Обязанности полицейского водителя

Конвоирование подозреваемых и обвиняемых представляет собой комплекс мер по обеспечению надежной охраны при их перемещении по территории ИВС либо при доставлении к месту назначения вод охраной (надзором) конвоя. Для выполнения задач по конвоированию в составе ор­ганов внутренних дел, а также непосредственно в МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов РФ, УТ МВД, ЗАТО создаются подразделения охраны и конво­ирования (отделения, взвода, роты, батальоны, полки), основными зада­чами которых являются:

— конвоирование подозреваемых из ИВС в следственные изоляторы, медицинские учреждения для амбулаторного освидетельствования (об­следования), санпропускники и обратно, из органов внутренних дел в межрайонные или городские ИВС, охрана подозреваемых и обвиняемых во время производства следственных действий;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых из ИВС и следствен­ных изоляторов в суды и обратно, охрана указанных категорий лиц во время судебных заседаний;

— конвоирование подозреваемых и обвиняемых на обменные пункты плановых маршрутов конвоирования и обратно.

Конвой — группа вооружен­ных и экипированных специальными средствами сотрудников, назначен­ных для охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. При вы­полнении указанных задач они обеспечивают своевременное доставление лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом уста­новленного для них режима; предупреждение и пресечение попыток кон­воируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой; задер­жание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из-под стражи.

В зависимости от характера выполняемой задачи в состав конвоя назначаются: начальник (старший) конвоя, помощник начальника конвоя, полицейский-кинолог и конвоиры.

В зависимости от количества конвои­руемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть:

1). Обыкновенный конвой

2). Усиленный

Обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного-двух кон­воируемых — 2 конвоира; на 3-6 конвоируемых — 3 конвоира; на 7-10 кон­воируемых — 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя. При проведении следственных действий на местности состав конвоя увеличивается.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого-либо из конвоируемых совершить побег, нападения на охрану, причинить какой-либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географи­ческими и климатическими условиями, для конвоирования в воздушном, речном (морском) судне. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2-4 конвоируемых — 6 конвоиров; на 5-6 кон­воируемых — 8 конвоиров; на 7-8 конвоируемых — 10 конвоиров; на 9-10 конвоируемых — 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назнача­ется сотрудник из числа среднего начальствующего состава.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется сле­дующими способами.

1. В специальных автомобилях.

Как правило, используется именно этот способ доставления подо­зреваемых и обвиняемых к месту назначения. В конвой выделяются не менее четырех конвоиров, включая начальника (старшего) конвоя и полицейского-водителя. В случае протяженности маршрута более 50 километ­ров выделяется машина сопровождения, оборудованная радиостанцией, громкоговорящей установкой и проблесковым маячком. При конвоирова­нии используются также складывающиеся металлические коридоры (при посадке-высадке подозреваемых и обвиняемых, на выездных сессиях су­дов или для охраны обвиняемых в залах судебных заседаний).

2. В легковых автомобилях.

Конвоирование таким способом осуществляется в исключительных случаях при отсутствии специального автомобиля, невозможности или нецелесообразности его использования и осуществляется под усиленным конвоем на небольшие расстояния в пределах субъекта РФ и только с письменного разрешения командира подразделения охраны и конвоирова­ния (начальника ОВД). Перевозка лиц в кузове грузового автомобиля, а также на мотоциклах запрещена.

3. В купе пассажирского вагона.

4. На речных и морских судах.

Перевозка подозреваемых и обвиняемых на речных или морских су­дах, в вагонах пассажирских поездов может осуществляться лишь при от­сутствии на этих путях сообщения плановых маршрутов конвоирования или невозможности доставки конвоируемых к месту назначения иным способом каждый раз только с разрешения руководителей МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов РФ, УТ МВД. Конвоирование в пригородных поездах категорически запрещается.

5. На самолетах и вертолетах.

Данный способ конвоирования применяется в случаях особой сроч­ности, на большие расстояния или из отдаленных районов при отсутствии других видов транспорта и наличии соответствующего согласования на местах с авиационными компаниями Федерального агентства воздушного транспорта.

6. Пешим порядком только в случаях предусмотренных приказом (при невозможности использования других способов, на небольшие рас­стояния, например от специальных автомобилей к камерам и т.д.).

Конвоирование осуществляется по определенным маршрутам (ос­новным, запасным). При компактном расположении обслуживаемых объ­ектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоиро­вание между ИВС, следственными изоляторами (СИЗО), обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное ис­пользование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и за­полнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм. Контроль за передвижением конвоев осуществляется с помощью разраба­тываемой в ОВД системы непрерывного слежения.

Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц является:

1. Письменные заявки следователей (дознавателей), начальников ИВС, распоряжения судьи.

Заявка направляется по месту содержания подозреваемого (обвиняе­мого) с учетом получения ее за трое суток до начала производства след­ственных действий или судебного заседания, но не позднее, чем за сутки до отправления очередного караула по плановому маршруту конвоирования. Начальник ИВС (СИЗО) за одни-двое суток направляет командиру конвой­ного подразделения (начальнику ОВД) заявку на выделение конвоя.

2. Санкционированное прокурором постановление или определение суда об этапировании.

3. Постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий.

4. Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии постановле­ния судьи о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а так­же приговора суда об осуждении к лишению свободы (немедленно конво­ируются в СИЗО).

5. Распоряжение начальника ИВС о направлении подозреваемого в лечебное учреждение, баню общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

— предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых и служебное удостоверение;

— получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;

— определить порядок приема и размещения конвоируемых по каме­рам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за ко­торыми требуется усиленное наблюдение;

— произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

— осмотреть помещение, где будет производиться прием подозревае­мых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передают­ся начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справ­ках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».

Прием подозреваемых и обвиняемых для конвоирования произво­дится по одному, в отдельном помещении в котором должны находиться только лица, сдающие и принимающие конвоируемых. Подозреваемые и обвиняемые опрашиваются, полученные данные сверяются с имеющими­ся документами, указанные лица регистрируются в путевом журнале, под­вергаются личному обыску, а их вещи и продукты питания — досмотру. В этих целях назначаются конвоируемые из расчета один обыскивающий на 4-6 подозреваемых и обвиняемых. О результатах личного обыска и до­смотра начальник (старший) конвоя делает отметку в путевом журнале. Запрещенные к хранению вещи и продукты изымаются и сдаются админи­страции органа-отправителя.

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

а) лица с неправильно оформленными на них документами и без до­кументов;

б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) кон­воированию;

в) беременные женщины без справки врача о возможности их конво­ирования;

г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следований или одетые не по сезону;

д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного об­следования, до получения результатов.

Что касается подозреваемых и обвиняемых инвалидов, для передви­жения которых требуется постоянная помощь, то они принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или след­ственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных за­седаний осуществляется на основании установленных документов о при­нятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУ МВД, УМВД, УТ МВД.

При наличии такого указания образуется межведомственная комис­сия в составе представителей конвойного подразделения полиции (ОВД) и суда, подавшего заявку на конвоирование. Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

— наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

— характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым противопобего- вым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

— порядок изготовления съемного оборудования, выделения поме­щений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах прове­дения выездных сессий этого суда;

— маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

— порядок взаимодействия с руководителями суда;

— недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и команди­ром конвойного подразделения (начальником органа внутренних дел), направляется в МВД, ГУ МВД, УМВД, УТ МВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой — в соответствующие судебные органы для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Обслуживание суда прекращается:

— по инициативе органа внутренних дел при не устранении недостат­ков в техническом оснащении и оборудовании помещений суда, где охра­няются или конвоируются обвиняемые. Принятию такого решения пред­шествует внесение в суд письменного предупреждения о необходимости устранения недостатков, с указанием конкретных сроков;

— по инициативе суда после уведомления председателем соответ­ствующего суда командира конвойного подразделении полиции и издания в МВД, ГУ МВД, УМВД субъекта Российской Федерации соответствую­щего приказа.

Общие обязанности водителей

2.1
Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1
Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, для проверки:
1. водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
2. регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;
3. в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
4. страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

2.1.2
При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

2.2
Водитель механического транспортного средства, участвующий в международном дорожном движении, обязан:
1. иметь при себе регистрационные документы на данное транспортное средство (при наличии прицепа — и на прицеп) и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении;
2. иметь на данном транспортном средстве (при наличии прицепа — и на прицепе) регистрационные и отличительные знаки государства, в котором оно зарегистрировано. Отличительные знаки государства могут помещаться на регистрационных знаках. Водитель, осуществляющий международную автомобильную перевозку, обязан останавливаться по требованию работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах и предъявлять для проверки транспортное средство, а также разрешения и другие документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

2.3
Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

2.3.2
По требованию должностных лиц, которым предоставлено право надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинский формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.
В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3
Предоставлять транспортное средство:
1. сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях, предусмотренных действующим законодательством;
2. медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи, а также медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.
Примечание
1. Требование о предоставлении транспортного средства сотрудникам федеральных органов государственной безопасности и налоговой полиции не распространяется на транспортные средства, принадлежащие гражданам.
2. Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по требованию водителя выдать справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские работники — выдать талон установленного образца.
3. Расходы, связанные с предоставлением транспортного средства сотрудникам федеральных органов государственной безопасности и налоговой полиции, по требованию владельца транспортного средства возмещаются этими органами в установленном порядке.
2.4
Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком.

Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.

2.5
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
1. немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
2. принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь», а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
3. освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
4. сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
2.6
Если в результате дорожно-транспортного проишествия с участием двух транспортных средств, гражданская отсветственооность владельцев которых застрахована в соответствиии с законодательством об обязательном стараховании граждаднской ответственности вледельцев транспртных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного проишествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий учасников дорожно-транспортного проишествия, оформление документов о дорожно-транспортном проишествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному проишествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном проиществии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.7
Водителю запрещается:
1. управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
2. пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
3. употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
4. управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
5. пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

Под конвоированием понимается сопровождение специальными нарядами полиции подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к месту назначения в установленном порядке, а выполнение работниками полиции обязанностей по конвоированию является конвойной службой.

Основными задачами конвойной службы являются:

* обеспечение своевременного доставления лиц взятых под стражу к месту назначения и поддержание при этом установленного для них режима;

* предупреждение и пресечение попыток конвоируемых к побегу, членовредительству и нападению на конвой;

* задержание лиц, пытающихся освободить конвоируемых из под стражи.

Конвойная служба полиции организуется на территории Российской Федерации, а так же железных дорог, воздушных и водных бассейнов министерствами и управлениями (главными управлениями) внутренних дел.

При населении свыше 1 млн. человек численность подразделения должна составлять 250–300 единиц; свыше 500 тыс. населения – 100–150 единиц; от 200 до 500 тыс. населения – 50–100 единиц; менее 200 тыс. населения – 25–50 единиц личного состава. Исключением является Москва и Санкт–Петербург, где численность подразделений определяется в индивидуальном порядке МВД России.

В зависимости от количества конвоируемых, степени их опасности и других данных конвой полиции может быть обыкновенным и усиленным.

Обыкновенный конвой назначается из расчета: на одного–двух конвоируемых – 2 конвоира; на 3–6 конвоируемых – 3 конвоира; на 7–10 конвоируемых – 7 конвоиров. Если в составе конвоя пять и более конвоиров, назначается помощник начальника конвоя.

Усиленный конвой может назначаться при наличии информации о намерении кого–либо из конвоируемых совершить побег, нападение на охрану, причинить какой–либо вред себе или окружающим, в связи с большой протяженностью маршрута конвоирования, сложными географическими и климатическими условиями. При усиленном конвое: на 1 конвоируемого должно быть 3 конвоира; на 2–4 конвоируемых – 6 конвоиров; на 5–6 конвоируемых – 8 конвоиров; на 7–8 конвоируемых – 10 конвоиров; на 9–10 конвоируемых – 12 конвоиров. Начальником усиленного конвоя назначается сотрудник из числа среднего начальствующего состава. В целях повышения надежности охраны конвоируемых в состав конвоя может включаться кинолог со служебной собакой.

При компактном расположении обслуживаемых объектов и наличии автомобильных дорог организуется кольцевое конвоирование между ИВС, следственными изолятора, обменными пунктами и судами. Такое конвоирование предполагает рациональное использование сил, транспортных средств и сокращение количества рейсов за счет установления кратчайших маршрутов движения по графикам и заполнения камер специальных автомобилей до предусмотренных норм.

Конвоирование заключенных под стражу лиц осуществляется следующими способами:

  • в специальных автомобилях;
  • в специальных вагонах пассажирских поездов;
  • в легковых и грузовых автомобилях;
  • на речных и морских судах;
  • на самолетах и вертолетах;
  • на гужевом транспорте;
  • пешим порядком.

Основанием для конвоирования заключенных под стражу лиц тем или иным способом является:

Письменные заявки следователей (дознавателей), судов, начальников ИВС (СИЗО) для производства следственных действий или рассмотрения дела в суде.

Санкционированное прокурором постановление или определение суда об этапировании.

Постановление прокурора, следователя или определение суда о производстве следственных действий.

Истечение срока содержания в ИВС лиц при наличии санкционированного прокурором постановления или определения суда, о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу, а также приговора об осуждении к лишению свободы.

Распоряжение начальника ИВС о направлении подозреваемого в лечебное учреждение, баню общего пользования и на обменный пункт на плановом маршруте конвоирования.

Конвой, получив приказ и предписание на выполнение задачи, следует в пункт приема подозреваемых (обвиняемых), где начальник конвоя обязан:

–предъявить дежурному по ИВС предписание на право приема или сдачи конвоируемых;

–получить подготовленные документы, проверить правильность их оформления;

– определить порядок приема и размещения конвоируемых по камерам специального автомобиля, информировать конвоиров о лицах, за которыми требуется усиленное наблюдение.

–произвести расчет и расстановку состава конвоя для личного обыска и охраны подозреваемых и обвиняемых на время приема их для конвоирования;

–осмотреть помещение, где будет производиться прием подозреваемых и обвиняемых, и убрать предметы, которые могут быть использованы для побега или нападения.

Документы на подозреваемых и личные дела обвиняемых передаются начальнику конвоя в опечатанных пакетах. На них наклеиваются справки по личным делам с фотокарточками этих лиц. При этом в справках на лиц, склонных к побегу, должна стоять надпись «СП».

Следует заметить, что приему для конвоирования не подлежат:

а) лица с неправильно оформленными на них документами и без документов;

б) больные, не подлежащие по заключению врача (фельдшера) конвоированию;

в) беременные женщины без справки врача о возможности их конвоирования;

г) не обеспеченные по установленной норме продовольствием на путь следования или одетые не по сезону;

д) бывшие в контакте с инфекционными больными, не прошедшие необходимого медицинского освидетельствования и лабораторного обследования, до получения результатов.

Что касается подозреваемых и обвиняемых инвалидов, для передвижения которых требуется постоянная помощь, то они принимаются для конвоирования только с сопровождающими, выделяемыми ИВС или следственными изоляторами из числа сотрудников этих учреждений.

Конвоирование обвиняемых в республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные суды и охрана их во время судебных заседаний осуществляется на основании установленных документов о принятии этих учреждений под обслуживание и соответствующих указаний министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД, УВДТ.

Прием суда под обслуживание оформляется актом межведомственной комиссии, в котором указываются:

– наименование суда и конвойного подразделения полиции (органа внутренних дел), их точные адреса;

– характеристика залов судебных заседаний, помещений для конвоя и содержания обвиняемых; обеспечение их необходимым противопобеговым оборудованием, средствами связи и сигнализации;

– порядок изготовления съемного оборудования, выделения помещений для содержания обвиняемых и размещения конвоя в местах проведения выездных сессий этого суда;

– маршруты конвоирования от специальных автомобилей до камер для содержания обвиняемых, в залы судебных заседаний и обратно;

–порядок взаимодействия с руководителями суда;

–недостатки в оборудовании помещений суда, сроки их устранения и ответственные за это должностные лица.

Один экземпляр акта, подписанный председателем суда и командиром конвойного подразделения (начальником ОВД), направляется в МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, где издается приказ о принятии суда под обслуживание, а другой – в соответствующие органы юстиции для контроля за устранением отмеченных недостатков.

Важным элементом организации конвойной службы полиции является управление нарядами по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

Управление нарядами включает в себя:

а) принятие решения на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых;

б) подготовку сил и средств для выполнения этих задач;

в) контроль за несением службы по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых;

г) учет и оценку результатов деятельности нарядов, выполняющих эти обязанности.

Решение на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых принимается начальником органа внутренних дел или командиром конвойного подразделения и отражается в книге службы нарядов.

Подготовка сил и средств к несению службы осуществляется в соответствии с требованиями Устава патрульно–постовой службы полиции, то есть проводится выдача табельного оружия, инструктаж личного состава и отдается приказ о заступлении на службу по конвоированию подозреваемых и обвиняемых.

При проведении инструктажа объявляется расчет действий конвоя при нападении на него одного лица или всех конвоируемых. Расчет должен содержать несколько вариантов нападения в зависимости от способа конвоирования.

Поэтому при нападении на конвой его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются . О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

При нападении на конвой другими лицами, часть конвоя под руководством начальника (старшего) конвоя принимает меры к его отражению, а остальные продолжают осуществлять охрану конвоируемых. Задержанные участники нападения передаются в ближайший орган внутренних дел.

О нападении и его последствиях начальник (старший) конвоя докладывает письменным рапортом командиру подразделения (начальнику органа внутренних дел), назначившему конвой.

Пресечение групповых нарушений общественного порядка возле здания ИВС или в пути конвоирования осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом патрульно–постовой службы полиции. При этом начальник (старший) конвоя обязан принять все зависящие от него меры к доставке конвоируемых в безопасное место.

Периодичность контроля (проверок) и конкретные исполнители определяются графиками контроля, составляемые каждый месяц. При осуществлении контроля проверяется:

а) соответствие решения на охрану и конвоирование подозреваемых (обвиняемых) условиям выполнения этих задач, расстановка личного состава, использование транспортных и технических средств, состояние оборудования автомобилей;

б) подготовка нарядов к несению службы, их обеспечение, внешний вид сотрудников, знание ими своих обязанностей, умение действовать при происшествиях и в сложной обстановке;

в) выполнение поставленных задач, соблюдение законности, бдительность;

г) порядок связи с нарядами и др. вопросы.

Проверка несения службы может быть гласной и негласной. Последняя прекращается в случае устранения замеченных нарушений или оказания немедленной помощи.

Запрещается проверять несение службы путем попыток отобрать оружие, инсценирования побегов, другими способами, которые могут привести к нежелательным последствиям.

При обнаружении недостатков, проверяющий на месте принимает решение и меры к их устранению, вплоть до замены проверяемых резервными постовыми (конвоирами).

О результатах проверки производится запись в служебной книжке, постовой ведомости, в книге службы нарядов, книге замечаний и предложений проверяющих (паспорте технического состояния ИВС).

Учет результатов работы нарядов ИВС и конвоев полиции ведется в целях оценки их деятельности и определения мер по совершенствованию организации и управления этой службой.

Учету и оценке подлежат следующие показатели:

  • продолжительность и места несение службы по охране и конвоированию подозреваемых (обвиняемых); количество и контингент лиц, находящихся под охраной или отконвоированных;
  • наличие нарушений законности и дисциплины, побегов и других происшествий в ИВС и при конвоировании;
  • своевременность и результативность принятия мер по их предупреждению и пресечению:
  • подготовленность нарядов к несению службы, внешний вид постовых и конвоиров, содержание и использование технических средств, и вооружения; замечания и предложения проверяющих.

Общая оценка деятельности ИВС и конвойных подразделений полиции производится при подведении итогов работы: начальником органа, командиром подразделения – один раз в месяц, начальником ИВС, командиром подразделения – два раза в месяц, командиром отделения – еженедельно.

1. Деятельность охранно–конвойной службы организована по двум направлениям:

а) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

б) по охране и конвоированию лиц, совершивших преступления.

2. Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

3. Сроки содержания в ИВС заключенных под стражу, в соответствии со ст. 94 УПК РФ определены не более 48 часов. Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

4. Важным фактором повышения надежности охраны является использование служебных собак, Достаточно сказать, что в тех органах внутренних дел, где имеются собаки, крайне редкие случаи побегов из ИВС. Практика показывает, что наиболее эффективно собаки применяются при охране отдельно расположенных зданий ИВС, а также изоляторов, техническое состояние которых нуждается в улучшении и в ИВС с большим лимитом наполнения. В некоторых органах внутренних дел служебные собаки используются в наружной охране ИВС только ночью, а в остальное время суток – при выводе подозреваемых на прогулку, при посадке–высадке из специальных автомобилей и при конвоировании.

5. Конвой и его состав действует в соответствии с расчетом, при этом учетом обстановки движение конвоируемых прекращается или ускоряется (с переходом на запасной маршрут), либо они надежно изолируются. О нападении по возможности сообщается в ближайший орган внутренних дел, начальник которого обязан организовать немедленную помощь конвою. К нападавшим применяются специальные средства, прежде всего наручники (связывание), зачинщики и покушавшиеся на побег могут быть сданы для временного содержания в ближайший ИВС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *