Муниципальное казенное учреждение

Бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Бюджетное очреждение может быть создано Российской Федерацией (федеральное), субъектом Российской Федерации (региональное) или муниципальным образованием (муниципальное).

Бюджетное учреждение воздается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме указанного в п. 13 и 14 ст. 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Федерального закона 7-ФЗ).

Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях: bus.gov.ru

Пример

Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Учреждение

Бюджетное учреждение это прежде всего, предусмотренная ст. 123.12 ГК РФ организационно-правовая форма, которая так и называется — Учреждение. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В отношении имущества, закрепленного за учреждением собственником, а также имущества, приобретенного учреждением, оно имеет право так называемого оперативного управления. Право оперативного управления регулируется ст. 296 ГК РФ. Его особеность в том, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения

Статья 123.22 ГК РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Соответственно, бюджетное учреждение — одна из форм государственных или муниципальных учреждений, которые помимо бюджетного учреждения могут иметь форму автономное учреждение или казенное учреждение.

Источники доходов

Источниками доходов бюджетных учреждений могут быть:

Доходы от собственности (аренда);

Доходы от оказания платных услуг (работ);

Доходы от штрафов, пеней и т.п.;

Безвозмездные поступления от бюджетов;

Доходы от операций с активами;

Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

Субсидии на иные цели;

Бюджетные инвестиции;

Иные доходы.

Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:

«… казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные (муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций — не их задача.

Следует отметить, что федеральное законодательство не содержит прямой нормы, позволяющей установить отличие государственной (муниципальной) услуги от государственной (муниципальной) функции. Вместе с тем, исходя из содержания отдельных правовых актов (например, пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»), можно сделать вывод, что главное отличие заключается в том, что исполнение функции связано с властными полномочиями (например, контролем, надзором, лицензированием, выдачей разрешений и пр.).

Государственными (муниципальными) казенными учреждениями, выполняющими государственные (муниципальные) функции, являются, например, учреждения (управления капитального строительства), осуществляющие контроль за ходом проектирования и строительства объектов адресных инвестиционных программ».

Бухгалтерский учет

Бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет на основании Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

На бюджетные организации распространяются требования Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н утверждена Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (документ зарегистрирован в Минюсте России 22.04.2011 N 20558).

Приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н Утверждены формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению. Так, к примеру. утверждены следующие формы учетных документов для проведения инвентаризации:

Акт о результатах инвентаризации (код формы 0504835)

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (код формы 0504082)

Инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (код формы 0504083)

Нормативные акты

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (minfin.pnzreg.ru)

Определение из нормативных актов

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

12. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.



В статье сформулировано понятие образовательного учреждения, раскрыты его сущность и типы. Рассмотрены особенности правовых статусов бюджетного, автономного и казенного учреждений.

Ключевые слова: образовательное учреждение, автономное учреждение, бюджетное учреждение, казенное учреждение, правовой статус.

Keywords: educational institution, autonomous institution, budget institution, state institution, legal status.

В современном обществе образование играет все большую ролью. Его место в жизни общества в значительном обусловлено той ролью, которую играют в социальном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, способности развивать свои профессиональные и индивидуальные качества. Возрастание роли образования приходится на вторую половину ХХ столетия, и это принципиально сказалось в последние десятилетия, что нашло отражение в ряде теоретических концепций социального и финансового развития, в числе которых выделяют концепции постиндустриального общества, концепцию человеческого капитала, идеи работы общества и другие.

Право на образование считается одним из ключевых и необходимых конституционных прав граждан Российской Федерации. В России область образования признана приоритетной. Концепция образования Российской Федерации создает условия для постоянного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ, предоставления возможности изучать несколько программ, а кроме того учета имеющихся образования, квалификации и практического опыта.

Образовательный процесс осуществляется в образовательных учреждениях, т. е. они функционируют по одной или нескольким образовательным программам, гарантируют содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения считаются некоммерческими организациями и формируются с целью выполнения работ, оказания услуг в целях реализации полномочий органов государственной власти в сфере образования в соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» . Имущество, закрепленное за образовательными учреждениями, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является собственностью Российской Федерации и находится в федеральной собственности. Следующие типы образовательных организаций работают в России:

– дошкольные;

– общеобразовательные;

– профессиональные;

– высшее образование;

– дополнительное образование;

– дополнительное профессиональное образование.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на организационно-правовую форму и тип, также может быть использована информация, которая указывает на особенности деятельности. Образовательной организации, в соответствии с Законом «Об образовании» , могут быть созданы только в форме, установленной для некоммерческих организаций. Одной из таких форм является учреждением, которое может быть частным, государственным или муниципальным. Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть казенные, бюджетные или автономные.

Большинство учебных заведений дошкольного, начального, основного и среднего (полного) общего образования в основном бюджетные.

Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом для выполнения работы, предоставления услуг для обеспечения реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, соответственно, государственных органов или органов местного самоуправления в (статья 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ).

Основными признаками бюджетного учреждения являются:

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащего Российской Федерации, ее субъекту или муниципалитету, соответственно, присваивается ему в соответствии с правом оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 9 Статья 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В то же время, в силу закона, некоторым имуществом, бюджетное учреждение не имеет права самостоятельно управлять. Таким образом, бюджетное учреждение без согласия владельца не имеет права распоряжаться недвижимым имуществом и особенно ценным движимым имуществом, которое назначено бюджетным учреждением владельцем этого имущества или приобретено за счет средств выделенных владельцем для его приобретения (пункт 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ) .

Особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным учреждением было бы затруднительным.

Автономное образовательное учреждение является учреждением, созданным Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для предоставления образовательных услуг на основе задачи учредителя посредством реализации образовательных программ, определенных по типу в качестве основного вида деятельности, независимо ответственного за свои обязательства, за свое имущество, за исключением недвижимого и особо ценного движимого и иного имущества, переданного ему учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных на приобретение этого имущества.

Цель создания и основной деятельности автономного образовательного учреждения определяется как реализация образовательной деятельности для реализации образовательных программ на основе лицензии. Автономные образовательные учреждения имеют право осуществлять те образовательные программы, которые предусмотрены их типом.

Следует отметить, что информационная открытость характерна для автономного учебного заведения, и его степень значительно выше, чем для любого другого автономного учреждения в соответствии с Законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» , что связано с высокой социальной значимостью его деятельности . Наличие информации о дате создания, учредителях, контактной информации автономного учебного заведения, его структурах и органах управления, образовательных программах, управлении и персонале учителей, получении финансовых и материальных ресурсов и их расходах за финансовый год и должны быть предусмотрены другие формы, связанные с основными видами деятельности автономного учебного заведения на основании параграфа 2 ст. 29 Закона об образовании в Российской Федерации .

Автономные учебные заведения имеют следующие отличительные особенности:

1) создаются государственными органами;

2) являются юридическими лицами публичного права;

3) имеют широкие правовые возможности для организации своей собственной экономической деятельности;

4) создаются для осуществления функций предоставления государственных услуг;

5) деятельность основана на задаче учредителя, для реализации которой выделяется соответствующее бюджетное финансирование;

6) имеет право предоставлять платные услуги;

7) управление такими учреждениями основано на принципе единства командования (управляющего, директора) в сочетании с коллегиальностью (наблюдательным советом, педагогическим советом);

8) имеют право распоряжаться недвижимым и движимым имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств;

9) имеет сложную систему контроля (аудит годовой финансовой отчетности, утверждение отчетов наблюдательным советом);

10) несут финансовую, материальную и юридическую ответственность, независимо от учредителя, за качество предоставляемых услуг и эффективность внутреннего управления.

Казенное учреждение в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации является государственным (муниципальным) учреждением, которое предоставляет государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) осуществляет государственных (муниципальных) функций для обеспечения реализации Федерации полномочий государственных органов (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовая поддержка которых обеспечивается за счет соответствующего бюджета на основе бюджетных смет. В то же время бюджетная смета является документом, который устанавливает в соответствии с классификацией бюджетных расходов пределы бюджетных обязательств государственного учреждения, а предел бюджетных обязательств — это размер прав в денежном выражении для бюджетного (в текущем финансовом году и в плановый период).

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Это отличает их от автономных и бюджетных учреждений, которые не являются участниками бюджетного процесса и получателями бюджетных средств. Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основе бюджетных смет.

Основной целью казенного образовательного учреждения является реализация образовательных программ образования. Казенное образовательное учреждение осуществляет образовательные мероприятия по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию.

Казенное образовательное учреждение имеет право осуществлять образовательные мероприятия по образовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные программы общего развития и дополнительные допрофессиональные программы.

Таким образом, образовательные учреждения представляют собой учреждения, осуществляющие образовательный процесс (реализуют одну или несколько образовательных программ). Создаются только в форме, установленной для некоммерческих организаций (автономные, бюджетные и казенные). Образовательные учреждения играют большую роль в нынешнем состоянии и развитии общества.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» (ред. от 29.07.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»
  5. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 27.11.2017) // Правовая справочно-информационная система «ГАРАНТ»

О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120, см. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21.

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

По вопросу, касающемуся обращения взыскания на имущество учреждения, см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1999 N 45.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Комментарий к статье 120

1. В п. 1 комментируемой статьи определены условия, на которых учреждение может быть создано, а именно: 1) формирование имущества учреждения, в том числе его финансирование, осуществляет лицо, являющееся собственником передаваемого учреждению имущества; 2) учреждение создается как некоммерческая организация и должно осуществлять управленческие, социально-культурные или иные функции некоммерческого характера.

2. Учреждение может быть создано любыми собственниками, как юридическими, так и физическими лицами. Наиболее известны государственные учреждения, но учреждения могут быть созданы не только государством, но и муниципальными образованиями, общественными объединениями, религиозными организациями и другими собственниками.

ГК в комментируемой статье устанавливает общие положения об учреждениях. Особенности же создания и деятельности отдельных видов учреждений могут определяться специальным законодательством. Так, например, создание, правовой статус и деятельность общественных учреждений регулируются Законом об общественных объединениях; образовательных учреждений — Федеральным законом от 13.01.1996 N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» <1>; религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»; благотворительных учреждений — Законом о благотворительной деятельности.

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Учреждения общественных объединений создаются собственниками — общественными объединениями. Общественные же учреждения являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения. Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.

3. Учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества, а пользуется правом оперативного управления на это имущество (см. ст. ст. 296, 298 ГК). Оно не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Собственником этого имущества остается учредитель. Он вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество или перераспределить закрепленное за учреждением имущество. В то же время в соответствии со ст. 298 ГК если в учредительных документах учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. См. по данному вопросу коммент. к ст. 298 ГК.

Некоторые федеральные законы предусматривают возможность учреждениям быть собственниками определенного имущества. Такую возможность допускает и ст. 35 Закона об общественных объединениях. Данное положение Закона вступает в противоречие с п. 2 ст. 299 ГК (см. коммент. к этой статье).

Если право собственности на учреждение переходит к другому лицу, это учреждение сохраняет право оперативного управления на закрепленное за ним имущество.

На основании п. 2 комментируемой статьи учреждение, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. Особенность ответственности учреждения как юридического лица состоит в том, что при недостаточности у учреждения денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная (дополнительная) ответственность собственника, создавшего учреждение, т.е. его учредителя. На имущество учреждения может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения только в том случае, если у собственника не останется ни денежных средств, ни другого имущества.

Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, осуществляет права юридического лица в соответствии со ст. ст. 48, 49 ГК.

1. Официальным источником опубликования нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ является:

«Вестник образования».

«Бюллетень Министерства образования и науки РФ».

«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

«Собрание законодательства РФ».

2. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:

адвокатурой.

милицией.

нотариатом.

прокуратурой.

3. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):

Конвенции о правах ребенка.

Всеобщей декларации прав человека.

Конституции РФ.

Международном пакте о гражданских правах.

4. Муниципальные образовательные организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

только в форме учреждения.

в любой организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством.

в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

только в формах учреждения или автономной некоммерческой организации.

5. На уровне субъектов РФ типовые положения об образовательных учреждениях, учитывающие региональную специфику:

могут издаваться.

могут издаваться, но только путем принятия закона субъекта РФ.

могут издаваться, но только об учреждениях общего образования.

не могут издаваться.

6. К использованию в образовательном учреждении допускаются учебники:

рекомендованные и утвержденные Минобрнауки РФ.

любые, выбранные педагогом из перечня, рекомендованного образовательным учреждением.

рекомендованные методической службой.

предложенные издателем учебной литературы.

7. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется:

трудовым договором.

коллективным договором.

двусторонним договором.

трудовым соглашением.

8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:

эмансипацией.

экстрадицией.

экспедицией.

освидетельствованием.

9. При отчислении обучающегося из общеобразовательного учреждения за неоднократное грубое нарушение Устава учреждения необходимо согласие:

Учредителя.

органа управления образованием.

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

органов школьного самоуправления.

10. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление юридических последствий, называются:

юридическими фактами.

событием.

действием.

юридическими поступками.

11. Согласно Закону РФ «Об образовании» организация питания в образовательных учреждениях возлагается:

на организации общественного питания.

на образовательное учреждение

на органы местного самоуправления.

на все вышеперечисленные организации.

12. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Семейному кодексу РФ возлагается на:

органы управления образованием.

родителей (законных представителей).

общеобразовательное учреждение.

учредителя.

13. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

условие об обязательном социальном страховании работника.

условие об испытании.

условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.

условие о систематическом повышении квалификации работника.

14. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

перевод на нижеоплачиваемую должность.

увольнение по соответствующим основаниям.

лишение доплат, надбавок и других поощрительных выплат.

строгий выговор.

15. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

при получении образования соответствующего уровня впервые.

при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.

при согласии руководителя образовательного учреждения.

если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

16. При приеме в школу администрация образовательного учреждения обязана познакомить ребенка и его родителей с:

должностными инструкциями учителей, которые будут вести занятия с ребенком.

Уставом образовательного учреждения.

коллективным трудовым договором.

правилами внутреннего трудового распорядка.

17. Согласно действующему законодательству, срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается:

с поступающим на работу лицом, являющимся пенсионером по возрасту.

с заместителями руководителя образовательного учреждения.

на время исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется место работы.

с лицами, поступающими на работу по совместительству.

18. Система оплаты труда работников образовательного учреждения устанавливается:

Учредителем.

Коллективным договором, соглашением и (или) локальными нормативными актами образовательного учреждения.

исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

постановлением Правительства РФ.

19. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

только физические лица.

только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства.

только юридические лица, нарушившие законодательство.

все юридические или физические лица, нарушившие законодательство.

20. Закону РФ «Об образовании» соответствует следующая классификация образовательных учреждений:

учреждения частные, общественных и религиозных организаций, смешанные.

общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы образовательного профиля.

учреждения общеобразовательные, профессионального образования, дополнительного образования.

государственные, муниципальные, негосударственные образовательные учреждения.

21. Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения могут быть:

орган управления имуществом муниципального образования.

любые муниципальные образования.

только муниципальные районы и городские округа.

глава местной администрации.

22. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует:

о соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям утвержденного Устава.

о соответствии содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, о государственном статусе этого образовательного учреждения, о соответствии уровня реализуемых образовательных программ государственным требованиям.

о соответствии основных образовательных программ требованиям базисного учебного плана и (или) утвержденным государством примерным образовательным программам.

о соответствии условий обучения, предлагаемых образовательным учреждением, государственным требованиям.

23. Ликвидация сельского муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется:

на основании решения муниципального органа управления образованием.

в порядке, установленном органом местного самоуправления, на территории которого находится учреждение.

в порядке, установленном органом местного самоуправления, на территории которого находится образовательное учреждение, но только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

по решению государственного органа управления образованием субъекта РФ.

24. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?

допустимо при приеме в школу повышенного уровня.

допустимо в форме тестирования.

допустимо по решению Совета учреждения.

недопустимо.

25. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется:

решением Совета образовательного учреждения.

Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

расписанием учебных занятий.

СанПинами

26. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:

организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).

выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.

организация и проведение факультативных занятий.

дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

27. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

решением муниципального органа управления образованием.

локальными актами учреждения.

решением педагогического совета образовательного учреждения.

решением общественных органов управления образовательным учреждением.

28. В каникулярный период педагогические работники:

могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

в соответствии с приказом директора образовательного учреждения могут привлекаться к выполнению разовых работ на базе данного образовательного учреждения.

занимаются повышением своей квалификации вне стен образовательного учреждения.

29. При проведении мероприятий по контролю (надзору) проверяющим обязательно должны быть предъявлены следующие документы:

распоряжение (приказ) о проведении проверки.

план-задание на проведение мероприятий по контролю (надзору).

служебное удостоверение.

командировочное удостоверение.

1. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является

  1. Образовательная программа

  2. Учебный план

  3. Государственный образовательный стандарт

  4. Закон «Об образовании»

2. Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:

  1. Учебник

  2. Учебный план

  3. Учебная программа

  4. Рабочая тетрадь

3. Нормативной базой для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования является:

  1. Закон «Об образовании»

  2. Национальная доктрина образования в РФ

  3. Базисный учебный план

  4. Государственный образовательный стандарт

4. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе, — это:

  1. Личностные результаты

  2. Метапредметные результаты

  3. Предметные результаты

5. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, — это:

  1. Личностные результаты

  2. Метапредметные результаты

  3. Предметные результаты

6. Устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и педагогическими явлениями, на основе которых строится теория и методика воспитания и обучения, педагогическая практика. — это

  1. Педагогические технологии

  2. Педагогические правила

  3. Педагогические закономерности

  4. Педагогические принципы

7. Фундаментальное основание педагогической деятельности, базирующееся на определенной концепции — это:

  1. Стратегия

  2. Подход

  3. Технология

  4. Методика

8. Приоритетное развитие сферы образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

  1. Принцип фундаментализации

  2. Принцип вариативности образования

  3. Принцип опережающего образования

  4. Принцип полноты образования

9. Включение в содержание образования видов деятельности учащихся по его освоению является отражением:

  1. Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне

  2. Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения

  3. Принципа доступности и природосообразности содержания образования

  4. Принципа учета социальных условий и потребностей общества

10. Необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу:

  1. Преобразующей функции педагогической деятельности

  2. Информационной функции педагогической деятельности

  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

11. Требование эталонности действий педагога, транслирующего культурные образы другим людям составляет основу:

  1. Преобразующей функции педагогической деятельности

  2. Информационной функции педагогической деятельности

  3. Коммуникативной функции педагогической деятельности

  4. Демонстрационной функции педагогической деятельности

12. Педагогическая поддержка относится к видам педагогической деятельности, называемым:

  1. Непосредственно-педагогические

  2. Организационно-педагогические

  3. Коррекционные (психологические)

  4. Методические

13. Педагогическая диагностика относится к видам педагогической деятельности, называемым:

  1. Методические

  2. Креативно-педагогические

  3. Организационно-педагогические

  4. Непосредственно-педагогические

14. Способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования– это:

  1. Методический прием

  2. Правило

  3. Метод

  4. Технология

15. Принцип, обеспечивающий единство общего, специального и дополнительного образования во всех видах образовательных институтов – это:

  1. Принцип открытости

  2. Принцип вариативности образования

  3. Принцип опережающего образования

  4. Принцип полноты образования

16. Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов — это

  1. Эффективность педагогической технологии

  2. Воспроизводимость педагогической технологии

  3. Управляемость педагогической технологии

  4. Концептуальность педагогической технологии

17. Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это

  1. Подход

  2. Методика

  3. Технология

  4. Метод

18. Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека — это:

  1. Принцип культуросообразности

  2. Принцип индивидуализации

  3. Принцип природособразности

  4. Принцип личностной ориентированности

19. Написание методических рекомендаций по организации и проведению деловых игр относится к группе педагогических задач, называемых:

  1. Типовые

  2. Творческие

  3. Нештатные

  4. Импровизированные

20. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к сервисным относится:

  1. Научение

  2. Исследование

  3. Педагогическое общение

  4. Воспитание

21. Среди перечисленных видов педагогической деятельности к базовым относится:

  1. Проектирование

  2. Исследование

  3. Организационно-методическая работа

  4. Педагогическое общение

22. Средство, которое потенциально способно улучшить результаты образовательной системы при соответствующем использовании – это:

  1. Новшество

  2. Нововведение

  3. Инновация

  4. Технология

23. В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:

  1. Ведущему источнику знаний

  2. Характеру умственной деятельности учащихся

  3. Ведущей дидактической цели

  4. Логике рассуждений

24. Программно-методический комплекс «Информационная культура» как элемент содержания общего среднего образования относится к:

  1. Уровню общетеоретического представления

  2. Уровню учебного предмета

  3. Уровню учебного материала

  4. Уровню процесса обучения

25. Целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое – это:

  1. Новшество

  2. Нововведение

  3. Технология

  4. Эксперимент

возрастная и педагогическая психология

Ведущим видом деятельности подростка является:

учебная деятельность

учебно-профессиональная деятельность

эмоциональное общение

общение со сверстниками

Схема учебного взаимодействия: субъект – объект субъект – субъект объект – объект субъект – реакция

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является: притязание на признание среди подростков похвала родителей желание получить хорошую оценку все ответы верны

Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:

практический мотив (связь с профессией)

«чтобы быть не хуже других»

мотив получения хорошей оценки

все ответы верны

Структурными компонентами учения являются:

аудиальный компонент

мотивационный компонент

операционный компонент

контрольно-оценочный компонент

Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:

ребенок — воспитатель

ребенок — учитель

ребенок — родители

ребенок — сверстники

ребенок — ближайшее окружение

Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:

неадекватная самооценка

самосознание через сравнение себя с другими

направленность на будущее

потребность быть взрослым

Особенностями самосознания личности в юношеском возрасте являются:

мировоззрение и убеждения

неадекватная самооценка

самосознание через сравнение себя с другими

самоанализ

направленность на будущее

потребность быть взрослым

К мотивам плохого поведения подростков НЕ относится:

власть

месть

привлечение внимания

избегание неудач

хулиганство

Признаком компетентного человека является:

старательность

общительность

конфиденциальность

рефлексивность

134. Выбрать правильный ответ

Специфическим видом межличностных отношений у подростка является:

игра

общение

учебная деятельность

общественно-полезная деятельность

135. Выбрать правильные ответы

К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:

сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям взрослых

стремление к близкому эмоциональному контакту, доверительному общению

попытки ограничить претензии взрослых по отношению к себе

активное отстаивание своих прав на самостоятельность

К психологическим факторам, обуславливающим успех в учении, относятся:

мотивация учебной деятельности

произвольность психических процессов

наличие волевых качеств личности

здоровье учащихся

К психологическим факторами, обуславливающим успех в учении, не относится:

мотивация учебной деятельности

произвольность психических процессов

здоровье учащихся

наличие волевых качеств личности

Признаками положительного отношения учащегося к учебной деятельности являются:

положительная мотивация

осознание цели урока и отдельных его этапов

умение связать полученную информацию со своими интересами и собственным ответом

симпатия к учителю

психология общения и конфликтология

Специфическими особенностями педагогического общения являются:

направленность на нескольких субъектов

ориентированность на субъект

стиль общения

позиция сторон

дистанция

Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:

знание психологии ребенка

любовь к детям

чувство юмора

глубокое знание предмета

общительность

Стиль общения, который отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, называется:

авторитарный

демократический

либеральный

партнерский

Стиль общения, для которого характерно превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения, называется:

авторитарный

демократический

либеральный

партнерский

Стиль общения, для которого характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению, называется: авторитарный

Демократический либеральный партнерский

К вербальным средствам общения относится:

жесты

мимика

речь

пантомимика

контакт глаз

К невербальным средствам общения относятся:

жесты

мимика

речь

пантомимика

контакт глаз

Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это:

конфликт

борьба

дискуссия

решение проблемы

Конфликтогены — это:

проявления конфликта

слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту

причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности

состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Причинами конфликта в данном случае явились:

неудовлетворительные коммуникации нарушение этики общения нарушение трудовой дисциплины психологические особенности конфликтующих

Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:

компромисс, критика, борьба

уступка, уход, сотрудничество

борьба, уход, убеждение

сотрудничество, консенсус, уступка

Технология эффективного общения в конфликте позволяет:

убедить соперника в своей правоте

добиться превосходства в споре

добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника

добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником

Стратегиями поведения в конфликте являются:

сотрудничество

компромисс

сопротивление

соглашательство

Безоценочное отношение к личности ученика помогает:

устанавливать доверительные отношения

контролировать

выстраивать отношения

понимать мотивы поведения

Толерантный класс характеризует:

похвала, согласие

нетерпение

подбадривание

поддержка

ПЕДАГОГИКА 3

41. Установить последовательность уровней содержания образования как педагогической модели социального опыта в логике перехода от теории к практике:

  1. Уровень общего теоретического представления

  2. Уровень учебного предмета

  3. Уровень учебного материала

  4. Уровень процесса обучения

  5. Уровень структуры личности ученика

42. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:

  1. Информационно-рецептивный метод

  2. Репродуктивный метод

  3. Метод проблемного изложения

  4. Частично-поисковый метод

  5. Исследовательский метод

43. Установить последовательность этапов организации проблемного обучения

  1. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации

  2. Введение проблемной ситуации

  3. Выдвижение гипотезы (проектируемого результата решения проблемы)

  4. Проверка приведенного решения

  5. Рефлексия

44. Установить последовательность уровней представления содержания образования в порядке его внешнего проявления

  1. Концепция содержания образования

  2. Содержание образования по ступеням и отраслям образования

  3. Содержание циклов учебных курсов

  4. Содержание учебного курса

  5. Содержание учебной дисциплины внутри курс

45. Установить правильную последовательность этапов работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса:

  1. Формулирование запроса на необходимую информацию

  2. Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов

  3. Организация сбора и обработки информации

  4. Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе

  5. Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования

46. Установить последовательность этапов тематического планирования учебных занятий:

  1. Изучение образовательной программы учебного курса

  2. Определение основных блоков тематического плана

  3. Распределение общего количества годовых учебных часов по разделам и темам курс

  4. Планирование учебных занятий внутри каждого блока учебного курса

  5. Окончательная компоновка и оформление годового тематического плана

47. Установить последовательность стадий инновационного процесса:

  1. Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса

  2. Выявление потребности в изменениях субъектов образовательного процесс

  3. Разработка способов решения проблем (проектирование новшества)

  4. Внедрение и распространение новшества

  5. Перевод новшества в режим постоянного использования

48. Установить последовательность элементов структуры творческого урока:

  1. Выявление личного опыта и отношений учащихся касательно изучаемого объекта

  2. Создание образовательной ситуации, мотивирующей учащихся к творческой деятельности

  3. Выполнение творческой работы лично каждым учащимся (группой учащихся)

  4. Демонстрация результатов творческой деятельности, систематизация образовательных продуктов учащихся, их сопоставление с культурно-историческими аналогами

  5. Рефлексия собственных действий по решению творческой задачи

49. Установить последовательность элементов выступления учителя с самоанализом урока

  1. Краткая характеристика класса, выделение групп учащихся с различным уровнем овладения программным материалом

  2. Содержательная характеристика темы урока

  3. Обоснование целей урока, выбора его типа и структуры

  4. Выделение главного этапа урока и его полный анализ, исходя из реальных результатов обучения на уроке

  5. Оценка успешности достижения целей урока, обоснование показателей реального результата и определение перспектив совершенствования своей деятельности

50. Установить последовательность этапов обобщения передового педагогического опыта

  1. Организационный этап

  2. Теоретический поиск

  3. Накопление и обработка фактического материала

  4. Оценка фактического материала и принятие решений

  5. Пропаганда, распространение, внедрение опыта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *