Надбавка за классность

Содержание

Доплата за классность водителям и ее особенности

Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем.

Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат. Стаж влияет на классность, которая присваивается сотрудникам.

Однако, этот показатель «нестабилен». Его легко можно потерять, а также утратить при смене места работы. И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства?

Далее, речь пойдет о классности и о том, идет ли за нее доплата лицам, работающим на ТС.

Обязательны ли выплаты за классность?

Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации. Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией. Присвоенный «профессионализм» заносится в трудовую книжку.

Но обязан ли руководитель организации выплачивать водителям материальную компенсацию за присвоенную классность? Что по этому поводу прописано в Трудовом Кодексе РФ?

Ст. 135 ТК РФ гласит, что при заключении трудового контракта, между работодателем и сотрудником, один из его пунктов может предусматривать наличие доплат за классность водителям. Это может быть отражено и в коллективном договоре. Однако, если таковой пункт не предусмотрен, то наниматель вправе не предоставлять своему работнику дополнительных выплат. О наличие и размере доплат за имеющийся разряд следует заранее оговаривать с нанимателем.

ТК РФ

Согласно ТК РФ размер доплаты за присужденный класс водителю формирует сам работодатель. Рассчитывать на дополнительные выплаты могут специалисты, которым присужден 1 или 2 класс.

В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:

  • за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;
  • за 2 начисляется 10%.

Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства.

Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте. При этом, при трудоустройстве в организацию, работник может не обладать ни каким разрядом. Но, он может получить его в ходе выполнения своих служебных обязанностей.

Стоит учесть, что присвоенная на одном рабочем месте классность не сохраняется при переходе на другое, в иную организацию.

Доплата за «профессионализм» подлежит водителям, обладающим 1 или 2 разрядом классности.

Приказ о доплате за классность водителю

Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт. Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:

  1. Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
  2. Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
  3. Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
  4. Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
  5. Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
  6. Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
  7. Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.

Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.

Приказ о доплате за классность водителю составляется следующим образом:

О создании квалификационной комиссии

«дата» «город или населенный пункт»

В целях присвоения квалификационного класса водителю

  1. Организовать действующую комиссию для установления класса водителям в следующем составе

председатель комиссии – Ф.И.О., должность;

секретарь комиссии – Ф.И.О., должность;

члены оценивающего комитета:

Ф.И.О, занимаемая должность

  1. Предоставлять списки с водителей, подлежащих прохождению квалификационной аттестации, 1 раз в год не позднее «дата» — кому Ф.И.О.
  2. Провести подготовку квалификационной комиссии – кому Ф.И.О.
  3. Представить сведения квалификационной комиссии руководителю (должность) не позднее 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии – председателю.

Должность руководителя, Фамилия/ Ф.И.О.

Какие размеры доплат полагаются?

Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.

Водители пассажирского транспорта Водители транспорта МЧС Водители легкового транспорта Водители тракторов лесной промышленности
1 класс 25% 25% 25% 50%
2 класс 10% 10% 10% 25%

Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:

  1. При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
  2. При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
  3. Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.

За что лишают доплаты за классность?

Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку. Однако, работник ТС может вернуть ее себе.

За что могут лишить классности?

  • за превышенный расход топлива (отклонение от заверенной нормы);
  • за игнорирование должностной инструкции;
  • за несоблюдение и невыполнение установленного рабочего плана, графика перевозок;
  • за частые, фиксированные нарушения ПДД, а также вовлечения в ДТП;
  • за несоблюдение техники безопасности.

Лишение разряда проводится на 90 дней, при этом сотрудник не теряет возможности пройти аттестацию заново, восполнив все потери. Для этого процедура получения классификации проводится такая же, как и первом прохождении.

Если сотрудник по какой-либо причине отстранен от права управлять рабочим ТС, то и присвоенная ему классность аннулируется до момента возвращения ему водительских прав.

Доплаты за ненормированный трудовой день водителя

Ненормированный рабочий день у машинистов легковых автомобилей – это время, когда работодатель может потребовать выйти на работу после отработанных трудовых часов.

Если с водителем ТС заключен трудовой договор, в котором указана возможность ненормированного графика работы, то переработка после условленных часов не будет считаться сверхурочной, а значит начальство не обязано компенсировать ее денежными выплатами.

Согласно ст. 119 ТК работнику за это полагается лишь компенсация в виде внеочередного оплачиваемого отпуска.

Разъездной характер работы

Разъездная работа подразумевает отличные от нормальных условия труда. Все из-за того, что водитель большую часть своего трудового времени находится в дороге.

Однако, несмотря на то, что такой тип работы включает в себя неудобства в виде ненормированного рабочего дня, непривычных климатических условий, сверхурочные часы, ТК РФ не предусматривает обязательные выплаты сотруднику с учетом этих условий.

Статья 168.1 Трудового Кодекса прописывает, что руководство организации должно компенсировать работнику все его материальные расходы на топливо, проживание, питание и т.п. За работу в ночной период, праздники и выходные дни начальство предоставлять денежные компенсации не обязано.

Доплата за классность водителям скорой медпомощи

Водителям Скорой медицинской помощи установлена специальная надбавка за «профессионализм» к официальному окладу, которая выплачивается ежемесячно. Размеры доплат представляют конкретный процентный размер:

  • за 1 класс предусмотрены выплаты в размере 25%;
  • за 2 класс – 10%.

Доплата за классность водителям скорой помощи предусмотрена за фактически отработанные часы.

Доплата трактористам

Машинистам-трактористам, в зависимости от их трудового опыта, присваивается квалификация 1, 2 или 3 класса. Такая классификация отражается и на дополнительных выплатах:

  • трактористам-машинистам 1 класса доплачивают 20% от фиксированной ставки;
  • трактористам-машинистам 2 класса доплачивают 10%.

Доплата водителям тракторов может варьироваться, в зависимости от специфики организации.

Нюансы

Нюансом в вопросе доплаты за классность водителям является то, что при смене места работы она не сохраняется, а аннулируется. Но, если руководство само перевело сотрудника на другую работу, то в этом случае классность сохраняется.

Это означает, что расторгая трудовой договор с одной организацией и переходя в штат другой, даже звание работника с 1-м классом больше не действительно. Чтобы получить разряд вновь придется пройти новую переаттестацию.

Однако, некоторые руководители «идут на встречу» и сохраняют новому сотруднику имеющуюся у него классность.

Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Водителям многих учреждений выплачивается денежная надбавка за классность. Но не все знают, кому и в каких случаях положена эта надбавка. Результат – частые споры между работниками и работодателями. Прочитав данный материал, бухгалтер сможет в доступной форме разъяснить работнику его права.

Начнем с того, что доплата за классность водителям не установлена трудовым законодательством. Не предусматривают деление на классы для водителей и Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287.

При этом в ст. 9 ТК РФ закреплено, что трудовые отношения могут регулироваться путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров.

Напомним, что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по разным вопросам, которые определяют стороны, в том числе (ст. 41 ТК РФ):

  • формы, системы и размеры оплаты труда;

  • порядок выплаты пособий, компенсаций;

  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и др.

Таким образом, доплата за классность осуществляется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором организации (системой оплаты труда госучреждения).

Документом, в котором установлены классы водителей в зависимости от их квалификации, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (далее – Квалификационный справочник), который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от их квалификации. Присвоение классов квалификации водителям, как правило, реализуется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.

Водитель автомобиля: квалификационные характеристики

Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.

3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».

2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».

Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.

1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».

Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.

Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):

а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;

б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:

  • систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;

  • не иметь перерасхода топлива против установленных норм;

  • соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Квалификационная категория присваивается водителю квалификационной комиссией учреждения.

Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве

Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.

Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).

Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.

Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.

Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.

При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.

Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.

Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:

  • либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;

  • либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.

Таким образом, можно констатировать: работодателям предоставлена полная самостоятельность в части присвоения работникам квалификации по профессии водителя. При этом новый сотрудник, имеющий запись в трудовой книжке, сделанную предыдущим работодателем, о присвоении ему квалификационной категории, не вправе требовать от нового работодателя присвоения ему такой же категории. Обратившись в суд, он, скорее всего, потерпит неудачу.

Повышение и понижение квалификационной категории

В течение трудовой деятельности квалификационная категория водителя может быть как повышена, так и понижена.

Повышение категории.

Обычно квалификационная категория повышается по решению квалификационной комиссии в двух случаях:

1) если работник открыл новую (новые) категорию (категории);

2) если работник выработал необходимый стаж работы.

Понижение категории.

Если водитель автомобиля 2-го или 1-го класса не выполняет требования, предусмотренные соответствующей квалификационной характеристикой, а также систематически нарушает правила дорожного движения и правила технической эксплуатации подвижного состава и допускает брак в работе, администрация учреждения по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и по представлению квалификационной комиссии может понизить ему класс квалификации.

Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку.

Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые в соответствии с действующим законодательством были лишены права на управление транспортными средствами сроком от одного года и выше, класс квалификации может быть присвоен вновь на общих основаниях.

Ежемесячная доплата

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ;

  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве примера приведем несколько документов, устанавливающих доплату за классность по профессии водителя:

1) в государственных учреждениях:

  • Приказ ГФС РФ от 25.10.2016 № 325 «Об оплате труда работников территориальных органов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС РФ от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»;

  • Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

2) в муниципальных учреждениях Московской области:

  • Постановление Правительства Московской области от 31.07.2017 № 620/26 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений ветеринарии Московской области»;

  • Решение Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 08.06.2017 № 7/6 «Об оплате труда работников муниципальных казенных учреждений городского округа Звенигород»;

  • Постановление Правительства Московской области от 20.07.2007 № 535/26 «Об оплате труда работников государственных автономных учреждений средств массовой информации Московской области».

Нужно понимать, что в силу ст. 129 ТК РФ надбавка за классность является выплатой стимулирующего характера, не связана с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничена законодательно минимальным или максимальным размером.

Ежемесячная доплата за классность сотрудникам-водителям, как правило, устанавливается в следующих размерах:

  • имеющим 1-й класс квалификации – в размере 25 % тарифной ставки;

  • имеющим 2-й класс квалификации – в размере 10 % тарифной ставки;

  • имеющим 3-й класс квалификации – надбавка не назначается.

Надбавка за классность и страховые взносы

У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.

Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Надбавка водителям за классность, установленная коллективным договором, не поименована в этом перечне и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Надбавка за классность и средний заработок

Рассмотрим следующий вопрос: учитывается ли сумма надбавки за классность водителям при расчете среднего заработка, выплачиваемого работникам за время нахождения в ежегодном отпуске, на больничном, при направлении в служебную командировку, на медицинский осмотр, а также в других установленных трудовым законодательством случаях?

Порядок исчисления средней заработной платы предусмотрен ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения № 922).

В соответствии с указанными нормами при расчете среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам, в частности, относятся надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы) и др. (пп. «к» п. 2 Положения № 922). Таким образом,сумму надбавки за классностьследует учитывать прирасчете среднего заработка в предусмотренных ТК РФ случаях.

Особым образом исчисляется средний заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности. Назначение и выплата указанного пособия осуществляются застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ).

Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Как было указано выше, надбавка водителям за классность подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Следовательно, эта надбавка учитывается при исчислении пособия по временной нетрудоспособности.

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?

В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:

  • за время нахождения в служебной командировке (ст. 167 ТК РФ);

  • при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ).

Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Отвечаем на вопросы

Вопрос:

Возможно ли установление водителю автомобиля (стаж работы на предприятии – более двух лет) 2-го класса квалификации при наличии у него категорий «В» и «С» (категория «Е» не открыта)?

Ответ:

Нет, водитель автомобиля 2-го класса должен знать назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а при работе на автобусах – в отношении категорий «Д» или «Д» и «Е».

Вопрос:

Обязан ли работодатель отражать в расчетном листке надбавку за классность водителям, установленную коллективным договором?

Ответ:

В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

  • о размерах и основаниях произведенных удержаний;

  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Следовательно, работодателю нужно отразить информацию о сумме надбавки за классность водителям в расчетном листке.

Вопрос:

Какой код дохода следует указать при заполнении формы 2-НДФЛ при выплате надбавки за классность водителям?

Ответ:

Коды видов доходов налогоплательщика утверждены Приказом ФНС РФ от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@. В соответствии с этим документом сумма вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, отражается в налоговой отчетности под кодом «2000». Другие (специальные) коды доходов для отражения стимулирующей выплаты в виде надбавки за классность водителям законодательством не предусмотрены.

* * *

Присвоение работнику квалификационного класса по профессии «водитель» является правом, а не обязанностью работодателя. Кадровые работники и бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений при решении вопроса о присвоении водителям квалификационной категории (и назначении надбавки за классность) должны пользоваться ведомственными документами.

Вместе с тем следует знать, что положения Квалификационного справочника предъявляют определенные требования к водителям – претендентам на присвоение класса квалификации. В частности, эти работники должны иметь определенный стаж работы у конкретного работодателя.

То есть наличие у нового водителя записи в трудовой книжке о присвоении ему 1-го или 2-го класса квалификации не предполагает автоматическое присвоение ему такой же категории у нового работодателя.

В части бухгалтерских вопросов отметим следующее. Надбавка за классность облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. Эта сумма учитывается при расчете среднего заработка во всех предусмотренных законодательством случаях. При направлении водителя в командировку надбавка за классность за дни сохранения среднего заработка не выплачивается. При заполнении формы 2-НДФЛ для отражения надбавки за классность используется код «2000».

Средняя заработная плата сотрудника МЧС России в настоящее время составляет 30-35 тысяч рублей.

Поскольку ориентироваться на эти цифры – это примерно то же, что делать выводы о состоянии здоровья пациентов по средней температуре в больнице, конкретизируем:

Пожарный, например, в Ульяновске, едва прошедший стажировку и получивший свое первое звание – рядовой внутренней службы – ежемесячно получает около 20 тысяч рублей.

Зарплата полковника внутренней службы, начальника отряда во Владивостоке, составляет около 75 тысяч рублей.

Так как пожарных по определению больше, чем начальников, складываем, делим – и получаем искомую среднюю цифру.

Разберемся в терминологии для начала: то, что мы привыкли называть зарплатой, у сотрудников МЧС называется денежным довольствием. Это то, что сотрудник ежемесячно получает за свою работу – оклад денежного содержания со всеми надбавками и доплатами.

Оклад денежного содержания – это сумма, складывающаяся из оклада за специальное звание и должностного оклада.

Пожарный на службе

Оклад за присвоенное специальное звание (внутренней службы)

Оклады за звание в МЧС России фиксированные и одинаковые вне зависимости от местности на территории всей Российской Федерации. Они установлены постановлением Правительства РФ № 128 от 16 февраля 2013 года и составляют:

  • полковник – 13000 руб.;
  • подполковник – 12000 руб.;
  • майор – 11500 руб.;
  • капитан – 11000 руб.;
  • старший лейтенант – 10500 руб.;
  • лейтенант – 10000 руб.;
  • младший лейтенант – 9500 руб.;
  • старший прапорщик – 8500 руб.;
  • прапорщик – 8000 руб.;
  • старшина – 7500 руб.;
  • старший сержант – 7000 руб.;
  • сержант – 6500 руб.;
  • младший сержант – 6000 руб.;
  • рядовой – 5000 руб.

ВНИМАНИЕ: C 1 января 2018 года в 1,04 раза увеличиваются размеры месячных окладов денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, должностных окладов (тарифных ставок) работникам системы МЧС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.12.2017 № 594 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы», постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2017 № 1598 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти», распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.12.2017 № 2716-р.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2020 года № 939 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» с 1 октября 2020 года повышаются в 1,03 раза (на 3 %) размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лицам, проходящих службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.

Выше приведенные цифры считаем с учетом 7%.

Оклад в соответствии с занимаемой должностью

Каждая должность предусматривает фиксированный оклад, но здесь уже с вариациями – в зависимости от вида и разряда подразделения и от местности – к примеру, у пожарного в маленьком городке с населением меньше 100 тысяч человек должностной оклад составляет 9360 руб., тогда как у пожарного в г. Санкт-Петербурге – 13520 руб.

Подробный перечень типовых должностей с установленными должностными окладами приводится в постановлении Правительства РФ от 16.02.2013 № 128, нетиповых должностей – в приказе МЧС России от 27.12.2019 № 797.

Денежное довольствие аттестованного сотрудника складывается из:

  • оклада денежного содержания (сюда входит оклад за звание и должностной оклад);
  • ежемесячных дополнительных выплат (надбавки за выслугу лет, за квалификационное звание, за особые условия службы, за работу с секретными сведениями, ежемесячная премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей);
  • коэффициентов за службу в высокогорных районах;
  • поощрительных выплат.

Подробнее в этом документе: приказ МЧС России № 609 от 29.12.2017 «О повышении окладов месячного денежного содержания» лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, денежного довольствия военнослужащих и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, должностных окладов (тарифных ставок) работникам системы МЧС России.

С окладами разобрались, теперь попробуем разобраться со всеми остальными пунктами.

Ежемесячные дополнительные выплаты

Согласно разделу 3 приказа МЧС от 21 марта 2013 г. № 195, к ежемесячным дополнительным выплатам относятся:

Ежемесячная надбавка за стаж службы (выслугу лет)

  • от 2 до 5 лет – 10 %;
  • от 5 до 10 лет – 15 %;
  • от 10 до 15 лет – 20 %;
  • от 15 до 20 лет – 25 %;
  • от 20 до 25 лет – 30 %;
  • 25 лет и более – 40 %.

Внимание!!! Проценты от оклада денежного содержания. Стаж службы для выплаты данной надбавки исчисляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 43.

Отметим только основные моменты – в стаж службы для начисления надбавки за выслугу входит служба в Вооруженных Силах, служба в ОВД, а так же работа в ФПС на вольнонаемной должности, перед непосредственным назначением на должность аттестованную.

Приказ о начислении процентной надбавки конкретному сотруднику издается один раз, далее рассчитывается автоматически, поэтому нет необходимости самостоятельно сообщать в бухгалтерию о том, что вы перешагнули рубеж в 5,10,15 лет и вам нужно повысить надбавку – все данные в бухгалтерии есть, надбавка будет начислена обязательно.

Ежемесячная надбавка за квалификационное звание

Внимание!!! Проценты – только от должностного оклада!

  • за специалиста третьего класса – 5 %;
  • за специалиста второго класса – 10 %;
  • за специалиста первого класса – 20 %;
  • за мастера (высшее квалификационное звание) – 30 %.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы

В этот пункт входит несколько видов надбавок, в том числе за службу на штатных должностях:

  • в центральном аппарате МЧС России – 25%;
  • исполнение обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (при условии выполнения установленных норм ) – 50%;
  • исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с применением аппаратов защиты органов дыхания при тушении пожаров и АСР – 10%;

Надбавка устанавливается сроком на один год, при условии, что непосредственное применение при тушении пожаров сотрудником СИЗОД за истекший год составляет не менее двух часов.

  • исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с применением аппаратов защиты органов дыхания при проведении тренировок – 5%;
  • в центральном аппарате МЧС России, ЦРЦ по делам ГО,ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главном управлении МЧС России по г. Москве – 40%;
  • в остальных учреждениях МЧС России, расположенных в г. Москве – 60%;
  • в Главном управлении МЧС по Московской области – 30%;
  • в остальных учреждениях МЧС , расположенных в Московской области – 50%;
  • в учреждениях МЧС, расположенных в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 10%;
  • в учреждениях, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров на специальных объектах – 20%. Исключение составляют такие объекты на территории Москвы и Московской области – там надбавка составляет 50%;
  • в подразделениях госпожнадзора на должностях дознавателей (включая старших) – 20%;
  • руководителей (начальников) учреждений МЧС России – 15%;
  • начальствующего состава дежурных караулов , непосредственно участвующих в тушении пожаров и АСР – 20%;
  • рядового и младшего начальствующего состава дежурных караулов (смен), непосредственно участвующих в тушении пожаров и АСР – 20%;

Полный перечень особых условий службы, за которые предусмотрены соответствующие надбавки, указан в п.30 приказа МЧС от 21 марта 2013 г. N 195.

Если сотрудник имеет право на несколько надбавок за особые условия службы, по нескольким основаниям, то проценты по каждому основанию суммируется. Однако общий размер надбавки не должен превышать 100%. Проценты начисляются от должностного оклада.

Ежемесячные надбавки за работу со сведениями составляющими государственную тайну

За стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны и за стаж шифровальной работы

Таково полное наименование так называемой надбавки «за секретность». Проценты начисляются от должностного оклада и, в зависимости от степени секретности сведений, к которым допущен сотрудник, составляют:

  • 25 % – за работу со сведениями «особой важности»;
  • 20 % – за работу со сведениями «совершенно секретно»;
  • 10 % – за работу со сведениями степени «секретно».

Так же предусмотрены процентные надбавки за стаж шифровальной работы и стаж работы в подразделениях по защите гос. тайны.

Существует так же надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время. Это водолазные работы в зависимости от сложности выполнения работ и глубины погружения, взрывотехнические и взрывоопасные работы, в зонах экологического кризиса (космодром Байконур), и др. С полным перечнем обязанностей и предусмотренным за них надбавкам можно ознакомиться в п.54-64 приказа МЧС от 21 марта 2013 г. № 195.

Премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей

Указанная премия составляет три оклада денежного содержания в год, но выплачивается не единовременно, а ежемесячно по 25%.

Данная премия не выплачивается, если:

а) сотрудник находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

б) сотрудник увольняется со службы по «отрицательным мотивам»

в) сотрудник находится в распоряжении.

Наличие взысканий, время нахождения в отпуске, на больничном или в командировке на выплату указанной премии не влияет.

Коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях)

Внимание!!! Коэффициенты начисляются к денежному довольствию сотрудников (должностной оклад + оклад по званию + надбавка за выслугу + надбавка за квалификационное звание + надбавка за особые условия службы + надбавка за секретность).

Размеры коэффициентов установлены постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1237.

Помимо коэффициентов, существуют еще и соответствующие процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Указанные процентные надбавки начисляются так же в денежному довольствию.

Все районы (местности) разделены в данному случае на группы, в соответствии с которыми исчисляются выплаты:

  • 1 группа – 10 % за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 % за каждые последующие 6 месяцев стажа, но не более 100 %;
  • 2 группа – 10 % за первые 6 месяцев стажа, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие 6 месяцев стажа. Когда размер надбавки вырастет до 60%, увеличение дальше идет по 10% за каждый год, но не более 80%;
  • 3 группа – 10 % за первый год стажа, с увеличением на 10 % за каждый последующий год стажа, но не более 50 %;
  • 4 группа – 10 % за первый год стажа, с увеличением на 10 % за каждые 2 последующих года стажа, но не более 30 %.

Так же законодательством предусмотрены денежные компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Сверхурочная работа оплачивается на основании рапорта и приказа, первые 2 часа – в полуторном размере, последующие – в двойном.

«Ночные» – за работу с 22.00 до 6.00 – 20% должностного оклада, рассчитанного за час работы.

Поощрительные выплаты за особые достижения в службе

Ежемесячные поощрительные выплаты:

  • сотрудникам, имеющим ученую степень

кандидата наук – 3000 рублей;

доктора наук – 7000 рублей;

  • сотрудникам, имеющим ученое звание

профессора – 20 % должностного оклада;

доцента и старшего научного сотрудника – 10 % должностного оклада;

Указанные размеры выплат актуальны для сотрудников, занимающих должности руководящего, профессорско-преподавательского и научного состава в образовательных организациях высшего образования МЧС России и научных организациях МЧС.

Для сотрудников, занимающих иные должности в учреждениях МЧС, размер выплат меньше – доктору наук полагается 10% от должностного оклада, кандидату – 5%.

  • сотрудникам, имеющим спортивные звания

заслуженный мастер спорта России (СССР), мастер спорта России (СССР) международного класса и мастер спорта России (СССР) по служебно-прикладным видам спорта – 100% от должностного оклада ежемесячно.

  • сотрудникам, имеющим спортивные разряды по служебно-прикладным видам спорта

3 разряд –15 %;

2 разряд – 30 %;

1 разряд – 50 %;

кандидат в мастера спорта – 60 %.

Проценты начисляются от должностного оклада

Если разрядов несколько или по нескольким видам спорта, то выплаты не суммируется, а просто выбирается та, что выше.

Денежное довольствие выплачивается в полном объеме сотрудникам, находящимся в очередном и дополнительном отпусках, в командировках, во время профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, в период временной нетрудоспособности.

Материальная помощь

Размер материальной помощи – не менее 1 оклада денежного содержания в год.

Предоставляется сотруднику по рапорту, как правило, рапорт пишется одновременно с рапортом на отпуск, но по желанию сотрудника материальная помощь может быть выдана в любое время.

Размер материальной помощи может быть дополнительно увеличен до 5 окладов денежного содержания в год, на основании мотивированного рапорта сотрудника.

Здравствуйте!

На предприятиях и в организациях министерств и ведомств, находящихся на бюджетном финансировании, размер тарифной ставки зависит от присвоенного водителю тарифного разряда Единой тарифной сетки (ЕТС), который присваивается в зависимости от характера выполняемых работ.

На предприятиях и в организациях коммерческой сферы и в организациях, не состоящих на бюджетном финансировании, суммы ежемесячной оплаты труда (в том числе суммы тарифных ставок в месяц) устанавливаются по соглашению между работодателем и трудовым коллективом в разрабатываемых коллективном договоре или иных актах, регулирующих вопросы оплаты труда на предприятии, или непосредственно по соглашению между работодателем и работником.
При этом во всех случаях размер месячной оплаты труда (без учета премий, доплат и надбавок) за полностью отработанную норму рабочего времени за месяц в соответствии с ТК РФ должен быть не меньше размера минимальной месячной оплаты труда.
Оплата труда водителей может быть организована также и на сдельной основе, при которой заработок работника зависит от объема выполненных работ в натуральных величинах (количества перевезенного груза, пройденных километров и т.п.) и предусмотренной расценки за выполнение единицы объема работ в натуральном измерении.
Особенно использование сдельной формы оплаты труда характерно для водителей грузовых автомобилей.
Бестарифная форма оплаты труда вводится, как правило, в коммерческих организациях. При такой форме оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы структурного подразделения, в котором он работает, или всего предприятия в целом и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
Гарантированный минимум уровня заработной платы при такой системе оплаты труда все тот же — не менее минимального размера оплаты труда за полностью отработанный рабочий месяц.

Надбавка за классность. Тарификационный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника 3 класса.
Для работников, которым в установленном порядке присвоен 1-й или 2-й классы, устанавливается (если это предусмотрено соответствующими нормативными актами) надбавка к заработной плате.
Надбавка за классность, как правило, устанавливается в размере: за 2 класс — 10%, за 1 класс — 25% и выплачивается за время работы в качестве водителя (за время ремонта надбавка выплачивается пропорционально фактически отработанному времени на автомобиле).
Квалификация третьего, второго и первого классов может быть присвоена водителям автомобилей, которые прошли соответствующую подготовку и получили удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств.

Судебная практика

См.: Кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 26.01.2012 N 33-818/2012.
При этом у работника нет права требовать дополнительных выплат, которые трудовым договором не предусмотрены.
Так, суд посчитал, что дополнительным соглашением к трудовому договору был установлен размер должностного оклада истца, при этом доплаты и надбавки к должностному окладу в нем не предусмотрены.
Таким образом, условия оплаты труда З. были определены в соответствии с требованиями ст. 57 ТК РФ, заработная плата выплачивалась согласно условиям трудового договора. Доводы истца об установлении ему доплат в размере 15% за техническое обслуживание автомобиля, 30% за расширение зоны обслуживания и 25% за водительский класс являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела.

Надеюсь ответ помог вам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *