Медосмотр для работников культуры

Должны ли работники учреждений культуры, в том числе библиотек, иметь санитарные книжки?

В соответствии с федеральным законом от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работникиотдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактическиемедицинские осмотры.

Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной системздравоохранения, а также органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 34 ФЗ).

Личная медицинская книжка необходима тем людям, профессиональная деятельность которых связана с оборотом продуктов питания, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, обучением и воспитанием детей.

Постановление правительства Москвы от 28 декабря 1999 года «Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации» определяет следующий перечень профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, работники которых проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры:

1. Работники предприятий торговли продовольственными товарами и изделиями, предназначенными для контакта с продуктами питания и водой, продовольственных оптовых рынков.
2. Работники торговли промышленными товарами для детей, парфюмерно косметическими изделиями.
3. Работники торговли промышленными товарами, в том числе вещевых рынков.
4. Работники предприятий общественного питания, буфетов, киосков, пищеблоков всех учреждений и организаций.
5. Работники кремово кондитерских цехов, производств, детскихмолочных кухонь.
6. Работники предприятий пищевых отраслей промышленности, баз и складов для хранения и реализации продовольственных товаров.
7. Работники транспортных предприятий и частные лица, занятые перевозкой продовольственных товаров на всех видах транспорта(автомобильный, железнодорожный, авиа, речной, морской).
8. Водители транспортных предприятий и частные лица, занятые перевозкой людей (такси, городской пассажирский транспорт), а также водители междугородных перевозок независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
9. Проводники пассажирских поездов дальнего следования, речного, морского и авиатранспорта.
10. Работники учебно-воспитательных учреждений (общеобразовательных школ, детских домов, профессионально-технических училищ, техникумов, школ интернатов, лицеев, колледжей).
11. Работники сезонных детских и подростковых оздоровительных учреждений (перед началом работы).
12. Работники детских дошкольных учреждений (ясли, сады, дома ребенка, школы-интернаты, детские санаторные круглогодичные оздоровительные учреждения).
13. Медицинские работники родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологии новорожденных, отделений для недоношенных.
14. Медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, санаториев, домов отдыха, пансионатов, интернатов и домов для инвалидов и престарелых, а также научные сотрудники учреждений здравоохранения и лабораторий, непосредственно работающие с пациентами или биологическими материалами.
15. Работники лечебно-профилактических учреждений по обслуживанию взрослого и детского населения, а также санаториев, домов отдыха, пансионатов, интернатов и домов для инвалидов и престарелых, непосредственно связанные с питанием пациентов.
16. Работники предприятий по санитарно-гигиеническому обслуживанию населения независимо от форм собственности (бани, душевые, сауны, парикмахерские, косметические салоны, прачечные, химчистки, пункты приема белья, ремонтно-эксплуатационные управления).
17. Горничные, уборщицы, администраторы, заведующие этажами гостиниц, общежитий, мотелей.
18. Работники бассейнов и водолечебниц, отпускающие процедуры, спортивно-оздоровительных учреждений.
19. Работники аптек, фармацевтических предприятий (заводы, фабрики и т.д.), занятые изготовлением, фасовкой и реализацией лекарственных средств.
20. Работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также лица, обслуживающие водопроводные сети.
21. Работники канализационных сетей и сооружений.
22. Учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений, а также учебных заведений нового типа (лицеи, колледжи и т.п.) перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, учреждениях, работники которых подлежат медицинским осмотрам.
23. Студенты первых курсов средних специальных и высших учебных заведений, а также студенты независимо от курса обучения, проживающие в общежитии.
24. Участники многоуровневого сетевого маркетинга.
Предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры работников включают: осмотр терапевтом и дерматовенерологом, исследование крови на сифилис, бактериоскопическое исследование на гонорею и трихомониаз, флюорографическое обследование органов грудной клетки.

Дополнительно работники, перечисленные:
– в пунктах 1, 4 7, 12, 15, 20, 22, – проходят обследование на кишечную группу инфекций;
– в пунктах 5, 10 (только для кремово-кондитерских цехов и детских молочных кухонь), – проходят осмотр у стоматолога, отоларинголога и исследование мазка из носоглотки на стафилококк;
– в пункте 13, – проходят осмотр у стоматолога, отоларинголога, исследование крови на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С;
– в пункте 14 (врачи, средний и младший медицинский персонал, научные сотрудники учреждений здравоохранения и лабораторий, непосредственно работающие с лицами или биологическими материалами, инфицированными ВИЧ, или изготавливающие медицинские иммунобиологические препараты), – проходят обследование на ВИЧ-инфекцию.

Периодические медицинские осмотры предусматривают осмотр дерматовенерологом, исследование крови на сифилис и бактериоскопическое исследование на гонорею и трихомониаз:
– один раз в год – у работников, перечисленных в пунктах 2, 3, 8, 10, 19;
– два раза в год – у работников, перечисленных в пунктах 1, 4-7, 9, 14-18;
– четыре раза в год – у работников, перечисленных в пунктах 12, 13.

Осмотр терапевтом и флюорографическое обследование грудной клетки один раз в год – у всех категорий работников, кроме пункта 11.
Осмотр стоматологом, отоларингологом, дерматовенерологом проводить 2 раза в год работникам, перечисленным в пункте 13.
Обследование на ВИЧ-инфекцию проводится 2 раза в год у медицинских работников учреждений родовспоможения, обслуживающих ВИЧ инфицированных женщин, и у работников, перечисленных в пункте 13.

Соответственно не нужны.

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).

Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.
При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).

Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Медосмотры работников: как организовать и оформить

Проведение медицинских осмотров — предварительного и периодического, одна из главных обязанностей работодателя, и крупная статья затрат по охране труда. Штраф за отсутствие медосмотра также является одним из самых больших. В статье мы расскажем, как правильно организовать это мероприятие, какие документы подготовить, и в каком случае нужно уволить сотрудника или отказать кандидату на должность, если существуют медицинские противопоказания.

Образец направления на предварительный медосмотр

Образец приказа о проведении периодического медосмотра

Образец мотивированного отказа в приеме на работу в связи с выявленными медицинскими противопоказаниями

Для кого обязательны медосмотры

Проведение предварительных и периодических медосмотров работников регламентирует приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (редакция от 13.12.2019 г.).

В этом приказе утверждены перечни вредных и опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых необходимо проводить медосмотры работников (приложение 1 и 2). Также этот приказ имеет еще приложение 3 — сам порядок проведения медосмотров. Приказ был зарегистрирован в Минюсте России еще 21.10.2011 года за № 22111, поэтому его выполнение является обязательным для всех работодателей.

Внимание! Некоторых работодателей и неопытных специалистов по охране труда может сбить с толку первый абзац 213 статьи Трудового кодекса РФ. Буквальное прочтение этой нормы гласит, что медосмотр обязателен для работников с вредными условиями труда и отдельным категориям, эксплуатирующим транспортные средства.

Таким образом, из 213 статьи ТК РФ следует, что медосмотр обязателен для водителей всех транспортных средств, а также для всех работающих во вредных и опасных условиях труда. Следовательно, если у работника допустимые условия труда 2 класса, то можно не проводить медосмотр, но это противоречит приказу № 302н в том случае, если он выполняет работы по перечню № 2.

Примеры:

№1. В организации работает электрик. Условия труда у него допустимые. Но медосмотр для него обязателен, поскольку в перечне работ значится обслуживание электроустановок (пункт 2 в приложении 2 к приказу 302н).

№2. Бухгалтер-экономист в торговой организации. Условия труда у него также не вредные и не опасные. Но он трудится в торговле, хоть и офисник, но ведь и пункт 15 не содержит каких-либо отдельных уточнений, если персонал проводит работы в организации торговли, медосмотр он проходит каждый год вне зависимости от класса условий труда и контакта с товаром, как продовольственным, так и промышленным.

Пока правовая коллизия между 213 статьей ТК РФ и приказом № 302н не будет устранена, проводить медосмотры нужно не только «вредникам», но и работникам с допустимыми условиями труда, если на них воздействуют факторы, указанные в приложении 1 или они выполняют работы по приложению 2.

Штраф за отсутствие медосмотра у работников является мультипликативным. Это означает, что он суммируется по количеству работников, чьи трудовые права были нарушены. Поэтому, инспектор может вынести постановление о штрафе от 110 000 до 130 000 рублей, а суд не посчитает такое правонарушение со стороны работника малозначительным, и не заменит его на предупреждение, поскольку действия работодателя влекут за собой угрозу жизни и здоровья работника.

При этом не имеет значения, какой конкретно медосмотр не был проведен — предварительный или периодический, штраф все равно будет установлен по количеству лиц, которые не прошли обязательный медосмотр.

Помните, что на каждом предприятии должен быть составлен список контингентов, в котором нужно указать все профессии или должности работников, которые подлежат медосмотру.

Совет от эксперта: один экземпляр списка контингентов нужно передать в уведомительном порядке в территориальный отдел Роспотребнадзора по месту нахождения работодателя. В уведомительном порядке означает, что список в течение десяти дней после утверждения работодателем направляется письмом в Роспотребнадзор, и согласовывать его, а также подтверждать получение особым образом не требуется.

Поэтому составьте заказное письмо с нулевой стоимостью, прикрепите к нему почтовое уведомление, сохраните у себя трек-код почтового отправления или копию квитанции. Оригинал квитанции пригодится бухгалтерии для возмещения почтовых расходов.

Как организовать предварительный медосмотр

Предварительный медосмотр проводят в момент отбора персонала. Делают это по направлению от работодателя и исключительно за счет компании.

Напоминаем, что медицинский осмотр необходимо пройти тем, кто будет занят:

Чтобы знать, кого именно из кандидатов нужно направить на медосмотр, специалист по охране труда передает кадровику утвержденный руководителем организации список контингентов. Если должность, на которую претендует кандидат, есть в этом списке, принимать на работу без предварительного обязательного медосмотра запрещено.

В направлении на медосмотр указывают вредные (опасные) производственные факторы, которые есть на будущем рабочем месте кандидата.

Направление на предварительный медицинский осмотр

Скачать образец направления

Если кандидат не проходит медосмотр, то есть получает медицинское заключение, в котором указано, что к выполнению работ по определенной должности он не годен, с ним нельзя заключать трудовой договор. Такой соискатель получит мотивированный отказ в приеме на работу.

Образец мотивированного отказа в приеме на работу в связи с выявленными медицинскими противопоказаниями

Скачать образец направления

Напоминаем руководителям, кадровиками и специалистам по охране труда. Если в организацию принимают на работу недавно уволенного сотрудника, его также нужно направить на предварительный медосмотр. Давность увольнения при этом значения не имеет (ст. 213 ТК, письмо Минтруда от 28.04.2017 № 15-2/ООГ-1224).

Помните, что расходы на предварительный медосмотр несет работодатель, а не соискатель. В направлении на медосмотр обязательно укажите реквизиты медицинской организации, в которую направляете соискателя.

Многие спрашивают, а нужно ли направлять на предварительный, а затем и на периодический медосмотр офисников. Ответим так: если офисные работники трудятся за компьютером не менее 50% своего рабочего времени, они должны проходить медицинские осмотры в обязательном порядке.

Как организовать периодический медосмотр

На периодический медосмотр направляют сотрудников, ранее прошедших предварительный медосмотр. Нельзя также забывать, что кроме приказа № 302н, существует и отраслевые документы, которые также регулирует порядок проведения медосмотров (ст. 213 ТК и ст. 24 Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Например, на обязательные медосмотры нужно направлять сотрудников, занятых на железнодорожном транспорте общего пользования (приказ Минтранса от 16.07.2010 № 154) или в строительстве (п. 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03).

Обязательные медосмотры проходят и сотрудники в возрасте до 18 лет, а также профессиональные спортсмены (ст. 69, 266, 348.3 ТК).

Если срок прохождения обязательного медосмотра составляет 1 раз в 2 года, то после того, как предварительный медосмотр будет пройден работником, следующий медосмотр — периодический, он пройдет не позже двухлетнего срока.

Пример:

Работник прошел предварительный медосмотр 1 июня 2019 года. Периодичность медосмотра — не реже 1 раза в год. Следовательно, периодический медосмотр должен быть закончен, а заключение должно быть выдано на руки не позже этой же даты следующего — 2020 года. Таким образом, начиная с 2 июня 2020 года работодатель вправе быть оштрафованным по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Поэтому не рискуйте, и проводите медосмотр с разумным запасом времени.

Процедура медосмотров отличается лишь документально. В отличие от предварительного медосмотра, работника необходимо письменно ознакомить с графиком медосмотра — не позже десяти дней с планируемой даты медосмотра.

Работник получает направление на медосмотр. Выдает его кадровик, ведь в этом документе содержится персональная информация. После медосмотра работник должен показать кадровику заключение. Если противопоказаний нет, то работника допускают к труду, и отдельный приказ о допуске составлять работодатель не обязан. Если же есть противопоказания, придется работника отстранить от работы, предложить ему имеющиеся вакансии, если вакансий нет – придется уволить. Это также является обязанностью кадровика, а не специалиста по охране труда.

Приказ о проведении периодического медосмотра

Скачать образец направления

Пока работник проходит медосмотр, за ним сохраняют его должность и среднюю заработную плату, и даже в том случае, если потребуются дополнительные обследования, все расходы на медосмотр будет нести работодатель.

После того, когда все работники пройдут периодический медосмотр, работодатель получит свой экземпляр заключительного акта. Затем работодатель и медицинская организация подпишут акт приемки выполненных работ по договору оказания услуг медосмотра. После этого договор считается исполненным, а медосмотр — пройденным.

Какие изменения в порядке проведения медосмотров обещает Минздрав в 2020 году

Минздрав подготовил поправки к приказу № 302н. Когда их примут, неизвестно. Сейчас законопроект проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Проект влечет за собой большие изменения в порядке проведения медосмотра:

  • Паспорт здоровья, возможно, отменят, а в заключении будут указывать все вредные факторы, которые противопоказаны работнику, а также его группа здоровья. Что положительно для работодателя в новом проекте: он сможет получать свой экземпляр медзаключения, а не ждать, когда работник предоставит ему по запросу эту информацию. Таким образом, отстранить сотрудника станет легче, быстрее.
  • Работодатель сможет направлять сотрудника на медосмотр после длительной нетрудоспособности, сейчас такого права у него нет, и многие сотрудники злоупотребляют.
  • Поликлиники с разрешения работника будут передавать сведения о состоянии своего здоровья в Фонд социального страхования. Также планируется учитывать результат пройденной работником диспансеризации при проведении обязательных медосмотров. Это необходимо для снижения нагрузки на медицинские комиссии. При этом повлияет ли это на стоимость медосмотров, неизвестно.
  • Для вахтовиков появится новый термин — мобильный медицинский кодекс. Если законопроект примут, официально будет разрешено проводить медосмотры на выезде в составе мобильной бригады. Пока это не разрешено, так как медуслуги могут быть оказаны только по адресу в лицензии. Как это будет реализовано с вступлением в силу законопроекта, покажет время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *