Не платить за домофон

Домофон представляет собой сложное электронное устройство, обеспечивающее жильцам домов комфорт и относительную безопасность подъездов. Удобства механизма несомненны. Однако граждан удивляют и возмущают ежемесячные начисления за обслуживание оборудования, которые управляющая компания включает в счета.

Разберем, законны ли дополнительные суммы в платежках. От чего зависит величина дополнительного взноса. Можно ли не вносить деньги за обслуживание домофона? В каких ситуациях разрешено отказаться от платежа, а когда таковое невозможно.

Законодательство

Вопросы финансирования электронной системы запора входной двери разобраны в нескольких нормативных актах. Так, регулирование ситуации производится на основании:

Важно: домофон по функционалу и способу применения признается общедомовым имуществом. А содержание последнего отнесено к обязанностям жильцом домов.

Автоматическая система пунктом 7 Правил содержания общедомового имущества (Постановление № 491) отнесена к последнему. В 36 статье ЖК расшифровано понятие общей собственности. Таковая принадлежит всем жильцам подъезда или здания в долях. А в 39 статье ЖК указано, что общедомовое имущество содержат собственники.

Таким образом, включение нового вида платежа в счета собственников и съемщиков квартир имеет основание. Но есть определенные нюансы. Дело в том, что приобретается имущество только с согласия будущих владельцев. Они же обязаны позаботиться о содержании собственности. Следовательно, установка домофона сопровождается оформлением документации. От ее вида и содержания зависит будущая сумма в платежке.

Скачать для просмотра и печати:

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме

Пункт 7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ

Статья 36. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме ЖК РФ

Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме

За что нужно платить

Домофон — это сложная электронная система. Для ее функционирования необходима электроэнергия. Кроме того, она нуждается в профилактическом обслуживании. Плата с пользователей взимается для организации таких мероприятий:

  • электропитания;
  • ремонта;
  • обслуживания.

Фактически система требует не так много денег. Ломается хорошее оборудование нечасто. А электричества берет немного, это же не обогревательный прибор. Но иногда в счетах фигурируют неоправданные цифры.

Например, жильцы одного из домов обзавелись электронным ключом. На приобретение аппаратуры и ее установку им потребовалось 10 000,0 р. В подъезде расположено 64 квартиры. Все собственники стали получать дополнительные счета на обслуживание оборудования в размере 160,0 р. в месяц. Это составляет 10 240,0 р. Понятно, что жителям дешевле ежемесячно устанавливать новое оборудование, чем содержать смонтированную систему.

Откуда берется сумма за содержание домофона

Автоматическая система запора входной двери устанавливается в подъезде по инициативе собственника. Мероприятие предполагает наличие договора сторон. И от его условий зависит дополнительная сумма в платежке. Иногда жильцы сами виноваты в том, что приходится платить необоснованный ежемесячный платеж.

Как правило, установка электронной системы происходит по следующей схеме:

  1. Жители приходят к общему согласию и необходимости оборудования.
  2. Совместно собственники выбирают способ взаимодействия с предприятием, предоставляющим соответствующую услугу:
    1. заключить договор самостоятельно (через уполномоченное лицо);
    2. передать ответственность управляющей компании.
  3. В договоре прописываются условия обслуживания устройства, в том числе финансовые.

Будущие начисления за содержание оборудования зависят от условий соглашения с обслуживающим предприятием. А граждане зачастую не обращают внимания на такие мелочи. Тем не менее это крайне важный фактор. Фирма заинтересована в получении регулярного дохода. Если не ограничить ее требования разумными пределами, то придётся платить постоянно.

Важно: размер и регулярность платежа за обслуживание домофона устанавливается договором сторон.

Обязательно ли платить

Начисления бухгалтерия обязана производить на основании условий договора. Если в документе указана абонплата, то вносить ее придется. Гражданин может инициативно поинтересоваться условиями соглашения. Экземпляр хранится в управляющей компании, так как именно эта организация занимается расчетами с жильцами.

Существует иной способ расчетов с обслуживающим предприятием. Стороны могут договориться о ежегодном обслуживании и выполнении ремонтных работ. В такой ситуации фирма выставляет счета за обслуживание:

  • раз в год;
  • в случае ремонта.

Если нет трубки

Процесс установки оборудования связан с получением согласия от каждого квартиросъемщика и владельца. Причем документ необходимо оформлять письменно. Закон требует наличия протокола общего собрания жильцов. В нем описывается предстоящее мероприятие, в том числе:

  • согласие каждого на расходы по приобретению и установке;
  • подтверждение получения информации о необходимости вносить плату за обслуживание/ремонт;
  • иное.

Важно: протокол подписывается каждым владельцем или квартиросъемщиком отдельно.

Отсутствие письменного согласия на установку оборудования может привести к незаконности взимания дополнительного взноса. В порядке действующего законодательства начисления делаются на содержание общедомового имущества. А для того чтобы электронный ключ включили в его состав, необходимо переоформление технического паспорта здания. Если таковое мероприятие не проведено, то начисления квартиросъемщику, отказавшемуся от трубки, является незаконным.

Если аппарат сломался

В соглашении сторон четко прописываются условия обслуживания оборудования. Если последнее не функционирует, значит, требуется ремонт. Невыполнение условий дает собственнику право требовать у фирмы ответа. А это означает и снижение финансовых обязательств.

Подсказка: если домофон длительное время не функционирует, то жильцы подъезда могут потребовать перерасчета платы.

Если человек длительное время не проживает в помещении

На период отъезда из квартиры жилец вправе уведомить управляющую компанию с целью приостановки начислений. Однако правило не распространяется на содержание общедомовой собственности. Придется вносить деньги за домофон даже в случае отъезда на длительное время. Начисления производятся в соответствии с условиями соглашения.

Подсказка: желательно не задерживать внесение средств дольше 31 дня с даты наступления очередного платежа. Иначе у управляющей компании появится возможность производить начисление пеней.

Если договора нет

Совсем иные правила действуют, если жильцы не подписывали соглашения с фирмой, установившей систему запора. Отсутствие документа делает начисление незаконным. То есть управляющая компания не имеет права выставлять отдельный счет за обслуживание запорной системы. Расходы на электроэнергию включаются в общую строчку за содержание домовой собственности.

Подсказка: граждане могут потребовать перерасчета, если им выставляли счета необоснованно.

В момент принятия решения об установке в подъезде автоматического запора представитель фирмы предлагает людям выбрать тариф на обслуживание. Таковы различаются суммами и количеством услуг. А именно:

  1. Полный включает регулярную проверку, ремонт. Предполагает ежемесячный платеж.
  2. Есть тарифы, при которых оплачивать приходится только ежегодное обслуживание и ремонтные мероприятия.
  3. Иногда положение о профилактическом обслуживании не включается в документ. В такой ситуации взимание дополнительных денег незаконно.

Для сведения: судами Москвы, Воронежа и иных городов были приняты решения о проведении перерасчета по счетам за содержание домофона, выставленным без заключения договора.

Как отказаться от невыгодного соглашения с обслуживающим предприятием

Собственники в любой момент могут разорвать невыгодное соглашение с фирмой, установившей запорную систему. Для этого необходимо провести такие мероприятия:

  1. Собрать общее собрание жильцов дома/подъезда.
  2. Принять решение о приостановке действия предыдущего соглашения.
  3. Оформить постановление протоколом. Документ должны подписать все присутствующие. Причем голосование признается действительным, если в нем приняло участие не менее 2/3 от общего числа квартиросъемщиков.
  4. Один экземпляр протокола прикрепляется к письменному заявлению и передается обслуживающему предприятию. Кроме того, нужно проинформировать управляющую компанию также в письменном виде.

Важно: оборудование остается в распоряжении жильцов дома.

Дальнейшие действия зависят от желания жильцов. Есть несколько вариантов решения проблемы с поломками оборудования. А именно:

  1. Нанимать специалиста по необходимости, оплачивая его услуги из собственного кармана.
  2. Заключить договор с иной организацией.
  3. Составить новое, более выгодное соглашение с той же компанией.

Подсказка: желательно зафиксировать метод решения проблемы с вероятным выходом из строя оборудования в том же протоколе общего собрания.

Можно ли отказаться от трубки единолично

Использование оборудования — это личное дело собственника. Человек вправе отказаться от системы. Однако это не всегда приводит к остановке начислений. Действия обслуживающей организации зависят от условий соглашения сторон, а также уровня оформления паспорта на здание. Если домофон включен в общедомовое имущество, то платить придется в любой ситуации.

Зачастую обслуживающие предприятия идут навстречу квартиросъемщикам. Они перестают включать в ведомость тех, кто отказался от услуги. Решение принимается после подачи письменного заявления. Аппарат в квартире отключают, а плату взимать прекращают.

Изъятие ключа от домофона у собственника является незаконным в любой ситуации. Причины две:

  1. Имущество является собственностью владельца. Посягать на него никто не вправе.
  2. Фирма не может создавать препятствия для использования человеком жилого помещения. Это является серьезным нарушением закона.

В случае накопления задолженности взыскать с гражданина деньги фирма может только через суд. Последний орган досконально проверит правильность оформления бумаг. Если договор с жителями здания не заключался, то в удовлетворении иска откажут. В иной ситуации задолженность, включая пени и штрафы, взыщут в полном размере.

Посмотрите видео о плате за домофон

В Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области поступают устные и письменные обращения потребителей по вопросу качества оказания услуг домофонной связи и взимания платы за данную услугу.

Отношения с участием потребителей в сфере оказания услуг домофонной связи регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), в части, не урегулированной ГК РФ, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее — Правила содержания общего имущества и Правила изменения размера платы), Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 года № 1025 (далее по тексту Правила бытового обслуживания населения) и иными нормативными правовыми актами.

Закон № 2300-1 применяется в этом случае, если он не противоречит ГК РФ и специальному закону. Исходя из смысла статьи 39 Закона № 2300-1 в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают по действие главы III Закона № 2300-1, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона № 2300-1, а ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг.

Согласно положениям пункта 1 статьи 6 ГК РФ в случаях, когда фактически возникающие гражданские отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

По общему правилу, закрепленному пунктом 2 статьи 1 ГК РФ, граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.

В соответствии с ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. У органов государственной власти ограничены полномочия по управлению собственностью граждан и в настоящее время жилищные услуги (содержание и ремонт жилого помещения) не регулируется государством, кроме муниципального жилья.

В соответствии со статьёй 4 ЖК РФ определена сфера регулирования жилищного законодательства. Перечень отношений, подлежащих регулированию, является исчерпывающим. Предоставление коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (далее — МКД), а также порядок внесения платы за них подлежит регулированию жилищным законодательством. Оплата запирающего устройства не относится к оплате за коммунальные услуги и государственному регулированию не подлежит. Так в перечень коммунальных услуг входят (отопление, водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение (подогрев воды), электроэнергия, газ). При этом, жилищным законодательством, порядок предоставления и оплаты каких-либо иных (прочих) услуг, кроме услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и коммунальных услуг не регулируется.

Домофонная система (входная дверь с блоком питания, блоком вызова, блоком управления электромагнитного замка и блоком коммутатора) не является собственностью одного жильца, а принадлежит всем собственникам квартир, то есть является общедомовым имуществом (подпункт «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). Переговорное устройство, находящееся в квартире является собственностью владельца квартиры (пункт 1 статьи 218 ГК РФ). В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в таком доме. Таким образом, собственник квартиры, даже не имеющий домофонной трубки, обязан оплачивать услугу домофона.

Решение о подключении и техническом обслуживании системы ограниченного доступа в подъезд осуществлялось от имени и по поручению собственников многоквартирного дома, принятом на общем собрании, то есть данная система автоматически запирающих устройств дверей подъезда в соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества, входит в состав общего имущества многоквартирного дома.

В этой связи следует иметь ввиду, что бремя возмездного содержания общего имущества, изначально связанное с долей в праве на это имущество, относится к отношениям собственности, а не потребительским правоотношениям, то есть оно не является услугой по смыслу Закона № 2300-1. По этой причине не подпадает под действие главы III указанного Закона № 2300-1, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг).

Предоставление услуги «запирающее устройство» осуществляется на договорной основе.
Согласно вышеуказанному Порядку, вопрос об установке, модернизации и обслуживании запирающего устройства, домофона (далее по тексту – запирающее устройство), должен решаться на общем собрании жильцов подъезда (дома). Решение общего собрания оформляется протоколом, обязательным приложением к которому является поквартирный список жильцов, в котором указываются: номер квартиры, фамилия нанимателя или собственника жилого помещения, а также подписи граждан, участвующих в собрании. Необходимо отметить, что процент голосов, которым принимается решение о функционировании запирающих устройств за счет средств населения, должен составлять не менее 80% от общего количества нанимателей и собственников квартир. На основании протокола управляющей организацией или каждым собственником/нанимателем персонально, заключается договор с подрядным предприятием на выполнение работ по установке, модернизации и обслуживанию запирающего устройства. При этом плата за выполнение работ по обслуживанию запирающего устройства включается в перечень услуг отдельной строкой и относится к прочим целевым сборам.

Решение общего собрания собственников помещений в МКД является обязательным для всех собственников помещений дома, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Также данное решение собственников помещений в МКД является обязательным и для управляющей организации.

Кроме того, плата за домофон не входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги, определенные в соответствии со статьей 154 ЖК РФ.

По общему правилу, закрепленному в статье 309 ГК РФ и в пункте 1 статьи 4 Закона № 2300-1 исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует договору.При отсутствии в договоре условий о качестве работы (услуги) исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу), пригодную для целей, для которых работа (услуга) такого рода обычно используется. Если исполнитель при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях выполнения работы (оказания услуги), он обязан выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим целям. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан выполнить ее в полном соответствии с этими требованиями.

Правовые последствия обнаружения потребителем недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) регламентируются статьей 29 Закона № 2300-1, согласно пункту 1 которой потребитель по своему выбору вправе требовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

В порядке информации сообщаем, что первоначально претензии, связанные с нарушением прав потребителей, должны адресоваться непосредственно исполнителю, на юридический адрес которого можно направить письмо с уведомлением о вручении, в котором изложить свои требования. При неудовлетворении требований исполнителем в добровольном порядке спор может быть разрешён исключительно судом, так как правом принудительного побуждения тех или иных хозяйствующих субъектов, чьи действия и решения на этот счет носили бы законный и обязательный характер, обладают только органы судебной власти.

В соответствии со статьей 28, частями 7 и 10 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 2300-1 потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения или исполнения договора. В соответствии со статьей 89 ГПК РФ и пунктом 3 статьи 17 Закона № 2300-1, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Кроме того, потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела — отдельным заявлением истца).

Тезисы жуликов:
1. Размер платы за обслуживание запирающих устройств установлен постановлением Правительства Москвы от 12.10.2010 г. № 937-ПП).
Однако:
Как следует из преамбулы, постановление принято в соответствии с Законом города Москвы от 01.11.2006 г. № 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Из ст. 1 Закона следует, что он принят в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса РФ, которая регулирует порядок предоставления субсидий.
Из текста постановления 937-ПП также следует, что цены на услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств определяются для расчета размера субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Соответственно, постановление 937-ПП не устанавливает обязательный размер платы за обслуживание запирающих устройств в рамках данных статей. Ровно наоборот: постановление определяет не сколько должен заплатить житель, а сколько должны заплатить самому жителю — в виде субсидии, если таковая полагается.
Таким образом, размер платы за ТО ЗУ актом города Москвы не установлен.
2. Плата за ТО ЗУ включается в ЕПД отдельной строкой в силу норм распоряжения Премьера Правительства Москвы от 12.08.1997 г. № 872-РП и постановления Правительства Москвы от 13.04.1999 № 328. Пункт 5.1 постановления 328 признан не нарушающим жилищное законодательство Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 02.06.2010 г. по делу № 5-Г10-59.
Согласно Определению ВС, в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включается оплата за обслуживание автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирных домов; порядок оплаты данной услуги установлен путем указания в платежном документе отдельной строкой ее стоимости, что не свидетельствует о нарушении ст. 154 ЖК РФ и взимании двойной платы.
Однако:
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 4 ст. 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом или об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаются органом государственной власти города Москвы.
Определение Верховного Суда допускает возможность указания стоимости ТО ЗУ в ЕПД отдельной строкой. Однако не допускает применение неутвержденных цен, поскольку иное являлось бы нарушением вышеуказанных требований закона. Вместе с тем Верховный Суд не рассматривал вопросы соответствия размеров платежей за ТО ЗУ установленным тарифам, а также вопросы наличия этих тарифов, поскольку эти вопросы не являлись предметом рассмотрения.
Таким образом, отдельной строкой ТО ЗУ указывать можно, но с соблюдением соответствия стоимости услуг установленным тарифам.
Следовательно, в отсутствие указанных в начале раздела условий стоимость ТО ЗУ включаться в ЕПД не может.
3. Мы получили новые сведения от Минрегиона! Оказывается, запирающее устройство не входит в состав общего имущества собственников помещений, поэтому теперь-то уж точно может включаться отдельной строкой по цене, определенной договором с обслуживающей организацией.
Однако:
В соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату.
Следовательно: выполнять — сколько угодно; за плату — нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *