Налогообложение по агентскому договору

Добрый день.
I) Прежде всего нужно учитывать, что в сфере работы диспетчерских в сфере грузоперевозок со своими заказами (здесь речь будет идти именно о своих заказах, поскольку многие еще сотрудничают с Яндекс.Такси, тариф «Грузовой», там ситуация немного другая) есть 2 вида используемых Договоров:
1. Договор на информационные услуги.
2. Агентский договор с водителями на поиск и передачу заказов.
Отмечу, что договор на информационные услуги подходит только тех ситуаций, когда у Вас нет безналичных оплат (то есть нет ни корпоративных клиентов, которые платят Вам по договору на р/с и одновременно нет мобильного приложения для клиента с возможностью оплачивать через него, то есть через эквайринг, клиенты просто платят наличкой водителям, а водители Вам отдельно вносят свою комиссию).
Если же у Вас есть безналичные оплаты, то есть у Вас будет ситуация, когда на р/с поступают деньги от клиентов, но доход из них – только Ваша небольшая комиссия, а остальное – это деньги водителей, то в такой ситуации Вам подходит только агентский договор, поскольку только он позволяет платить налоги не со всего оборота.
II) Оплата налогов и выбор системы налогообложения.
В ситуации, когда у Вас нет никаких безналичных заказов в принципе никаких проблем нет, поскольку все что поступает Вам на р/с является Вашим доходом (комиссия, которую переводят водители), поэтому Вы просто заключаете договор с водителем, платите налоги со своего оборота и все. Обычно в этом случае выбирается система налогообложения УСН 6%.
В ситуации, когда у Вас есть безналичные оплаты все немного сложнее, поскольку не все суммы, которые поступают Вам на р/с, являются Вашим доходом.
Например, Вам за год на р/с поступило 30 млн руб. Из них Ваш доход – это только 3 млн руб. (комиссия диспетчерской). Оставшиеся 27 млн руб. – это деньги, перечисленные водителям, которые не являются Вашим доходом. Риск заключается в том, что налоговая может потребовать оплатить налоги со всего оборота.
Решением в данном случае является как раз агентский договор, который позволяет Вам платить налоги не со всего оборота в том числе при УСН 6%.
«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ
НК РФ Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:
9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Из указанной нормы следует, что если компания заключает агентский договор и будет по нему получать денежные средства, то она не будет платить налоги с денежных средств, перечисляемых принципалу.
Указанная позиция также отражена в Письме МинФина от 21 апреля 2014 г. N 03-11-06/2/18218.
То есть Вы можете применять УСН 6% в данном случае и платить налог 6% только с суммы своей комиссии и не платить налог с денег, перечисляемых водителям. Также нужно учитывать, что ст. 346.16 НК РФ не позволяет в рамках УСН 15% ставить выплаты водителям себе в расходы, поэтому смысла пытаться применить УСН 15% и поставить выплаты водителям в расходы нет.
И дополнительно к указанному обоснованию у меня есть более 100 ответов налоговых на мои личные запросы относительно деятельности диспетчерских, в том числе из ИФНС г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Волгограда, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Красноярска, г. Хабаровска, г. Владивостока, г. Ростова-на-Дону, г. Челябинска, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Архангельска, г. Мурманска и т.д. с подтверждением того, что диспетчерские не платят налоги с тех денег, которые они перечисляют водителям-физическим лицам, а платят налоги только с суммы своей комиссии (агентского вознаграждения). Но это исключительно при условии, что у Вас грамотный агентский договор, а не скачанный/взятый непонятно от куда, запросы были именно по моему агентскому договору, по которому работают мои клиенты.
Отмечу, что ЕНВД или патент (ПСН) не подходят для работы диспетчерских, которые просто передают заказы водителям (!!!).
Но здесь принципиально важно понимать, что указанные положения распространяются только на агентские договоры, но не распространяются на договоры на оказание информационных, диспетчерских и прочих услуг (см. приведенный п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ).
Очень частая ошибка – люди заключают с водителем договор, по которому они оказывают водителю какие-либо услуги и называют это агентским договором, однако нужно понимать, что договор на оказание каких-либо услуг и агентский договор – это совершенно разные виды договоров и, если Вы одно с другим спутаете, то есть хорошие шансы, что налоговая потребует от Вас оплатить налоги со всего оборота, а именно:
— Договоры на оказание услуг регулируются Главой 39 Гражданского кодекса РФ «Возмездное оказание услуг» (ст. 779 ГК РФ – 783.1 ГК РФ) и в отличие от агентского договора в НК РФ нет никаких положений, которые бы позволяли по договору на оказание услуг платить налоги не со всего оборота.
— Агентские договоры регулируются Главой 52 Гражданского кодекса РФ «Агентирование» (ст. 1005 ГК РФ – 1011 ГК РФ) и на них распространяется п.9 ч.1 ст. 251 НК РФ.
Вывод №1: если у Вас есть безналичные платежи, то с водителями нужно заключать агентский договор. Если у Вас нет безналичных платежей, то по сути с точки зрения налогов не принципиально какой договор у Вас будет с водителем – агентский, на информационные/диспетчерские услуги или еще какой-то, поскольку такой проблемы в этом случае изначально нет.
III) НДФЛ за водителей.
В ситуации, когда у Вас нет безналичных заказов и Вы ничего сами водителю не перечисляете, а все оплаты происходят наличными от пассажира водителю, проблем нет – Вы ничего водителю не перечисляете = вопрос об НДФЛ и страховых взносах не встает.
В ситуации, когда у Вас есть оплаты по безналу и Вы должны часть денежных средств перечислять водителям, встает вопрос о том, должны ли Вы платить за него НДФЛ и страховые взносы.
В ситуациях, когда водитель ИП или самозанятый формально такой вопрос не стоит – не должны (хотя нужно понимать, что, если ИП или самозанятый будет получать оплаты только от Вас, то есть Вы будете для него единственным источником поступлений, у Вас есть определенные риски признания отношений трудовыми, поэтому нужно крайне внимательно подходить к выстраиванию документов и выбору форм сотрудничества со всеми категориями водителей – и с ИП и с самозанятыми и с физическими лицами).
Что касается ситуаций, когда водитель просто физическое лицо (для многих это подавляющее большинство водителей) нужно понимать, что решение здесь то же самое – агентский договор. По агентскому договору водитель является Принципалом, а мы его Агентом, поэтому мы не являемся для него источником выплаты денежных средств и как следствие не должны платить за него НДФЛ и страховые взносы.
Обоснование:
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются, в частности, российские организации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ.
Источником выплаты доходов налогоплательщику является организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (ст. 11 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в Письмах МинФина от 15.04.2016 N 03-04-05/21896, от 24.02.2016 N 03-04-06/10104, от 24.02.2016 N 03-04-06/10099 агент не является источником дохода для принципала и как следствие не является его налоговым агентом.
И аналогично по вопросу НДФЛ у меня есть более 100 ответов налоговых на мои запросы относительно деятельности диспетчерских со всей страны, в том числе из г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Новосибирска, г. Нижнего Новгорода, г. Волгограда, г. Самары, г. Перми, г. Краснодара, г. Красноярска, г. Хабаровска, г. Владивостока, г. Ростова-на-Дону, г. Челябинска, г. Кирова, г. Ярославля, г. Уфы, г. Архангельска, г. Мурманска и т.д. с подтверждением того, что диспетчерские не платят НДФЛ за водителей-физических лиц, поскольку они не являются источником выплаты денежных средств.
В дополнение еще есть Письмо Минфина России от 3 сентября 2015 г. № 03-04-06/50972 с разъяснениями конкретно по работе по агентскому договору с водителями — физическими лицами.
При этом отмечу, что, например, вариант «просто рассчитываться с водителями наличными без следов» не пройдет, поскольку если у Вас будет нормальный оборот, но не будет видно отношений с водителями, то налоговая быстро поймет, что у Вас есть кто-то, кто выполняет все эти заказы и докопается (это касается ситуаций, когда обороты больше, чем сам ИП один или директор в случае с ООО могут «накатать»).
Вывод №2: Для того, чтобы Вы имели право не платить НДФЛ и страховые взносы за водителей, Вы должны заключить с ними агентский договор. Договор на информационные услуги здесь аналогично не подходит. И аналогично если с Вашей Стороны нет перечислений водителю – можно заключить и договор на информационные услуги, поскольку в этой ситуации у Вас не будет расчетов с водителями.
IV) Риски штрафов за нарушения транспортного законодательства
Как Вы знаете, ближайшее время штрафы по КоАП РФ вырастут в разы и достигнут угрожающих размеров (хотя они и ранее были немаленькие), поэтому этот вопрос сейчас один из самых актуальных.
На практике с точки зрения транспортного законодательства есть 2 требования, которые часто не соблюдаются:
1. С точки зрения закона у водителя должен быть путевой лист (согласно ч.2 ст. 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство).
2. С точки зрения закона Перевозчик (в нашем случае водитель) должен быть индивидуальным предпринимателем или самозанятым, а у нас часто водитель – это просто физическое лицо.
И вот здесь возникает ключевой вопрос: кто будет нести ответственность за отсутствие путевого листа и отсутствие статуса ИП/самозанятый – сам водитель или диспетчерская также может быть привлечена к ответственности за отсутствие у водителя лицензии/статуса ИП или самозанятого?
Сразу отмечу, что по моей личной практике указанный вопрос мало касается взаимоотношений с налоговыми органами. Как уже было приведено выше – на уровне МинФина и ФНС есть огромное количестве разъяснений, из которых следует, что Вы с водителями вправе заключать договоры как с физическими лицами. Причина здесь довольно простая – налоговый орган не является органом, в предмет ведения которого входит контроль за соблюдением транспортного законодательства. Налоговую интересуют только Ваши налоги. Если налоги оплачены в соответствии с законодательством – налоговой все равно на наличие или отсутствие у водителей лицензий, поскольку они руководствуются исключительно положениями НК РФ, а не транспортным законодательством.
Поэтому по текущей практике этот вопрос больше касается различных проверок со стороны ГИБДД и иных органов, которые контролируют исполнение транспортного законодательства.
Здесь есть смысл обратиться к судебной практике. Я не буду подробно разбирать судебную практику по этому вопросу, однако отмечу, что по текущей практике ответственность за отсутствие лицензий несет непосредственно сам водитель, если авто не в собственности диспетчерской (о ситуации, когда авто в собственности диспетчерской речь пойдет дальше).
Например, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа Ф03-3096/2017 от 15 августа 2017 г. по делу А24-4570/2016 судом рассматривался спор между Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и диспетчерской, а именно ФАС предъявила к диспетчерской претензии о том, что она передает заказы такси водителям-физическим лицам без лицензии (и как следствие путевых листов) и требовала прекратить подобную деятельность, оформить лицензии, однако суд не согласился с данной позицией, настоял на том, что диспетчерская – это просто посредник, которая имеет договор с водителем, из которого следует, что все обязанности по оказанию услуг по перевозке возложены на водителя и как следствие она не несет ответственности за соблюдение водителем требований транспортного законодательства.
Вывод суда: диспетчерская, передавая заказы водителю, не является перевозчиком, в данной ситуации перевозчиком является сам водитель = диспетчерская не несет ответственности за отсутствие путевых листов у водителей.
Однако важно учитывать, что все это актуально исключительно при грамотном оформлении документов и при грамотной схеме работы.
Также стоит учитывать, если Вы от имени своей компании, на которую оформлена диспетчерская, будете выдавать водителям путевые листы на себя – все риски перейдут на Вас (вообще в ситуации, когда есть путевой лист на авто, ответственность всегда будет нести компания, на которую оформлен путевой лист), поэтому этого делать нельзя (про схему работы со своими авто речь пойдет дальше).
Вывод №3: При грамотном оформлении деятельности по сегодняшней практике все штрафы будут «падать» на водителя. При этом в договоре с водителем обязательно должны быть правильно прописаны пункты про то, что по всем нарушениям транспортного законодательства водитель несет ответственность сам, а также прописать перечень тех требований, которым водитель должен отвечать.
V) Риски ответственности за груз.
Вот этот вопрос самый непростой. Дело в том, что формально если диспетчерская от своего имени вступает в отношения с заказчиком в качестве перевозчика, то ответственность перед ним несет она (абз.2 ч.1 ст. 1005 ГК РФ), поэтому на 100% исключить риск в ситуации, когда Вы по договору с заказчиком вступаете в качестве перевозчика нельзя.
Причем риски, как правило, остаются независимо от того, какой договор мы заключаем с водителем – хоть агентский, хоть на оказание информационных услуг.
Например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2018 N 5-КГ17-220 Верховный суд признал тот факт, что диспетчерская, которая просто оказывала информационные услуги водителю, несет ответственность за совершенные водителями ДТП.
Другой вопрос – если мы в договоре с заказчиком также фигурируем в качестве посредника, (то есть формально заказчик сразу уведомлен о том, что итоговый перевозчик не мы, а другое лицо) – тут уже другой случай и на практике обычно претензии к диспетчерской в такой ситуации предъявить сложно.
То есть на самом деле есть определенные варианты настройки деятельности таким образом, чтобы минимизировать риски ответственности за груз и переложить их на водителей, однако тут уже всегда нужно смотреть конкретную ситуацию
с водителями и здесь я их уже приводить не буду, так как это достаточно большой объем информации.
VI) Отмечу, что есть 3 формы заключения договора с водителем:
1. Водитель приезжает к Вам в офис и там подписывает договор — здесь думаю все понятно. 2. Договор можно заключить путем обмена сканами, если к примеру, если водителю неудобно подъехать к Вам в офис или Вы подключаете водителей с других городов. То есть Вы высылаете скан подписанного Вами договора, водитель его распечатывает, подписывает со своей стороны и направляет обратно Вам. В этом случае в договоре обязательно прописывается, что он заключается путем обмена сканами.
3. Договор-оферта. Этот способ сейчас набирает наибольшую популярность среди диспетчерских — Вы размещаете у себя на сайте или в мобильном приложении для водителя договор-оферту, в нем прописаны все условия сотрудничества. Однако здесь есть ряд обязательных требований, которые нужно соблюдать, включая:
3.1. Наличие грамотной формы заявки на сайте.
3.2. Наличие грамотного договора-оферты с водителем.
3.3. Правильное формирование реестра водителей по итогам заполнения формы заявки на сайте (этот пункт как правило вызывает наибольшие затруднения, так как к реестру есть ряд требований и не каждый разработчик знает как их грамотно реализовать на практике так, как это нужно налоговой).
Отмечу, что если грамотно все оформить, то при работе через оферту у Вас весь документооборот будет в удобном и полностью электронном виде и «вживую» встречаться с водителями Вам не нужно будет и вручную тоже ничего подписывать не нужно будет.
VII) ОКВЭД.
Отмечу, что для диспетчерских со своими заказами мы используем в качестве основного код ОКВЭД «63.99.1 Деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг».
Но здесь правда нужно добавить оговорку про то, что нужно каждую ситуацию смотреть индивидуально и иногда мы корректируем ОКВЭД с клиентами, в частности часто мы еще используем также следующие коды ОКВЭД:
82.20 Деятельность центров обработки телефонных вызовов.
62.09 Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая.
63.11 Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.
63.91 Деятельность информационных агентств.
VIII) Также отмечу, что частой проблемой является ведение расчетов с нерезидентами (то есть когда водитель нерезидент РФ). По нерезидентам есть ряд особенностей по заключению договора (однако сразу отмечу, что особенности несущественны и с нерезидентами Вы заключаете также агентский договор/договор на информ. услуги, как и с резидентами, то есть законно работать с нерезидентами можно). Также если Вы будете перечислять деньги водителям-нерезидентам, то Вы попадете на валютный контроль и там тоже есть свои особенности, в том числе в плане подбора адекватных банковских тарифов.
IX) Также отдельный большой вопрос – РАБОТА НА СВОИХ АВТОМОБИЛЯХ, когда автомобиль водителю предоставляет сама компания, на которую оформлена диспетчерская. Тут возникает уже множество дополнительных нюансов, а, кроме того, при кривой схеме работы со своими авто есть немалые риски признания отношений с водителями трудовыми.
Х) ТАКЖЕ ОБРАЩАЮ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО С ИЮЛЯ 2019 Г. ВСТУПИЛ В СИЛУ ЗАКОН ОБ ОНЛАЙН КАССАХ. ДАННЫЙ ЗАКОН АНАЛОГИЧНО НАКЛАДЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ОТПЕЧАТОК НА МОДЕЛЬ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРСКИХ.
Однако эти нюансы здесь я описывать не буду (объема не хватит), но с радостью готов буду с ними поделиться с любым желающим в чате (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

Агентский договор — это консенсуальный, взаимный и возмездный акт, согласно которому агент обязуется производить действия в пользу принципала, а принципал – оплачивать эти действия.

Налоговый учет таких договоров имеет свои отличительные свойства. Для начисления налогов неважно, действует агент от имени принципала или от своего. По условиям договора принципал обязуется компенсировать агенту все расходы. Они выплачиваются отдельно от агентского вознаграждения и к нему отношения не имеют (ст. 1001 ГК). Стороной агентского договора может выступать как физическое, так и юридическое лицо.

Особенности обложения налогами и сборами

У агента

По соглашению агент должен предоставлять принципалу подробный отчет. Если условиями договора не уточняется порядок предоставления отчетности, то агент делает это по мере выполнения пунктов договора или после его полной реализации.

При исчислении налога на прибыль обязательно наличие документов о расходах. Они прилагаются к отчету. Эти расходы, возмещаемые принципалом, имеют важное значение при его налогообложении.

Не начисляется налог на прибыль на следующие поступления агенту (пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ):

  • Товары, поступившие от принципала для дальнейшей их продажи.
  • Возмещенные принципалом затраты агента.
  • Денежные поступления за поставленные товары и услуги. Они принадлежат принципалу, их владельцу.

Товар отгружается агенту исключительно для дальнейшей передачи их третьим лицам. По агентскому договору агент предоставляет только посреднические услуги, никаких других доходов, кроме собственного вознаграждения, он не имеет. Поэтому налогами облагается только его вознаграждение.

Вознаграждение может быть перечислено на счета агента принципалом, либо агент вправе самостоятельно удержать его из выручки, поступившей после реализации товара, прежде чем передать эти средства принципалу. То есть вырученные от продажи деньги поступают на счета принципала за вычетом агентского вознаграждения.

Для агента, использующего метод начисления, важную роль для налогообложения прибыли играет момент признания дохода. День реализации товара или услуги, вне зависимости от того, когда именно деньги за них поступают агенту, становится датой получения дохода (п. 3 ст.271 НК).

Иногда датой признания дохода считается день подачи отчета, но это не всегда корректно. Хотя агент может предоставить услугу в течение одного налогового периода, а отчет по нему — в последующем.

Агентские договора заключаются на продолжительные сроки, часто они распространяются на несколько отчетных периодов. Вознаграждение агенту может также быть выплачено несколько раз. Поэтому агент обязан сам определить, к какому налоговому периоду отнести начисленное ему вознаграждение (п. 2 ст.»271).

У принципала

Все действия агента по агентскому договору, вызывают налоговые последствия для принципала, так как агент занимается реализацией товаров и услуг принципала. Все доходы от реализации принадлежат их владельцу, то есть принципалу.

  • Когда агентом приобретается что-нибудь для принципала, расходы на покупку производит принципал.
  • По ст. 316 НК агент после завершения отчетного периода, в котором были совершены сделки и операции, не позднее 3 дней, обязан оповестить принципала об этом с точным указанием даты реализации.
  • Если принципалом применяется метод начисления, то именно по этому отчету он определяет доход на дату реализации.

Агентом также предоставляются все документы по расходам, так как они должны быть обоснованными. Обычно к расходам принципала относят:

  • Сумму вознаграждения, выплачиваемого агенту.
  • Расходы, сделанные агентом вместо принципала и компенсируемые принципалом.

Обоснование расходов важно для принципала для законного понижения размера прибыли для обложения налогом на сумму этих затрат. Все расходы агента по факту становятся расходами принципала, он обладает правом производить их учет в таком порядке, как будто бы производил их самостоятельно, без посредника.

Самостоятельные расходы, производимые агентом, имеют значение при методе начисления. Доходы должны быть признаны в том периоде, к которому они относятся, при этом дата оплаты не имеет значения.

Единственным источником информации по расходам агента для принципала становится отчет.

С физическим лицом

При заключении агентских договоров с физическими лицами принципал обязан осуществлять за него отчисления по налогам и сборам, потому что принципал относится к налоговым агентам по НДФЛ. Вознаграждение вносится как расходы на оплату труда. Срок перечисления зависит от того, каким образом производится расчет с физлицом.

  • Если физическое лицо является налоговым резидентом, ставка налогообложения составляет 13%. Налог исчисляется и выплачивается с вознаграждения на следующий день после выплаты вознаграждения. Это регламентировано ст. 226 НК РФ. После завершения отчетного периода предоставляется справка 2-НДФЛ.
  • С суммы агентского вознаграждения также вычитываются страховые взносы в ПФР и на ОМС. Взносы по нетрудоспособности и материнству не выплачиваются.
  • По п.1 ст.156 НК налоговой базой становится полный размер вознаграждения агента за оказанные услуги по агентскому соглашению. Включаются любые другие доходы, поступившие при осуществлении операций по агентскому соглашению.

Конкретных указаний на перечень налогооблагаемых доходов в НК не имеется, но суммы, полученные агентом за оказанные посреднические услуги по реализации товара или услуги по цене выше оговоренной в договоре, относятся к доходу.

Компенсация расходов агента при расчете НДС не учитывается.

Агентское вознаграждение, удержанное агентом от средств, зачисленных на его счет покупателями, считается предоплатой, поэтому это считается моментом определения налоговой базы по НДС.

С нерезидентом

Все обязанности по налогообложению должна взять на себя компания-юридическое лицо, если, например, компания заключает сделку с физическим лицом. Работодатель становится налоговым агентом по НДФЛ, удерживает с наемного работника подоходный налог с дальнейшим перечислением его в казну.

Согласно НК РФ по агентскому договору с физлицом, которое не является резидентом, ставка НДФЛ составляет 30% от всех видов поступлений на счет иностранца. Максимальная сумма не может превышать 50% выплат. Деньги перечисляются в бюджет в день выплаты.

Если местом реализации услуг нерезидента является Россия, работодатель обязан исчислять и выплатить НДС. И в этом случае плательщиком налога является нерезидент, но определить налоговую базу, исчислить, удержать и перевести в бюджет обязан отечественный заказчик.

НДС удерживается из следующих услуг: маркетинг, информационные услуги, консультации, если заказчик этих услуг находится на территории РФ. Контроль над выплатой НДС лежит на том банке, который обслуживает данный договор, поэтому на его адрес необходимо переслать платежное поручение.

Если услуги предоставляются вне пределов РФ, то резидент не обязан перечислять НДС, но должен отправить специальное письмо в валютный отдел банка.

Особые случаи

Оказание медицинских услуг через посредника возможно только по договорам комиссии или агентирования по комиссионному соглашению. Посредник всегда выступает от своего имени, но за счет комитента (принципала). Все документы также выписываются от имени принципала.

Если принципал является плательщиком НДС, то посредник обязан выставить ему счет-фактуру для расчета НДС с предъявлением к оплате суммы налога. Если принципал не является плательщиком НДС, при наличии соответствующего соглашения, можно обойтись без выставления счета-фактуры.

При применении общей системы налогообложения прибылью считаются комиссионные вознаграждения, уплачиваемые комиссионерам за оказанные услуги. Они относятся к прочим расходам, связанным с производственной деятельностью (п. 1 ст.264 НК).

Налоги при заключении агентских договоров с такси зависят от статуса таксиста. При составлении договора с таксистом-физическим лицом нужно указать вознаграждение таксистов или % от суммы поступления, который будет передаваться таксисту. Требуется составить декларацию УСНО в отношение дохода агента на сумму его вознаграждения.

Агентский договор как способ ухода от налогообложения

Самым распространенным способом снизить налоговое бремя становится продажа товаров через лиц, применяющих упрощенную систему. Это дает возможность не начислять налог на прибыль и НДС на торговый оборот, вместо него применяют единый налог с объектом «Доходы минус расходы».

Для реализации схемы оптовый продавец производит реализацию всей продукции или ее части через упрощенцев. При этом у упрощенцев имеются ограничения (ст. 346.13 НК):

  • по сумме доходов;
  • по остаточной стоимости;
  • по численности работников.

Для преодоления этих ограничений достаточно применить метод дробления бизнеса, то есть сотрудничать с несколькими фирмами-упрощенцами. Такие субъекты собирают максимальную часть прибыли по сделкам, от которой выплачивается единый налог 15% (в отдельных регионах он может быть 5% согласно п.2 ст. 346.20 НК).

Применяется объект «Доходы» с налогом 6%. Можно одновременно использовать два варианта объекта: у некоторых агентов выбрать «Доходы», а у других – «Доходы минус расходы». Этот метод может быть невыгоден покупателям, которые выплачивают НДС. Но даже если количество покупателей–неплательщиков НДС составит 10% от всего оборота товаров, расходы при дроблении приносят доход.

  • Можно привлечь компании с помощью систем скидок, отсрочек оплаты и так далее. Привлечение клиентов, не выплачивающих НДС – довольно трудная задача. Легче всего их найти в среде продажи потребительских товаров. На таких клиентов можно выйти даже при заключении сделок с покупателями-плательщиками НДС. Они помогают привлечь покупателей, сами одновременно становятся агентами или субагентами. Потребуется таким агентам и субагентам выделить вознаграждение или дополнительную выгоду.
  • Еще один вариант значительного снижения НДС и налога на прибыль – это перенос оборотов за баланс путем перехода на УСН. Это выражается в том, что вместо продажи, компания становится посредником между внешними контрагентами и начинает применять УСН.
  • Суть состоит в том, что доход, ранее получаемый от торговых надбавок, теперь приходит в форме агентского вознаграждения. При этом поступает дополнительный доход в виде оплаты делькредере. С таких доходов исчислять и выплачивать НДС и налог на прибыль не требуется.
  • Применяется также агентская схема с принципалом-нерезидентом, имеющим двух агентов: один по его поручению приобретает товары, другой – продает. Уплаты налога на прибыль не предусмотрено, так как у нерезидента нет представительства в РФ, а значит и имущества. Однако удерживать НДС обязательно. Но если поставить нерезидента на налоговый учет в России, то удастся перенести бремя уплаты НДС на него с учетом вычетов.
  • Помогает снизить полученную прибыль введение различных затратных механизмов. Например, в продажах можно использовать лиц для содействия в привлечении или возврате средств, поиска контрагентов, использовать коллекторские услуги.
  • Выручку от оптовой реализации можно представить, как выручку от розничной. Это помогает не уплачивать НДС и налог с прибыли с оборотов оптовой продукции.

Оптимизация налогов при АД описана в данном видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *