Одноклассники издеваются в школе

Проблемы в школе: над ребенком издеваются одноклассники

Ни один ребенок не заслуживает того, чтобы его отвергали. Тем не менее, практически в каждом классе есть тот, кого заставляют вытирать доску и дежурить вне очереди, кому достаются все насмешки, издевки и пятерня из мела на спине в рамках «хорошего тона” в кругу одноклассников.

Вам не хочется, чтобы ваш ребенок стал изгоем, но вы не можете защитить его вне дома — и не застрахованы от того, что однажды он может стать объектом школьной травли.

Содержание

Почему ребенок становится изгоем?

Стив Джобс, Дж. К. Роулинг, Трейси Эмин, Джули Уолтерс и многие другие известные люди признались, что в школе чувствовали себя аутсайдерами: они подвергались насмешкам и не принадлежали ни к какой конкретной социальной группе.

На самом деле, огромное количество людей прошли через это, но лишь единицы сумели использовать свою уникальность.

Впрочем, когда ваш ребенок приходит домой в слезах, вопрос потенциала отходит на второй план.

Что делать, если над ребенком издеваются одноклассники?

Прежде всего, спокойно выслушайте ребенка, пускай он почувствует вашу любовь (часто изгоями становятся дети, которые чувствуют себя отвергнутыми в семье). Затем понаблюдайте за ним в обществе: вполне возможно, он отталкивает друзей ошибками в социальном поведении, которые свойственны детям старше шести лет.

Примеры самых распространенных из них вы найдете ниже.

Безуспешные попытки быть смешным

Люди с хорошим чувством юмора пользуются успехом в любом коллективе, и дети схватывают это очень быстро. Но юмор требует тонкого ощущения ожиданий окружающих и понимания того, как эти ожидания нарушать, не заходя слишком далеко и никого не обижая.

Когда попытки съюморить угловаты и неловки, они не смешные; они раздражают и «выбрасывают” ребенка из коллектива, делают из него агрессора или шута.

Что делать, если ребенок пытается рассмешить агрессоров?

Не все наделены естественным талантом ощущать тонкости юмора, но всем детям проще смешить, а не нравиться, тогда как последнее для социализации гораздо важнее. Вы можете провести с ребенком мозговой штурм возможных доброжелательных поступков по отношению к одноклассникам.

При необходимости предупредите своего ребенка о том, что отдавать другим детям свои деньги и вещи в качестве хорошего поступка нельзя — истинных друзей не купить.

Слепая зона эмпатии

Все совершают ошибки в обществе. Обычно это не имеет большого значения, пока мы видим социальные подсказки и чувствуем, когда нужно остановиться.

Дети, которые не привыкли обращать внимание на реакцию других, продолжают рассказывать историю после того, как слушатели потеряли интерес, или пинают стул одноклассника, хотя его попросили остановиться.

Разумеется, у сверстников это вызывает неприязнь и даже агрессию.

Научите ребенка понимать, когда «хватит»

Помогите ребенку распознавать сигналы «хватит» — вербальные и невербальные. Это можно сделать с психологом или самостоятельно. Всячески тренируйте и поощряйте умение ребенка различать настроение окружающих и их мотивы.

Во время просмотра мультфильма разбирайте простые этические ситуации, которые происходят между героями: «Почему Дюймовочка ушла?”, «Как думаешь, что сейчас чувствует Жук?”

Хвастовство детей как причина школьной травли

Нередко ребенок, чувствующий себя неуверенно, вырабатывает привычку хвастать, чтобы произвести впечатление на одноклассников. К сожалению, это не привлекает друзей, а отталкивает их, потому что любое хвастовство громко заявляет «я лучше вас!”.

Что делать, если изгоя травят за хвастовство?

Вместо того, чтобы демонстрировать свое превосходство, гораздо эффективнее попытаться найти с одноклассниками общий язык. Дети начинают дружить, когда делают что-то вместе.

Помогите ребенку организовать вечеринку: пускай он пригласит своих друзей и одноклассников, помогите ему в в организации.

Детей также «сближают» развлечения вне дома, на нейтральной территории, дети могут пойти на роллердром, картинг или в квест-комнату, главное — побольше активности и через какое-то время ваш ребенок будет чувствовать себя принятым.

Ребенок не умеет постоять за себя

Если ребенок чем-то отличается от остальных — внешне, повадками, интересами, принадлежностью к социальному кругу или манере одеваться, это не значит, что он станет изгоем. Но если при этом он неуверенный и зажатый, не умеет за себя постоять, то шансы стать объектом травли велики.

Что делать, если ребенок не может себя защитить?

Разумеется, ребенок должен чувствовать, что он любим и вы поддержите его в любой ситуации — тем не менее, на этом этапе нужно научить ребенка защищать себя.

Хорошей идеей будет записать его на активный вид спорта или боевые искусства. В психологическом плане хорошо помогает «сказкотерапия” — вместе сочините историю о том, как слабый и обиженный персонаж придумал способ, как постоять за себя (совет персонажу должен дать ребенок, вы можете подвести его к ответу).

В целом нужен комплексный подход, включающий в себя поднятие самооценки и развитие внутренней уверенности. Родителям тоже нужно развиваться, узнавать новые подходы и методы воспитания детей. Цель программы FazaRosta: Высшее Родительское образование — соединить ценности, полученные вами в детстве, с теми, которые нужны ребенку в современном мире.

Что вы можете сделать как родитель в качестве психологической поддержки?

Дайте ребенку понять, что отличаться — нормально. И даже хорошо!

Его сложности в общении происходят не от того, что он не такой, как все, а потому что он пока не полностью овладел наукой общения — а это можно выучить точно так же, как химию или английский язык.

Поддержите увлечения ребенка, даже если они кажутся вам странными

Не подталкивайте ребенка любой ценой вливаться в коллектив. Возможно, из-за этого ему придется пожертвовать любовью к любимому занятию (например, к книгам, если ребенка дразнят «ботаником”). Будучи уверенным и доброжелательным, ваш ребенок займет свое уютное место в коллективе вне зависимости от своих особенностей.

Если ребенок достаточно взрослый, научите его базовым приемам психологической защиты от нападений.

Прежде всего, он должен дать понять обидчикам, что его мало задевают их слова и его счастье не зависит от того, что они о нем думают — чем меньше реакции покажет ребенок, тем скучнее будет на него нападать. Во многих случаях необходим разбор ситуации и применение конкретных техник.

Чего нельзя делать, если ваш ребенок подвергается травле:

  • Публично отчитывать обидчиков. В таком случае вашего ребенка будут считать ябедой, что осложнит ситуацию еще больше.

  • Воспитывать силу характера отчуждением: ребенок, который чувствует себя одиноким, имеет гораздо больше шансов стать изгоем, чем лидером.

  • Обвинять. Даже если вы обнаружили, что проблемы связаны с поведением вашего ребенка — непониманием неписаных правил, эмоциональной незрелостью, несоблюдением норм — фраза «ты сам виноват” будет неуместной. В этой ситуации стоит утешить ребенка и помочь ему научиться ладить с окружающими.

  • Учить ребенка решать проблемы кулаками. «А ты ему сдачи дай!” — простая, прямолинейная и часто провальная стратегия, которая едва ли поможет ребенку завести друзей, но создаст ему не лучшую репутацию в школе. Старайтесь учить ребенка быть гибким — в зависимости от ситуации выбирать вариант поведения: отшучиваться, предупреждать, угрожать, удерживать агрессора, уходить и так далее.

Как помочь ребенку адаптироваться в новом классе?

Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении «чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Ребенку требуется в среднем два месяца, чтобы адаптироваться к новому окружению и занять свое место в социуме. Если вы хотите помочь ребенку сделать этот процесс менее болезненным, или ваш ребенок уже подвергался травле в предыдущем коллективе, попробуйте сделать следующее:

  • Желательно менять школу в начале учебного года, когда процесс адаптации в той или иной степени проходят все учащиеся. Так ребенок быстрее вольется в коллектив, не разрывая его устоявшийся ритм.
  • Стремясь завоевать расположение окружающих, дети иногда проявляют себя слишком активно в новом окружении. Это не всегда работает, потому что лидеры не стремятся делить свое первенство и могут сделать потенциального конкурента изгоем.
  • Посоветуйте ребенку выбрать тактику «подводной лодки” — быть дружелюбным и спокойным на первых порах, наблюдая за происходящим. Со временем найдется возможность проявить себя.
  • Не нагнетайте напряжение. Если вы сами спокойно относитесь к переходу ребенка в новую школу и воспринимаете это событие весело и с предвкушением, у вашего ребенка не будет лишних поводов беспокоиться.
  • В старших классах одноклассники «меряются” техникой. Скорее всего, ваш ребенок захочет новый телефон или планшет. Все зависит от правил семьи, но подростку необходимы «понты” для самопринятия и идентификации себя в коллективе как своего — это особенность возраста.

Ребенку нужно чувствовать себя в стае, самосознание детей происходит через противопоставление себя другим. Только яркие индивидуалисты не нуждаются в групповой сплоченности, но даже они всегда рады найти единомышленников.

Это чувство усиливается, когда появляется возможность сплотиться против кого-то — участников травли буквально охватывает эйфория от осознания себя частью «крутой” команды, которая заодно и может всё.

Научите ребенка защищать не только себя!

Согласно исследованиям, в 85% случаев травли окружающие (как дети, так и взрослые) остаются безучастны, хотя для прекращения происходящего достаточно остановить обидчика.

Поэтому детей следует учить не только защите себя, но и других — ведь изгоем может стать каждый, кто вытянет короткую спичку социальной фортуны.

Роман, детский психолог,
эксперт курса FazaRosta: Высшее родительское образование

Травля в школах (буллинг) — нередкое явление. Начать ее может не только школьник, но даже преподаватель. Жертве травли чаще всего остается терпеть или уходить в другую школу.

В чем причины такого поведения? Почему один человек начинает жестоко преследовать и дискриминировать другого? Чтобы узнать это, «Клооп» анонимно поговорил с теми, кто издевался над своими одноклассниками, и узнал о причинах их поведения, а также о том, как они относятся к этому сейчас.

«Нужно соответствовать»

В седьмом классе я попал в бишкекский турецкий лицей. В первый же день я подрался со старшеклассником и понял, что мне нужно соответствовать здешнему обществу.

Чтобы вы понимали, в какой атмосфере я учился — на одежду одного из учеников однажды нассали.

Что могли делать семиклассники и восьмиклассники? Издеваться над теми, кто от них отличается. Больше всего от нас отличались русские, украинцы и белорусы, 80 процентов негатива шло именно в их сторону. Еще в лицее был класс, в котором учились ребята из разных регионов Кыргызстана, мы издевались и над ними.

К девятому классу многие славяне ушли из школы. Мы понимали, что это из-за нас, что они не смогли выдержать наших издевательств. Осталось двое ребят — хотя один из них был крепок, нам это не мешало издеваться над ним толпой. Второй жил с нами в общежитии и смог «слиться с коллективом» — сам стал издеваться над другими учениками-славянами.

Однажды мы взяли одного парня «на слабо» и убедили его залезть в проем между окном и наружной решеткой. Мы жили в общежитии на первом этаже и обещали, что не закроем окно, когда он сделает это. Конечно, окно мы закрыли и зашторили, оставив его там.

Иногда мы «показывали фокусы» — в рукава засовывали швабру, чтобы человек не мог двигать руками, а потом стягивали штаны. А вокруг все ржали.

Скриншот из компьютерной игры Bully / Rockstar Games

Хотя я чаще всего был буллером, надо мной тоже издевались, как и над любым другим человеком в классе. Мы были похожи на стаю маленьких шакалов, и если одному приходило в голову начать издеваться над кем-то, все остальные подхватывали. У меня были комплексы, были большие уши, но я старался не обращать внимания на какие-то издевки по этому поводу. Для меня это была игра, за которую я не нёс ответственность — я всё пропускал мимо своих больших ушей.

Я не принимал буллинг близко к сердцу и смог противостоять ему, но не у всех это получалось. Я уверен, что у моих одноклассников остались сильные комплексы или это как-то повлияло на их судьбы.

Я издевался над людьми, другие люди издевались надо мной. И причина этого одна: среда, в которой находятся дети.

Большинство наших выходок оставались внутри коллектива — хуже всего было оказаться стукачом, козлом. Этим мы и пользовались. Школа не принимала никаких мер, ученики не рассказывали о многих вещах. Руководство в любом случае не могло выгнать из школы целый класс.

Никто не говорил, что творилось на самом деле.

Мне очень стыдно. Если сейчас это читают люди, над которыми я издевался, я приношу свои извинения анонимно. Мне очень совестно и некомфортно от того, что я когда-то делал.

Если бы можно было вернуться назад, я бы не участвовал в этом.

«Хотела доказать, что я крутая»

В школе я была зазнайкой и мечтала быть лучше всех. Людям вокруг это не нравилось.

У меня были хорошие отношения с буллерами нашего класса, но в меня время от времени кидали ручки, обижали ребята постарше, и я чувствовала себя незащищённой.

Особенно это чувствовалось в пубертатный период. У меня долго не росла грудь, и многие парни обращали на это внимание. Я была объектом буллинга, и меня это сильно расстраивало. Я никому об этом не рассказывала, следовательно, психологической помощи и поддержки от родителей я не получала.

Агрессия накапливалась, и во мне росло желание доказать буллерам, что я тоже опасная и крутая. Таким образом, я сама перешла в роль буллера.

Скриншот из компьютерной игры Bully / Rockstar Games

В нашем классе училась девочка. В детстве она получила серьезные ожоги — вроде обронила кастрюлю с кипятком. Её рука была полностью в ожогах. Она не была тихой и спокойной, огрызалась, когда ребята обижали ее, а я стала одним из её главных буллеров.

Однажды в коридоре я очень сильно поругалась с этой девчонкой. За нашей перепалкой наблюдало много людей, но все были на моей стороне, потому что я считалась круче нее. В какой-то момент я ударила ее ногой в живот, одноклассники кричали, что я молодец и должна продолжать. Это были нереальные чувства, я ощущала себя крутой.

Родители девочки позвонили моей маме, но я сказала, что та на меня как-то не так посмотрела. Воспитательных работ со мной не проводили, что, конечно, неправильно. Я обидела девочку, которая не смогла защитить себя, а её подруги были не из разряда «крутых» и не могли встать на ее сторону.

Тогда в школах не говорили о буллинге — был 2008 или 2009 год. Но «борьба за выживание» присутствует в школах до сих пор. Тебя обижают, а значит, ты должен обижать в ответ.

Сейчас, вспоминая всё, я понимаю, что вела себя ужасно. Я считала, что школа – это то место, где нужно выживать.

Если бы я встретила её сейчас, то обязательно бы извинилась. Почему я не заступилась за нее? Не поддержала? Ведь по-настоящему сильный человек – это тот, который поддерживает слабого и защищает его, а не старается унизить.

Я не знаю, как сейчас поживает та девочка, и понимаю, что издевательства над ней могли повлиять на её настоящую жизнь. Школа была для меня большой проблемой, но я понимаю, что для неё это была ещё большая проблема, и она была той, кто заметно выделялся на остальном фоне.

Хотя её ожог не должен был быть объектом насмешек. И это действительно ужасно. Мои действия могли психологически её изувечить.

Я жалею, что в тот момент не нашлось людей, которые могли объяснить мне, что я поступаю неправильно. Для меня, как для объекта буллинга, самым лучшим оружием стала не защита, а нападение. И я замечаю, что и по сей день использую этот метод, даже когда, по-сути, не нуждаюсь в этом. Я нападаю первой.

Скриншот из компьютерной игры Bully / Rockstar Games

«Я заработал себе статус опасного мырка»

Я родился в селе на юге, а в Бишкек мы переехали, когда мне было пять лет. Поселились в одном из «опасных» районов — в Кызыл-Аскере.

Там-то я и понял, что нужно постоянно доказывать окружающим, что ты не слабый. Физически я был хорошо развит и «обработан» моими старшими братьями, друзьями с района и бесконечными фильмами-боевиками, так что в детском саду мне не составило никакого труда встать на вершину «альфа-цепочки». С этим фундаментом я пошел в школу.

Так как в те года моя семья переживала экономический подъем, меня отдали в элитную школу. Вспоминая это сейчас, я понимаю мотивы моего поведения. Я никогда раньше не видел так много людей, одетых по-другому, с иными повадками и разговаривающих исключительно на русском языке. Русский язык я знал так — девочку я называл «он».

К классу третьему, преодолев языковой и культурный барьер, я понял, что могу себя вести, как у себя на районе. Я был зачинщиком драк и всякого рода разборок. Так я заработал себе статус опасного мырка, который способен на что угодно. Я чувствовал себя на высоте!

«Эти нежные мальчишки и девчушки, которые понятия не имеют о «реальной жизни», должны знать суровость мест, откуда я родом, и вообще я сильнее всех», — думал я всегда. Точно сказать не могу, почему я так относился к одноклассникам.

Скриншот из компьютерной игры Bully / Rockstar Games

К классу пятому я закрепил за собой статус «держащего» всей параллели и со временем понял, что могу себе очень многое позволять. Безосновательно мог ударить или пнуть — и мне никто не отвечал.

Я был без ума от преференций, которые давало мне мое положение.

Затем, к классу седьмому, я понял, что могу собирать деньги с учеников своей параллели и даже со старших, если они были физически слабее меня.

Мог «грузануть» целый класс, назначал ответственного, и в случае недостачи или отсутствия денег он подвергался моральному и физическому ущемлению на протяжении того времени, пока мне не надоест. И это могло длиться месяцами.

Я не знал, что делать с собранными деньгами.

Особенно мне нравилось показывать свое физическое превосходство перед теми, кто, по моему мнению, уделяет мне недостаточно внимания, не ценит и не знает всей моей крутости. В основном я рисовался перед девчонками или перед старшими альфачами. Но я искренне не понимал реакцию девчонок, которым не нравились мои выходки — многие презирали меня, а я считал, что они глупые. Мое понимание жизни не соответствовало их представлениям.

Однажды я встретил на заднем дворе школы парней из параллельного класса — их было двое, я начал разговор неторопливо, улыбался, но задавал отвратительные вопросы и наблюдал за их реакцией. Когда вопросы казались им слишком личными, они пытались уйти, но я упоминал, что я с ними могу сделать. У них подкашивались коленки, тело начинало дрожать, все это сопровождалось неоднозначными гримасами.

Отобрав у одного из них сотовый телефон, я грозился не отдавать его, сломать аппарат, выкинуть в колодец. Когда я отвернулся от них и пошел не спеша с телефоном в руках, хозяин мобильника начал меня догонять и дернул меня за руку. В тот момент я думал, что он совершил большую ошибку, и он тоже это понимал.

Скриншот из компьютерной игры Bully / Rockstar Games

Сказав ему десяток матерных слов, я неожиданно ударил его в солнечное сплетение, после чего ему стало тяжело дышать, а я замахивался, неожиданно толкал, издевался, как мог. Он начал просить меня не бить больше, а его одноклассник не обронил ни слова, так как понимал, чем это для него обернется, и молча стоял рядом, дабы доказать свою верность другу.

Он говорил, что болен, придумал, как мне показалось, несколько заболеваний, чтобы я перестал бить его. Смотря на все это, я думал, что я сверхчеловек и могу делать с ним все, что вздумается. Я чувствовал огромное превосходство, мне хотелось больше таких моментов.

Я отдал ему телефон, выслушав всю его лесть и безосновательные извинения, так как понимал, что если я не отдам телефон, то рано или поздно его родители узнают об этом. Этот случай — одно из самых сильных моих воспоминаний.

После я всегда держал его в голове как пример подавления человека и пытался повторить тот сценарий. Мои комплексы были настолько сильны, что я компенсировал недостаток ума, культуры и многого другого именно унижениями и побоями. К концу девятого класса я ощущал себя маньяком, который периодически нуждался в такого рода занятиях.

У всех тех, кто занимался таким, могут быть свои причины. Оправданий моему поведению в школьные годы нет, но я ничего не могу изменить. Такие моменты очень сложно вспоминать, но я помню все.

Скриншот из компьютерной игры Bully / Rockstar Games

Телефон доверия: звони на номер 111

До сих пор нет действенного рецепта решения проблемы буллинга. Но сейчас школьники в Кыргызстане могут не оставаться со своей проблемой наедине — если их травят в школе, они могут позвонить по телефону доверия для детей: 111.

Это можно сделать анонимно: рассказать свою историю, выговориться и получить советы психологов.

Центр «Телефон доверия для детей» проводит тренинги в школах, пытаясь сделать атмосферу в них более благоприятной. Он работает не только с агрессорами и жертвами, но и с наблюдателями — теми, кто видит, как над их одноклассниками издеваются, но не вмешивается, боясь стать жертвой.

Проводить профилактику буллинга в школах должны не только сторонние психологи, но и преподаватели, которые могут заметить малейшие изменения в коллективе и постараться устранить конфликты среди школьников.

Потому что каждый человек достоин любви и поддержки.

Редактор: Рустам Халимов

Жестокая и беспощадная война ведется в некоторых российских школах. Многие родители, отправляя детей на занятия, даже представить не могут, какие пугающие события порой разворачиваются на уроках.

Речь идет о травле, которую устраивают ученики своим педагогам. Действуют мальчики и девочки иногда так изощренно и безжалостно, что просто вынуждают своих учителей увольняться с работы.

Репортаж Полины Крикун.

Еще несколько лет назад на стул учителя подкладывали кнопки и приклеивали его обувь к полу. К таким шалостям учеников учителя относились обычно с юмором. А вот шутки современных подростков уже мало кому покажутся добрыми.

Видео в свободном доступе находится в Интернете: над учителем химии издевается весь класс. Подростки орут, бегают, оскорбляют педагога, и все это — во время урока. Даже девочка может позволить себе безнаказанно запустить в лицо учителю скомканной бумажкой.

В Санкт-Петербурге о подобных ситуация знают не понаслышке. Директор школы с ужасом вспоминает подростка, который в прямом смысле «терроризировал» всю школу — от учителей до первоклашек.

Светлана Язневич, директор школы: «Он мог ударить в лицо любого учащегося, он мог плюнуть в лицо любому учащемуся, он мог оскорбить сотрудника школы, то есть, это все было, как бы сказать, ему позволено».

Однажды в школе он распылил газовый баллончик. Тогда девять человек оказались в больнице. В итоге два месяца назад суд отправил 12-летнего подростка в учебно-воспитательное заведение закрытого типа. Только теперь Ольга, учительница ритмики, может без боязни вести уроки. Когда-то и ей от дебошира досталось.

Ольга Шувалова, учительница ритмики: «Я начала его выводить из класса, и он начал замахиваться на меня ногой, и ударил».

На выпускном вечере в школе Роман Сивков мечтал, как вернется сюда в новом качестве, учителем. Но не ожидал, что не проработает и двух лет. Смешки, шуточки, оскорбления. К такому молодого специалиста в институте не готовили.

Роман Сивков, бывший учитель: «Бывали и открытые наезды, что ли. Открыто даже угрожали. Мне сейчас видится, что лучше грузчиком работать, чем в школе».

Он ушел из профессии пять назад. Только сейчас бывший учитель начинает задумываться о собственных детях. Пока работал в школе, о них не могло быть и речи.

Роман Сивков, бывший учитель: «Мы с женой уже вроде решили, что и своих уже не заводить. Ну, так достали, ну совсем».

Михаил Случ, директор общеобразовательной школы: «Ученик и родитель имеют право сменить школу. Учитель, строго говоря, не вправе сменить ученика. То есть, как говорил Сталин, этих надо писателей убрать и поставить новых. Нет, не получается. Те дети, которые к нему пришли, он их обязан учить».

Оксана, учитель английского языка, тоже едва не ушла из школы. Остановил директор и коллеги. «Последней каплей» хамства на уроке стала нецензурная ругань семиклассника в ее адрес.

Оксана Омельченко, учительница английского языка СОШ № 5 г. Славянск-на-Кубани: «Сделала замечание. Раз сделала, два, пригрозила, ну может быть, кто-то боится директора, написать докладную. Отреагировал мальчик неадекватно и послал меня».

Оскорбленная учительница подала в суд и выиграла, отсудив у родителей мальчика десять тысяч рублей. Но точка в этом деле еще не поставлена, решение суда опротестовали, и впереди — новое заседание.

Александр Давиденко, адвокат мамы мальчика Татьяны Дьяченко: «Может, предвзятое отношение учителей к ребенку? В связи с чем у него сдают нервы. Это можно понять. Но уйдет этот из школы, придет другой. И то же самое повторить. Я говорю, надо было пресекать это все на корню, когда шел урок. Если бы это все преподавателями вовремя было предотвращено, не было бы этой ситуации!»

За три года обучения этот ученик из Кемерово сменил уже две школы. В первой отношения с учителями сразу не сложились, рассказывает мама. Говорили, он хулиган и плохо воспитан. В другую школу и брать не хотели — наслышаны о его поведении. Но Сашу как подменили. И оценки в дневнике лишь хорошие, и учиться он стал с удовольствием.

Надежда Разжигаева, мама школьника: «Удивлены были тому, что мой мальчик совершенно не такой, каким его расписали в той, предыдущей школе. И действительно, все стало хорошо. Никакой агрессии к учителю от моего ребенка и никакой агрессии от учителя к моему ребенку».

А вот в случае с этими подростками о предвзятости учителей говорить вряд ли придется. Небольшой фильм о том, как они любят издеваться над учителем ОБЖ, выложен в сети. Ими же самими.

Как понять, почему тихий, спокойный ребенок вдруг стал агрессивным, и как бороться с детской жестокостью? Об этом расскажет кандидат психологических наук Елена Горлова.

Ведущая: Скажите, с какого возраста ребенок должен понимать, что нельзя обижать своих сверстников или более маленьких детей?

Гость: Вообще, к четырем-пяти годам ребенок начинает понимать, что другие дети могут испытывать боль, и животные. Но понимать и владеть своими эмоциями — это разные вещи. Владение эмоциями не берется из воздуха. Это большая работа родителей.

Преодолевать спонтанные проявления агрессивности, как форму выражения гнева, ребенок начинает ближе к семи-восьми годам.

Ведущая: Хорошо. В четыре, в пять лет, когда ребенок уже начинает понимать, можно ругать его за какие-то проявления жесткости?

Гость: В связи с тем, что наши эмоции связаны с физиологическими системами организма, когда гнев, как реакция, начинает проявляться ребенком, резко остановить ее невозможно.

Когда мы ограничиваем ребенка и заставляем его прекратить какую-то реакцию, когда он гневается, то мы накапливаем в нем неотреагированную злость.

Это приводит к тому, что потом по какому-то ничтожному пустяку у ребенка может быть резкая вспышка ярости. Поэтому здесь важно не столько ругать, сколько учить выражать неприятные эмоции.

Ведущая: А как учить? Что нужно сказать ребенку, чтобы действительно подействовало?

Гость: Дело в том, что у ребенка очень ситуативные эмоции, они связаны с тем, что он видит, а мама может просто переключить его внимание и зарядить какой-то позитивной эмоцией другой предмет. Она ему что-то показывает: смотри, вот там кошечка пробежала! Или она его подносит к окну и говорит, показывает, что движется за окном, и он легко начинает гасить эту эмоцию.

Ведущая: Когда дети издеваются над животными, почему так происходит?

Гость: Это зависит от того, в каком возрасте ребенок. Если это ребенок четырех-пяти-шести лет, то возможно, взрослый понимает это, как издевательство, а для ребенка это может быть экспериментирование. Вот он решил попробовать покрасить животное гуашью…

Ведущая: Или отправить кошку в космос…

Гость: Но когда у ребенка есть цель причинить вред, боль животному или слабому человеку, то, может быть, по отношению к нему со стороны родителей проявляются какие-то агрессивные действия. А на родителях, на матери, на отце всегда есть табу — нельзя агрессивно действовать по отношению к родителям. И тогда это переносится на более слабых.

Ведущая: В подростковом возрасте очень часто жестокость проявляется у девочек. С чем это связано?

Гость: У мальчиков больше вариантов и способов, когда они тренируют эмоции. Например, они играют в войну в дошкольном детстве чаще, чем девочки. Они строят крепости, они играют в казаки-разбойники. И они эту меру своего влияния на другого сверстника могут где-то и как-то регулировать.

У девочек такого опыта нет, а гнев присутствует. В подростковом возрасте дети гневаются и проявляют агрессию, когда пробуют занять какое-то место среди сверстников. Это своего рода инструмент самоутверждения, и, конечно, бывает, что девочки по ничтожному поводу могут очень жесткие способы давления на сверстников применять.

Ведущая: Если ребенок замечен в таких жестоких поступках, что делать родителям?

Гость: Во-первых, родителям нужно посмотреть на себя, потому что дети — это отражение родителей. Либо игнорирование детской жестокости, а значит, ее поощрение в семье, либо действительно уничижительное отношение к ребенку. Либо агрессивное поведение, неспособность родителей справляться со своим гневом.

Ребенок может проявлять агрессию уже с пеленок. Обычно это выражается в том, что малыш пытается ударить или укусить маму. В этой ситуации родителям нужно ласково остановить своего сына или дочку и попытаться отвлечь ребенка, например, показав игрушку.

Если малышу уже исполнилось четыре года, он должен четко понимать, что нельзя причинять боль ни людям, ни животным. Но так как детям в этом возрасте еще трудно контролировать свои эмоции, объясните ребенку, что драки со сверстниками — худший вариант решения споров.

Одна из главных причин детской агрессии — плохие отношения в семье. Если родители не могут найти общего языка друг с другом или постоянно срываются на самого ребенка, скорее всего, он будет вести себя точно так же и по отношению к окружающим.

Причиной жестокости может быть низкая самооценка или подсознательное чувство страха перед окружающими. Так что если ребенок без конца дерется или нарочно ломает чужие вещи, посоветуйтесь со специалистом.

Но запомните: агрессия может быть и полезна. У детей, которые не могут постоять за себя и стараются всеми силами избегать любых конфликтов, часто развивается комплекс жертвы. Главное не путать, когда ребенку действительно нужно было защищать свои интересы, а когда он дрался просто для того, чтобы унизить или причинить боль другому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *