Меры предупреждения коррупции

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупции — деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.

Взятка — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического.

Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена статьей 13 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Помощник прокурора А.А. Кругликова

IV. Тестовые вопросы на знание основ законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

520. К коррупции относится:

· любое нарушение государственным служащим требований к служебному поведению

· использование государственным служащим своего должностного положения в целях приобретения выгоды для своих близких родственников

· разглашение государственным служащим информации, ставшей ему известной в ходе исполнения должностных обязанностей

521. Антикоррупционный стандарт устанавливает:

· последовательность предприятия управленческих решений в части профилактики коррупционного поведения

· перечень возможных действий гражданского служащего в рамках своей служебной деятельности, считающихся коррупционными

· нравственные основы служебного поведения гражданских служащих

· единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности

522. Примерами коррупции являются:

· получение государственным служащим любого подарка, связанного с его служебной деятельностью

· использование государственным служащим своего служебного положения для оказания влияния на конкурсную комиссию государственного органа в целях назначения на должность родственника указанного государственного служащего

· дополнительная оплачиваемая занятость государственного служащего в качестве преподавателя ВУЗа с использованием знаний и опыта, приобретенных им в рамках работы в государственном органе

· небрежное и недобросовестное исполнение государственным служащим должностных обязанностей в результате конфликтов с непосредственным руководством

523. Выберите все верные утверждения из перечисленных:

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

524. К последствиям коррупции относится:

· финансовые потери, вызванные закупкой государственными органами товаров и услуг по завышенным ценам

· рост численности государственных служащих

· ущерб репутации государственных органов

525. Субъектами юридической ответственности за коррупционные правонарушения могут быть:

· юридические лица

· граждане Российской Федерации

· иностранные граждане

· все вышеперечисленные варианты ответов

526. К специальным мерам противодействия коррупции относится:

· установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью

· регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих

· применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа

· введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия

527. Принятие Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

· не имело особого значения, поскольку все основные антикоррупционные механизмы уже были предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми ранее

· позволило установить единые правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации

· имело ограниченный эффект, поскольку данный закон регулировал противодействие коррупции только на федеральном уровне управления

· позволило ввести законодательно установленное определение коррупции

528. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции является обязанностью:

· только правоохранительных органов

· только государственных органов

· только государственных органов и иных государственных организаций

· как государственных органов, иных государственных организаций, так и организаций частного сектора (коммерческих и некоммерческих)

529. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция:

· ограничивается дачей и получением взятки

· возможна только в государственном секторе экономики

· связана с незаконным использованием должностного положения в целях приобретения имущественной выгоды

· не включает случаи, когда незаконная выгода должностного лица незначительна (не превышает одной тысячи рублей)

530. Российская Федерация сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

· установления местонахождения лиц, подозреваемых в совершении коррупционных преступлений

· предотвращения привлечения российских граждан к ответственности за коррупционные правонарушения за рубежом

· выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений

· Данный вопрос законодательством Российской Федерации не регламентирован

531. Правовая основа противодействия коррупции в Российской Федерации:

· включает только Федеральный закон «О противодействии коррупции»

· включает нормативные правовые акты только федерльного уровня управления

· включает как общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, так и различные виды нормативных правовых актов Российской Федерации

· включает нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но не включает муниципальные правовые акты

532. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации НЕ относится принцип:

· Законности

· Конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений

· Неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений

· Приоритетного применения мер по предупреждению коррупции

· Сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами

533. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:

· утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя

· утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему

· утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа

· утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к государственному гражданскому служащему

534. Порядок применения к государственным гражданским служащим дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений установлен:

· Федеральным законом «О противодействии коррупции»

· Трудовым кодексом Российской Федерации

· Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

· Указом Президента Российской Федерации «Об особенностях применения мер дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений»

535. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений НЕ несут:

· Уголовную ответственность

· Административную ответственность

· Материальную ответственность

· Гражданско-правовую ответственность

· Дисциплинарную ответственность

536. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:

· Советом Безопасности Российской Федерации

· Федеральным Собранием Российской Федерации

· Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

537. Укажите государственные органы (должностных лиц), которые закон «О противодействии коррупции» наделяет специальными функциями и полномочиями в сфере противодействии коррупции в Российской Федерации:

· Президент Российской Федерации

· Министерство экономического развития Российской Федерации

· Федеральная служба по труду и занятости

· Министерство финансов Российской Федерации

· Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры

538. В целях координации на высшем уровне управления деятельности по противодействию коррупции был создан:

· Генеральный комитет подразделений федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений

· Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

· Комиссия Администрации Президента Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе

· Такой орган не создан

539. Выберите верное утверждение:

· Координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции возложена на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров

· Основные полномочия по координации и контролю в сфере противодействия коррупции возложены на Федеральное антикоррупционное агентство

· Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить уполномоченное подразделение Администрации Президента Российской Федерации

· Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить Счетная палата Российской Федерации

540. К числу основных мер профилактики коррупции НЕ относятся:

· Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению

· Освобождение от уголовной ответственности взяткодателей, добровольно сообщивших о факте коррупции и активно способствующих раскрытию преступления

· Проверка в установленном порядке сведений, представляемых гражданами, претендующим на замещение должностей государственной или муниципальной службы

· Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции

541. Укажите вариант ответа, который НЕ относится к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:

· Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции

· Совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью

· Унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

· Расширение дискретных полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, вызванное спецификой их работы

542. К сферам повышенного коррупционного риска в деятельности государственного органа относится:

· управление государственным имуществом

· ведение делопроизводства

· проведение контрольных мероприятий в отношении подведомственных организаций

· реализация функции по разъяснению положений действующего законодательства в регулируемой сфере деятельности

Коррупционные проявления в органах внутренних дел всегда получают гораздо больший общественный резонанс, чем в других сферах.

Взяточничество в современных условиях получило широкое распространение и характеризуется проникновением в деятельность практически всех государственных органов. К сожалению, органы внутренних дел не стали исключением. Но если выявленные в других государственных органах коррупционные проявления воспринимаются обществом относительно терпимо, то такие же проявления в органах внутренних дел получают широкий общественный резонанс. Зачастую со стороны населения делаются поспешные категоричные выводы, ставящие коррупционное клеймо чуть ли не на каждом сотруднике если не всего Министерства, то определенных служб и подразделений.

Крайняя озабоченность названным негативным явлением именно в полиции, несомненно, обусловлена важнейшими для общества и государства функциями, возложенными на нее. В то же время, если учесть, что характер деятельности сотрудника полиции предполагает интенсивное общение с представителями криминалитета, знание схем совершения преступлений в различных сферах, а также доступ к оперативной информации, то становится понятно, насколько деятельность коррумпированного сотрудника опасна для общества. Данное обстоятельство должно учитываться в повседневной профессиональной деятельности сотрудников полиции и разъясняться руководителем личному составу.

Проблеме борьбы со взяточничеством в системе ОВД уделяется особое внимание. В частности, Приказом МВД России от 2 января 2013 г. № 1 была утверждена Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, призванная обеспечить законность, соблюдение служебной дисциплины, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению сотрудниками полиции преступлений и правонарушений.

По указанию руководства МВД России данный документ был направлен во все ведомственные подразделения, где положения Концепции начали сразу реализовываться:

— внедрялся институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на руководящие должности;

— введена процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений новых сотрудников, принимаемых на службу в полицию;

— для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения начали применять полиграф.

Следует иметь в виду, что коррупционное поражение вновь пришедших на службу в полицию лиц – результат длительного, многоступенчатого процесса криминального влияния со стороны более опытных сотрудников с постепенным усвоением первыми квазинорм, доминирующих в том или ином подразделении. На первых этапах своей деятельности молодые полицейские под влиянием своих старших коллег приучаются терпимо относиться к незначительным отступлениям от закона со стороны других полицейских (грубости, чрезмерному использованию физической силы, незаконным действиям в отношении подозреваемых и пр.). В дальнейшем у них вырабатывается стойкая убежденность в том, что без такого рода «срезания углов» осуществление эффективной работы подразделения полиции практически невозможно.

На следующем этапе молодой сотрудник вполне благосклонно относится к различного рода мелким услугам, оказываемым ему владельцами магазинов, баров и ресторанов. В качестве самооправдания выдвигаются доводы о том, что все принимаемые им «знаки благодарности» от граждан – это лишь незначительная компенсация за тяжелую работу полицейского. Усваивать такие квазинормы помогает молодому человеку «патронаж» старших коллег, влияние которых в самые короткие сроки способно значительно расширить круг противоправных деяний. От некоего пассивного коррупционного поведения сотрудник полиции переходит ко-всё большей активности, когда лоббирование одних предпринимателей и устранение конкуренции других, а также активное вымогательство взяток, к сожалению, становятся нормой.

Таким образом, завершающая стадия моральной деградации сотрудника органов внутренних дел переходит в фазу активного поиска источников незаконного обогащения.

С целью предотвращения подобного рода проявлений представляется целесообразным ввести обязательный вводный курс для лиц, впервые поступивших на службу в образовательные учреждения системы МВД России. Им необходимо разъяснять основные обязанности, запреты, ограничения, требования к служебному поведению, которые необходимо соблюдать в целях противодействия коррупции и взяточничества, а также организовать самостоятельное изучение ими соответствующих методических материалов. Не менее актуальным видится и привлечение к сотрудничеству в данной области ветеранов МВД России.

Другим немаловажным фактором в профилактике взяточничества и возможных коррупционных проявлений является организация и регулярное проведение в образовательных учреждениях системы МВД России лекций, совещаний-семинаров, занятий в рамках служебной подготовки по вопросам противодействия коррупции, соблюдения запретов, ограничений, требований к служебному поведению с акцентированием особого внимания на:

— разъяснении норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность сотрудников полиции за совершение коррупционных правонарушений, в том числе преступлений;

— комментировании законов, подзаконных нормативных актов, ведомственных приказов и инструкций, направленных на противодействие взяточничеству;

— разъяснении методики заполнения, проверки достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых сотрудниками;

— доведении до сведения личного состава фактов коррупционных преступлений, совершенных конкретными сотрудниками, ознакомление с материалами служебных проверок, уголовных дел, приговорами;

— изучении опыта зарубежных стран, отражающего примеры успешной борьбы с коррупцией в полиции и полиции с коррупцией.

Одновременно с этим необходимо развитие культуры поведения сотрудников, направленное на строгое соблюдение норм профессиональной этики в служебных взаимоотношениях и при общении с гражданами.

В последние годы принят целый ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих служебное поведение сотрудников полиции и федеральных государственных служащих.

Так, в соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и от 27 августа 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует разграничивать понятия взятки и подарка. Данные законы категорически запрещают получать сотрудникам в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждение от физических и юридических лиц в виде подарков, денежных выплат и средств, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др. Подарки, полученные служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственностью, в связи с чем должны передаваться по акту в тот орган, в котором указанное лицо служит.

Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Ограничения и запреты, предписываемые указанными нормативными актами, в полной мере учитывают специфику деятельности сотрудников полиции и, как следствие, могут и должны быть правовой основной для организации профилактики взяточничества среди личного состава.

Для выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации в части реализации антикоррупционной политики в системе МВД России, каждым сотрудником полиции должны быть не только детально осмыслены, но и приняты к неукоснительному исполнению все без исключения требования, диктуемые буквой и духом закона.

В настоящее время непременным условием профилактики взяточничества в системе МВД России является устранение так называемого конфликта интересов. Полицейский в своей служебной деятельности при принятии решений должен руководствоваться интересами государства и соблюдением прав граждан, а не личным обогащением.

Сказанное, как представляется, в целом должно способствовать активизации антикоррупционных настроений среди сотрудников ОВД. Вместе с тем следует обратить внимание и на наличие целого ряда постоянно действующих и переменных факторов, способствующих распространению взяточничества, которые различны в тех или иных подразделениях, а также субъектах Российской Федерации. В разных регионах наблюдается разная степень терпимости общества к даче и получению взяток. Поэтому фиксацию и анализ специфических для той или иной территории коррупционных проявлений целесообразно проводить исходя из местных особенностей.

В каждом конкретном случае применительно к каждому подразделению ОВД следует установить возможную связь коррупции с другими видами деятельности. Очевидно, что игнорирование существования взяточничества в подразделении не должно восприниматься как простое отсутствие необходимого контроля руководителя за своими подчиненными. Непосредственный руководитель должен нести ответственность за все факты проявления коррупции и взяточничества, в том числе выявленные в отношении его подчиненных.

Для оздоровления соответствующей ситуации, а также в целях дальнейшего стимулирования добросовестного выполнения сотрудниками служебного долга следует шире применять практику поощрения сотрудников, отказавшихся от взятки. Помимо денежных премий, к сотрудникам, проявившим принципиальность, честность и профессионализм при склонении их к получению взятки, необходимо продолжить применение также и иных видов поощрений: объявление благодарности, снятие ранее наложенного взыскания, вручение ведомственных наград.

Примеры добросовестного выполнения служебного долга сотрудниками, сообщившими о коррупционных предложениях и об известных им фактах нарушений антикоррупционного законодательства, следует освещать на совещаниях с личным составом, занятиях в системе служебной подготовки, а также принимать меры к дальнейшему их распространению в средствах массовой информации и сети Интернет, что будет способствовать повышению уровня общественного доверия к органам внутренних дел.

Предупреждение коррупции в России

Что говорит закон

Под коррупцией обычно подразумевают использование должностным лицом своих служебных полномочий в личных целях. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет это понятие как злоупотребление служебным положением, дача либо получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление этой выгоды данному лицу другими гражданами, а также совершение таких действий от имени или в интересах юридического лица.

Закон выделяет следующие элементы антикоррупционной деятельности: противодействие, предупреждение, выявление, пресечение, а также раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. А предупреждение коррупции — это один из способов борьбы с этим негативным явлением наряду с мерами по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, а также ликвидацией их последствий.

Формы и виды коррупционных проявлений

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее определенной властью либо возможностью распределения материальных благ, — чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов и т. д. Выделяют следующие основные формы коррупции:

  • взяточничество;
  • злоупотребление должностным положением;
  • использование служебной информации;
  • покровительство (кумовство);
  • растрата.

В зависимости от субъекта, злоупотребляющего служебным положением, различают три вида коррупции:

  • бытовая — возникает в результате взаимодействия рядовых граждан и чиновников;
  • деловая — порождается взаимодействием власти и бизнеса;
  • верховная — относится к политическим деятелям.

Для повышения общей информированности о различных видах коррупционных нарушений Генеральная прокуратура Российской Федерации выпустила специально разработанные буклет «Коррупция: вчера, сегодня, завтра» и памятки «Что нужно знать о коррупции», которые можно использовать в наглядной агитации.

Антикоррупционная памятка

Скачать

Предупреждение взяточничества

Чаще всего наши сограждане сталкиваются с таким коррупционным проявлением, как взятка — получение должностным лицом материальных ценностей за действие либо бездействие в интересах взяткодателя. Самый наглядный пример, с которым еще в недалеком прошлом сталкивалось большинство автомобилистов, — это взяточничество сотрудников ГАИ. Однако принятые за последние годы меры предупреждения коррупции в органах внутренних дел, в частности, оборудование машин ДПС видеорегистраторами, принесли свои плоды, и сейчас мало кто из стражей порядка на дорогах рискует брать и тем более вымогать мзду с водителей.

Также в России достаточно распространенным видом взятки является так называемый откат, заключающийся в том, что должностное лицо при выборе поставщика товаров или услуг выбирает конкретное предложение и за это получает от поставщика денежное вознаграждение в виде процента от сделки или фиксированной суммы. Принятые законодателем меры предупреждения преступности в сферы коррупции предписывают в таких случаях для закупки товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организовать и провести тендер. Однако сплошь и рядом чиновники продолжают выбирать не самую выгодную для бюджета компанию, а ту, которая предложила лично ему небольшое вознаграждение, если заказ достанется именно этой организации.

Профилактические меры

Профилактика коррупции, как правило, осуществляется путем применения следующих мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • предъявление определенных квалификационных требований к лицам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, а также проверка сведений, предоставляемых этими гражданами о себе;
  • установление в качестве основания для увольнения чиновников непредоставление ими сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как на себя, так и на своих супругов и несовершеннолетних детей;
  • обеспечение наличия органа, осуществляющего предупреждение коррупции;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

Конфликт интересов

Установленные законом меры безопасности в системе предупреждения коррупции в госорганах обязывают чиновников принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также уведомлять работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. Причем личная заинтересованность чиновника может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например его родственники или друзья.

Пример 1

Д. является членом конкурсной комиссии при проведении тендера на размещение муниципального заказа. Его друг С. подал заявку на участие в тендере. Закон трактует ситуацию как конфликт интересов — Д. должен известить об этом своего руководителя, которому в целях предупреждения коррупции необходимо поставить вопрос о невозможности исполнения Д. своих обязанностей при проведении данного конкурса.

Пример 2

Н. работает судьей в районном суде. В одном из судебных заседаний представителем одной из сторон оказывается брат Н. В соответствии с действующим законодательством, Н. не вправе рассматривать это дело и обязана взять самоотвод, так как в ситуации возможен конфликт интересов.

Методы предупреждения коррупции в коммерческих структурах

В соответствии со ст. 6 Конвенции ООН против коррупции, Россия, как государство-участник, обязалась принимать все необходимые меры для расширения и распространения знаний по вопросам предупреждения коррупционных действий. Эта обязанность распространяется на все организации, независимо от их форм собственности и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации. Предупреждение коррупционных правонарушений в коммерческих организациях может включать в себя:

  • определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  • сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  • разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы компании;
  • принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников;
  • предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  • недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Не доводить до абсурда

Однако широта загадочной русской души не знает пределов ни в любви, ни в ненависти, и любая борьба со злом зачастую может перейти разумные границы и трансформироваться в «охоту на ведьм». Сфера образования традиционно считается в России одной из наиболее коррумпированных. Проблема осложняется тем, что в этой сфере в коррупционные отношения может быть вовлечено значительное число лиц, в том числе несовершеннолетних. Но совсем недавно, в конце 2018 года, в результате разработки мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений в образовании некоторые горячие головы додумались до внесения законопроекта, которым предлагали запретить врачам и учителям получать любые подарки, кроме цветов и канцелярских товаров. То есть если педагогу подарили коробку конфет, его уже подразумевалось считать взяточником. Другие на полном серьезе обсуждают вопрос, является ли секс взяткой, например в ситуации начальника и подчиненного. Поэтому при всей актуальности проблемы предупреждения коррупции в этом вопросе так же, как и во многих других, важно не перегнуть палку и не доводить ситуацию до абсурда.

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА

Целью деятельности правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры, по предупреждению взяточничества является устранение или ограничение (ослабление) непосредственных криминогенных факторов, порождающих или облегчающих совершение преступлений рассматриваемой категории.

Меры предупреждения взяточничества делятся на организационные (связанные с организацией предупредительной деятельности) и функциональные (связанные с ее непосредственным осуществлением).

К организационным мерам необходимо отнести: статистико-аналитическую работу, направленную на изучение и анализ информации об уровне, о структуре и динамике различных проявлений взяточничества и создающую информационное обеспечение методической работы в сфере предупреждения преступности; оценку состояния и тенденций этих преступлений с учетом латентности, криминогенных и антикриминогенных факторов, осуществляемую в основном на базе информации, полученной в результате обобщения практики по конкретным делам о взяточничестве, объединенным общими родовыми признаками; планирование и организацию специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций. Немаловажное значение для организации предупредительной деятельности имеют результаты проводимых прокуратурой координационных совещаний правоохранительных органов, затрагивающих в числе прочих проблемы предупреждения взяточничества согласованными усилиями данных органов. На основе принятых в рамках таких совещаний решений необходимо определять возможности сотрудничества с другими правоохранительными и контролирующими органами в борьбе со взяточничеством и предупреждении его проявлений; совместного планирования такой деятельности, ее направлений и путей взаимодействия; организации эффективного взаимообмена информацией (например, объединения банков данных правоохранительных и контролирующих органов в области информации, представляющей взаимный интерес). Важно также наладить взаимодействие со СМИ с целью организации освещения результатов правоохранительной деятельности, особенно по “громким” делам, формирования в обществе представлений о неотвратимости наказания за взяточничество, коррупцию и т.д.

Предупредительные меры могут быть также направлены на пресечение конкретного преступления (при поступлении информации о готовящемся преступлении) либо предотвращение его совершения каким-либо конкретным лицом при наличии оснований подозревать его в причастности к взяточничеству. Успех мер по предотвращению конкретного случая взяточничества во многом зависит от имеющейся практики и эффективности используемых методов сбора информации о субъекте готовящегося преступления (подозреваемом). Поэтому важную роль играет разработка таких методов в соответствии с Законом “Об оперативно-розыскной деятельности” (включая слежку, прослушивание телефонных переговоров, выемку переписки и др.) и другими нормативными актами, выработка методики проведения оперативного эксперимента и т.д. с тем, чтобы полученная в ходе оперативно-розыскной и используемая в следственной деятельности информация могла использоваться в качестве доказательств в суде.

Непосредственное значение для предупреждения взяточничества имеют функциональные меры профилактики.

Одной из основных профилактических функций прокуратуры является выявление причин и условий, обусловливающих преступность, и внесение представлений в соответствующие структуры об их устранении (cт. 211, 140 УПК РСФСР).

Совокупность причин и условий взяточничества, а также обстоятельств, способствующих совершению коррупционных преступлений, включает в себя следующие факторы, на которые необходимо прежде всего обращать внимание при расследовании взяточничества с целью оценки их влияния на развитие и воспроизводство данного вида преступлений и при принятии мер по их устранению или контролю:

отсутствие или слабый контроль, непрозрачность деятельности должностного лица; противоречивость в нормативном регулировании такой деятельности, обусловливающая значительную степень произвольности в правоприменительной практике;

предоставленная занимаемой должностью возможность самостоятельного принятия решений по значимым для потенциального взяткодателя вопросам, сопряженная со значительной степенью «дозволенного усмотрения» по принимаемым решениям; недостаточно полная регламентация поведения должностного лица в различных ситуациях либо отсутствие (или недостаточность) критериев выбора модели такого поведения;

наличие официальных барьеров на пути реализации возникающих у потенциального взяткодателя потребностей и возможность удовлетворения их (либо минимизации затрат на их удовлетворение) за счет подкупа ответственного лица, в чьих силах обеспечить такое удовлетворение;

слабый внутренний контроль за целесообразностью принимаемых должностным лицом решений;

резкое несоответствие уровня оплаты труда ответственных должностных лиц, наделенных административно-хозяйственными и организационно-распорядительными полномочиями, и социальной значимости принимаемых ими решений;

наличие “вертикальной” коррупции, т.е. системы регулярных подношений от низовых чиновников вышестоящим, а равно и сложившаяся в коллективе атмосфера взаимной поруки и неформального “сотрудничества” ответственных должностных лиц, основанного на принципе “ты — мне, я — тебе”;

устоявшиеся привычки, традиции неформального общения должностных лиц разных ведомств, привнесение в исполнение должностных обязанностей фактора личных связей;

возможность одного должностного лица оказывать влияние на принятие значимых для потенциального взяткодателя решений другим должностным лицом;

служебная зависимость должностного лица, способного принимать значимые для потенциального взяткодателя решения, от потенциального взяткополучателя;

отсутствие регламентации взаимоотношений между должностными лицами в части обращений одного должностного лица к другому в связи с решением частных вопросов, входящих в компетенцию последнего, а также механизма фиксации и контроля таких обращений;

возможности должностного лица единолично принимать либо способствовать принятию решений о поощрении, продвижении по службе или предоставлении иных льгот и привилегий, а также о неприменении мер к должностным лицам за упущения, недостатки или нарушения в служебной деятельности;

пребывание должностных лиц в родственных (в допускаемой законом степени), дружественных и иных неформальных отношениях;

закрытость процедуры представления к поощрениям, продвижений по службе: размытость и большой “усмотрительный” потенциал критериев предоставления льгот и привилегий;

неурегулированность порядка принятия решений по вопросам поощрения, продвижения по службе либо применения дисциплинарных взысканий, привлечения к иным формам ответственности должностными лицами в отношении других должностных лиц, с которыми они состоят в допускаемой законом степени родственных, дружественных и иных неформальных отношений.

Мерами по устранению или контролю перечисленных криминогенных факторов, на необходимость или целесообразность принятия которых компетентными структурами может указывать следователь в своем представлении, могут быть:

сокращение “усмотрительных” полномочий должностных лиц, четкая регламентация модели поведения (схемы принятия решений) в каждом конкретном случае — нормативная детализация служебных действий, контроль со стороны независимого органа (может быть как внутренний, так и внешний);

обеспечение общедоступности нормативных актов, внутренних правил, инструкций и т.д., регулирующих конкретные аспекты деятельности должностного лица, его полномочия;

четкая регламентация взаимоотношений между должностными лицами; принятие внутренних правил (кодексов поведения должностных лиц), осуждающих использование должностного положения для оказания влияния на принятие другим должностным лицом решения по частным вопросам, в котором заинтересованы оказывающие влияние должностные лица, а равно и неправомерное принятие во внимание личных связей, отношений при исполнении служебных обязанностей или использовании должностных полномочий. Составление приблизительного перечня “авторитетных” должностей и определение механизма фиксации и контроля обращений лиц, занимающих такие должности, к другим должностным лицам по поводу принятия входящих в компетенцию последних решений по частным вопросам, которые представляют интерес для обратившегося лица. Формирование механизма негласного и (или) анонимного информирования соответствующих органов о фактах подозрительного обращения “авторитетных” должностных лиц к другим должностным лицам по соответствующим поводам, вплоть до введения в определенных случаях обязанности такого информирования под угрозой привлечения к ответственности в случае неисполнения такой обязанности, когда ответственному за принятие решения должностному лицу стало известно или оно имело основания предполагать о факте получения взятки за содействие в принятии такого решения обратившимся должностным лицом;

гласность процедур предоставления льгот, привилегий, повышения в должности, четкая регламентация критериев поощрений, продвижений по службе, гласность обоснования предоставления льгот и привилегий при нарушении установленных критериев; предоставление коллективу права обсуждать и высказывать свое мнение по поводу каждого случая необоснованного (с точки зрения действующих формальных правил, установленных критериев) повышения в должности, поощрения, предоставления льгот и привилегий в отношении какого-либо должностного лица с возможностью обжалования решения о таком повышении, поощрении и т.д. в независимый орган или вышестоящему должностному лицу либо с правом наложения вето на такое решение. Принятие внутренних правил поведения должностных лиц (кодексов чести и т.д.), в которых в числе прочих устанавливалась бы недопустимость принятия должностными лицами решений о поощрении, продвижении по службе либо об освобождении от ответственности в отношении других должностных лиц, с которыми они состоят в допустимых законом родственных, дружеских и иных отношениях, по мотивам, вытекающим исключительно из таких отношений. Проведение оздоровительной кадровой политики: ротация кадров, отказ от номенклатурного принципа назначения на руководящие должности, совершенствование подбора кадров, акцентирование внимания на психологических особенностях кадидатур на должности, их склонностях, проверка имевших место на предыдущих местах работы случаев проявления корыстных мотиваций (замечания, выговоры, связанные со злоупотреблениями должностными полномочиями в личных целях) и т.д.

При организации предупреждения попустительства может оказаться весьма пригодным информационный потенциал членов коллектива, которые по различным мотивам (обостренное чувство справедливости и даже зависть, соперничество и т.д.) готовы сообщать об имевших место случаях попустительства. В этой связи полезно наладить систему негласного и (или) анонимного информирования о таких случаях в соответствующие органы.

Представляет интерес выявление особенностей криминогенных факторов взяточничества в зависимости от сферы его распространения, которое становится возможным в результате обобщения практики борьбы со взяточничеством. Изучение такой практики показало, что наиболее пораженными (судя по числу выявляемых преступлений) являются следующие сферы: правоохранительные и контролирующие органы, жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения образования, сфера управления госсобственностью, регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности. Однако, судя по проводимым общественным опросам, реальная картина распространенности взяточничества совсем иная. Это обусловливается высокой латентностью взяточничества в других сферах, сложностями выявления там преступлений и привлечения виновных к ответственности.

Криминогенные факторы, выявление которых стало возможным на основе изучения практики борьбы со взяточничеством в указанных сферах, сводятся к следующим.

В сфере управления госсобственностью злоупотребления чаще всего возникали в результате отсутствия в различных ведомствах нормативно урегулированного порядка сдачи в аренду помещений, зданий, находящихся в государственной собственности, четких нормативов арендной платы за сдаваемые помещения (с учетом рыночной стоимости квадратного метра арендуемой площади), что позволяло должностным лицам произвольно занижать официально указываемую цену аренды, получая в качестве взятки разницу между последней и рыночной стоимостью сдаваемой площади. Профилактике подобных преступлений помимо регламентирования указанного порядка предоставления площадей в аренду и установления четких тарифов способствовало бы создание специальных комиссий с участием независимых или вышестоящих должностных лиц по проверке целевого использования объектов госсобственности, правильности и обоснованности предоставления их в аренду.

В сфере выдачи лицензий криминогенными факторами могут быть возможности должностного лица единолично принимать решение о предоставлении лицензии (если такая процедура имеет разрешительный характер), ускорить решение о выдаче лицензии (при длительных сроках рассмотрения заявлений) и т.д.

В сфере оперативно-розыскной или следственной деятельности криминогенные факторы связаны с возможностью должностных лиц самостоятельно освобождать выявленных правонарушителей от ответственности.

Одними из распространенных являются уголовные дела, связанные с дачей взятки государственным инспекторам ГИБДД. Факторы, создающие серьезные предпосылки для широкого распространения таких преступлений, кроются в механизме оплаты штрафов за совершенные водителями правонарушения — когда инспектор ГИБДД отбирает водительские права, а водитель, чтобы вернуть их должен предварительно оплатить штраф, осуществив безналичный перевод денег через сберегательный банк. Предупреждение данного вида преступлений видится в совершенствовании механизма взыскания по таким административным правонарушениям, приближении его к мировой практике, когда водителю вручается квитанция, уведомляющая о необходимости оплатить в установленный срок штраф за совершенное правонарушение; при этом водительские права не отбираются, а контроль за оплатой штрафа осуществляется на основе полученных сведений об автомобиле, его владельце, его местожительстве и т.д.

Конкретное преступление совершается под влиянием индивидуально сочетаемых причин, условий и обстоятельств, способствующих его совершению.

К примеру, в деле З., являвшегося директором ДЮСШ и осужденного за получение взятки в виде денег за предоставление без оформления каких-либо договоров и соответствующих платежных документов в пользование взяткодателей — физических и юридических лиц — льда катка, такими криминогенными факторами были отсутствие контроля за приемом денежных средств (в ДЮСШ не было бухгалтерии); отсутствие нормативно закрепленного порядка предоставления льда в пользование, а также тарифов за такое предоставление сторонним организациям и физическим лицам.

Соответственно, предупреждению аналогичных проявлений взяточничества будет способствовать принятие мер, направленных на устранение указываемых в представлении следователя причин и условий, порождающих и делающих возможным совершение таких преступлений, — это организация бухгалтерии, определение порядка контролируемого приема денежных средств от пользователей катка, а также порядка рассмотрения обращений со стороны населения о предоставлении катка в пользование, установление тарифов за пользование катком и т.д.

Помимо внесения в компетентные органы представлений об устранении устанавливаемых причин и условий в порядке ст. 140 УПК РСФСР, следователь может использовать и иные методы воздействия, направленные на предупреждение взяточничества. Большое значение при этом может иметь налаживание эффективного взаимодействия с прокурором, объем полномочий которого предоставляет более широкие возможности по воздействию на криминогенные факторы взяточничества. Так, в соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента РФ №567 от 18 апреля 1996 г., прокурор полномочен: готовить и направлять информационные материалы по вопросам борьбы со взяточничеством и коррупцией Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ, органам государственной власти субъектов Федерации, а также органам местного самоуправления; обобщать практику применения законов о борьбе со взяточничеством и готовить предложения об улучшении правоохранительной деятельности; разрабатывать предложения о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе со взяточничеством (а также пользоваться предоставленным ст. 9 Федерального закона “О прокуратуре РФ” правом участия в правотворческой деятельности, внесения с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов предложений об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов); проводить совместно с другими правоохранительными органами целевые мероприятия по выявлению и пресечению случаев взяточничества, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению; издавать совместные с другими правоохранительными органами приказы, указания, подготавливать информационные письма и иные организационно-распорядительные документы.

В то же время важно организовать такое взаимодействие прокурора и следователя и в обратном направлении. В результате осуществления надзора за исполнением законов и законностью правовых актов становится возможным воздействовать на один из важнейших криминогенных факторов взяточничества — противоречивость, несовершенство нормативной базы, из которой могут вытекать широкие усмотрительные полномочия должностных лиц в области правоприменения (что является благодатной почвой для корыстных злоупотреблений), а также устранять нарушения, которые могут быть связаны с фактами взяточничества.

Так, в ходе проверок, например, деятельности контролирующих органов по пресечению административных правонарушений в 2000 году выявлялись следующие типичные нарушения, наличие и характер которых позволяют предполагать об их связи с возможными фактами взяточничества: неправильное применение административных штрафов за конкретные правонарушения (не соответствующие КоАП РСФСР или иным действующим нормативным актам); непринятие предусмотренных ст. 286 КоАП мер для реального взыскания наложенных штрафов; нарушение ст. 260 — 261 КоАП (неразъяснение нарушителю его прав, предусмотренных ст. 247 КоАП); нарушение подведомственности при рассмотрении определенных категорий административных дел; нарушение сроков привлечения к административной ответственности, предусмотренных ст.38 КоАП, и др.

В случаях, когда в выявленных в порядке «общего» надзора нарушениях закона можно предполагать наличие случаев взяточничества, представляется необходимым устраивать более тщательные проверки на этот предмет. Полученные материалы по выявленным нарушениям подлежат передаче следователю, который при обнаружении признаков взяточничества решает вопрос о возбуждении уголовного дела.

Особенность предупредительной деятельности прокуратуры заключается в том, что она не только выполняет свои непосредственные функции по предупреждению преступности, но и осуществляет надзор за исполнением государственными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и иными негосударственными структурами требований законов, регламентирующих их деятельность по профилактике преступлений и иных правонарушений. Так, например, прокуратура следит за выполнением требований ст. 265 КоАП РСФСР о внесении компетентными органами предложений по устранению причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, а также за обеспечением контроля со стороны таких органов за исполнением вынесенных ими предписаний. Соответственно, от действенности надзора во многом зависит качество общепрофилактической деятельности, осуществляемой различными органами государственной власти, местного самоуправления и т.д., что в конечном итоге сказывается и на состоянии профилактики взяточничества. И здесь также широкое поле для сотрудничества следователя с прокурором в процессе осуществления деятельности по системно-комплексному предупреждению взяточничества

В заключение необходимо отметить, что эффективность предупреждения взяточничества напрямую зависит от качества обычной прокурорско-следственной деятельности по возбуждению уголовных дел о взяточничестве, изобличению лиц, виновных в совершении преступления, доказывании их вины. На стадиях возбуждения уголовного дела, проведения предварительного следствия предупредительные меры могут заключаться в выявлении и изучении фактов, указывающих на возможность совершения других преступлений данным лицом или другими лицами и в выделении таких дел в отдельное производство, а также в организации расследования в порядке ст. 26, 127 УПК РСФСР.

Высокая результативность деятельности по выявлению случаев взяточничества и привлечению виновных к ответственности, как и широкая огласка результатов такой деятельности, формируя в общественном сознании представление о неотвратимости наказания за каждое совершенное преступление, является едва ли не лучшим средством предупреждения преступлений.

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Приказ Ростуризма от 31.12.2015 N 577-Пр-15 «Об утверждении Перечня функций Федерального агентства по туризму, при реализации которых возникают коррупционные риски»

В целях обеспечения надлежащего исполнения Федеральным агентством по туризму Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», указов Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» приказываю:

Приказ Минюста России от 27.07.2012 N 146 (ред. от 29.09.2017) Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации

4) Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730);

Приказ Росздравнадзора от 13.01.2016 N 114 «Об утверждении Перечня функций Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, при реализации которых возникают коррупционные риски»

В целях обеспечения надлежащего исполнения Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приказываю:

1. Утвердить Перечень функций Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, при реализации которых возникают коррупционные риски, согласно приложению.

Приказ Минсельхоза России от 05.03.2012 N 170 (ред. от 12.10.2017) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минсельхоза России»

12. Гражданские служащие противодействуют проявлениям коррупции и предпринимают меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

13. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не допускают личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Приказ ФСВТС РФ от 03.11.2009 N 77-од Об утверждении порядка проведения в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов (нормативных правовых актов) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

В соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228) и в целях организации деятельности в ФСВТС России по противодействию коррупции приказываю:

«Методические рекомендации по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах» (одобрены президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, протокол от 13.04.2011 N 24)

2.11. Основные меры по противодействию коррупции, к содействию в осуществлении которых целесообразно привлечение комиссий, сформулированы в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (статьи 6 — 7) и Национальной стратегии противодействия коррупции (раздел IV).

<Письмо> Минтруда России от 10.07.2013 N 18-2/10/2-3836 «Об Обзоре рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки» (вместе с Информацией Минтруда России от 04.03.2013 «Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки»)

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.

Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В целях методической поддержки их деятельности подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (далее — комплекс мер).

Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1066 (ред. от 15.05.2018) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

Приказ Ространснадзора от 11.02.2011 N АК-100фс (ред. от 23.04.2019) «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»

11. Государственные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Государственные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Приказ ФСВТС России от 06.05.2010 N 34-од (ред. от 07.07.2014) Об утверждении порядка проведения в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству

В соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228), Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084) и в целях организации деятельности в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству по противодействию коррупции приказываю:

К числу основных мер профилактики коррупции НЕ относятся:

  • Билеты ГИМС
  • Лицензия на оружие
  • Тест на беременность
  • Ростехнадзор
    • Общие требования промышленной безопасности
    • Специальные требования промышленной безопасности
      • Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности
      • Требования промышленной безопасности в нефтяной и газовой промышленности
      • Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности
      • Требования промышленной безопасности в горнорудной промышленности
      • Требования промышленной безопасности в угольной промышленности
      • Требования по рациональному использованию и охране недр
      • Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления
      • Требования промышленной безопасности к оборудованию, работающему под давлением
      • Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям
      • Требования промышленной безопасности при транспортировании опасных веществ
      • Требования промышленной безопасности на объектах хранения и переработки растительного сырья
      • Требования промышленной безопасности при ведении взрывных работ
    • Требования экологической безопасности
    • Требования энергетической безопасности
    • Требования безопасности к гидротехническим сооружениям
    • Аттестация обслуживающего персонала
  • Частная охрана
  • Экзамен ПДД 2015
  • Тест по русскому языку
  • Тесты на iq
  • Тест по литературе
  • Экзамен для мигрантов
  • Тест на Дальтонизм
  • Координаты карты
  • Таблица Менделеева
  • Таблица умножения
  • Деление чисел
  • Профтобор в военкомате
  • Тест MMPI
  • Экзамен ПДД 2016
  • Тесты для полиции
  • Экзамен ПДД онлайн 2017
  • Ведомственная охрана
  • Экзамен ПДД 2018 онлайн
  • Тесты для спасателей
  • Медицинские тесты
  • Тесты для учителей
  • Транспортная безопасность
  • Тесты для бухгалтеров
  • Тесты по менеджменту и маркетингу
  • Тесты для госслужащих
  • Тесты для судебных приставов
  • Спортивные тесты
  • Тесты по истории
  • Тесты на госслужбу РК
  • Тесты по английскому языку
  • Тесты по охране труда
  • Воспитание и обучение тесты

Работа в вашем городе

Комментарий к Федеральному закону «О противодействии коррупции» (постатейный) ( Коллектив авторов, 2009)

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

1. Комментируемая статья содержит указание на те меры, которые должны предприниматься с целью предотвращения совершения коррупционных действий, уменьшения уровня коррупции в обществе. Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут. Соответственно для их реализации необходимо принятие ряда законодательных и подзаконных актов, внесение изменений в существующие.

Первым направлением антикоррупционной профилактики названо формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация его связана прежде всего с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению; повышению уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формирования представления как у государственных и муниципальных служащих, так и у граждан о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.

Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания могут являться:

антикорруционное образование, т. е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ, школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования;

антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы;

проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности.

Реализация указанных направлений требует разработки соответствующих программ и обеспечения их необходимым финансированием. На федеральном уровне в Национальном плане противодействия коррупции в качестве одного из направлений противодействия названо усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования. Осуществление его требует внесения соответствующих изменений в учебные планы высших учебных заведений.

На уровне субъектов Российской Федерации меры антикоррупционного воспитания предусматриваются некоторыми законами и подзаконными актами. Так, Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» содержит, в частности, ст. 12 «Антикоррупционное образование и пропаганда». Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего профессионального образования для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов соответствующей квалификации. Организация антикоррупционного образования возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области образования и науки и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики на базе образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Татарстан, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

Антикоррупционная пропаганда представляет собой целенаправленную деятельность средств массовой информации, координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и грантов, содержанием которой является просветительская работа в обществе по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитание в населении чувства гражданской ответственности за судьбу реализуемых антикоррупционных программ, укрепление доверия к власти. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается на специальный уполномоченный орган Республики Татарстан в сфере массовых коммуникаций и осуществляется им во взаимодействии с субъектами антикоррупционной политики в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, регулирующими отношения по получению и распространению массовой информации.

Закон Саратовской области от 2 августа 2007 г. № 147-ЗСО «Об областной программе противодействия коррупции в Саратовской области на 2007—2010 годы» выделяет такие направления, как информационное обеспечение антикоррупционной политики и формирование антикоррупционного общественного сознания.

В рамках первого из них предполагается систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на социально-экономическое развитие страны и области, об ущемлении коррупционными действиями прав и законных интересов каждого отдельного гражданина, субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим также предполагается:

широкое информирование общества о проводимых в области мероприятиях по реализации антикоррупционной политики и об их результатах;

проведение публичных информационных мероприятий с участием общественных объединений и предпринимателей для обсуждения проблем противодействия коррупции, мер по предупреждению коррупционных правонарушений, обобщения и распространения позитивного опыта антикоррупционного поведения среди субъектов предпринимательской деятельности;

организация «телефона доверия» для получения сообщений о фактах коррупции и последующего реагирования, функционирующего на базе отдела по противодействию коррупции при правительстве области;

создание интернет-страницы отдела по противодействию коррупции на официальном портале Правительства области для информирования общественности о фактах коррупции и принятых по ним мерам, мероприятиях по противодействию коррупции, ходе реализации Программы.

В рамках второго направления Программы проводится пропаганда негативного отношения в обществе к проявлениям коррупции. Должна быть создана и внедрена системная программа этического образования государственных гражданских служащих области. Ее основная задача – разъяснение государственным гражданским служащим области основных положений международного, федерального гражданского законодательства и законодательства области по противодействию коррупции, корпоративных ценностей органа исполнительной власти области, вопросов юридической ответственности за коррупционные правонарушения, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.

Конец ознакомительного фрагмента.

Методы профилактики и противодействия коррупции

Караваев Валерий Вадимович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

Положение дел с коррупцией в России во многом обусловлено моральным разложением в обществе, особенно контрастно проявившимся в органах государственной власти. Это явилось следствием ничем не обоснованного в своей скоротечности перехода к новой социальной и экономической системе, который никак не подкреплялся так необходимой правовой базой и не только неэффективной, но и негативной во многом деятельностью исполнительной власти. Да, мы получили рынок, но это рынок, где властвует коррупция, ставшая частью менталитета российских граждан. Общество осуждает обогащение небольшой горстки представителей элиты, будучи убежденным, и не без основания, что все их богатство нажито нечестным, незаконным путем. Повседневная «малая» коррупция воспринимается как неотъемлемая часть социальной реальности, но не как преступление, направленное против всего общества. Деформация жизненных ориентиров у значительной части россиян, особенно в подростково-молодежной среде, привела к тому, что стали признаваться социально одобряемыми некоторые формы аморального, антиобщественного и преступного поведения, не считаются позорными судимость, привлечение к уголовной ответственности, тунеядство, наркомания. В сознании многих людей утрачена ценность продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности. Криминогенно значимые деформации духовно-нравственной сферы в значительной мере связаны со злоупотреблениями свободой слова в средствах массовой информации, пропагандой насилия и культа наживы любой ценой. В результате российские граждане, как и само правительство, действуют в этическом и моральном вакууме. Новая система постепенно скатилась к политическому произволу и беспрецедентному для России распространению коррупции.

Высокие государственные чиновники постепенно создали новую политическую систему, в которой такие понятия, как правовое государство и общественное благо, вторичны по отношению к стремлению удержать власть и распоряжаться государственным богатством <1>.

<1> А. Куликов. Коррупция как угроза национальной безопасности России // http://209.85.135.104/search?q=cache:TV1vGzGLwtMJ:www.nasledie.ru/politvnt/.

Россия капитулировала перед коррупцией. Это явление представляет собой «органичную, естественную часть нашей социальной жизни». При этом общество «фактически сдалось перед данным социально-политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять». В массовом, да и элитарном сознании сегодня кажется вполне оправданной готовность давать взятки: бизнесмену хочется сделать дело, отцу — дать образование сыну, пенсионерке — чтобы кран не тек, дочери — чтобы мать выздоровела. Только когда бизнесмен покупает у государства не право вести дело (у пожарника, СЭС и т.п.), а какую-то привилегию и ограничение конкуренции для других, это вызывает массовый моральный гнев. Во всех остальных случаях взятка — вполне естественное и одобряемое обывателями решение житейских проблем <1>.

<1> Взяткоемкость // http://www.izvestia.ru/politic/article18450/?print.

Сегодня эксперты сходятся в том, что коррупция приводит к очень серьезным издержкам, которые выражаются в политической нестабильности и в постоянной угрозе демократии в России. Коррупция приводит к приватизации государственной власти, самого государства. А такое приватизированное государство неспособно ни к какой системной работе в области государственного строительства: ни в экономике, ни в социальной сфере. Оно, государство, становится просто недееспособным. Коррупция ведет российское государство в полный тупик, и политический, и экономический, и социальный. Государство в силу развитости коррупционных отношений постоянно сталкивается с противодействием попыткам проведения единой государственной политики.

Эксперты считают, что российская коррупция такова, что исполнительная власть занимается коррумпированием законодательной, когда необходимо обеспечить принятие нужных законопроектов. Эта практика ведет к разрушению государственной власти как таковой. Экспертами высказывалось мнение, что государство, пораженное коррупционными процессами, становится беззащитным перед внутренними и внешними угрозами. Это доказала война в Чечне, это доказала неспособность федеральной власти навести порядок в некоторых других субъектах Федерации <1>.

<1> Погибнет ли страна без коррупции? // http://www.narcom.ru/ideas/socio/91.html#top.

Что же делать?

По нашему мнению, эффективное противодействие коррупции возможно лишь в случае своевременного предупреждения, тщательного анализа ее первопричин и определения комплекса мер и средств соответствующей целенаправленной деятельности.

Необходима постоянная и кропотливая комплексная работа законодательных, исполнительных и судебных органов.

Прежде всего, нужен единый хорошо отлаженный и согласованно действующий координационный центр по борьбе с коррупцией, располагающий необходимыми силами, разработанной правовой базой и проводящий бескомпромиссную борьбу с этим злом. К сожалению, ни в одном из проектов закона «О борьбе с коррупцией» не предусматривается создание такого центра <1>.

<1> См.: Проект Закона РФ «О борьбе с коррупцией», принятый в первом чтении ВС РСФСР 31.03.1993 // Российская газета. 1993. 16 апреля; проект Закона «О борьбе с коррупцией», внесенный Президентом РФ, и проект Закона «О борьбе с коррупцией», внесенный рабочей группой Госдумы РФ по безопасности. См.: Организованная преступность — 4. М., 1998. С. 232 — 257.

Антикоррупционная политика, став постоянной частью государственной политики, должна решать следующие задачи: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях, сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции, уменьшение выгод для сторон, участвующих в коррупционной сделке, увеличение вероятности выявления коррупционных действий и жесткого наказания за причиненный ими вред, влияние на мотивы коррупционного поведения, создание атмосферы общественного неприятия, остракизма коррупции во всех ее проявлениях <1>.

<1> Российская газета. 1998. 19 февр.

Антикоррупционные меры должны пронизывать всю систему законодательства, но ни в коем случае не ограничиваться одним специальным законом либо законодательным актом.

В этой связи одной из важнейших задач государства является профилактическая работа по предупреждению коррупции. Существует глубокое заблуждение, будто избавить общество от преступности могут одни лишь правоохранительные органы. Но никогда и нигде, ни в одной стране мира этого сделать не удавалось. Следует особо отметить, что целый ряд как объективных, так и субъективных факторов, крайне неблагоприятно сказывающихся на деятельности правоохранительных органов России не позволяют последним в полной мере направить усилия как на борьбу с коррупционными правонарушениями, так и на их профилактику. Это связано прежде всего со следующими причинами:

в системе МВД России совершенно отсутствуют профильные специалисты, понимающие на современном уровне природу коррупции, а значит, методы борьбы и профилактики этого явления;

не только федеральные, но и ведомственные программы по борьбе с коррупцией зачастую опираются на неверное объяснение причин, порождающих коррупцию как явление;

сама система МВД поражена метастазами коррупции и зачастую смыкается с организованной преступностью: в 1993 — 1998 гг. за нарушения законности и преступления в целом по стране привлечено к ответственности 61015 сотрудников МВД, и этот показатель постоянно удерживает стойкую тенденцию роста; среди уголовных дел, возбужденных за период с 1993 по 1998 г. на коррумпированных лиц в правоохранительных органах России, более 25% — это уголовные дела о преступлениях сотрудников МВД и около 98% дел данной категории, направленных в суды, были дела на них же. По мнению специалистов, только в Санкт-Петербурге из так называемых крыш коммерсантов около 10% — чисто бандитские, около 20% — чисто милицейские, а остальные — смешанные <1>. В этой связи можно констатировать, что сама правоохранительная система России не справляется, да и не может справиться самостоятельно со сложнейшей задачей борьбы с коррупцией.

<1> См.: Романова А.Г. Состояние преступности и иных правонарушений в органах внутренних дел // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 97 — 102; А.И. Долгова, С.В. Ванюшкин, О.С. Ильин, А.Г. Романова. Преступность сотрудников правоохранительных органов // Преступность, статистика, закон. М., 1997. С. 45 — 51.

Наиболее благополучны в криминальном отношении те страны, где найдено рациональное соотношение усилий государства, исполнительной власти сверху донизу, правоохранительных структур и общества со всеми его многочисленными институтами.

Можно сменить руководство всех правоохранительных органов и делать это сколько угодно много раз. Можно вдвое и более увеличить число милиционеров, ничего не изменится, пока мы не создадим эффективную систему регулирования правовых отношений в обществе. Надо определиться, к чему государство готово и экономически, и нравственно в плане борьбы с преступностью, в том числе и с коррупцией.

Нужна реальная организация антикоррупционной деятельности, которая включает в себя:

разветвленный социально-правовой контроль и подотчетность государственных служащих;

открытость (прозрачность) процесса принимаемых решений:

значительное сокращение чиновничества;

сужение дискреционных полномочий чиновников;

реально независимые и дееспособные правоохранительные структуры, независимые суды;

другие организационные предпосылки.

Антикоррупционные меры должны пронизывать многие отрасли права, только тогда можно ожидать каких-либо системных сдвигов к лучшему.

Комплекс различных правовых норм (законов) должен решать задачи:

организации предупреждения и контроля коррупции во всех праворегулируемых сферах:

сужения возможностей, способствующих коррупции;

снижения выгод всех участников коррупции;

увеличения вероятности выявления коррупционных действий и неизбежности уголовного наказания;

влияния на мотивацию коррупционного поведения дающих и берущих;

формирования общественного мнения, нетерпимости к коррупции во всех ее проявлениях.

Таковы, на наш взгляд, первоочередные меры по профилактике и предупреждению коррупции. Хотя они и не носят исчерпывающий характер, но позволяют создать костяк для подготовки расширенных мероприятий по борьбе с этим бедствием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *