Надбавка за стаж работы в здравоохранении

врачам выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности главного врача станции скорой медицинской помощи и его заместителя, заведующих отделениями, подстанциями скорой медицинской помощи, а также работникам из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи, перешедшими на должности фельдшера (медицинской сестры) по приему вызовов и передаче их выездным бригадам или старшего фельдшера подстанции скорой медицинской помощи в размерах, соответствующих стажу непрерывной работы в выездных бригадах;

врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу хосписов;

1.2. В размере 30 процентов оклада при стаже работы три года и по 15 процентов — за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада:

врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейными врачами), медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковых врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики, заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлинических отделений;

участковым врачам-фтизиатрам, участковым врачам-психиатрам, и медицинским сестрам участковых врачей-фтизиатров, медицинским сестрам участковых врачей-психиатров.

1.2.1. Работникам подразделений по борьбе с особо опасными инфекциями — в размере 10 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы за каждый год работы.

Максимальный размер надбавки не может превышать для медицинских работников, а также зоологов и энтомологов — 60 процентов оклада, для других работников — 40 процентов оклада (повышенного должностного оклада), ставки заработной платы.

1.3. В размере 30 процентов оклада за первые три года и по 15 процентов — за каждые последующие два года непрерывной работы, но не выше 60 процентов оклада:

— врачам и среднему медицинскому персоналу расположенных в сельской местности: участковых больниц и амбулаторий;

— среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов;

— заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также участковым терапевтам и педиатрам, участковым медицинским сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков;

— фельдшерам, работающим на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках и поликлинических отделениях.

1.4. В размере 20 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы при стаже работы три года и 10 процентов оклада (должностного оклада) за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы:

всем работникам учреждений здравоохранения, кроме работников, получающих выплату по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1настоящего приложения (далее – Порядок)

1.5. Работникам, занимающим по совместительству штатные должности выплата стимулирующего характера за стаж непрерывной работы устанавливается и по совмещаемым должностям в порядке и на условиях, предусмотренных для этих должностей.

2.1. В стаж работы засчитывается:

время непрерывной работы, как по основной работе, так и работе по совместительству в указанных учреждениях, подразделениях и на должностях.

время работы на выборных должностях в органах законодательной и исполнительной власти и профсоюзных органах;

время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), а также время вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на работе;

время работы в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения стран СНГ, а также республик, входивших в состав СССР до 1 января 1992 г.;

время нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

2.2. Стаж непрерывной работы сохраняется при поступлении на работу в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения не позднее одного месяца со дня увольнения из учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.

2.3. Непрерывный стаж работы сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе:

работникам, которые приобрели право на трудовую пенсию в период работы в учреждениях здравоохранения или социальной защиты населения;

женам (мужьям) военнослужащих, увольняющимся с работы по собственному желанию из учреждений, подразделений, должностей, перечисленных в подпунктах 1.1.-1.4. Порядка, в связи с переводом мужа (жены) военнослужащего в другую местность или переездом мужа (жены) в связи с увольнением с военной службы и из органов внутренних дел;

в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящихся на их попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, при поступлении на работу до достижения ребенком указанного возраста.

2.4. Конкретные размеры, порядок начисления данной надбавки и условия сохранения стажа непрерывной работы устанавливаются положением об оплате труда работников учреждения.

1. Основные принципы формирования заработной платы медицинских работников

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) приведено следующее определение: «Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».

Таким образом, заработная плата медицинского работника формируется из трех составляющих:

• оклада (должностного оклада), под которым согласно статье 129 ТК РФ понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат;

• компенсационных выплат;

• стимулирующих выплат.

Считаем необходимым отметить, что ТК РФ не регламентирует определения таких понятий, как «выплаты», «доплаты» и «надбавки». Как правило, термин «доплаты» чаще всего употребляют по отношению к суммам, компенсирующим работнику какие-либо неудобства, например работу в особых условиях труда, в ночное время, выходные дни, выполнение дополнительной нагрузки в рабочее время. В то же время «надбавка» — форма мотивации работников к повышению уровня квалификации и качества выполненной работы. Таким образом, доплаты носят преимущественно компенсационный характер, а надбавки — стимулирующий, хотя встречаются и исключения. Понятие «выплаты» объединяет все суммы, которые работник получает сверх оклада.

Сочетание фиксированной и изменяющихся частей заработной платы является основой тарифных систем оплаты труда, т. е. основанных на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (ст. 143 ТК РФ). Подобная система расчета заработной платы медицинских работников имела место еще во времена СССР. Основные изменения, вызванные принятием очередного нормативно-правового акта в данной области, затрагивали преимущественно два аспекта:

• возможность влияния руководителей и профсоюзных организаций лечебно-профилактических учреждений на размер заработной платы персонала;

• соотношение оклада и иных выплат в структуре заработной платы медицинских работников.

Так, в Приказе Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496 как составляющие заработной платы были выделены должностные оклады (ставки), размеры их повышения, размеры надбавок, доплат, коэффициентов к должностным окладам (ставкам). Оклады устанавливались с учетом не только занимаемой должности, но и стажа работы. Повышение окладов производилось за получение квалификационной категории, ученой степени, а также за труд «в условиях вредности и опасности работы». Доплаты осуществлялись преимущественно за дежурства в ночное время. Надбавки предусматривались за продолжительность работы в учреждениях, оказывающих медицинскую помощь лицам, страдающим особо опасными инфекциями.

Приказ Минздрава СССР от 10.11.1986 № 1480 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения и других документов по оплате труда работников здравоохранения и социального обеспечения» расширил права руководителей лечебно-профилактических учреждений. Из информационного банка «Документы СССР» схемные должностные оклады медицинских работников, размеры их повышений и надбавок за продолжительность непрерывной работы отдельным категориям работников определялись по тарификационным спискам (вкладышам). Размеры доплат за работу в ночное время, за совмещение должностей (профессий), по районным коэффициентам и другие доплаты и выплаты устанавливались администрацией учреждения на основании действующей на тот момент нормативной базы.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» был принят приказ Минздрава РФ от 15.10.99 № 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения». Размер оклада определялся на основании отнесения должности к одному из восемнадцати разрядов единой тарифной сетки. Присвоение медицинскому работнику почетного звания или квалификационной категории давало возможность для повышения разряда. Предусматривалась и возможность повышения оклада в процентах — преимущественно для лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда. Существовали и доплаты за работу в ночное время, совмещение профессий, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Начало современного этапа развития системы оплаты труда медицинских работников, характеризующегося максимальным расширением прав руководителей и трудовых коллективов медицинских организаций, было положено с выходом Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Во исполнение данного Постановления Правительства РФ основным отраслевым документом, действующим и в настоящее время, явился Приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений». Кроме того, был утвержден еще целый ряд примерных положений, регламентирующих порядок построения систем оплаты труда работников различных ведомств и организаций:

• Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 августа 2008 г. № 285);

• Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 августа 2008 г. № 462н);

• Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв.

приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 августа 2008 г. № 463н);

• Примерное положение об оплате труда работников санаторно-курортных федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 августа 2008 г. № 464н);

• Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 сентября 2008 г. № 523н);

• Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 сентября 2008 г. № 522н);

• Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения и социальной защиты, подведомственных ФМБА России (утв. приказом Федерального медико-биологического агентства от 3 сентября 2008 г. № 305).

Проведение реформы системы оплаты труда работников медицинских организаций обусловило необходимость регламентации данного вопроса и на уровнях субъектов РФ. Так, в Нижегородской области было принято Постановление Правительства от 15 октября 2008 г. № 462 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области», которое действовало до вступления в силу Постановления Правительства Нижегородской области от 8 сентября 2015 г. № 571 «Об экспериментальном проекте по совершенствованию системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Нижегородской области» (в настоящее время документ действует в ред. от 6 ноября 2015 г.).

Основополагающим документом для начала второго этапа современного реформирования системы оплаты труда медицинских работников, имеющего целью дифференцировать размер заработной платы сотрудников с учетом объема и качества медицинских услуг, оказанных конкретным специалистом, явилась Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р). Важнейшие принципы оплаты труда медицинских работников ежегодно пересматриваются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и утверждаются в форме Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (на 2017 г. — утверждены решением от 23.12.2016, протокол № 11). Кроме того, в последние годы было принято большое число нормативно-правовых актов по различным вопросам оплаты труда работников медицинских организаций, которые будут освещены в соответствующих разделах.

Государством определены всевозможные надбавки к заработной плате бюджетникам различных профессий, в том числе и медикам. В статье рассмотрим надбавки медработникам: за категорию, за выслугу лет, за стаж и процесс их выплаты.

Определение надбавки

Под надбавкой подразумевают периодические дополнительные выплаты служащему свыше установленного оклада. Такие выплаты призваны уменьшить текучесть кадров ввиду низкого заработка, и стимулируют работника к профессиональному развитию. Вполне справедливым является то, что люди одной профессии, но с разным опытом и стажем работы не должны зарабатывать одинаково. Наработав стаж, сотрудник вправе получить дополнительную выплату к окладу, при этом, не повышая оклад. Важно отметить, что не только работники бюджетной сферы на основании нормативных документов своей отрасли могут получить надбавку. Частные предприятия также могут прописать в коллективном договоре размер надбавки и, кому ее будут выплачивать.

Надбавки медработникам

Основанием для присвоения всех видов надбавок являются государственные и локальные нормативные акты в сфере медицины. Далее отдельно изучим разновидности надбавок, и как они начисляются работнику.

Надбавки медработника за выслугу лет и за стаж

Надбавки медработникам за выслугу лет и за имеющийся стаж утверждены ТК РФ и нормативными документами министерства здравоохранения. Во всех медицинских организациях существует Положение по оплате труда и в нем указаны сведения о системе оплаты труда конкретно в данном заведении, процедуре начисления и возможностях назначения всевозможных надбавок, компенсаций и премий.

Внимание! Основным документом исчисления стажа работы является трудовая книжка, которая оформляется сотруднику в первый рабочий день.

К выслуге лет относится промежуток времени работы в бюджетной организации на соответствующей должности. Список лиц, рассчитывающих на назначение надбавки, их стаж для расчета размера выслуги, суммы доплат строго обозначены. Стоит отметить, что надбавка за выслугу лет положена тем медработникам, которые работают по совместительству

Порядок расчета надбавки за выслугу лет и за стаж

Оклад с повышениями медработника является базой для расчета надбавки. В базу не входят надбавки за работу в опасных здоровью человека и особо тяжелых условиях труда и прочие компенсации и выплаты. Стаж влияет на величину процентной надбавки, которая рассчитывается по формуле:

СН = ДО * ПроценН,

где СН – сумма надбавки;
ДО – должностной оклад;
%Н – процент полагающейся надбавки.

Сумма надбавки облагается НДФЛ как и прочие выплаты сотруднику. Для того, чтобы узнать общую сумму лет выслуги нужно суммировать весь стаж с возможными перерывами в профессиональной деятельности. При выходе на пенсию выслуга лет учитывается при расчете пенсионных выплат.

Ставки надбавки за выслугу лет и за стаж

Ставки надбавок за длительность непрерывной работы в медицинских заведениях установлены в таких предельных размерах: (нажмите для раскрытия)

  • 30 % оклада за первые 3 года;
  • 25 % за каждые последующие 2 года непрерывной работы, но не более 80 % ставки.

Рассмотрим конкретные величины надбавок в зависимости от специализации медперсонала в таблице ниже:

№ п/п Размер надбавки Стаж Кому положена
1 30 % Первые 3 года Врачи-фтизиатры, педиатры и средний медперсонал противотуберкулезных заведений, работающих на фтизиатрических участках
2 45 % 5 лет
3 60 % 7 и более лет
4 10 % За каждый год работы, но не более 80% Работники противолепрозных учреждений
5 10 % За каждые последующие 2 года Сотрудники противочумных учреждений
6 30 % Первые 3 года Врачи и средний медперсонал, находящиеся в сельской местности; средний медперсонал фельдшерско-акушерских пунктов; заведующие терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, участковые терапевты и педиатры, участковые медсестры терапевтических и педиатрических территориальных участков; фельдшеры, работающие на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках; врачи пунктов медпомощи на дому; семейные врачи и их медсестры; врачи, председатели и главные эксперты врачебно-трудовых экспертных комиссий; врачи-фтизиатры, врачи-педиатры и средний медперсонал противотуберкулезных учреждений, работающих на фтизиатрических участках по обслуживанию взрослых и детей
15 % За каждые последующие 2 года, но не более 60 %
7 10 % За каждый год работы, но не более 60% Работники учреждений по борьбе с особо опасными инфекциями
8 30 % За первые 3 года Врачи-терапевты цеховых врачебных участков, средний медперсонал цеховых врачебных участков и домов сестринского ухода.
9 10 % За каждые последующие 2 года, но не более 40 %
10 20 % За первые 3 года Все работники учреждений здравоохранения и социальной защиты населения
11 10 % За каждые последующие 2 года, но не более 30 %

Рассмотрим пример. Семейный врач Иванютенко Е.О., работающий в сельской местности, имеет непрерывный стаж работы 2,5 года. Заработная плата составляет 14 000 рублей. Доплата за непрерывную работу в сельской поликлинике ему полагается в размере 30 % от оклада. Таким образом, положенная к заработной плате сумма надбавки составит:

14 000*30%=4 200 рублей.

Читайте также статью ⇒ «Медицинский стаж для выхода на пенсию».

Надбавки медработникам за категорию

Доплата за категорию устанавливается после прохождения врачами аттестации, что стимулирует их к повышению профессиональных навыков и умений. Не только сотрудники, но и руководители медучреждений вправе получить надбавку за имеющуюся категорию. Ее размер рассчитывается, исходя из величины оклада служащего.

Размер надбавки за категорию

Величина надбавки зависит от категории медработника и его должности.

Ее выплата осуществляется из фонда оплаты организации ежемесячно в размерах, приведенных в таблице: (нажмите для раскрытия)

№ п/п Категория медработника Величина надбавки
1 Высшая 30 %
2 Первая 20 %
3 Вторая 15 %

Как установить доплату за категорию

Как говорилось выше, чтобы получить этот вид доплаты, нужно получить категорию, которая присваивается после прохождения аттестации. Рассмотрим пошаговый алгоритм назначения такой надбавки:

Шаг 1 – Пройти аттестацию. Она представляет собой некую проверку медицинских навыков и уровня профессиональных знаний специально утвержденной комиссией. Оказание медпомощи населению утверждено и контролируется органами власти, которые, в свою очередь, собирают комиссию для проведения аттестации медиков. Пройти ее можно по инициативе как руководства, так и подчиненного. Если аттестация пройдена с положительным результатом, то категория присваивается итоговым решением комиссии.

Шаг 2 – Обращение к руководству об установлении доплаты за категорию. Этот шаг следует после официальной публикации решения аттестационной комиссии. Виды категорий назначаются строго поочередно, начиная со второй. Действие присвоенной категории правомерно нескольких лет, после этого нужно пройти переаттестацию. Перерывы в работе врача в течение срока действия категории, сохраняют за ним категорию.

Шаг 3 – Подтверждение категории. При последующей аттестации врач подтверждает имеющуюся категорию либо повышает ее до следующего уровня. Также по инициативе самого врача, если его профессиональный уровень и практические навыки выросли, может быть проведена досрочная аттестация.

Ответственность работодателя за выплату надбавки медработку

В коллективном договоре либо трудовом соглашении при трудоустройстве врача указывается, что после назначения категории он будет иметь дополнительные выплаты к заработной плате. Если же это в бумагах не прописано, у руководства все же нет законных оснований не назначать своему сотруднику данный вид доплаты. Данное требование можно прописать в приложении к трудовому договору сотрудниками отдела кадров либо юристом, если таковой есть в штате.

Невыплата подобной надбавки грозит административным штрафом в отношении администрации учреждения либо увольнением по решению органа, проводящего проверку и выявившего подобное нарушение. Также убыток, который получил врач в связи с недополучением положенных ему доплат к заработной плате, вправе компенсировать руководитель за собственный счет.

Администрация медицинской организации должна контролировать процесс отчисления налоговых сумм с назначенных дополнительных выплат в бюджет. Если надбавка не облагается НДФЛ, тут уже возникает и уголовная ответственность с возможностью ограничения свободы.

Читайте также статью ⇒ «Кто может оформить пенсию досрочно».

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны выплачивается сотрудникам органов внутренних дел на основании и в размерах, предусмотренных Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. №573. При этом порядок выплаты процентной надбавки и категории лиц, которым данная процентная надбавка выплачивается, определены приказом МВД России от 13 июня 2007 г. №519.

Так, названным ведомственным нормативным правовым актом утвержден Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны органов внутренних дел Российской Федерации (далее — Перечень), которым установлен круг лиц, обладающих правом на процентную надбавку.

При этом на основании п.12 Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, утвержденной приказом МВД России от 13 июня 2007г. №519, установлено, что при определении стажа работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны учитывается только документально подтвержденный стаж службы (военной службы, работы) в указанных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти, органе местного самоуправления, предприятии, организации и воинской части проходил службу (военную службу, работал) сотрудник структурного подразделения.

В соответствии с подпунктами 17.1 — 17.4 пункта 17 Перечня правом на процентную надбавку обладают сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники, за которыми функционально закреплены обязанности по защите государственной тайны и ведению секретного делопроизводства, противодействию техническим разведкам и технической защите информации, ведению оперативных учетов, по мобилизационной подготовке и мобилизации.

Таким образом, основанием для производства указанной выплаты является обязательное функциональное закрепление названных выше обязанностей (например, в должностной инструкции) за сотрудниками, замещающими должности по защите государственной тайны.

Материал подготовлен ПО МВД по Республике Марий Эл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *