Образование среднее общее

Школьник в школьной форме в Пакистане

Общее образование (первый уровень образования) — не профессиональное и не специальное образование.

В настоящее время к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

Иногда дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах три уровня — начальное общее, основное общее и среднее общее иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:438 1 118 1 881
  • ✪ 2000887 10 Аудиокнига. Чехов А.П. «Общее образование»
  • ✪ Колледж Предпринимательства и Социального Управления (КПиСУ)
  • ✪ ФГОС начального общего образования

Субтитры

  • 1 Структура общего образования
    • 1.1 Дошкольное образование
    • 1.2 Начальное общее образование
    • 1.3 Основное общее образование
    • 1.4 Среднее общее образование
  • 2 Права и обязанности
  • 3 Организация
  • 4 Стандарты качества среднего образования
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

1. Что такое частная школа
2. Частная школа или государственная
3. Как выбирать частную школу
4. Плюсы и минусы частных школ
5. Сколько стоит обучение в частной школе
6. Лучшие частные школы
7. Заключение

Что такое частная школа

Что собой представляет частная школа? Это негосударственное учебное заведение, где получают начальное или среднее образование, которое соответствует государственным стандартам. Такие школы содержатся не за счет госбюджета, а за счет платы за обучение и частных фондов.

Учредителями частных школ могут быть частные лица и организации, в том числе религиозные и некоммерческие.

Атмосфера частной школы изначально отличается от государственной. Частная школа в своем роде уникальна, а значит, и ее ученики — не такие, как все. Здесь высоко развита корпоративная культура. За рубежом такая форма образования гораздо популярнее, чем в России, что отчасти можно объяснить советским наследием.

Частная школа или государственная?

Зачем ребенку вообще может быть нужна частная школа? Уровень образования он ведь получит тот же, что и в государственной, верно? Это не совсем так.

Как правило, в частных школах есть хорошая материальная база, классы и лаборатории оборудованы на более высоком уровне, чем в государственных школах. Кроме того, там обычно небольшие классы — по 10-15 детей, а значит, и внимания им уделяется гораздо больше. Меньше «бумажной» нагрузки и больше творческих возможностей как для педагогов, так и для учеников — и все это сопровождается индивидуальным подходом.

Кроме того, если государственная школа всегда и во всем подчинена государственным образовательным стандартам, то в частной дела не так консервативны. Здесь быстрее реагируют на вызовы времени и дают ученикам больше практических навыков.

Давайте честно: главное, что смущает родителей в частных школах и почему они не для всех — это цена. Зачем платить, если можно учиться бесплатно?

Но в этом довольно серьезная доля лукавства. Потому что государственные школы бесплатны только… по Конституции. В реальной жизни же во многих из них существуют бесконечные взносы на ремонт, поездки и экскурсии, организацию линеек, книги для подготовки к экзаменам и так далее.

Как выбирать частную школу?

Предположим, что вас убедил предыдущий пункт и вы всерьез задумались о частной школе. На что обратить внимание при ее выборе?

  • Репутация. Частных школ в России не так много, поэтому обычно они имеют хорошую репутацию. Но не лишним будет собрать отзывы, посмотреть на персонал и руководство школы. Самое главное — обратить внимание на наличие лицензии и государственной аккредитации (да, она необходима, чтобы школа имела право выдавать дипломы государственного образца).
  • Фундаментальное (основное) образование. Преподают ли в школе все обязательные предметы? Наличие дополнительных курсов — это великолепно, но в аттестате должна быть прежде всего основная программа, чтобы у выпускника такой школы не было проблем с поступлением в университет.
  • График пребывания детей в школе. Учитывая плотный график большинства родителей, частные школы нередко предлагают обучение в форме полупансиона, недельного или даже полного пансиона. В первом случае школьник находится в обучающей среде с утра до вечера — до 18 или даже до 20 часов. Полупансион — спасительное решение для мам и пап, которые не могут отлучаться с работы и не имеют помощников, готовых забрать ребенка в разгар рабочего дня. После обязательных занятий у него будет возможность заняться творчеством или другим любимым хобби. Недельные и полные пансионы отличаются от полупансионов тем, что воспитанники находятся здесь круглосуточно в режиме пятидневки или месяцами, до каникул.
  • Питание и медицинское обслуживание. Вы будете официально платить за образование в школе и пребывание в ней ребенка, а значит, еда должна быть хорошей и полезной, а врачебная помощь — высококвалифицированной.
  • Организация досуга. Обычно в частных школах с этим проблем не бывает. Но все же стоит поинтересоваться подробнее всеми секциями, факультативами, кружками и экскурсиями, которые есть в распоряжении учеников школы.

Помимо перечисленных пунктов, для вас могут иметь значения и индивидуальные особенности — специализация школы, если она есть, удаленность от дома и тому подобные факторы.

Плюсы и минусы частных школ

Теперь коротко резюмируем основные преимущества частной школы.

  • Индивидуальный подход. В муниципальной школе, по нормам СанПиН, должно учиться не больше 25 человек в каждом классе — но соблюдать эти нормы в больших городах практически невозможно. В частных школах состав классов намного меньше, что позволяет максимально индивидуально подходить к каждому ребенку и никого не оставлять без внимания.
  • Кадры. Как и любая коммерческая структура, частная общеобразовательная школа дорожит своей репутацией, поэтому к подбору кадров тут подходят особенно строго. В таких учреждениях работают исключительно опытные преподаватели, которые имеют профессиональные награды и являются настоящими экспертами в своем деле.
  • Материальная и техническая база. Организация учебы, жизни и досуга на территории частной школы (и безопасности учеников, конечно) только в редких случаях сопоставима с уровнем государственных школ. Здесь вы можете быть уверены, что на уроках биологии у вашего ребенка будет микроскоп, после занятий он будет играть на безопасной спортивной площадке, а на обед ему не подадут пережаренную рыбу или невкусный чай.

Еще один немалый плюс для родителей дошкольников: 49% частных школ имеют в своем составе детский сад.

И немного о минусах. Ключевой минус учебы в частной школе — это, конечно, стоимость обучения. В зависимости от условий контракта цена обучения в частной школе может меняться каждый год. Но даже если она остается неизменной, стоит учитывать, что материальное положение семьи может внезапно ухудшиться, а значит, ребенку придется перейти в государственную школу, привыкнуть к порядкам которой будет трудно.

Shuttestock

Сколько стоит обучение в частной школе

Ответ на этот вопрос зависит от статуса школы, географического расположения, формы обучения и особенностей программы. А еще — от индивидуальных особенностей политики каждой школы: льгот, бонусов и специальных программ.

Обычно в частных школах-пансионах, чьи выпускники пишут ЕГЭ на высокие баллы и поступают в престижные вузы России и Европы, учеба в месяц стоит от 40 000 до 90 000 рублей, то есть от 360 до 810 тысяч в год. Сумма немаленькая, но она может стать очень выгодной инвестицией. Во-первых, в нее входит полное обеспечение образования и внеучебного времени ребенка (посчитайте, сколько в отдельности будет стоить питание, учебники, дополнительные секции). А во-вторых, выпускники частных школ, сотрудничающих с иностранными вузами, получают возможность учиться в Европе и США и при желании остаться там работать или, вернувшись в Россию, построить карьеру в крупной международной компании.

И наконец, оговоримся, что есть менее дорогие варианты, где стоимость обучения составляет от 15 до 30 тысяч рублей в месяц.

Лучшие частные школы России

  1. Павловская гимназия (Подмосковье). Школа работает по государственным стандартам. Особое внимание уделяется изучению иностранных языков.
  2. Первая Московская гимназия. Здесь очень богатые педагогические кадры — это учителя года, лауреаты многочисленных премий.
  3. Частная школа «Президент». Школа заслужила свою популярность благодаря приверженности к различным традициям: турслеты, проведение благотворительных ярмарок, интересные поездки, встречи.
  4. Международная гимназия Сколково — это сочетание федерального государственного образовательного стандарта и программ Международного бакалавриата. В 2017 году Гимназия была авторизована по Дипломной программе (DP) Международного бакалавриата (IB) и получила статус IB World School, что позволяет ее выпускникам поступать в лучшие вузы мира.
  5. Гимназия «Жуковка». Образовательный процесс проходит на русском языке. Образовательный процесс соответствует всем законодательным нормам нашей страны.
  6. Московская экономическая школа. Обучение проходит на русском и английском языке. Со 2 класса вводится еще один иностранный язык.
  7. Школа «Интеграция 21 век». Располагается в Москве. Школа является базовой школой Государственного университета высшей школы экономики. Для своих учащихся школа создала стипендиальный фонд в качестве поощрения для особо прилежных учеников.
  8. «Наши традиции». Располагается также в г. Москва. Ведется углубленное обучение английского языка, с 5 класса вводится дополнительный иностранный язык – французский. Школа ведет активное сотрудничество с МГИМО.
  9. Европейская гимназия. Отличительной чертой этого заведения считается то, что обучение в старших классах проходит в соответствии с уникальной образовательной траекторией, которая подбирается для каждого конкретного ученика.

К выбору частной школы нужно подойти тщательно и ответственно, обратить внимание на лицензию и репутацию, материально-техническую базу, педагогический состав, форму обучения и организацию досуга.

Окончание частной школы для выпускника — это почти стопроцентный шанс на поступление в ведущие университеты и академии как в России, так и за рубежом. А самое главное преимущество частного учебного заведения — это индивидуальный подход и комфорт для каждого ребенка.

Фото на обложке: / maroke

Школьник в школьной форме в ПакистанеКолледж в Нью-Йорке.

Общее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Структура общего образования

Дошкольное образование

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты. Дошкольное образование в России осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важней задач молодёжной семейной политики.

Начальное общее образование

Основная статья: Начальное общее образование

Начальное общее образование, 1-4 классы — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка.

Основное общее образование

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих cпособностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является общедоступным, но не обязательным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных вузов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в вуз. Кроме средних общеобразовательных школ, среднее (полное) общее образование существует и в средних специальных учебных заведениях НПО и СПО, как и в вечерних средних школах, гимназиях и лицеях.

Дополнительное образование детей

Основная статья: Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Права и обязанности

Основная статья: Право на образование

Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года декларирует доступность и бесплатность общего образования: «образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования». В некоторых странах, включая Россию, это положение закреплено в Конституции (см. ст. 43 Конституции России, ст. 112 Конституции Латвии).

В настоящее время, в некоторых странах (например, в России), общее образование является не только правом, но и обязанностью граждан.

Организация

Общее образование даётся в рамках государственных, муниципaльных, а также частных организаций. В некоторых странах, создание частных организаций в сфере общего образования запрещено, в других, как в России, большинство из уровней подлежит лицензированию.

Практически во всех странах общее образование, по крайней мере до основного уровня включительно, можно получить бесплатно. Обычно, в рамках социальной политики государств, происходит поддержка всей структуры общего образования.

Стандарты качества среднего образования

В отличие от высшее образование, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ — разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В России цикл обучения короче — всего 11 лет и количество государственных экзаменов самое небольшое — всего 4.

Образование — стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2009). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Корее, Китае и Сингапуре. Из европейских стран список возглавляют Финляндия и Нидерланды. Россия из 65 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2009 году, заняла 51 место, оказавшись позади Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

См. также

  • Школьное образование
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации

Примечания

  1. Толковый словарь русского языка Ушакова 4 т., Москва, Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-40
  2. 1 2 3 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1
  3. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 64
  4. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002

Ссылки

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Общее образование включает в себя три этапа, соответствующих уровню учебных программ:

Начальное общее образование (как правило, стандартная продолжительность обучения составляет четыре года);
Основное общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет пять лет);
Среднее (полное) общее образование (стандартная продолжительность обучения составляет от двух до трех лет).

В настоящее время продолжительность программ общего образования составляет одиннадцать лет, а до 1985 г. — 10 лет. Увеличение общей продолжительности связано с приемом в школу детей в возрасте от 6 лет (до 1985 г. прием осуществлялся только по достижении ребенком 7-летнего возраста). Таким образом, учащиеся, как правило, получают среднее (полное) общее образование в 17 лет. Существуют вечерние школы и школы искусств, продолжительность обучения в которых составляет двенадцать лет.
В настоящее время в систему общего образования входят 66 909 образовательных учреждений, в которых учатся 20 825 000 учащихся. За последние годы были открыты около 607 частных школ. Официальное название общеобразовательных школ — средняя общеобразовательная школа. За последние годы стали создаваться новые типы школ, как государственных, так частных, называемые гимназии и лицеи (ед. ч. — гимназия и лицей). Продолжительность обучения в гимназии и лицее может превышать продолжительность обучения в средней общеобразовательной школе, а их образовательные программы могут быть повышенного уровня.
Учебные программы общего образования, обычно предусматривают тридцать четыре недели обучения в год и, как правило, от двадцати семи до тридцати восьми часов обучения в неделю. Учебный год начинается 1 сентября и продолжается до начала июня. Школьные экзамены проводятся в июне. Для отдельных категорий учащихся, установленный период обучения может быть изменен в соответствии с конкретным государственным образовательным стандартом.
Разработана основная (базовая) учебная программа общего образования (Таблица 1), которая устанавливает государственные требования к минимуму содержания образования и учебной нагрузки учащихся. Основная учебная программа определяет обязательные предметные области (гуманитарный цикл, в котором особое внимание уделяется таким предметам, как русский языка, литература, общественные науки и физкультура; естественно-научный цикл, в котором первостепенная роль отводится математике; и предметы, относящиеся к технологии). Общественные науки включают в себя такие предметы, как иностранные языки, российская история, мировая история, экономика и география, правоведение, политология, экономика и т.д. Предметы естественно-научного цикла включают в себя биологию, физику, астрономию, химию, экологию и т.д. Предметы, объединенные под названием «технология», как правило, включают рисование/черчение и ряд предметов, развивающих определенные профессиональные умения (домоводство, шитье, приготовление пищи, металлообработка, столярное дело и т.д.), а в старших классах — базовые навыки конкретной профессии.
Кроме указанных обязательных предметов, основная учебная программа предусматривает ряд дополнительных дисциплин, отвечающих специфики региона расположения школы, или факультативных дисциплин с учетом интересов учащихся.
На практике каждая школа разрабатывает собственную программу на базе основной учебной программы.
Таблица 1.

Основная (базовая) программа общего образования в Российской Федерации.

В России существует хорошо развитая сеть школ, предлагающих программы повышенного уровня на базе основной учебной программы, которые реализуются по нескольким направлениям:

  • Школы, предлагающие программы повышенного уровня по отдельным дисциплинам, таким как иностранные языки, математика, физика и т.д.;

  • Школы, специализирующиеся на внешкольной деятельности и предлагающие учащимся углубленное освоение изобразительных искусств, философии, экономики, спорта и других областей знаний;

  • Школы, в которых старшие классы учатся под эгидой (наставничеством) вузов и используют преподавательский состав и материально-техническую базу вузов.

Обязательным для всех граждан является начальное и основное общее образование. По окончании основного общего образования (девятилетней программы обучения) учащиеся сдают выпускные экзамены (процедура называется государственной итоговой аттестацией) и получают, в случае успешной сдачи, аттестат об основном общем образовании (Приложение 2, Рис. 1). По результатам государственной итоговой аттестации учащиеся могут продолжать, а могут и не продолжать свое дальнейшее образование. Аттестат предоставляет держателю право поступления на курс среднего (полного) общего образования или профессионального образования, а также высшего образования неуниверситетского уровня (среднего специального образования).
Аттестат о среднем (полном) общем образовании; до 1993 г., аттестат о среднем образовании (Приложение 2, Рис. 2 и 3) выдается по окончании 11-летней программы обучения и успешного прохождения государственной итоговой аттестации (сдачи итоговых экзаменов). Количество предметов, по которым проводятся итоговые экзамены, должно быть не менее пяти: два общегосударственных обязательных письменных экзамена (сочинение и математика) и не менее трех экзаменов по выбору учащегося. Помимо результатов итоговых экзаменов, свидетельство об окончании школы включает в себя приложение (Приложение 2, Рис. 4) с указанием всех оценок, полученных учащимся по всем предметам в течение всего периода обучения. В аттестате о среднем образовании старого образца не предусматривалось приложения, и оценки выставлялись в самом аттестате. Количество предметов может варьироваться от семнадцати до двадцати.
По форме итоговые и годовые экзамены на две трети письменные и на одну треть устные; а для экзаменов, сдаваемых в течение года, это соотношение, напротив, обратное.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании дает право держателю продолжать профессиональное образование: в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях высшего образования как университетского, так и неуниверситетского уровня.
За последние несколько лет создано много частных школ. Право выдавать свидетельства государственного образца связано с успешностью прохождения процедуры государственной аккредитации. Свидетельства, выдаваемые не получившими государственную аккредитацию учебными заведениями, т.е. свидетельства негосударственного образца, не дают право поступления в высшие учебные заведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *