Обращение жителей

Писать обращения к чиновникам — это целая наука. От того, правильно ли написано обращение, зависит половина успеха. Причем в деле написания обращений крайне важны как форма, так и содержание.
Эта инструкция написана на основе самых современных данных науки войны общения с чиновниками. Наука эта быстроразвивающаяся. Поэтому, если у вас есть замечания и предложения по улучшению инструкции — они всячески приветствуются.
В инструкции многабукаф, но они важные и полезные. Чтобы потом не было мучительно больно, рекомендуется дочитать до конца.
Итак, инструкция:
Содержание письма чиновнику
О том, каким должно быть содержание письма чиновнику, очень хорошо написал Антон Буслов — http://mymaster.livejournal.com/361548.html Мне тут в общем и добавить нечего.
Форма письма чиновнику
Вопрос формы индивидуального письма тоже весьма хорошо освещен в том же посте Буслова — http://mymaster.livejournal.com/361548.html
А вот форма коллективных писем (которые востребованы в бОльшей части случаев) почему-то малоизвестна. Например, мне до сих пор задают вопросы, можно ли сдавать копии подписей (!).
Форма коллективного письма
Коллективное письмо состоит из двух частей:

  1. само письмо
  2. копии подписных листов

Почему нужно собирать подписи на отдельных листах:

  1. Почти всегда для решения проблемы приходится писать письма в разные инстанции. В случае сбора подписей на отдельных подписных листах вы собираете подписи один раз — и спокойно прикладываете копии к любому количеству обращений в инстанции, а не собираете подписи каждый раз заново.
  2. Оригиналы подписей, отданные в цепкие лапы чиновников, могут «исчезнуть». Если оригиналы хранятся у вас, они никуда не исчезнут.

Бланк подписного листа выглядит так: краткий текст, в котором изложено только требование, без мотивировки, и таблица для подписей: ФИО, адрес, телефон, подпись. Текст подписного листа должен быть:
— максимально коротким, чтобы уместилось побольше подписей,
— при этом обязательно — четким, не допускающим двояких толкований,
— при этом по возможности — максимально общим, допускающим максимально широкое использование подписей в случае необходимости.
Почему нужна четкость:
Известен случай, когда в Бибирево сотни людей подписались «против строительства торгового центра». Подписи собирали в рамках публичных слушаний по градостроительному плану земельного участка (если кратко — основному документу, дающему зеленый свет для строительства). Заключение по результатам публичных слушаний гласило: жители против строительства, но не против выдачи ГПЗУ; выдать ГПЗУ. А из выдачи ГПЗУ автоматически вытекает строительство.
Управа Лефортово собирала подписи под вроде бы безобидным текстом «просим произвести благоустройство района Лефортово и увеличить количество парковочных мест». Как выяснилось потом, текст собирался с целью сделать парковки… на месте газона под окнами жилого дома.
Почему нужен максимально общий текст.
Допустим, по адресу ул. Рябиновая, д. 5 хотят строить торговый центр. Если вы соберете подписи под текстом вида «мы против строительства ТЦ по адресу ул. Рябиновая, д. 5», то эти подписи не подойдут, если в будущем строительная опухоль захочет построить по этому же адресу жилой дом или офис, или если стройка вознамерится возникнуть по адресу ул. Рябиновая, д. 7. И вам придется бегать и заново собирать подписи против каждого деления строительной опухоли. А вот если текст будет звучать как «Мы, жители района Х, категорически возражаем против любого капитального строительства на территории, ограниченной: Рябиновой улицей, Лесным переулком, Осенней улицей и железной дорогой, а также категорически возражаем против выдачи и утверждения любых документов, допускающих любое капитальное строительство на данной территории», ваши подписи сразу станут бессрочными и многоразовыми.

Еще примеры хороших текстов для подписных листов:
«Мы, жители района Лефортово, категорически возражаем против превышения существующей плотности и высотности застройки и против любого капитального строительства на незастроенной территории, ограниченной Госпитальным валом, Солдатской улицей, Авиамоторной улицей, Юрьевским переулком и Боровой улицей, а также категорически возражаем против выдачи и утверждения любых документов, допускающих превышение существующей плотности и высотности застройки и любое капитальное строительство на незастроенной территории в указанных границах.»
«Мы, жители района Лефортово, категорически возражаем против строительства гостиницы по адресу Золоторожский вал, вл. 16, против оформления любых документов для строительства гостиницы по этому адресу, в том числе против оформления градостроительного плана земельного участка для строительства гостиницы по данному адресу. Мы требуем отмены всех документов, допускающих строительство гостиницы по данному адресу. Мы требуем выделить земельный участок по адресу Золоторожский вал, 16, под размещение ПЛОСТКОСТНЫХ спортивных объектов, объектов благоустройства и озеленения (в том числе плоскостных автостоянок), без размещения на данном земельном участке любых объектов капитального строительства.»
Как заполнять подписные листы:

  1. Текст, под которым вы подписываетесь, должен быть на КАЖДОМ подписном листе. Подписываться на листе, на котором есть только таблица для подписей, без текста, НЕЛЬЗЯ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ. Копии таких подписей могут быть потом подложены сотрудниками управы или префектуры к любому вредоносному тексту.

  1. Нельзя подписываться на обратной стороне подписного листа. Копии обратной стороны подписного листа — это подписи без текста, их тоже можно подложить к чему угодно.

Итак, вы собрали подписи. В отношении подписных листов действует одно железное правило: НИКОГДА, НИКОМУ, НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ НЕ ОТДАВАТЬ ОРИГИНАЛЫ ПОДПИСЕЙ. Оригиналы подписей хранит у себя надежный член инициативной группы. Во все инстанции передаются только копии.
Копии этих подписей вы можете отдавать в любое количество инстанций и по любому количеству поводов (к которым подходят подписи, разумеется).
Более подробную информацию о допустимой и недопустимой форме и содержании подписных листов можно посмотреть здесь: http://stilett-1.livejournal.com/58857.html (единственное отличие — рекомендуется в таблицу подписного листа добавлять телефоны).
форма коллективного письма (образец)
мэру г. Москвы
С.С. Собянину
от жителей района Лефортово г.Москвы
____ подписей на _____ листах
Уважаемый Сергей Семенович!
содержание обращения
Ответ просим направить такому-то по такому-то адресу, (копию ответа просим направить по такому-то электронному адресу).
приложение:
копии подписей жителей (___ подписей на ___ листах)
ФИО подпись
дата
ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите количество подписей и листов на первой странице.
как отдавать письмо
Письмо распечатываете в двух экземплярах, к одному из них прикладываете КОПИИ подписей. Оба экземпляра подписываете живой подписью. В подавляющем большинстве случаев отвозить письмо в инстанцию может любой человек — не обязательно тот, кто подписался. Из московских инстанций требуют личного присуствия заявителя при передаче заявления только генеральная прокуратура и приемная президента.
Экземпляр с копиями отдаете в соответствующую инстанцию, на экземпляре без копии вам ставят штамп о принятии, дату и подпись. Штамп ставят на первой странице вашего письма. Именно поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте количество листов и подписей на первой странице — то есть на той странице, на которой поставят штамп. Если этого не сделать, то подписи могут «потеряться», и вместо 1185 подписей останется, например, 26. А если на той странице, на которой указано количество подписей, стоит штапм, то «потерять» подписи будет затруднительно.
В некоторых случаях чиновники очень хотят увидеть оригиналы подписей. Вы можете их продемонстрировать — но ни в коем случае не отдавайте. На процедуру показа подписей обязательно идите группой из нескольких человек, по возможности снимайте ее на видео и не отдавайте подписные листы чиновникам в руки. Известны случаи, когда чиновники вырывали документы у активистов, ложились поверх документов на стол, убегали с документами (одна чиновница схватила документы и заперлась с ними в туалете).

Во многих регионах существуют свои службы оперативного реагирования на жалобы граждан местных чиновников. Правда, называются они везде по-разному, но главное, что можно достучаться до местной власти, и они вынуждены реагировать, в чем убедились журналисты «РГ».

Центр управления регионом вскоре должен появиться в Башкортостане. Распоряжение об этом глава республики подписал в конце года. По словам начальника управления главы РБ по социальным коммуникациям Елены Прочаковской, новая структура аккумулирует все обращения жителей республики, поступающие в органы власти различными способами: через соцсети, почту, в том числе электронную, жалобы, озвученные в ходе приема граждан, и так далее. Затем информацию проанализируют и проработают способы решения проблем, которые тревожат жителей. В состав ЦУР войдут представители министерств и ведомств, муниципалитетов и органов республиканской власти.

Скорее всего, центр воспользуется наработками и возьмет под свое крыло уже работающую в регионе с конца 2018 года систему «Инцидент менеджмент». Программа-робот выявляет в соцсетях обращения и жалобы граждан по той или иной проблеме. Затем результаты мониторинга соцсетей поступают к администраторам — сотрудникам управления главы РБ по социальным коммуникациям, которые сортируют их по темам и направляют в министерства или муниципалитеты в зависимости от масштаба проблемы для подготовки ответа. Следует отметить, что первый ответ жители получают в течение двух часов. Если вопрос требует каких-то конкретных практических решений, определяется срок для их принятия. В любом случае каждый человек, написавший пост или комментарий по теме, получает ответ. Несколько постов по одной теме в разных соцсетях объединяются в один пакет, который называется «инцидент», и ответ официальных структур приходит ко всем сообщениям по этой теме.

Буквально на днях в республике зарегистрировали 100-тысячный «инцидент».

— Это значит, что на 100 тысяч жалоб и обращений мы ответили и отреагировали, и люди, которые писали посты, не остались один на один с этой проблемой, — подчеркнула Елена Прочаковская.

Первый ответ жители Башкортостана получают в течение двух часов. Если вопрос требует каких-то практических решений, определяется срок

Буквально в прошлую пятницу работа системы «Инцидент менеджмент» в Башкортостане получила 10-балльную оценку из десяти возможных. Хотя при внедрении системы нужно было переломить менталитет чиновников, в первую очередь — муниципальных.

— Многие главы администраций городов и районов не были зарегистрированы в соцсетях. Они считали, что это не их уровень, — рассказала Елена Прочаковская. — Хотя соцсети — это мобильная и бесплатная площадка для контакта с жителями, для распространения нужной и важной информации. Впрочем, скоро эту ситуацию удалось исправить.

Каждый раз, когда решена проблема, в Уфимском офисе звучит рында. Фото: Марат Юсупов

Система «Инцидент менеджмент» уже работает и в Татарстане. По словам руководителя пресс-службы президента РТ Лилии Галимовой, она мониторит все обращения граждан в соцсетях и передает их органам госвласти, чтобы они оперативно предоставили ответ или решили волнующую человека проблему.

Налаженная в республике обратная связь помогает быстро реагировать на запросы людей. Один пример. В конце прошлого года в приемную президента Татарстана поступила жалоба на распространение снюсов среди школьников. Госсовет РТ принял законопроект, запрещающий продажу несовершеннолетним бестабачной продукции, содержащей никотин, и электронных систем доставки никотина. А в конце декабря 2019 года соответствующий закон был подписан президентом РТ Рустамом Миннихановым.

Между тем в Татарстане цифровой диалог органов власти и жителей ведется с 2012 года, когда в республике заработала государственная информационная система «Народный контроль». Сейчас она насчитывает уже 62 категории, в том числе «Содержание и ремонт муниципальных дорог», «ЖКХ», «Коррупция в сфере здравоохранения», «Благоустройство территории». Независимо от того, в какой из них человек оставил обращение, чиновники обязаны своевременно среагировать на жалобу и в том же «Народном контроле» отчитаться о проделанной работе.

По данным Минцифры РТ, в прошлом году в системе было опубликовано более 77 тысяч заявок граждан, из них 60 тысяч выполнены. Еще 11,6 тысячи жалоб находятся в работе, по каждой установлен конкретный срок исполнения.

Есть и другие, не менее полезные сервисы. К примеру, «Народный инспектор», где принимаются сообщения о нарушениях Правил дорожного движения. Или, скажем, запущенный три года назад на портале госуслуг сервис для проведения интерактивных опросов и голосований в электронном виде. С его помощью жители Татарстана выбирают молодежный парламент РТ, голосуют за благоустройство тех или иных парков и скверов и оценивают эффективность работы руководителей органов местного самоуправления.

В Приморском крае только приступили к созданию Центра управления регионом (ЦУР). Выбраны три пилотные отрасли — здравоохранение, транспорт и туризм. За основу взята инновационная система московского областного центра информационно-коммуникационных технологий, специалисты которого в декабре прошлого года побывали в Приморье и рассказали о преимуществах высокотехнологичного продукта и особенностях его внедрения на территории.

— Мы выбрали три самые проблемные сферы. В частности, в здравоохранении люди чаще всего жаловались на отсутствие или недостачу льготных лекарств, сложности при записи к врачу. По итогам этой работы была создана «тепловая» карта края: красным, желтым и зеленым цветом обозначили разные территории, в зависимости от того, насколько довольны или недовольны их жители состоянием сфер транспорта, здравоохранения и туризма, — говорит министр цифрового развития и связи края Сергей Максимчук.

В дальнейшем опыт планируется распространить и на другие сферы экономики. Для начала центр будет внедрен на базе какого-то одного муниципального образования в Приморье, после чего практику планируют распространить на другие муниципалитеты.

А как это работает в Подмосковье?

Центр управления регионом (ЦУР) в подмосковном Красногорске — это большой кол-центр, где за компьютерами сидят десятки людей — представители всех подмосковных министерств и ведомств, и каждый из них отвечает за свой участок работы. Работа простая — собирать «профильные» жалобы населения с портала «Добродел», из обращений на официальных сайтах и интернет-приемных региональных чиновников, из соцсетей, а также с муниципальных порталов. Все собранное нужно классифицировать и довести до ответственных чиновников. У ЦУРа есть и девиз: «Все знаем — быстро решаем — не допускаем», а это значит, что помимо простого сбора жалоб и предложений здесь имеется и аналитический центр, в чьи задачи входят долгосрочные прогнозы. Другими словами, нужно не только зафиксировать жалобу, но и предложить такой способ решения проблемы, чтобы подобных обращений от населения больше не поступало.

На практике это работает так. Когда в прошлом году область перешла на раздельный сбор коммунальных отходов, все порталы и соцсети просто тонули в «мусорных» жалобах. Их поступало по сотне в день: тут отходы не вывезены вовремя, там баки не доживают до нормативного времени вывоза, переполняясь за пару часов, а где-то начали появляться стихийные свалки. Без ЦУРа чиновники месяцами проводили бы совещания, обсуждая механизм решения проблемы. А сотрудникам ЦУРа, у которых вся карта жалоб перед глазами, понадобилось несколько дней, чтобы понять, что «мусорные» жалобы обогнали все остальные и грозят социальными неприятностями. Тут же на уровне области было принято решение: все мусорные навалы убирать в течение суток. В оперативном режиме начали добавлять на мусорные площадки контейнеры, а для решения проблем со стихийными свалками привлекли правоохранительные органы. Сегодня жалобы у населения на проблемы с вывозом мусора далеко не на первом месте — их количество резко сократилось в несколько раз.

Сейчас почти все муниципалитеты имеют свои маленькие ЦУРы. С мест лучше виден масштаб проблем, решение большей части которых, к слову, находится в компетенции именно местной власти.

Но работают над решениями по-прежнему все вместе. «Огромная ответственность ложится прежде всего на министров. Их задача — в каждом отраслевом блоке искать новые уникальные решения. Мы прекрасно понимаем, если министр и его команда не живут проблемой, если не участвуют лично в работе своего блока в ЦУРе, ничего прорывного не происходит», — говорит губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

Подготовила Ирина Рыбникова

Заявления, предложения, жалобы… В потоке документов, поступающих от граждан, может потеряться даже опытный делопроизводитель. Документы нужно не просто зарегистрировать и подготовить по ним ответ, но и провести через десяток других этапов с соблюдением сроков рассмотрения и хранения в архиве.

При правильной организации работа с обращениями граждан из каждодневной рутины может превратиться в кладезь ценной информации. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрежительно относиться к самому рядовому обращению. В предложениях и жалобах, которые должны храниться в архиве, можно найти немало рекомендаций и идей, которые будут полезны для более эффективной работы организации.

Нужно помнить, что делопроизводство по обращениям граждан представляет собой самостоятельный участок работы службы документационного обеспечения организации. Ведение этого делопроизводства имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при определении правил ведения делопроизводства в конкретной организации.

В настоящее время работа с обращениями граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 18.07.2012 № 19-П).

Кто должен рассматривать обращения

Если в вашу организацию поступает много заявлений, предложений и жалоб граждан, то целесообразно создание специального структурного подразделения: бюро, отдела или сектора. Это также относится к законодательным и исполнительным органам РФ, субъектам местных органов управления и самоуправления.

Если обращений граждан немного, то ими занимается специально выделенный работник делопроизводственной службы. Как вариант, работа с этой категорией документов может быть частью обязанностей секретаря руководителя. При этом руководитель организации должен держать этот участок работы под личным контролем.

Сроки хранения обращений граждан

Сроки хранения обращений граждан (предложения, заявления, жалобы и др.) и документы по их рассмотрению (справки, сведения, переписка) в зависимости от их значимости установлены ст. 183а, б, в Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010), и составляют:

  • предложения, письма творческого характера, заявления, жалобы, содержащие сведения о серьезных недостатках и злоупотреблениях, коррупции – постоянно;
  • личного характера – 5 лет ЭПК;
  • оперативного характера – 5 лет.

Отметка ЭПК означает, что часть документов может иметь научно-историческое значение. Такие документы передаются в государственные, муниципальные архивы или хранятся в организации.

Важно! Осуществляя экспертизу документов по обращениям граждан, необходимо оценить срок их хранения с точки зрения значимости для общества, государства и т.д. Главная задача – не допустить уничтожения документов с предложениями граждан, которые внедрить по объективным причинам пока нет возможности. В будущем при благоприятном стечении обстоятельств, вы сможете достать их с архивных полок и внедрить в жизнь.

Виды обращений граждан и их особенности

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ все граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Обращение гражданина – это комплексное понятие. Им может быть предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составленное в письменной форме или в виде электронного документа. Существуют три основных вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Цель такого вида обращения обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а также предложить конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. В отличие от предложения в заявлении не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. В жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявление и жалобы имеют четко определенный вид обращения граждан, но часто встречаются обращения, носящие смешанный характер.

В последние годы введен еще один вид обращения граждан – ходатайство, которое представляет собой обращение гражданина, подаваемое в письменном виде, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с представлением документов их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. При этом важно, чтобы ходатайство и все прилагающиеся к нему документы были оформлены в соответствии с установленными требованиями.

В законе г. Москвы от 18.07.1997 № 25 (в ред. от 21.06. 2000 № 21) «Об обращении граждан» даны такие понятия, как коллективное обращение и его разновидность петиция.

Коллективные обращения – обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

Петиция – коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства.

В какой форме можно подавать обращение

Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.

Письменное обращение гражданина должно содержать:

  • наименование государственного органа или органа местного самоуправления, адрес органа или фамилию, имя, отчество должностного лица, которому направлено обращение, или наименование его должности;
  • фамилию, имя, отчество гражданина, который направляет обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • уведомление о переадресации обращения;
  • изложение сути обращения;
  • личную подпись гражданина и дату.

Если обращение направлено по электронной почте, то оно в обязательном порядке должно содержать адрес электронной почты гражданина.

Устное обращение гражданина излагается во время личного приема, который ведет руководитель организации. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личность гражданина известна, на обращение дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.

Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан

Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).

Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:

  • личный прием граждан;
  • прием и первичная обработка письменных обращений;
  • регистрация обращений;
  • рассмотрение обращений руководством;
  • подготовка проекта ответа на обращение;
  • уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации; 
  • уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
  • контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;?
  • ответ гражданину;
  • информационно-справочная работа по обращениям;?
  • формирование дел и текущее хранение обращений;?
  • анализ поступивших обращений;
  • работа с устными обращениями граждан.

Этап 1. Личный прием граждан

Личный прием граждан могут вести руководители организаций, его заместители или ответственные работники. Сведения о месте (расположение и номер кабинета, помещения) и времени (дни и часы) приема должны быть доступны для граждан. Эта информация размещается на стендах или официальном сайте организации. Обычно личный прием граждан осуществляется один раз в неделю, преимущественно в вечернее время.

Гражданин при личном приеме обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность. В организации, осуществляющей прием граждан, может вестись журнал предварительной записи посетителей. Секретарь руководителя ведет регистрационно-контрольную карточку (РКК) или журнал, где фиксируются как устные, так и письменные обращения граждан.

Если в процессе личного приема гражданина удовлетворило решение руководителя, краткое содержание этого решения заносится в РКК или в журнал и обращение считается исполненным. Если руководитель не может принять решение во время приема, тогда составляется письменное обращение, и с ним ведется работа как с письменным обращением. Если обращение гражданина не относится к компетенции данной организации, лицо, ведущее прием должно помочь посетителю определить, где находится нужное учреждение (адрес, телефон, факс и т.д.).

Этап 2. Прием и первичная обработка письменных обращений граждан

Прием и первичная обработка письменных обращений граждан ведется так же, как и в общем делопроизводстве. При получении документа работник службы ДОУ должен проверить целостность конверта, пакета или упаковки, правильность адресования документа. При вскрытии конверта (пакета) проверяется наличие документов, включая приложения. При недостаче вложений, повреждении документов или приложений к ним необходимо сообщить в тот же день отправителю в письменной форме.

Составляется акт в 3 экземплярах: первый остается в службе ДОУ, второй приобщается к поступившему документу, третий направляется отправителю документа. Ошибочно доставленная корреспонденция возвращается отправителю.

Конверты сохраняются и прилагаются к документам в случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя и дату отправки, в остальных случаях конверты уничтожаются.

Конверты с пометкой «Лично» и грифами «Секретно», «Коммерческая тайна», «Конфиденциально» работниками службы ДОУ не вскрываются. На конверте нужно проставить штамп о поступлении и дату поступления, после чего закрытый конверт с документами передать в подразделение, отвечающее за работу с информацией ограниченного доступа, а с отметкой «Лично» – передать адресату.

Принятые факсограммы (факсы) регистрируются, рассматриваются и передаются на рассмотрение руководству или непосредственно исполнителю организации, которому был адресован факс. Прием и регистрация документов в электронном виде, поступивших на электронный адрес организации, осуществляется службой ДОУ, передаются по информационно-телекоммуникационной сети организации руководству или непосредственной исполнителю.

Существуют законодательно установленные сроки и способы обработки документов.

Документы, требующие срочного рассмотрения, передаются на регистрацию незамедлительно. Обработка остальной корреспонденции осуществляется в день ее поступления или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время.

Поступившие телеграммы принимаются под расписку с проставлением даты и времени приема. Текст телефонограммы записывается или печатается получателем, регистрируется и оперативно передается руководителю, которому она адресована.

Если в организации необходимо разработать дополнительные условия сроков и способов обработки и передачи документов, то они указываются в локальном нормативном акте, который доводиться до всех работников с неукоснительным их выполнением.

Предварительное рассмотрение поступающих документов производится исходя из оценки их содержания, на основании установленного в организации распределения обязанностей между руководством. Документы, прошедшие предварительное рассмотрение, подлежат регистрации и только после этого передаются на рассмотрение руководству организации.

Документы, зарегистрированные службой ДОУ, передаются на рассмотрение руководству организации в день их поступления. Рассмотренные руководством документы с резолюциями возвращаются в службу ДОУ, где в регистрационно-контрольном журнале (карточке) (РКФ) вносится содержание резолюции, срок исполнения поручения, Ф.И.О. и должности исполнителей поручений, только после этого документ передается на исполнение. Если исполнителями являются несколько структурных подразделений, то подлинник передается ответственному исполнителю, а остальным передаются копии документа.

Передача документа, находящегося на исполнении, из одного подразделения в другое производится только с разрешения руководителя или по договоренности между руководителями подразделений. О передаче документа в ходе исполнения уведомляется служба ДОУ, которая делает об этом отметку в РКФ.

Этап 3. Регистрация обращений

Регистрация обращений граждан имеет две особенности. Во-первых, регистрации подлежат все без исключения обращения граждан. При этом они должны регистрироваться в течение трех дней с момента поступления в организацию. Во-вторых, регистрационный номер включает начальную букву фамилии автора обращения и порядковый номер поступающего обращения в пределах календарного года. Регистрационный индекс может быть дополнен другими обозначениями, если они необходимы для обеспечения систематизации, поиска, анализа и сохранности обращений граждан в данной организации.

В случае направления обращения в различные организации по одному и тому же вопросу, все они будут переданы в тот орган или организацию, которая компетентна в решении данного вопроса, поставленного в обращении. В этом случае все поступившие обращения должны быть учтены под регистрационным индексом первого обращения с добавлением порядкового номера через дробь. Например: Н-413/1, Н-413/2. В случае повторного обращения, ему присваивается очередной порядковый номер, но в регистрационной форме делается отметка повторно и подбирается вся предшествующая переписка.

Повторным считается обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени первого обращения истек установленный срок рассмотрения или гражданин не удовлетворен данным ему ответом. Распространенной регистрационной формой для обращения граждан является регистрационно-контрольная карточка (РКК).

Число экземпляров РКК определяется необходимостью для справочной работы и контроля исполнения обращений самой организацией.

Регистрационно-контрольные карточки могут формироваться по алфавитному, географическому или тематическому признакам.

Скачать

Этап 4. Рассмотрение обращений руководством

Рассмотрение обращений руководством осуществляется так же, как и другой корреспонденции, поступающей в организацию: руководитель знакомится с содержанием обращения, пишет резолюцию. Если обращение содержит ряд вопросов, которые могут решить несколько компетентных органов, то в течение семи дней с момента регистрации, направляются копии обращения в другие соответствующие органы или должностным лицам. Орган или должностное лицо, переадресовавший обращение, могут запрашивать документы или материалы о результатах рассмотрения письменного обращения, но при этом не разрешается направлять адресату решение или действие (бездействие), которое может быть обжаловано гражданином. Исключение составляют только суды, органы дознания или предварительного следствия.

При рассмотрении обращений, если руководитель может сразу принять решение, то он отражает его в резолюции. Секретарь (или исполнитель) составляет и оформляет ответ заявителю. Если требуется мнение специалистов, запросы в другие организации и др., руководитель назначает в резолюции исполнителя (исполнителей), а документ передается на исполнение.

Этап 5. Уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения и организации

В том случае если обращение не относится к компетенции донного органа или должностного лица, в течение семи дней с момента регистрации его пересылают по назначению, а заявителю высылают уведомление о направлении его обращения в другую инстанцию.

Этап 6. Уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения

Автору обращения должно быть направлено уведомление о длительном сроке рассмотрения обращения, если для принятия решения требуется специальное изучение или дополнительная проверка.

Этап 7. Подготовка проекта ответа на обращение

Подготовка проекта ответа на обращение осуществляется исполнителем, назначенным руководителем организации в резолюции. Проект ответа должен готовиться очень тщательно, а принимаемое решение опираться на законодательство РФ, всестороннее изучение всех обстоятельств и причин, побудивших гражданина направить обращение.

При подготовке ответа при необходимости исполнитель посылает запросы в другие организации. Установлено законом, что ответ на запрос должен быть подготовлен и выслан в течение 15 дней. Запросы составляются в трех экземплярах: один направляется по назначению в адрес, второй – автору обращения, третий помещается в дело.

Автору обращения может быть направлено только письмо-уведомление о направлении запросов в другие организации для принятия решения по его обращению.

Этап 8. Контроль за сроками исполнения документов

Важно помнить, что контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений ведется за каждый полученным обращением. Его осуществляет структурное подразделение или должностное лицо, отвечающее за работу с обращениями граждан.

При осуществлении контроля за исполнениями обращений граждан необходимо в первую очередь знать сроки исполнения полученных обращений. Это сроки установлены ст. 12 от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Ответ гражданину должен быть дан в течение 30 дней со дня регистрации. Если по каким-либо уважительным причинам подготовка ответа затягивается, в исключительных случаях закон разрешает продлить срок исполнения обращения еще на 30 дней с уведомлением об этом гражданина. И так из выше сказанного максимальный срок подготовки и направления ответа заявителю составляет 60 дней.

Если для принятия решения требуется направить запросы в другие компетентные организации или органы государственной власти, такие обращения ставятся на особый контроль. В этом случае в организации на всех РКФ, а также на самом обращении проставляется штамп и пишется слово «Контроль» или буква «К». Предложения, заявления, жалобы, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. Контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают только руководители, ответственные за правильное рассмотрение писем граждан.

При большом потоке поступающих обращений сложно своевременно контролировать без применения современных компьютерных технологий. В настоящее время существует достаточно много компьютерных программ, позволяющих осуществлять контроль обращений граждан.

Этап 9. Ответ гражданину

Ответ гражданину оформляется на бланке письма организации, которая непосредственно отвечает гражданину на его обращение. Требования по оформлению ответа предъявляются такие же, что и к оформлению писем. Ответ подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом или лицом, исполняющим его обязанности. Ответ заявителю пересылается по почте. Ответ не дается на анонимное обращение, в котором не указана фамилия гражданина и его почтовый адрес.

Этап 10. Информационно-справочная работа с обращениями граждан

Информационно-справочная работа с обращениями граждан?устанавливается самой организацией: картотеки, принципы систематизации в них карточек для быстрого и точного поиска нужного обращения. Как правило, систематизация карточек производится в алфавитном порядке по фамилиям заявителей, что дает возможность ответить на любой запрос о состоянии рассмотрения любого обращения.

Все документы (само обращение гражданина и документы, создаваемые в процессе подготовки ответа, переписка)?должны храниться в структурном подразделении или у лица, отвечающего за работу с письмами граждан. Формировать и хранить дела у исполнителей запрещается, поэтому после завершения работы и подготовки ответа гражданину он обязан все документы, включая экземпляр КРК, передать ответственному за работу с обращениями граждан для централизованного формирования дела.

Важно помнить, что в дела подшиваются только исполненные документы, т.е. после того, как ответ гражданину уже направлен.

Этап 11. Формирование дел по обращениям граждан

Некоторые особенности формирования дел по обращениям граждан заключаются в том, что:

  • все документы, создаваемые в результате подготовки ответа на обращения гражданина, должны быть сформированы в отдельные от общей переписки дела;
  • в деле документы располагаются в следующей последовательности:
    • оригинал обращения;
    • копия ответа;
    • все документы, отражающие процесс рассмотрения письма гражданина, в хронологической последовательности по мере их поступления;
  • в деле могут быть подшиты несколько групп документов, которые располагаются в алфавитном порядке, в зависимости от количества поступивших обращений в организации и документов к ним прилагающихся;
  • повторные обращения и все материалы к нему подшиваются за группой документов по первому обращению; обращения граждан по вопросам работы организаций и обращения по личным вопросам группировать отдельно;
  • коллективные обращения следует формировать в отдельные дела.

Этап 12. Анализ поступивших обращений

Анализ поступивших обращений ведется в организациях в виде справок, сводок и обзоров. Такие обзоры составляются периодически. По решению руководства организации они могут составляться ежемесячно, ежеквартально и т.д.

Цель составления аналитических справок заключается в том, что можно обобщить содержание в обращениях предложений, рекомендаций, практических советов, критических замечаний, чтобы в дальнейшем своевременно выявить и устранить причины, порождающие нарушение прав и интересов граждан, охраняемых законами РФ. Аналитические обзоры помогают усовершенствовать работу организации.

Аналитические сводки не имеют установленную форму, поэтому имеют различный вид, где можно отражать те показатели, которые необходимо в данный момент проанализировать и просчитать для различных задач, для анализа исполнительской дисциплины в структурных подразделениях, причины задержки или неисполнения обращений граждан и т.д.

Приведем примерную форму сводки структурных подразделений, подготовленную для руководителя организации.

Сводка об исполненных обращениях граждан с нарушением срока исполнения

Ф.И.О. гражданина, откуда поступило, дата, регистрационный номер

Военно-историческая справка

В первый день войны, еще до объявления мобилизации, добровольцами ушли на фронт 220 жителей станицы Варениковская.

26 августа 1942 года фашисты подошли к станице Варениковской со стороны правого берега реки Кубань. Станица оборонялась со стороны реки Азово-Черноморской флотилией, 144 отдельный батальон морской пехоты. Фашистские захватчики перешли реку Кубань 27.08. 1942 года в районе поселка Красная стрела.

Но станица не сдалась , в лесах действовал партизанский отряд «Ворон» под руководством Филимончик Николая Васильевича, из станицы там воевало 28 человек, а всего отряд насчитывал свыше 130 человек, последнее сражение с фашистами отряд принял в Чуйском лесу, близ станицы Гостагаевская, выжило лишь несколько человек.

Также в станице действовало подполье под руководством доктора местной больницы Смирнова Михаила Ивановича. К сожалению, почти никто не дожил до победы, за участие в подпольной деятельности доктор Смирнов был казнен фашистами вместе со своей семьей.

С 23 по 27 августа 1943 года шли бои за освобождение станицы, с о стороны центра наступала 20 горно-стрелковая дивизия, со стороны хутора Школьный — 83 бригада морской пехоты и со стороны реки Кубань — 328 стрелковая дивизия.

Отступая, немцы прикрывались мирным населением, которое сгоняли со станицы и хуторов.

Вся станица и близлежащий лес были заминированы.

В настоящее время в станице проживает 21 ветеран ВОВ, приравненных к ветеранам 348 человек.

2016 год.

Из книги исторических исследований Ю.Д.Кочериди и Л.А.Письменской
«Из истории станицы Варениковской и близлежащих мест»
После продолжительной войны с Турцией за освобождение южных российских земель, по Кучюк — Кайнарджийскому мирному договору в 1774 году к России отошли все южные степи до реки Кубань. Для укрепления приобретенных земель 16 января 1778 года сюда прибыл великий русский полководец А.В.Суворов, По его чертежам и под его руководством были построены 5 крупных крепостей и двадцать редутов, ставших основой стратегической Верхнеадагумской линией, связавшей воедино крепость Копыл (Славянск на Кубани) с Константиновским укреплением (ныне город Новороссийск). Для более прочного закрепления южных земель была принята политика их заселения.
В 1792 году Екатерина II пожаловала Черноморскому войску земли на Тамани. Кошевой атаман Захарий Чепига на 51 лодке и одной яхте отправил из-за Буга на полуостров передовой отряд черноморцев численностью 3847 человек под предводительством полковника Белого. Они поселилились в станице Темрюкской, многие из них и стали в дальнейшем первыми поселенцами станицы Варениковская.
Основателем Варениковской считается профессиональный военный — черноморский войсковой старшина Алексей Васильевич Вареник. Это был героический человек, Георгиевский кавалер, боевую награду Георгиевский крест, он получил в 1790 году из рук А.В.Суворова за взятие Измаила.
В 40 лет А.В.Вареник был достаточно опытен, чтобы возглавить, по поручению фанагорийского атамана И.Юзбаша, Ново-Смолянский кордон, возле которого, на реке Кубань, в мае 1812 года, была построена пристань, здесь был организован обменный пункт между казаками и горцами, войсковая соль здесь менялась на лес, хлеб, сельхозинвентарь, ткани, шерсть. Через полгода А.В.Вареник погиб от пули князя Коломбета, а пристань так и стали называть именем Вареника.
После Крымской войны порты Анапа и Новороссийск были разрушены, поэтому решено было строить новые укрепления и в 1828 годукубанский атаман Бабич приказал перекрыть Куркинский брод и на месте пристани Вареника построить укрепление — крепость Вареника, которая уже в 1831 году была нанесена на карту Черноморского войска. За всю свою историю, крепость Вареник, 12 раз подвергалась нападению со стороны горцев, но ни разу не была взята.
10 октября 1842 года из Ольгинского укрепления в Варениковское укрепление, для занятия его гарнизоном, прибыли 2 сотни 6-го пешего полка Черноморского казачьего войска в составе 4 обер-офицеров, 5 урядников, 200 казаков и 4 денщиков. В последующем гарнизон Варениковского укрепления комплектовался и из других частей Черноморского казачьего войска, но его численный состав оставался примерно таким же.

Согласно инструкции, предписанной контр-адмиралом Л.М. Серебряковым воинскому начальнику укрепления при Варениковой пристани штабс-капитану Павлову, в обязанности воинского начальника входило:
1.Обеспечение безопасности укрепления;
2.Обеспечение благосостояние гарнизона;
3. Сношения с горцами;
4. Соблюдение предохранительных карантинных мер;
5. Содержание в исправности дороги от укрепления до переправы через Кубань;
6. Наблюдение за целостью и сбережением казенного имущества по частям провиантской, инженерной и артиллерийской;
7. Своевременное предоставление срочных отчетов о состоянии укрепления.
В Варениковском укреплении в 1843 году находилось артиллерийского вооружения:
— чугунных полупудовых единорогов — 6 штук;
— медных четвертьпудовых единорогов — 2 штуки;
— чугунных шестифунтовых пушек — 4 штуки.
Предписанием военного министра Ставропольской комиссариатской комиссии от 13 марта 1843 года Варениковскому укреплению предписывалось,
помимо задачи прикрытия переправы через реку Кубань, служить базой для сбора больших отрядов во время закубанских военных экспедиций Черноморского казачьего войска «для действий в земле натухайцев».
По описаниям 1855 года «укрепление при Варениковой пристани имело очертание продолговатого четырехугольника с двумя бастионами, расположенными для фланкирования продольных и поперечных фасов. Внутри укрепления имелись следующие строения: три деревянных строения, построенные из полубревен — казарма, офицерский флигель и лазарет с гауптвахтой; два турлучных строения — кухни для офицеров и казаков; деревянный пороховой погреб под железной крышей.»
После покорения натухайцев, занимавших территорию от побережья Черного моря до устья реки Адагум, для управления войсками, водворенными станицами и местными горцами, в 1860 году император Александр IIподписал указ о создании новой административной единицы Российской империи -Кубанской области и указ о переименовании Черноморского казачьегo войска в Кубанское. Командующим войсками только что образованной области стал генерал-адъютант граф Николай Иванович Евдокимов. Объехав обширный край, Евдокимов, также считал главным средством покорения края – заселение пространства между реками Белой и Лабой и востoчным берегом Черного моря казачьими станицами. Укрепления упразднялись, начинались строится казачьи посты, высочайшим повелением императора Александра IIот 7 апреля 1861 года укрепление Варениковское в Кубанской области было упразднено, а на его месте возведен одноименный казачий пост.
Будущие станицы в основном получали свои названия от укреплений, рядом с которыми под них отводились земли. На этих местах вырубали деревья, расчищали кустарники, заготавливали строительный материал, рубили просеки для строительства дорог, строили оборонительные ограды.
В это же время войска Адагумского отряда, свободные от военных действий, начали подготовку территорий под станицы.
В Государственном архиве Краснодарского края сохранились документы о строительстве станицы Варениковской, в котором принимал личное участие П.Д.Бабич.
П.Д.Бабич написал отношение к наказному атаману Кубанского казачьего войска Николаю Агаповичу Иванову с просьбой: «срочно приказать топографу 2-го класса унтер-офицеру Кирпичникову немедленно приступить к разбивке станицы и составлению требуемого плана близ постоянного укрепления того же имени на левом берегу Кубани с учетом числа переселенцев с добавлением от 25 до 30 дворов. При разбивке необходимо указать будущие дворы, дабы переселенцы, согласно плана, распорядились своим хозяйством и приступили к заготовке и подвозу строительных материалов…»
Переселение в новые станицы предусматривалось провести двумя категориями — по жребию и добровольно.
Прежде, чем начать переселение казаков в предгорье Западного Кавказа, Александром IIбыл издан рескрипт от 24 июня 1861 года, на основании которого в собственность семействам офицеров и казаков, вызвавшихся «охотой» (добровольно) переселиться в Закубанский край, будут дарованы земельные участки в пределах Кубанской области. Обсуждение рескрипта рекомендовано было провести 6 августа 1861 года одновременно во всех станицах Кубанского войска, при церквах, при полных станичных сборах, при парадной форме — «дабы избежать фальшивых и прочих толкований».
И вот 15 апреля 1862 года к Варениковской переправе прибыли переселенцы. Их встречал полковник Крюков. После переправы на левый берег Кубани, во время следования в пост, для охраны переселенцев были выделены две сотни конного казачьего полка и рота пехоты.
В Варениковский пост переселились из станицы Брюхавецкая 20 семей, из станицы Васюринская -1 семья, их Темрюка — 307 семей.
Почему так много из Темрюка? Потому, что 31 марта 1860 года, станица Темрюкская получила статус портового города, казаки не захотели переходить в мещанское сословие и, продав городу Георгиевскую церковь за 20 тысяч рублей серебром, поехали на новое место.
Потомкам первых переселенцев будет интересно узнать, что в октябре 1861 года были составлены списки жителей города Темрюка, пожелавших переехать в станицу Варениковскую и ставшими ее основателями в мае 1862 года.
Эти списки сохранились в государственном архиве Краснодарского края (фонд №574), вот некоторые фамилии:
«Полковник Дорошенко, подполковник Посполитаки, есаул Бондаренко, сотники Поночовный, Путинцев, Педенко, Шанька, урядники Фартушний, Новак, Хохлач, Белокурый, Передистый, Птушенко, Шугай, Крутько, казаки Бухинник, Лепешкин, Маринец, Гнибеда, Пердола, Храменюк, Селедец, Бондаренко, Крывонос, Дейкин» и другие. (орфография сохранена)
Многие нынешние жители станицы Варениковская найдут в этих списках фамилии своих предков. (Списки опубликованы на официальном сайте поселения в разделе «Историческая справка»)
В 1862 года на землях Натухайского военного округа было предложено селить один казачий полк. С этой целью, по окончании военных действий, войска Адагумского отряда сосредоточили всю свою деятельность на строительстве проектируемых станиц, постов и дорог между ними. К концу марта возведение новых станиц было закончено, из этих станиц был образован новый полк, названный Адагумским казачьим полком.
Вновь построенные станицы Адагумского казачьего полка получили следующие наименования:
«1. Варениковская — близ реки Кубани, на месте бывшего укрепления того же имени;
2. Гостагаевская — на месте укрепления того же имени;
3. Раевская — у реки Ционай, на месте бывшего форта Раевского;
4. Натухаевская –на половине дороги между станицами Раевской и Гостагаевской;
5. Новороссийская – у Цемесской бухты;
6. Анапская – в 6-ти верстах от укрепления Анапы;
7. Благовещенская – на берегу Черного моря;
8. Верхнебаканская – в Баканском ущелье;
9. Нижнебаканская- на реке Бакан;
10. Неберджаевская на месте укрепления того же имени;
Станицы продолжали заселяться частично переселенцами Черноморского и Азовского казачьих войск, а также, обращенными в казачье сословие, женатыми нижними чинами регулярных войск Кавказской армии.
3 мая 1862 года священник Алексей Виноградов освятил новое место поселения. Именно этот день и считается днем основания станицы.
На новые места переселенцы везли с собой имущество: сундуки, подушки, рядна (толстый холст домашнего производства), юбки женские и мужские (короткие мужские куртки), кожухи (овчинные шубы); домашнюю утварь: дежи (емкости для замешивания и квашения теста), цыбарки (ведра), казаны, полубочки, сита; продукты: муку, сахар, соль, сухари, пшено; хозяйственный инвентарь: косы, серпы, лопаты, секиры, долота, молотки, буравки, сверла, брус.
План станицы Варениковской выполнил полковник инженерных войск Кессер за 100 рублей серебром. По прибытии в новые станицы переселенцами указывались места для усадеб, разбитых заранее внутри станичной ограды, а также места заготовки строительных материалов, сенокосы, пастбища, пахотные земли и пределы станичных юртов (земельное владение станичного общества). Кроме того, давались строгие указания о необходимости «двигаться в окрестностях станицы большими группами и под надежным прикрытием казаков».
Всем переселенцам были предоставлены льготы и пособия от казны и войска. Так, от казны было выделено единовременное пособие «на переселение» каждой офицерской семье 285 рублей 71 ‘/2 коп., казачьей — 71 руб. 42 1/7 коп., на вооружение поровну — каждой семье по 10 рублей. Семьям женатых низших чинов регулярных войск единовременное пособие на первоначальное заведение — 72 руб. 42 6/7 коп., на покупку лошади и сбруи — 35 руб. 71 2/7 коп, на вооружение 15 рублей. От войска были выданы подъемные — офицерским семьям 150 рублей, казачьим — 75 рублей.
Помимо перечисленных пособий переселенцам предоставлялись следующие льготы: в течение трех лет со дня прибытия на новые места (с 1 мая 1862 г.) казаки освобождались от службы, кроме защиты своих станиц. Получали безвозмездно провиант от казны на каждого члена семьи (детям до 7 лет половинную норму), что дало возможность успешно заниматься строительством своих домов и не заботиться на первых порах о прокормлении себя и своих семей.
В каждую станицу были назначены офицеры на должность начальников станиц, которые вели наблюдение за охраной станиц, за исправностью постов и оград, организовывали наряды для прикрытия во время строительных и полевых работ и для подкрепления в другие станицы и посты, в случае внезапной угрозы от горцев . Также были назначены священники и судьи.»
В 1862 году начальником станицы Варениковской был назначен майор Ф. Гутовский, судьей -казак М. Могила, а священником Василий Сахаров.
Воинское подразделение Варениковской состояло из 1 роты пехоты, полсотни конных казаков, 2 орудий. Основной задачей гарнизона была охрана от внезапных нападений горцев. Кроме того, каждая станица имела 150 вооруженных жителей.
25 июля 1862 года приказом по Кавказской армии № 332 все водворенные станицы, в том числе и станица Варениковская, были узаконены.
В середине февраля 1863 года в Закубанье прибыл наместник Кавказа и командующий войсками Кавказского военного округа великий князь Михаил Николаевич (4-й сын императора Николая I). Он посетил несколько станиц, в том числе и станицу Варениковскую. При осмотре, выразил удовлетворение за хорошо разработанные дороги и быстрое устройство станиц, подписав распоряжение о выделении войсковых денежных средств на строительство церквей в пяти станицах, в том числе и Варениковской.
В фондах Краснодарского государственного архива сохранилась «Историческая записка о Варениковской Георгиевской церкви, написанная от Варениковского станичного общества Кубанского казачьего войска 14 июля 1868 года» В записке, охватившей период с 1862 года по 1968 год в хронологической последовательности описаны события, связанные со строительством церкви.
«Ввиду того, что выделенных на строительство церкви 10 тысяч рублей не хватало, 10 тысяч рублей было собрано доброхотным пожертвованием», также,
например описано как «в 1866 году от каждой души мужского пола было внесено по 3 рубля серебром на колокола, церковную утварь, книги и прочее , что было исполнено без возражений», 23 апреля 1868 года в день великомученика и Победоносца Георгия церковь была освящена.
Станица Варениковская застраивалась саманными хатами, покрытым камышом. Основным занятием жителей было хлебопашество, рыболовство и скотоводство. Выращивали в основном пшеницу, кукурузу, овес, ячмень, пшено. Ловили в реке Кубань сулу (судак), коропа (карп), тарань, чебака (лещ), сельдь, рыбца, чехонь, таловирок (разная мелкая рыба). Выращивали лошадей, крупный рогатый скот, используя его не только для питания, но и как средство передвижения и тяговую силу при пахоте.
В станице в 1863 году была построена первая водяная мукомольная мельница. В станицу Варениковскую 24 августа 1864 года был командирован темрюкский городовой архитектор для составления плана на постройку в станице училища. В старом станичном правлении, которое было ветхим и подлежало переделке после ремонта, предполагалось расположить библиотеку и квартиру для учителя.
В мае 1864 года Кавказская война закончилась, должности начальников станиц были упразднены, поскольку каждая переселившаяся семья получила земельный надел, то основным занятием казаков стало сельское хозяйство.
В 1864 году в станице Варениковской проживало 1233 человека казачьего сословия,44 иногородних. Было два питейных трактира, молочная и фруктовая лавка, 3 лавки с красным товаром (ткани), 7 питейных домов. Жители занимались хлебопашеством, скотоводством, рыболовством. У населения было 222 лошади, голов крупного скота, 347 овец, 426 свиней.

Кроме того, благодаря обилию лесов и цветущих трав, разве6дению фруктовых садов и виноградников, жители станицы с 1865 года начали заниматься пчеловодством.
Получив в вечное пользование на основании грамоты Екатерины обширную площадь земли, казаки, участвуя в военных походахи пограничной службе, не в состоянии были обрабатывать ее своими силами и начали нанимать пришлых работнков, которым до 1868 года не разрешалась постоянная оседлость. И только Постановлением Государственного Совета от 29 апреля 1868 года было разрешено «русским подданым невойскового сословия селиться и приобретать в собственность земельные наделы. Это способствовало значительному притоку переселенцев на Кубань.
Население станицы продолжает расти, в 70-е годы 19 века в станице появляются греки, выходцы из Турции, основным занятием которых было выращивание табака. Спрос на землю поднял ее стоимость, но сбор табака давал жителям хороший заработок, даже дети могли заработать от 10 до 20 рублей, для сравнения корова стоила 30 рублей, белый батон 7 копеек, кг сахара 25 копеек. Также на постоянное место жительства приезжают подданные Российской империи из Бессарабской области (ныне Одесса и Молдавия), Киевской, Каменец-Подольской, Полтавской, Херсонской и других областей, из турции переселяются православные ассирийцы и армяне.
Приток населения и стремление дать образование детяма привело к открытию в 1871 году двухклассного смешанного училища, зарплата учителя, например, было 65 рублей и еще + квартирные 15 рублей.
Через 10 лет в станице уже будет работать женское училище, церковно-приходская школа (на территории нынешней пекарни), на улице Пушкина располагалось училище для иногородних, на улице Красной, напротив нынешней 41 школы, находилась греческая школа.
Открывшийся кирпичный завод Тостого дал возможность строительства домов из кирпича, особенно славилась черепица, за которой приезжали даже из Ростова на Дону, Ставрополья и Владикавказа. Работало также несколько мельниц. На месте нынешней мельницы (уже не работающей) было очень прогрессивное по тем временам предприятие- мельница Губского, было закуплено импортное оборудование, работники и механики специально обучались, им были построены дома возле мельницы, тут же была запущена маслобойка. Мука и масло были высшего качества и пользовались большим спросом далеко за пределами станицы. На реке Шуге работала мельница Левицкого и мельница Авраменко. Много народа работало на табачном складе Пасиянова.
На реке Кубань работала пристань, в станице функционировало множество лавок и магазинов, имелся даже завод газированых вод, ресторан, 4 харчевни и 3 кофейни.
В 1897 году в соответствии с данными Всероссийской переписи населения в станице было 869 семей казаков, 1433 мужчины и 1374 женщины, а также иногородних 369 семей, численностью около 2000 человек, грамотными себя считали 966 человек, это было мало ,несмотря на существование 5 училищ и 2 библиотек.
Очень славился духовой оркестр Варениковской казачьей сотни, он выступал не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих городах Европы, а в Париже он получил специальный приз.
В 1880 году в Варениковской появился свой драматический театр, труппу набирали из станичников, театр с разнообразным репертуаром гастролировал по губерниям России, был на гастролях в Париже, Лондоне, Вене, Праге и Варшаве. Особенно рукоплескали выступлениям артистов Греция и Турция. Театр просуществовал до 30 годов двадцатого столетия.
К 1914 году в станице уже насчитывалось 4,5 тысячи коренного населения, около 5,5 тысяч иногородних и около 1,5 тысяч временно проживающих.
В 1917 году в станице было 1345 дворов, по национальному составу:
«малороссийцев» ( украинцев) – 977, великороссов (русских) -380, греков -44, прочих -44Геральдическое и обоснование символики герба Варениковского сельского поселения
Геральдическое описание герба Варениковского сельского поселения гласит:
«В зелёном поле над золотой зубчатой стеной положенной в опрокинутое стропило, ниже которой поле лазоревое — серебряный Святой Георгий верхом, без шлема, с щитом, обременённым лазоревым древне-якорным крестом с перекрестьем в виде вогнутого ромба, поражающий в пасть серебряным копьем, древко которого завершено державой, и топчущий конем опрокинутого золотого змея с крыльями; вверху по сторонам Святой Георгий сопровожден золотыми гроздьями винограда с листьями».
Обоснование символики герба Варениковского сельского поселения.
Герб языком символов и аллегорий отражает исторические, культурные и экономические особенности сельского поселения.
Изображение всадника змееборца — Святого Георгия Победоносца символизирует мужество, отвагу. Святой Георгий Победоносец является покровителем станицы Варениковской и именем этого святого назван храм, построенный в станице.
Изображение крепостной стены с зубцами символизирует защиту, надёжность и указывает на Ново-Смолянский редут, который возглавлял черноморский войсковой старшина Алексей Васильевич Вареник. Со временем на месте редута были построены пристань, а позже крепость, названные в честь А.В. Вареника, погибшего в бою с воинствующими горцами. В 1862 году на этом месте образована одноимённая станица, куда переселились казаки Темрюкского юрта.
Изображение якорного креста аллегорически указывает на Варениковскую пристань, благодаря которой укреплялись торговые связи с горцами. Якорный крест символизирует христианство, отвагу, мужество и надежду.
Грозди винограда указывают на элитные сорта винограда, выращиваемые в уникальном климате, на благодатной земле поселения, а также аллегорически указывает и на предприятия по производству вина.
Зеленый цвет — символ плодородия, гор и лесов, природного изобилия, спокойствия, здоровья и вечного обновления.
Лазоревый (синий) цвет символизирует безупречность, добродетель, возвышенные устремления, волю, чистое небо, а также аллегорически указывает на реку Кубань, Варнавинский канал, реки Шуга и Чекупс.
Золото — символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта, подчёркивает плодородие и достаток Варениковского сельского поселения.
Автор герба, изображение и обоснование символики:
Владимир Нагаевский (Тихорецк).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *