Материальная помощь государственным служащим

Федеральный закон №79-ФЗ от 27 июля 2004 г О государственной гражданской службе Российской Федерации

Содержание

Глава 10. Оплата труда гражданских служащих

Статья 50. Оплата труда гражданского служащего

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее — должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее — оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее — оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее — дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
    при стаже гражданской службы в процентах
    от 1 года до 5 лет 10
    от 5 до 10 лет 15
    от 10 до 15 лет 20
    свыше 15 лет 30
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Статья 51. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа

1. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

2. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

  • оклада за классный чин — в размере четырех должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе — в размере трех должностных окладов;
  • ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы — в размере четырнадцати должностных окладов;
  • ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — в размере полутора должностных окладов;
  • премий за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере двух окладов денежного содержания;
  • ежемесячного денежного поощрения — в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
  • единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — в размере трех окладов денежного содержания.

3. Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:

  • на выплату районного коэффициента (коэффициента);
  • на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
  • на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Представитель нанимателя вправе перераспределять средства фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих между выплатами, предусмотренными частью 2 настоящей статьи.

5. В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 настоящего Федерального закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.

6. Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

7. Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

После долгого трудового периода вполне естественное желание уйти в отпуск. От постоянной нагрузки трудовых будней хочется отвлечься и полноценно отдохнуть. В организациях государственных и частных предприятиях каждому работнику полагается период отпуска. Как оформить отпуск и как он оплачивается, как рассчитывается — далее в статье.

Материальная помощь в организации

Предоставление материальной помощи к отпуску в Российской Федерации носит добровольный характер. Но некоторые моменты все же должны соблюдаться со стороны закона. Мат помощь к отпуску работника должны выплатить, исходя из среднего заработка сотрудника. Отдых должен предоставляться раз в год, сотрудник должен отработать определенный период.

Предоставление матпомощи к отпуску

Предприятие или учреждение при принятии очередного сотрудника на должность подписывают совместное трудовое соглашение, которое будет выступать гарантом отпуска. В этом договоре имеется перечень не только должностных обязательств работника, но и права, обязанности каждой стороны. Отдельным пунктом должен определяться порядок предоставления отпускного периода сотруднику либо сотруднице, его оплата, расчет и пр.

Поскольку в законодательстве ТК РФ четкого определения «материальная помощь к отпуску» не имеется, то в компаниях по части интерпретируют это пособие по-своему. Это законом не запрещено. Данный платеж пропорциональный средней зарплате.

Обратите внимание! За предприятием остается право определить для себя, в каком виде и количестве предоставить работнику матпомощь к отпуску — в денежной поддержке или имуществом (продуктами, вещами и т. д.) Кроме этого, в организациях она может носить как системный, так и выборочный характер. Но, в отношении социальный платеж, должен выплачиваться работникам предприятий и организаций любой формы собственности.

Кто получит материальную помощь к отпуску

Для получения ответа на данный вопрос, стоит окунуться в Трудовой Кодекс РФ, а именно в ст.136. Однако конкретного указания на материальную помощь к отпуску в ней не оговаривается. Более расширенно можно получить ответ из статей 135 и 144 Трудового законодательства РФ. В перечисленных статьях имеется уточнение материалки в качестве доступной для любого работника помощи (доплаты). Аналогично и для бюджетных организаций.

В каждой компании имеется свой внутренний устав, по которому организовывается процесс ухода в отпуск работника, в том числе, и его оплата. В основных документах имеется перечень предоставляемых документов для этого и т. д. Основное правило, когда новый работник может впервые воспользоваться правом ухода в отпуск — после отработки первых 6 месяцев со дня трудоустройства.

Важно! По большей части, материальная помощь к отпуску больше схожа с единовременной выплатой работнику при его личном прошении. Для этого рабочий должен предоставить работодателю готовое заявление, в котором описывает оное прошение.

Не стоит забывать, что за работодателем остается право отказать в предоставлении отпуска, но только по обоснованным на то причинам. Например:

  • работник подал заявление на отпуск раньше минимального срока;
  • заявление на отпуск было подано с уточнением последующего увольнения с должности;
  • работник является госслужащим;
  • женщинам в декрете.

Бюджетные организации предоставляют отпускные выплаты со средств бюджета. Если таковые имеются в наличии. Но, как показывает практика, бюджете средств всегда не хватает.
Образец заполнения заявления

Для того чтобы уйти на заслуженный отпуск, работнику необходимо предоставить готовое заявление. В заявлении обязательно отображается период отпуска (количество дней). Сотрудник вправе написать прошение на матпомощь отдельным письмом на имя директора, если тот испытывает некоторые материальные трудности. Но в таком случае, дабы выглядеть не голословно в своей просьбе, желательно как-то документально подтвердить свою нужду в финансовом пособии.

Важно! Как правило, уточнение о предоставлении материальной выплаты не является обязательным, чаще работники просто пишут заявление на отпуск и бухгалтерия сама выплачивает матпомощь. Выплата всегда происходит за несколько дней до начала отпуска. Но, в некоторых частных организациях, не бюджетных, встречается практика применения дополнительного заявления на выплату.

Образец заявления на оказание матпомощи

Оформление документов на помощь к отпуску

Порой практикуется созыв состава комиссии, чтобы руководитель смог корректно принять решение — предоставить работнику отпуск или нет. В состав комиссии обычно входит до трех человек. По завершению заседания комиссии выносится протокол или акт заседания. В протоколе описывается, как происходило заседание, как рассматривалось, и какой итог был принят.

Как правило, в комиссию входят председатель профсоюза, руководитель и бухгалтер.

Приказ о зачислении матпомощи на отпуск направляется в бухгалтерию. В его содержании отображается следующая информация:

  • сумма средств, сколько положено выплатить работнику, будет считаться среднее значение зарплаты;
  • дата, когда должна произойти перечисление;
  • личные сведения работника, которому предназначается матпомощь;
  • основания, послужившие к выплате;
  • из каких источников взяты средства для матпомощи.

Вопросы налогообложения

Возникает вполне логический вопрос, а подлежит ли материальная помощь к отпуску сотруднику налогообложению? В данном случае стоит руководствоваться положениями ст.217 НК РФ. В данной статье оговаривается, что налогообложению не подлежат следующие выплаты:

  • женщины, которые на ранних сроках беременности встали на учет;
  • выплаты, полагающиеся по уходу за ребенком;
  • матпомощь, которая начисляется за ст.217 НК РФ п.28.
  • доходы, суммарно составляющие не более 4000 руб.

Если доходы превышают порог в 4000 руб., тогда налог взимается в зависимости от суммы в размере 13% и отображается в справке 2-НДФЛ, код 2760 (доход) и 503 (вычет).

Касательно страховых взносов, то главное не отображать в приказе фразу «материальная помощь». Иначе данная выплата будет рассматриваться, как оплата труда, что имеет размер вычета в 22 % при выплате свыше 4000 руб. В противном случае, страховые взносы полагается взимать с каждой выплаты работнику.

Стоит принять во внимание, что при расчетах отпускных, не берутся во внимание:

  • материальная помощь бюджетным работникам;
  • соцвыплаты;
  • премиальные;
  • курсы, коммуналку, иные расходы работника и пр.

Расчёт материальной помощи к отпуску

Ответственность нанимателя: суммы и сроки

У руководителя есть прямая обязанность — предоставить своему сотруднику, который уходит в отпуск материальную помощь или по нашему отпускные. Расчетом оной суммы занимается бухгалтерия, принимая во внимание все положенные для того сведения. Законодательно право работника получить денежную сумму закреплено строго и контролируется соответственно.

Несоблюдение порядка выплаты матпомощи карается законом в виде начислений пени и штрафных санкций. В самых крайних и тяжелых случаях дело доходит до суда.

В какие сроки поступает выплата? Стоит ориентироваться примерно за три дня до начала отпуска. Можно прописать дату выплаты в заявлении, что будет принято во внимание предприятием, либо ожидать в день проведения всех выплат (зарплаты).

Выплата материальной помощи для работников является добровольной мотивацией их к труду. И данный вид является одним из самых актуальных. Использовать его необходимо в установленном порядке — чтобы не получить проблем с документацией и отчислением налоговых сборов, которыми могут облагаться такие выплаты.

Особенности начисления отпускных госслужащим

Законопроекты 2020 года внесли изменения в отпуска для работников сферы государственной службы. В октябре этого года было принято распоряжение, касающееся сокращения сроков отдыха работников определенных областей деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Кроме того, представители власти предложили:

  • сократить длительность отпуска, положенного за ненормированный рабочий график;
  • изменить порядок расчета отпускных госслужащим, положенных по выслуге лет.

Предоставление отпуска

Согласно российскому законодательству, госслужащим предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск, полагающийся за рабочий стаж.

Оба отпуска могут суммироваться или же предоставляться частями. При дроблении отпуска одна его часть не может быть менее двух недель (ст. 125 ТК РФ). Кроме того, чиновник может брать неоплачиваемый отпуск продолжительностью не более года.

Отпуска государственным служащим предоставляются по следующим правилам:

  1. Первый отпуск после устройства на службу дается по истечении 11 месяцев трудовой деятельности в госоргане. Исключение составляют лишь беременные женщины и служащие, переведенные из одного госоргана в другой.
  2. По договоренности с руководством отпуск чиновник может взять заранее.
  3. Ежегодный оплачиваемый отпуск может быть перенесен или удлинен в том случае, если человек временно нетрудоспособен.
  4. При согласии чиновника, его отпуск может быть передвинут на другой трудовой год. Одну часть отпуска (сроком более 6 дней) при этом нужно использовать не позже, чем в период 1 года с момента наступления права на него. Другую часть можно присоединить к отдыху следующего рабочего года. Однако, руководство не имеет право не предоставлять отдых чиновнику на протяжении двух лет подряд.
  5. Отпуск не может быть компенсирован материальной выплатой, за исключением варианта с увольнением сотрудника.
  6. Дополнительный отпуск дается сверх официального.
  7. С согласия государственного работника, он может быть досрочно отозван с отдыха. Непредвиденный отзыв оформляется в виде приказа, в котором оговариваются условия предоставления части неиспользованного периода отдыха.
  8. При предоставлении чиновнику отпуска без сохранения заработка, за ним оставляют его рабочую должность.

Продолжительность

С начала 2020 года действовали следующие правила, касающиеся длительности отдыха чиновников:

  1. Госслужащие на высших и главных постах отдыхали 35 дней (с поправками – 30).
  2. Прочим работникам госслужбы полагалось 30 дней.

Вне действия поправок, сокращающих длительность периода отдыха, остались отпуска представителей государства, занятых работой в особо трудных и вредящих здоровью трудовых условиях.

Дополнительные дни отпуска получают следующие категории граждан:

  • сотрудники на крайнем севере – 24 дня;
  • работники, трудящиеся в условиях, близких к северным – 16 дней;
  • сотрудники, занятые деятельностью на севере и получающие надбавку по районному коэффициенту – 8 дней.

Законодательство

Отпускные для госслужащих регулируются Федеральным Законом № 79 «О государственной гражданской службе РФ». Осенью 2020 года поправки о сокращении длительности отпусков были внесены именно в этот закон.

По идее законодателей, изменения этого года должны навести порядок в продолжительности отпусков государственных служащих. Кроме того, экономятся средства из госбюджета. Новый принцип расчета отпускного периода вступит в силу в марте 2020 года.

Результат реорганизаций – кардинальная смена условий работы госслужащих.

Начальство или его представитель будут обязаны проинформировать работников о новых условиях не позднее, чем за 30 дней.

В том случае, если сотрудник откажется принимать введенный порядок, руководство вправе его уволить со службы.

Изменения 2020 года

Законопроект определил основные показатели, влияющие на длительность отпуска для госслужащих:

  • должность сотрудника;
  • рабочий график;
  • рабочий стаж.

Согласно принятому в последних числах октября закону, должны быть воплощены в жизнь следующие изменения:

  1. Длительность отдыха государственных служащих (ст. 115 ТК РФ) – 30 дней.
  2. Отпуск, положенный за ненормированный рабочий режим ограничивается 3 днями.
  3. Изменяется порядок расчета дополнительно предоставляемого отпуска за рабочий стаж. Сейчас от 1 года добавляется 1 день, от 5 – 5 дней, от 10 – 7 дней, от 15 – 10 дней. Эта поправка допускает максимальную продолжительность отпуска не более 43 дней.

Год работы на государство исчисляется для сотрудника с момента трудоустройства. К примеру, если чиновник начал работать с мая 2020, то его следующий год на службе и начнется в мае 2020 года. До начала нового трудового года сотрудник отдыхает по старым правилам.

Учитывается ли мат.помощь при расчете отпускных? Смотрите тут.

Отпускные госслужащим

Законодательство определяет следующий порядок выплат отпускных для государственных служащих:

  • средства выдаются единоразово;
  • деньги начисляются и выплачиваются не позже, чем через 10 дней до того, как начнется период отдыха.

Отпуск чиновникам предоставляется в соответствии с графиком отпусков. Однако, чиновник может взять незапланированный отдых по причине пребывания его супруги в декретном отпуске.

При таком варианте наниматель обязан пойти навстречу, скорректировав отпускной график.

Дополнительный неоплачиваемый отпуск можно оформить по заявлению при наличии уважительных причин. Руководитель лично рассматривает заявление, определяя степень уважительности.

Особенности оплаты

Выплаты по отпуску чиновникам перечисляются по Постановлению Правительства № 562. Этот нормативный акт действует с сентября 2007 года.

Денежная выплата на период оплачиваемого официального отпуска для госслужащих складывается из:

  • заработной платы, которая зависит от должности сотрудника;
  • оклада по классу службы;
  • дополнительных надбавок.

Надбавки обычно складываются из следующих составляющих:

  • выплат по выслуге лет;
  • дополнительного оклада за особые трудовые условия (например, в северных регионах);
  • выплат за использование в трудовой деятельности документов, относящихся к государственной тайне;
  • материальных поощрений, назначенных работнику в ближайший трудовой месяц;
  • премий, выданных в текущем периоде;
  • матпомощи для госслужащих.

Для некоторых представителей государственной службы в расчет надбавок включено и денежное содержание в форме единовременных выплат.

Как рассчитываются?

Порядок организации отпусков чиновников отличается от остальных лиц в связи с тем, что отдых тех, и других регулируют разные правоустанавливающие документы.

Согласно установленным правилам, расчет отпускных госслужащих производится по следующим правилам:

Размер отпускной выплаты = денежное содержание/29,3*количество дней отпуска.

Разберем начисление отпускных госслужащему на следующем примере. Официальный отпуск предоставляется сотруднику учреждения госслужбы в период с 01.10.2016 по 14.10.2016, на 2 недели. Отпускные при этом нужно выплатить до 21.09.2016 (за 10 дней).

Денежное содержание за месяц составило 30950,45 руб.

Эта сумма получилась из следующих составляющих:

  • 6900 руб. – оклад за должность;
  • 1590,40 руб. – оклад за чин по классу;
  • 696 руб. – надбавка 10% за рабочий стаж;
  • 8970 руб. – надбавка 130% за условия, в которых протекает служба;
  • 11300,05 руб. – материальное поощрение в текущем месяце;
  • 700 руб. – 1/12 матпомощи за год до отпуска;
  • 794 руб. – 1/12 от всех премий за год до отпуска.

Размер отпускной выплаты = 30950,45/29,3*14 = 14788,61 руб.

Вычитается ли подоходный налог с отпускных? Читайте здесь.

Как насчитывают отпускные в 2020 году? Подробная информация в этой статье.

Дополнительные гарантии

Помимо выплаты отпускных, государство гарантирует начисление материальных средств сотрудникам госслужбы в периоды:

  • прохождения медосмотров/временной нетрудоспособности;
  • проф- и переподготовки, повышения квалификации, стажировки;
  • пребывания в командировках по службе;
  • отстранения от выполнения полномочий в связи с противоречием личного и служебного интересов;
  • служебных проверок.

Дополнительные материальные гарантии от государства чиновникам:

  • медстрахование, в том числе и на пенсии;
  • соцстрахование;
  • компенсация расходов на командировки;
  • возмещение транспортных расходов при переводе на другое рабочее место;
  • пенсионное возмещение.

На видео о правилах расчета

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Информация об изменениях:

Решением Совета муниципального района «Сосногорск» Республики Коми от 17 октября 2009 г. N XXII-272 в статью 14 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования названного решения

Статья 14. Порядок выплаты материальной помощи муниципальным служащим

1. Материальная помощь муниципальному служащему выплачивается в размере не более его двух должностных окладов с учетом надбавки за классный чин, надбавки за особые условия муниципальной службы, надбавки за выслугу лет, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

2. Выплата материальной помощи производится в два этапа:

1) в размере одного должностного оклада (с учетом вышеперечисленных надбавок) в первом полугодии текущего года,

2) в размере одного должностного оклада (с учетом вышеперечисленных надбавок) во втором полугодии текущего года:

— при выходе в отпуск муниципального служащего во втором полугодии текущего года,

— по заявлению муниципального служащего в случае использования им отпуска в первом полугодии текущего года.

Материальная помощь муниципальному служащему может быть выплачена в любое время в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств.

3. Вновь принятым муниципальным служащим и отработавшим не менее шести месяцев в календарном году выплата материальной помощи производится пропорционально отработанному времени.

При выходе в отпуск с последующим увольнением муниципальному служащему материальная помощь выплачивается пропорционально полным месяцам, прошедшим с начала календарного года до даты увольнения.

4. Материальная помощь выплачивается на основании распоряжения представителя нанимателя (работодателя) по письменному заявлению муниципального служащего.

>
Порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций

Содержание
Решение Совета муниципального района «Сосногорск» Республики Коми от 25 февраля 2009 г. N XVIII-199 «О некоторых.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

«Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих, о выплате им материальной помощи и единовременного пособия при выходе на пенсию»

Документ по состоянию на февраль 2014 г.

Руководствуясь статьей 36 Устава города-героя Смоленска, областным законом «О муниципальных должностях и муниципальной службе», постановляю:

Утвердить Положение о денежном содержании муниципальных служащих, о выплате им материальной помощи и единовременного пособия при выходе на пенсию (прилагается).

Приложение
к постановлению
главы администрации
города Смоленска
от 23.07.1997 N 636

I. Общие положения

Настоящее Положение определяет порядок установления и размеры должностных окладов, надбавок к должностным окладам, основания и условия премирования, оказания материальной помощи и выплаты единовременного пособия при выходе на пенсию муниципальным служащим администрации г. Смоленска.

II. Оплата труда муниципальных служащих

Денежное содержание муниципальных служащих состоит из:

— премий по результатам работы;

— надбавок к должностному окладу:

а) за квалификационный разряд;

б) особые условия работы (сложность, напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы);

в) за выслугу лет;

г) иных надбавок и доплат, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

III. Порядок назначения и размеры должностных окладов, надбавок к должностным окладам муниципальным служащим

1. Минимальные должностные оклады устанавливаются в кратном исчислении от минимального размера оплаты труда, установленного в Российской Федерации, в зависимости от численности населения, проживающего в муниципальном образовании, и подлежат индексации при его изменении.

2. Установление различных должностных окладов муниципальным служащим, занимающим аналогичные (идентичные) должности, не допускается.

3. Разница размеров должностных окладов между предыдущей и последующей муниципальными должностями муниципальной службы не может быть менее 5 и более 10 процентов.

4. Муниципальным служащим устанавливаются должностные оклады согласно Реестру муниципальных должностей администрации г. Смоленска.

5. Надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд устанавливаются в процентах к должностному окладу в следующих размерах:

6. Снижение размера надбавки за квалификационный разряд не допускается.

7. В случае, если муниципальный служащий имеет несколько видов квалификационных разрядов, ему выплачивается надбавка за более высокий присвоенный квалификационный разряд.

8. Присвоение квалификационных разрядов муниципальным служащим производится главой администрации города по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

9. В фонде оплаты труда средства на выплату надбавок за квалификационный разряд предусматриваются в размере не менее шести должностных окладов в год.

10. Должностной оклад муниципального служащего с надбавкой за квалификационный разряд образует оклад денежного содержания.

11. Надбавка за особые условия работы (сложность, напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы) устанавливается в размере до 50% оклада денежного содержания.

В фонде оплаты труда средства на выплату надбавок за особые условия работы предусматриваются в размере двух окладов денежного содержания в год.

12. Конкретный размер надбавки за особые условия работы устанавливается муниципальному служащему главой администрации города, им может изменяться и отменяться.

13. Надбавка муниципальным служащим за выслугу лет выплачивается в процентах к окладу денежного содержания в следующих размерах:

В фонде оплаты труда средства на выплату надбавок за выслугу лет предусматриваются в размере четырех окладов денежного содержания в год.

14. Стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, определяется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования.

15. Надбавка муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне, устанавливается в размере до 25 процентов к окладу денежного содержания по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

IV. Премирование муниципальных служащих

1. Премирование муниципальных служащих производится ежемесячно в размере до 40% оклада денежного содержания за фактически отработанное время.

В фонде оплаты труда средства на выплату премий предусматриваются в размере пяти окладов денежного содержания в год.

Главе администрации г. Смоленска предоставляется право в пределах установленного фонда производить выплату единовременных премий.

2. Положение о премировании утверждается главой администрации г. Смоленска.

V. Материальная помощь муниципальным служащим

1. Материальная помощь предоставляется муниципальным служащим в течение календарного года в размере двух окладов денежного содержания.

2. Основанием для оказания материальной помощи является заявление муниципального служащего и ходатайство руководителя структурного подразделения.

3. Оказание материальной помощи по желанию муниципального служащего может быть приурочено к очередному отпуску.

4. Предоставление материальной помощи производится по решению главы администрации г. Смоленска и оформляется соответствующим правовым актом.

VI. Единовременное пособие при выходе на пенсию

Лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы, в связи с выходом на пенсию или в отставку выплачивается единовременное выходное пособие в размере трехмесячной оплаты труда муниципального служащего.

VII. Переходные положения

— премий по результатам работы;

— надбавок к должностному окладу:

а) особые условия работы (сложность, напряженность, высокие достижения в труде, специальный режим работы);

б) за выслугу лет;

в) надбавок муниципальным служащим, допущенным к государственной тайне;

— материальной помощи до присвоения квалификационного разряда муниципальному служащему производится от минимального должностного оклада.

От правильной классификации выплат работникам зависит начисление на эти суммы налогов и страховых взносов. Не все выплаты, оформляемые как материальная помощь, действительно можно отнести к матпомощи.

Материальная помощь в бюджетном учреждении

Работникам в связи с возникновением у них определенных обстоятельств, событий (это, например, регистрация брака, рождение ребенка) или трудных жизненных ситуаций (тяжелое материальное положение, смерть члена семьи и др.) может быть оказана материальная помощь.

Бюджетные и автономные учреждения в рамках платной деятельности, обычно выплачивают материальную помощь из прибыли. Принять решение о выделении денег может руководитель учреждения. Именно он регулирует текущую деятельность учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого руководителю достаточно издать приказ.

Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения могут выплатить матпомощь за счет субсидии на госзадание. Но только за счет сэкономленных средств.

Материальная помощь в казенном учреждении

Казенные учреждения производят выплаты по бюджетной смете. Но, если выплаты в ней не предусмотрены, их можно произвести только при наличии экономии. Это можно сделать, если:

  • у учреждения есть разрешение главного распорядителя бюджетных средств (п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ);
  • руководитель учреждения наделен правом самостоятельного утверждения бюджетной сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

В некоторых случаях обязанность выплачивать материальную помощь может быть установлена законодательно. Например, такая обязанность закреплена в приказе ФТC России от 23 октября 2008 г. № 1316 в отношении сотрудников таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТC России.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!
Узнайте сейчас:
☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными
☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры
☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного
☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали
☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждение

Какую выплату считать материальной помощью

К материальной помощи относятся следующие выплаты:

  • не связанные с выполнением сотрудником трудовой функции;
  • направленные на удовлетворение социальных потребностей работника, которые обусловлены возникновением у него трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.

Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10. Арбитры также разъяснили, что не может быть расценена как материальная помощь сумма, выплачиваемая:

  • один раз в год в связи с предоставлением работнику ежегодного основного отпуска;
  • в процентном отношении к должностному окладу сотрудника в зависимости от его непрерывного стажа работы и достижений в труде;
  • таким образом, что ее размер может быть снижен за нарушение трудовой дисциплины по решению руководства (в отдельных случаях может вообще не выплачиваться).

Обратите внимание: таким образом, выплаты, иногда оформляемые как материальная помощь к отпуску, на самом деле к матпомощи не относятся. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, такими как коллективный или трудовой договор, положение о выплате материальной помощи.

В таком положении, к примеру, рекомендуется прописать: «материальная помощь к отпуску оказывается при возникновении у сотрудника потребности в медицинском лечении, для организации благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья». Ведь иная формулировка (например, «материальная помощь выплачивается при предоставлении работникам отпуска») может навести проверяющих лиц на мысль, что ее выплата носит систематический характер, а значит, фактически эти суммы относятся к оплате труда.

Отметим, что для получения материальной помощи работник обязательно пишет заявление с просьбой об ее выплате в связи с конкретным обстоятельством, событием или ситуацией.

  1. Выплата материальной помощи работникам – право учреждения, а не его обязанность. Матпомощь не зависит от результата деятельности ни учреждения, ни конкретного работника. Ее выплата носит нерегулярный характер.
  2. Основания выплаты материальной помощи – заявление сотрудника и документы, подтверждающие обстоятельство, событие или ситуацию ее предоставления.
  3. Размер материальной помощи может зависеть от финансовых возможностей учреждения. Он не привязывается к должностному окладу сотрудника, чтобы не давать повод проверяющим лицам считать, что при определении размера матпомощи учитывается вклад работника в деятельность учреждения.
  4. Условия выплаты материальной помощи устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Включается ли матпомощь в расчет среднего заработка

Ответ на этот вопрос зависит от статуса работника.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562). Пункт 6 Правил № 562 раскрывает, в каком размере учитывается материальная помощь при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска государственного служащего. А именно – в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Если же статусом федерального госслужащего сотрудник не обладает, то следует руководствоваться иными нормами. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), которое и нужно использовать.

Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь не включают в расчет среднего заработка (п. 3 Положения № 922). С этим согласился и Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-6933/2014.

Приведем еще один пример из арбитражной практики. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в решении от 25 марта 2015 г. № 2-116/2015 установил, что локальным нормативным правовым актом работодателя материальная помощь отнесена к выплатам, не связанным с оплатой труда, поскольку не соотносится с выполнением муниципальным служащим его должностных обязанностей. Следовательно, материальная помощь не включается в расчет при исчислении среднего заработка.

Удержание выплаченной материальной помощи

В одном сельском поселении муниципальным служащим материальная помощь выплачивалась из фактически отработанного ими времени на основании положения о денежном содержании. Однако одна из сотрудниц, получив такую матпомощь, уволилась до истечения календарного года, за который ей были начислены выплаты.

Соответствующая сумма за не отработанное в календарном году время была удержана из причитавшегося работнице при увольнении денежного содержания. Ковылкинский районный суд Республики Мордовия решением от 25 мая 2015 г. № 2-116/2015 признал такие действия учреждения правомерными.

Часть 4 статьи 137 Трудового кодекса РФ указывает на запрет взыскания излишне выплаченной зарплаты, в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Исключениями считаются случаи:

  • счетной ошибки;
  • признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 Трудового кодекса РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 Трудового кодекса РФ);
  • излишней выплаты зарплаты в связи с неправомерными действиями сотрудника, установленными судом.

Однако в рассматриваемом случае арбитры посчитали применение вышеуказанной нормы к разрешению спора несостоятельным, поскольку она регулирует взыскание с работника именно излишне выплаченной заработной платы, а данная ситуация касалась удержаний из денежного содержания служащего при увольнении с муниципальной службы.

Впрочем, есть основания оспорить это решение судей. Ведь работник, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, не обязан возвращать не только заработную плату, но и приравненные к ней платежи и иные денежные суммы, предоставленные человеку в качестве средства к существованию.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ. В данном случае под необоснованным обогащением понимается недобросовестность работника, выявленная при получении им денежных сумм. Если материальная помощь была предоставлена согласно положению, а в отпуск сотрудник уходил на основании приказа работодателя, то недобросовестность с его стороны исключается.

Соответственно, нет оснований для взыскания суммы матпомощи в судебном порядке как необоснованного обогащения.

Материальная помощь НДФЛ

По общему правилу независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается НДФЛ (п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ).

Из этого правила есть исключения. Так, не нужно удерживать НДФЛ:

  • с материальной помощи, не превышающей 4000 руб. за налоговый период на одного сотрудника (бывшего сотрудника, который уволился в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту) (п. 28 ст. 217 НК РФ);
  • с единовременной материальной помощи, выплаченной в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям или усыновителям, опекунам в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством. Источник выплаты не важен. Единовременно выплачены суммы или нет – не играет никакой роли. При этом подтверждающим документом может быть справка из санэпидемстанции или от пожарной службы;
  • с единовременной материальной помощи в любом размере, которая выплачена членам семьи умершего сотрудника или бывшего сотрудника-пенсионера. Освобождается от НДФЛ и матпомощь сотруднику или бывшему сотруднику-пенсионеру в связи со смертью членов его семьи. Данное правило действует и если умер член семьи совместителя или сам умерший сотрудник – внешний совместитель;
  • с материальной помощи (независимо от ее размера), выплаченной пострадавшим (родственникам погибших) от террористических актов на территории России. Источник выплаты не важен. Единовременно выплачены суммы или нет – не играет никакой роли. Документом, подтверждающим факт совершения террористического акта, является, например, справка из органов внутренних дел.

При этом единовременной материальной помощью считается такая помощь, которая предоставляется человеку на определенные цели не более одного раза в год по одному основанию.

Она освобождается от НДФЛ независимо от того, как ее выплатили – сразу всей суммой или частями в течение года. Главное, чтобы основанием для этого был один документ, а именно приказ или распоряжение руководителя. Если же сотрудник получает матпомощь от работодателя по двум и более приказам (распоряжениям), то считать ее единовременной нельзя. И тогда с выплат по второму и последующим приказам (распоряжениям) придется удерживать НДФЛ.

Полный перечень оснований, когда НДФЛ с материальной помощи удерживать не нужно, приведен в пунктах 8, 8.3, 8.4 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Материальная помощь при смерти родственнника

По общему правилу сумма единовременной материальной помощи сотруднику в связи со смертью членов его семьи не облагается НДФЛ (абз. 3 п. 8 ст. 217 НК РФ). Материальная помощь признается единовременной, если она предоставляется на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию.

Такой вывод следует, в частности, из писем ФНС России от 18 августа 2011 № АС-4-3/13508 и Минфина России от 22 мая 2006 № 03-05-01-04/130. Поэтому, если по одному и тому же основанию материальная помощь выплачена более одного раза в течение года, то, начиная со второй выплаты, НДФЛ нужно удерживать.

В данной ситуации основанием для выплаты материальной помощи является факт смерти члена семьи сотрудника. Смерть разных родственников (даже если она случилась в одном налоговом периоде) не может рассматриваться как одно событие. Следовательно, выплаты, связанные со смертью родственников, в целях налогообложения НДФЛ нужно рассматривать не в совокупности, а по каждому случаю смерти родственника отдельно. То есть в данном случае сотруднику выплачены по разным основаниям две единовременные выплаты в виде материальной помощи:

  • в связи со смертью матери;
  • в связи со смертью супруга.

На основании абзаца 3 подпункта 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ каждая из этих выплат не подлежит обложению НДФЛ

Материальная помощь при рождении ребенка

НДФЛ облагают только сумму материальной помощи, которая превышает 50 000 руб. на каждого ребенка в течение первого года с момента рождения (усыновления, назначения опекунства).

Это прямо предусмотрено в пункте 8 статьи 217 Налогового кодекса РФ. На практике можно столкнуться с разными вариантами выплаты единовременной помощи.

Вариант 1. На каждого ребенка материальную помощь предоставили в пределах 50 000 руб. В этом случае платить НДФЛ не придется вовсе. Фактически родитель получит до 100 000 руб. включительно, не облагаемых НДФЛ.

Вариант 2. На каждого ребенка материальную помощь предоставили в размере больше установленного предела в 50 000 руб. Например, по 70 000 руб. Тогда НДФЛ нужно будет заплатить только с суммы превышения. То есть в рассмотренном случае доход будет равен 40 000 руб. Расчет тут такой:
40 000 руб. ((70 000 руб. × 2) – (50 000 руб. × 2)).

Вариант 3. Матпомощь предоставят в разном размере. Например, за одного ребенка 80 000, а за второго 30 000. НДФЛ придется заплатить только с выплаты в 80 000 руб. – она превышает 50 000 руб.:
30 000 руб. (80 000 руб. – 50 000 руб.).

С этого превышения и перечисляйте НДФЛ. А вот с матпомощи на второго ребенка перечислять налог не понадобится.

Этот же принцип работает, если родилась тройня. И даже если в том же году, в котором рожден первый ребенок, родители усыновят или оформят опекунство на еще одного или даже нескольких детей.

Облагается ли страховыми взносами материальная помощь

По общему правилу независимо от применяемой системы налогообложения материальная помощь облагается:

  • взносами на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование (ст. 420 НК РФ);
  • взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ).

Из общего правила есть исключения. Так, не нужно начислять взносы:

  • на материальную помощь, не превышающую 4000 руб. за расчетный период на одного сотрудника;
  • на единовременную материальную помощь, выплаченную в течение первого года в связи с рождением (усыновлением, удочерением) ребенка родителям (усыновителям, опекунам), в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от ее размера), выплаченную в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от ее размера), выплаченную пострадавшим от террористических актов на территории России;
  • на единовременную материальную помощь (независимо от размера), выплаченную в связи со смертью члена семьи. Единовременную материальную помощь в связи со смертью родственников – не членов семьи сотрудника (например, родителей супруга) облагайте страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Во всех остальных случаях страховые взносы и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на материальную помощь, оказанную сотруднику, начислить нужно.

Следует разграничивать понятие материальная помощь и единовременная выплата.

Пунктом 6 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) в качестве дополнительных выплат предусмотрена единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Частью 11 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя, согласно части 8 статьи 50 названного закона.

Приказом МВД России от 6 июля 2009 года № 511 «О денежном содержании отдельных категорий государственных гражданских служащих» утверждено соответствующее положение, согласно которому федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах МВД России, ежегодно оказывается материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания.

При определении размера материальной помощи в расчет принимаются размер должностного оклада и оклада за классный чин, установленные на день оказания материальной помощи.

При этом материальная помощь ежегодно оказывается гражданскому служащему, как правило, при его уходе в очередной ежегодный отпуск, на основании письменного распоряжения начальника, либо в иные сроки – на основании письменного заявления гражданского служащего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *