Нарушение банковской тайны

Содержание

Ответственность за разглашение банковской тайны по УК РФ

Кто по закону № 395-1 несет ответственность за разглашение банковской тайны

Правовые основы защиты банковской информации и санкции за нарушение банковской тайны

Уголовная ответственность за раскрытие банковской тайны третьим лицам (статья 183 УК РФ)

Итоги

Кто по закону № 395-1 несет ответственность за разглашение банковской тайны

Лица и учреждения, гарантирующие сохранность сведений, которые составляют банковскую тайну, перечислены в ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. Какие сведения и кем не могут быть разглашены в силу требований закона, показано на схеме:

Правовые основы защиты банковской информации и санкции за нарушение банковской тайны

Законодательство о защите банковской тайны основано на Конституции РФ (ст. 23 определяет право граждан на личную тайну, тайну переписки и на тайну иной личной информации) и положениях международных договоров и соглашений (в части информационной безопасности). Оно включает в себя положения:

Российским законодательством предусмотрено безусловное исполнение требований стандартов (включая международные) и регламентов по обработке и защите информации.

Ответственность за разглашение банковской тайны предусмотрена следующая:

  • административная:

Статья КоАП РФ

Проступок

Вид наказания

Размер штрафа, руб.

Разглашение сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом (кроме ситуаций, по которым наступает уголовная ответственность)

штраф

500–1 000 — на граждан

4 000–5 000 — на должностных лиц

Нарушение порядка работы с персональными данными граждан (при их сборе, хранении, использовании, распространении)

предупреждение или штраф

в зависимости от вида нарушения

до 5 000 руб. — на граждан

до 20 000 руб. — на должностных лиц

до 75 000 руб. — на юрлиц

  • гражданско-правовая (ст. 857 ГК РФ) — может возникнуть у банка, если клиент, чьи данные были раскрыты, требует возмещения причиненных убытков;
  • уголовная (см. в следующем разделе).

Что входит в понятие «персональные данные» и какие санкции могут возникнуть при их разглашении, узнайте из рубрики «Персональные данные».

Уголовная ответственность за раскрытие банковской тайны третьим лицам (статья 183 УК РФ)

Ст. 183 УК РФ предусматривает наказания за незаконное получение и разглашение составляющих банковскую тайну сведений в виде:

  • денежного взыскания в форме штрафа;
  • исправительных работ;
  • принудительных работ;
  • лишения свободы.

Детальная расшифровка наказаний по указанной статье представлена на схеме:

Об ответственности налогоплательщиков в налоговой сфере узнайте из рубрики «Налоговая ответственность».

Итоги

Ответственность за нарушение банковской тайны по УК РФ может предусматривать штраф или направление на исправительные работы. А при доказанности тяжких последствий содеянного виновного ожидает 7-летний срок заключения.

Банковская тайна. Что это такое, и есть ли она в России?

При оформлении вклада, кредита или совершении перевода банк гарантирует клиенту сохранность его данных в соответствии с законодательством РФ, регулирующим банковскую деятельность. Требование к соблюдению банковской тайны призвано хранить в секрете информацию о финансовых потоках физических и юридических лиц, однако, законом предусматривается предоставление доступа к ней ограниченному кругу лиц. Список последних регулярно расширяется на законных основаниях, а с ними растет и количество случаев мошенничества.

В статье мы рассмотрим, что такое банковская тайна, какие клиентские данные она защищает, и почему она не является тайной для всех? Произошла ли её отмена в России в связи с последними изменениями в законодательстве, как утверждают в различных СМИ. Попробуем ответить и на этот вопрос.

Что такое банковская тайна?

Любой клиент, отправляясь в банк, надеется, что вся информация о его финансовом состоянии и его персональные данные будут строго конфиденциальны и останутся в стенах этого банка.

Банковская тайна – это механизм защиты клиентской информации банком. Любые данные клиентов и корреспондентов являются закрытыми и не подлежат незаконному разглашению третьим лицам. То есть банк при осуществлении своей деятельности должен держать в тайне всю клиентскую информацию.

Такая обязанность у него возникает на основании:

  1. ст. 26 ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  2. ст. 857 Гражданского Кодекса РФ;
  3. ст. 183 Уголовного Кодекса РФ.

Законы распространяются на всех сотрудников кредитной организации от операторов до руководящего звена.

Какие сведения она защищает?

Банки оперируют информацией, составляющей банковскую тайну, и обязаны предотвратить ее утечку наружу. Защите подлежат:

  • персональные данные клиентов и банковские реквизиты;
  • сведения об уровне дохода и наличии имущества;
  • состояние счетов и вкладов (факты открытия и закрытия, остатки):
  • сведения об оборотах по счетам;
  • сведения о наличии кредитов и просрочек.

Из текста указанных выше законов следует, что к банковской тайне относятся практически все сведения о клиентах и их денежных потоках. За разглашение этих данных банк и его работников ждет наказание в виде штрафов, увольнений и вплоть до лишения свободы. Напрямую не относятся к банковской тайне:

  • учредительные документы клиентов;
  • открытые данные бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • сведения об уплате обязательных бюджетных платежей и налогов;
  • данные о структуре компании.

В отношениях между банком и клиентом есть и третья сторона – государственные органы, которым нужно знать о законности происхождения средств на клиентских счетах. Банки обязаны угодить и клиентам, которые платят за надежность и безопасность их средств, и быть лояльными к государственным службам, чтобы не потерять лицензию.

Разглашение банковской тайны по отношению к физическим и юридическим лицам. Когда и кому это возможно?

Режим банковской тайны не является абсолютным. По закону к такой информации имеют доступ:

  • сами клиенты;
  • сотрудники банка;
  • государственные структуры (на указанных в законе основаниях).

То есть все клиентские данные условно конфиденциальны и могут быть раскрыты третьим лицам. Особенно широк список этих лиц для организаций и индивидуальных предпринимателей. Для того чтобы государственные службы могли выполнять свои функции по финансовому мониторингу и контролю за законностью получения прибыли, в статье 26 ФЗ № 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрены основания для доступа к банковской тайне.

В этих случаях банк просто обязан рассекретить имеющуюся у себя информацию:

1. Судам по судебным запросам. Объемы и виды запрашиваемой у банков информации при этом нигде не регламентированы. В судебном порядке банковская тайна может быть раскрыта для использования в качестве доказательств, как материал для проведения следственных мероприятий. По решению суда может быть проведена выемка документации, содержащей сведения из банковской тайны. По физическим лицам запрашивается информация, если на денежные средства обвиняемого наложен арест.

2. Службе судебных приставов для осуществления исполнительных действий. По требованию пристава банк обязан предоставить информацию о клиенте-должнике и о его номерах счетов, операциях, остатках и о наличии любых ценностей на его имя.

3. Органам предварительного следствия. По запросу и только по делам из их производства.

4. Органам внутренних дел для выявления и пресечения преступлений, в том числе и налоговых. Банком по запросу предоставляются справки по счетам и операциям юрлиц и ИП.

5. Счетной палате в ходе проведения ревизий и проверок. Согласно федеральному закону № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» банки обязаны предоставлять по запросу документы и данные о проверяемых объектах.

6. Налоговым органам по их запросам и по собственной инициативе банка. Налоговый кодекс РФ обязывает банки сообщать о фактах открытия и закрытия счетов и вкладов юрлиц и ИП, а также о случаях изменения реквизитов их счетов. Сообщают в Налоговую и об остатках по счетам организаций и ИП, если движение средств по ним было приостановлено. На основании мотивированных запросов банки предоставляют выписки и справки о наличии счетов и об остатках средств на них. Налоговая может запросить данные и по физическим лицам и их счетам.

7. ПФР, ФСС и ФОМС по мотивированному запросу.

8. Таможенным органам для осуществления контроля. Для проверки у банка запрашиваются справки о внешнеэкономической деятельности проверяемых организаций, в частности, таможенных брокеров и перевозчиков, владельцев таможенных складов и прочих субъектов таможенного контроля. Все они перечислены в Таможенном кодексе РФ.

9. Росфинмониторингу для осуществления деятельности по противодействию легализации преступных доходов. В соответствии со 115-ФЗ информация об операциях и счетах клиентов передается не только по письменному запросу Росфинмониторинга, но и по инициативе самого банка. Это относится к случаям выявления подозрительных или подлежащих обязательному контролю операций. Информация предоставляется и по физическим лицам, и по ИП, и по организациям. Росфинмониторинг имеет право передавать эти данные правоохранительным органам.

10. Центральному банку по запросу. ЦБ РФ контролирует деятельность банков в сфере исполнения 115-ФЗ и имеет право запрашивать информацию по операциям клиентов в рамках этого закона.

11. Агентству по страхованию вкладов. В случае ликвидации кредитной организации в Агентство по страхованию вкладов передается реестр с данными вкладчиков и остатками на их счетах, подлежащих обязательному страхованию.

12. Бюро кредитных историй с согласия самих клиентов. Банк не вправе передавать кредитную информацию о клиентах без их письменного согласия на это. Другое дело, что отказ от передачи сведений в БКИ часто служит основанием для отказа в выдаче кредита.

13. Коллекторским агентствам по договорам об уступке прав требования. В случае продажи долгов банк передает не только просроченные кредиты, но и сведения о заемщиках.

Статьей 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» предусмотрен закрытый список органов, имеющих право работать с банковской тайной. Конечно, список ежегодно расширяется. При этом закон четко не описывает, в каком виде может быть затребована эта информация. Банки предоставляют по запросам госорганов справки по операциям и счетам, но что конкретно в них должно быть указано нигде не описано. Значит, госструктуры могут попросить указать в этих справках все, что сами считают нужным.

Ответственность за нарушение банковской тайны

Факты раскрытия банковской тайны третьим лицам, не разрешенные законом, служат основанием для наступления ответственности. За незаконное обнародование сведений из банковской тайны законом предусмотрена:

1) Гражданско-правовая ответственность в соответствии со ст. 857 ГК РФ. Если клиент сможет доказать в Арбитражном суде, что его данные были незаконно разглашены и он понес из-за этого убытки, то банк будет обязан заплатить штраф и возместить клиенту ущерб. Ответчиком по таким делам может быть сотрудник банка или сам банк, а также все перечисленные выше организации и их сотрудники.

2) Административная ответственность. Прямых указаний на возникновение административной ответственности в КоАП нет. Однако, банк теоретически можно привлечь за разглашение сведений из банковской тайны по статьям 13.14 и 15.26 КоАП. Наказание предусмотрено в виде штрафа.

3) Уголовная ответственность. Статьей 183 УК РФ за незаконное разглашение сведений из банковской тайны предусмотрены наказания в виде штрафов до 1,5 млн руб., принудительных работ и лишения свободы до 7 лет в зависимости от тяжести и суммы ущерба. Сюда относятся преступления, связанные с хищением данных и с мошенническими действиями сотрудников банка, которые незаконно использовали клиентскую информацию для своей выгоды.

Кроме того, сотрудник банка или любого другого ведомства из списка выше может понести ответственность по трудовому законодательству. Попросту за нарушения в работе со сведениями из банковской тайны его могут уволить с запретом занимать определенные должности в дальнейшем. Если действия такого сотрудника привели к убыткам, то он будет обязан их возместить.

Есть ли банковская тайна в России?

Об отмене банковской тайны в России начали говорить с момента принятия в 2013 году федерального закона 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям”. Клиентская информация согласно закону, так или иначе, стала доступна практически всем заинтересованным государственным органам. В каждом таком ведомстве работает большое количество сотрудников, которые могут с этими данными работать. Мошенничества и утечек в этих случаях не избежать. Это человеческий фактор.

Клиентская информация незаконно перепродается, ею могут завладеть представители преступного мира. Нередки случаи, когда сотрудники банка в интернете открыто предлагали пробить клиента по банковским базам. Случаев нарушений закона о банковской тайне немало, а о реальных фактах наказания ничего не известно.

Убедиться в том, что конфиденциальная информация о клиентах доступна всем, нетрудно. Достаточно поискать в интернете услуги по «банковскому пробиву» на теневом рынке, и вы найдете множество организаций, предлагающих добыть данные о счетах и движении средств юридических, физических лиц и ИП за определенное вознаграждение (ниже вы можете увидить скриншоты с подобных сайтов, нарушающих закон). Причем продаются данные именно по самым крупным банкам. Чем банк меньше, тем меньше и вероятность, что его базы кто-то похитил или незаконно купил у сотрудника.

Законы обязывают держать клиентскую информацию в секрете, но с учетом уровня коррупции во всех указанных выше структурах утечки будут процветать и дальше. Само понятие банковской тайны уже стало атавизмом не только в России, но и во всем мире, и надеяться на такую защиту не стоит. Но с другой стороны, если вы законопослушный гражданин, вовремя платите налоги и не допускаете других нарушений, то и опасаться вам нечего.

Но это всё в идеале, а в реальности такая ситуация с банковской тайной (а, точнее, с её отсутствием) может привести к проблемам в банковской отрасли и спровоцировать отток вкладов, но судя по статистике, пока этого не наблюдается.

За разглашение банковской тайны предусмотрено несколько видов ответственности, о которых мы расскажем в статье. Под банковской тайной понимается особый режим хранения информации, которую банк получает при взаимодействии со своими клиентами, в частности, информацию об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов.

Что такое банковская тайна

Институт банковской тайны установлен законом «О банках и банковской деятельности» и Гражданским кодексом РФ. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету клиента и сведений о клиенте.

Сведения, составляющие банковскую тайну, банки могут предоставлять только самим клиентам или их представителям.

Банковскую тайну клиента — физического лица составляют следующие сведения:

  • о его операциях, в том числе осуществляемых банковскими платежными агентами, о счетах и вкладах в банке;
  • об остатках и переводах электронных денежных средств;
  • персональные данные физического лица (клиента).

Банку категорически запрещено разглашать указанные сведения.

Обязанность по созданию системы, гарантирующей неразглашение банковской тайны между сотрудниками, лежит на банке. Кроме того, при создании комплекса мер по обеспечению банковской тайны банк должен принимать в том числе меры по обеспечению сохранности банковской тайны бывшими своими сотрудниками.

При передаче некоему лицу банковской тайны, при соблюдении закона и политики конфиденциальности банковским работником, который ответственен за обеспечение сохранности банковской тайны, ответственность за ее дальнейшее неразглашение лицом, получившим секретные сведения, несет банк.

Банковскую тайну следует отличать от коммерческой тайны.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Российским законодательством предусмотрено три вида ответственности за разглашение банковской тайны: гражданская, административная и уголовная. Рассмотрим их подробнее.

Гражданская ответственность. Для того, чтобы привлечь банк к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, необходимо кроме факта разглашения банковской тайны доказать наличие и размер убытков клиента, то есть необходимо доказать реальный ущерб или упущенную выгоду. Более того, необходимо доказать причинно-следственную связь между действиями работников банка и причиненными убытками.

Перед обращением в суд необходимо подать соответствующее требование в банк. Если банк требование не удовлетворит, то можно обратиться с исковым заявлением в суд общей юрисдикции.

Банк обязан возместить также вред, причиненный его работником, даже если действия работника вызваны корыстными побуждениями, поскольку банк должен был обеспечить должную осмотрительность при подборе сотрудников, которым доверена банковская тайна, а также персональные данные клиентов банка.

Административная ответственность. Работник банка может быть привлечен к административной ответственности за разглашение банковской тайны. При этом основанием для возбуждения дела об административном правонарушении может быть заявление гражданина в полицию или прокуратуру.

Уголовная ответственность за разглашение тайны наступает в случаях, когда:

  • лицо получило сведения, составляющие банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа, угроз или иным незаконным способом;
  • лицо, которому банковская тайна была доверена или стала известна по службе или работе, разгласило или использовало ее без согласия владельца, в том числе если это причинило крупный ущерб или было совершено из корыстной заинтересованности либо повлекло тяжкие последствия.

Для возбуждения уголовного дела потерпевший направляет в полицию сообщение о преступлении.

Раскрытие банковской тайны

В некоторых случаях законом предусмотрено раскрытие банковской тайны.

В частности, такие сведения могут быть предоставлены в порядке и на основании, предусмотренных законом:

  • в бюро кредитных историй;
  • государственным органам и их должностным лицам.

Существуют также другие случаи, позволяющие раскрывать банковскую тайну, описание которых содержится в законе «О банках и банковской деятельности», а также в иных федеральных законах. Эти нормативные акты детально устанавливают полномочия и процедуру получения от банков соответствующих сведений.

Жалоба на незаконные действия банка по разглашению банковской тайны

Банк или коллекторы разгласили информацию о вашем долге третьим лицам? Хотите составить грамотную жалобу на незаконные действия по разглашению банковской тайны? Заполните простую анкету и получите полностью готовый документ, который отразит все обстоятельства дела.
Вам будет необходимо только ознакомиться, подписать и направить готовый документ, который отвечает всем необходимым требованиям закона для того чтобы восстановить нарушенные права!
В соответствии с положениями статьи 26 Федеральным законом О банках и банковской деятельности в редакции от 03.08.2018 года, любая кредитная организация обязана хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией.
Банковскую тайну физического лица составляют номера банковских счетов, даты и номера заключения договоров, сведения об операциях по счетам и вкладам, о переводах и начислениях денежных средств.
В Законе четко указаны случаи, когда финансовое учреждение может предоставить информацию, составляющую банковскую тайну третьим лицам.
Кто имеет право на получение информации, составляющей банковскую тайну?
• Судебные органы.
• Налоговые и таможенные структуры.
• Орган контроля валюты.
• Счетная палата страны.
• Фонд социального страхования.
• Пенсионный фонд.
• Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
• Полиция по возбужденному уголовному делу с резолюцией руководителя следственного органа.
• Нотариусы.
• Консульские структуры других стран.
• Орган по предотвращению отмывания доходов, полученных преступных путем.
• Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
• Официальное бюро кредитных историй.
• Определенные должностные лица.

Как и куда подать жалобу за разглашение банковской тайны?

Работники кредитных организаций не имеют права распространять данные, составляющую банковую тайну третьим лицам по причине невозможности установления личного контакта с должником!
Коллекторы или работники банка могут передать вашим близким или родственникам, работодателю, или даже соседям лист с требованиями в отношении вас о погашении просрочки, что бы последние каким то образом повлияли на вас. При этом в данных документах могут содержаться сведения о банковском счете, номере и дате кредитного договора и сумме задолженности, а также персональные данные должника.
Такие действия, являются незаконными и могут быть квалифицированы, как разглашение охраняемых законом сведений, за распространение которых предусмотрена ответственность в соответствии со статьёй 183 Уголовного кодекса РФ!
Государственными органами, которые могут принять меры процессуального реагирования в отношении незаконных действий кредитора, либо его представителей являются Роскомнадзор, органы полиции и прокуратуры.
Специалисты Правовой Корабль юридическая компания с огромным опытом юридической работы в банках и защиты интересов заемщиков в судах, создали систему, моделирующую различные алгоритмы при возникновении юридических отношений. Электронная система оформит для вас правильную жалобу за разглашение банковской тайны онлайн.

Модуль создания жалобы на незаконные действия по разглашению банковской тайны.

Заполните короткую анкету на нашем Портале, и система автоматически найдет правильное наименование банка и другие реквизиты, подберет и заполнит нужные ссылки на действующее законодательство и судебную практику высших судов, опишет вашу ситуацию в зависимости от ваших пожеланий в анкете.
Помните, при подаче любого заявления через почтовую службу вам необходимо сохранить почтовую квитанцию о направлении письма и лучше с описью вложения, либо если вы лично подаете жалобу, то требуйте, чтобы на втором экземпляре документа, который останется у вас, сотрудник поставил печать, дату и подпись.
Сохраните любой из указанных документов и в случае ошибки или нарушения ваших прав у вас будет возможность обосновать свои требования.
Правовой Корабль юридическая компания рекомендует обязательно проверить факт почтового вручения. Ваше обращение обязательно рассмотрят и дадут правильную правовую оценку.
Заполните простую анкету и получите готовый документ!

Статья 183 УК РФ. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Новая редакция Ст. 183 УК РФ

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 183 УК РФ

1. Немалая часть информации, находящейся в сфере деятельности хозяйствующих субъектов и граждан, представляет особую ценность (или коммерческую значимость) как для самих организаций, так и для их партнеров или клиентов. Следствием этого являются особое отношение к такой информации, исключающее широкую ее огласку, и меры, принимаемые для ее охраны. Некоторые из этих сведений не подлежат огласке не только в силу нежелания заинтересованных в этом лиц, но и в силу прямого указания на то закона. Статус таких сведений получил отражение и закрепление в особых правовых институтах — институтах банковской, налоговой и коммерческой тайны.

2. Общественная опасность преступления заключается в том, что неправомерные действия по поводу информации, составляющей банковскую, налоговую или коммерческую тайну, с одной стороны, могут причинить значительный вред субъектам предпринимательской деятельности или иным лицам. С другой стороны, незаконное разглашение сведений, например о состоянии банковского счета (или вклада) вопреки воле его владельца, является серьезным нарушением конституционных прав гражданина на неприкосновенность его частной жизни.

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, ч. 3 — средней тяжести, ч. 4 — к тяжким преступным деяниям.

3. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в сфере обращения информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Указанная информация будет составлять предмет посягательства. Носители информации как в документальной, так и в бездокументарной форме (например, дискета, жесткий диск компьютера и др.) не входят в понятие предмета рассматриваемого преступления.

5. В соответствии с гражданским законодательством информация составляет коммерческую тайну тогда, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Согласно п. 1 и 2 ст. 3 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.12.2006) <1> коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну (секретом производства), являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и др.), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497. Указанная редакция ФЗ вступает в силу с 01.01.2008. Примеч. науч. ред.

Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами (ст. 139 ГК), среди них названный уже ФЗ «О коммерческой тайне».

<2> САПП. 1992. N 21. Ст. 1731.

<3> БНА. 1998. N 23.

Так, не составляют коммерческую тайну учредительные документы (решение о создании предприятия или учредительный договор) и устав предприятия, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты), сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, документы об уплате налогов и обязательных платежей, годовая бухгалтерская отчетность организации, ряд сведений, касающихся приватизации, раскрытия информации эмитента публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг и др.

8. Что составляет предмет банковской тайны? В ГК говорится: «Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте» (ч. 1 ст. 857). В соответствии с Законом о банках кредитная организация, ЦБР гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит ФЗ (ч. 1 ст. 26). Речь идет о тайне: а) банковского счета; б) банковского вклада; в) операций по счету; г) сведений о клиенте; д) сведений о корреспондентах; е) иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией.

9. Принципиальное значение в сфере обращения информации, составляющей банковскую тайну, имеет вопрос о предоставлении таковой информации государственным органам и должностным лицам. Законом установлен исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получать сведения, составляющие банковскую тайну. По общему правилу сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом (п. 2 ст. 857 ГК).

10. Лица, имеющие право запрашивать сведения, составляющие банковскую тайну, перечислены в ст. 26 Закона о банках. Например, справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией самим этим лицам и гражданам, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Информацию по счетам и вкладам физических лиц кредитная организация вправе предоставить их владельцам, а также судам и с согласия прокурора — органам предварительного следствия по делам, которые находятся в производстве этих следственных органов.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Особо оговаривается вопрос о ЦБР и аудиторских организациях, поскольку в силу специфики деятельности они обладают либо могут обладать информацией, составляющей банковскую тайну. ЦБР не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных законом. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.

В целях совершенствования мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, с 1 февраля 2002 г. информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц должна предоставляться кредитными организациями в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) — орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Указанный уполномоченный орган не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.

11. Налоговую тайну образуют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения: а) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части предоставления этим органам) (ст. 102 НК).

12. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, заключается в собирании сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Способы могут быть разнообразными. Статья называет лишь похищение документов, подкуп, угрозы, и, разумеется, это не исчерпывающий перечень, поскольку указывается на возможность иных незаконных способов. Необходимое условие для квалификации по ч. 1 — к информации не должно быть свободного доступа и ее владелец принял для этого все соответствующие меры.

13. Незаконное разглашение или использование такой информации без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, образуют состав преступления, предусмотренный ч. 2 коммент. статьи.

13.1. Под разглашением следует понимать любые действия, направленные на ознакомление либо возможность ознакомления с информацией, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, как неограниченного круга лиц (например, посредством распространения в СМИ, сети Интернет), так и конкретного лица.

Незаконное разглашение по ч. 2 коммент. статьи предполагает совершение тех же действий, которые понимаются под разглашением в ч. 1, но эти действия обусловлены фактом отсутствия согласия на это владельца соответствующей информации. Сюда же относится нарушение установленного запрета на огласку такой информации, в том числе разглашение сведений в результате несоблюдения порядка их предоставления, когда согласия владельца на это нет.

13.2. То же условие (отсутствие согласия владельца информации) относится и к незаконному использованию подобных сведений.

Незаконное использование может заключаться в использовании соответствующих сведений в личных интересах или интересах тех или иных организаций, партий, движений, заинтересованных в обладании подобного рода информацией, например, для выработки стратегии поведения и агитации в предвыборной борьбе, в политических технологиях и т.п.

Если при этом виновный стремился взамен на добытые сведения получить вознаграждение, например, от конкурента собственника информации, или конфиденциальная информация должна была быть использована для извлечения выгоды в предпринимательской деятельности, то налицо признаки преступления, предусмотренного ч. 3 коммент. статьи, — совершенного из корыстных побуждений.

14. Для квалификации деяния как преступления по ч. 1 и 2 коммент. статьи наличия вредных последствий не требуется. Закрепленные в них альтернативные составы преступления считаются формальными, окончены соответственно в момент начала собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну, либо разглашения или использования этих сведений. Квалифицированный состав (ч. 3) имеет формально-материальную, а особо квалифицированный (ч. 4) — материальную законодательные конструкции, оконченными они соответственно считаются в момент: а) причинения крупного ущерба или совершения указанных действий из корыстной заинтересованности (ч. 3); б) наступления тяжких последствий (ч. 4).

14.1. Размер крупного ущерба определяется согласно примеч. к ст. 169 и составляет сумму свыше 250 тыс. руб.

14.2. О тяжких последствиях см. в п. 12 коммент. к ст. 201.

15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотив (месть, личная неприязнь, стремление опередить конкурента) для квалификации деяния как преступления по ч. 1 или 2 значения не имеет. В квалифицированном составе (ч. 3) мотив совершения преступления может стать значимым для его квалификации, если речь идет о корыстной заинтересованности.

16. Субъект преступного посягательства — любое лицо, вменяемое, достигшее 16-летнего возраста. Это могут быть лица, которые стали обладателями информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну, в силу их профессиональных обязанностей, а также иные лица, чьи действия были направлены на достижение преступного результата по мотивам и способам, обозначенным в коммент. статье.

16.1. Субъект посягательства может быть и специальным в случае, если разглашение или использование указанных сведений осуществлено лицом, которому тайна сведений была доверена или стала известна по службе или работе (ч. 2 — 4).

Другой комментарий к Ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Правовой режим коммерческой тайны определяется ГК РФ и Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

2. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением ряда специально оговоренных сведений (ст. 102 Налогового кодекса РФ).

3. Банковскую тайну составляют сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Сама кредитная организация по своему усмотрению не может ни расширить, ни сузить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, ни круг лиц, имеющих право получать эти сведения. Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.

4. В ч. 1 ст. 183 УК РФ ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какую-нибудь материальную форму. Помимо документов (названных самим законом), это могут быть чертежи, промышленные образцы, изобретения и т.п. Под иными незаконными способами понимаются незаконный доступ к компьютерной информации, незаконное прослушивание телефонных переговоров, незаконное ознакомление с корреспонденцией и т.д.

5. Собирание рассматриваемых сведений путем неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК РФ.

6. Если способом собирания сведений был подкуп должностных лиц или лиц, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 183 и ст. 291 или ч. ч. 1 или 2 ст. 204 УК РФ.

7. Разглашение — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую, банковскую или налоговую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

8. По ч. 2 ст. 183 УК РФ ответственность наступает для лиц, которым эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

Лицом, которому эти сведения были доверены, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их при осуществлении своей профессиональной деятельности. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому эти сведения не представляются для использования, но который ознакомился с ними при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и по ст. ст. 286 или 202 УК РФ.

Комментарий к статье 183 УК РФ

1. Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (например, секрет производства, который имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности его третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны).

В ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» <1> определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В других нормативных актах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям.

———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

2. Налоговую тайну образуют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в п. 1 ст. 102 НК РФ.

3. Банковскую тайну составляют сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов. Сама кредитная организация по своему усмотрению не может изменить перечень сведений, отнесенных к банковской тайне, а также круг лиц, имеющих право получать эти сведения.

Применительно к банкам и иным кредитным организациям следует различать коммерческую тайну самих кредитных учреждений как коммерческой организации и банковскую тайну.

4. По ч. 1 комментируемой статьи ответственность предусмотрена за собирание соответствующих сведений путем похищения документов, подкупа, угроз, а равно иным незаконным способом. Эти сведения должны иметь какой-либо материальный носитель; к ним относятся, например, чертежи, промышленные образцы, изобретения.

Под иными незаконными способами понимаются неправомерные доступ к компьютерной информации, прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с корреспонденцией и т.д.

5. Собирание рассматриваемых сведений путем доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, следует квалифицировать по совокупности ч. 1 ст. 183 и ст. 272 УК.

6. Разглашение — это действие или бездействие, в результате которого информация, составляющая ту или иную тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

7. Лицом, которому сведения были доверены, следует считать того, кто, в силу занимаемой должности располагая этими сведениями, использует их при осуществлении профессиональной деятельности. Лицо, которому сведения стали известны по службе или работе, — это работник, который ознакомился с ними при выполнении профессиональных обязанностей. Должностные лица (прокурор, следователь, налоговый инспектор и др.), частный нотариус, частный аудитор, разгласившие или использовавшие подобные сведения, отвечают по совокупности преступлений — по ч. 2 ст. 183 и ст. ст. 286 или 202 УК.

Другой комментарий к статье 183 Уголовного Кодекса РФ

1. Основной непосредственный объект — общественные отношения, складывающиеся в сфере коммерческой, налоговой и банковской деятельности в части сохранения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Дополнительным объектом выступают интересы физических и юридических лиц, владельцев указанной конфиденциальной информации. Предмет преступления — сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Предмет преступления является общим для двух самостоятельных составов (ч. ч. 1 и 2 ст. 183 УК).

2. Диспозиция статьи является бланкетной. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Под банковской тайной согласно ст. 857 ГК РФ следует понимать тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 26), конкретизируя эту правовую конструкцию, относит к категории банковской тайны банковские счета и банковские вклады не только клиентов, но и своих корреспондентов, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (ред. от 03.10.2002) содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, соответственно, остаются за пределами предмета данного преступления. Например, учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), и др.

Налоговая тайна — это в соответствии со ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщиках, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Объективная сторона данного преступления характеризуется деянием в форме собирания сведений, совершаемого путем похищения документов; подкупа; угроз; иным незаконным способом.

Собирание сведений означает их нахождение, изъятие, группирование и т.п. Похищение документов означает их хищение любым способом. В этом случае квалификации по совокупности со ст. 325 УК не требуется. Подкуп как способ собирания означает их незаконное получение за вознаграждение. Если будут установлены признаки коммерческого подкупа или взяточничества, требуется квалификация по совокупности с соответствующими статьями (ст. ст. 204 и 291 УК). Угроза как способ действий должна быть реальной и иметь характер немедленно выполнимой. Среди иных способов необходимо выделить использование высоких технологий, что в ряде случаев требует квалификации по совокупности (например, со ст. ст. 138 или 272 УК).

4. Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния любым из указанных способов независимо от того, удалось ли завладеть информацией.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Субъект преступления — общий: вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 183 УК предусматривает ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Разглашение означает передачу сведений хотя бы одному лицу. Использование сведений представляет собой распоряжение ими любым способом. Их противоправность предполагает, что владелец сведений не давал согласия на осуществление таких действий и не имеется законных на то оснований. Данный состав преступления — формальный, преступление считается оконченным с момента разглашения или использования сведений. Субъективная сторона в этом случае характеризуется только прямым умыслом. Субъект преступления — специальный: лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

8. Часть 3 предусматривает повышенную ответственность за деяние, причинившее крупный ущерб (см. примечание к ст. 169 УК) или совершенное из корыстной заинтересованности. Корыстный мотив предполагает желание незаконного обогащения. Как представляется, этот квалифицированный состав не может быть применен к деянию, указанному в ч. 1 комментируемой статьи. Хотя было бы справедливо получить такие разъяснения от высших судебных инстанций.

9. В ч. 4 ответственность усиливается за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3, но повлекших тяжкие последствия. Тяжкие последствия относятся к категории оценочных признаков и определяются, исходя из конкретных фактов и обстоятельств (таковыми могут признаваться банкротство предприятия, массовые увольнения рабочих, голодовки со смертельным исходом и т.п.).

Если вы спросите среднестатистического банковского работника, какая информация в банке является конфиденциальной, то, скорее всего, получите ответ: «ВСЯ».

С этого и начинаются проблемы, связанные с защитой конфиденциальной информации. Априори защищать все и вся не только невозможно, но и нецелесообразно, и неэффективно. Прежде чем приступать к защите информации, необходимо четко определить, что и от кого мы защищаем, а уж затем применять организационные, технические и иные средства защиты информации.

С точки зрения требований законодательства более или менее понятно, какая информация должна быть защищена. Касательно любой другой информации банк самостоятельно должен принять решение, что является ценным с точки зрения бизнеса и потеря (утечка) какой информации критична с экономической, имиджевой и любой другой точки зрения. Необходимо оценить потенциальные финансовые потери организации от утечки данной информации, поскольку это будет накладывать ограничения на стоимость мер по защите. Очень важно, что такую оценку должны проводить не подразделения информационных технологий или безопасности банка, а непосредственно владельцы информации, то есть бизнес-подразделения банка. Соответственно, необходимым условием эффективной защиты информации является ее классификация и ранжирование по важности и стоимости, а также наличие владельца каждого элемента информации в банке.

Следующим этапом, после того как определено, что защищать, является определение, от кого защищать, а также — какие способы хищения информации могут быть реальными и от каких реально можно защититься. Данный шаг является весьма важным, поскольку зачастую реализуемые меры защиты (весьма дорогие) направлены на эфемерные угрозы и нереализуемые риски. При этом остаются незащищенными участки, где информация реально может быть похищена.

В частности, таким незащищенным направлением является инсайдер. Как правило, банки очень жестко защищают внешние периметры своих информационных систем, помещений, архивов и т.п., оставляя без должного внимания собственных сотрудников. Хотя по статистике именно сотрудники банка являются главной угрозой утечки конфиденциальной информации.

Соответственно, следующим шагом организации защиты конфиденциальной информации является разработка модели угроз и профиля нарушителя, что обычно делается совместно подразделениями информационных технологий и безопасности банка. Все это вместе: классификация информации, модель угроз и профиля нарушителя — является основой политики информационной безопасности банка.

В заключение стоит отметить, что недавно Банком России выпущена новая версия Комплекса документов в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации». Эти документы могут быть (и должны быть) использованы в рамках организации защиты конфиденциальной информации в банках. Комплекс документов включает в себя:
— четвертую редакцию стандарта Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения» (СТО БР ИББС-1.0-2010);
— третью редакцию стандарта Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Методика оценки соответствия информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации требованиям СТО БР ИББС-1.0-2010» (СТО БР ИББС-1.2-2010);
— рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Требования по обеспечению безопасности персональных данных в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» (РС БР ИББС-2.3-2010);
— рекомендации в области стандартизации Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Отраслевая частная модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных организаций банковской системы Российской Федерации» (РС БР ИББС-2.4-2010).

Текст подготовлен при поддержке CIO клуба

Банки узнают, откуда деньги

Банки все чаще требуют от клиентов раскрытия информации о происхождении денег. В социальных сетях сейчас активно обсуждается случай, когда крупный банк закрыл клиенту доступ в личный кабинет и фактически заблокировал его счет. Банк попросил владельца пластиковой карточки представить документы о том, кто и за что перечислял ему деньги в течение последних трех месяцев. Сам клиент утверждает, что просто переводил свои средства из одного банка в другой. В каких случаях нужно быть готовым представить отчет о своих операциях, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Борис Бейлин.
В России существует закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем». Следить за чистотой клиентских операций — это не просто право, а прямая обязанность банков, говорит председатель Совета «Союза защиты прав потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков. И это международная практика:

«Это происходит везде. Не только у нас, но и в западных банках. Уже сейчас наши граждане, которые имеют счета в западных банках, сталкиваются с ситуацией, когда им приостанавливают платежи до тех пор, пока не будут представлены документы из России, где подтверждается уплата налогов и законность поступлений».

За кредитными организациями надзирает Центральный банк. Он предъявляет свои требования, поясняет ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин. Так что о процедурах проверки законности средств нужно выяснять в банке еще до открытия счета. Хотя правила часто меняются:

«Центральный банк постоянно ужесточает требования к банкам и формирует новые процедуры. Банки выстраивают различные процедуры, но некоторые банки предпочитают «перегнуть палку» в отношении клиента проблемам с регулятором. Предпочитают перестраховаться, чем получить проблемы и предписания от Центрального банка».

Банки могут потребовать раскрыть информацию о происхождении средств, поступающих на карточку в любых подозрительных ситуациях, отмечает Игорь Костиков. Если та или иная операция покажется банку странной:

«Если вы получаете зарплату на свою карточку, и вдруг вам падает крупная сумма. Тогда банк говорит: «Так, у вас это зарплатная карточка, почему к вам пришла какая-то непонятная сумма? Дайте объяснения, откуда эти средства получены. И законным ли путем».

Крупное поступление на карточку — это не единственное условие для того, чтобы заблокировать счет до дачи разъяснений. Подозрительными банку могут показаться и мелкие, но частые переводы, говорит Иван Уклеин:

«Если на карточку поступает 3-5 тысяч рублей, то такие суммы банк пропустит. Это скорее вопрос банка, откуда перечисляются средства. Но если на карточку происходят систематические зачисления (к примеру, по три тысячи каждый день, либо какие-то крупные сумму), то клиенту в этом случае нужно быть готовым предъявить какие-то подтверждающие документы по поводу происхождения этих средств».

В таких случаях банк может заподозрить клиента в том, что он занимается незаконным предпринимательством. То есть, используя свой счет, уходит от налогов, отмечает Игорь Костиков:

«Еще есть основания следующие: банк подозревает, что вы занимаетесь предпринимательской деятельностью со своего счета. А счет не предпринимательский. Банк считает, что вы таким образом уходите от налогов. И он от вас просит отчета. И если банк увидит, что вы действительно уходите от налогов, то он попросит вас рассчитаться с налоговой, прежде чем разблокировать счет».

Причем банк не просто заблокирует счет клиента и потребует представить документы, подтверждающие легальное происхождение средств, он еще и сообщит об этом финансовым властям, предупреждает Иван Уклеин:

«Они обязаны в случае блокировки счета направлять всю информацию в Росфинмониторинг».

В таком случае о движении денег на клиентских счетах рано или поздно узнает налоговая служба, которая наверняка также захочет получить разъяснение о происхождении средств. Ну, а если представленные документы не убедят банк в чистоте операций, то разблокировать счет можно будет только в судебном порядке.

Российским банкам рекомендовано лучше искать среди клиентов «политически значимых лиц»

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Российские банки плохо следят за клиентами с политическим весом, считает FATF / Kacper Pempel / Reuters

Банки должны лучше искать среди клиентов «политически значимых лиц» и людей из их окружения, а также реальных бенефициаров компаний. О таких рекомендациях FATF (организация по противодействию легализации и отмыванию капитала) российским властям рассказал замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный. Нужно внимательнее следить за политически значимыми клиентами с учетом высоких коррупционных рисков в России, объяснил он.

К политически значимым лицам (politically exposed person, PEP) в мире относят действующих и бывших госслужащих, руководителей госкомпаний и политиков, а также их родственников и людей из ближайшего окружения. Срока давности в этом вопросе нет, писал Всемирный банк в руководстве для банков в 2012 г. Банки и регистраторы компаний и трастов в офшорах обязаны собирать и хранить сведения о клиентах из числа PEP. Если такой клиент решил открыть счет, банк должен более тщательно проверить происхождение его капитала с точки зрения возможного конфликта интересов, а также коррупционных рисков и следить за его операциями, рассказывает старший юрист налоговой практики BCLP Юрий Куликов.

В противном случае банкам грозит штраф. Например, управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании выставило Barclays рекордный штраф в $108 млн за недостаточно тщательную проверку клиентов из категории PEP.

В России также есть аналог таких правил. По закону о противодействии легализации преступных доходов российские банки должны выявлять среди клиентов иностранных и российских публичных должностных лиц, а также проверять происхождение их денег. Но FATF относит к PEP должностных лиц и членов их семей, а также близких им людей – партнеров по бизнесу, друзей и даже юристов, в России же под аналогичные требования попадают только должностные лица и их родственники, говорит заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл» Илья Шуманов. Из-за этого часто конечные бенефициары бизнеса так и остаются неизвестными, жалуется он, а юристы, консультанты и партнеры крупных чиновников не попадают под дополнительный антиотмывочный контроль.

450 000

политически значимых лиц содержится в базе данных PEP Desk Database, также банки используют базы World Compliance и Refinitiv (бывшая WorldCheck), рассказывает Шуманов. Росфинмониторинг рекомендует использовать при проверке Dow Jones Risk and Compliance (Factiva), системы СПАРК, X-Compliance, DBAI, GRS, отчеты «Знай своего клиента» и др., перечисляет Старостина

Представитель FATF отказался раскрыть причины рекомендации, указав, что отчет еще согласовывается и будет опубликован в декабре. ЦБ вместе с другими ведомствами подготовит план устранения недостатков регулирования, обещает представитель ЦБ. Его коллега в Росфинмониторинге на запрос «Ведомостей» не ответил. С 2014 г. FATF проводит четвертый раунд оценки стран на соответствие требованиям и рекомендациям организации, проверку прошло уже 60 стран и у всех одна системная проблема – выявление публичных должностных лиц, говорит заместитель руководителя НСФР Александр Наумов.

При определении бенефициаров компаний российские финансовые институты слишком полагаются на ЕГРЮЛ, пересказал замечания FATF Ливадный. В российском законе нет четкого механизма выявления публичных должностных лиц и у банков разные подходы, говорит управляющий партнер департамента финансового консультирования Deloitte Александр Соколов. Одни банки используют международные базы данных, другие – берут информацию из анкет клиентов, есть и те, кто анализирует источники доходов и проверяет информацию в открытых источниках, объясняет он. Банки берут информацию из анкет, мало используя публичные и коммерческие источники информации, добавляет Наумов, хотя ЦБ рекомендовал проверять информацию о таких лицах в российских и иностранных коммерческих ресурсах. Идентифицировав клиента как публичное должностное лицо, банк присваивает ему высокий риск, должен следить за его транзакциями и сообщать о подозрительных операциях Росфинмониторингу, рассказывает Соколов.

FATF рекомендует ориентироваться на клиента как основной источник информации, при этом при принятии решения нельзя опираться только на нее, рассказывает менеджер отдела консультирования по управлению рисками KPMG Маргарита Старостина. Система контроля отличается в разных странах: например, в Европе контроль основан на риск-ориентированном подходе – учитываются страна регистрации, осуществления деятельности, информация о конечных бенефициарах. При оценке компаний из третьих стран проверяются все члены органов их правления, лица, уполномоченные подписывать документы, и бенефициары вплоть до последнего человека в цепочке владельцев.

Российские компании также должны собирать, хранить и обновлять информацию о конечных владельцах. Такой закон был принят еще в середине 2016 г. За нарушение предусмотрен штраф: для сотрудников – от 30 000 до 40 000 руб., для компаний – от 100 000 до 500 000 руб. Но бенефициары многих компаний так и остались неизвестными. Например, владельцы «Сургутнефтегаза» – он публикует только доли менеджеров и членов совета директоров.

Важно, чтобы возможное ужесточение требований к анализу контрагентов и аффилированных людей и компаний соответствовало здравому смыслу и не тормозило бизнес-процессы банков, говорит первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. Повысить эффективность могли бы технологичные инструменты анализа, например цифровой профиль гражданина, который позволил бы эффективно проводить исчерпывающую квалификацию человека по правилам FATF, советует он.

Банковская тайна

Банковская тайна — юридический принцип в законодательстве РФ, в соответствии с которым финансовые учреждения должны защищать сведения о вкладах, счетах, банковских операциях, финансовом положении своих клиентов и иных сведениях, если это не противоречит законодательству.

Банковская тайна охраняется законодательством РФ. Режим банковской тайны не носит абсолютный характер, в определенных законом ситуациях, доступ к данным может быть предоставлен госорганам. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, отступления от банковской тайны допустимы только, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Доступ к банковской тайне

Режим банковской тайны предусматривает ограничение доступа к информации о счетах, финансовом состоянии и операциях клиента. Кроме владельца, такими сведениями располагает только банк и ограниченный круг сотрудников правоохранительных и контролирующих органов: бюро кредитных историй, судам, следственным, налоговым и таможенным органам, Счетной палате, АСВ, ПФР, Фонду социального страхования, ФССП, ФСФН, ФТС. Раскрытие информации выполняется в порядке и объеме, определенном законодательством. Для предоставления доступа к банковской тайне, необходимо решение суда, санкция прокурора, предписание и другие документы.

Закон о банковской тайне

Законы о банковской тайне действуют во многих странах мира: Швейцарии, Франции, Германии, Австрии, Люксембурге, США и других.

В России содержание банковской тайны и ответственность за ее разглашение определяются нормами:
— ст. 857 Гражданского кодекса РФ;
— ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» N 395-1 от 02.12.1990 года;
— ч. 2, 3, 4 ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Порядок предоставления информации отдельным государственным органам регламентируется приказами и распоряжениями.

Защита банковской тайны

Правовая защита банковской тайны обеспечивается законодательством Российской Федерации. Гаранты соблюдения банковской тайны — финансовое учреждение, Банк России, агентство по страхованию вкладов.

Для защиты банковской тайны, финансовые учреждения должны:
— ограничивать круг лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну;
— организовать отдельное делопроизводства с документами, содержащими банковскую тайну;
— использовать технические средства для предотвращения несанкционированного доступа к носителям информации;
— применять предупреждения о необходимости сохранения банковской тайны и ответственности за ее разглашение в договорах между банком и клиентом.

Нарушение банковской тайны

Нарушением банковской тайны считается умышленное или невольное разглашение информации, признанной конфиденциальной, должностным лицом финансового учреждения без согласия клиента. В случае, если такие действия нанесли физическому или юридическому лицу материальный или репутационный ущерб, законодательство предусматривает возможность обращения в суд для защиты своих интересов. Законодательство предусматривает различные виды ответственности за нарушение банковской тайны.

За разглашение банковской тайны предусмотрены гражданская, административная и уголовная ответственности.

Банк можно привлечь к гражданской ответственности путем подачи руководству финансового учреждения требования о возмещении убытков, причиненных разглашением сведений, составляющих банковскую тайну.

Для привлечения кредитной организации к административной ответственности за разглашение банковской тайны, клиенту финансового учреждения необходимо подать заявление в полицию или прокуратуру.

За незаконное разглашение банковской тайны, повлекшее тяжкие последствия, предусмотрена уголовная ответственность согласно ч. 2, 3,4 ст. 183 УК РФ.

Что является банковской тайной

К банковской тайне относятся:
— данные о состоянии счетов клиентов;
— операции, проведенные по поручению клиента;
— финансовое положение клиентов;
— системы охраны банка и клиентов;
— информация о структуре юридического лица — клиента, о руководителях, видах деятельности;
— данные о коммерческой деятельности клиентов;
— сведения об отчетности по банку, за исключением подлежащей опубликованию;
— коды защиты информации, а также другие данные, перечень которых может устанавливать финансовое учреждение.

Совет от Сравни.ру: При открытии счета в банке, стоит внимательно ознакомиться с разделом договора, содержащим информацию о защите банковской тайны.

Разглашение банковской тайны

Когда граждане и компании обращаются к банкам за открытием счета, обменом валюты, оформлением кредита, он договаривается о том, что кредитное учреждение не будет сообщать третьим лицам сведения о клиенте и любых его операциях. Бывает, что посторонние лица получают конфиденциальную информацию, чтобы украсть у клиента деньги с депозита или снять средства с кредитного счета. Если в этом замешаны банковский сотрудники, то они могут быть привлечены к ответственности по статье 183 УК РФ.

Под банковской тайной понимают сведения о совершаемых операциях, расчетных счетах и депозитах клиентов кредитного учреждения. Все сотрудники банков обязаны в тайне информацию, которая стала им известна в процессе выполнения должностных обязанностей.

На практике к банковской тайне относят следующие данные:

  • личная информация о пользователях банковских услуг;
  • условия кредитного соглашения, заключенного с конкретным лицом;
  • номера банковский карт, пин-коды к ним и прочая информация;
  • сведения о внутренних процессах кредитной организации;
  • история переговоров с клиентами.

Достаточно, чтобы клиент один раз заполнил анкету в кредитной организации, чтобы данные о нем попали под режим банковской тайны.

Существует, информация, которая не считается конфиденциальной:

  • учредительная документация;
  • сведения о регистрации в ЕГРЮЛ;
  • данные о выдаче лицензии;
  • открытая бухгалтерская отчетность;
  • информация о структуре кредитной компании;
  • данные об уплате налогов.

Ряд сведений вправе запрашивать правоохранительные и ФНС. Банки обязаны контролировать эти запросы и давать ответы только при наличии законных оснований. За выполнение неправомерного запроса клиент вправе обратиться к кредитной организации за возмещением морального вреда.

Если вас необоснованно обвиняют в разглашении банковской тайны, следует незамедлительно обратиться к опытному адвокату. Он проанализирует вашу ситуацию и поможет установить, является разглашенная вами информация конфиденциальной или нет.

Законодательство о защите банковской тайны

Режим банковской тайны регламентируется Законом о банках от 02.12.1990 года № 395-1. Гарантами соблюдения конфиденциальности информации о клиентах выступают ЦБ РФ, Агентство по страхованию вкладов и финансовые учреждения.

Для защиты банковской тайны банки проводят обязательные мероприятия:

  • устанавливают для сотрудников разный уровень доступа в зависимости от выполняемых задач;
  • организовывают особый режим делопроизводства;
  • используют средства защиты информации, передаваемой через внутреннюю сеть банка и через каналы удаленного доступа;
  • включают условия о неразглашении конфиденциальных сведений в трудовые договоры, должностные инструкции, соглашения, заключаемые с клиентами.

Ответственность за сохранность тайны несут не только сотрудники финансовых учреждений, но и служащие страховых фирм, операторов, занимающихся обслуживанием платежной инфраструктуры, а также правоохранительных органов, которые получили доступ к конфиденциальной информации.

Что такое незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну

Под незаконным получением и разглашением банковской тайны понимают кражу информации или получение доступа к ней другим незаконным способом, а также разглашение и использование без согласия владельца.

Банковская тайна разглашается по следующим причинам:

  • из-за халатности служащих кредитных организаций;
  • в связи с кибератаками со стороны злоумышленников, которые совершают проникновение во внутреннюю сеть банка;
  • вследствие сознательного распространения конфиденциальной информации сотрудниками финансового учреждения для получения материального вознаграждения.

Независимо от причин утечки информации виновные лица подвергаются уголовному наказанию. Клиенту банка достаточно подать заявление в правоохранительные органы, которые организовывают проведение следственных мероприятий.

Несмотря на суровость ответственности, уголовное преследование применяется в редких случаях. Кредитные учреждения заинтересованы в сохранении репутации, поэтому чаще всего претензии клиентов удовлетворяются в досудебном порядке.

Консультация юриста по уголовной ответственности за разглашение банковской тайны

Если клиенты обвиняют вас в разглашении банковской тайны, следует обратиться к квалифицированному юристу, который хорошо разбирается в судебной практике по данному направлению. Он поможет решить конфликт без привлечения правоохранительных органов. Для получения юридической консультации в юридической компании СКП заполните форму обратной связи или позвоните по телефону. Наши специалисты свяжутся с вами и ответят на все вопросы.

Банковская тайна: закон, сведения, составляющие БТ, ответственность за разглашение

Под понятием банковской тайны (БТ) подразумевается совокупность сведений, касающихся личной финансовой информации клиента, которая не подлежит свободному распространению и передаче третьим лицам без его согласия. За разглашение банковской тайны законодательством предусмотрена уголовная ответственность. В то же самое время, существуют ситуации и организации, которые требуют в обязательном порядке предания нужной информации огласке.

Оглавление: 1. Законодательное регулирование понятия банковской тайны 2. Ответственность за разглашение информации о банковской тайне 3. Кто и в каких случаях может получить доступ к банковской тайне

Законодательное регулирование понятия банковской тайны

На законодательном уровне понятие БТ в целом регулируется положениями ФЗ №395-1 от 02.12.1990, который практически полностью регламентирует банковскую деятельность в целом. Также, понятие БТ освещается непосредственно Гражданским кодексом в ст. 857. К сведениям, которые входят в БТ, относятся:

  • Информация о принадлежности клиенту определенных расчетных счетов;
  • Состояние таковых счетов;
  • История операций, совершенных с банковскими счетами, в том числе и кредитных договоров;
  • Личные данные клиента;
  • Информация о наличии ячейки хранения в депозитарии и её содержимом.

При этом таковая информация не подлежит свободному распространению, а её утечка может привести к наступлению уголовной ответственности в отношении виновных лиц.

Ответственность за разглашение информации о банковской тайне

Регулируется уголовная ответственность, которая наступает в случае распространения или сбора сведений, составляющих БТ, положениями ст. 183 УК РФ. При этом сбор таковой информации, в том числе при использовании угроз, подкупа, кражи, наказывается менее строго, чем непосредственное разглашение наличествующей у лица информации как таковой.

Наказанием за разглашение БТ вне зависимости от других обстоятельств может выступать:

  • Штраф размерами до миллиона рублей либо в размерах двухлетнего дохода лица, признанного виновным в свершении вышеописанного преступления;
  • Лишением свободы или же исполнением принудительных работ на трехлетний срок;
  • Исправительными работами, длящимися в течение двух лет;
  • Дисквалификация и запрет на занятие определенных должностей в трёхлетний период.

Тем не менее, если раскрытие личных сведений клиента привело к нанесению ему ущерба в крупном размере или же наступление тяжких последствий, положениями данной статьи Уголовного кодекса предусматривается более строгий порядок наказания.

Важный факт

Разглашение БТ в любых обстоятельствах и по любым причинам является уголовным преступлением и не может быть квалифицировано как административное правонарушение даже в случае, если никакого фактического ущерба лицу, чья информация была предана огласке, нанесено не было.

При этом данная статья также затрагивает понятие коммерческой или государственной тайны, наказание за разглашение которых является аналогичным. Лицо, пострадавшее от разглашения его банковской тайны также вправе предъявить иск в судебном порядке для возмещения понесенного в случае произошедшего разглашения тайны материального и морального ущерба.

Кто и в каких случаях может получить доступ к банковской тайне

Законодательством отдельно регулируется возможность получения доступа к составляющим БТ для физических и юридических лиц. Так как деятельность юридических лиц подразумевает необходимость мониторинга и проверок, состоянием их банковских счетов, а также движением средств на них имеют право абсолютно законно интересоваться государственные службы, такие как:

  • Органы следствия и МВД;
  • ФСС и ПФ;
  • Служба таможни;
  • ФСБ;
  • Органы правосудия;
  • Счетная палата и налоговая инспекция;
  • Росфинмониторинг.

Представителям вышеозначенных организаций банки и прочие финансовые организации обязаны предоставлять сведения, составляющие БТ клиента по первому запросу без возможности отказа. Также, отдельным государственным структурам, например ЦБ РФ, банки обязаны самостоятельно отправлять отдельную информацию относительно изменений состояния счетов клиентов. Физические лица являются чуть более защищенными от раскрытия банковской тайны государственными инстанциями, однако в ситуациях, когда таковые действия предусмотрены законодательством, от банков также может быть затребована конфиденциальная информация, составляющая банковскую тайну относительно того или иного физического лица.

Важный факт

Вне зависимости от того, на какое лицо клиентом была возложена обязанность сохранения БТ, любое лицо, в том числе и должностное из вышеозначенных правоохранительных структур, также несет ответственность за сохранение полученной в ходе следственных действий БТ и её последующее неразглашение ни при каких обстоятельствах.

Кроме государственных служб, отдельным ФЗ также предусмотрена функциональность работы БКИ – Бюро Кредитных Историй. Таковая организация также имеет право по поручению других кредитных организаций затребовать у банка информацию, составляющую банковскую тайну с целью составления общей картины платежеспособности клиента и его благонадёжности относительно банковской системы.

При этом ранее для сбора таковой информации требовалось непосредственное письменное согласие клиента, сейчас же деятельность БКИ в полной мере регламентирована законодательством.

Также, законодательство предусматривает необходимость открытия данных, составляющих банковскую тайну, в случае смерти клиента такового банка. В таком случае, уведомляется нотариальная контора, в которой составлялось завещание либо происходило открытие наследства, а средства скончавшегося клиента делятся по закону или в соответствии с положениями завещания, однако БТ разглашается исключительно нотариусу и непосредственным лицам, вступающим в наследство.

Кроме этого, БТ может передаваться третьим лицам на основании действующего по распоряжению суда исполнительного производства – информация о ней содержится в исполнительном листе.

Допустимо также разглашение части или всей информации, составляющей БТ третьим лицам при заключении в соответствии с законодательством договора про уступку прав требования. Однако такой договор подразумевает ответственность принимающей права требования стороны за последующее хранение БТ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *