Миграционный учет

Постановка на миграционный учет граждан других стран – процедура, которую приходится проходить всем иностранным гостям. Основанием регистрации служит уведомление, заполняемое приглашающей стороной или самим мигрантом. Поскольку несоблюдение миграционного законодательства может повлечь начисление штрафов и депортацию, стоит изучить особенности регистрации на территории России.

Содержание

Постановка на миграционный учет в 2019 году: правила и нюансы

Главным нормативным актом, регламентирующим порядок пребывания зарубежных гостей в РФ, является ФЗ № 109 от 18.07.2006 г. Но периодически процедура регистрации мигрантов корректируется, и с 08 июля 2018 года вступил в силу новый документ – ФЗ № 163 от 27.06.2018 г.

С принятием этого закона было конкретизировано понятие миграционного учета. Кроме того, законодатель уточнил, где именно могут регистрироваться мигранты. Теперь вставать на учет разрешается только в месте реального проживания. Это правило не зависит от гражданства мигранта и его статуса в России. Если адрес регистрации и фактическое место жительства не будут соответствовать, иностранца оштрафуют, а при повторном нарушении возможна депортация.

Остальные правила постановки на миграционный учет 2019 выглядят так:

  • Принимающая сторона или прибывший в Россию иностранец в установленный срок заполняют уведомление и отправляют его в ГУВМ. Это можно сделать при личном обращении, по почте или через МФЦ.
  • Миграционные сотрудники принимают уведомление и фиксируют информацию о мигранте в базе данных. На руках у иностранца останется отрывная часть уведомления: ее необходимо сохранить до выезда из РФ.
  • По истечении срока пребывания, предусмотренного законом, иностранный гость должен покинуть Россию или продлить регистрацию (если есть основания). Уведомлять о своем отъезде не нужно: эти сведения поступают в службу миграции автоматически.

Иногда гости интересуются, можно ли встать на миграционный учет через портал «Госуслуги». Законодательством РФ это разрешается, но на практике возможности регистрации в онлайн-режиме пока нет.

Какие нужны документы

Для целей учета в миграционную службу нужно представить следующие документы:

  1. Паспорт или другой документ, с которым иностранный гость пересек границу (плюс копия всех страниц, содержащих какие-то отметки).
  2. Миграционная карта с ее копией (кроме граждан Республики Беларусь).
  3. Ксерокопия визы (для граждан государств, которым она требуется).

На основании этих документов заполняется бланк постановки на миграционный учет-2019. Дополнительно придется приложить документы о месте проживания. Если у иностранца в России есть своя недвижимость, это будет выписка из ЕГРП либо свидетельство о праве собственности. При отсутствии собственного жилья прикладывается договор аренды или заявление от хозяина квартиры.

Для организаций, принимающих иностранцев, список документов расширен. Они представляют в ГУВМ учредительную документацию, копию трудового соглашения с иностранцем, копию приказа о назначении директора и еще ряд документов. Кроме того, им придется заранее пройти аккредитацию в миграционном органе.

Образец постановки на миграционный учет несложно найти в интернете. Также его с удовольствием предоставят при подаче документов. При заполнении уведомления нужно быть внимательным: ошибки и зачеркивания не допускаются. Заполненное заявление обязательно заверяется подписью.

Уведомление о прибытии ин.гражданина скачать:

Обязанность направить в ГУВМ уведомление возложена на принимающую сторону. При отсутствии такой возможности документы подает сам иностранец.

Кто может быть принимающей стороной

В роли принимающей стороны может выступать гражданин РФ, организация (например, работодатель), объект размещения (отель, санаторий, хостел). Также право принимать и регистрировать иностранных гостей получили:

  • Иностранцы, проживающие в России по ВНЖ (и, соответственно, имеющие здесь регистрацию).
  • Филиалы и представительства российских и иностранных компаний.
  • Государственные и муниципальные органы РФ.

Определенные права предоставлены и иностранным гражданам, купившим в России недвижимость. У них есть возможность самостоятельно зарегистрироваться по прибытии, но вот поставить на учет домочадцев и других иностранцев они не могут. Зато высококвалифицированные специалисты, имеющие жилье в РФ, имеют право регистрации своей семьи.

Срок постановки на миграционный учет

При постановке на учет в миграционных органах крайне важно соблюдение сроков. Согласно общему правилу сообщить уполномоченным органам о своем прибытии иностранец должен в течение 7 рабочих дней с момента въезда. Если гость остановился в отеле, уведомление производится в течение суток.

Но для граждан некоторых стран существуют исключения. Так, для граждан Таджикистана этот срок увеличен до 15 дней с момента прибытия. Когда речь идет о гражданах стран-членов ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Кыргызстана), указанный срок равен 30 дням.

Еще один актуальный вопрос – разрешенная продолжительность пребывания в России. Находиться в ее пределах можно 90 дней с даты пересечения границы (она указывается в штампе, проставляемом на миграционной карте).

По истечении трех месяцев зарубежный гость обязан покинуть страну минимум на 90 дней. После этого разрешается въехать снова. Чтобы остаться в РФ на длительный срок, придется изменить статус (трудоустроиться, заключить брак, подать документы на беженство).

Здесь граждане государств-членов ЕАЭС также пользуются привилегиями. На основании заключенного трудового договора им предоставляется право первичной регистрации на 12 месяцев. Но срок регистрации в любом случае не должен превышать срока действия контракта.

Несмотря на наличие общих правил регистрации, миграционный учет иностранных лиц из разных государств имеет свои особенности. Стоит подробнее выяснить, в чем они заключаются.

Учет в ГУВМ граждан Украины

В настоящее время учет украинцев в РФ производится согласно общим правилам. Уведомление об их прибытии должно быть отправлено в 7-дневный срок после въезда. Для непрерывного пребывания в стране им отводится 90 дней, после чего пределы России придется покинуть.

Исключение сделано только для жителей ДНР и ЛНР. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1744, принятым 29.12.2018 г., украинцы из этих республик получили право оставаться в России до 180 дней. Также они могут сдать документы на гражданство в упрощенном порядке.

Учет граждан Белоруссии

Граждане Белоруссии (или Республики Беларусь) пользуются в России определенными льготами. Для постановки на учет им отведено 30 дней. Кроме того, при наличии трудового соглашения допускается регистрация на срок до года.

Есть и другие нюансы. Поскольку граждане Беларуси освобождены от необходимости оформлять миграционную карту, выяснить, когда именно человек въехал в РФ, часто не представляется возможным. Поэтому установленный порядок регистрации соблюдают далеко не все. Но если гость решил трудоустроиться в России, зарегистрироваться все-таки придется.

Учет граждан Армении

Правила постановки на учет армян во многом идентичны правилам, установленным для белорусов. Максимальный срок их нахождения в России равен 30 дням, кроме случаев заключения трудового договора (в последнем случае можно остаться и на год). Отправить уведомление в ГУВМ необходимо в течение 30 дней.

При наличии оснований мигранты из Армении имеют право продлить регистрацию. Поскольку миграционные карты для них оформляются в обязательном порядке, отслеживание даты въезда не составляет труда.

Миграционный учет граждан Казахстана

Казахстан – еще один участник ЕАЭС, граждане которого пользуются некоторыми льготами. Им не нужно регистрироваться в течение 7 дней: достаточно отправить уведомление до истечения месяца с момента прибытия. Максимальный срок пребывания в России составляет 90 дней, затем придется уехать или продлить регистрацию. Как и гражданам прочих стран Евроазиатского экономического союза, казахам разрешается заключить трудовой договор и остаться на год.

Миграционный учет граждан Таджикистана

Правила пребывания таджиков в России несколько отличаются от правил, распространяемых на граждан других стран. Вероятно, это связано с тем, что категория мигрантов из Таджикистана является одной из самых многочисленных.

Права регистрироваться на год для ведения трудовой деятельности у граждан этой страны нет. При желании трудоустроиться в РФ им придется в установленном порядке получать разрешение на работу. В противном случае срок пребывания будет ограничен 90 днями. Зато граждане солнечной республики пользуются привилегиями при регистрации: для отправки уведомления им отводится 15 дней.

Учет граждан Кыргызстана

Несмотря на то, что киргизская диаспора – не самая большая в РФ, граждане этой страны достаточно преуспели в плане ассимиляции в российских городах. Гражданство киргизам еще несколько лет назад выдавалось в упрощенном порядке (в отличие от жителей других республик Средней Азии).

Теперь часть привилегий упразднили, но в связи с членством страны в ЕАЭС у киргизов по-прежнему есть некоторый приоритет. Регистрацию в ГУВМ им разрешено производить в течение месяца после въезда. При желании они могут заключить контракт на работу и подать уведомление о регистрации на год. В остальных случаях предельный срок пребывания, как и для других мигрантов, составит 90 дней.

Миграционный учет граждан Узбекистана

Гражданам Узбекистана в плане регистрации и пребывания особых льгот не предоставлено. Регистрацию им предстоит пройти в течение 7 дней после пересечения границы. Максимальная продолжительность нахождения в РФ составляет 90 дней, после чего иностранцу придется выехать или представить документы для продления. Через три месяца после выезда посетить Российскую Федерацию можно будет снова.

Миграционный учет граждан Молдовы

Постановка на учет молдаван производится по общим правилам, установленным миграционным законодательством. После приезда они в течение семи дней регистрируются и могут находиться в РФ до трех месяцев. Если захочется остаться – придется получить статус, допускающий постоянное проживание (к примеру, ВНЖ).

Конечно, легализация – достаточно длительный процесс, сопряженный с определенными сложностями. Зато в случае успеха мигрант получит право пользоваться почти всеми благами, доступными россиянам.

Постановка на миграционный учет детей

Регистрация в ГУВМ детей мигрантов осуществляется по правилам, предусмотренным для взрослых. Но некоторые особенности все-таки существуют. Так, в комплекте документов на ребенка должно быть свидетельство о рождении и полис ДМС (миграционные чиновники требуют его не всегда, но такие случаи бывают). Кроме того, принимающей стороной для несовершеннолетних не праве выступать юридические лица.

Согласно статистике, ежегодно в Россию прибывает несколько миллионов мигрантов. Большую их часть составляют граждане ближнего зарубежья – Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Украины. Миграционный прирост позволил частично компенсировать естественную убыль населения: в 2018 году его численность в РФ сократилась впервые за десятилетие.

Постановка гостей из-за рубежа на учет сейчас не представляет особых сложностей, ведь подать документы можно даже через почтовое отделение. Но и мигрантам, и приглашающей стороне стоит внимательно следить за сроками, нарушение которых грозит большими штрафами и другими проблемами.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан 5 (100%) 1 vote

ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА

ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

При регистрации ИГ и постановке его на учет по месту пребывания принимающей стороной могут выступать:

— граждане РФ, имеющие регистрацию по месту жительства в стране либо имеющие в собственности жилое помещение, по адресу которого оформляется миграционный учет иностранца;

— иностранные граждане, которые получили вид на жительство в РФ и у которых есть регистрация по месту жительства в РФ;

— иностранец, у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может сам себе оформить миграционный учет. При этом он не может поставить на миграционный учет другого иностранца, равно как и членов своей семьи;

— иностранный гражданин со статусом высококвалифицированного специалиста (ВКС), у которого есть собственное жилое помещение в РФ, может сам себе оформить миграционный учет. При этом он может поставить на миграционный учет еще и членов своей семьи;

— российская компания либо ее филиал или представительство (юридическое лицо), если ИГ фактически проживает по адресу юридического лица или в помещениях, арендованных юридическим лицом;

— международная организация или ее представительство, представительство другой страны в случае, если они предоставляют жилое или иное помещение для фактического проживания ИГ;

— орган государственной власти РФ или местного самоуправления.

Таким образом, выступить в качестве принимающей стороны и поставить ИГ на миграционный учет может любой из приведенного списка.

ОБЯЗАННОСТИ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА

После прибытия ИГ в место пребывания принимающая сторона должна заполнить утвержденный бланк уведомления о прибытии иностранца на основании данных из его документов (миграционная карта, паспорт, виза) и направить уведомление в территориальный орган МВД для постановки иностранца на миграционный учет.

ГДЕ СТАВЯТ НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ

Для того чтобы подать уведомление о прибытии ИГ, принимающая сторона может обратиться в несколько учреждений:

— в территориальный орган управления по вопросам миграции ГУВД МВД по месту регистрации;

— в многофункциональный центр (МФЦ) или центр предоставления госуслуг;

— оформить миграционный учет через почту.

КАК СТАТЬ НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ:

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО РЕГИСТРАЦИИ

ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РФ

1. ИГ въежает на территорию России и получает миграционную карту.

2. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии ИГ в место пребывания и предоставляет его в УВМ МВД лично, через почтовое отделение или через МФЦ.

3. УМВД принимает, проверяет уведомление о прибытии иностранца и заносит предоставленные сведения в базу данных, после чего ставит отметку о приеме уведомления на отрывной части бланка и возвращает его принимающей стороне.

4. Принимающая сторона отдает полученную отрывную часть бланка уведомления с отметкой УВМ МВД о приеме уведомления ИГ,

5. После этого ИГ может находиться в России до 90 суток с момента въезда в страну.

6. По истечении 90 суток ИГ должен либо продлить регистрацию по имеющимся основаниям, либо выехать за пределы РФ на 3 месяца.

7. Отправлять уведомление об убытии ИГ не нужно, так как данная информация автоматически поступает в базу данных УВМ МВД при выезде иностранца из России.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА

Для постановки на миграционный учет ИГ потребуются документы как самого ИГ, так и принимающей стороны, которая будет регистрировать иностранца.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ

ОТ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

Помимо бланка уведомления о прибытии ИГ для постановки его на миграционный учет нужны следующие документы:

— паспорт и его копия;

— миграционная карта и ее копия (за исключением граждан Беларуси);

— копия визы (для визовых иностранных граждан);

Данные документы понадобятся, чтобы заполнить бланк регистрации ИГ,

С 20 марта 2019 года вступили в силу изменения в правила постановки на миграционный учет, согласно которым к бланку уведомления необходимо приложить следующие документы:

— копии всех страниц документа, удостоверяющих личность иностранца, которые содержат информацию о нем;

— копию миграционной карты (кроме случаев, когда иностранец освобожден от обязанности ее заполнять);

— копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания ИГ;

ВАЖНО! Если уведомление о прибытии ИГ подается в отношении работника, который является гражданином государства — члена ЕАЭС, и членов его семьи, дополнительно требуется представить:

— копию трудового или гражданско-правового договора между иностранцем и работодателем (заказчиком) на территории РФ;

— копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи).

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА

ОТ ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНЫ

Список документов от принимающей стороны для постановки на миграционный учет ИГ зависит от того, кто выступает в качестве принимающей стороны.

То есть если это постановка на миграционный учет работодателем, то нужен один перечень документов, если физическим лицом — другой.

Рассмотрим сначала регистрацию ИГ по месту работы.

Если принимающая сторона-юридическое лицо, то для временной регистрации ИГ понадобятся следующие документы:

— копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

— копия ИНН;

— копия уведомления из территориального органа Федеральной службы государственной статистики;

— копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;

— копия приказа о назначении руководителя;

— копия паспорта руководителя;

— копия трудового договора с ИГ;

— сведения об организации (адрес, телефон);

— копия договора аренды или свидетельства о праве собственности нга занимаемое помещение;

— оригинал выписки ЕГРЮЛ (сделанной не ранее 2 месяцев назад).

ВАЖНО! Регистрация ИГ работодателем возможна только в том случае, если юридическое лицо стало на учет в УВМ МВД (ФМС), получив аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.

Если принимающая сторона — физическое лицо, то для временной регистрации ИГ нужны следующие документы:

— паспорт постоянно проживающего на территории РФ гражданина России или другого государства;

— копия паспорта постоянно проживающего на территории РФ гражданина РФ или другого государства;

— копия свидетельства о регистрации права собственности этого гражданина на жилое помещение.

НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА

Нарушение миграционного учета — это несоблюдение ИГ правил въезда в РФ или режима пребывания в ней.

Нарушением правил миграционного учета также считается отсутствие или утрата документов, подтверждающих право ИГ на пребывание в России, или невыполнение условия выезда из страны после окончания срока действия документа, на основании которого ему разрешено пребывание на территории России.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учета ИГ.

Штраф за нарушение миграционного учета ИГ составляет от 2 000 до 5 000 рублей — в зависимости от региона.

Помимо штрафа за нарушение миграционного учета ИГ может быть наказан административным выдворением с территории РФ с последующим запретом на въезд.

Ответственность за нарушение миграционного учета лежит и на принимающей стороне.

Штрафы за неисполнение правил миграционного учета: для физических лиц — от 2 000 до 4 000 рублей, для должностных лиц — от 35000 до 70000 рублей, для юридических лиц — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

Помимо штрафа за нарушение миграционного учета юридическое лицо может быть наказано приостановкой деятельности предприятия на срок до 90 суток.

Новые формы уведомлений о постановке мигрантов на регистрационный учет

Уточненные правила уведомления об иностранцах

20 марта вступили в силу поправки в Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства от 15.01.2007 № 9. Изменения подготовлены МВД после того, как были уточнены обязанности физических и юридических лиц, выступающих принимающей стороной для иностранных граждан.

Специалисты, ведущие учет иностранных граждан в организации, должны принимать во внимание следующие изменения:

  • появился перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • миграционная карта;
    • трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
    • документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
  • разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
  • к уведомлению о прибытии прилагают копии всех вышеперечисленных документов, но удостоверение личности копировать полностью уже нужно, поскольку требуются сведения о самом иностранце и совершенных им ранее поездках;
  • если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту не потребуют (ее нет). В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его получают в дипломатическом представительстве или консульстве;
  • в самом уведомлении дополнительно указывают реквизиты документа, подтверждающего право пользования помещением, предоставляемым для проживания иностранцу;
  • для снятия с учета принимающая сторона должна уведомить об убытии иностранного гражданина. На это дается 7 рабочих дней. Способы передачи информации — стандартные: непосредственно в МВД, через МФЦ либо по почте.

Напомним, что 08.07.2018 вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточнил некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ теперь считается:

«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной не запрещенной деятельности».

В соответствии с действующей редакцией ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:

  • по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
  • по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация является принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
  • по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
  • по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
  • по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть принимающей стороной считается работодатель, поэтому он и обязан уведомлять о прибытии иностранца.

На основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель, как принимающая сторона, обязан гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение приезжего на период его пребывания в РФ, то есть обеспечить работника заработной платой не ниже МРОТ, медицинским полисом и жильем, которое может располагаться на территории организации. Установлены конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое работодателем (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47): в частности, оно должно быть пригодно для постоянного проживания, соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям.

Таким образом, работодатель обязан уведомлять МВД о прибытии иностранного гражданина (ставить его на учет по месту пребывания по адресу организации) только в одном случае: если иностранец работает в компании и проживает по адресу организации либо в предоставленном ею помещении, имеющем единый с организацией адрес.

Такие изменения в законодательство были внесены по указанию Конституционного суда РФ. Постановлением от 19.07.2017 № 22-П существующие в законе о миграционном учете формулировки были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку содержали неопределенность по ряду вопросов. Так, не было ясно, в каком случае допустимо поставить на учет гражданина по месту пребывания по адресу организации как принимающей стороны. Также было непонятно, кто обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца — сам гражданин или принимающая сторона.

Нюансы снятия иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания

С августа 2018 г. у лиц и организаций, являющихся принимающей стороной для иностранцев, появилась новая обязанность — уведомлять органы миграции о выбытии иностранного гражданина с места пребывания. С 28.07.2019 действует унифицированная форма такого уведомления.

Миграционный учет иностранных граждан (ИГ) регулируется положениями закона № 109-ФЗ от 18.07.2006 «О миграционном учете…». В частности, ст. 8 (в редакции от 2018 г.) содержит основания для снятия с миграционного учета, а ст. 23 определяет необходимость принимающей стороне подавать уведомление о выбытии ИГ с места пребывания.

В соответствии с законом, принимающей стороной для иностранцев является:

  • работодатель, если ИГ фактически проживает по месту работы или на иной, принадлежащей работодателю территории;
  • физическое или юридическое лицо — собственник жилого помещения, в котором проживает ИГ;
  • больницы, санатории и пр. — для своих иностранных пациентов;
  • дома отдыха, гостиницы, кемпинги, турбазы — для постояльцев ИГ;
  • исправительные учреждения — для осужденных иностранцев, отбывающих в них наказание;
  • дипломатические учреждения и представительства международных организаций, предоставляющее помещения для проживания иностранных граждан.

Именно они вправе как ставить иностранцев на учет, так и снимать их.

Ранее обязанность сообщать о выбытии иностранных граждан лежала только на гостиницах, больницах и тому подобных учреждениях, а работодатели и частные лица были от нее освобождены.

Ситуация изменилась в 2018 г. с принятием 28.07.2018 ФЗ № 257, внесшего изменения в ст. 8 и 23 109-ФЗ. Таким образом, с августа 2018 г. уведомлять о выбывших гражданах принимающая сторона обязана в любом случае. Чаще всего снимает их с учета то же лицо (организация), которое ставило.

Основания снятия с учета ИГ следующие:

  • постановка на учет в другом месте пребывания;
  • прекращение права ИГ пользоваться жилым помещением, например истечение срока договора аренды;
  • расторжение трудового договора (для ИГ, проживающих на территории работодателя);
  • отсутствие оснований для дальнейшего пребывания (временного или постоянного) ИГ на территории РФ;
  • признание регистрации ИГ по месту пребывания недействительной;
  • установление факта фиктивности регистрации;
  • смерть или пропажа без вести иностранного гражданина.

Форма уведомления о выбытии

До августа 2018 г. гостиницы и прочие организации уведомляли о выбытии постояльца (пациента, осужденного) путем передачи в органы миграции отрывной части уведомления о прибытии, что неизменно вызывало немалые сложности, так как ИГ довольно часто оставляли их у себя. С введением обязательности снятия выбывших ИГ с учета была введена и временная форма уведомления о выбытии. Но 28.07.2019 в Минюсте зарегистрирован Приказ МВД от 18.03.2019 № 142, определивший новую форму уведомления и порядок ее заполнения.

Теперь она визуально похожа на бланк уведомления о прибытии в место пребывания и содержит необходимые данные.

На лицевой части:

  • фамилия, имя, отчество, дата рождения иностранного гражданина;
  • дата убытия;
  • адрес места пребывания;
  • фамилия, имя, отчество, паспортные данные лица — представителя принимающей стороны.

На оборотной части:

  • наименование, адрес ИНН принимающей стороны — организации;
  • реквизиты документа, подтверждающие полномочия представителя;
  • подпись представителя и печать организации;
  • должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

На отрывной части:

  • фамилия, имя, отчество убывшего гражданина;
  • дата рождения;
  • должность, фамилия, имя, отчество, подпись должностного лица, принявшего уведомление;
  • дата приема.

Как и любые документы, подаваемые в отдел по вопросам миграции (ОВМ), форма заполняется черными или синими чернилами печатными буквами либо на компьютере. Подают ее лично в ОВМ, через МФЦ или по почте.

Правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Миграционным контролем больше 2 лет занимаются территориальные исполнительные органы в сфере миграции, организованные в МВД. На сайте ведомства к концу декабря всегда появляются списки юридических лиц, в отношении которых планируется проверка в следующем году. Однако до сих пор компании, которые нанимают иностранную рабочую силу, проверялись по внутренним регламентам, и в каждом регионе такие документы отличались. В 2018 году на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 МВД начало разработку единого списка контрольных вопросов, так называемых чек-листов.

Соответствующий Приказ МВД № 42 от 29.01.2019 вступил в силу 11 марта. С этой даты чек-листы обязательны для инспекторов.

Что касается самого проверочного листа, то у него следующая структура:

  • в начале содержится информация о государственном органе и ответственных лицах, проводящих проверку, и об организации, на территории которой эта проверка проходит;
  • затем идет сам список из 10 вопросов, которые изучают контролеры. Например, такие:
    • имеются ли у организации разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
    • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
    • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления.

Для организаций, которые не пользуются иностранной рабочей силой, но выступают в качестве принимающей или приглашающей стороны (гостиницы, вузы, иные организации), МВД разработало иную форму чек-листа. Она представлена в Приказе № 42, в приложении № 2.

В обоих случаях вопросы предполагают односложные ответы «да» или «нет». Если по итогам проверки выяснится, что организация нарушает хотя бы одну норму миграционного законодательства, контролеры составят акт, а затем нарушителя привлекут к ответственности.

Сейчас все инспекторы обязаны проводить проверки в соответствии с чек-листом. Поскольку все пункты контроля заранее известны, специалисту, отвечающему за оформление иностранных граждан в компании, подготовиться к проверке стало гораздо проще.

Ознакомиться с полным списком вопросов можно, скачав форму чек-листа ниже.

Форма проверочного листа

Скачать

Штрафы за несоблюдение правил миграционного учета

С 23.11.2018 вступили в силу штрафы для организаций за фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранцев. Санкции предусмотрены Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-ФЗ.

В нем, в частности, уточняется понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранцев: в него включена постановка на учет мигранта по адресу организации, в которой он не работает. Если такое нарушение обнаружат, компанию привлекут к ответственности либо по ст. 19.15.1 КоАП РФ, либо по ст. 322.3 УК РФ.

Раньше санкции по этим статьям касались только фиктивной регистрации в жилом помещении, поэтому у депутатов созрела идея распространить статью 322.3 УК РФ и на владельцев «резиновых офисов». В случае выявления нарушения им грозит следующее наказание:

  • штраф до 500 тыс. рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового.

Обратите внимание и на Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, который внес поправки в ст. 18.9 КоАП РФ. Они необходимы, чтобы организации и ИП соблюдали статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регулярно сообщали о нарушениях правил пребывания иностранцев в России. В случае отказа граждан оштрафуют на 2000-4000 рублей, должностных лиц — на 45-50 тыс. рублей, а организациям придется платить от 400 тыс до 500 тыс. рублей. Аналогичные штрафы для должностных лиц и организаций введены за предоставление ложных документов для въезда иностранца, и за отказ поставить его на учет в порядке, предусмотренном законом или неуведомление о выбытии. Все эти штрафы вступили в силу с 16.01.2019.

Особое мнение

Алена Демьянчук, менеджер проекта ООО «РЦ Автодорстрой» Количество проверок работодателей на практике растет в центральных регионах страны. Размер штрафа за недобросовестно оформленного иностранного сотрудника приводит к нежеланию брать мигранта в бизнес мелкого и среднего размера. Обновления миграционного законодательства неравномерны, работодатель вынужден находиться в режиме контроля изменений, чтобы не прилетело «откуда не ждали». Есть и хорошая сторона таких перемен: избирательный подход к иностранным кандидатам, рост ответственных мигрантов с патентом на работу, появление новой ветки услуг по подбору и помощи в оформлении разрешительной документации для работодателя и его будущих сотрудников.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо действующих формулировок в законодательстве о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появились у них с 16.01.2019. Так, в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую принимают работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. По закону, работодатель обязан сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, и сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не в состоянии проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого документа. В нем сказано, что должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, и предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончании срока действия визы: направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Документ еще не утвержден, в нем возможны изменения.

КАКОВЫ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ

ПРИНИМАЮЩЕЙ СТОРОНОЙ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА?

Гражданин, являющийся принимающей стороной, обязан передать в МВД России уведомление о прибытии иностранного гражданина и передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления. Принимающая сторона также сообщает в МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине и в установленных случаях направляет уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания.

Принимающей стороной является лицо, предоставившее для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение. В частности, принимающей стороной может быть гражданин России, а также постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства (пункт 7 части 1 статьи 2 Закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ).

Обязанности принимающей стороны

Гражданин, являющийся принимающей стороной, должен совершить следующие действия:

1. Заполнить и представить в территориальный орган МВД России (далее — ТО МВД России) уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Принимающая сторона представляет уведомление в ТО МВД России непосредственно или через МФЦ либо направляет его почтовым отправлением не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания (за исключением установленных законом случаев) (часть 3 статьи 20 Закона № 109-ФЗ; подпункт 20, 20(1), 22, 27 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9).

По общему правилу к уведомлению необходимо приложить копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, с информацией о данном гражданине и (или) отметками о пересечении границы, а также копии миграционной карты и документа, подтверждающего право пользования предоставляемым иностранному гражданину для фактического проживания помещением (п. 28(1) Правил).

При этом копию миграционной карты можно не предоставлять (не направлять): содержащиеся в ней данные об иностранном гражданине ТО МВД России проверит на основании имеющихся сведений.

Собственник помещения также вправе не предоставлять копию документа, подтверждающего право пользования жилым помещением, если такие сведения находятся в распоряжении государственных органов либо органов местного самоуправления, а только указать эти данные в уведомлении (пункт 28.4 Правил).

Принимающая сторона не представляет в ТО МВД России уведомление о прибытии иностранного гражданина в следующих случаях (часть 3, 4 статьи 22 Закона № 109-ФЗ; пункт 22 Правил):

— если имеются документально подтвержденные уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить в ТО МВД России уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. В этом случае уведомление в ТО МВД России представляет иностранный гражданин;

— если имеется письменное согласие принимающей стороны на то, чтобы постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин самостоятельно уведомил соответствующий ТО МВД России о своем прибытии.

Кроме того, иностранный гражданин сам представляет уведомление о своем прибытии непосредственно в ТО МВД России либо через МФЦ при наличии у него права собственности на жилое помещение, находящееся на территории РФ, которое он заявляет в качестве своего места пребывания (часть 3.1 статьи 22 Закона № 109-ФЗ).

2. Передать иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии с отметкой о его приеме (подпункт «б» пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 109-ФЗ; пункт 42 Правил; подпункт 102, 103 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 23 ноября 2017 года № 881).

3. Сообщить в ТО МВД России об изменении сведений об иностранном гражданине (например, о виде и реквизитах документа, удостоверяющего личность, заявленных сроках пребывания) в течение трех рабочих дней.

Для этого принимающая сторона представляет письменное заявление в произвольной форме с приложением к нему заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. Обратиться с указанным заявлением можно непосредственно в ТО МВД России или через МФЦ (п. 42 Правил).

4. Представить уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания, за исключением, в частности, случаев постановки иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания или выезда его из России.

Уведомление об убытии иностранного гражданина принимающая сторона может представить в ТО МВД России непосредственно или через МФЦ либо направить почтовым отправлением (часть 1, пункт 5 часть 2, часть 2.2 статьи 23 Закона № 109-ФЗ; подпункт «д» пункт 37, пункт 37(1) Правил).

Ответственность принимающей стороны

За неисполнение гражданином, являющимся принимающей стороной, обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 4 000 руб. в отношении каждого иностранного гражданина (часть 4 статьи 18.9, Примечание к ст. 18.9 КоАП России).

Кроме того, за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина по месту пребывания в России предусмотрена уголовная ответственность. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан понимается, в частности, постановка их на учет по месту пребывания в России (статья 322.3 УК России):

— на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

— в помещении без намерения иностранных граждан фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания).

Соблюдение миграционного законодательства

Мы продолжаем публиковать ответы на наиболее распространённые вопросы, связанные с переходом Крыма в российское правовое поле. Сегодня расскажем о том, как избежать проблем, связанных с соблюдением миграционного законодательства. Ваш юрисконсульт — Евгений Карпов.

Многие крымчане принимают гостей, приезжающих в Крым из-за границы на работу или отдых. Родственники, знакомые или просто арендаторы ваших квартир обязаны соблюдать требования законодательства о миграционном учёте. Этот вопрос стал особенно актуальным в последние месяцы, когда возрос поток граждан с Украины. Вопросы миграционного учёта и правил пребывания иностранцев регулируют прежде всего федеральные законы «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№ 109-ФЗ от 18 июля 2006 года) и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (№ 115-ФЗ от 25 июля 2002 года).

Что такое «миграционный учёт» и что означает «принимающая сторона»?

Миграционный учёт — это информирование Федеральной миграционной службы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. По общему правилу, принимающая сторона обязана уведомить территориальный орган ФМС в течение семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина. Под «прибытием» тут следует понимать количество рабочих дней начиная с даты пересечения границы. Если иностранец выехал и въехал обратно, то срок отсчитывается заново. Для граждан Украины действует льготный срок постановки на миграционный учёт, который составляет 90 дней начиная с даты выезда в Российскую Федерацию.

Принимающей стороной может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, юридическое лицо (например, организация, которая приглашает иностранца на работу). Если иностранный гражданин остановился для проживания в гостинице, то принимающей стороной будет администрация этой гостиницы. Администрация гостинцы направляет в миграционную службу уведомление о прибытии иностранца не позднее следующего после заселения дня.

Какую ответственность несёт принимающая сторона?

Cледует помнить, что, если вы принимаете у себя иностранных гостей либо родственников или же сдаёте иностранцу жильё в аренду, вы не несёте за них ответственность. То есть если приезжий нарушит закон, то отвечать он будет самостоятельно. Закон разделяет ответственность принимающей стороны и иностранного гражданина. В статье 322.3 Уголовного кодекса РФ есть такое понятие, как «фиктивная постановка на учёт иностранного гражданина». Фиктивной будет считаться постановка на учёт иностранца, если он (она) фактически не проживает по адресу принимающей стороны. За такие действия хозяин жилья может быть наказан штрафом в размере 100–500 тысяч рублей или лишением свободы на срок до трёх лет.

Сотрудники Федеральной миграционной службы имеют право проверять соблюдение гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами правил миграционного учёта. Принимая во внимание особенности Крыма как курортного региона, в котором всегда много приезжих и отдыхающих, сотрудники УФМС не проводят такие проверки (по крайней мере нам неизвестно о них). Однако такое право законом предусмотрено.

Другой вопрос, который часто волнует крымчан в связи с темой миграционного учёта: может ли иностранный гражданин получить право на жильё принимающей стороны? Однозначно, нет. Постановка на миграционный учёт иностранного гражданина по вашему адресу не нарушит ваше право собственности на жильё. Временная регистрация, которая возникает с момента постановки на миграционный учёт, прекращается после выезда иностранного гражданина. Для этого необходимо письменно уведомить территориальный орган ФМС о том, что иностранный гражданин выехал, то есть освободил занимаемое жильё.

Штраф за просрочку или отсутствие регистрации иностранного гражданина в 2019 году

Иностранцы должны получить регистрацию по месту постоянного проживания или нахождения в течение 7 дней со дня въезда в Россию. Миграционный контроль приезжих выполняется на основании ФЗ № 109, принятом в 2006 г. Штраф за несвоевременную регистрацию иностранных граждан взыскивается с учетом норм КоАП РФ. Взыскание выносится в административном или судебном порядке. Отслеживают соблюдение норм миграционного законодательства и выявляют нарушения в этой сфере уполномоченные сотрудники МВД.

Порядок регистрации иностранцев в РФ

Для учета по адресу пребывания понадобится уведомление от принимающей стороны – должностного лица или организации. В их качестве могут выступить родственники приезжего с зарубежным гражданским статусом, работодатель и т. д. В исключительных случаях подача уведомления возможна самостоятельно, с объяснением причин, почему это не смогла сделать принимающая сторона.

Порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания требует оформить легальный статус приезжего в течение недели после того, как гражданин прибыл из-за границы. Если иностранец приехал в гостиницу, то администрация учреждения обязана уведомить ГУВМ МВД в течение 1 дня после заселения человека в отель.

Уведомление о визите иностранца оформляется принимающей стороной непосредственно в ГУВМ или через МФЦ. Документ может направляться в электронной форме или в виде заполненного бланка, утвержденного в ноябре 2019 года Приказом МВД РФ № 881. В уведомлении указывается следующая информация:

  • Ф. И. О., пол, гражданство иностранца;
  • дата и цель въезда в Россию;
  • основания посещения РФ и желаемый срок нахождения;
  • сведения о миграционной карте.

В уведомлении должна быть обозначена информация о принимающем субъекте – Ф. И. О. физического лица, его гражданство, место жительства. Лица, ответственные за размещение иностранца, могут сопровождать его при регистрации документов. Потребуется подпись представителя принимающей стороны. Если иностранцев приглашает организация, то понадобится обозначить сведения об ответственном лице и указать ИНН компании. При наличии печати она также должна стоять на оборотной стороне уведомления.

Скачать заявление о регистрации по месту пребывания

Проверка временной регистрации на подлинность

Предусмотрена возможность отправки заявления в ГУВМ МВД. В нем следует обозначить сведения об иностранце, а также просьбу предоставить интересующую информацию. Один из способов, как проверить временную регистрацию на подлинность, – обратиться с запросом на сайте ведомства. Ответ будет носить справочный характер и может занять до 30 дней.

Если иностранец регистрируется по месту жительства самостоятельно, то сомнений в подлинности регистрации возникнуть не должно. Следует обращать внимание на законный статус приглашающей в Россию стороны и своевременную передачу ею уведомления. Не рекомендуется пользоваться услугами сомнительных посредников.

Сроки пребывания в стране по закону

Они зависят от целей визита иностранца в Россию. Если гражданин прибыл на ПМЖ, то он может оформить разрешение на временное проживание, срок действия которого составляет 3 года. ВнЖ предоставляется на пятилетний период. Дальнейшие сроки зависят от особенностей деятельности иностранца. Они могут быть ограничены длительностью визы, наличием статуса беженца, прочими обстоятельствами.

Размеры штрафов за нарушение правил регистрации

Ответственность определена КоАП (ст. 18.8). Нарушение сроков регистрации иностранных граждан чревато штрафом в размере 2-7 тыс. рублей. Привлечь к ответственности можно на основании протокола, составленного уполномоченным должностным лицом и направляемого в суд по месту задержания лица. Одновременно предусмотрена возможность административного выдворения с учетом тяжести совершенного проступка. Суд может ограничиться только штрафом, принимая во внимания личность иностранца, цель нахождения в России.

За несвоевременную регистрацию

Она наступает также с учетом норм указанной выше статьи КоАП РФ. Если иностранец находится в России, но не оформил документацию для миграционного контроля либо живет с просроченной «пропиской», то он нарушает закон. Наступает ответственность в виде штрафа в 2-7 тыс. рублей. Решение выносится судом.

Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина дополняется последующим выдворением из России. Тогда иностранец должен самостоятельно и за свой счет покинуть страну. Такое же наказание может ожидать членов семьи нарушителя. Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина в 2019 году составляет 2-8 тыс. р.

За отсутствие документа

Ответственность также предусмотрена законом. Если у иностранца нет документов, которыми он смог бы подтвердить право проживания в РФ, или когда они утеряны, и не последовало обращение за их восстановлением, то размер взыскания составляет 2-7 тыс. рублей с обязательным административным выдворением за пределы России. Штраф за отсутствие регистрации иностранного гражданина взыскивается с нарушителя перед отъездом из страны в обязательном порядке.

У несовершеннолетнего

Закон не выделяет таких лиц в отдельную категорию правонарушителей. Несовершеннолетние иностранные граждане приезжают в Россию вместе с родителями или законными представителями. Согласно ст. 2.3 КоАП РФ, административная ответственность в нашей стране наступает в 16 лет. До этого возраста несовершеннолетние не платят штраф, но должны покинуть Россию вместе со своими родителями или другими представителями, нарушившими закон. С 16 лет несовершеннолетние несут ответственность самостоятельно. В их отношении может быть принято судебное решение о наложении штрафа с последующим выдворением.

Фиктивная «прописка»

Ответственность наступает, прежде всего, для тех, кто согласился оформить такую регистрацию. Она означает, что иностранец получает «прописку» по поддельным документам либо когда принимающая сторона изначально не намерена предоставлять гражданину жилье. Человек получает регистрацию для иных целей. Он не собирается проживать в квартире (доме, комнате).

Если подобное доказано, то для принимающей стороны наступит уголовная ответственность по УК РФ (ст. 322.3). Возможен штраф до полумиллиона рублей и даже срок заключения до 3 лет. Допускается освобождение от преследования, когда подозреваемый в полной мере содействует раскрытию этого преступления.

Ответственность принимающей стороны

Штраф за регистрацию иностранных граждан с нарушениями составит 40-50 тыс. р. Его нужно платить лицам с полномочиями на приглашение и прием иностранцев в РФ. Для организаций он составит 400-500 тыс. рублей. Ответственность также может наступить, если принимающая сторона не содействовала выезду иностранца по завершении срока легального нахождения в России либо отказалась его принимать, не исполнила обязанности по предоставлению въезжающим гражданам жилья, медицинского обслуживания, по созданию иных оговоренных заранее условий.

Уплата штрафа

Суммы взыскиваются по исполнительному документу. С заявлением о возбуждении производства обращается уполномоченное должностное лицо МВД. Уплатить штраф удобно любым способом: через банковский перевод, наличными и так далее – в зависимости от суммы и статуса субъекта перечисления средств.

Можно ли избежать наказания

Если вина правонарушителя доказана и у иностранца отсутствуют уважительные причины, то ответственности миновать не получится. При наличии обстоятельств, свидетельствующих в пользу нарушителя, – болезнь, принуждение к труду, тяжелая жизненная ситуация – возбуждения административного дела возможно избежать. На практике подобные вопросы остаются на усмотрение сотрудника МВД. При явных признаках правонарушения (преступления) ответственность наступит в предусмотренном законом порядке. Продление временной регистрации иностранного гражданина не исключает наложение штрафа, если проступок совершен ранее даты легализации статуса приезжего в Россию.

Если документ утерян

Следует немедленно обращаться за его восстановлением. Для получения копии миграционной карты ехать на границу необязательно. Достаточно оформить запрос через МВД. При утере РВП, вида на жительство, паспорта, документы нужно восстанавливать. Их отсутствие, даже по уважительной причине, не снимает с иностранца ответственности за проживание в России без регистрации.

Вывод

Иностранцу важно следить за сроками нахождения в нашей стране, вовремя обращаться за регистрацией по месту проживания или краткосрочного пребывания. Аналогичная ответственность ложится на принимающую сторону. Она также обязана соблюдать законы РФ и выполнять свои обязательства перед приезжими (предоставлять им помещения, медицинскую страховку, если это предусматривалось в приглашении). При наличии проблем с документами следует своевременно обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания

Российским законодательством закреплен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых производится снятие временно пребывающего в России иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания.

Соответственно, только при условии наступления хотя бы одного из них возможно снятие иностранного гражданина с миграционного учета.

Сделать это по другим основаниям, т, е, произвольно, например, из-за соображений нецелесообразности временного пребывания иностранного гражданина в определенном помещении, в определенном населенном пункте или даже на территории определенного региона России должностные лица не имеют права.

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания

Основания для снятия иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания

Итак, снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после:

  • Получения в установленном порядке от органа пограничного контроля в определенном пункте пропуска через государственную границу России сведений о выезде иностранного гражданина из страны.

  • Получения органом миграционного учета по прежнему месту временного пребывания иностранного гражданина от соответствующего территориального органа МВД России по новому месту его временного пребывания сведений о постановке иностранного гражданина на миграционный учет.

  • Получения от российских органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, который подтверждает смерть иностранного гражданина.

  • Получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном российским законодательством порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, временно пребывавшего на территории России и имевшего миграционный учет по месту пребывания, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

  • Выявления уполномоченными государственными органами факта фиктивной постановки иностранного гражданина на миграционный учет в жилом помещении по месту его пребывания.

Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Заполнение уведомления о прибытии онлайн

Документы, необходимые для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания

Как видно, в большинстве случаев снятие иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания осуществляется территориальными органами ГУ по вопросам миграции МВД России самостоятельно и не требует участия в этом процессе иностранного гражданина или принимающей его стороны.

Однако в некоторых, достаточно редко встречающихся на практике случаях, для снятия иностранного гражданина с миграционного учета по места пребывания заинтересованному в этом физическому или юридическому лицу все-таки необходимо представить определенные документы.

Рассмотрим такие случаи.

  1. Для снятия с учета по месту пребывания в случае смерти иностранного гражданина принимающая сторона должна представить в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

    Бланк и образец уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

  2. Если указанный выше документ по каким-либо причинам отсутствует или непригоден для использования (например, из-за его утраты или порчи), то для снятия с миграционного учета по месту пребывания умершего иностранного гражданина заинтересованное физическое или юридическое лицо должно представить в орган миграционного учета письменное заявление на бумажном носителе в произвольной форме о его снятии с учета по месту пребывания, а также копию свидетельства о его смерти.

  3. Для снятия с учета по месту пребывания иностранного гражданина, временно пребывавшего в России, в случае вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим принимающая сторона должна представить в орган миграционного учета отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

  4. Если указанный выше документ по каким-либо причинам отсутствует, то для снятия с миграционного учета по месту пребывания иностранного гражданина, признанного вступившим в законную силу решением суда безвестно отсутствующим или об объявлении умершим заинтересованное физическое или юридическое лицо должно представить в орган миграционного учета письменное заявление на бумажном носителе в произвольной форме о его снятии с регистрационного учета по месту пребывания, а также заверенную в установленном порядке копию вступившего в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

Снятие с миграционного учета: как подать уведомление об убытии иностранного гражданина и как заполнить новый бланк уведомления об убытии иностранца из места пребывания

Уведомление об убытии иностранного гражданина стало для принимающей стороны обязательным действием с августа 2018 года по принятии изменений в федеральное законодательство о миграционном учёте. Снятие с миграционного учета в 2018 и далее — 2019 году происходит либо в момент выезда иностранца (мигранта) с территории России, либо в момент постановки на учёт по новому месту пребывания (фактически происходит перерегистрация) на территории РФ.

Напомним: в соответствии с нормами миграционного законодательства процедура постановки на миграционный учет повторяется заново после возвращения иностранного гражданина в РФ или проводится как перерегистрация, т.е. снятие — постановка на МУ при изменении места пребывания. Например, заселение в квартиру по новому адресу, а для студентов — в общежитие после пребывания в гостинице, либо — хостеле, кемпенге, санатории, больнице.

Что такое снятие иностранного гражданина с миграционного учета собственником жилого помещения: это процесс уведомления ГУВМ МВД (ФМС) об убытии мигранта иностранца из места пребывания.

Рассмотрим нормативные документы действующего законодательства, регулирующие проблему 2018 года для собственника жилья как снять с миграционного учета иностранного гражданина по-новому закону, избежать административной ответственности в виде штрафа.

В материале можно скачать новую временную форму бланка снятия с миграционного учета, утвержденная МВД РФ и образец заполнения уведомления об убытии иностранного гражданина.

По странице записи удобнее перемещаться с использованием навигации

Закон о снятии с миграционного учета с 10.08. 2018 года, что изменилось

С 10 августа 2018, после вступивших в законную силу изменений в статьи 8 и 23 ФЗ «О миграционном учёте…» в части о снятии иностранных граждан с миграционного учета по месту пребывания появилась новая обязанность частных и юридических лиц, являющихся принимающей стороной.

Речь об обязательном уведомлении отделения Управления МВД об убытии из места пребывания иностранца путём подачи новой формы об убытии иностранного гражданина установленного образца 2018 года, фактически означающей аннулирование ранее оформленной регистрации мигранта по адресу квартиры, принадлежащей принимающей стороне.

Напоминаем, обозначенные выше изменения внесены Президентом РФ при подписании ФЗ №257.

Важно.Убытие мигранта в новое место пребывания накладывает на последнего обязанность сообщит о факте переезда / выезда из страны принимающей стороне.

Основные правила пребывания иностранцев в России с 2018 года предполагают при смене места пребывания на территории Российской Федерации, по прибытии в новое место пребывания представлять паспорт, миграционную карту и отрывную часть бланка уведомления о прибытии в предыдущее место пребывания принимающей стороне по новому адресу.

Основания для снятия с миграционного учета иностранного гражданина, перечень

Снятие с миграционного учета иностранцев осуществляется при соблюдении одного из условий, перечисленных ниже

  1. изменение места пребывания — это либо выезд из России, либо переезде в другое муниципальное образование (регион), либо по другому адресу в том же населенном пункте;
  2. потеря права пользования жилым помещением (фактически — истечение срока действия договора аренды, либо, как пример, — найма жилого помещения в общежитии для студентов очной и очно-заочной форм обучения);
  3. окончание срока действия визы, выданной для временного или постоянного проживания на территории РФ;
  4. вступившее в силу судебное решение, признающее факт регистрации мигранта недействительным;
  5. установление факта фиктивной регистрации в жилом помещении давно является причиной принятия решения миграционной службой снятии иностранного гражданина с регистрации.

Срок подачи уведомления об убытии иностранного гражданина

При выбытии из арендуемой квартиры, либо общежития в пределах населенного пункта или за пределы города, в том числе за пределы РФ, обязанностью иностранного гражданина является информирование регистрационно-визового отдела о своём убытии. Потребуется сообщить как точную дату отъезда, так и предполагаемую дату своего возвращения.
По новым правилам, принимаемая сторона — как физическое, так и юридическое лицо, обязаны снимать с миграционного учёта и подавать уведомление об убытии иностранного гражданина не позднее 2-х дней с момента убытия иностранца из квартиры или увольнения мигранта с работы.

Изменение места пребывания иностранного гражданина одновременно влечет постановку на миграционный учет по месту фактического пребывания (вне зависимости от статуса собственности: это может быть переезд в гостиницу, хостел, нахождение в лечебном учреждении, аренда дома, квартиры, заселение в общежитие) с одновременным снятием с миграционного учёта по предыдущему адресу.

В связи с изменениями в законодательстве, сроки уведомления об убытии иностранного гражданина отличаются в зависимости от статуса принимающей стороны. Если физическое или юр. лицо являлось принимающей стороной и предоставляло жилое помещение для проживания иностранца, то по нормам федерального законодательства снятие с МУ должно осуществляться в течение двух дней. А вот для гостиниц, хостелов и отелей время, в течение которого сотрудник должен уведомить миграционную службу об убытии иностранного гостя, ограничено 3-мя часами после выезда. Ограничение действует по причине наличия возможности внести изменения по факту выезда через онлайн программу, передающую данные через Интернет.

По возвращению в место пребывания регистрация (постановка на миграционный учет) происходит по адресу арендуемого жилья, либо в общежитии — для студентов, в течение 2-х дней.

Как снять с регистрации иностранного гражданина: куда подавать уведомление об убытии иностранца

В 2018 — 2019 годах принимающая сторона имеет возможность подать уведомление об убытии иностранца из места пребывания, чтобы снять мигранта с регистрации, в отделение миграционного учета, несколькими способами

  • через МФЦ;
  • направлением уведомления почтой;
  • в территориальном отделении ГУВМ МВД.

Форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания 2018

В 2018 году действует новая временная форма бланка уведомления об убытии иностранного гражданина и лица без гражданства, утвержденная МВД РФ. Бланк уведомления МВД о снятии с миграционного учета официально утверждён, см. ниже:

Внесенные изменения в регламенте регистрации мигрантов дополнены новой временной формой бланка убытия иностранца для снятия с миграционного учета.

Как заполнить уведомление об убытии иностранного гражданина в 2018 году — образец заполнения

Форма уведомления об убытии иностранного гражданина скачать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *