Несанкционированный митинг

В России предусмотрена административная ответственность за несанкционированные митинги: как за проведение такого мероприятия, так и за участие в нем. Базовая отличительная черта несанкционированного митинга от санкционированного состоит в том, что они проводятся без прохождения процедуры согласования и получения разрешения со стороны представителей органов власти.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Содержание

Несанкционированный митинг: отличительные черты

Право на проведение и участие в митингах гарантируется всем россиянам Конституцией (ст. 31). Под митингами понимается массовый сбор людей в определенном месте в целях выражения своей позиции по важным проблемам.

В России возможность проведения и участия в митингах ограничивается ФЗ-54 от 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В частности, указанный правовой акт регламентирует порядок организации митингов, состав его участников, правила предоставления места, основания для прекращения и приостановления митинга и иные вопросы.

Данный ФЗ ввел запрет на незапланированный сбор людей на митинг. Согласно нормам, которые в нем содержатся, организаторы митинга должны предварительно подать заявку на проведение митинга в субъект, на территории которого будет проводиться митинг.

После того как сам митинг был согласован, необходимо пройти согласование места проведения массового собрания. В местах, где проведение митинга может нарушить работу транспортной сети, инфраструктурных объектов, примыкающих к зданиям власти, проведение митингов запрещается.

Если указанные аспекты были согласованы с властями, то такой митинг считается санкционированным. В противном случае мероприятие является несанкционированным и грозит привлечением организаторов и участников митинга к административной ответственности. В исключительных ситуациях организаторы могут понести и уголовное наказание.

Субъектом данного правонарушения является организатор или участник несанкционированного митинга или иного публичного мероприятия. К обязанностям участников митинга относится:

  • исполнение законных требований организаторов мероприятий, представителей властных структур и органов местного самоуправления, правоохранительных органов;
  • соблюдение общественного порядка, правил безопасности дорожного движения.

Они не вправе скрывать свое лицо, иметь при себе оружие, алкогольную продукцию, пиво и напитки на его основе, находиться на митинге в состоянии алкогольного опьянения.

Под организацией публичного мероприятия понимаются действия по оповещению участников о месте и времени его проведения, согласование акции с соответствующим органом исполнительной власти, изготовление средств наглядной агитации, прочие действия, которые не противоречат правовым нормам РФ.

Объектом, на который направлено преступление, является общественный порядок и безопасность. Объективная сторона преступления состоит в действиях или бездействии, которые выражаются в нарушении установленных законодательством норм. Субъективная сторона преступления состоит в наличии вины.

В качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, которые ужесточают наказание за него, выступают:

  • создание помех пешеходному и автотранспортному движению;
  • превышение норм заполняемости территории;
  • причинение вреда здоровью или имуществу;
  • организация либо проведение митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов, активное участие в таких публичных мероприятиях.

Ответственность за несанкционированные митинги

Административная ответственность за несанкционированные митинги наступает согласно ст. 20.2 КоАП «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования».

Данная статья предусматривает разные меры наказания в зависимости от совершенного противоправного деяния, а также для разных категорий нарушителей: граждан, должностных и юридических лиц. В зависимости от тяжести совершенного нарушения им может грозить штраф, обязательные работы или арест.

Субъектом правонарушения в качестве организатора могут быть граждане в возрасте от 18 лет при организации шествия, пикетирования или демонстрации или лица от 16 лет при организации митингов и собраний. Также организаторами могут являться политические партии и их региональные подразделения, а также общественные организации и объединения. Ответственность для организаторов митингов наступает по нормам ст. 20.1-20.4.

Под участниками публичного мероприятия понимаются граждане, члены партий, общественных и религиозных объединений, которые добровольно приняли участие в митинге. Ответственность для участников наступает по нормам ст. 20.5-20.6.1.

Ответственность за несанкционированные митинги по нормам 20.2 КоАП прописана в таблице.

Статья КоАП Характер нарушения Ответственность для граждан Ответственность для должностных лиц Ответственность для юридических лиц
20.2.1 Нарушение порядка проведения митинга, демонстрации, собрания, шествия, пикетированиия Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов Штраф от 15 до 30 тыс. р. Штраф от 50 до 100 тыс. р.
20.2.2 Организация публичного мероприятия без подачи соответствующего уведомления Штраф от 20 до 30 тыс. р. или обязательные работы до 50 часов, административный арест до 10 суток Штраф от 20 до 40 тыс. р. Штраф от 70 до 200 тыс. р.
20.2.3 Если несанкционированный митинг привел к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории Штраф от 30 до 50 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 250 до 500 тыс. р.
20.2.4 Если в результате несанкционированного митинга был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 100 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 20 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 400 тыс. р. до 1 млн. р.
20.2.5 Нарушение участником публичного мероприятия порядка его проведения Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 40 часов
20.2.6 Если в результате действий по ст. 20.5 был нанесен ущерб здоровью человека или имуществу (при отсутствии признаков уголовного преступления) Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы до 200 часов, административный арест до 15 суток
20.6.1 Если участие в несанкционированном митинге привело к возникновению помех в работе транспортной или социальной инфраструктуры, превышению нормативов по максимальной заполняемости территории, препятствовало доступу граждан к жилым домам Штраф от 10 до 20 тыс. р. или обязательные работы до 100 часов, административный арест до 15 суток Штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 200 до 300 тыс. р.
20.7 Организация или проведение публичного мероприятия вблизи от территории ядерной установки, источника радиации или пункта хранения ядерных материалов Штраф от 150 до 300 тыс. р. или обязательные работы от 40 до 200 часов, административный арест до 30 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.
20.8 Повторное совершение преступления, предусмотренного ч. 1-6.1 Штраф от 150 до 300 тыс. р. или административный арест до 15 суток Штраф от 200 до 600 тыс. р. Штраф от 500 тыс. р. до 1 млн. р.

Дела об административных правонарушениях по ст. 20.2 рассматриваются судьями на основании ч. 1 ст. 23 КоАП РФ. При этом протоколы об административных правонарушениях составляются сотрудниками полиции.

Согласно Постановлению КС ст. 20.2 КоАП была признана частично не соответствующей конституционным нормам, так как ущемляет право россиян на участие в митингах и шествиях.

Таким образом, проведение и участие в несанкционированных митингах и прочих публичных мероприятиях грозит лицам привлечением к административной ответственности. Меры наказания за несанкционированные митинги содержатся в 20.2 ст. КоАП. Они предусматривают наказание в виде крупного штрафа, обязательных работ или административного ареста. Ответственность наступает как для организаторов, так и для рядовых участников митинга.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Россияне, решившие проводить или участвовать в несанкционированном митинге, должны знать, какие последствия могут возникнуть. Рассмотрим, что говорит российское законодательство о незаконных мероприятиях, определим, какая ответственность может наступить для их участников и организаторов, а также расскажем, кто будет отвечать за несовершеннолетних и как можно защитить свои права.

Основы законодательства о митингах – какой митинг считается несанкционированным

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Митинг как публичное, массовое мероприятие обязательно должен быть санкционирован. В Законе федерального уровня №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» прописано понятие митинга:

«Митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера».

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия. Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за участие или организацию несанкционированного митинга, акции или демонстрации

Рассмотрим в таблице, какое административное наказание может грозить организаторам несанкционированного митинга, согласно статье 20.2 КоАП РФ.

Ответственность организаторов за несанкционированные мероприятия

Правонарушение

Наказание

Статья

Нарушение организатором установленного порядка организации или проведения митинга.

— Для граждан предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 25 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов.

— Для должностных лиц штраф — от 15 000 до 30 000 руб.

— Для юридических лиц штраф составит от 50 000 до 100 000 руб.

Часть 1 статьи 20.2 КоАП РФ

Организация или проведение митинга без подачи уведомления о проведении мероприятия.

Гражданам грозит:

— Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

— Обязательные работы в течение 50 часов.

— Административный арест на 10 суток.

Должностные лица будут обязаны выплатить штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб.

Юридическим лицам выпишут штраф в размере от 70 000 до 200 000 руб.

Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ

1. Создание помех объектам жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС.

2. Создание помех доступу граждан к их домам или объектам транспортной, социнфраструктуры.

3. Превышение норм предельной заполняемости территорий.

Граждане будут обязаны:

— Выплатить штраф — 30 000 — 50 000 руб.

— Выполнить обязательные работы на срок до 100 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Юридическим лицам штраф больше — от 250 000 до 500 000 руб.

Часть 3 статьи 20.2 КоАП РФ

Действия организаторов, повлекшие причинение вреда здоровью граждан или имуществу, но не содержащие уголовно наказуемого деяния.

Граждане должны будут:

— Выплатить штраф — от 100 000 до 300 000 руб.

— Выполнить обязательные работы в течение 200 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 20 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб.

Юридическим лицам предстоит выплатить штраф — от 400 000 до 1 000 000 руб.

Часть 4 статьи 20.2 КоАП РФ

Организация или проведение несанкционированного митинга в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Активное участие в таких митингах, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

Гражданам придется:

— Выплачивать штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Отбывать наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб. Юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 руб.

Часть 7 статьи 20.2 КоАП РФ

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-6.1 ст.20.2 КоАП РФ.

Грозит гражданам:

— Выплатой штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Выполнением обязательных работ в течение 200 часов.

— Отбыванием наказания в виде ареста на 30 суток.

Должностные лица должны будут выплатить штраф — от 200 000 до 600 000 руб., а юридические лица — от 500 000 до 1 000 000 руб.

Часть 8 статьи 20.2 КоАП РФ

Также организатор митинга несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам мероприятия. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ-№54, возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Что грозит участникам несанкционированных мероприятий?

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что могут быть гражданам, которые становятся участниками незаконных митингов, акций, демонстраций.

Правонарушение

Наказание

Статья

Нарушение участником установленного порядка проведения мероприятия.

— Штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.

— Обязательные работы на срок до 40 часов.

Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ

Действия или бездействие участников, которые повлекли причинение вреда здоровью человека или имущества, но не несут подтекста уголовно наказуемого деяния.

— Штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Обязательные работы на срок до 200 часов.

— Административный арест на 15 суток.

Часть 6 статьи 20.2 КоАП РФ

Участие в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетах, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов или ТС, либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной, социнфраструктуры.

Гражданам грозит:

— Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

— Обязательные работы на срок до 100 часов.

— Административный арест на 15 суток.

Для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб., а юридическим лицам — от 200 000 до 300 000 руб.

Часть 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ

Уголовная ответственность за организацию или участие в несанкционированных митингах, собраниях

Граждане-участники или организаторы, которые неоднократно совершали указанные выше правонарушения и привлекались к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

В соответствии со обозначенной статьей, россиянам грозят такие наказания:

  1. Штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет.
  2. Обязательные работы на срок до 480 часов.
  3. Исправительные работы на срок от 1-2 года.
  4. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет.

Представителем власти считается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Действия участников митинга, которые считаются противоправными

Законодательно закреплены не только права и обязанности участников митинга, но и противоправные действия.

Участники публичных мероприятий, в том числе митинга, не вправе:

  1. Скрывать свое лицо, использовать маски, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам.
  2. Иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению.
  3. Иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  4. Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  5. Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок. Например, ругаться нецензурной бранью, показывать непристойные жесты, призывать к насилию, неповиноваться законным требованиям сотрудника полиции и т. п.
  6. Причинять вред людям или их имуществу.
  7. Не соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
  8. Нарушать требования по обеспечению транспортной безопасности, безопасности дорожного движения.

Участники митинга обязательно должны исполнять все требования организаторов, а также правоохранительных органов и уполномоченных лиц, представителей власти и местного органа самоуправления.

Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность

Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

Чем грозит постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних – меры воздействия на родителей детей и административное наказание от КДН

Чего ожидать несовершеннолетнему?

Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  1. Либо штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Либо выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Либо административный арест на 15 суток.

Решение о наказании будет выносить судебная инстанция, так что избежать наказания вряд ли получится.

Что будет организаторам, вовлекшим в митинг несовершеннолетних?

Для организаторов несанкционированных мероприятий, которые вовлекли несовершеннолетнего или несовершеннолетних граждан, и побудили их участвовать в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ в виде:

  1. Штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обязательных работ на срок от 20 до 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Если организатором выступало не физическое лицо, а должностное, то его ожидает штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Юридические же лица по данной статье будут вынуждены заплатить штраф равный — 250 000 — 500 000 руб.

Выносить решение о правонарушении для организатора будет суд. Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Чем занимается уполномоченный по правам ребенка в России – функции детского омбудсмена

Также предусмотрена уголовная ответственность за организаторов, если они побудили несовершеннолетнего причинить вред здоровью гражданину, подтолкнули к осуществлению преступления. В этом случае организатору будут грозить наказания, согласно статье 150 и 151 УК РФ.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали — не подписывайте никакую документацию и звоните сразу нашим юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

Закон об антиобщественном поведении – меры профилактики и воздействия на нарушителей

Своевременное обращение к юристу, адвокату позволит исключить необоснованное возбуждение административного дела или минимизирует последствия при определении наказания в дальнейшем.

Несанкционированный митинг отличается от санкционированного тем, что проводится без предварительного согласования с исполнительным органом власти (например с Администрацией города). За проведение такого мероприятия и участие в нем предусмотрена различного рода ответственность. В публикации рассмотрено, что представляет собой несанкционированный митинг, и какие виды наказаний грозят его организаторам и участникам.

Что такое несанкционированный митинг. Закон о митингах, регулирующий их организацию и проведение

Право на проведение митингов гарантировано статьей 31 Конституции РФ, согласно которой каждый вправе собираться мирно и без оружия. Однако право не может быть абсолютным, и в России возможность свободного проведения митингов ограничена Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 N 54-ФЗ (далее – ФЗ № 54).

Митинг — массовое нахождение людей в каком-либо месте с целью выразить мнение относительно важных проблем публично.

ФЗ № 54 закрепляет в том числе:

  • порядок организации митингов;
  • правила определения мест для проведения мероприятий;
  • субъектный состав участвующих (организаторы, участники);
  • основания для приостановления и прекращения митинга;
  • многие другие вопросы.

Закон запрещает незапланированный массовый сбор людей. В силу статьи 7 ФЗ № 54 организатору необходимо предварительно подать заявку на проведение митинга в орган исполнительной власти того субъекта, где он проводится.

Далее производится согласование места его проведения. Далеко не во всех местах можно устраивать массовые собрания людей. Территории, где их проведение запрещено, перечислены в части 2 статьи 8 ФЗ № 54.

К территориям, на которых проведение митингов запрещено, относятся железнодорожные пути, площадки, примыкающие к зданиям органов власти, и т.д. Кроме того, нельзя проводить митинги там, где они могут нарушить работу инфраструктурных объектов, повлиять на движение транспорта.

В случае, если все вопросы, необходимые для проведения мероприятия согласованы, оно может быть одобрено. В противном случае, митинг является несанкционированным, что влечет различные правовые последствия для его организаторов и участников.

Административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ за организацию митинга: что грозит нарушителю

Как организаторы мероприятий, так и участники, часто задаются вопросом о том, какая ответственность предусмотрена за допущение нарушений? В первую очередь, рассмотрим меры ответственности, применяемые к организаторам.

Нарушение порядка проведения митинга

Ответственность за любые нарушения, связанные с организацией и проведением массовых собраний людей установлена различными частями статьи 20.2 КоАП РФ.

В части 1 статьи 20.2 КоАП РФ закреплена ответственность для организаторов, которые не соблюдали порядок проведения мероприятия, прописанный в уже упомянутом ФЗ № 54, а также не выполняли обязанностей, которые должны выполнять организаторы митинга.

Обязанности у организатора следующие:

То, какой вид наказания понесет нарушитель, зависит от того, кем он является – простым гражданином, должностным, либо юр. лицом. Если для граждан максимальный штраф – 20 тысяч рублей, то для юридических лиц его размер может доходить до 100 тысяч. Для граждан возможна замена штрафа обязательными работами (до 40 часов).

Не подача заявки на проведение митинга

Любое массовое мероприятие должно проводится с разрешения властей.

Для того, чтобы получить разрешение, необходимо подать заявку. Если это правило не выполнено, организаторы массового мероприятия могут понести ответственность по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.

Меры ответственности более суровые, нежели предусмотрены уже описанной выше части 1 статьи 20.2 КоАП РФ. Граждан могут обязать уплатить штраф (до 30 тысяч рублей), а для юр. лиц размер штрафа может достигать 200 000 рублей.

Кроме того, граждане могут быть арестованы (максимальный срок ареста – 10 суток), или привлечены к обязательным работам (до 50 часов).

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

Москва: +7 (499) 938-49-02

Петербург: +7 (812) 467-39-58

Бесплатный звонок по России: 8 (800) 350-84-13, доб. 453

Ответственность за помехи в работе объектов инфраструктуры при проведении митинга

Если в результате несанкционированного массового мероприятия были созданы помехи для транспорта, препятствия для движения пешеходов, и т.д., организаторы понесут еще более суровую ответственность. Организаторы-граждане могут получить 15 суток. Кроме того, их могут обязать платить штраф, размер которого может достигать 50 тысяч рублей Еще одна мера ответственности — обязательные работы до 100 часов.

Ответственность за вред, причиненный во время мероприятия

На массовом мероприятии много опасностей, например: давка, противоборство с правоохранительными органами, и т.д.

Если в ходе митинга будет причинен вред гражданам, либо имуществу, организатора могут привлечь к ответственности по части 4 статьи 20.2 КоАП РФ.

Меры наказания достаточно суровые. Граждан могут обязать платить штраф до 300 тысяч рублей, посадить под арест на 20 суток, или заставить выполнять обязательные работы, срок которых может достигать 200 часов. Для юр. лиц предусмотрен лишь штраф, размер которого может доходить до миллиона рублей.

Ответственность за повторное допущение нарушений при организации нового митинга

Если организатор ранее уже привлекался к ответственности по любой части статьи 20.2 КоАП РФ и допускает нарушения вновь, его ожидает ответственность по части 8 данной статьи. Меры наказания почти аналогичны указанным выше (для части 4 статьи), однако максимальный срок ареста на треть дольше – до тридцати суток.

Ответственность за участие в несанкционированном митинге. Наказание в виде штрафа и иные последствия

Не только организаторов могут наказать за нарушения, связанные с организацией и проведением массовых мероприятий. Участники митингов также могут быть подвергнуты административным мерам наказания при наличии на то оснований.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за участие в митинге с нарушением установленного ФЗ № 54 порядка. В частности, участники массового мероприятия не вправе носить маски, находиться в состоянии опьянения, приносить оружие, алкоголь, фаеры, и т.д. Если правила участия в массовом мероприятии нарушены, возможно наложение штрафа до 20 тысяч рублей, либо назначение наказания в виде обязательных работ (до 40 часов).

Кроме того, участники массовых мероприятий могут понести более суровую ответственность, если в результате нарушения правил проведения митинга имуществу или здоровью граждан будет причинен вред. В этом случае меры наказания куда серьезнее. Размер штрафа может достигать 300 тысяч рублей, а срок обязательных работ – 200 часов. Кроме того, участника могут арестовать на 15 суток.

Если сотрудники полиции требуют от участника митинга прекратить участие (когда митинг не согласован с администрацией), то отказ от прекращения участия влечет ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Уголовная ответственность по статье 212.1 УК РФ: наказание за неоднократные административные нарушения

Уголовная ответственность закреплена только для организаторов митинга. Участникам опасаться уголовного преследования не стоит (если в их действиях нет состава других преступлений).

Основанием для применения мер уголовной ответственности является неоднократное нарушение порядка организации или проведения мероприятия. При этом, из примечания к статье 212.1 УК РФ следует, что организатор понесет уголовную ответственность только в том случае, если ранее он более двух раз привлекался к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ (в течение предшествующих 180 суток).

Меры ответственности суровые. Возможно наложение штрафа до 1 миллиона рублей. Кроме того, штраф может быть наложен в размере заработка осужденного за период от 2 до 3 лет. Также предусмотрено наказание в виде лишения свободы (до 5 лет), либо привлечение к обязательным работам до 480 часов.

***

Таким образом, проведение несанкционированных митингов и участие в них влечет возможность привлечения к административной ответственности. Для организаторов мероприятий также предусмотрена возможность уголовного наказания.

Читайте еще больше полезной информации в рубрике: «Правонарушения».

Новая редакция Ст. 20.2 КоАП РФ

1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

1.1. Вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до двадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

6. Действия (бездействие), предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок до двухсот часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

6.1. Участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

8. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 — 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Комментарий к Статье 20.2 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения, сложившиеся при обеспечении порядка в общественных местах во время проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2, выражается в нарушении установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Установленный порядок организации предусмотрен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Организация состоит в совершении ряда действий, направленных на обеспечение соответствия проводимого мероприятия требованиям действующего законодательства (уведомление властей, обеспечение техническими средствами и т.д.). Организаторами выступают лица, уполномоченные участниками собраний, митингов, демонстраций и т.д. вступать от их имени в отношения с органами власти по поводу проводимого мероприятия.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, состоит в нарушении установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Данный порядок регламентирован вышеуказанным Федеральным законом. Нарушение установленного порядка проведения мероприятий может выражаться в нарушении общественного порядка и общественной безопасности, в несоблюдении времени, места, целей заявленного мероприятия и других действиях участниками.

4. Объективная сторона, предусмотренная частью 3, состоит в организации либо проведении несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно в активном участии в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

5. Субъектами правонарушения могут являться граждане (участники или организаторы собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований).

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы о комментируемом правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, дела об административном правонарушении рассматриваются судьями.

Другой комментарий к Ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Указанные термины означают:

«митинг» — массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

«уличное шествие» — организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

«демонстрация» — публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспорантов и иных наглядных средств;

«пикетирование» — наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

Порядок организации и проведения вышеназванных публичных мероприятий установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» и носит уведомительный характер.

2. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций.

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.

4. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, могут являться организаторы любой из вышеперечисленных массовых акций.

5. Массовая акция будет признана незаконной, если орган исполнительной власти не примет уведомление о ее проведении.

Уведомление не принимается, если: акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина, общепринятым нормам общественной морали и нравственности; в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать соблюдение общественного порядка, а также, если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые обязательства по ранее проводившимся массовым акциям; акция совпадает по форме, месту, времени, но не по направленности и целям с другой массовой акцией, уведомление о которой в установленные сроки подано ранее либо одновременно; акция создает реальную угрозу нормальному функционированию предприятий, учреждений и организаций; создается необходимость прекращения работы пассажирского и железнодорожного транспорта из-за невозможности изменения маршрута его движения.

6. Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, может характеризоваться виной в форме умысла или неосторожности.

7. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

8. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.2 комментируемой статьи, понимается противоправное действие либо бездействие, заключающееся в нарушении норм, устанавливающих порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, правонарушением является проведение массовой акции с нарушением нормального функционирования различных объектов, или проведение акции, если уведомление не было принято, или непрекращение подготовки акции после того, как она была объявлена незаконной и т.д.

Следует учитывать, что порядок проведения вышеназванных акций не распространяется на собрания, митинги и т.д. трудовых коллективов и общественных объединений.

9. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч.2 данной статьи, могут являться организаторы и участники любой из вышеперечисленных массовых акций. Что же касается участников, то субъектами являются граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста (см. ч.1 ст.2.3 КоАП РФ).

10. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.2 данной статьи, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

11. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 данной статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации либо проведении несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ.

Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других несанкционированных общественных мероприятий на территории ядерной установки или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается. Не допускаются организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования, блокирования транспортных коммуникаций и других общественных мероприятий за пределами территорий ядерных установок и пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей либо будут иметь место иные угрозы безопасности населению, окружающей среде, здоровью, правам и законным интересам других лиц.

12. Под объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч.3 данной статьи, может пониматься противоправное действие по организации или проведению несанкционированной общественной акции (собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также по активному участию в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды.

13. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются организаторы и участники (граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста).

14. Правонарушение, предусмотренное ч.3 данной статьи, может совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *