Обязательность решения суда для всех

Право. 10 класс

Урок №5. Формы права

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое источник права?

2. Какие примеры нормативно-правовых актов существуют?

3. В чем особенности закона

Тезаурус:

Форма права — специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.

Правовой обычай — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи.

Правовой прецедент — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

Судебная практика — это вторичный источник права, дополняет закон.

Религиозные нормы — в первую очередь играют роль в теократическом государстве — принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам.

Нормативный правовой акт — акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами.

Договор — соглашение двух или более лиц, которое приводит к возникновению, изменению, или прекращению правоотношений.

Закон – нормативный правовой акт, который принимается высшим представительным органом государственной власти в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует важные общественные отношения.

Подзаконный акт — нормативный правовой акт, принятый на основе и во исполнение закона.

Локальный нормативный акт — официальный документ, издаваемый общественными объединениями и организациями, распространяющий свое действие на членов, участников и работников данных коллективов.

Ключевые слова: Источник права; правовой обычай; судебный прецедент; административный прецедент; нормативный договор; нормативный правовой акт.

Основная литература по теме урока:

На уроке мы узнаем, что такое источник права, нормативно-правовой акт

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ на применение знаний по теме «Форма права»

Сможем классифицировать нормативно-правовые акты, различать источники права.

Основное содержание урока.

Форма права — специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания.

Правило поведения становится юридической нормой после того, как оно облечено в правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения.

Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения.

Виды источников права:

1. Правовой обычай — исторически первый источник права — первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством.

2. «Правовой прецедент» — решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел.

3. Нормативные договоры — это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей.

4. Судебная практика — это вторичный источник права, дополняет закон.

5. Религиозные нормы — в первую очередь играют роль в теократическом государстве — принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам.

6. Нормативный правовой акт — акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами.

7. Правовая доктрина (теории, учения) — в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов — Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права — судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии.

8. Общие принципы права – отправные, исходные начала правовой системы. При отсутствии законодательной нормы происходит отсылка на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права.

Правовому обычаю, как одному из источников права, присущ ряд следующих специфических черт, отличающих ею от других источников:

1. Продолжительность существования

2. Устный характер

3. Формальная определенность

4. Локальный характер

5. Санкционированность государством

Необходимыми основаниями и условиями функционирования юридического прецедента в качестве обязательного источника права являются:

1. Наличие механизма опубликования судебных отчетов, что предполагает общеизвестность прецедентов;

2. Существование оптимальной системы профессиональной юридической подготовки;

3. Эффективно действующая иерархическая судебная власть;

4. Нормативность его содержания;

5. Признание со стороны государства.

Современный нормативный правовой акт обладает следующими признаками:

1. Издается компетентным государственным органом или непосредственно народом в определенном процедурном порядке;

2. Имеет государственно-властный характер;

3. Охраняется государством, в том числе в принудительном порядке;

4. Обладает юридической силой, т. е. способностью реально действовать и порождать юридические последствия;

5. Существует в документальной форме, имеет установленную форму и реквизиты, снабжен указаниями о времени и месте принятия, а также подписями надлежащих должностных лиц, разбит чаще всего на части, разделы, главы, параграфы, статьи и т. п.; содержит четкие положения о том, на какую территорию или какой круг лиц распространяется действие данного акта;

6. Является частью строгой иерархии и системы права.

Система нормативных правовых актов образует иерархический структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает определенное место. Этот структурный ряд состоит из четырех элементов:

1. федеральные законы;

2. указы Президента РФ;

3. постановления Правительства РФ;

4. нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

1. федеральные законы;

2. указы Президента РФ;

3. постановления Правительства РФ;

4. законы субъектов РФ;

5. нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

6. нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

7. нормативные акты органов местного самоуправления;

8. локальные нормативные акты.

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации.

Конституция РФ является принята 12 декабря 1993 года по итогам всенародного голосования, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, на личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести.

Разбор типового тренировочного задания

Филворд

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом юридические понятия.

Правильный ответ

Задания для автоматически заполняемого кроссворда:

1. При какой форме правления переход власти происходит в случае пресечения династии?

2. Как назывался монарх, обладающий неограниченной властью, личность которого обожествлялась?

3. Какая из форм правления осуществляет власть по поручению народа?

Ответы:

Слова, которые автоматически вписываются в кроссворд:

1. монархия

2. деспот

3. республика

Содержание

Полномочия Верховного суда РФ по разъяснению вопросов судебной практики

В соответствии со ст. 126 Конституции РФ одним из полномочий Верховного суда РФ (далее — ВС РФ) является разъяснение вопросов судебной практики. Указанное полномочие также обозначено в ч. 4 ст. 19 закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ. Согласно данной норме разъяснения даются для единообразия в применении законодательных актов.

При этом как таковое изучение и обобщение практики, подготовка предложений по совершенствованию регулирования не являются исключительной прерогативой именно ВС РФ. Так, согласно абз. 4, 5 ст. 26 закона «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ указанное полномочие также осуществляют арбитражные суды округов. Пп. 4, 5 ст. 33.3 рассматриваемого закона относит эти вопросы и к ведению апелляционных судов, а пп. 5, 6 ст. 36 — к функциям судов субъектов РФ.

Отличительной особенностью деятельности ВС РФ является то, что результат обобщения им практики заключается в даче разъяснений о единообразном применении законов в РФ (п. 1 ч. 7 закона «О ВС РФ» от 05.02.2014 № 3-ФКЗ, далее — закон № 3-ФКЗ).

П. 1 ч. 3 ст. 5 закона № 3-ФКЗ относит указанные вопросы к прерогативе Пленума ВС РФ. Поэтому важно определение юридической силы постановлений Пленума Верховного суда РФ (далее — ППл; под ППл в тексте статьи подразумеваются ППл ВС РФ, пока не обозначено иное), а также значение постановлений Пленума Верховного суда РФ для развития правового регулирования и практики судов.

Согласно ч. 1 ст. 5 закона № 3-ФКЗ Пленум включает руководство и судей ВС РФ.

Один из последних актуальных обзоров судебной практики, касающийся коронавируса, проанализировал КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Обязательность постановлений Пленума Верховного суда РФ: ключевые моменты

Однозначной позиции по вопросу об обязательности постановлений Пленума Верховного суда РФ в доктрине и практике не имеется. Противники обязательности ППл, как правило, ссылаются на непрецедентный характер российского права и положения ст. 120 Конституции РФ, согласно которой судьи подчиняются исключительно законодательству РФ.

Вместе с тем в пользу обязательности ППл, помимо установленных действующим правовым регулированием полномочий ВС РФ давать разъяснения, свидетельствуют, в частности, следующие обстоятельства:

  • определением ВС РФ от 04.04.2003 № ГКПИ2003-371 было указано, что суды не могут проверять законность ППл относительно разъяснений практики;
  • формулировки о том, что ППл представляют собой правовое регулирование, встречаются в актах Европейского суда по правам человека (далее — ЕСПЧ), в частности в п. 44 постановления ЕСПЧ по делу «Бакланов против РФ» от 09.06.2005 (жалоба № 68443/01).

О юридической силе актов высшего органа конституционной юстиции читайте в наших материалах по ссылкам:

  • «Виды решений Конституционного суда РФ и их юридическая сила»;
  • «Какова роль постановления Конституционного суда РФ?»;
  • «Определение Конституционного суда РФ — значение».

Порядок принятия постановлений Пленума

Порядок принятия постановлений Пленума Верховного суда РФ предполагает соблюдение следующих правил:

  • для того чтобы акты Пленума были приняты правомочно, необходимо, чтобы на заседании присутствовали не менее 2/3 судей ВС РФ (ч. 4 ст. 5 закона № 3-ФКЗ);
  • из числа присутствующих не менее ½ должны проголосовать за принятие ППл (ч. 5 ст. 5 закона № 3-ФКЗ);
  • ППл подписывают 2 должностных лица: председатель ВС РФ и секретарь Пленума (ч. 5 ст. 5 закона № 3-ФКЗ);
  • Пленум созывается как минимум раз в квартал (абз. 1 п. 3.1.1 Регламента ВС РФ, утв. ППл от 07.08. 2014 № 2, далее — Регламент);
  • участники Пленума должны быть заблаговременно извещены о вопросах, которые будут рассматриваться (абз. 1 п. 3.1.1 Регламента);
  • выносить вопросы на заседание Пленума управомочен председатель ВС РФ (абз. 2 п. 3.1.1 Регламента);
  • если поступили предложения и замечания, то для того, чтобы продолжить работу над проектом ППл, может быть создана редакционная комиссия (абз. 3 п. 3.1.1 Регламента);
  • согласно абз. 7 п. 3.1.1 Регламента секретарь Пленума как участвует в подготовке проектов ППл, так и работает в составе редкомиссии;
  • окончательная редакционная проверка текстов принятых ППл также осуществляется секретарем (абз. 7 п. 3.1.1 Регламента).

ВАЖНО! Официальными источниками опубликования ППл являются:

  1. Официальный сайт ВС РФ. С ППл можно ознакомиться по ссылке: Постановления Пленума.
  2. Бюллетень ВС РФ (абз. 7 п. 3.1.1 Регламента).

Гражданское процессуальное законодательство о постановлениях Пленума

Согласно ч. 1 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) вступившие в силу судебные акты пересматриваются:

  • по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • новым обстоятельствам.

Согласно ч. 2 ст. 392 ГПК РФ разница между пересмотром по вновь открывшимся и по новым обстоятельствам в том, что первая группа обстоятельств существовала на момент принятия обжалуемого акта, в то время как вторая группа возникла уже впоследствии и существенна для рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ пересмотр дела по новым обстоятельствам возможен, в частности, при определении (изменении) практики применения нормы в ППл. Помимо ППл, о возможности пересмотра по новым обстоятельствам свидетельствуют следующие акты ВС РФ:

  • определение или изменение практики применения норм права, данное в постановлении Президиума ВС РФ по данному делу;
  • разъяснение Президиума ВС РФ, но данное уже при надзорном рассмотрении иного дела.

ВАЖНО! Согласно п. 7 ст. 395 ГПК РФ день опубликования ППл является днем начала исчисления срока для подачи заявления о пересмотре дела ПНО.

При этом если судами не учтены ППл, то указанное является основанием для направления дела на новое рассмотрение (определение ВС РФ от 19.12.2017 № 80-КГ17-13).

О проекте изменений процессуального законодательства по вопросу о пересмотре судебных актов читайте в нашей статье по ссылке: «Меняются правила пересмотра дел по новым обстоятельствам в ГПК и КАС РФ (законопроект)».

Арбитражное процессуальное законодательство о постановлениях Пленума

П. 5 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) содержит аналогичное ГПК РФ правило о том, что ППл являются основаниями для пересмотра дела ПНО. Вместе с тем в п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ сделано существенное уточнение: пересмотр возможен, если в акте ВС РФ прямо указано об этом.

Важно! Определения судебных коллегий ВС РФ, в отличие от ППл, не являются основаниями для пересмотра ПНО (постановление АС ЗСО от 05.06.2018 № Ф04-5335/2016 по делу № А46-111/2016).

Положения АПК РФ подчеркивают роль актов высшей судебной инстанции в принятии решений судами. Так, согласно абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ мотивировочная часть судебных решений может содержать ссылки на ППл, причем как ВС РФ, так и Высшего арбитражного суда РФ (далее — ВАС РФ), которые сохранили силу. Аналогичное правило применяется к ссылкам на акты Президиумов ВС и ВАС.

Важно! Согласно п. 11 ППл ВАС РФ «О применении положений АПК РФ при пересмотре…» от 30.06.2011 № 52 (далее — ППл № 52), если ППл не содержит оговорки об обратной силе, то оно не является основанием для пересмотра дела ПНО. Вместе с тем в силу абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ суды применяют такие ППл и ссылаются на них после их опубликования.

В п. 11 ППл № 52 также указывается, что ППл, принятые до данного ППл и содержащие фразы об обязательности данного ими толкования норм и его применении к разрешению аналогичных дел, могут стать основаниями для пересмотра дел ПНО согласно п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Значение постановлений Пленума для гражданского права

Среди разъяснений о применении гражданского права можно выделить, например, следующие:

  • ППл даны разъяснения об оспаривании сделок (ППл Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»;
  • Относительно ст. 24 ГК РФ об обращении взыскания на имущество должника ППл разъяснило, что соответствующие правила применяются без разграничения имущества гражданина как физлица или частного предпринимателя (п. 55 ППл ВС РФ «О применении судами законодательства…» от 17.11.2015 № 50).
  • В отношении положений ГК РФ относительно исчисления сроков исковой давности ППл разъяснено, в частности, что при предъявлении иска ликвидационной комиссией от имени компании к контрагентам, имеющим перед компанией задолженность, давность исчисляется с момента, когда о нарушении стало известно компании, а не комиссии (п. 3 ППл ВС РФ»О некоторых вопросах…» от 29.09.2015 № 43).

Подробнее о ППл по отдельным аспектам гражданско-правового регулирования читайте в наших статьях по ссылкам:

  • «Разъяснения Пленума ВС о договорах перевозки автомобильным транспортом и транспортной экспедиции»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с ОСАГО»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с переменой лиц в обязательстве».

Значение постановлений Пленума для административного права

Применительно к административному праву отметим, в частности, следующие ППл и закрепленные в них правовые позиции:

  • Относительно применения такого вида наказания, как конфискация, ППл ВАС РФ было разъяснено, что данная мера ответственности не может применяться, если при рассмотрении дела установлено что собственником соответствующего имущества привлекаемое к ответственности лицо не является (п. 15.2 ППл ВАС РФ «О некоторых вопросах…» от 02.06.2004 № 10).
  • ВС РФ разъясняет вопросы разграничения ряда составов административных правонарушений от смежных преступлений. Так, отмечается, что возникновение пожара свидетельствует о составе преступления, в то время как ненаступление такого последствия позволяет ограничиться применением ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее —КоАП РФ) о неосторожном обращении с огнем в лесах (ППл «О применении судами законодательства об ответственности…» от 18.10.2012 № 21).
  • Относительно применения гл. 12 КоАП РФ об ответственности в области дорожного движения в ППл разъяснено, что водитель — это лицо, управляющее транспортом, независимо от наличия прав на эти действия, в том числе водителем признается обучающийся вождению гражданин (п. 1 ППл «О некоторых вопросах, возникающих у судов…» от 24.10.2006 № 18).

О ППл по вопросам административного судопроизводства читайте в нашем материале «Пленум ВС РФ принял постановление о мерах процессуального принуждения по КАС РФ».

Значение постановлений Пленума для других отраслей права

ППл разъясняют применение различных отраслей законодательства, например:

  • Об электронном документообороте в судах — ППл «О некоторых вопросах применения законодательства…» от 26.12.2017 № 57. Помимо прочего, разъяснено, что смысл уголовно-процессуального законодательства предполагает возможность подачи в электронном виде документов, связанных с исполнением актов судов (п. 3 данного ППл).
  • О занятости на микропредприятиях — ППл «О применении судами законодательства…» от 29.05.2018 № 15. В ППл, в частности, разъяснено, что сотрудники микропредприятий вправе обращаться за защитой непосредственно в суд без необходимости соблюдения каких-либо досудебных процедур (п. 11 рассматриваемого ППл).
  • О судах присяжных — ППл «О применении судами некоторых положений…» от 13.02.2018 № 5. ВС РФ уточняет, помимо прочего, что утверждение запасных списков кандидатов в присяжные высшим органом исполнительной власти региона не требуется (п. 5 рассматриваемого ППл).

О позициях, изложенных в ППл по отдельным отраслям права, читайте в наших статьях по ссылкам:

  • «Пленум ВС РФ — о конфискации имущества в уголовном процессе»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным со взысканием алиментов»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросам, связанным с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»;
  • «Пленум ВС РФ дал разъяснения в области возмещения вреда окружающей среде».

Обзор отдельных постановлений Пленума за 2019 год

В 2019 году был издан ряд Постановлений Пленума ВС РФ, посвященных, в частности, следующим вопросам:

  • от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации»;
  • от 25.06.2019 № 18 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
  • от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» ;
  • от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» .

Функционирование структуры судебной системы обеспечивается рядом законодательных актов. Ключевым правилом является обязательность исполнения решения суда.

За его соблюдением строго следят соответствующие инстанции, что обеспечивает эффективное функционирование государства в целом. Вступившие в силу судебные постановления со списком требований выполняются абсолютно всеми физическими, юридическими лицами независимо от статуса и прочих аспектов благосостояния.

В случае, если решение судебного органа обязывает к выполнению каких-либо действий представителей государственной власти, должностных лиц, политических деятелей, то это должно неукоснительно соблюдаться. Любая из сторон, участвовавших в процессе, имеет право в установленном законом порядке проводить оспаривание, запрашивать изменение в порядке и сроке исполнения судебного акта. Такие изменения в первичном приговоре подтверждаются и объявляются вступившими в силу только на основании соответствующих распоряжений судебных представительств.

Структура судебной системы РФ

Обязательность исполнения решения арбитражного суда на основании Конституции РФ

Отдельной группой законодательных актов регулируется деятельность арбитражной судебной системы, которая имеет полномочия шире, чем другие представительства судебной системы. Только это подразделение судебный структуры может проводить масштабные расследования и сбор доказательств, материалов дела. Специализированные арбитражные подразделения имеют право на формирование запросов консультационного типа при рассмотрении спорных аспектов дела. Подобные консультации могут проводиться узкими специалистами, чье экспертное мнение учитывает суд, рассматривая в суде вопрос путем привлечения к участию в судебном заседании.

При этом к таким лицам применим ряд законодательных особенностей:

  • им не выставляется требование обязательной явки в зал суда;
  • запрещено объявлять самоотвод;
  • отсутствуют требования предоставления устных показаний.

Обязанность исполнения решения суда никаким образом не меняется при участии такого специалиста в судебном процессе. Судебный запрос на привлечение специалиста составляется и направляется судом, заключение добавляется в состав материалов дела и имеет такую же силу, как и остальные доказательства рассматриваемого дела.

Стадии арбитражного рассмотрения

Почему решение суда является обязательным для исполнения

Согласно законодательным требованиям, любое судебное постановление считается обязательным для исполнения. В случае, если вердикт суда не включает в себя действия, связанные с финансовыми взысканиями в тексте постановления может оговариваться размер исчисляемой неустойки при невыполнении предписанных требований.

Все судебные решения подлежат безоговорочному исполнению и принимаются на основании ключевых принципов:

  • соразмерность;
  • справедливость;
  • исключение приобретения выгоды из поведения, которое не совпадает с законодательными требованиями.

Каждое постановление подразумевает, что выполнить предписание проще и лучше, чем не выполнить.

Принципы судопроизводства

Обязательное исполнение решения суда по гражданскому делу и ответственность за неисполнение

В случае невыполнения требований вердикта признается факт неуважительного отношения к суду и судебной системе, за который предусматривается наказание.

Решение любого вида суда подлежит обязательному исполнению всеми органами и участниками процесса. В зависимости от типа признанного невыполнения применяются наказания:

  • административная ответственность;
  • уголовная;
  • штраф.

Любое примененное наказание может повлечь негативные последствия.

Разновидности ответственности

Решение суда обязательно для исполнения всеми


Вступившее в законную силу решение не может быть пересмотрено в апелляционном или кассационном порядке.

Такое возможно только в случае восстановления пропущенного по уважительным причинам срока на обжалование, но в этом случае решение теряет законную силу.

Решение суда, вступившее в законную силу, является обязательным и подлежит точному исполнению всеми должностными лицами и гражданами.

Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт. В случае утраты исполнительного листа арбитражный суд может выдать его дубликат.

Исполнение решения суда ГАРАНТ: См. комментарии к статье 210 ГПК РФ Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Гражданский процессуальный кодекс, N 138-ФЗ, ст 13 ГПК РФ

4. Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

Признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяются международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Статья 13 ГПК РФ — Обязательность судебных постановлений

Судебное постановление, за исключением постановления, содержащего сведения, составляющие охраняемую законом тайну, может быть выполнено в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если постановление принято судом коллегиально, оно подписывается всеми судьями, рассматривавшими дело, усиленной квалифицированной электронной подписью.

Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

4. Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

Признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов, иностранных третейских судов (арбитражей) определяются международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Обязательность судебного решения

П.4 ч.2 ст.364 ГПК – безусловным основанием для отмены судебного решения является разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Логика КС РФ сводится к тому, что раз, вынесение решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных в деле, является безусловным основанием для отмены судебного решения, следовательно, такие лица должны обладать правом на подачу жалобы, ведь иным образом отменить судебное решение нельзя. Шварц считает, что КС РФ все кране неудачно сформулировал.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Исключения: решения Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Суда по интеллектуальным правам и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия; решения по делам об административных правонарушениях, и по некоторым другим делам, вступают в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены АПК РФ или иным федеральным законом (например, «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).

Основные положения

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2, ответы СК по гражданским делам Верховного Суда РФ на вопросы судов по применению норм ГПК РФ, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 24 марта 2004 г.

Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».

Решение суда подлежит обязательному исполнению

201 АПК РФ). Срок исполнения решения прерывается предъявлением исполнительного листа к исполнению, а также частичным исполнением решения.

В случае неисполнения решения арбитражного суда о передаче имущества в натуре арбитражный суд вправе вынести определение о приостановлении операций по всем счетам должника.

За неисполнение решения о взыскании денежных сумм органом, которому исполнительный лист был предъявлен для исполнения, на него налагается арбитражным судом штраф до 50 % суммы, подлежащей взысканию.

Исполнение вступивших в законную силу судебных решений

5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории России.

Их невыполнение влечет юридическую ответственность.

(ст. 6 настоящего Федерального закона).

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» за неисполнение судебного акта предусмотрен такой вид ответственности как исполнительский сбор (ч.

В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» вышеуказанная статья определяет случаи обязательного немедленного исполнения судебного решения.

Решения, перечисленные в комментируемой статье, подлежат немедленному исполнению вне зависимости от позиции истца и усмотрения суда. Положение о немедленном исполнении принятого решения по вышеуказанным основаниям должно найти отражение в резолютивной части принимаемого судом решения.

Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ

Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.

Немедленное исполнение решения по ГПК РФ (понятие, виды, основания)

В этом случае он рассматривается в судебном заседании, с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания, однако их неявка не препятствует решению вопроса.

Определение о немедленном исполнении решения может быть обжаловано, но это не приостанавливает немедленное исполнение решения.

Немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о (ст.

211 ГПК РФ): — выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; — восстановлении на работе; — включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.

Суду предоставлено право обратить к немедленному исполнению решение по любому делу, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным (ч.Рекомендуем прочесть: Статья 286 нк рф 2019

Статья 182 АПК РФ

Арбитражный суд по заявлению истца вправе обратить решение к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или сделать исполнение невозможным.

Немедленное исполнение решения допускается при предоставлении взыскателем обеспечения поворота исполнения на случай отмены решения суда (встречного обеспечения) путем внесения на депозитный счет арбитражного суда денежных средств в размере присужденной суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму. 4.

Статья 14

Обязательность судебных решений гарантируется, согласно практике Европейского суда по правам человека, статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод: право на судебную защиту было призрачным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное, обязательное судебное решение оставалось недействующим в ущерб одной из сторон.

Трудно представить, что статья 6, подробно описывая предоставляемые сторонам процессуальные гарантии — справедливое, открытое и быстрое рассмотрение, — оставила реализацию судебных решений без защиты.

Факультативное немедленное исполнение возможно по усмотрению суда на основании ст. Суд, допуская факультативное немедленное исполнение судебного решения, должен обосновать причину своих действий (в частности, мотивировать вывод о том, что замедление в исполнении данного решения может повлечь значительный ущерб для взыскателя). Вопрос о факультативном немедленном исполнении решения рассматривается в судебном заседании.

Апелляционная жалоба – сроки обжалования

Обязательность судебных актов

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Обязательность судебных актов

В соответствии с требованиями Конституции РФ любой судебный акт обязателен для исполнения.

Судебная система установлена и урегулирована Конституцией РФ. Все решения, постановления, определения, требования, вызовы и поручения должны быть исполнены органами государственной и муниципальной власти, всеми общественными объединениями, должностными лицами и прочими физическими и юридическими лицами.

Следовательно, можно сделать вывод, что любой судебный акт подлежит неукоснительному исполнению на территории всего государства.

В соответствии с нормами международных договоров, все судебные акты, принятые на территории России, должны быть неукоснительно исполнены на территории бывших союзных стран только при наличии такого требования в заключенных между ними соглашениях.

Как правило, все суды бывших союзных республик признают и исполняют все решения, принятые арбитражными судами, располагающимися на территории России.

Действующим соглашением о разрешении споров, напрямую связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, все решения, вынесенные Белорусским хозяйственным судом, обязательны для исполнения любой организацией или государственным органом, располагающимся на территории России.

Полномочия по сбору доказательств, которыми обладает специализированный арбитражный суд. Правила осуществления подачи запросов

На уровне арбитражного законодательства выделяется специализированный судебный орган, который обладает расширенными по сравнению с другими судами полномочиями по сбору доказательств.

Такими судебными органами выступают специализированные арбитражные суды, которые имеют право направлять различного рода запросы для получения консультаций по спорным вопросам.

Направление запросов осуществляется для учета профессионального мнения профессоров, ученых и специалистов, которые обладают достаточным уровнем практических и теоретических знаний по существу рассматриваемого таким специальным судебным органом дела.

Специалист, привлекаемый для принятия участия в заседании, – это лицо, обладающее специальными знаниями. Он приглашается в суд для дачи исчерпывающих показаний, используя свои специальные знания, чтобы довести до сведения суда и всех участников судебного процесса свое профессиональное мнение по разбираемому вопросу. При этом в отношении такого лица законодательством установлены некоторые послабления, в частности:

  • на такого участника процесса не распространяется требование закона о необходимости явиться в суд;
  • такой специалист не может заявить самоотвод;
  • к такому специалисту не устанавливается требование о необходимости дачи консультации в устной форме.

Запрос, направляемый специализированным арбитражным судом такому специалисту, представляет собой оформленный в соответствии с требованиями законодательства документ, содержащий в себе все вопросы, на которые требуется ответ человека, обладающего специальными знаниями.

Обязанность организации или лица, получившего такой запрос, будет считаться выполненной только после получения судом документа, из содержания которого непосредственно сам судья и все участники судебного процесса смогут прояснить для себя все обстоятельства, для объяснения которых был создан такой документ.

Обязательность судебных актов. Принуждение к исполнению судебных актов арбитражного суда

В соответствии с требованиями Конституции РФ любой судебный акт обязателен для исполнения.

Чтобы побудить ответчика к своевременному исполнению неденежного требования, суд по требованию истца имеет право указать в резолютивной части определения сумму денежного штрафа, назначаемого при неисполнении судебного акта. Размер присуждаемой суммы должен быть определен судом на основе нескольких принципов:

  • принципа справедливости;
  • принципа соразмерности;
  • принципа недопустимости извлечения выгоды из поведения, не соответствующего требованиям закона.

В результате принятия такого решения исполнение судебного акта должно стать для ответчика выгоднее, чем его неисполнение.

Ответственность за неисполнение судебного акта

Любое неисполнение постановлений и прочих требований суда является неуважением к суду.

Такое нарушение влечет за собой ответственность, установленную федеральным законодательством.

В соответствии с нормами уголовного законодательства злостное неисполнение представителем власти, государственным или муниципальным служащим требований суда или решений суда, вступивших в законную силу, рассматривается в качестве препятствования их исполнения и наказывается в виде штрафа.

Штраф составляет двести тысяч рублей или заработная плата виновного за восемнадцать месяцев. Если должностное лицо не приняло необходимые меры по устранению в определении суда нарушений законодательства, в его отношении устанавливается административный штраф.

Сумма штрафа варьируется от пятисот до тысячи рублей в зависимости от сложности правонарушения.

Подача в суд заявления о защите прав и интересов третьих лиц, не принимающих участия в рассмотрении дела. Правила, установленные для исполнения решений иностранных судов и третейских судов

Арбитражное процессуальное законодательство содержит в себе норму о том, что лица, не принимающие участия в рассмотрении дела, имеют право обратиться в суд с заявлением для защиты нарушенных судебным актом прав третьих лиц.

Наделение таких третьих лиц правом на принятие участия в судебном заседании возможно только с момента принятия судами жалобы или заявления от таких граждан.

Обжаловать судебный акт и подать соответствующее заявление о нарушении прав третьих лиц могут не только лица, принимавшие участие в рассмотрении дела в рамках судебного разбирательства.

В соответствии с требованиями законодательства, лица, которые не могут принимать участие в рассмотрении дела, также имеют право обжаловать решение суда.

Решения любых иностранных судов могут быть признаны к исполнению на территории государства только в случае наличия соответствующего международного договора с таким иностранным государством.

В соответствии с нормами Конституции РФ решение иностранного суда могут быть предъявлено к принудительному исполнению на территории России в течение трех лет с момента вступления акта в силу.

Обязательность судебного акта для всех лиц в конституции рф

Обязательность судебного акта для всех лиц в конституции рф

В то же время в сфере исполнения судебных решений, вынесенных в отношении частных субъектов, обязанность государства ограничивается надлежащей организацией принудительного исполнения судебного решения и не может подразумевать обязательность положительного результата, если таковой обусловлен объективными обстоятельствами, зависящими от должника, а не от самой системы исполнения судебных решений.

В связи с этим в целях соблюдения европейских стандартов реализации права на справедливое судебное разбирательство необходимы системные меры по совершенствованию процедуры исполнения судебных актов, модернизация законодательства об исполнительном производстве, а также правоприменительной деятельности Федеральной службы судебных приставов.

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в ч. 1 ст. 79 завершающей стадией конституционного судопроизводства называет вынесение и оглашение решения, которое окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Властный характер полномочий судов проявляется прежде всего в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц.

Важно

Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно и незамедлительно. Судья вправе требовать проведения ревизий, проверок, ведомственных экспертиз.

Под постановлениями судов и судей здесь понимаются все судебные акты, связанные с решением дела по существу в гражданском и уголовном процессах. Качество обязательности судебный акт приобретает лишь после его вступления в законную силу.

Условия вступления в законную силу регулируются всеми процессуальными законодательными актами.

Так, в уголовном процессе приговор вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в кассационном или апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами (ст.
390

Внимание

Конституцией и действующими законами, поэтому не могут быть истолкованы расширительно положения указа Президента, предписывающие Правительству «использовать все имеющиеся у государства средства»*(1092). На недопустимость Правительством нарушения принципа разделения властей Конституционный Суд указал и в Постановлении от 01.04.1997 N 6-П*(1093).

Правительство, введя своим постановлением сбор за электроэнергию, фактически являющийся новым федеральным налогом, превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив предусмотренный Конституцией порядок установления федеральных налогов и сборов — федеральным законодательным органом в форме федерального закона и с соблюдением установленной Конституцией законодательной процедуры.

Статья 6

Как исключение из общего правила, исполнимость проявляется раньше, нежели решение суда вступит в законную силу в случае немедленного его исполнения, на что уже обращалось внимание.

Правильной, по нашему мнению, является позиция представителей третьего подхода, которые считают, что исполнимость, как правило, — это следствие вступления решения в законную силу наряду с преюдициальностью и обязательностью. М.А.

Гурвич, например, указывал, что необходимо отказаться от принятого в юридической литературе традиционного взгляда, согласно которому так называемая исполнимость решения рассматривается как одно из проявлений его законной силы Гурвич Н.

А.

Избранные труды. В 2 т.Т. 1. — Краснодар, 2010. — С. 147-148.

Энциклопедия МИП » Арбитраж » Общие положения » Обязательность судебных актов Обязательность судебных актов

В соответствии с требованиями Конституции РФ любой судебный акт обязателен для исполнения.

Обязательные для исполнения акты арбитражного суда

Судебная система установлена и урегулирована Конституцией РФ. Все решения, постановления, определения, требования, вызовы и поручения должны быть исполнены органами государственной и муниципальной власти, всеми общественными объединениями, должностными лицами и прочими физическими и юридическими лицами.

Следовательно, можно сделать вывод, что любой судебный акт подлежит неукоснительному исполнению на территории всего государства.

Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации Калтанского городского округа исполнительского сбора и был назначен новый срок для исполнения. Однако в установленный срок требования исполнительного документа администрацией Калтанского городского округа выполнены не были.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Перечисленным обстоятельствам должностное лицо дало правильную оценку и обоснованно признало администрацию Калтанского городского округа виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Жалобы на постановление городским судом и областным судом были рассмотрены в соответствии с требованиями закона.

Доводы жалобы являются необоснованными.

Полнота судебной власти — один из основных ее признаков, который характеризуется объемом компетенции судов, окончательностью принимаемых ими решений, их обязательностью для окружающих юридических и физических лиц.

Утверждая этот принцип организации судебной власти, комментируемый Закон устанавливает, что вступившие в законную силу решения судов, включенных в судебную систему, а также законные распоряжения и обращения судей обязательны для всех без исключения государственных органов власти, органов самоуправления, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному соблюдению на всей территории Российской Федерации.

Этой формулой Закон о судебной системе объединил правила об обязательности судебных постановлений, а также требований и распоряжений суда, которые прежде содержались соответственно в ст. 13 ГПК РСФСР и в п. 6 ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Пределы обязательности судебного постановления для лиц, не участвующих в деле, различны в зависимости от его вида и характера разрешаемого судом вопроса.

Статья 6. обязательность судебных постановлений

Ульяновска (Ульяновская область))Решение по делу 12-185/2018 (11.04.2018, Засвияжский районный суд г.

Статья 13 гпк рф. обязательность судебных постановлений

Они сформулированы, в частности, в таких основополагающих международно-правовых актах, являющихся составной частью российской правовой системы, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 7, 8 и 10), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 14), Конвенция о защите прав человека 1950 г. (ст. 6).

Судебные решения, как об удовлетворении, так и об отказе в удовлетворении иска о признании направлены лишь на подтверждение судом наличия или отсутствия каких-либо спорных между сторонами правоотношений. Также в большинстве случаев нельзя вести речь и об исполнимости решений, которым отказано в иске.

Л.М.
Завадская, поддерживая приведенную точку зрения, обращает внимание на то, что исполнимость по времени действия не совпадает с законной силой судебного решения. Чтобы это его свойство могло проявиться, необходим определенный титул на принудительное исполнение — исполнительный лист. Но и в этом случае исполнимость не наступает до окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения.

Таким образом, механизм этот находится вне пределов судебной системы и обеспечивает завершение судебной деятельности силами органов исполнительной власти. Обвинительные приговоры по уголовным делам приводятся в исполнение органами и специализированными структурами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Решения по гражданским делам и приговоры по уголовным делам в части имущественных взысканий реализуются судебными приставами.

Последние состоят при районных судах, но формируется служба судебных приставов органами юстиции.
Требования и распоряжения судов при производстве по конкретному делу выполняются органами милиции и судебными приставами (о приводе обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, доставлении в суд находящихся под стражей подсудимых). Распоряжения суда обязательны для исполнения администрацией некоторых учреждений (экспертных, контрольно-ревизионных и др.). 4.

Обязательность исполнения на территории Российской Федерации постановлений судов и арбитражей иностранных государств может иметь место лишь при наличии соответствующих международных договоров России и иностранных государств. Обязательными могут быть признаны только те постановления и обращения иностранных судов, которые основаны на законе, т.е.

приняты в рамках установленных полномочий судьи и при соблюдении соответствующих процессуальных норм. Процедура такого исполнения и обязанности судов определяются, как правило, двусторонними международными договорами и многосторонними конвенциями, заключенными и ратифицированными Российской Федерацией, и касаются порядка оказания правовой помощи по гражданским, уголовным и иным делам (в том числе и порядка проведения отдельных судебных действий).

Что такое постановление Пленума Верховного Суда РФ

Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее также — ППВС РФ) – являются «абстрактным» мнением Пленума Верховного суда РФ (толкование закона) формирующегося при Верховном суде РФ по разъяснению судьям и прокурорам порядка применения и толкования закона при принятии судебного или иного решения, основываются на кратком обобщении практики Верховного Суда и нижестоящих судов, и не являются источниками права.

Но они заполняя правовой вакуум, существенным образом влияют на правоотношения и процессуальную деятельность, тем самым фактически являются источником законодательства (также как и решения Конституционного Суда).

С учетом образования и фактических знаний большинства членов государственной думы, постановления Пленума единственная возможность покрытия правового вакуума.

Справочно: Не путать с решением Верховного суда.

Статус постановлений пленумов

Действующее законодательство не устанавливает точного статуса ППВС. Статья 126 Конституции РФ закрепляет, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики». С одной стороны, данное положение устанавливает конституционный статус постановлений Пленума Верховного Суда РФ (акты, содержащие разъяснения по вопросам судеб- ной практики). С другой стороны, Конституция РФ четко не устанавливает, являются ли ППВС юридически обязательными документами. Последний момент стал предметом споров в процессе подготовки проекта Конституции РФ 1993 г.

В то же время законодательство о Высшем Арбитражном Суде РФ прямо указывает на обязательный статус постановлений Пленума этого суда. Несмотря на то что ст. 127 Конституции РФ подобна ст. 126 Конституции РФ, последующее законодательство четко устанавливает обязательность постановлений Пленума ВАС РФ.

Часть 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФК «Об арбитражных судах в РФ» 29 гласит:

«По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации».

Более того, законодатель прямо предоставляет полномочие ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ. Параграф 4 п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ закрепляет:

«В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики».

Отличие постановления от решений выносимые ППВС РФ

Председатель Верховного Суда СССР В. И. Теребилов отличал решения, выносимые Пленумом Верховного Суда по конкретному делу, от постановлений Пленума. Если решения по конкретным делам являются обязательными лишь в отношении сторон по данному делу, то ППВС «обязательны не только для разрешения конкретного уголовного или гражданского дела, но и для других дел, где применяется соответствующая норма. В связи с тем, что пленарное заседание дает разъяснения правовых норм, которыми должны руководствоваться все суды при отправлении правосудия, данные разъяснения также являются юридически обязательными для органов следствия и всех тех, кто участвует в судебных разбирательствах».

Большинство споров в юридической доктрине велось по вопросу, имеют ли ППВС обязательную силу и могут ли они называться «прецедентами».

Содержание и форма ППВС как носителей новых норм права.

Издаваемые Пленумом Верховного Суда постановления аналогичны по форме актам, которые бесспорно являются юридически обязательными, когда издаются Правительством и другими органами исполнительной власти. Официально ППВС содержат толкование смысла законов «на основании и во исполнение законов», так же как это делают обычные подзаконные нормативные акты.

Юристы признали, что Постановление Пленума Верховного суда РФ могжет содержать новые нормы права, заполняющие пробелы в законах или изменяющие закон.

Подводя итог, можно выделить определенные причины, не позволяющие признавать обязательный характер за постановлениями Пленума ВС РФ:

  1. отсутствие нормативного предписания, закрепляющего обязательный характер;
  2. неимение Пленумом ВС РФ права нормотворчества;
  3. отсутствие возможности противостоять незаконным постановлениям Пленума ВС РФ (т.е. их нельзя обжаловать или проверить на соответствие Конституции РФ).

Пленум верховного суда сформировавший постановление, являются обязательным. Здесь необходимо оговориться, что мы рассматриваем обязательность, которая по своему содержанию не совпадает с общеобязательностью. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.

Иными словами, свойство общеобязательности применимо к нормам права, которые действуют в отношении неопределенного круга лиц, а судебная практика имеет ограниченный субъектный состав своего воздействия и прежде всего адресована нижестоящим судам, поэтому применительно к постановлениям Пленума ВС РФ мы будем использовать понятие «обязательность».

Практика применения и позиция Судейского сообщества

В практике судов также существует двоякое отношение к юридической силе ППВС.

Так, судья Верховного Суда России С.В. Самуйлов в своем определении указал, что разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся, в частности в обзорах законодательства и судебной практики, утверждаемых Пленумом Верховного Суда России формируют правоприменительную практику и являются обязательными для судов, применяющих в процессе рассмотрения дела нормы материального права.

Конституционный Суд России напротив рассматривает ППВС как акт толкования закона, и говорит о том, что само ППВС не может выступать самостоятельным предметом проверки Конституционным Судом России. Таким образом, исключая возможность проверки конституционности, Конституционный Суд России не признает ППВС источником национального права, тем самым допуская их необязательность.

Позиция ЕСЧП по данному вопросу

Косвенное признание юридической силы ППВС как источника права дал и Европейский Суд по правам человека. Так, в деле «Бакланов против России» заявитель ссылался на то, что на момент рассмотрения дела в национальном законодательстве не имелось правовых оснований конфискации, а единственным нормативным актом, регулировавшим указанный вопрос, являлось постановление Пленума Верховного Суда СССР (далее — ППВС СССР). Отметив, что «остается неясным, какое правовое положение послужило основанием конфискации, за исключением ППВС СССР, которое, тем не менее, полагаем, содержит ссылку на недействующее законодательство», установил, что «рассматриваемый закон, а именно ППВС СССР не был сформулирован с такой четкостью, которая позволила бы заявителю предвидеть последствия своих действий».

Таким образом, Европейский Суд по правам человека расценил ППВС СССР как «нормативный правовой акт» в значении Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а именно как акт органа государственной власти, содержащий нормы права. С точки зрения теории национального права, под такое определение подходит нормативный правовой акт, который в свою очередь выступает источником права.

Примеры постановление

  1. Постановление Пленума ВС РФ №56 от 26.12.2017 года, и другими действующими нормативными актами «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»
  2. Постановление пленума ВС РФ №1 от 10.02.2009 125 УПК РФ.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству».

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *