Неотложные следственные

Неотложные следственные действия-действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Это

1.обязательные,

2.незаменимые,

3.не терпящие отлагательства

следственные действия.

Орган дознания сразу после возбуждения уголовного дела, по ко­торому производство предварительного следствия обязательно, про­водит следственные действия, которые не терпят отлагательства. Промедление с их производством может привести к исчезновению и утрате, фальсификации доказательств либо затруднит их обнаруже­ние и закрепление, изъятие и исследование, либо даст возможность лицу, совершившему преступление, скрыться от органов предвари­тельного расследования и суда, осложнит возмещение вреда, причи­ненного преступлением. А это в свою очередь затруднит достижение цели и задач уголовного судопроизводства. В силу указанных причин неотложные следственные и иные процессуальные действия должны производиться органом дознания незамедлительно.

Перечень НСД законодатель не дает, но подразумевается, что это все те СД, которые направлены на незамедлительное закрепление, изъятие, фиксацию доказательств.

-Перечень органов дознания, которые наделены правом осущест­вления неотложных следственных действий (ч. 2 ст. 157 УПК РФ):

-органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;

-органы ФСБ — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 Кодекса;

-командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;


-начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

-капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

-руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

-главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 2 ст. 157, ч. 3 ст. 40 УПК).

-органы государственной противопожарной службы.

В каждом случае при поступлении заявления или сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении орган дознания обязан произвести следующие действия: 1) прибыть на место происшествия немедленно после получения сообщения; 2) обеспечить охрану места происшествия; 3) оказать, если в этом есть необходимость, первую помощь потерпевшему и установить его личность; 4) принять меры к сохранению в неприкосновенности всей обстановки, если на место должен прибыть дознаватель или следователь; 5) собрать необходимый справочный материал об обстоятельствах происшествия путем опроса очевидцев и лиц, проживающих поблизости, установить личность очевидцев, могущих быть свидетелями; 6) в пределах возможного собрать сведения о лице, совершившем преступление, и принять меры к его розыску и задержанию; 7) лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.


Компетенция органов дознания, указанных в дан­ной статье УПК РФ, по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений определяется предмет­ным (родовым) признаком подследственности уголовных дел.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не бо­лее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела органом до­знания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Тема:Следственные действия.
1. Понятие и система следственных действий
2. Характеристика отдельных следственных действий

УПК понятие следственного действия не дает. Большинство ученых считает, что в УПК должно быть это понятие. Однако в УПК закреплено понятие процессуальных действий (п. 32 ст. 5). Процессуальные действия — следственные, судебные или иные действия, предусмотренные УПК.

На этот счет существуют 2 основные точки зрения:

1 точка зрения (Ларин): следственные действия — любые процессуальные действия, проводимые следователем.

2 точка зрения: следственные действия — любые процессуальные действия, носящие следственный характер, направленные на поиск доказательств и их собирание.

Следственные действия — процессуальные действия, носящие познавательский характер, направленные на поиск, собирание, закрепление и проверку доказательств по уголовному делу.

Система следственных действий — вся совокупность следственных действий, закрепленных в уголовно-процессуальном законе, с помощью которых происходит собирание и проверка доказательств по уголовному делу.

Система включает в себя 12 действий закрепленных в главах 24-27 УПК РФ
-допрос
-очная ставка
-назначение и производство экспертизы
-осмотр
-освидетельствование
-обыск
-выемка
-следственный эксперимент
-предъявление для опознания
-проверка показаний на месте
-контроль и запись телефонных и иных переговоров
-получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами

Задержание не является следственным действием УПК относит его к мерам уголовно-процессуального принуждения ,однако в ходе задержания может быть получена информация которая отражается в протоколе задержания. Такой протокол может использоваться в доказывании как иной документ.

Классификация следственных действий:
1)По методам отображения фактических данных все следственные действия можно разделить на следующие группы :
1. Следственные действия ,в основе которых лежит метод расспроса(допрос и очная ставка)
2. Следственные действия основанные на непосредственном наблюдении или связанные с моделированием и другим активным воздействием на обнаруженный объект (осмотр ,освидетельствование ,обыск,выемка,следственный эксперимент)
3. Следственные действия,основанные на сочетании расспроса и наблюдения (предъявление для опознания ,проверка показаний на месте)
4. Следственное действие,основанное на исследовании объекта

2) В зависимости от цели следственного действия выделяют :
1. Следственные действия ,направленные на собирание доказательств(осмотр,допрос ,обыск ,выемка,контроль и запись телефонных и иных переговоров
2. Следственные действия ,направленные на проверку доказательств (очная ставка ,проверка показаний на месте следственный эксперимент ,предъявление для опознания ,назначение и производство экспертизы )

3) В зависимости от момента производства :
1. Следственные действия ,проводимы для возбуждения уголовного дела(осмотр места происшествия,осмотр трупа,освидетельствование ,назначение судебной экспертизы ,осмотр предметов и документов )
2. Следственные действия ,которое могут осуществляться только после возбуждения уголовного дела

4) В зависимости от обязательного характера производства следственного действия можно выделить :
1. Следственные действия ,проводимые в обязательном порядке в силу прямого предписания закона (допрос подозреваемого ,обвиняемого,обязательное назначение экспертизы )
2. Следственные действия ,проводимые в соответствии с выбором с выбором следователя,дознавателя ,ведущего производство по уголовному делу

5) В зависимости от полномочий органа дознания на производство следственных действий выделяют :
1. Неотложные следственные действия ,законодательное определение которых дано в ст. 5 УПК РФ -это действия,осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела,по которому производство предварительного следствия обязательно ,в целях обнаружения и фиксации следов преступления

6)По направленности:

1) следственные действия, направленные на первоначальное получение доказательственной информации (осмотр, допрос, задержание подозреваемого и т.д.)

2) следственные действия, направленные на проверку ранее полученных доказательств (очная ставка, следственный эксперимент)

7)По процессуальным основаниям производства:

1) следственные действия, проводимые по решению субъекта расследования: следователя, дознавателя (очная ставка и т.д.)

2) следственные действия, проводимые по судебному решению (обыск и выемка в жилище, личный обыск)

8) По процессуальному оформлению решения о производстве следственного действия:

1) следственные действия, производимые по устному решению следователя (допрос, очная ставка)

2) следственные действия, проводимые по постановлению следователя (выемка)

3) следственные действия, производимые на основании решения судьи (обыск в жилище)

Общие правила производства и закрепления следственных действий (ст.164-170 УПК РФ ).
В системе общих правил может быть выделено 3 группы правовых предписаний :
Основания производства следственных действий ;круг участников ,привлекаемых к производству следственных действий ;правила процессуального производства и оформления следственных действий

Основания производства следственных действий подразделяется на:
1.1 фактические -это достаточные данные для предположения о том ,что из указанных в законе источников может быть извлечена информация ,составляющая цель данного следственного действия (ст.182 УПК РФ )
1.2 юридические или формально-правовые ,к которым относят наличие у следователя ,дознавателя общих полномочий на производства расследования

Эти полномочия (юридические основания)определяются следующими правилами
1. Следственные действия могут пр

Следственные действия могут проводиться только после возбуждения уголовного дела и в пределах определенной законом подследственности,до окончания предварительного расследования или расследования вновь открывшихся обстоятельств
2. Право на производство следственных действий возникает:
— у дознавателя,следователя ,руководителя следственного органа ,начальника подразделения дознания,после принятия уголовного дела к своему производству ,а у следователя -криминалиста и без Принятия дела к своему производству
-при выполнении отдельного поручения следователя органом дознании ,оформленного в письменном виде
-при проведении органами дознания неотложных следственных действий ,до принятие следователем дела к своему производству
3. Наличие процессуального акта(постановления ),содержащего решение о производстве следственного действия:
А) Постановление следователя в случае освидетельствование ,обыска ,выемки ,судебной экспертизы
Б) Судебное решение на производство контроля и записи телефонных и иных переговоров ,наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию,ее осмотр и выемку ,обыска и выемки в жилище ,личного обыска и в др.случаях,указанных в ч.2 ст.29 УПК РФ
В) Остальные следственные действия проводятся по устному решению следователя (допрос,очная ставка,проверка показаний на месте)

Круг участников ,привлекаемых к производству следственного действия:
По решению следователя ,дознавателя ,а также По ходатайству самих участников к производству следственных действий привлекается:
-обвиняемый,подозреваемый ,защитник ,потерпевший ,гражданский истец(ответчик) и их представители ,свидетели его адвокат ,эксперт ,специалист ,понятые ,переводчик ,педогога (ч.5 ст.164 упк)

Участие понятых может быть заменено применением технических средств

Порядок проведения и фиксации следственных действий :
1. Запрещается проводить следственные действия в ночное время за исключением случаев ,не терпящих отлагательств (ночное время с 22 часов вечера до 6 часов утра -ст,5 УПК )
2. Запрет на применение насилия ,угроз ,иных незаконных мер либо создание опасности для жизни и здоровья участников следственного действия,а также запрет

2 вопрос
План характеристики отдельных следственных действий
1. Понятие и цель следственного действия
2. Основания (условия )производства следственного действия
3. Виды следственного действия
4. Круг участников следственного действия
5. Процессуальный порядок производства следственного действия
6. Правила составления протокола

Осмотр-это осуществляемая следователем в предусмотренном законом порядке обследование места происшествия ,жилища,иного помещения,предметов или документов в целях обнаружения следов преступления и иной выраженной информации имеющее значение по делу
Фактическое основание для производства осмотра-информация о том,что местность ,жилище являются местом происшествия или иным образом связанны с исследуемые событием и могут сохранить на себе соответствующие следы
Формально-правовое основание-устное решения следователя кроме случаев осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц.

Виды осмотра :
-осмотр места происшествия
-осмотр местности
-осмотр жилища
-осмотр иного помещения
-осмотр предметов и документов
-осмотр трупа
-осмотр животных
-осмотр почтово-телеграфнрй корреспонденции

Освидетельствование-это осуществляемое следователем в соот. ветствии с установленной законом процедурой обследование тела живого человека в целях обнаружения информации ,имеющей значение для дела (обнаружение на теле человека следов преступления ,телесных повреждений и особых примет,а также выявление состояния опьянения или иных Свойств и признаков

Обязательное условие -освидетельствование проводится только в тех случаях ,когда не требуется производство судебно -мед. Экспертизы
Фактическое основание-производства освидетельствование наличие в деле данных о том что на теле освидетельствуемого лица сохранились следы преступления или особые приметы
Юридические основания -постановление следователя о производстве освидетельствования

Обыск-это основанное на наблюдении и осуществляемое в соответствии с уст

Обыск-это основанное на наблюдении и осуществляемое в соответствии с установленной законом процедурой принудительное обследование помещений ,жилища и иных мест ,отдельных граждан и их одежды с целью отыскания и изъятия вещественных доказательств ,документов и ценностей имеющих основания для дела

Фактические основания-наличие достаточных данных ,позволяющих сделать обоснованное предположение о месте нахождения искомых объектов

Юридические основания
1. Мотивированное постановления следователя ,в котором отражаются фактические основания
2. Обыск в жилище и личный обыск проводятся на основании судебного решения

Виды обыска:
-обыск в жилище
-обыск в ином помещении
-в помещении занимаемом дипломатическими представителями и членами их семей
-личный обыск
-обыск на местности с ограниченным доступом (на земельном участке ,находящимся в собственности конкретного лица

Юридическим основанием производство по личному обыску является судебное решение ,в случаях не терпящихся оснований

Выемка-это следственное действие ,состоящее в принудительном изъятии предметов и документов ,имеющих значение для дела,если заранее известно ,

Фактические основания -достоверные данные ,указывающие на вид и место нахождения искомых объектов
Юр. Основания
1. Постановление следователя в тех случаях когда не требуется служебное решение
2. Судебное решение Необходимо для:
-выемки в жилище
-выемки почтово-телеграфной корреспонденции
-выемки документов ,содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях
-выемки в ломбарде
-выемки документов ,содержащих гос. Или иную охраняемую законом тайну

Контроль и запись телефонных и иных переговоров -это осуществляемые в установленном законом порядке прослушивание запись и приобщение к материалам дела полученных в их результате фонограмм фиксирующих сведения имеющие значение для дела

Это следственное действие имеют двойную целевую направленность
1. Оно направлено на получение информации имеющей значение для расследования и раскрытия преступления содержащейся в телефонных переговоров подозреваемых обвиняемых и иных лиц
2. Оно направлено на защиту потерпевших свидетелей их родственников и близких лиц от угроз в совершении в отношении преступлений поступающих по телефону

Допрос -это получение в соответствии с установленной законом процедурой от допрашиваемого лица сведений о существенных обстоятельствах дела путем постановки перед ним задачи

Виды допроса по субъекту:
-Подозреваемого
-Обвиняемого
-Потерпевшего
-Свидетеля
-Законного представителя
-Гражданского истца
-Гражданского ответчика
-Специалиста
-Эксперта

По основанию производства:
-первоначальный
-дополнительный
-повторный
-перекрестный

Фактическое основания для допроса
-данные как доказательственного так и ориентирующего характера о том,что какому -либо лицу может быть известна информация,имеющая значение для правильного разрешения уголовного дела

Юридическое основание для производства допроса
-устное решение следователя ,дознавателя о производстве допроса лица в определенном качестве
О принятии такого решения свидетельствует повестка о вызове лица на допрос

Очная ставка-одновременный допрос нескольких (двух или более)лиц,между показаниями которых имеются существенные противоречия (ст.192 УПК РФ)

Субъекты очной ставки
-подозреваемый
-обвиняемый
-потерпевший
-свидетель

Фактическое основание производства очной ставки-наличие существенных противоречий в показаниях допрошенных лиц
Цель очной ставки -выяснение обстоятельств уголовного дела ,по которым даны противоречивые показания,и причин такого их освещения

Юридическое основания производства очной ставки -устное решение следователя (дознавателя)которое выражается во вручении повесток о вызове для производства очной ставки

Предъявление для опознания -следственное действие ,заключающееся в демонстрации участнику уголовного процесса виденного им раньше физического лица или материального объекта,а также трупа для его опознания ,то есть определения тождества (сходства)между тем мысленным образом ,который ранее сформировался у опознающего лица,и тем,что ему предъявлено в ходе производства данного следственного действия

Виды предъявления для опознания:
-лица (в количестве трех)
-предмета(в количестве трех)
-трупа(в единственном числе)
-по фотографии (в количестве трех,при невозможности предъявления лица)
-в условиях ,исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего(в целях обеспечения безопасности опознающего. Понятые находятся в месте нахождения опознающего)

Фактическое основания предъявления для опознания :
Сведения доказательственного характера,свидетельствующие об отражения в сознании опознающего каких-либо особенностей ранее встречавшегося

Юридическое основания предъявления для опознании
-устное решение следователя (дознавателя)

Проверка показаний на месте -воспроизведение на основе ранее данных показаний на определенном месте обстановки и обстоятельств совершения исследуемого события преступления ;указания на следы,предметы,документы,и другие объекты ,имеющие значение для уголовного дела ;демонстрация определенных действий лицом ,показания которого проверяются

Фактическое основание производства проверки показаний на месте
-наличие обоснованных сомнений в правдивости ранее данных участником уголовного процесса показаний.
-следственное действие носит ярко выраженный проверочный характер

Особенности проверки показаний на месте:
-производится только после допроса соответствующего участника процесса
-не проводятся многократные

Производство судебной экспертизы -следственное действие ,заключающееся в получении ппоцессуально-значимой информации по уголовному делу путем производства специального исследование для ответа на поставленные следователям вопросы специалистом в области науки ,техники ,искусства или ремесла (экспертом)и формулирования на основании результатов исследования собственного заключения

Пп вс РФ от 21.10.2010 #28 о судебной экспертизе по уголовным делам :
Допускает экспертизу и по вопросам требующим специальных юридических знаний

Виды экспертиз:
-первоначальная
-повторная (ст.207)
-дополнительная (ст.207)
-комиссионная (ст.200)
-комплексная (ст.201)

Фактические основания для производства экспертизы :
-наличие данных свидетельствующих о необходимости привлечения специалиста в определенной сфере науки,техники ,искусства или ремесла для проведения исследования с целью получения заключения относительно тещ или иных обстоятельств ,имеющих значение для дела

Юридическое основание для производства судебной экспертизы:
Постановление следователя (дознавателя)о назначении судебной экспертизы

Неотложные следственные действия проводятся органом дознания в случаях когда им будут обнаружены признаки преступления, которые указывают на необходимость безотлагательно обнаружить и зафиксировать следы его следы, изъять и исследовать доказательства.

Понятие неотложных следственных действий дано в п.19 ст.5 УПК РФ. В соответствии с указанной нормой неотложные следственные действия – это действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому проведение предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Кроме органов дознания неотложные следственные действия в соответствии с их компетенцией проводят должностные лица перечисленные в ст.40 УПК РФ.

Немедленно после проведения неотложных следственных действий, не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела орган дознания, или уполномоченное должностное лицо обязаны направить уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, по которым расследование проводится в форме дознания, производит дознание. На практике дознание в органах МВД проводится дознавателями, хотя, в соответствии с нормами УПК дознание может быть поручено иным оперативным сотрудникам органа дознания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания вправе проводить следственные и оперативно-розыскные действия только по письменному поручению следователя . Нарушение этого правила может в дальнейшем повлечь признание доказательств полученных органом дознания недопустимыми.

Однако, если лицо совершившее преступление не установлено или скрылось орган дознания вправе самостоятельно осуществлять ОРМ по установлению лица совершившего преступление и его розыску, докладывая о результатах следователю.

УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, а потому орган дознания проводит следственные действия исходя из конкретной ситуации. Кроме того, орган дознания осуществляет по ситуации и ряд процессуальных действий, например, задержание подозреваемого, арест имущества, истребование предметов, документов, справок и т.д.

Исходя из понятия неотложного следственного действия данного в ст.5 УПК РФ таковыми являются следственные действия, предназначение которых заключается незамедлительном обнаружения, закреплении, изъятии и исследовании доказательств. Отсюда, ряд следственных и процессуальных действий однозначно нельзя отнести к неотложным.

К таковым нельзя отнести следственные и процессуальные действия которые связаны с принятием основных решений по делу, например, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

Закон так же не устанавливает какую-либо последовательность проведения неотложных следственных и процессуальных действий. На практике, последовательность во многом зависит от подследственности и категории уголовных дел.

Несомненно, к неотложным следственным действиям следует отнести:
— осмотр ( места происшествия, трупа, предметов, документов);
— назначение и производство судебных экспертиз;
— обыск;
— привлечение специалистов с дачей заключения;
— освидетельствование;

— опознание.

Таким образом, анализ вышеизложенных процессуальных норм позволяет сделать вывод, что проведение неотложных следственных действий носит исключительный характер, то есть является исключением из общего правила, в соответствии с которым следственные действия проводятся должностными лицами уполномоченными производить предварительное расследование в соответствии с установленной законом подследственностью.

Данное правило представляется вполне оправданным. Выполняя следственные действия в полном объеме, должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное следствие или дознание, более полно сможет оценить собранные доказательства.

Однако возникают ситуации, когда следователь, дознаватель, уполномоченные проводить расследование по уголовному делу, в соответствии с общим правилом соблюдения подследственности, не могут провести определенные следственные действия, промедление с проведением которых может повлечь утрату доказательств по делу (например, когда подследственность дела еще не определена). При таких обстоятельствах другой участник уголовного судопроизводства, в полномочия которого входит осуществление уголовного преследования, может проводить следственные действия, направленные на получение и закрепление таких доказательств.

В этом случае из общего правила обязательного соблюдения подследственности законодатель делает исключение в виде института неотложных следственных действий, которые проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого не входит проведение предварительного следствия или дознания по данной категории уголовных дел.

На практике оперативные сотрудники очень часто забывают о том, что проведение ими следственных действий носит исключительный характер и проводят их без письменного поручения следователя уже после принятия им уголовного дела к своему производству. Доказательства полученные оперативными сотрудниками в ходе проведения следственных действий без соответствующего письменного поручения на их проведение являются недопустимыми.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уг. дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уг. дело и производит неотложные следственные действия (НСД).

НСД производят:

1) органы дознания

2) органы ФСБ

3) таможенные

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания

После производства НСД и не позднее 10 суток со дня возбуждения уг. дела орган дознания направляет уг. дело прокурору.

После направления уг. дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уг. дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее пр-ие, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего пр-ие, уведомляя следователя об их результатах.

Лицо, ведущее процесс определят само совокупность НСД. Зак-ль не содержтит перечня НСД. Органы дознания выполняют НСД по уг. делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. НСД проводится только по возбужденному уг. делу.


Если следователь, дознаватель возбуждает дело ему не подследственное, то проводит НСД, а затем передает материалы прокурору для передачи дела по подсдледственности.

Критерий неотложности: опасность утраты или деформации доказательств, сокрытие лиц, причастных к совершению пр-ия.

НСД:

— осмотр места происшествия

— осмотр трупа

— допрос подозреваемого, потерпевшего

— обыск

— опознание

— освидетельствование.

Дознание.

Дознание- форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

Существует два видадознания:

1) по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

2) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание производится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

Формы дознания:

— по тяжким делам

— по делам небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора

Дознание проводится против конкретного лица.

Дознание производится:

1) дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской

2) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности

3) дознавателями органов службы судебных приставов

4) дознавателями таможенных органов Российской Федерации

5) дознавателями органов Государственной противопожарной службы

6) следователями прокуратуры

7) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

При невозможности составить обвинительный акт в срок, подозреваемому предъявляется обвинение о привлечении в качестве обвиняемого либо данная мера пресечения отменяется.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Очная ставка.

Это самостоят. следственное действие.

КОВ: это разновидность допроса. Их связывает дача показаний.

Зак-ль не дает определения.

Очная ставка – это следственное действие, представляющее собой одновременный допрос 2-х и более лиц с целью устранения противоречий в показаниях данных ими ранее.

В УПК нет правила о кол-ве лиц сводимых на очную ставку. В УПК зарубеж. стран допускается только 2 лица. В РФ минимум 2 но может быть и больше. Вопрос лишь в том, сумеет ли следователь провести очную ставку сразу у множества лиц. При этом лица не должны показывать друг другу знаки. Кол-во лиц определяется лицом, осущ. это следственное действие.

Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку.

На практике проводится даже при отсутствии противоречий. Это делается для того, чтобы лишний раз закрепить док-ва. Но никакой удвоенной силы от этого док-ва не приобретают. Следователь использует очную ставку и как доп. источник док-в. В суде легко доказать, что существенных противоречий не было. Суд признает протокол очной ставки недействительным.

Лица перед очной ставкой предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

Следователь выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний следователь может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения следователя задавать вопросы друг другу.

Лица дают показания по спорным вопросам. Им дается возможность осветить свои показания, данные ими ранее так как считают нужным.

В ходе очной ставки следователь вправе предъявить вещественные доказательства и документы.

Оглашение показаний допрашиваемых лиц, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки этих показаний допускаются лишь после дачи показаний указанными лицами или их отказа от дачи показаний на очной ставке.

В протоколе очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались. Каждое из допрашиваемых лиц подписывает свои показания, каждую страницу протокола и протокол в целом.

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

Комментарий к статье 157 УПК РФ:

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. Смотрите ком. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиями те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания; б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. ком. к п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 152.

Основным способом собирания и проверки доказательств в стадии предварительного расследования является производство следственных действий.

Следственные действия — это производимые в строгом соответствии с законом операции, направленные на обнаружение, закрепление и проверку доказательств.

Право производить следственные действия имеет только лицо, в производстве которого находится уголовное дело, а также надзирающий прокурор. По поручению следователя отдельные следственные действия по делу, находящемуся в его производстве, могут производить органы дознания или другие следователи.

Следственные действия можно производить только после возбуждения уголовного дела. Исключение сделано лишь для осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы, которые могут быть произведены до возбуждения уголовного дела.

Для производства следственных действий необходимы основания — фактические данные, указывающие на необходимость производства тех или иных следственных действий.

Как правило, следственные действия производятся по инициативе следователя или лица, производящего дознание. Но они могут быть произведены и по указанию прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания. Кроме того, закон устанавливает случаи обязательного производства следственных действий. Так, лицо должно быть допрошено в качестве подозреваемого не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания (ст.46 Подозреваемый). После предъявления обвинения немедленно должен следовать допрос обвиняемого (ст. 173 Допрос обвиняемого). Для установления некоторых обстоятельств обязательно должна быть произведена экспертиза (ст. 196 УПК РФ).

К числу следственных действий относятся:1) допрос;2) очная ставка;3) осмотр;4) освидетельствование;5) обыск;6) выемка;7) предъявление для опознания;8) следственный эксперимент;9) наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;10) контроль и запись переговоров;11) проверка показаний на месте;12) назначение и производство экспертизы.

Некоторые авторы относят к следственным такие процессуальные действия, как:1)наложение ареста на имущество;2)эксгумация трупа,3)получение образцов для сравнительного исследования;4)помещение лица в медицинское учреждение для производства экспертизы.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Однако с помощью этих действий не получают новой доказательственной информации, поэтому они не могут считаться следственными в прямом смысле. Тем не менее названные действия тесно примыкают к следственным, они подготавливают и обеспечивают их производство в целях получения новых доказательств. Поэтому они, как правило, рассматриваются в разделе «Следственные действия».

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечивать охрану прав и интересов граждан. Закон запрещает в процессе собирания доказательств совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для жизни и здоровья. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер; нельзя производить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательства.

В процессе следственных действий должны приниматься меры к охране имущества, государственной тайны, а также к неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Такие следственные действия, как освидетельствование, обыск, выемка, экспертиза, эксгумация производятся на основании постановления следователя. Для производства других следственных действий вынесения постановления не требуется. Ход и результаты любого следственного действия фиксируются в соответствующем протоколе.

Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц; обыск или выемка в жилище; личный обыск1; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи; контроль и запись телефонных и иных переговоров производятся на основании судебного решения.

В этих случаях следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

Ходатайство не позднее 24 часов подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия. В судебном заседании вправе участвовать прокурор и следователь. Рассмотрев ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, эти следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов обязан уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления и протокола следственного действия. Судья также в течение 24 часов с момента получения уведомления должен вынести постановление о законности или незаконности произведенного следственного действия. Если следственное действие будет признано незаконным, все доказательства, полученные с его помощью, исключаются из процесса доказывания как недопустимые.

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится с санкции прокурора.

При производстве обыска, личного обыска, выемки, осмотра, предъявления для опознания, следственного эксперимента, осмотра и выемки задержанной корреспонденции, осмотра и прослушивания фонограммы, проверки показаний на месте, эксгумации трупа должны присутствовать понятые в количестве не менее двух. Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела лица, которые обязаны удостоверить факт, содержание и результаты действий, при производстве которых они присутствовали. Понятые, присутствующие при производстве личного обыска должны быть того же пола, что и обыскиваемый.

В производстве следственного действия может участвовать специалист, которым может быть любое, не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в той или иной области. Кроме того, следователь вправе привлечь к участию в следственном действии оперативных сотрудников, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

Если в следственном действии участвуют лица, не владеющие, языком, на котором ведется производство по делу, им должен быть предоставлен переводчик.

При производстве следственных действий могут применяться технические средства, необходимые для обнаружения, фиксации или изъятия доказательств. Применение таких средств должно быть отражено в протоколе следственного действия.

Производство неотложных следственных действий

Нередко начало производства предварительного расследования сопровождается производством неотложных следственных действий для скорейшего обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств по уголовному делу.

Неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Производство неотложных следственных действий возможно только при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно. Но во всех случаях производству неотложных следственных действий по уголовному делу должно предшествовать возбуждение уголовного дела.

Перечень неотложных следственных действий по каждому уголовному делу не определен, и он индивидуален, зависит от конкретного преступления. Производство неотложных следственных действий необходимо в связи с острым дефицитом времени, когда передача материалов возбужденного уголовного дела по подследственности повлечет утрату следов преступления и доказательств, а также в связи с необходимостью незамедлительного закрепления, изъятия и исследования следов преступления или иных доказательств. При этом срок производства неотложных следственных действий не должен составлять более 10 суток с момента возбуждения уголовного дела до его направления руководителю следственного органа для дальнейшего производства предварительного следствия. Производство неотложных следственных действий производится органами дознания. Таким правом наделены:

— органы дознания внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по всем уголовным делам, за исключением тех, которые указаны в п. 2-6 ч. 2 ст. 157 УПК;

— органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 157 УПК;

— таможенные органы — по уголовным делам, которые указаны в п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК;

— командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

— начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

— иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК. Речь в данном случае идет о тех органах, которые в соответствии с Законом об ОРД обладают правом осуществлять производство ОРМ. Такими органами дополнительно являются оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, службы внешней разведки РФ, федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, производство неотложных следственных действий может производиться капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководителями геологоразведочных партий и зимовок — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения партий и зимовок и при удаленности их от органов дознания; главами дипломатических представительств и консульских учреждений — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

После производства неотложных следственных действий и направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания имеет право производить следственные и ОРМ только по поручению следователя.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *