Маломобильные группы граждан

Градостроительный Кодекс РФ № 191-ФЗ от 29.12.2004

Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

12. В состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).

Закон г. Москвы № 3 от 17.01.2001г. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры г. Москвы».

Статья 4. Перечень специальных приспособлений и оборудования для оснащения объектов инфраструктур города. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках.

Статья 5.Организация общедоступности объектов инфраструктур города для маломобильных граждан. Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа к ним инвалидов и маломобильных граждан не допускаются. В состав основных видов и стадий разработки проектной документации на строительство новых объектов социальной инфраструктуры включается специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных граждан».

Окончательное решение о невозможности выполнения в полном объеме требований по доступности инвалидов без посторонней помощи к каждому конкретному объекту может быть вынесено только судом.

СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (прилагается).

Пункт 1.1 При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — МГН), расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН (приложение В, табл.В.1) устанавливаются заданием на проектирование. Оно утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

Пункт 1.5 рекомендует: «…как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов устанавливается заданием на проектирование».

Пункт 3.3 «Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%.».

РДС 35-201-99 Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Ст. 16 В составе основных видов и стадий разработки утверждаемой части проектной документации на строительство объектов социальной инфраструктуры выполняется специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов», необходимыми обоснованиями принятых решений и графическими материалами.

Ст. 17 Планировочная и проектная документация на строительство объектов социальной инфраструктуры, независимо от источника финансирования, при наличии в АПЗ требований по доступности инвалидов к этим объектам должна представляться в органы государственной вневедомственной экспертизы.

Ст. 18 Планировочная и проектная документация на объекты строительства, не соответствующая требованиям п.16 настоящего Порядка, не принимается к рассмотрению органами государственной вневедомственной экспертизы.

Ст. 19 Контроль за соблюдением требований доступности для инвалидов зданий и сооружений в процессе их строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию обеспечивается территориальными органами Госархстройнадзора России при участии представителей территориальных органов социальной защиты населения, которые включаются в состав приемочных комиссий, и представителей общественных объединений инвалидов.

СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения

4.4 При перепаде высот на путях движения и при входе в здание следует создавать равные условия доступности и комфорта для всех групп людей. При этом необходимо принимать во внимание, что для людей на креслах-колясках, с детскими колясками и ручными тележками удобно пользоваться пандусами, для людей с недостатками зрения и некоторых групп МГН предпочтительна лестница, а для немощных, беременных, людей с костылями наиболее удобны подъемники.

6.2 Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами и маломобильными гражданами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, выключателей, иных закрепляемых в конструкциях устройств не должны выступать за плоскость стен или закрепленного элемента.

6.3 В многоэтажных зданиях, где могут находиться лица с нарушениями здоровья, рекомендуется предусматривать не менее одного лифта с глубиной кабины не менее чем 2,1 м для обеспечения эвакуации указанных лиц в чрезвычайных ситуациях.

При использовании подъемных платформ для инвалидов на креслах-колясках (ГОСТ Р 51630) в габаритах этих устройств по длине следует учитывать и сопровождающего.

Подъемные платформы для инвалидов рекомендуется размещать так, чтобы не перекрывать движение по лестницам и пандусам.

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 31 декабря 2005 года) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ

Статья 15 Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации) (часть в редакции, введенной в действие с 10 августа 2001 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 123-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *15.1).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. *16.1).

Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к указанным объектам и средствам, зачисляются в доход федерального бюджета (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 августа 2001 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 123-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

О мерах по улучшению содержания лифтового хозяйства города Москвы Постановление Правительства Москвы от 28.02.2006 N 139-ПП

До настоящего времени не решены вопросы технического обслуживания и порядка взаимодействия организаций при вводе в эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов 6. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы:

6.2. До 1 июля 2006 года совместно с префектурами административных округов города Москвы провести инвентаризацию установленных в многоквартирных домах лифтов и платформ подъемных для инвалидов с целью определения их технического состояния, по результатам которой подготовить предложения по созданию базы данных и мониторинга за их состоянием.

6.3. До 15 марта 2006 года утвердить в установленном порядке Регламент технического обслуживания платформ подъемных для инвалидов и Регламент о порядке взаимодействия организаций при монтаже, регистрации и вводе в эксплуатацию платформ подъемных для инвалидов.

6.4. До 1 мая 2006 года разработать и представить на утверждение в установленном порядке предельные расценки на техническое обслуживание платформ подъемных для инвалидов и проработать предложения по финансированию указанных работ.

Постановление Правительства Москвы № 1011-ПП от 19.12.2006г. «О приспособлении городского жилищного фонда для инвалидов и эксплуатации в нём специального стационарного оборудования».

7.5. Не допускать случаев приёмки жилых домов (при новом строительстве и реконструкции) без монтажа и сдачи в эксплуатацию в установленном порядке предусмотренных в проектах платформ подъёмных для инвалидов и другого специального стационарного подъёмного оборудования.

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ от 26 октября 2005 года N 55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве».

Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы

1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года N 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» и другими правовыми актами города Москвы.

2. Соответствующие мероприятия осуществляются на стадиях разработки технического задания, строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, ввода их в эксплуатацию, а также в процессе их эксплуатации. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти города Москвы и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 2004 года N 852-ПП «О совершенствовании работы по приспособлению инфраструктуры города Москвы для нужд инвалидов и других категорий маломобильных граждан».

5. Мосгосэкспертизе обеспечить постоянный контроль за обязательным включением в проектно-сметную документацию раздела «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения», учитывая необходимость комплексного приспособления для всех категорий маломобильных граждан вновь строящихся, реконструируемых и ремонтируемых объектов. Применять меры ответственности к заказчикам, не соблюдающим указанные требования.

6. Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы:

6.1. В двухмесячный срок по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, московскими городскими общественными организациями всероссийских обществ инвалидов, глухих и слепых подготовить и внести на утверждение проект постановления о внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 11.07.2000 года N 530 «Об утверждении Московских городских строительных норм «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения», предусмотрев в нем обязательное включение в указанный нормативный документ требований по приспособлению инфраструктуры города Москвы на стадии контроля за проведением строительных работ и ввода объектов в эксплуатацию.

6.2. Привлекать к административной ответственности лиц, допускающих нарушения утвержденных проектов в части обеспечения условий жизнедеятельности инвалидов и других категорий маломобильных граждан.

9.2. Не допускать приемку в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, оснащенных подъемными платформами для инвалидов, без сдачи их в эксплуатацию Мосгортехнадзору.

Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007г. № 319-ПП «О выполнении Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004-2006 годы» и о Комплексной целевой программе «Социальная интеграция инвалидлв и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007-2009 годы».

11. Комитету государственного строительного надзора города Москвы:

11.1. Не допускать выдачи заключения о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации без справки органов социальной защиты населения, подтверждающей соответствие объекта нормативным требованиям в части приспособления его для нужд инвалидов.

11.2. Ежеквартально информировать руководителей отраслевых, территориальных и функциональных органов исполнительной власти о нарушениях, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, в части соблюдения требований доступности их для инвалидов.

11.3. Представлять в Департамент социальной защиты населения города Москвы информацию по согласованной форме о всех нарушениях, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, в части соблюдения требований доступности их для инвалидов в сроки, установленные п.29 настоящего постановления.

13. Департаменту социальной защиты населения города Москвы:

13.7. При участии префектур административных округов города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы и других заинтересованных организаций организовать, начиная с 2007 года, проведение постоянно действующих семинаров для практических работников по вопросам приспособления для нужд инвалидов различных объектов городской инфраструктуры.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 февраля 2008 года N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

7. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

а) в абзаце первом пункта 13 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст.774), слова «и проектной документации» заменить словами «проектной и рабочей документации».

II. Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов

27. Раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» должен содержать: в текстовой части:

а) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам, предусмотренным в пункте 10 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

б) обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих безопасное перемещение инвалидов на объектах, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, а также их эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия;

в) описание проектных решений по обустройству рабочих мест инвалидов (при необходимости); в графической части:

г) схему планировочной организации земельного участка (или фрагмент схемы), на котором расположены объекты, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, с указанием путей перемещения инвалидов;

д) поэтажные планы зданий (строений, сооружений) объектов капитального строительства с указанием путей перемещения инвалидов по объекту капитального строительства, а также путей их эвакуации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 17 февраля 2009 года N 115-ПП «О Годе равных возможностей в городе Москве и Стратегии повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года»

2009 год объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей.

13. Москомархитектуре, Москомэкспертизе, Мосгосстройнадзору, Объединению административно-технических инспекций города Москвы, Государственной жилищной инспекции города Москвы:

13.1. Обеспечить соблюдение нормативных правовых актов, регламентирующих требования по комплексному обустройству для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности и других маломобильных групп населения объектов городской инфраструктуры (общественные и жилые здания, прилегающие территории, транспортно-пешеходная сеть, рекреационные зоны и др.) при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов городской инфраструктуры.

13.2. В рамках предоставленных полномочий применять меры воздействия к ответственным лицам, допустившим проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов реконструкции, нового и капитального строительства, капитального ремонта, не соответствующих действующим строительным нормам и правилам в части их комплексного обустройства для инвалидов.

14. Москомэкспертизе и Мосгосстройнадзору создать в пределах штатной численности профильные группы специалистов — экспертов (не менее 10 человек) для обеспечения при проектировании и вводе объектов в эксплуатацию соблюдения требований законодательства, строительных норм и правил по комплексному приспособлению объектов городской инфраструктуры (независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности) для нужд инвалидов.

15. Мосгосстройнадзору до 31 декабря 2009 г. подготовить и представить Мэру Москвы списки организаций, выполнивших и нарушивших в 2009 году нормативные требования доступности объектов для нужд инвалидов и других маломобильных граждан при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов строительства, с последующим опубликованием в средствах массовой информации.

16. Департаменту городского заказа капитального строительства города Москвы, Москомархитектуре, Москомэкспертизе:

16.1. Включать в обязательном порядке в задания на проектирование объектов городского заказа требования о доступности их для инвалидов и других маломобильных граждан.

16.2. Внести уточнения и дополнения в разработанную проектно-сметную документацию на объекты городского строительства, неотвечающую требованиям доступности для инвалидов и других маломобильных граждан.

16.3. Не допускать утверждения проектно-сметной документации, не отвечающей требованиям доступности объекта для инвалидов и других маломобильных граждан.

17. В целях реализации Стратегии и Программы с учетом действующих строительных норм и правил в первом полугодии 2009 г.:

17.1. Предложить предприятиям — производителям типовых и повторно применяемых серий жилых домов массового строительства по городскому заказу обеспечить разработку в составе проектов этих серий раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов».

17.2. Просить предприятия, изготавливающие лифты и стационарное специальное подъемное оборудование для перемещения инвалидов, обеспечить их производство с учетом требований доступности для инвалидов, в том числе на креслах-колясках, в целях применения при строительстве жилых и общественных зданий по городскому заказу.

18. Москомархитектуре:

18.1. Обеспечить разработку раздела «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» в типовых и повторно применяемых проектах общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений и физкультурно-оздоровительных комплексов по технологическим заданиям, подготовленным Департаментом образования города Москвы, Департаментом физической культуры и спорта города Москвы по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

18.2. Совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы организовать изучение отечественного и международного опыта в целях совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования по доступности объектов городской инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных граждан.

18.3. Совместно с Мосжилинспекцией в I квартале 2009 г. внести изменения в постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2007 г. N 831-ПП «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. N 73-ПП» в части упрощения процедуры перепланировки (проведения реконструктивных работ) нежилых помещений для нужд инвалидов.

21. В целях ускорения темпов адаптации города для инвалидов и поощрения организаций, реализующих принципы «универсального дизайна» при строительстве объектов городской инфраструктуры, учредить премии Мэра Москвы за особые достижения в области формирования безбарьерной среды жизнедеятельности.

35. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителей комплексов городского управления и заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в части их касающейся). Общий контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в IV квартале 2009г. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Пресс-служба Мосгосстройнадзора

В связи с доступностью окружающей среды люди с ограниченными возможностями также подразделяются на группы по мобильности. В целом все население делится на группы с нормальной мобильностью и маломобильные. При этом учитывается, какие в данном случае имеются в виду категории инвалидов К, О, С, Г, У. Так, например, инвалиды по слуху обычно относятся к категории мобильных. К маломобильным относятся люди, если они испытывают затруднения, когда им приходится самостоятельно передвигаться, получать услугу или информацию либо ориентироваться в пространстве. В эту группу входят не только инвалиды. Временные нарушения здоровья, беременность, престарелый возраст также ограничивают мобильность. В эту же группу можно отнести и тех, кто перемещается с детскими колясками.

В свою очередь, не все инвалиды относятся к маломобильной группе. Их можно разделить на категории мобильности инвалидов М1-М4:

М1 — ограничений по мобильности нет. Как уже указано, к ним могут относиться люди с дефектами слуха.

М2 — мобильность снижена из-за старения организма (инвалиды по старости); в эту же группу входят люди на протезах.

М3 — инвалиды, использующие при движении дополнительные опоры (в частности, костыли). М4 — инвалиды на креслах-колясках, приводимых в движение вручную.

Паспорт доступности ОСИ

Один из важных факторов создания доступной среды – чтобы любые категории инвалидов К, О, С, Г, У были обеспечены возможностью посещать здания, сооружения и прочие места. В число условий входит возможность беспрепятственно входить в объекты и выходить из них, самостоятельно передвигаться по территории объекта к месту, где им должна быть предоставлена услуга, в том числе со сторонней помощью (например, работников объекта), размещение информации, необходимой, чтобы инвалиды получили беспрепятственный доступ к объекту или услугам, и многое другое.

Для этого оформляется паспорт доступности ОСИ для каждого конкретного здания, в котором отмечается вариант, который соответствует возможности доступа каждой категории инвалидов: А, Б, ДУ, ВНД.

Расшифровка этих обозначений следующая:

А — универсальная доступность, доступны все зоны и помещения объекта;

Б — для инвалидов оборудованы специализированные участки и помещения;

ДУ — условная доступность: объект доступен при помощи сотрудника объекта, или услуги можно получить на дому либо дистанционно;

ВНД — доступности нет по причине ее неорганизованности (либо доступность временно отсутствует).

Доступная Среда – именно так называется программа, реализуемая в нашей стране с 2011 по 2015 годы. Доступная среда предполагает создание таких условий, в которых люди с ограниченными физическими возможностями будут чувствовать себя комфортно и наравне со всеми. Иными словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям и объектам городской инфраструктуры. Благоустройство для МГНочень важно для того чтобы маломобильные группы населения (МГН) могли почувствовать себя равными в возможностях со всеми другими людьми. Организовать для них условия доступной среды – значит позаботиться о них и сделать их жизнь значительно комфортнее.

Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Это люди, которым мешают барьеры и препятствия: обыкновенные ступени лестниц для них уже непреодолимы, не говоря уже о тротуарных бордюрах на которые в обычной жизни другие люди даже не обращают внимания. Поэтому так важно уделить вопросу доступной среды серьезное внимание.

Кроме инвалидов к маломобильным группам населения (МГН) относятся:

  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста;
  • Люди с тяжелой поклажей, тележками.

Доступная среда для маломобильных групп населения – это адаптированные условия для их беспрепятственного передвижения и получения необходимых услуг: пандусы, подъемники, а также специально оборудованные лестницы и поручни. Это условия, в которых люди из маломобильных категорий смогут уверенно планировать свое передвижение по городу, без сомнений в том, что где-то им встретятся препятствия или опасные условия передвижения. Они смогут наравне со всеми и без ограничений пользоваться услугами различных учреждений, не требуя при этом помощи других людей.

маломобильные граждане — инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности, и вызывающее необходимость их социальной защиты; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак — проводников

Источник: ЗАКОН г. Москвы от 17.01.2001 № 3

«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ, ТРАНСПОРТНОЙ И ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУР ГОРОДА МОСКВЫ»

Еще одним основным определением в исследовании данной проблемы является социальное неравенство. В социологической науке неравенство рассматривается с разных позиций и направлений. Можно привести несколько определений данного явления:

  1. неравенство — это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть и престиж ;
  2. неравенство социальное — специфическая форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные границы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии, обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей .

Если выделить основную идею из массива определений, то ее можно сформулировать так: социальное неравенство — это жизненные условия людей, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам жизнедеятельности (материальным, духовным, культурным) индивидуума и общества. Все эти определения относятся к различным типам неравенства: по половому признаку, возрастному, национальному, кастовому и т.д. Определение из социологического словаря наиболее широко охватывает социальное неравенство как явление, однако, на взгляд автора, оно не раскрывает характерных аспектов именно неравенства инвалидов-колясочников в обществе.

В социологии же данная проблема инвалидов рассматривается и изучается в контексте социального неравенства (или социальной стратификации). Фактически в обществе инвалиды являют собой социальную группу. Если давать характеристику данной социальной группе, то это неформальная реальная группа, которая выполняет несколько ролей: поддерживающую, экспрессивную и инструментальную.

Самоопределение любой социальной группы непременно включает в себя 4 пункта: социальная интеракция, стигмация, идентификация и хаббитуализация. Данная социальная группа инвалидов характерно выражается во всех пунктах. Интеракция проявляется в факте общения в социальных сетях, группах, организациях и т.п. Стигмация — определение по внешнему виду, способу передвижения (костыли, инвалидное кресло). Идентификация ярко отражает мысль инвалидов: «Мы не такие, как все», которая бытует в обществе. Зачастую инвалиды сами акцентируют внимание на своем отличие от других, тем самым отделяя себя от общества. И последний пункт — хаббитуализация. Этот пункт немного дублирует предыдущий, дополняя только тем, что стереотипы выработаны уже не только в группе, но и в обществе.

На сегодняшний день ситуацию, которая сложилась в области жизнедеятельности маломобильных граждан, нельзя назвать примером социального равенства в обществе. Корни этой проблемы лежат в историческом прошлом страны. Приоритетной задачей Советского Союза было создание «светлого будущего» без неугодных государству категорий людей. Другими словами, в СССР официально не признавалась такая категория граждан, как инвалиды, поэтому после ни законодательство, ни инфраструктура, ни общество не были адаптированы для жизнедеятельности маломобильной группы населения . К моменту, когда в европейских странах уже были признаны права инвалидов-колясочников и создавались все условия для их жизнедеятельности, в Российской Федерации только пришли к осознанию серьезности данного вопроса. Таким образом, решение этой социальной проблемы в России отстало от мировой практики на десятилетия.

В начале 2000-х гг. решение данной проблемы вышло на международный уровень — 13 декабря 2006 г. резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция ООН о правах инвалидов, которая закрепляет основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью . Россия подписала данную Конвенцию в 2008 г., однако закон о ее ратификации вышел лишь в 2012 г. .

Одним из ключевых моментов данной Конвенции является создание доступной среды (городской и транспортной инфраструктуры) для инвалидов-колясочников, что в свою очередь ускорило процесс разработки и принятия в России государственной программы «Доступная среда» 2011-2015 гг. Многими субъектами Российской Федерации также были приняты свои целевые, краевые и городские программы.

Затрагивая нормативно-правовую базу, следует упомянуть и о существующих стандартах, которые прописаны в СНиП по проектированию и строительству СП-35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения». Также стандарты можно найти в Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 12 «Требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения». Все эти документы направлены на улучшение доступности городской среды.

Подписание данной Конвенции привело также и к изменениям в законодательной базе, регулирующей права и жизнедеятельность маломобильной группы населения. Основным документом считается Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Структура данного документа включает главы по медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и обеспечении жизнедеятельности. Следует обратить внимание, что данный Закон ранее дополнялся утратившим ныне силу Федеральным законом 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Изначальный текст этого Закона содержал семь глав, в которых прописывались правила и порядок о квотировании рабочих мест, назначении льготах, правах субъектов РФ о самостоятельном принятии мер по социальному обслуживанию населения и т.д. В Закон вносилось несколько поправок и изменений, но в итоге он утратил силу.

Помимо основного Закона, ТК РФ и НК РФ также имеют в своей структуре отдельные статьи и пункты, затрагивающие вопросы именно этой категории граждан.

Однако главным законом является Конституции РФ, так как инвалиды в первую очередь полноправные граждане Российской Федерации. Важно осознать, что инвалиды не являются определенным классом или слоем населения, который на законодательном уровне находится на социальной лестнице ниже других уровней. Другими словами, с точки зрения законодательства социальная группа инвалидов имеет одинаковые права с другими гражданами на образование, работу и отдых.

Чтобы иметь представление о том, какая часть от общего числа граждан относится к социальной группе инвалидов, необходимо обратиться к статистическим данным (табл. 1).

Таблица 1

Общая численность инвалидов по группам инвалидности

Доступная Среда – именно так называется программа, реализуемая в нашей стране с 2011 по 2015 годы. Доступная среда предполагает создание таких условий, в которых люди с ограниченными физическими возможностями будут чувствовать себя комфортно и наравне со всеми. Иными словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям и объектам городской инфраструктуры. Благоустройство для МГНочень важно для того чтобы маломобильные группы населения (МГН) могли почувствовать себя равными в возможностях со всеми другими людьми. Организовать для них условия доступной среды – значит позаботиться о них и сделать их жизнь значительно комфортнее.

Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Это люди, которым мешают барьеры и препятствия: обыкновенные ступени лестниц для них уже непреодолимы, не говоря уже о тротуарных бордюрах на которые в обычной жизни другие люди даже не обращают внимания. Поэтому так важно уделить вопросу доступной среды серьезное внимание.

Кроме инвалидов к маломобильным группам населения (МГН) относятся:

  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста;
  • Люди с тяжелой поклажей, тележками.

Доступная среда для маломобильных групп населения – это адаптированные условия для их беспрепятственного передвижения и получения необходимых услуг: пандусы, подъемники, а также специально оборудованные лестницы и поручни. Это условия, в которых люди из маломобильных категорий смогут уверенно планировать свое передвижение по городу, без сомнений в том, что где-то им встретятся препятствия или опасные условия передвижения. Они смогут наравне со всеми и без ограничений пользоваться услугами различных учреждений, не требуя при этом помощи других людей.

Доступная Среда – именно так называется программа, реализуемая в нашей стране с 2011 по 2015 годы. Доступная среда предполагает создание таких условий, в которых люди с ограниченными физическими возможностями будут чувствовать себя комфортно и наравне со всеми. Иными словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям и объектам городской инфраструктуры. Благоустройство для МГНочень важно для того чтобы маломобильные группы населения (МГН) могли почувствовать себя равными в возможностях со всеми другими людьми. Организовать для них условия доступной среды – значит позаботиться о них и сделать их жизнь значительно комфортнее.

Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Это люди, которым мешают барьеры и препятствия: обыкновенные ступени лестниц для них уже непреодолимы, не говоря уже о тротуарных бордюрах на которые в обычной жизни другие люди даже не обращают внимания. Поэтому так важно уделить вопросу доступной среды серьезное внимание.

Кроме инвалидов к маломобильным группам населения (МГН) относятся:

  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста;
  • Люди с тяжелой поклажей, тележками.

Доступная среда для маломобильных групп населения – это адаптированные условия для их беспрепятственного передвижения и получения необходимых услуг: пандусы, подъемники, а также специально оборудованные лестницы и поручни. Это условия, в которых люди из маломобильных категорий смогут уверенно планировать свое передвижение по городу, без сомнений в том, что где-то им встретятся препятствия или опасные условия передвижения. Они смогут наравне со всеми и без ограничений пользоваться услугами различных учреждений, не требуя при этом помощи других людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *