Нестационарный торговый объект

С точки зрения правого регулирования, мелкорозничная торговля имеет большие сложности. Это обусловлено такими факторами, как широкий диапазон заинтересованных лиц (потребителей) и незначительными финансовыми затратами. Схема размещения нестационарных торговых объектов — документальная форма регулирования расположения мобильных торговых точек.

Нестационарный торговый объект (НТО) отличается отсутствием фундаментальной основы, возможностью передвижения, но при этом может стоять годами на одном месте. Это право регулируется местной администрацией на основе Федерального Закона N 381-ФЗ. Какие существуют правила для размещения НТО и закрепления его в схеме?

Понятие нестационарного и стационарного объекта

Коротко ответить на вопрос, что такое нестационарный торговый объект, можно так: он не имеет устойчивого основания в виде фундамента. Отличительной особенностью считается отсутствие дополнительных расходов в виде проведения сопутствующих работ под установку торгового оборудования. Однако он может потребовать подключения каких-либо коммуникаций для обеспечения бесперебойного функционирования, например, электричество или водоснабжение. Существует три разновидности НТО.

  1. Некапитальные сооружения. Требуют некоторых монтажных работ, эксплуатироваться могут как сезонно, так и круглогодично, например, мини-кофейни.
  2. Мобильные устройства. К ним относится осуществление торговли с автомобильных лавок или фургонов. Отличаются постоянным передвижением.
  3. Торговля с рук. Для этого используются торговые столы, небольшие прилавки. Встречаются продажи и без специального оборудования.

Стационарный торговый объект — это сооружение/здание, часть строения, имеющая фундамент и оборудованная инженерными сетями. Более того, существует судебная практика в которой суд признавал торговый объект стационарным, если он внесен в Единый госреестр прав на недвижимость и сделок с ней.

Существуют ситуации, когда нестационарный объект могут объявить стационарным. В подобном случае речь идёт о летнем кафе, которое примыкает к стационарному и реализует его продукцию, например, алкоголь, по одной лицензии с основным предприятием. Именно в таких случаях временные сооружения сезонного характера могут быть признаны как стационарный объект торговли.

Организация торговли посредством НТО

Если предприниматель решил осуществлять торговую деятельность путём установки нестационарного объекта торговли, то ему следует знать всю схему для возможного размещения. О чём это говорит? Как и стационарный торговый объект, НТО обязан соответствовать СанПиН, правилам и нормативам Роспотребнадзора и отвечать требованиям противопожарной безопасности. Например:

  • создание условий для гигиены персонала;
  • обеспечение торговой точки средствами для пожаротушения;
  • соблюдение условий для функционального обеспечения хознужд;
  • соблюдение правил торговли и т. д.

Соблюдение требований необходимо, если предприниматель желает включить нестационарные торговые объекты в положение о размещении, не участвующее в тендере, на основании Письма Минпромторга России от 23.03.2015 N EB-5999/08. Важно: администрация субъекта РФ вправе вынести вопрос принятия решения о размещении НТО на общее обсуждение как жителей, так и сообщества предпринимателей.

Кроме того, с администрацией следует согласовать внешний вид, сферу деятельности, обосновать целесообразность размещения НТО. В противном случае можно получить отказ на размещение. Для внесения в схему размещения необходимо собрать пакет документов.

  1. Разрешение на установку НТО.
  2. Лицензия на право заниматься предпринимательской деятельностью.
  3. Разрешение на реализацию того или иного товара.
  4. Если НТО подразумевает подключение к коммуникационным системам, то необходим договор на вывоз ЖБО и поставку воды.
  5. Договор с подрядчиками на вывоз и утилизацию ТБО.
  6. Договора с поставщиками и т. д.

Полный перечень документов необходимо уточнить в органах местного самоуправления. Следующим шагом станет получение земельного участка, так как невозможно установить НТО просто по желанию предпринимателя в любом свободном оживлённом месте. Все размещения нестационарных объектов торговли прописаны в специальной схеме расположения, утверждённой администрацией того или иного субъекта РФ.

Любое размещение торговых точек на территории муниципалитета происходит согласно принятому постановлению, которым утверждается схема размещения нестационарных торговых объектов. Этот документ позволяет отслеживать правомерность расположения точек торговли. Составляется он с соблюдением требования ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016).

Подобная схема содержит порядок размещения нестационарных торговых объектов, их территориальную принадлежность в границах субъекта РФ. Основополагающим фактором является то, что он должен включать в себя около 60% от общего числа НТО, целевое назначение которых предусмотрено под ведение малого бизнеса.

Правила проведения аукциона и договор о расположении НТО


Чтобы получить разрешение необходимо, во-первых, подать все необходимые документы + заявку. Во-вторых, при необходимости принять участие в аукционе. В третьих, заключить договор на предоставление земли для целевого использования согласно поданной заявке. Такой договор должен содержать сроки установки, стоимость аренды земли, дату продления договора, если таковое предусмотрено.

Если земля под размещение торговой точки находится в собственности предпринимателя, то разрешение на размещение не требуется, в противном случае необходимо участие в аукционе. Проведение торгов подразумевает под собой получение права на аренду муниципального земельного участка для размещения НТО.

Сроки и условия проведения аукциона регулируются органами самоуправления. Результаты публикуются в СМИ и в специализированных интернет-источниках. Для реализации торгов назначается комиссия, основные функции которой заключаются в:

  • составлении графика приёма заявок;
  • приёме, рассмотрении заявок и их отклонении в случае нарушений требований;
  • определении аукционного шага от стартовой цены;
  • составлении протокола аукциона;
  • обнародовании результатов торгов.

Организатор торгов обязан разослать извещение участникам не позднее чем за 30 дней до начала и не позднее 15 дней в случае отказа от аукциона. При отмене торгов организатор должен осуществить возврат задатка, оплаченный участником. Для участия необходимо подать следующие документы:

  1. Заявка на участие согласно установленной форме.
  2. Для юрлиц выписка из ЕГРЮЛ, для ИП выписка из ЕГРИП.
  3. Документ об оплате задатка.

Также организатор вправе запросить дополнительные документы, предоставить которые участник обязан в строго установленные сроки. После завершения аукциона участники, которые не выиграли, должны получить внесённую ими сумму задатка. С победителем заключается договор на размещение нестационарного торгового объекта.

Подписание документа происходит по истечении 3 дней с момента проведения торгов. Договор обязан содержать такие пункты, как условия и срок аренды, стоимость арендной платы, сроки продления. В течение 10 дней с момента подписания договора владелец арендуемого участка обязан установить на нем торговое оборудование. Любые действия, совершаемые участником рынка (монтаж дополнительного оборудования, демонтаж) должны быть оговорены с потребительским комитетом.

Когда происходит расторжение договора

Существует ряд случаев, которые могут привести к процедуре расторжения договора, дающего право размещения нестационарного торгового объекта.

  1. Расположение объекта в пределах территории, которая была передана под городские или муниципальные нужды.
  2. Нахождение торговой точки на участке, где будет располагаться стационарный торговый объект.
  3. Реконструкция капитального торгового павильона, на территории которого находится НТО.
  4. Нарушение предписаний органов местного самоуправления или условий заключенного договора.
  5. Отсутствие арендной платы.
  6. Нарушение схемы размещения, границ участка земли, отведённого под НТО.

Существует ряд и других нарушений как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны собственника НТО, которые могут быть обжалованы в судебной инстанции. Чтобы избежать судебных разбирательств между собственниками НТО и арендодателями земельного участка, следует соблюдать некоторые особенности при оформлении договора на право размещения.

Земельный участок, который передаётся на правах аренды для размещения НТО, должен иметь кадастровый номер, в противном случае договор согласованного места под размещение точки не может расцениваться как договор аренды участка. Согласно п. 3 ст. 607 ГК РФ договор аренды должен содержать точные данные об арендуемом объекте. При отсутствии таких сведений соглашение не считается заключённым. Договор может исключать наличие чётких границ участка, но при этом не нарушать порядок размещения, который прописан в принятой схеме.

2. Виды нестационарных торговых объектов:

павильон — нестационарный торговый объект со стабильным местом размещения, имеющий торговый зал, одно или несколько помещений для хранения товарного запаса, и рассчитанный на одно или несколько рабочих мест;

киоск — нестационарный торговый объект со стабильным местом размещения, представляющий собой временное сооружение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанный на одно рабочее место, на площади которого хранится товарный запас;

палатка — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой временную, легко возводимую сборно-разборную конструкцию, оснащенную прилавком, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товарного запаса, рассчитанную на одно или несколько рабочих мест, на площади которых хранится товарный запас на один день торговли;

лоток — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой временную конструкцию, предназначенную для выкладки и демонстрации товаров, оснащенную, при необходимости, оборудованием для обеспечения сохранности товаров и подготовки их к продаже;

тележка — передвижной нестационарный торговый объект, оснащенный колесным механизмом для перемещения товаров и используемый для продажи штучных товаров;

автомагазин, автолавка, автофургон, автоприцеп (автоприцепы промышленного производства — тонары) — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой автотранспортное средство (автомобили, автоприцепы, полуприцепы), используемое для целей осуществления торговой деятельности;

автоцистерна — передвижной нестационарный торговый объект, представляющий собой изотермическую емкость, установленную на базе автотранспортного средства и предназначенную для продажи жидких продовольственных товаров в розлив;

сезонная (летняя) площадка (кафе) — нестационарный торговый объект, размещаемый (обустраиваемый) на участке территории, непосредственно примыкающей к стационарному торговому объекту (объекту общественного питания), или отдельно стоящий, используемый для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и прохладительных напитках;

открытая площадка для сезонной торговли — специально оборудованное для торговли место, расположенное на земельном участке (елочные базары, торговля бахчевыми культурами, саженцами и другое);

торговый (вендинговый) автомат — автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца;

остановочно-торговый модуль (далее — ОТМ) — теплый павильон ожидания городского наземного пассажирского транспорта, конструктивно объединенный с навесом со стабильным местом размещения, площадью не менее 24 и не более 36 ;

платежные терминалы — технические устройства, предназначенные для оказания услуг.

Действующее законодательство рассматривает нестационарный торговый объект сквозь призму мелкорозничной торговли, которая осуществляется через палатки, киоски, прочее. Рассмотрим подробно, что представляет собой такой объект сегодня, каковы его основные виды и порядок размещения.

Раскрываем понятие

Нестационарный торговый объект представляет собой временную конструкцию либо строение, которое не имеет крепкой связи с землей, т. е. фундамента, независимо от факта подключения к инженерным коммуникациям, в том числе передвижные постройки. Это может быть палатка, ларек, лоток, киоск, бокс либо иное другое сооружение, задействованное для осуществления разносной и развозной торговли.

В рамках предпринимательской деятельности данный объект может быть соотнесен с наиболее доступной мобильной площадкой для обеспечения розничной торговли, организация которой не требует существенных материальных затрат.

Нестационарное положение объекта обусловлено, в первую очередь, возможностью перемещения конструкции, которая, по факту, может не использоваться долгие годы.

Какие существуют виды нестационарных торговых объектов

Согласно законодательству, все нестационарные торговые объекты делятся на группы.

Таких групп три:

  • временные строения, в том числе киоски, павильоны, прочее;
  • временные конструкции, такие как лотки, летние кафе, контейнеры, а также таковые палаточного типа;
  • передвижные сооружения, в том числе автоприцепы, автолавки, автомагазины.

Правила размещения

Размещение нестационарных объектов торговли, как правило, зависит от формы права собственности. При размещении объектов на земельных участках, в сооружениях, строениях и зданиях, принадлежащих государству, муниципалитету, следует полагаться на схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления. При размещении объектов на земельных участках, в сооружениях, строениях и зданиях, которые находятся в частной собственности, необходимо руководствоваться требованиями, установленными собственником с учетом законодательных норм.

Разработка схемы размещения обязательно должна основываться на нормативах, установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ с учетом правительственного постановления относительно минимального обеспечения населения площадью объектов торговли.

Согласно схеме размещения, не менее 60% объектов отводится для использования субъектами малого и среднего предпринимательства.

Ознакомиться со схемой можно на официальных порталах местных и региональных органов власти.

Здесь же размещаются объявления относительно проведения открытых аукционов, посредством участия в которых приобретается право на размещение нестационарного объекта торговли.

Победителю предоставляется благоустроенная асфальтированная площадка с возможностью подключения к электросетям. Заявленная на аукционе сумма выплачивается им в течение трех лет.

Оформление документов

Граждане, которые намереваются разместить объект мелкорозничной торговли, представляют в орган местного самоуправления заявление.

К заявлению прилагают пакет следующих документов:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • устав – для юридических лиц;
  • свидетельство, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • проектная документация.

Прием документов осуществляется в соответствии с установленным главой муниципального образования сроком.

Требования к осуществлению торговли

После получения соответствующего разрешения розничная торговля (бытовые услуги, услуги общественного питания) осуществляется в соответствии с Санитарными правилами и нормами, требованиями федерального и регионального законодательства относительно торговли. Реализуемая продукция должна сопровождаться документацией, определяющей источник ее поступления, качество и безопасность.

В течение эксплуатации объекта его владелец должен регулярно подтверждать свое право на размещение.

Осуществляется это посредством обеспечения наличия следующих документов:

  • лицензии, подтверждающей право на осуществление торговой деятельности;
  • разрешения на установку объекта;
  • сертификатов, деклараций соответствия, контрактов, договоров на поставку продуктов, санитарно-эпидемиологических заключений, прочих документов, подтверждающих источники поступлений и свидетельствующих о качестве, безопасности продукции;
  • документа, подтверждающего регистрацию контрольно-кассовой техники – за исключением случаев их не применения согласно федеральному законодательству;
  • технологических карточек – для сезонных объектов, таких как кафе;
  • договоров на вывоз ТБО, утилизацию, поставку воды и вывоз стоков, санитарную обработку спецодежды сотрудников;
  • санитарно-эпидемиологического заключения;
  • книги отзывов и предложений, прочее.

Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2677-р. Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов. Законопроектом, в частности, предлагается закрепить в законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов, установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов. Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельхозпродукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

Документ

  • PDF

    Распоряжение от 4 декабря 2018 года №2677-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» (далее – законопроект) разработан Минпромторгом России в целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства от 2 июня 2016 года №1083-р) и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В настоящее время нестационарные торговые объекты в субъектах Федерации размещаются на различных правовых основаниях и условиях. Кроме того, субъектами Федерации и муниципальными образованиями не учитываются особенности развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и других механических средств.

При этом на федеральном уровне единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса не установлено.

Все эти обстоятельства препятствуют развитию малого и среднего торгового предпринимательства.

Цель законопроекта – установление общих принципов и правил регулирования нестационарной торговли, создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов.

Законопроектом, в частности, предлагается:

— уточнить терминологию и привести её в соответствие с современными требованиями рынка;

— закрепить в федеральном законодательстве варианты и общие принципы юридического оформления права на размещение нестационарных и мобильных торговых объектов;

— закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд;

— установить возможность ведения торговой деятельности с использованием нестационарного или мобильного торгового объекта по заявительному принципу любым хозяйствующим субъектом в местах, признанных общедоступными для размещения торговых объектов;

— установить минимальный срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта – пять лет.

Также уточняются требования к схемам размещения нестационарных или мобильных торговых объектов, в том числе определяется их состав, закрепляется порядок их изменения. При этом предусматривается возможность дополнения схем размещения новыми местами исходя из заявок предпринимателей. Изменения в схемы размещения торговых объектов предлагается выносить на общественные обсуждения с участием жителей и хозяйствующих субъектов, заинтересованных в размещении таких нестационарных или мобильных торговых объектов.

Законопроектом также предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию, тем самым создав необходимые условия для развития мобильной (развозной) торговли, которая имеет ряд особенностей и преимуществ, отличающих её от других форматов. Предусматривается, что такая торговая деятельность будет вестись на основании свидетельств, выдаваемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации, которые должны будут формировать и вести реестр мобильных торговых объектов в целях их учёта на соответствующей территории.

Для населённых пунктов численностью менее 50 тысяч человек устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли. В населённых пунктах с численностью от 50 тысяч до 100 тысяч человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. Для населённых пунктов с численностью более 100 тысяч человек устанавливаются наиболее жёсткие требования, касающиеся в том числе технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого ведётся развозная торговля.

Органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию предпринимательства в сфере торговли, обеспечению дополнительных каналов сбыта продукции малых и средних товаропроизводителей, в том числе производителей сельскохозяйственной продукции, и обеспечению населения услугами торговли шаговой доступности.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 29 ноября 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *