под Лотом №4, выделяемая сумма 5 500 000,00 рублей.
  • На II Всероссийском съезде НОПРИЗ принята Смета расходов на содержание Национального объединения изыскателей и проектировщиков с 30 марта по 31 декабря 2015 года. Пунктом два Сметы предусмотрено — Развитие, совершенствование и гармонизация системы технического регулирования (по соглашению с Минстроем России и по решению Совета НОПРИЗ) в сумме 25 000 000 рублей, в т.ч. по обязательствам прошлых лет 2 736 633,28 рублей. Предлагаю рассмотреть возможность пересмотра МГСН 3.01-96 «Нормы и правила проектирования коттеджной застройки» с переводом в статус Свода правил.

Таблица 2

Руководитель Технического отдела, Архитектор ООО «Девелопмент-проект», г. Краснодар

Частный дом можно строить не на любой земле. Каждый земельный участок, независимо от формы собственности, имеет конкретное разрешенное использование — это установленные законодательством «допустимые границы» использования участка его собственником или пользователем. И границы эти определяют в зависимости от принадлежности к какой-либо категории земель.

Основные виды использования, с которыми сталкивается частный покупатель, — это участки «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», «для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)», «для дачного строительства» или «для ведения дачного хозяйства», и разнообразные варианты сельхозземель («для сельскохозяйственного производства», «для организации фермерского хозяйства», «для организации крестьянско-фермерского хозяйства» и пр.) Каждый из этих вариантов налагает свои обязательства по использованию участка, а также — ограничения по строительству. Перед тем, как купить участок, не лишним будет еще раз внимательно присмотреться к тому, что именно покупаешь.

Чем проще, тем лучше

Наибольшей популярностью на сегодня пользуются участки, предназначенные под индивидуальное жилищное строительство — форма собственности, которая позволяет не только беспрепятственно осваивать купленный участок, — конечно, при условии соблюдения градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных правил и норм. А также — получить прописку в доме и почтовый адрес. Для тех, кто перебирается за город на постоянное место жительства, это существенный момент.

Покупка ИЖС — один из самых беспроблемных для покупателя вариантов сделки, но и здесь есть свои нюансы. Земля под ИЖС делится на две категории. Она бывает либо в собственности, либо в аренде. Собственностью считается земля приватизированная. Остальное — это варианты аренды (пожизненное пользование, пожизненное наследование пользования и т. д.). Поэтому, если у продавца нет свидетельства о праве собственности, земля не может быть продана, а только передана в аренду, так что покупателю необходимо заключить с органами местного самоуправления договор аренды, а выкупать землю уже после покупки дома (если он есть на участке) или после его строительства. Риэлтеры советуют настаивать на том, чтобы продавец оформил право собственности на участок самостоятельно: процедура оформления длится полтора-два месяца.

Также при покупке земли под ИЖС, на которой уже имеются постройки, необходимо выяснить, не самострой ли баня, сарай, гараж или летняя кухня, предусмотрены ли они планом застройки участка. Нужно требовать от хозяина, чтобы они были официально оформлены в Бюро технической инвентаризации (БТИ).

Второй достаточно беспроблемный вариант, который котируется наряду с ИЖС, — участок в садоводстве, предназначенный для «для дачного строительства» или «для ведения дачного хозяйства» — это классические 6 соток с домиком или без, которые позволят владельцу сажать цветы или картошку. А также — строить дом для сезонного проживания. Прописаться в этом доме невозможно, причем неважно, идет ли речь об участке, находящемся в садоводческом массиве, или об участке, который предоставлен для ведения индивидуального садоводства и расположен в границах населенного пункта (деревни или поселка). Впрочем, в апреле Конституционный суд принял решение, которое может в перспективе изменить статус садоводств: постановлением суда отказ в регистрации был признан противоречащим Конституции. Однако к реальным изменениям на практике это приведет еще очень не скоро.

Помимо отсутствия прописки есть и другой не слишком приятный нюанс: «садоводы» зависят от всего садоводческого товарищества в целом, от тех условий, правил, решений, которые принимаются на общем собрании, даже если он не вступил в члены садоводства. Собственник индивидуального жилого дома принимает все решения самостоятельно.

Сложные отношения

Если продается участок под ЛПХ, надо понимать, что гарантированно его можно использовать только для производства сельскохозяйственной продукции, иными словами — разбить там сад-огород. Участки со статусом ЛПХ тоже подразделяются на две категории: земельный участок в черте поселений (приусадебный участок, категория — «земли населенных пунктов», в недавнем прошлом — «земли поселений»). И — участок за чертой поселений (полевой земельный участок). В первом случае покупатель имеет право на возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, — разумеется, в рамках действующих градостроительных правил. Правда, и в таком доме нельзя будет прописаться. В случае же, если участок со статусом ЛПХ расположен за чертой поселений, то дом или еще что, например, баню, на нем построить по закону никак нельзя. Чтобы построить на участке под ЛПХ дом и переехать жить в него из города на законных основаниях, нужно менять целевое назначение.

Перевод сельскохозяйственных земель в другие категории регламентируется Земельным кодексом РФ (ст. 79) и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (ст. 7). В зависимости от площади массива и категории земли решение об изменении целевого назначения принимает либо глава администрации района, либо губернатор области. Для подачи соответствующей заявки придется собрать большой пакет документов: документы описания местоположения участка, его стоимости, обоснование по переводу земли, заключение различных государственных инстанций. Кроме того, необходимо оплатить недоимки государству за вывод земельного ресурса из сельхозоборота и недополучение государством продукции с данного массива. Процедура перевода земельного участка из ЛПХ в ИЖС длится в среднем от 6 до 12 месяцев.

Похожая история — с участками сельскохозяйственного назначения. Чтобы получить право на застройку участка, его также необходимо перевести в участок с разрешенным использованием ИЖС. Основной недостаток для частного покупателя здесь состоит в том, что эти участки земли часто бывают очень большими — далеко не один гектар. Чтобы такой участок в земельном кадастре разделить на несколько маленьких, в которых обычно заинтересованы покупатели, нужно провести обмер земли, топосъемку и сделать проект разбиения (с учетом рельефа местности и пр.). А проводить все эти мероприятия придется за счет получателей земли.

Если нельзя, но очень хочется

Бывают и редкие случаи, когда давно выделенный участок попадает в границы заповедника, водоохранной зоны или другой территории, земля которой не подлежит приватизации. Бывает также, что владелец или пользователь такого участка пытается сбыть его с рук. Такие участки редки на рынке, а местоположение их чаще всего уникально. Но покупателю следует быть особенно осторожным — как правило, права на участок не оформлены, и сделать это предлагается как раз за счет покупателя.

А тут возможны варианты. Владелец сохранил документы, подтверждающие законность получения участка в собственность (это может быть документ любой давности — главное, чтобы он был выдан органом власти, либо — документ о сделке, зарегистрированной в установленном порядке). В этом случае, если участок впоследствии попал в категорию земель, которые могут быть только в федеральной, региональной или муниципальной собственности (но никак не в частной), власти могут пойти одним из двух путей: первый — обратиться в суд с иском об изъятии участка для государственных или общественных нужд. Но в ходе процесса властям придется доказывать, что именно этот участок препятствует таким нуждам, да и само изъятие возможно только на условиях соразмерной денежной компенсации с учетом рыночной цены имущества. Поэтому власти чаще всего прибегают ко второму варианту: после оформления недостающих документов (кадастровый план и др.), разрешают пользоваться землей. Разумеется, при этом надо будет соблюдать требования природоохранного законодательства (запрет на применение химудобрений, распашку земель, возведение капитальных строений — помимо уже имеющихся, и т. п.).

Прописка на шести сотках

В начале апреля Конституционный суд принял решение, которое может в перспективе изменить статус садоводств: отказ в регистрации на территории садоводческого товарищества был признан противоречащим Конституции.

Правовая норма, которая ограничила прописку в садовых товариществах, введена сравнительно недавно, еще в советские времена прописанных «на даче» было больше чем достаточно. Садовые товарищества располагались на землях населенных пунктов и землях сельхозназначения. На сельхозземлях, как правило, разрешалось возводить только некапитальные строения для хранения садового инвентаря — и в таких домиках не прописывали. Другое дело — товарищества, располагавшиеся на землях поселений, в которых дачные дома входили в общий жилищный фонд СССР — там прописка и была возможна. Достаточно вспомнить писательское Переделкино или академическое Комарово, которые были постоянным местом жительства для многих домовладельцев.

Закон о «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающий россиянам прописываться в строениях, возведённых на садовом участке, появился только в 1998 году. Поводом для его появления стало бурное развитие квартирного «черного рынка», когда в садоводствах оказались прописаны многочисленные жертвы криминальных сделок с недвижимостью.

А заново вернуться к вопросу о прописке «на шести сотках» Конституционный суд заставили жалобы семи граждан из Краснодарского края — им отказали в регистрации по месту жительства в собственных дачных домах, хотя они живут там постоянно и не имеют другого жилья. По мнению Конституционного суда, это нарушает принцип равенства, позволяя органам местной власти отказывать в регистрационном учёте по месту проживания. Так что в Закон должны быть внесены соответствующие поправки. Суд также указал, что до внесения соответствующих поправок в федеральное законодательство региональные власти вправе самостоятельно определять порядок регистрации на дачных участках.

Однако едва ли ситуация изменится одним махом: получить постоянную регистрацию вне существующего уже поселения можно, если доказать, что дом пригоден для постоянного проживания. А для доказательства — изрядно потрудиться: существуют многочисленные административные ограничения. Дом не может считаться жилым, если не подключен к централизованным или автономным системам жизнеобеспечения: электрической, паровой или газовой системы отопления, позволяющая обеспечивающую подачу тепла на всю площадь строения. Если он в аварийном состоянии. Если неисправны сантехника, двери и окна, крыша. Стоять жилой дом должен на железобетонном, каменном или кирпичном фундаменте и быть теплоизолированным — при этом учитываться будет даже толщина стен. Все это означает длительный процесс экспертиз.

А местным властям появление новых жильцов на территории муниципального образования не слишком выгодно: по закону, в жилом поселке (в которые теперь могут превратиться садовые товарищества) за счет бюджетных средств должна быть построена социальная инфраструктура: школа, детский сад, поликлиника, больница, отделение милиции и прочие радости жизни. Так что местные власти сделают все, чтобы не допустить массовой регистрации дачников.

Исключение составят разве что коттеджные поселки, построенные сравнительно недавно, где домам пройти экспертизу будет просто.

Екатерина Голубева, «Где жить»

Все земли разбиты на участки, у которых помимо категории, есть также определенный вид разрешенного использования (ВРИ).

Этот термин, используемый в законодательных актах РФ, (Земельном и Градостроительном кодексе), существует для того, чтобы определять, какую деятельность можно вести на участке.

Например, нельзя выбрать любое место в городе или за городом и построить там магазин, торговый центр или начать выращивать помидоры и картошку.

Нужно знать, предполагается ли в этом месте подобная деятельность и какое-либо строительство на уровне городского (территориального) планирования. Подробнее о том, как можно узнать ВРИ, читайте в статье «Как узнать вид разрешенного использования земельного участка».

Виды разрешенного использования земельного участка (ВРИ ЗУ), согласно действующего классификатора, указаны в документе градостроительного зонирования «Правила землепользования и застройки» (ПЗЗ) города (где также указаны размеры участка и расположенных на нем построек, ограничения по использованию и расчетные показатели).

Каждый земельный участок имеет три вида разрешенного использования, согласно Градостроительному кодексу РФ, ст. 37:

  • основной,
  • условный,
  • вспомогательный.

Для чего нужен классификатор?

Чтобы структурировать и классифицировать информацию о ВРИ, в 2014 году был принят приказ 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

В 2015 году были внесены изменения, действующие на сегодняшний день.

До этого четких правил по формулировке видов разрешенного использования не существовало, и они не имели классификации.

Некоторые названия были довольно «размытыми» и не несли четкого смысла.

Владелец участка выбирает деятельность согласно основному или вспомогательному ВРИ сам, без дополнительных разрешений. На условный ВРИ владелицу необходимо получить разрешение.

Подытожим: классификатор разрешенного использования земельных участков — это документ, содержащий перечень всех видов разрешенного использования. Многие из них приобрели более конкретную формулировку смысла, не предполагающую другие варианты его трактовки.

Перечень видов разрешенного использования по классификатору

В текущем варианте классификатора описаны 13 групп видов использования с числовым обозначением (1,2,3 … 13). У каждого из них под номерами 1.1., 1.2 и т.д. расписано подробно его содержание. Полный текст классификатора, содержащий таблицу ВРИ и их коды, можно найти по .

Рассмотрим подробнее разделы классификатора видов разрешенного использования земельных участков.

Сельскохозяйственное

Разделу присвоен код 1. Имеет 18 подпунктов содержания от 1.1 до 1.18.

Этот вид подразумевает деятельность, связанную с ведением сельского хозяйства:

  1. растениеводство
  2. животноводство,
  3. пчеловодство,
  4. рыбоводство.

В основном он описывает ВРИ сельскохозяйственной категории земель.

Под первым пунктом — растениеводство — имеется в виду выращивание:

  • сельскохозяйственных культур и овощей;
  • чая и лекарственных трав;
  • цветочных, плодовых и ягодных культур;
  • льна и конопли.

Также на участке этого вида разрешаются:

  • научные и селекционные работы,
  • хранение, производство и переработка с\х продукции;
  • размещение питомников, построек для хранения техники и оборудования;
  • разведение животных.

Один из подпунктов вида – ведение хозяйства без возведения каких-либо построек (полевые участки личного подсобного хозяйства).

Подробнее обо всех ВРИ сельскохозяйственных земель читайте в этой статье.

Жилая застройка

Имеет 7 подпунктов содержания с кодами от 2.0 до 2.7.1, описывающих ВРИ ЗНП.

На таких участках предполагается размещение жилых домов разного вида и типа (от индивидуальных жилых домов с участком до многоквартирных домов в 20 этажей).

Вид «Жилая застройка» не подразумевает здания с временным проживанием людей (гостиницы, дома отдыха, оздоровительные заведения, помещения для проживания рабочих, тюрьмы и т. д.).

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)

Разрешено строить жилые дома не выше 3-х этажей, в которых можно жить постоянно.

Также этот код участка предусматривает выращивание на нем:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых деревьев,
  • ягод,

размещение:

  • подсобных помещений,
  • гаражей.

Подпунктом 2.1.1 вынесена малоэтажная многоквартирная жилая застройка. То есть – дома не выше 4-х этажей для постоянного проживания нескольких семей.

На этой территории также предусмотрено выращивание культур и дополнительное строительство, к которому, помимо гаражей и подсобных помещений, добавляются:

  • встроенные и пристроенные магазины;
  • объекты обслуживания (химчистки, парикмахерские);
  • детские и спортивные площадки.

Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ)

Те же условия использования участка, как и ИЖС (2.1) – жилые дома постоянного проживания не выше 3х этажей, выращивание культур и деревьев, вспомогательные постройки и гаражи.

Добавляется лишь возможность разведения животных и размещение построек для их содержания.

Блокированная жилая

Дома на несколько семей, называемые таунхаусами, с общей придомовой территорией. Квартиры имеют общие стены с соседями.

Также разрешено:

  • выращивание деревьев,
  • ягод,
  • размещение гаражей,
  • детских и спортивных площадок.

Передвижное жилье

Имеет код 2.4. Включает в себя:

  • палаточные городки,
  • жилые вагончики и прицепы,

которые можно подключить к инженерным сетям.

Среднеэтажная

Имеет код 2.5.

Многоквартирные дома не выше 8 этажей, пригодные для постоянного проживания.

Многоэтажная

Имеет код 2.6.

Многоквартирные дома от 9 этажей и выше, пригодные для постоянного проживания.

Пункты 2.5 и 2.6. предполагают также размещение элементов благоустройства:

  • лавочки и урны, кустарники;
  • детские и спортивные площадки;
  • подземные и наземные парковки;
  • магазины и прачечные.

Подробнее о видах разрешенного использования земель населенных пунктов читайте .

Обслуживание жилой застройки

Подразумеваются строительство некоторых объектов из кода 3.0 и 4.0:

  • кафе и столовые;
  • объекты соцобеспечения;
  • парковки и гаражи;
  • мастерские ремонта;
  • парикмахерские и больницы;
  • школы, детские садики, университеты;
  • библиотеки, театры, церкви и т.д.)

ВАЖНО: в некоторых случаях, участку может быть присвоен весь код 2.0. Это значит, что на территории возможно любое строительство и любая деятельность из всего вышеперечисленного.

Общественное использование объектов капитального строительства

Имеет 10 подпунктов содержания с кодами от 3.1 до 3.10.2.

Подразумевается строительство:

  • коммунальных объектов;
  • объектов соцобслуживания;
  • больниц и поликлиник;
  • детских садов, школ и университетов;
  • исследовательских центров;
  • развлекательных, религиозных объектов и т. д.

Предпринимательство

Имеет 10 подпунктов содержания с кодами от 4.1 до 4.10

Здания, построенные с целью получения дохода:

  • магазины и торгово-развлекательные центры;
  • кафе, клубы и рестораны;
  • гостиницы, аквапарки;
  • паркинги, автосервисы и др.

Отдых (рекреация)

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 5.1 до 5.5.

Предполагают строительство:

  • парков и скверов;
  • спортивных и туристических объектов;
  • зданий для наблюдения и ухода за природой.

Производственная деятельность

Имеет 11 подпунктов содержания с кодами от 6.1 до 6.11

Размещение производственных территорий и помещений:

  • капитальное строительство с целью добычи полезных ископаемых и их переработки,
  • возведение заводов и фабрик.

Размещение объектов транспорта

Имеет 5 подпунктов содержания с кодами от 7.1 до 7.5.

Строительные объекты, представляющие собой пути сообщения и сооружения для перевозки грузов или людей, следующих видов транспорта:

  • железнодорожного,
  • автомобильного,
  • водного,
  • воздушного,
  • трубопроводного.

Обеспечение обороны и безопасности

Имеет 4 подпункта содержания с кодами от 8.0 до 8.3.

Размещаются следующие строительные объекты:

  • воинские формирования, полигоны, военные институты;
  • инженерные сооружения на границах РФ (таможенный контроль);
  • здания органов внутренних дел и спасательных служб.

Деятельность по особой охране и изучению природы

Имеет 3 подпункта содержания с кодами от 9.0 до 9.2.

Строительные объекты предназначенные для осуществления деятельности по сохранению и изучению природного мира, ухода за ним. Также объекты курортной деятельности, используемые для оздоровления и лечения людей за счет природных ресурсов:

  • минеральные воды,
  • лечебные грязи и др.

Участки, в которых не допускается сельскохозяйственная и любая другая деятельность, кроме:

  • охранной,
  • курортной,
  • историко-культурной.

Использование лесов

Вид использования имеет 4 подпункта содержания с кодами от 10.1 до 10.4.

Подразумевается строительство объектов для:

  • заготовки, обработки и вывозу древесины и др. лесных ресурсов (грибы, ягоды);
  • выращивания древесины (лесные плантации) и др. лесных ресурсов;
  • хранения собранного природного ресурса (временные склады).

Водные объекты

Вид использования имеет 3 подпункта содержания с кодами от 11.0 до 11.2.

К этому виду относятся территории:

  • рек, озер, болот, морей и т. д.;
  • примыкающие к водоемам участки.

Используются для водопользования и строительства водных объектов, например водохранилищ.

Земельные участки (территории) общего пользования

Вид использования имеет 3 подпункта содержания с кодами от 12.0 до 12.2.

Встречается только в населенных пунктах и подразумевает размещение:

  • дорог и прилегающих территорий;
  • набережных, мест отдыха и рекреации;
  • кладбищ и земель запаса (в которых запрещена любая хоздеятельность).

Участки под огородничество, садоводство и дачное хозяйство

Имеет 3 подпункта с кодами от 13.1 до 13.3.

В основном предполагает выращивание:

  • сельскохозяйственных культур,
  • плодовых и ягодных деревьев,

и возведение временных построек для хранения собранного урожая, обеспечения ухода за ним:

  • поливка,
  • прополка,
  • удобрение и т.п.

ВАЖНО!!! Согласно ФЗ от 2017 года, вводится разрешение на строительство домов постоянного проживания на этом участке.

Необходимо рассмотреть подробнее эти 3 подпункта.

Огородничество

Разрешает выращивание на участке:

  • сельскохозяйственных культур,
  • овощей,
  • ягод,
  • картофеля.

Что касается строительства — разрешено возведение лишь временных построек, не предназначенных для проживания.

Садоводство

Выращивание тех же культур, как и в предыдущем пункте. Отличие в видах строительства.

Садоводство предполагает возведения дома для отдыха, не делящегося на квартиры и не предназначенного для проживания, а также дополнительных хозяйственных построек.

Дачное хозяйство

Те же виды растений, но возможно строительство жилого дома (без деления на квартиры и не выше 3-х этажей) и хозяйственных построек.

ВАЖНО: огородничество и садоводство разрешается вести так же на землях сельскохозяйственного назначения, но либо без разрешения строительства вообще, либо разрешено строительство только нежилых вспомогательных объектов.

Основные отличия нового классификатора

В первом разделе (код 1.0) описаны все возможные виды сельскохозяйственного использования с описанием построек и сооружений.

Все виды ведения садового и дачного хозяйства вынесены в новый код 13 (13.1., 13.2., 13.3).

Крестьянско-фермерское хозяйство не упоминается вообще, а все виды жилого строительства приобрели более упорядоченную классификацию.

Какие ВРИ подходят для индивидуального строительства

Для индивидуального строительства, в соответствии с классификатором, подходят следующие участки.

Жилые здания постоянного проживания

На участках с кодом разрешенного использования:

  • 2.0. – жилая застройка;
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3 – ведение дачного хозяйства (в соответствии с ФЗ N217, который вступает в силу с 2019 года).

Сезонные жилые объекты

На участках с кодом:

Нежилые здания, сооружения и постройки

На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).

ВРИ, указанные в документах ранее

В старом классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (документ 2014 года) для строительства вспомогательных и жилых помещений подходят те же коды.

Отсутствуют лишь вновь введенные коды:

  • 13.1.,
  • 13.2.,
  • 13.3.

Классификатор не отменяет предусмотренного в градостроительном кодексе деления видов разрешенного земельных участков использования на основные, вспомогательные и условно разрешенные.

Так, например, в качестве основного может быть выделен укрупненный ВРИ – сельскохозяйственное использование. Значит, на участке можно будет заниматься любой деятельностью, описанной под кодом 1.1 -1.18.

ВАЖНО: если некоторые уже существующие постройки стоят на не предназначенной для них земле согласно новому классификатору – они все равно признаются законными. Владельцу не нужно переводить свой участок в другую категорию. (согласно статье 34, п. 11. ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ).

Виды использования, которые можно отнести к вспомогательным, так же содержатся в классификаторе под описанием содержания расширенного кода.

Например, код 2.5 «среднеэтажная жилая застройка», включает озеленение, гаражи, детски и спортивные площадки.

Будущие изменения

С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.

Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность.

Эти и многие друге противоречия повлекут за собой изменения, потому что, в соответствии с уже упомянутым ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (ст. 34, п 12), документы градостроительного зонирования до 1 января 2019 года должны быть изменены в соответствии с классификатором.

С 2019 года вступает в силу ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором решаются некоторые спорные вопросы и уточняются недостающие моменты.

Процесс изменений, можно сказать, только начался и будущее покажет практика.

Существующий ВРИ любого участка (на настоящий момент, без учета многих изменений в соответствии с классификатором) можно посмотреть на кадастровой карте Росреестра.

Что еще влияет на присвоение участкам вида разрешенного использования:

Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента, который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).

Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.

Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования, которые можно легко сменить.

Видео о классификаторе и порядке смены ВРИ

В данном видео рассказывается о том, зачем нужен классификатор и порядке действий для смены ВРИ (куда обращаться сроки и т.д):

Выводы

Перечислим по пунктам:

  1. действующий классификатор ВРИ земельных участков имеет 13 кодов с расширенным подробным описанием содержания каждого подпункта;
  2. он не отменяет деление на основные, вспомогательные и условно разрешенные виды, а делает его более легким;
  3. по нему можно выяснить, какие виды участков подходят для частного строительства, ведения сельского хозяйства и предпринимательства;
  4. С 2020 года по публичной кадастровой карте можно будет узнать ВРИ участка в соответствии классификатором;
  5. Тем не менее, в документе остаются вопросы, требующие пересмотра, и задачи, требующие решения.

Любая деятельность на земле четко определяется градостроительными документами.

Подобный контроль нужен, чтобы город развивался, был удобным и комфортным для жизни и для работы.

Введение классификатора ВРИ ЗУ структурировало и собрало воедино порядок назначения видов использования для земельных участков, отбросило двусмысленность и нечеткость формулировок.

Это облегчило задачи и для профессионалов (градостроителей, юристов, государственных служащих), и для людей, занимающихся строительством, предпринимательством, ведением дачного хозяйства и огородничества.

Одним из недостатков многоквартирных домов является большое количество жильцов и значительная высота конструкции. Сегодня многие люди хотят более спокойной жизни в домах, где проще все это контролировать.

Решают данную задачу с помощью малоэтажного строительства. Ознакомиться с его концепцией можно на сайте компании ОАО «Ижеславль».

Малоэтажное строительство это современное направление в сфере возведения жилых домов. Основным отличием, полученных подобным образом строений, является их незначительная высота.

В большинстве случаев количество этажей таких домов не превышает 5 этажей. Это позволяет значительно уменьшить количество жильцов, а территорию сделать более компактной.

Строительство малоэтажных жилых помещений предполагает оформление земельного участка в соответствии с нормативным законодательством.

Объекты малоэтажной застройки можно разделить на несколько подтипов:

  • Индивидуальные дома. Это классические коттеджи, которые имеют высоту в 2-3 этажа. В таких зданиях зачастую проживает всего одна семья. Дом имеет небольшие габариты с индивидуальной планировкой.
  • Блокированные постройки. Особенностью таких зданий является наличие специальных жилых блоков. Каждый из этих элементов оснащается отдельным входом, что делает секции практически независимыми жилыми единицами. Постройки такого типа зачастую имеют высоту не больше 3 этажей. Но количество блоков в одном здании может превышать 10 элементов.
  • Многоквартирные постройки. Конструкции выполняются в виде небольших секций, которые разделены на несколько жилых помещений. Здания напоминают многоэтажки, но при этом количество этажей не больше 5.

Плюсы малоэтажного строительства

Дома такого типа приобретают огромную популярность. Обусловлено это нескольким их преимуществами:

  1. Строятся подобные строения намного быстрей и эффективней.
  2. Низкая цена, которая достигается исключением возведения крупных фундаментов.
  3. Компактность домов позволяет более качественно организовать современную инфраструктуру.
  4. Минимальное количество отходов и возможность контролировать все остальные коммунальные процессы на территории дома.
  5. Небольшое количество жителей, что благоприятно влияет на качество жизни и эмоциональное состояние людей.

Малоэтажное жилищное строительство это возможность получить максимальный комфорт за относительно невысокую цену.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *