Об адвокатской деятельности и адвокатуре

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый россиянин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В свою очередь, ее эффективность и действенность зависят от того, как организована адвокатура, каковы статус адвоката, его права и обязанности. Круг данных вопросов регламентирует Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Описание закона

Федеральный закон N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в апреле и одобрен Советом Федерации в мае 2002 года. За время своего существования закон об адвокатуре претерпел множество изменений, последние из которых датируются июлем 2017 года.

Закон об адвокатуре РФ призван регламентировать основные аспекты, связанные с данным направлением юриспруденции. И касается он не только узкого профессионального круга юристов. Закон об адвокатуре также затрагивает интересы обычных граждан, которые в той или иной степени нуждаются или могут нуждаться в участии адвоката, способствующего защите данных лиц от произвола различных структур, в том числе государственных.

Также читайте ФЗ о нотариате с последними изменениями на 2018 год

Структурно закон представлен пятью главами, содержащими 45 статей. Из этого можно сделать вывод о большом объеме акта, а также о множестве включенных аспектов и нюансов. Рассмотрим краткое содержание законодательного акта, отметив его основные положения, чтобы иметь представление о сути закона 63-ФЗ об адвокатуре:

  • Общие положения — глава, определяющая основные понятия, содержащиеся в законе: адвокатская деятельность, адвокат, адвокатура. Рассматривает также действующее в данном направлении юриспруденции законодательство.
  • Права и обязанности адвоката — глава, обозначающая полномочия защитника и его обязанности. Также рассматривает понятия адвокатского запроса и адвокатской тайны.
  • Статус адвоката — определяет порядок приобретения статуса, получения допуска к квалификационному экзамену и его прохождения, присвоения статуса и принесения присяги а также порядок приостановления и прекращения данного статуса. Также закон об адвокатуре содержит положения о реестрах адвокатов и о внесении сведений, гарантиях независимости и о страховании риска ответственности.
  • Организация адвокатской деятельности и адвокатуры — глава закона, включающая статьи о формах профессиональных образований: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Также рассматривает положения о договоре об оказании юридической помощи и о так называемых государственных адвокатах — то есть о бесплатной юридической помощи россиянам. Описаны структура и иерархия образований, установленная для данной сферы.
  • Заключительные и переходные положения — глава, подводящая итоги закона 63-ФЗ об адвокатуре.

Чтобы ознакомиться с сутью перечисленных статей и положений закона, рекомендуем скачать 63 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ. Ссылка на скачивание тут.

Вернемся к основным понятиям, содержащимся в первой главе закона об адвокатуре:

Адвокат — лицо, получившее в установленном законом порядке данный статус и право осуществлять деятельность по защите прав и законных интересов других лиц (доверителей). Является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Не может выступать в качестве работника ни в одной сфере, кроме адвокатской деятельности. Исключением является наука, преподавание и творчество. Также не вправе занимать государственные должности, но может совмещать свою деятельность с должностью руководителя адвокатского образования и с выборными должностями адвокатских палатах и других адвокатских объединениях.

Адвокатура — институт гражданского общества, не входящий в систему государственной власти и управления. Является профессиональным сообществом адвокатов, действующим на основании принципов законности, независимости, самоуправления и равноправия.

Адвокатская деятельность — квалифицированная юридическая помощь, оказываемая адвокатами на профессиональной основе. Данная деятельность не является предпринимательской. Её цель — защита прав, свобод и интересов доверителей, а также обеспечение доступа к правосудию.

Скачать текст закона

Скачать Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Представленная версия содержит все актуальные изменения и поправки. Последняя редакция закона об адвокатуре необходима для изучения организации адвокатской деятельности, ее роли в юриспруденции и правовой связи с иными законодательными актами.

Последние изменения

Как уже было сказано, за 15 лет своего существования, закон 63-ФЗ об адвокатуре претерпел множественные изменения в целях актуализации положений.

Множество поправок было внесено в июне 2016 года, что позволило значительно расширить полномочия адвоката: в некоторой степени статус его приблизился к положению государственного или муниципального служащего. Было введено понятие адвокатского запроса и ответственности третьих лиц за непредоставление запрашиваемых сведений. Также был рассмотрен вопрос ответственности за разглашение или незаконное использование полученной информации. Выросла значимость адвокатского удостоверения.

Самые последние изменения закона об адвокатуре датируются июлем 2017 года и связаны с выходом Федерального закона N 269-ФЗ «О внесении изменений…». Рассмотрим подробнее, каких статей и положений закона об адвокатуре коснулись поправки.

Подпункт 5 пункта 3 статьи 31 о Совете Адвокатской палаты был изложен в новой редакции.

Теперь, согласно закону, Совет Адвокатской палаты не просто «определяет порядок оказания юридической помощи…», но организует ее оказание адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Порядок оказания помощи определяет Федеральная палата адвокатов.

В обязанности данного коллегиального исполнительного органа входит доведение до сведения о порядке оказания юридической помощи вышеуказанных органов и самих адвокатов, а также контроль за его соблюдением.

Пункт 3 статьи 37 о Совете Федеральной палаты адвокатов был дополнен подпунктом 3.1, согласно которому к функциям данного коллегиального исполнительного органа добавлено было определение порядка оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда. Совет ФПА поручает советам адвокатских палат организацию исполнения установленного порядка.

Кратко рассмотрим статьи, которых последние поправки хоть и не коснулись, однако содержащиеся положения в данных статьях являются существенными в рамках закона об 63-ФЗ адвокатуре.

В ст. 6 ФЗ об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ указывается, что полномочия адвоката в рамках конституционного, гражданского и административного судопроизводства, а также производства по уголовным делам определяются в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В части 3 ст. 6 расписаны мероприятия, которые защитник вправе проводить в рамках реализации своей юридической деятельности:

  • собирать необходимые сведения;
  • запрашивать справки, характеристики и др. от государственных органов (адвокатский запрос, п. 1 ч. 3 ст. 6);
  • опрашивать лиц, предположительно владеющих информацией;
  • собирать вещественные и иные доказательства;
  • привлекать специалистов и т. д.

Рассмотрим также основные обязанности адвоката (ст. 7):

  • отстаивать права и законные интересы доверителя в соответствии с требованиями и положениями действующего законодательства;
  • присутствовать на заседаниях суда;
  • постоянно совершенствовать и расширять профильные знания;
  • блюсти профессиональную этику и т.д.

Понятием «адвокатская тайна» (ст. 8) обозначаются любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи доверителю. Защитник не может свидетельствовать против своего клиента и использовать информацию, полученную от того. Статус адвоката обязывает проводить оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в его отношении исключительно на основании судебного решения.

Деятельность адвоката по защите прав и интересов доверителя осуществляется на основании заключенного с тем соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25). Это гражданско-правовой договор, задача которого ясна из его наименования. Заключается в простой письменной форме. Существенными условиями данного соглашения являются:

  • Указание на адвоката, его образование и принадлежность к палате;
  • Предмет поручения;
  • Условия и размер выплаты вознаграждения;
  • Компенсация расходов, понесенных в ходе исполнения полномочий;
  • Ответственность адвоката.

В свое время рассмотренный нами закон 63-ФЗ об адвокатуре еще на этапе обсуждений породил множество споров, произведя в данной сфере юриспруденции революцию — именно в этом законе был заложен основополагающий демократический принцип независимости адвокатуры от органов государственной власти, в том числе и от Министерства Юстиции, — принцип свободы при осуществлении профессионального долга.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Фото: duma.gov.ru

Госдума приняла во втором ключевом чтении поправки в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Депутаты сохранили часть норм, вызвавших бурную критику в профессиональном сообществе.

Документ представлял председатель законодательного комитета Павел Крашенинников. Он назвал закон «тяжелым», вызвавшим серьезную дискуссию. Ко второму чтению поступили 79 поправок, из них 53 были рекомендованы к отклонению. «Закон ко второму чтению тщательно проработан», — сказал Крашенинников.

Ключевым моментом станет введение гонорара успеха. Это условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Уточняется, что гонорары успеха не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

Исключается ограничение для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ (так называемое «крепостное право»), которое предлагалось законопроектом в редакции первого чтения.

Предложение о введении «крепостного права» обуславливалось недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса в определенных субъектах РФ. Для исключения таких злоупотреблений по предложению Минюста РФ вводится в качестве первого этапа квалификационного экзамена единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.

По предложению депутата Валерия Гартунга («Справедливая Россия») была вынесена на отдельное голосование «скандальная» поправка, в которой речь идет о том, что если адвокат лишен статуса по порочащим основаниям, то он не вправе быть представителем в суде. За исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. Всего таких оснований четыре: неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации доверителя, нарушение норм Кодекса профессиональной этики, совершение умышленного преступления. Поправка была предложена ко второму чтению Крашенинниковым.

Гартунг пояснил, что новелла нарушает несколько статей Конституции и назвал ее фактическим запретом на профессию. «Эту поправку принимать ни в коем случае нельзя», — возмутился Гартунг. Однако парламентарии не поддержали предложение коллеги.

Крашенинников уточнил, что эту норму предлагается ввести в действие с 1 марта 2021 года, на год позже основного закона. Отсрочка связана, в числе прочего, с необходимостью создания полноценного реестра о лицах, лишенных адвокатского статуса.

Как ранее сообщал L.R, также законопроектом устанавливается, что Совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда — с использованием автоматизированной информационной системы. Такое распределение дел между защитниками по назначению направлено на борьбу с так называемыми «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами.

Предлагается повысить полугодовое ограничение на возобновление статуса адвоката в случае его приостановления по личному заявлению — до 1 года, но не больше 10 лет.

Действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшает этот срок до 3 лет.

Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

В части формирования совета палаты адвокатов (региональных и федеральной) предусматриваются следующие новации:

— член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии;

— на собрании адвокатов при очередной ротации членов совета адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры в состав совета палаты адвокатов (сейчас все кандидатуры предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом).

Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.

Сохраняется положение законопроекта о возможности избрания президента палаты адвокатов на третий и последующий сроки на собрании (конференции) адвокатов.

Если в редакции первого чтения предусматривалось, что президент адвокатской палаты (в т. ч. федеральной) вправе самостоятельно выдвигаться на третий срок для участия в выборах президента палаты, то поправками предлагается изменить это процедуру, уточнив, что адвокаты, участвующие в собрании (конференции), вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.

Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будет входить президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.

В части дисциплинарного надзора предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой:

— лицо, статус которого был прекращен решением совета палаты субъекта РФ, в течение месяца вправе обратиться в ФПА;

— комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, рассматривает дело в течение месяца и направляет заключение в совет ФПА;

— по результатам рассмотрения совет ФПА оставляет решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

Закон вступает в силу с 1 марта 2020 года, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ внесен целый ряд существенных изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
1. Тестирование при проведении квалификационного экзамена будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов тестирования.
Требования к единой автоматизированной информационной системе тестирования устанавливаются советом Федеральной палаты адвокатов. Данные изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года.
2. Внесены изменения в порядок приостановления и прекращения статуса адвоката.
Лицо, статус адвоката которого прекращен, и адвокат, статус которого приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязаны сдать свои удостоверения в территориальный орган юстиции, который выдал данные удостоверения.
Статус адвоката может быть приостановлен, если самим адвокатом подано заявление о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты. В этом случае статус возобновлется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через один год и не позднее чем через десять лет после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката.
Лицо, статус адвоката которого прекращен по определенным основаниям, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. Такими основаниями являются:
— вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
— нарушение адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;
— незаконное использование и (или) разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством требований к адвокатскому запросу.
Данные изменения вступают в силу с 1 марта 2021 года.

3. Изменены нормы об учреждении и деятельности адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро.
Учредительным документом адвокатских коллегий является только устав (ранее и учредительный договор).
Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее 3 лет, вправе учредить адвокатский кабинет. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов; при этом в числе учредителей должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 3 лет. Ранее указанные сроки были более продолжительными — 5 лет.
Учредители коллегии адвокатов заключают между собой договор об учреждении коллегии адвокатов, определяющий порядок совместной деятельности по ее учреждению и условия передачи ими коллегии адвокатов своего имущества. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом.
Адвокаты до учреждения адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро (партнерами). Партнерский договор не представляется для госрегистрации адвокатского бюро. В Законе указано, какая информация должна быть указана в партнерском договоре (порядок принятия решений партнерами, распределение вознаграждения, избрание управляющего партнера и прочее).
4. Статья о порядке заключения соглашения об оказании юридической помощи пополнилась новыми положениями. В соглашение может включаться условие, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юрпомощи (за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении).
5. Адвокатская палата для обеспечения доступа адвокатов к информации о своей деятельности обязана вести сайт и размещать на нем определенную информацию (о финансовой отчетности, о принятых советом адвокатской палаты решениях и др.).
6. Внесен целый ряд новых норм в положения статьи, определяющий порядок деятельности совета адвокатской палаты и порядок избрания президента адвокатской палаты.

7. С 1 марта 2021 года предусмотрена возможность автоматизированного распределения адвокатов, направляемых для участия в уголовных делах по назначению.
8. Закон дополнен новой статьей, которой определяется порядок рассмотрения дисциплинарного дела в ФПА. Решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в ФПА лицом, статус адвоката которого был прекращен, в течение месяца со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о принятом решении.
Комиссия по этике и стандартам в течение месяца принимает жалобу к рассмотрению. Указанная Комиссия обязана в течение месяца со дня принятия жалобы рассмотреть дисциплинарное дело и направить заключение и дисциплинарное дело в совет ФПА, который обязан рассмотреть их в течение месяца.
По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет ФПА вправе:
1) оставить решение без изменения;
2) изменить решение;
3) отменить решение и принять новое решение.
При рассмотрении дисциплинарного дела в ФПА течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня поступления в ФПА дисциплинарного дела.
9. Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Со дня вступления в силу Закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ учредительные договоры коллегий адвокатов и адвокатских бюро, созданных до дня вступления в силу Закона, признаются неотъемлемой частью их уставов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *