Общественный помощник следователя

Работа общественным помощником следователя

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, создания кадрового резерва, профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, в системе Следственного комитета Российской Федерации функционирует институт общественных помощников.

Работа общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться
с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания
в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

Следственным комитетом Российской Федерации организована работа по отбору и допуску к осуществлению деятельности граждан в качестве общественных помощников следователей.

Требования, предъявляемые к кандидатам в общественные помощники следователей

К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

— имеющее гражданство Российской Федерации;

— достигшее возраста 18 лет;

— имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

— в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

— которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

— годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам
к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

— имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного управления
на общественных началах.

«Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо», – написал когда-то Гете. Вот и выпускнику юрфака, даже знающему назубок уголовное право, совсем не просто самостоятельно «распутать» преступление. И чтобы теория увязалась с практикой, в следственном управлении Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю действует институт общественного помощника следователя. «Примерив» на себя эту должность, можно узнать не понаслышке, каков он, следовательский хлеб, на самом деле.

Закон Российской Федерации

© Фото: из архива газеты «СП»

Мечты, мечты, где ваша сладость?

На протяжении десятилетий юридическое образование является одним из самых престижных, многие стремятся стать юристами, поступают на соответствующие факультеты, получают заветные дипломы. Однако у этой медали есть оборотная сторона: молодым специалистам сложно найти работу – как известно, работодатель предпочитает квалифицированных сотрудников. Получается замкнутый круг: без опыта не берут, а наработать его вчерашнему студенту негде. Есть и другая проблема: начитавшись детективных романов, насмотревшись сериалов и кинофильмов, в красках «расписывающих» увлекательную, полную приключений и романтики работу следователей, легко и молниеносно вычисляющих злодеев, многие будущие юристы принимают литературную и киношную версии работы в следственных органах за чистую монету. Но, надев форменный мундир, вскоре убеждаются, что реальность-то совершенно иная. И что быть следователем – далеко не их призвание.

Честно говоря, о том, что существует такой институт – общественных помощников следователей, я узнала совсем недавно. И тут же захотелось посмотреть на эту «кухню» изнутри – что это за работа и с чем ее едят. Точнее, загорелась желанием этим самым помощником поработать. Услужливое воображение тут же «нарисовало» мне картинку, как я вместе со следователем распутываю сложное преступление, выезжаю на место его совершения, ловлю злодея. В общем, в мечтаниях я совершенно недалеко ушла от тех, кто судит о работе следователя и его помощника по книжкам и фильмам. В жизни-то оказалось все совершенно по-другому.

Итак, получив «благословение» главного редактора недельку побыть общественным помощником следователя, я отправилась «трудоустраиваться». Выбор пал на следственный отдел по Промышленному району г. Ставрополя СУ СКР по СК. Потому как, во-первых, с его руководителем Сергеем Антоненко мы давно знакомы и уж он-то (мнилось мне) не откажется взять меня помощником кого-нибудь из своих подчиненных. И, во-вторых, Промышленный район Ставрополя – один из самых неспокойных в плане криминогенной обстановки, рассуждала я, поэтому без участия в захватывающих дух расследованиях не останусь.

Ушат холодной воды

Именно так можно охарактеризовать информацию, полученную в первые же минуты «собеседования». Как оказалось, в общественные помощники следователя человеку «с улицы» попасть просто невозможно. Процедура отбора кандидатов очень строгая и занимает достаточно долгое время. Если говорить коротко, то при решении вопроса о назначении общественным помощником следователя принимаются во внимание уровень теоретической подготовки кандидата, юридическая специализация, возраст и другие данные (в том числе автобиографические), определяющие его способности к следственной работе.

– И только после завершения проверки готовится заключение о возможности или невозможности допуска кандидата к работе общественным помощником, – рассказал С. Антоненко. – И приступает он к работе только на основании приказа руководителя территориального следственного органа. После получения соответствующего удостоверения.

Кроме того, никакой особой романтики и приключений в деятельности общественного помощника, по словам С. Антоненко, не предвидится. Во-первых, согласно «Положению об общественном помощнике следователя СКР» он не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для жизни и здоровья. Во-вторых, ему запрещено выступать участником уголовного судопроизводства, работать с самыми «интересными» документами – содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования. Ну и еще множество всяких «в-третьих», «в-четвертых» и так далее.

Признаться, после такого вступления я приуныла. Шанс хоть недельку пожить «как в детективе» ну или хотя бы узнать на собственном опыте, что за профессия – помощник следователя, стремительно катился к нулю. Однако выход из положения нашелся. Меня «прикрепили», если можно так выразиться, стажером к общественному помощнику следователя Александру Назаренко.

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Александр – общественный помощник с солидным стажем: больше года он трудится правой рукой следователя Екатерины Деревянко. Как говорит Александр, о такой возможности наработать практический опыт он узнал еще студентом. И решил непременно ею воспользоваться.

– Я до сих пор помню свой первый день работы общественным помощником, – рассказывает он. – И то чувство растерянности, когда я понял, что весь мой «теоретический вузовский багаж» – капля в море знаний, которыми должен обладать следователь. Первое задание, которое мне дала Екатерина, – сделать опись материалов уголовного дела. То есть «содержание» томов. Мама дорогая, что я «наописывал»: просто переписал «заголовки» процессуальных документов – и все. Например: «Протокол допроса свидетеля» – и все. Какого свидетеля, как его имя-фамилия? Не различал, что такое ответ на запрос и сопроводительное письмо. Пришлось все заново переделывать. Зато теперь я «мастер спорта» по сшиванию томов уголовных дел и составлению описей.

– Саша скромничает, – вступает в разговор следователь Е. Деревянко. – Он во многих областях уже мастер. Без преувеличения, он моя правая рука, а иногда и левая. Практически все черновое оформление необходимых процессуальных документов – а эта работа занимает уйму времени, которого и так не хватает следователю, – на нем. Да и не только бумажная работа: Саша развозит повестки, запросы, разыскивает людей, которых мне необходимо опросить. Все его обязанности и не перечислишь. Главное – исполняет он поручения четко, быстро и добросовестно. Вот сейчас его поставили в кадровый резерв, наверное, в ближайшие дни получит назначение на должность следователя. Что я буду делать без него – не представляю.

Насколько нелегок труд общественного помощника следователя, мне пришлось убедиться лично, когда Александр отправился с очередным поручением Екатерины «в город». Следователь Деревянко доверила мне набрать на компьютере кипу полицейских рукописных протоколов опросов граждан. Ну и работка, доложу вам! Мало того что приходится разбирать отнюдь не каллиграфический почерк составителей сих документов (об орфографических и пунктуационных ошибках промолчу), так еще и «переводить» их на понятный, хоть и изобилующий юридическими терминами язык. Ну как, скажите на милость, расшифровать такой «шедевр», как: «я увидел, что нахожусь около трупа мертвого человека»? Или «…потерпевшему сначала был нанесен удар в область головной коробки обеими кулаками правой руки», «гражданка N обратилась с заявлением о попытке насилования ее не туда, куда обычно»?

В общем, через несколько часов даже мне, привыкшей к многократному за день компьютерному набору текстов, захотелось расколотить клавиатуру. А стертые до мозолей пальцы опустить в холодную воду.

И за те несколько дней, что я проработала «стажером помощника», твердо поняла одно: трудиться в этой «должности» сможет лишь тот, кто выбрал профессию следователя окончательно и бесповоротно. Без всяких «может быть».

Нужны как воздух

Институт общественных помощников следователя необходим – таково единодушное мнение практически всех сотрудников Следственного комитета, с кем я разговаривала на эту тему. Всегда важно иметь «свободные руки», способные выполнить работу, на которую у следователя зачастую просто не хватает времени из-за колоссальной занятости. Но не только. Эта деятельность важна и для тех, кто в будущем решил связать свою жизнь со Следственным комитетом. Да, во многом это рутина, но она же «набивает руку», формирует реальное представление о будущей деятельности.

– Когда на работу приходит молодой следователь, его закрепляют за более опытным коллегой. Однако у куратора не всегда есть время скрупулезно учить своего подопечного. А тех, кто пришел на службу после работы общественным помощником, многим вещам учить уже не надо, – говорит С. Антоненко. – Потому что без дела помощники – те, кто действительно хочет работать, – никогда не сидят. К сожалению, работа эта – на общественных началах, то есть никак не оплачивается. Может, поэтому энтузиастов, желающих получить такую следственную практику, – единицы.

Впрочем, может, и наоборот: именно бесплатность работы может выступать, да и выступает, по сути, тем критерием, по которому определяется серьезность намерений будущего специалиста, силу его стремления трудиться по специальности!

Юлия ФИЛЬ

На общественных началах / Газета «Ставропольская правда» / 13 октября 2012 г.

Общественные помощники следователей – граждане, желающие проходить службу в должности следователя Следственного комитета России, оказывающие организационно-техническую помощь следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений на безвозмездной основе.

Несмотря на то, что деятельность общественных помощников осуществляется на общественных началах, она является важнейшим этапом – практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить свою психологическую готовность к следственной деятельности. Еще будучи в роли общественного помощника можно научиться эффективно применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса и выработать все профессиональные навыки, необходимые следователю.

Только в 2019 году в следственном управлении по округу общественными помощниками следователей назначены восемь человек, трое из которых на сегодняшний день уже приняты на должность следователей территориальных следственных подразделений и успешно проходят службу.

Руководитель отдела кадров следственного управления подполковник юстиции Светлана Велкова: «По мнению многих руководителей следственных органов одной лишь учебы в ВУЗе будет недостаточно для того, чтобы стать хорошим следователем. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. И именно для того, чтобы студенты могли поближе познакомиться со следственной работой, в СК России функционирует институт общественных помощников следователей».

Организация работы с общественными помощниками (молодыми специалистами) остается приоритетным направлением создания кадрового потенциала, освоения специальности и повышения профессионального мастерства работников.

К основным полномочиям и обязанностям общественных помощников следователей относятся:- оказание технической, информационной и организационной помощи следователю в его работе;- подготовка в соответствии с поручением следователя проектов документов.

Общественному помощнику следователя запрещается:- разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу.

К осуществлению деятельности общественного помощника допускается дееспособное физическое лицо: — имеющее гражданство РФ;- достигшее возраста 18 лет;- имеющее высшее юридическое образование или являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;- в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование;- годное по состоянию здоровья к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;- имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

По всем возникающим вопросам обращаться в отдел кадров следственного управления Следственного комитета РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре по телефону 8 (3467) 32-62-11. Документы направлять по почте или лично по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Мира 120. Адрес электронной почты отдела кадров: kadry@86.sledcom.ru

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (СК России).

2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.

3. Главному организационно-инспекторскому управлению совместно с Главным управлением обеспечения деятельности СК России организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утвержденным отдельным организационно-распорядительным документом — актом СК России.

4. Управлению кадров:

осуществлять координацию деятельности следственных органов СК России по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров СК России;

разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также согласованные с Главным организационно-инспекторским управлением методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учета и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;

организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов СК России по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России:

активнее привлекать к участию в работе следственных органов на общественных началах граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования;

допускать граждан к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки, исключить случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;

вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;

осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений СК России в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа СК России;

положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;

каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.

6. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН

УТВЕРЖДЕНО
Приказом и.о. Председателя
Следственного комитета
Российской Федерации
от 04.05.2011 N 74

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (СК России) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов СК России из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами СК России, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника СК России, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлении), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган СК России), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений СК России (далее — следственные органы СК России).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа СК России и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа СК России с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа СК России предъявляются:

рапорт следователя следственного органа СК России о согласии с допуском лица к исполнению полномочий его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа СК России;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников следователя установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники следователей);

автобиография кандидата в общественные помощники следователя;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

заверенные в установленном порядке копия диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведений об успеваемости;

копия трудовой книжки;

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086у, справки из психоневрологического и наркологического диспансера).

11. При поступлении указанных документов кадровым подразделением следственного органа СК России с участием подразделения по вопросам собственной безопасности проводится дополнительная проверка сведений о кандидате в общественные помощники, а при необходимости — о его ближайших родственниках, в том числе сведений о судимости и привлечении лица к административной ответственности.

12. После завершения проверки в отношении кандидата в общественные помощники кадровым подразделением следственного органа СК России готовится заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к деятельности в качестве общественного помощника, согласованное с подразделением собственной безопасности.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа СК России о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение СК России, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом СК России в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений СК России, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа СК России.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа СК России.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа СК России.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа СК России, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа СК России, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа СК России, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа СК России руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения СК России, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения СК России, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов СК России, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения СК России и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрен руководителем следственного органа СК России мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделения СК России общественный помощник, имеющий высшее (незаконченное высшее) юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в СК России, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов СК России, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

действует Редакция от 04.05.2011 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Следственного комитета РФ от 04.05.2011 N 74 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ, положение
Принявший орган следственный комитет рф
Номер документа 74
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 04.05.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Следственного комитета РФ от 04.05.2011 N 74 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения СК России, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу СК России либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *