Медицина в России

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за «чертой бедности»*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения — одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения — 125 место.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», а также Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них — ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ — карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер «больничных» до 18 720 руб.*(554)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой — перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется «социальная поддержка» в области медицины (этими словами Закон заменил термины «льготы» и «меры защиты»). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.

Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но «изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения»*(560).

Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд — Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа — 60% средней заработной платы, пять-восемь лет — 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни — 16 125 руб. (ранее — 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», в составе которой были семь подпрограмм («Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика» и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность «врача общей практики». Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).

Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).

3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

Мэр города Сергей Собянин высказался однозначно: никаких экспериментов на здоровье москвичей не будет. В Белгородской, Кировской, Липецкой и Тюменской областях, а также Республике Татарстан немногим ранее не удался эксперимент по проекту «ОМС+». Пациентам предлагали приобрести дополнительный полис и пользоваться по нему теми «услугами», которые не включены в современное всеобщее бесплатное здравоохранение.

Идею «все пациенты равны, но некоторые равнее других» поддержали… несколько сот человек в пяти не самых малых российских регионах. Да-да, число купленных полисов было именно таким.

Казалось бы, что обсуждать после таких результатов? Идея привязать доступность медицины к финансовым возможностям больного с треском провалилась. Её не принял даже тот населённый пункт, с которого шесть лет назад начиналась «оптимизация».

За здоровье

Но о софинансировании в здравоохранении неожиданно высказался… глава государства: «Нужно подумать, какая медицинская помощь должна оказываться бесплатно, а какая – с привлечением софинансирования. Человек должен понимать свою ответственность за собственное здоровье».

Стоит ли понимать слова президента как призыв к отказу от остатков системы Семашко и фактическому внедрению платной медицины? Или всё же расценить их как комментарий к многочисленным проектам вроде «ОМС+» или «лимитированных гарантий», предложенных год назад Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине, где ограничения предлагали установить даже на вызов «скорой»?

Давайте вначале разберёмся, по какой причине могла возникнуть у здравоохранения необходимость в софинансировании.

Здравоохранение – великая стройка?

Предположим, что современная система медицинской помощи – это активно растущий организм. Строятся новые больницы, поликлиники и ФАПы, и измотанная кризисом экономика действительно не справляется. Для «стройки века» нужны вливания граждан. Правда, тогда непонятно, почему без них обошлись в эпоху индустриального строительства.

В пользу этой версии говорят, казалось бы, и данные Росстата. В 2015 году в нашей стране было 18,6 тысячи амбулаторно-поликлинических организаций. В 2016 году – уже 19,1 тысячи. 500 клиник – разве это не значительно? Однако рост произошёл за счёт негосударственных медицинских учреждений – их было 4,1 тысячи, а стало 4,5 тысячи, а также клиник частной формы собственности (4,2 тысячи в минувшем году против 3,7 тысячи в позапрошлом). Если сложить цифры, новых организаций получится не 500, а целых 900. Говоря языком документов, увеличение происходит «на фоне сокращения государственного присутствия в здравоохранении».

Догнать и перегнать… прошлый век

Объёмы платной медицинской помощи в 2016 году выросли на целых 11%. Такие данные приводила глава Счётной палаты России, а в недавнем прошлом глава Минздрава Татьяна Голикова.

По данным той же Счётной палаты, в 2017 году финансирование здравоохранения из консолидированного бюджета сократилось на 42,9% – в 84 российских регионах из 85.

Кстати, наш Минздрав уже догнал Минздрав СССР… образца 1932 года. 5,4 тысячи больниц в 2015 году? Так было и восемьдесят с небольшим лет назад. За пятнадцать лет количество стационаров сократилось почти вдвое – напомним, что в 2000 году в России было целых 10,7 тысячи больниц.

Число коек за те же 15 лет сократилось с 1,67 миллиона до 1,22 миллиона. То есть на 430 тысяч мест для пациентов, которым необходима стационарная помощь. Число станций скорой помощи урезано с 3276 на 2561.

Итак, растущим организмом логично признать скорее платную медицину. Но за счёт граждан она и так финансируется. Что касается источников для системы ОМС…

О самом затратном механизме

Своей точкой зрения о возможности финансирования государственной медицины поделилась руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова. Эксперт напоминает: в Стратегии развития здравоохранения Минздрав предлагает и далее развивать систему ОМС. Среди направлений развития – институт страховых представителей, внедрение способа оплаты стационарных медицинских услуг по клинико-статистическим группам (КСГ), расширение ДМС (взамен «теневых» платежей граждан) с налоговыми льготами и «наказаниями» работников за нездоровый образ жизни.

Система ОМС не определяет, сколько средств запланировано на здравоохранение, а только администрирует их, подчёркивает Гузель Улумбекова. И надо серьёзно рассмотреть вопрос о необходимости системы ОМС как таковой. Ведь в мире она считается самым затратным механизмом администрирования государственных средств!

Более эффективной признана бюджетная модель, в которой средства аккумулируются и распределяются из бюджетов (федерального и региональных) напрямую в медицинские организации. Это не исключает внедрения эффективных способов оплаты, например, с учётом объёмов и качества оказанной медицинской помощи, эффективности расходов, а также большей интеграции и координации медицинской помощи пациентам.

Излишний контроль против доступности

В нашей стране необходимо не развивать КСГ, а внедрять такие прогрессивные способы оплаты медицинских организаций, которые будут способствовать повышению результативности их работы.

«Что касается института страховых представителей… Он является излишней, неэффективной и затратной надстройкой в системе ОМС, — продолжает Улумбекова. — Вопрос ведь не в необходимости дополнительных видов контроля со стороны этих представителей над медицинскими организациями, а в реальном увеличении доступности медицинской помощи».

Дифференцированное страхование граждан в зависимости от ведения ими здорового образа жизни?

Эта норма может быть трудно реализуема. Это связано со сложностями как в её администрировании, так и в определении того, следует ли гражданин здоровому образу жизни, как давно он это делает и т. п.

Получается, дополнительные бюджеты скрываются вовсе не в карманах граждан, а в решении организационных вопросов системы здравоохранения. Но, быть может, у нас слишком много врачей и ресурсов государства не хватает на их зарплаты? Проверим и эту, вторую версию.

Медпомощь по-новому. Новый представитель в системе ОМС Подробнее

Трудиться за двоих, жить полжизни

90% российских медиков перерабатывают. Акушер-гинеколог из Ангарска, погибшая после дежурства (у врача не выдержало сердце), – не исключение из правил, а лишь один из многочисленных случаев работы на износ, попавший на страницы газет и на сайты в Интернете… Продолжительность жизни среднего отечественного доктора явно недотягивает до целевых цифр, обозначенных Минздравом. Но, если врач не будет сгорать на работе, страна недосчитается тысяч граждан.

Даже министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила президенту: стране не хватает докторов. Дефицит специалистов – несколько десятков тысяч.

Сегодня самые смелые представители регионов сообщают о таких достижениях: коэффициент совместительства врачей удалось снизить… с 2,2 до 1,9. За два года – с 2014‑го по 2016‑й. Слово «достижения» употреблено без всякой иронии: чтобы привлечь новых докто­ров и создать комфортные условия тем, кто уже работает, действительно требуются усилия.

Остродефицитный специалист

Даже по приказам Минздрава на 70 тысяч пациентов положен один гастроэнтеролог. А это значит, что многие наши соотечественники – и не только в маленьких посёлках – абсолютно легально останутся без медицинской помощи. С пульмонологами ситуация аналогичная. А врач-кардиолог, который должен быть один на 20 тысяч человек взрослого населения… Много ли это для «государства сердечников»?

Депутат Госдумы Валерий Елыкомов, сам врач высшей категории и автор четырёх патентов, ещё 10 октября предложил обязать регионы устанавливать кадровые нормативы по обеспеченности врачами. В привязке к каждому населённому пункту. Резко отрицательной оценки – в отличие от «лимитированных гарантий» – идея не получила. Скорее наоборот: её поддержали приглашённые в Госдуму руководители региональных минздравов и крупнейших учреждений.

Но прошло полтора месяца, а реакции на инициативу фактически не было. Итак, вторая версия тоже оказалась несостоятельной. Быть может, дело в том, что наше население слишком много лечится и тревожит докторов без особой на то необходимости?

Минуя врача. Проблемы самолечения в России Подробнее

Больничный? Ни в коем случае!

В октябре 2016 года известный фармпроизводитель и крупная социологическая компания провели исследование. Поскольку касалось оно посещений врача, выбраны были крупные города: Москва, Омск, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Саратов… Словом, населённые пункты, в которых трудно сослаться на отсутствие поликлиники. Возраст участников ограничили – от 25 до 50 лет.

То есть на вопросы социологов ответили те пациенты, которым в случае болезни придётся брать больничный.

70% опрошенных сообщили: посещать врача стоит только в случае крайней необходимости! Или не чаще чем раз в год, для профилактики… Больше половины респондентов сами ставят себе диагноз, когда заболевают.

45% стараются не брать больничный, даже если чувствуют себя плохо. 37% не считают себя заболевшими, если у них поднялась температура. И 56% жителей крупных городов… не отменяют своих планов, если понимают, что уже больны!

Итак, наш человек старается обращаться к врачу как можно реже. Россиянина не упрекнуть в том, что он «любит лечиться» и, подобно герою Джерома К. Джерома или студенту-медику 2–3 курса, нашёл у себя симптомы всех болезней, перечисленных в медицинской энциклопедии.

Несостоятельной оказалась и третья версия. Кстати, министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила на конференции ВОЗ: «Предприятия нужно мотивировать заботиться о здоровье сотрудников». Вспоминается анекдот: лучшее лекарство от гриппа называется «Щас уволю». Быть может, рецепт эффективной системы медпомощи кроется в этом направлении?

Мнения расходятся

Как замечает эксперт в области фармацевтики Настасья Иванова, на данный момент представители государственной власти озвучили две абсолютно полярные точки зрения. Минздрав, ещё ряд министерств и даже главы регионов – против софинансирования в ОМС. А вот президент такую идею поддержал.

«Заявление главы государства уже назвали «концом бесплатного здравоохранения», — говорит Настасья. «Действительно, формально может оказаться нарушенной статья 41 Конституции, которая гарантирует бесплатную медицинскую помощь, — поясняет эксперт. — Тем не менее стало очевидным, что такая идея в органах власти активно обсуждается. Однако окончательного решения о том, каким образом она будет реализована, пока не принято. Скорее всего, именно точка зрения президента станет на текущий момент преобладающей. И общественное мнение к такой реформе будут постепенно готовить».

«Софинансирование» – уже сегодня?

Вновь обратимся к цифрам. В консолидированном бюджете 2017 года государственное финансирование здравоохранения – это более 3 трлн рублей. 3,3 трлн рублей «инвестируют» в медицину и сами россияне, отмечает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский.

Таким образом, «софинансирование» медпомощи уже имеет место быть. И пациент мужественно несёт не менее (а то и более) 50% этого бремени. Если в ОМС «включаются» так называемые лимитированные гарантии, то пропорция будет уже не 50 на 50, а 75 на 25. То есть ни о каком «софинансировании» речи не будет, медицина окончательно перей­дёт в разряд платных услуг. А «пережитки» системы Семашко превратятся в льготный сегмент, право на который ещё надо доказывать. И тогда останется сказать: «Спасение заболевших – дело бюджетов самих заболевших…»

В современной Российской Федерации полноценно функционируют три системы здравоохранения, которые прочно закреплены и дополняют друг друга, работая на благо общества:
* муниципальная;
* государственная
* частная.
В последние годы активно внедряется медреформа, призванная максимально сократить бесплатные медицинские услуги и оптимизировать систему здравоохранения. Согласно новым правилам большинство мелких поликлиник и сельских больниц будут ликвидированы, а их пациенты переведены в крупные областные больницы, где им смогут предоставить полный спектр услуг и качественное обслуживание.
На данный момент все работающие граждане РФ и так платят налог, из их заработной платы изымается обязательный платеж на медицинскую страховку. Из этих отчислений формируется фонд, за счет которого все граждане будут получать бесплатную медицинскую помощь. Вся оплата была ими совершена ранее, как бы «наперед», потому многие люди этого не осознают и продолжают воспринимать медицинские услуги, как бесплатные.
Медицинская реформа предполагает повышение качества работы и обслуживания, предоставляемого пациентам, за счет повышения деятельности учреждений и медработников, повышения их квалификации и оптимизации процесса.
На фоне всего этого активно развивается альтернатива бесплатной медицины – частные клиники и кабинеты медицинской помощь, где уровень обслуживания на порядок выше, чем в государственных. Из-за наличия альтернативы, цены в частных поликлиниках остаются демократичными, нет резких скачков. Кроме того стремительно развиваются технологии, связанные со сферой здравоохранения. В настоящее время в большинстве крупных больниц доступны высокотехнологичные услуги, анализы и обследования.
Чтобы получить медицинскую помощь, гарантированную страховым полисом, граждане России должны получить у своего лечащего врача соответствующее направление. Согласно закону, при наличии необходимого оборудования, больница обязуется провести все анализы и обследования бесплатно, за счет страховой компенсации.
Система здравоохранения России подразумевает под собой не только качественную медицинскую помощь, но и качество питания людей, их безопасность, условия жизни и труда, состояние окружающей среды. Все эти вопросы ложатся на Министерство здравоохранения и местные федеральные органы.
В понятие «медицинское обслуживание» также входит оказание всех необходимых услуг, условия в лечебных учреждениях, в частности состояние стационара, стоимость дополнительных услуг и наличие информационного обслуживания (телевидение и Интернет в палатах).
Российская медицина активно развивается, ориентируясь на опыт западных стран. В настоящее время страна выходит на мировой рынок, разработки российских техников, ученых и медиков экспортируются в другие страны. Так Япония закупила разработанных в России роботов, на которых японские студенты-медики будут учиться и проводить опыты.


Спойлер: никак, пока не отвесишь хорошего пинка.
Это рассказ о том, как один двачер воевал с тремя больницами и Минздравом две недели, чтобы срочно вылечить разболевшийся зуб.
Хотите, чтобы вас лечили качественно, без проволочек, тупых отмазок и попыток обмануть на каждой стадии? Скорее всего, придётся жаловаться:
Орфографию и пунктуацию в основном сохранил (осторожно, много мата!):
Предыстория. День первый
Сижу на самоизоляции, с работы вылетел. И заболел у меня внезапно нерв, воспалился зуб. Ну я схватил свой полис ОМС и решил побежать в стоматологию на следующий день с утреца. Предварительно нагуглив работающие клиники, конечно же.
Тут нужно сделать небольшое отступление и пояснить, что эти пидоры обязаны принять по острой боли в течение 2 часов в ЛЮБОЙ клинике России, которая работает по ОМС.
День второй
Приехал в клинику, насладившись проездом с потными старухами в общественном транспорте, я зашел в клинику и направился к регистратуре. Скучающего вида тетенька лет 40, посмотрев на меня с пренебрежением, даже не взяла в руки документы, которые я сунул ей в окошечко. Коротко заявила: бесплатно не работаем, врача нет, можем только выдернуть зуб либо сделать укол обезболивания. А лучше пиздуйте-ка в платные услуги, там врач есть.
На вопрос, какого черта нет врача, если он ОБЯЗАН быть, дежурный, и на просьбу позвать завотделения или главврача, мне было пояснено, что ничем помочь не могут.
Хорошо, сказал я. Я ведь сыч и хикка. Развернулся и пошел домой.
День третий
Отправляюсь в другие 2 клиники. Одна из них — областная круглосуточная стоматологическая скорая помощь. Хорошо.
Зайдя в первую и описав ситуацию, получил ответ, что ОБЛАСТНАЯ не обслуживает мой район города, и чтобы я ехал обратно в клинику номер 1. На слова о том, что по этому полису меня обслуживали в других городах и даже на Украине, реакции было ровно ноль. Начальства естественно на месте нет. Потоптавшись немного на месте, я поехал в клинику номер 3.
Сходу поругавшись с безумными старухами в очереди, пробился в регистратуру, где мне сходу заявили, что лечить там нехуй, надо резать десну и удалять зуб. В регистратуре ставят диагнозы по внешнему виду щеки, блять!
И вот тут мой пердак БОМБАНУЛО НАХУЙ.
Обезумев от пульсирующей боли по всей голове, я решил взьебать все эти шаражки любой ценой, даже если придется обивать пороги годами.
День четвёртый
Придя домой, я начал гуглить списки и адреса с контактами тех организаций, который отвечают за контроль и проверки государственных мед.учреждений.
Потратив час, выделил 3 актуальные: министерство здравоохранения, страховая компания и прокуратура. Решил начать с минздрава, как самого очевидного варианта. Что, как потом оказалось, было самым хуевым выбором.

Зайдя на сайт минздрава, я открыл 3 вкладки браузера, и в каждой заполнил отдельное обращение на каждую клинику с описанием даты, времени, имен и ситуаций. Отправил и стал ждать эффекта.
День девятый
На емейл пришло письмо с пдф-файлами. Обычная копия стандартной формы и подписи главврача — Здрасте, мы рассмотрели ваше обращение, позвоните и приходите к нам РАЗБИРАТЬСЯ В СИТУАЦИИ. Оказывается, минздрав просто спускает обращение к тем, на кого я блядь жалуюсь! Охуеть просто!
Ладно, хуй с ним, подумал я. Звоню по телефону из емейла. И, угадайте, что? Правильно блядь — я не могу дозвониться! Классика нахуй! Причем ни по одному из 3 телефонов 3 клиник! И тут я осознал, что пора переходить к варианту номер 2.
День десятый
Болеутоляющие уже не действовали, и я становился все злее.
Взял свой полис ОМС и узнал в нем название страховой, которая оплачивает мне всю хуйню. Это оказалась Инкомед-Мск. Нагуглив их сайт, нашел там корявенькую форму обращений. Скопировал все ситуации и описания из предыдущих жалоб, написал номер своего полиса, отправил. Но, наученный горьким опытом минздрава, я не просто отправил, а позвонил по номеру на полисе и УВЕДОМИЛ, что отправил, при этом записав звонок на телефоне.
Кстати, при записи звонков вы обязаны предупредить, что записываете. Иначе не будет считаться доказательством впоследствии. Хуй знает, правда или нет, инфа с какого-то адвокатского сайта.
В страховой разговаривали вежливо, обещали разобраться. Но я решил не терять времени и не ждать по неделе ответа от каждой шарашки, а взьебать их сразу все. Поэтому, не дожидаясь их решения, на следующий день сразу приступил к следующему пункту.
День одиннадцатый
Все эти дни я ходил с воспалившейся пульпой блядь. У кого такая хуйня случалась, знает, что это адовая боль 24/7.
Прямо с утра я зашел на сайт прокуратуры своей области. Заполнив форму и привычно скопировав текст обращения, я вбил (да, она там была, навыки двача пригодились ирл!) и отправил. Порадовал прямой текст под обращением: точный смысл не помню, но суть — не пишите нам, пишите в другие ведомства сначала.
Ага, щас. Работайте, пидоры, на мои налоги.
Этого мне показалось мало. Поебланив часок, я решил немножко смотивировать страховую компанию.
Тот же день
Но как же смотивировать страховую компанию? Хмм… неужели ЖАЛОБОЙ? А куда строчат жалобы на страховую? Вбив в гугл, я обнаружил, что жалобы нужно отсылать напрямую в центробанк россии.
Ничерта не найдя их емейла или формы отправки, я просто позвонил на телефон горячей линии. Возмущенно заверещав, я потребовал составить обращение, заявив, что страховая намеренно отказывается от разбирательств. На том конце провода охуели от такой наглости, спросили мои контакты, емейл, данные и составмли дистанционное обращение с подтверждением заказным письмом с результатами.
Кстати, я сразу делал так: намеренно немного привирал, раздувая шумиху. Почему? Хуй знает, почувствовал, что так будет полезнее.
И я был прав.
День двенадцатый
Раздался звонок с утра. Это был оператор из страховой компании. Он крайне вежливо сообщил, что разбирательство идет самыми быстрыми темпами из возможных и горячо просил совершить звонок в ЦБ и уведомить, что вопрос решен.
Когда я спросил, считает ли он вопрос решенным, когда я 2 недели уже бегаю с опухшей челюстью, он что-то промямлил и сообщил, что, если мне будет УДОБНО принять звонок через час, главврач клиники лично позвонит и назначит прием.
На том и порешали.
Через час
Раздался звонок от крайне вежливой тетеньки. Она заявила, что они меня ОЧЕНЬ ЖДУТ, что мне в их клинике ВСЕГДА РАДЫ, и чтобы я выбрал любое время в рабочие часы для приема.
Через 10 мин после разговора раздался еще один звонок от ее зама. Беру трубку, а мне в ответ «Извините, страховая проверила запись предыдущего звонка, забыли вам сообщить, что адрес клиники такой-то. Вдруг вы не знаете. Мы вас очень ждем».
Вот я проиграл с этого трепетного отношения.
С — сервис.
День четырнадцатый
Пришел на прием. Сделали сложную операцию, ибо там уже воспалилось все к ебеням, очень тщательно. Предварительно я нагуглил протоколы лечения пульпитов всяких, чтобы эти пидоры меня не наебали в чем-то, и следил за каждым их шагом, спрашивая и споря.
Забавные факты:
1) Приняли без очереди
2) Баба с регистратуры бросила очередь, выбежала из-за стойки и проводила (!) меня до кабинета, чтобы я не заблудился не дай бох
3) Использовали платные материалы вроде светопломб и заживляющих препаратов, за которыми врач при мне бегал в аптеку (в аптеку, Карл, у них блять запасов нет штоль?)
4) Просили расписаться в какой-то залупе, что притензий не имею. Отказался.
Пошли нахуй.
5) Один зуб лечили 4 (!) приема, хотя от него осталось около 20% стенок. Восстановили полностью.
День последний
Прошло около месяца с начала моих приключений.
На мыле скопилось дохуя ответов от разных инстанций. Везде уведомляют об отправке результатов расследования, страховая уведомляет о наложенных штрафах за отказ в обслуживании, минздрав отписывается хуйней, главврач до сих пор клянчит подписку об отсутствии у меня притензий.
Но поразило меня следующее.
Прямо перед созданием этого треда раздался звонок. Звонила врач, которая, собственно, лечила мне зуб. Спустя 2 недели. Зачем звонила, спросите? Цитирую диалог.
— Очень хочу, чтобы вы пришли к нам на прием в любое удобное для вас время.
— Зачем? Все хорошо сделали, все вылечили.
— Мне бы очень хотелось, чтобы вы сделали рентген, и я убедилась, что все в порядке. Вы у нас уже любимый пациент, и мне нужно удостовериться, что все в порядке.
— Какой хороший у вас сервис по ОМС (иронизирую). Это страховая или прокуратура обеспечила?
— Да нет, вы что! Чисто по-человечески звоню! Приходите к нам! И в дальнейшем зубы приходите лечить только у нас! Очень будем вас ждать!
После этого положил трубку.
Вот и вся стори. Не вниманиеблядства ради, а чтобы вы, аноны, знали, что ебать госструктуры охуевшие можно и нужно.
Оригинал
То есть сразу три больницы попытались проигнорировать закон, из-за чего человек две недели терпел дикую боль и серьёзно рисковал своим здоровьем (мало ли к чему могло привести это воспаление). Три больницы – это не досадная случайность, это система. И россиян, которые каждый день сталкиваются с шантажом медицинских учреждений, отказывающихся оказывать помощь по полису ОМС, тысячи, если не миллионы.
Поэтому не стесняйтесь жаловаться и отстаивать свои права. Ленивых и хитрожопых мудаков в поликлиниках и больницах, которые хотят сэкономить на вашем здоровье, надо хватать за шкирку и макать носом в реальность. Жалоба часто оказывает магический эффект, и причастные лица начинают носиться как больничные тараканы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *