Одностороннее расторжение контракта 44 ФЗ

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение — ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать — совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств — довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию — это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут — это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное — чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте .

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

Причина Чем регламентируется
1 Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2 Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
3 Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4 Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке. Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1 Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2 Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку. Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3 Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4 Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график. Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5 Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности. Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6 Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44. Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7 Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона — не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика — заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами — идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Одностороннее расторжение заказчиком контракта по 44 ФЗ — это способ прекратить выполнение обязательств по договору. Это право есть как у заказчика, так и у поставщика.

Скачать образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 44 ФЗ

Скачать образец уведомления о расторжении договора в одностороннем порядке 44-ФЗ

Скачать бланк решения об отмене решения об одностороннем расторжении

Скачать бланк обращения в ФАС для включения поставщика в РНП

Пошаговая инструкция по одностороннему расторжению госконтракта

Вот как происходит расторжение в одностороннем порядке по 44 ФЗ по шагам после всех изменений 2020 года:

  1. Выявляем основания для расторжения.
  2. Решаем расторгнуть.
  3. Уведомляем нарушителя.
  4. Проверяем, что он надлежащим образом уведомлен.
  5. Отменяем решение, если исправил недостатки.
  6. Расторгаем госконтракт.
  7. Заключаем новую сделку со вторым участником.

Разберем этапы подробно.

Шаг № 1. Выявляем основания

Такая процедура как односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (44-ФЗ) проводится, если есть основания, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ:

  • участник выиграл тендер, но предоставил недостоверные сведения о товаре или о компании. Расторгайте соглашение, если во время исполнения выяснилось, что поставщик не соответствует требованиям извещения, документации о закупке (п. 1 ч. 15 ст. 95 закона № 44-ФЗ);
  • поставленный товар не соответствует требованиям извещения, документации о закупке. Расторгайте госконтракт, даже если такой товар вам подходит. Исключением является поставка товара, который имеет характеристики лучше, чем указано в спецификации. Такая замена согласуется с организатором закупки.

Заказчик вправе провести отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке (44 ФЗ), если есть такие основания, закрепленные в Гражданском кодексе и госконтракте. Это указано в ч. 9 ст. 95 44-ФЗ. Существует мнение, что в госконтракте указывается конкретный перечень оснований. Его подкрепляют ссылкой на Письмо Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016. В этом документе указывают на целесообразность, а не на обязательность таких мер.

Собрали основания для одностороннего расторжения по Гражданскому кодексу в таблицу.

Основание для расторжения Норма ГК
Поставщик не передает товар П. 1 ст. 463
Товар поставлен без документов, например без технического паспорта, и поставщик в установленный заказчиком срок не исправил этот недостаток Ст. 464
Поставщик неоднократно нарушил сроки поставки П. 2 ст. 523
Подрядчик нарушил сроки выполнения работ и заказчик потерял интерес к выполнению обязательств по договору П. 3 ст. 708
Подрядчик не начал работы вовремя или проводил их настолько медленно, что не закончил их своевременно П. 2 ст. 715
Подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки работ или эти недостатки существенны и неустранимы П. 3 ст. 723

В гражданском законодательстве есть норма, которая разрешает отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет. Это закреплено в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Рекомендуем не пользоваться этими нормами без существенного нарушения условия выполнения обязательств со стороны исполнителя.

Если проводили экспертизу и привлекали сторонних экспертов или экспертные организации, то расторгайте госконтракт при условии, что экспертиза подтвердила существенный характер нарушений. Это указано в ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 2. Решаем расторгнуть

Законодательством не утверждена форма для решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Составляйте ее в произвольной форме. Рекомендуем отразить такие сведения:

  • информацию о соглашении (реквизиты, стороны, предмет);
  • дату, когда решили расторгнуть;
  • поводы не исполнять;
  • срок, когда решение вступает в силу.

Шаг № 3. Уведомляем поставщика о решении

В ч. 12 ст. 95 44-ФЗ указано, что надлежащим уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по 44 ФЗ считается, если сделали 3 действия:

  1. Опубликовали электронную версию решения в ЕИС. Для этого есть специальный реестр дополнительной информации о закупках, госконтрактах.
  2. Отправили решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который указан в госконтракте.
  3. Отправили решение любым из способов: телеграммой, по факсу, на электронный адрес, другим способом, который позволяет зафиксировать уведомление и получить подтверждение о его вручении.

Сделайте это в течение трех рабочих дней с даты, когда решили расторгнуть госконтракт. Если этого не сделаете, рискуете получить штраф по ч. 3 ст. 7.30 за неразмещение необходимой информации в ЕИС. Для должностного лица санкция — до 50 000 руб., а на юрлицо — до 500 000 руб.

Шаг № 4. Проверяем надлежащее уведомление

Датой надлежащего уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ считают день, когда:

  • получили подтверждение того, что исполнителю вручили уведомление;
  • получили информацию, что его нет по адресу, который прописан в реквизитах;
  • прошло 30 дней с даты размещения решения в ЕИС, если раньше не получили подтверждение или информацию об уведомлении.

В п. 16 Обзора судебной практики от 28.06.2017 Верховный Суд сделал выводы, что для расторжения достаточно доказать, что поставщик получил решение о расторжении (например, подтверждение о вручении заказного письма). Тогда уведомление надлежащее, а госконтракт расторгнут, даже если не действовали в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ. К примеру, не выложили решение в ЕИС.

Шаг № 5. Отменяем решение

Отмените решение о расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ, если за 10 дней с даты надлежащего уведомления исполнитель устранил нарушение и возместил расходы на экспертизу (если она проводилась). Не отменяйте решение, если расторжение госконтракта связано с повторным нарушением. Это указано в ч. 14 ст. 95 44-ФЗ.

Шаг № 6. Расторгаем

Если решение не отменили, то оно вступает в силу после 10 дней после даты надлежащего уведомления, и контракт расторгается. Это зафиксировано в ч. 13 ст. 95 44-ФЗ. Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта по 44 ФЗ:

  1. Выложите информацию о расторжении в реестр госконтрактов за пять рабочих дней с даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.
  2. Отправьте информацию об исполнителе в ФАС, чтобы внести его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) за три рабочих дней после даты вступления решения в силу. Это указано в ч. 6 ст. 104 44-ФЗ.

Шаг № 7. Заключаем новый контракт со вторым участником

После расторжения заключайте новую сделку без проведения тендера. Эта сделка совершается с участником, которому присвоен второй номер. Главное, чтобы контрагента внесли в РНП. При заключении нового соглашения соблюдайте требования ч. 1 ст. 34 и ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Участник, с которым заключается новый контракт, соглашается его исполнить и обеспечивает его.

Когда поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке

По 44-ФЗ процедура одностороннего отказа от исполнения контракта возможна для заказчика и поставщика. Если в контракте есть условие о праве заказчика отказаться от исполнения в одностороннем порядке, это автоматически разрешает расторгнуть контракт контрагенту. Это указано в ч. 19 ст. 95 44-ФЗ. Порядок расторжения контракта поставщиком аналогичен порядку, который установлен законом о контрактной системе для заказчика.

Ближайшие изменения

ФАС планирует разрешить подрядчику обжаловать расторжение контракта по инициативе заказчика (44 ФЗ) в ФАС в течение 5 рабочих дней после того, как он решил это сделать.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
Если ФАС, когда рассмотрит вопрос о включении поставщика в РНП, не найдет оснований для одностороннего расторжения контракта, то это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ч. 6 ст. 7.32 КоАП Письмо ФАС № ИА/18794/19 от 12.03.2019

Отказывайтесь от исполнения, если есть существенные нарушения условий Письмо Минэкономразвития № Д28и-880 от 08.04.2016

Поставщик обязан соответствовать требованиям на момент подачи заявки. То есть если поставщика не было в РНП во время подачи заявки, а в период заключения госконтракта или в ходе его исполнения он в него попал, нельзя расторгать

Письмо ФАС № АЦ/40483/15 от 06.08.2015

Достаточно часто, после прохождения всех стадий заключения контракта согласно норм Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) стороны, по тем или иным причинам теряют интерес к договору.

Статьей 95 ч. 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта санкционировано происходит в 3 случаях:

• по соглашению сторон;

• в случае одностороннего отказа в соответствии с гражданским законодательством России;

• по судебному решению.

В других случаях расторжение контракта сопровождается штрафными санкциями и иными неблагоприятными последствиями.

По соглашению сторон

В Законе № 44-ФЗ о процедуре расторжения договора (контракта) по соглашению сторон ничего не сказано. При отсутствии специальных норм следует руководствоваться нормами ГК РФ. Порядок расторжения может быть прописан в тексте самого контракта. Но такое правило не является обязательным.

Часть 1 ст. 450 ГК предусматривает возможность расторжения контракта по соглашению сторон, даже если в договоре (контракте) не прописан этот пункт.

Соглашение о прекращении договорных обязательств заключается в той же форме, что и сам договор (контракт).

Перечень обстоятельств для расторжения контракта по соглашению сторон законом не предусмотрен, но из анализа законодательства можно выделить следующие ситуации:

• невозможность исполнения поставщиком своих обязательств по независящим от него причинам-форс-мажор (наводнения, землетрясения, войны, снежные бури и тому подобное);

• одна из сторон не нуждается в дальнейшем сотрудничестве, поскольку убеждена в невозможности выполнения определенной задачи;

• последующее сотрудничество не имеет смысла (снос здания, затопление территорий, принятие запрещающего закона и т. д.);

• до заказчика не были доведены соответствующие финансовые средства со стороны государственного бюджета, вследствие чего оплата поставленных товаров или услуг невозможна;

• если срок контракта истек, но заказчик не выбрал весь заявленный объем товара;

• партнер не может к сроку исполнить свои обязательства и предлагает расторгнуть договор, не дожидаясь негативных последствий;

• иное, законодательство не ограничивает ситуации каким-либо перечнем.

Статьей 452 ГК РФ предусмотрено, что расторжение контракта по достигнутому взаимному согласию между поставщиком и заказчиком должно быть оформлено в письменном виде. Информация о таком документе должна быть в течение трех дней внесена в реестр контрактов (статья 103 44-ФЗ).

Сама процедура расторжения контракта никак не регламентирована. Поэтому сторонам руководствуются общими принципами гражданского законодательства.

1. Одна из сторон разрабатывает текст соглашения. Форма составления такого документа должна быть аналогична самому контракту.

2. Документ, подписанный составившей его стороной, направляется другой стороне, которая его изучает и в случае согласия визирует его, при возникновении спорных вопросов составляет и направляет протокол разногласия.

3. Заказчик вносит сведения об оформленном соглашении в реестр контрактов. В ЕИС должна появиться информация о дате прекращения действия договорных обязательств, основания для расторжения контракта, а также реквизиты оформленного документа. Подробно расписывать причину не нужно. Достаточно указать код «01».

Последствия расторжения контракта по согласию обеих сторон регламентированы ст.453 ГК РФ. Главным результатом такой процедуры становится отсутствие взаимных претензий друг к другу. Все обязательства аннулируются. Единственным требованием, которое может предъявить заказчик поставщику, становится исполнение гарантийных обязательств на товары или услуги, которые были ранее поставлены в рамках заключенного контракта.

Заказчик не вправе передавать сведения о поставщике в РНП в случае прекращения договорных обязательств по обоюдному согласию. Требовать возврата уже исполненных обязательств стороны не могут.

В одностороннем порядке

Закон № 44-ФЗ предусматривает основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

• если в процессе исполнения стало известно, что поставщик не соответствует предложенным в документе требованиям к участникам закупки;

• когда поставщик дал недостоверные сведения о своем соответствии заявленным требованиям.

Решение об одностороннем отказе исполнения включает следующие данные:

• наименования поставщика и заказчика;

• номер контракта;

• положение законодательства, на основе которого было принято решение;

• факт правонарушения;

• результат экспертизы;

• суть требования.

Последствия одностороннего прекращения договора На основании ст. 453 ГК РФ в случае прекращения действия договора обязательства сторон разрываются. Поставщик не вправе требовать возврата того, что уже было исполнено им до расторжения документа. Причем если основанием для прекращения послужило значительное нарушение условий договора одной из участвующих сторон, иная сторона наделена правом требовать возмещения убытков, которые были получены по вине первой. Данное правило распространяется как на подрядчиков, так и на заказчиков. Контракт может включать отдельный перечень последствий его прекращения, в дополнение к списку, который установлен законодательством. Если прекращение действия документа в одностороннем порядке осуществляется по инициативе подрядчика, последний будет обязан заплатить лишь сумму нанесенного ущерба.

Расторжение договора в суде

Контракт разрывают в судебном порядке в ситуации, если одностороннее исполнение не предусмотрено в самом документе, а также если стороны не могут прийти к согласию.

Если суд орган принял решение о прекращении договора по вине поставщика, сведения о нем вносят в реестр недобросовестных исполнителей. Взыскиваются с проигравшей стороны судебные издержек и штрафы. Если виноват заказчик, то он оплатит все, включая предусмотренный контрактом штраф.

Расторжение контракта при условии договоренности обеих сторон считается наиболее предпочтительным вариантом. Такая процедура не влечет за собой негативных последствий ни для поставщика, ни для заказчика.

Во избежание последующих спорных моментов необходимо обращать внимание на ряд условий: соблюдение форм документов, отсутствие обязательств, которые продолжают свое действие, таких как ответственность за правонарушения и гарантийные сроки. Расторжение производится в письменном виде, а содержание документа должно отражать намерения сторон в полной мере.

Решение об одностороннем отказе от расторжения контракта по 44-ФЗ допускается со стороны заказчика и поставщика. При этом сторонам следует придерживаться установленного законом порядка действий.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Правовое регулирование и особенности процедуры

Процесс проведения закупки для государственных и муниципальных нужд состоит из нескольких этапов: начиная с проведения тендера и определения победителя, заканчивая исполнением сторонами своих обязательств. Но сам факт подписания государственного контракта еще не означает его добросовестного исполнения поставщиком или заказчиком.

Односторонний отказ от расторжения договора опирается на положения 44-ФЗ о контрактной системе и на нормы Гражданского кодекса, в частности, на ст. 523 ГК. Процедура отказа заказчика от исполнения контракта по 44-ФЗ проводится при наличии оснований, которые закреплены в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.

На основании положений ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено по судебному решению, по соглашению сторон и в одностороннем порядке. Получение судебного решения для расторжения договора – процедура длительная и дорогостоящая, достигнуть соглашения по отказу от договора на практике бывает очень непросто, поэтому односторонний отказ в некоторых случаях станет оптимальным решением. При этом законодательство ограничивает право сторон на односторонний отказ от договора: для этого необходимы веские основания.

Последствия одностороннего расторжения контракта весьма негативны для обеих сторон: заказчик не получает нужные ему товар, работу или услугу, что обесценивает всю длительную и сложную закупочную процедуру. Поставщик утрачивает внесенное им обеспечение исполнения контракта, получает неустойку и может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков.

Процедура расторжения государственного контракта никак не будет отличаться в зависимости от способа выбора поставщика, на основании которого он был подписан. Это утверждение применимо ко всем конкурентным процедурам: конкурсу, аукциону, запросу предложений и котировок.

Что касается возможности или невозможности расторжения контракта с единственным поставщиком (который заключен по нормам ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), то по этому вопросу у контролирующих инстанций не сложилось единой позиции. В письме Казначейства от 2015 года №05-07-05/11 специалисты пришли к выводу, что такой контракт может быть расторгнут на основаниях, которые перечислены в Гражданском кодексе. В Минэкономразвития по рассматриваемому вопросу позиция иная. Здесь считают, что контракт на сумму до 300 тыс. р. (на момент формирования письма действовал лимит в 100 тыс. р. для закупок у единственного поставщика) не допускается расторгнуть в одностороннем порядке, так как данные о таких контрактах не попадают в реестр. Такая позиция содержится в письме от 2016 года №Д28и-886.

Причины для одностороннего отказа

Односторонний отказ от контракта по 44-ФЗ по нормам ст. 95 допускается при соблюдении следующих условий:

  1. Нарушение условий договора второй стороной является существенным.
  2. Основание для расторжения договора прописано в Гражданском кодексе.
  3. Государственный контракт предусматривает возможность одностороннего расторжения.
  4. Ущерб от договора превысит выгоду от реализации.

На основании Гражданского кодекса основаниями для одностороннего отказа от подписания договора могут стать:

  1. Поставка товара ненадлежащего качества, оказание услуги или выполнение работы, не отвечающие оговоренным в государственном контракте характеристикам (такое основание расторжения государственного контракта есть и в ст. 95 44-ФЗ).
  2. Поставщик не передал товар заказчику (п. 1 ст. 463 ГК).
  3. Неустранение поставщиком допущенных недостатков в положенные сроки (п. 3 ст. 723 ГК). Например, поставщиком был поставлен товар без должного документального сопровождения (без техпаспорта или сертификата), в установленный срок этот недостаток не был исправлен (по ст. 464 ГК).
  4. Неоднократное нарушение сроков поставки, выполнения работ и оказания услуг (п. 2 ст. 523 ГК).
  5. Срыв сроков для оплаты услуг или существенный срыв сроков поставки товара, при этом результатом срыва сроков может стать то, что заказчик потеряет интерес к получению предмета договора и выполнению обязательств по договору.
  6. Отказ заказчика от приобретения товаров, работ и услуг в объемах, который был заранее оговорен в договоре.

Гражданский кодекс содержит основания для расторжения договора как со стороны заказчика, так и поставщика, так как обе стороны могут допускать нарушения в процессе исполнения своих обязательств.

Основаниями для одностороннего расторжения контракта со стороны поставщика также могут стать:

  1. Необоснованный отказ заказчика от приемки товаров, работ и услуг, которые полностью соответствуют условиям контракта (по п. 3 ст. 484 ГК РФ). Частный случай такого основания: неявка заказчика в обозначенные сроки для приемки работ по контракту (на основании абз. 2 ст. 496 ГК).
  2. Нарушение установленных сроков авансирования по государственному контракту (п. 2 ст. 487 ГК РФ).
  3. Создание условий, в которых невозможно выполнить условия контракта (например, отказ от передачи проектной документации, непредоставление доступа в помещение для выполнения работ). Указанный факт должен найти подтверждение в заключении независимых экспертов.
  4. Заказчик не оплатил товар, который был предоставлен контрагентом в рассрочку (по п. 2 ст. 489 ГК).
  5. Отказ пересмотреть цену контракта, если по независящим причинам произошло существенное удорожание товаров и материалов, которые применяются для выполнения работ. Отказ в одностороннем порядке по этому основанию может вызвать судебное разбирательство и допускается только в отношении долгосрочных контрактов на крупные суммы.

Отдельная группа оснований для отказа от контракта подрядчиком предусмотрена для строительных контрактов:

  1. Заказчик предоставил некачественные отделочные материалы и вовремя их не заменил (по п. 3 ст. 716 ГК РФ).
  2. Заказчик после уведомления поставщика не изменил способ работ, который повлек неблагоприятные последствия (на основании п.3 ст. 716 ГК РФ).
  3. Заказчик не выполняет свои обязательства: не предоставляет необходимые материалы и оборудование, техническую документацию либо препятствует исполнению контракта (ст. 719 ГК РФ).
  4. Заказчик предоставил стройматериалы, которые нельзя использовать для работы и отказывается их заменить (п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Заказчик также может расторгнуть государственный и муниципальный контракт в одностороннем порядке, если поставщик не приступает к выполнению работ и поставке товара или выполняет работы настолько медленно, что становится очевидно, что они не будут исполнены в положенные сроки (п. 2 ст. 715 ГК).

При возникновении судебных споров заказчик должен доказать, что поставщик существенно нарушил условия контракта, выполнил работы с недостатками, которые невозможно устранить в положенные сроки. Этот вывод следует из п. 2 ст. 450 и п. 3 ст. 723 ГК. Поэтому заказчику необходимо заранее позаботиться о сборе доказательной базы в отношении некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.

Для доказательства факта некачественно выполненной работы заказчик может сослаться на экспертное заключение. При этом экспертиза должна быть проведена с учетом требований законодательства. Эксперты обязаны уведомить поставщика о выполнении таких работ, иначе контролирующие инстанции не примут экспертный договор в качестве доказательства позиции заказчика.

При соблюдении норм закона контракт допускается расторгнуть и на основании результатов внешней экспертизы. Если экспертиза подтвердит существенный характер нарушений, то контракт расторгается на основании ч. 10, 11 ст. 95 44-ФЗ.

В ч. 15 ст. 95 44-ФЗ есть еще одно основание для расторжения контракта: если заказчику стало известно, что поставщик не соответствует требованиям закупочного извещения и закупочной документации, и этот факт невозможно было установить в момент рассмотрения заявок на участие в закупке.

Пример такого основания расторжения контракта: участник выиграл тендер, но предоставил недостоверные сведения о товаре или компании. Также если контракт был заключен в рамках национального режима, и в закупке применялись такие ограничения, то поставщику строго запрещено поставлять товар другого производителя (например, на основании Постановлений Правительства №102, 968, 1289 и других, регулирующих применение национального режима), иначе это станет основанием для расторжения контракта.

При несоответствии поставщика требованиям контракта или требованиям национального режима заказчик не вправе, а обязан расторгнуть контракт. В 44-ФЗ предусмотрены и другие причины, когда расторжение контракта – прямая обязанность заказчика. В их числе:

  1. Заказчик закупал товар, который был произведен в рамках специального инвестиционного контракта, и данный контракт был расторгнут на основании п. 47 ч. 1 ст. 93 и ст. 111.3 44-ФЗ.
  2. Заказчиком был подписан контракт по п. 48 ч. 1 ст. 93, но контракт по инвестиционным обязательствам был расторгнут по ст. 111.4 44-ФЗ.

Если товар не соответствует требованиям извещения о тендере и закупочной документации, то заказчик обязан его расторгнуть по требованиям контрактной системы, даже если он походит заказчику.

Исключением выступает поставка товара с характеристиками, которые превосходят указанные в техническом задании. Замена товара в этом случае должна быть согласована с организатором закупки и одобрена им.

Заказчик может отказаться от исполнения контракта, если основания для этого перечислены в Гражданском кодексе и 44-ФЗ. Но существует позиция, согласно которой, в контракте необходимо перечислить полный перечень оснований для расторжения контракта и строго его придерживаться. Такие мнения подкрепляются ссылкой на письма МЭР №324-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/9777/16 от 2016 года. Но в них лишь приводятся целесообразность указания таких оснований, а не обязательность этого.

В гражданском праве есть статьи, которые разрешают заказчику отказаться от договора на выполнение работ или оказание услуг даже при отсутствии нарушений со стороны исполнителя или подрядчика. Это указано в ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК. Этими нормами без существенного нарушения условий исполнения обязательств пользоваться не рекомендовано, так как подрядчик может легко обжаловать такой отказ заказчика от договора.

Если указанные основания для расторжения контракта у сторон отсутствуют, значит, им необходимо прибегнуть к расторжению контракта по решению суда. Расторгать государственный контракт без указания оснований принятого решения строго запрещено.

Контракт в одностороннем порядке можно расторгнуть, только если одна из сторон нарушила его условия. Этот вывод следует из ст. 95 44-ФЗ и подтверждается судебной практикой. Так, Арбитражный суд Северо-западного округа подчеркнул, что произвольно расторгнуть контракт не получится и это является нарушением (на основании постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2015 года №Ф07-3203/2015).

Расторгнуть государственный контракт по тому основанию, что в него нужно внести поправки, а 44-ФЗ это запрещает, не допускается. Для этого можно прибегнуть к расторжению контракту по соглашению сторон.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения договора со стороны заказчика предполагает прохождение следующих действий:

  1. Принятие решения о расторжении контракта. При этом заказчику необходимо оформить официальный документ, где будет указано: кем принято данное решение, на каких основаниях (какие договорные или законодательные условия были нарушены поставщиком), информация о заказчике и закупочной комиссии, на каком основании допускается остановить процедуру расторжения, в какой срок решение вступает в силу и пр. Законодательством не утверждена форма решения об одностороннем отказе, поэтому оно готовится в произвольном формате. Образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-ФЗ можно посмотреть здесь.
  2. Сведения о принятом решении заказчик в обязательном порядке размещает в ЕИС в течение 3 рабочих дней на основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Информирование исполнителя. Отправить поставщику уведомление нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения заказчиком. Заказчик должен использовать для уведомления способы, которые бы позволили ему зафиксировать факт получения уведомления. На практике заказчики используют одновременно два способа уведомления: направляют в адрес поставщика заказное письмо и обеспечивают отправку по электронной почте. Дата уведомления исполнителя будет совпадать с датой получения документа о принятом заказчиком решении о расторжении контракта в одностороннем порядке. Если уведомление поставщику вручить не удалось, например, он отсутствует по указанному адресу, то поставщик считается должным образом уведомленным по истечении 30 дней с даты размещения сведений в ЕИС.
  4. Исполнителю отводится 10 дней на устранение недостатков, на которые указал заказчик в своем письме. Сроки начинают отсчитываться со следующего дня за датой вручения уведомления (по нормам ГК). Если последний день срока попал на выходной, то он переносится на первый рабочий день исходя из положений ст. 191, 193 Гражданского кодекса.
  5. Расторжение государственного контракта или отмена решения. В первом случае сведения размещают в ЕИС в течение трех дней по п. 12 ст. 95 44-ФЗ. Никакие дополнительные документы для установления даты расторжения контракта готовить не нужно (например, акт о признании государственного контракта расторгнутым). Заказчику достаточно расторгнуть контракт с учетом всех установленных требований. Этот вывод можно сделать из положений ч. 13 ст. 95 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-540. Окончательное решение о расторжении контракта допускается размещать только после истечения десятидневных сроков с даты уведомления поставщика. Если в указанные сроки исполнитель исправит нарушения и компенсирует заказчику затраты на экспертизу, то заказчик обязан свернуть процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке. В этом случае контракт продолжит реализоваться на оговоренных условиях.
  6. Информация о расторжении передается в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней после вступления решения в силу по ч. 3 ст. 103 44-ФЗ.
  7. Заказчик передает сведения о допущенных поставщиком нарушениях в антимонопольную службу (по ч. 6 ст. 104 44-ФЗ). На это заказчику отводится не более 3 дней с момента расторжения контракта. На основании данной информации ФАС принимает решение о включении информации о поставщике в РНП. Передача сведений в ФАС является обязанностью заказчика, и в случае ее невыполнения ему грозит ответственность по КоАП.

После расторжения контракта заказчик может подписать контракт с участником, который стал вторым. Новая сделка может быть подписана без проведения повторных торгов и подписывается со вторым участником, если тот согласен исполнить условия контракта и предоставить обеспечение. В данном случае на второго участника не возлагается обязанность подписать контракт, он может сделать это по своему усмотрению.

После расторжения госконтракта, в котором отмечалась недопоставка, либо в случае, когда контракт исполнен частично, заказчик может докупить недопоставленные товары, работы и услуги через запрос предложений (упрощенную процедуру закупки) на основании ч. 18 ст. 95 44-ФЗ. Для того чтобы у заказчика появилась возможность подписания нового контракта в ускоренном режиме, необходимо, чтобы победителя внесли в РНП.

Если, по мнению поставщика, его права были нарушены (например, заказчик инициировал расторжение контракта без веских оснований, им был нарушен порядок расторжения, не обеспечено уведомление и пр.), то он может пожаловаться на незаконные действия заказчика в ФАС в течение 5 дней после принятия решения о расторжении. Если антимонопольная служба обнаружит факты допущенных нарушений заказчиком, то она аннулирует решение поставщика.

Порядок расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке при расторжении инвестиционного контракта следующий:

  1. Представитель государственной власти уведомляет заказчика о расторжении инвестиционного контракта с поставщиком. Уведомление поступает по почте заказным письмом с извещением о вручении.
  2. Заказчик расторгает контракт в течение 3 дней после получения уведомления по общим правилам.

Ответственность поставщика

Если антимонопольная служба посчитает, что действия поставщика при исполнении контракта сопровождались с существенными нарушениями, то информация о нем передается в реестр недобросовестных поставщиков. Сведения о компании будут находиться в реестре в течение 2 лет. В этот период нарушитель не сможет принимать участие в закупках, так как подавляющее большинство заказчиков ограничивают компании из реестра в участии в торгах.

Стоит отметить, что решение включать или не включать сведения о компании в РНП принимает ФАС в индивидуальном порядке, и это не происходит автоматически. Расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе заказчика не всегда является основанием для включения поставщика в данный реестр.

Если обеспечение исполнения контракта при одностороннем расторжении было внесено в виде денежных средств, то при неисполнении условий контракта поставщику грозит ответственность в виде удержания суммы обеспечения заказчиком. Условия такого удержания оговариваются в государственном контракте.

Если обеспечение имело форму банковской гарантии, то заказчик обращается в банк для получения выплаты по гарантийному случаю. В дальнейшем поставщик должен выплатить банку сумму компенсации.

В случае если контракт предусматривал авансирование, то необходимость возврата аванса зависит от того, отработал ли сумму аванса поставщик или нет.

Заказчик вправе взыскать с поставщика неустойку и пени независимо от того, закончились ли сроки действия контракта или нет. Окончание таких сроков не снимает с поставщика ответственности за нарушения на основании п. 4 ст. 425 ГК.

Ответственность заказчика за нарушение порядка расторжения

Заказчику необходимо четко придерживаться процедуры расторжения контракта.

На основании ч. 12 ст. 95 44-ФЗ можно сделать вывод, что заказчик считается исполнившим свою обязанность о расторжении контракта, если он одновременно исполнил три действия: опубликовал уведомление в ЕИС, отправил заказное письмо поставщику и использовал еще один способ отправки решения по своему усмотрению. Арбитражная практика указывает, что уведомление участника только посредством заказного письма является нарушением, например, по Постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2017 года №Ф01-814/17 по делу А29-396/2016.

За неисполнение своей обязанности по уведомлению поставщика заказчику грозит ответственность в виде административного штрафа. Так, по ч. 3 ст. 7.30 КоАП за неразмещение сведений в ЕИС должностному лицу заказчика грозит штраф в размере 50 тыс. р., юридическому лицу – до 500 тыс. р.

Но Верховный суд указал, что контракт можно расторгнуть на законных основаниях и без публикации решения в ЕИС. В Обзоре судебной практики от 2017 года (п. 16) ВС сделал выводы, что для расторжения контракта достаточно доказать факт вручения заказного письма поставщику, в частности, предоставив уведомление о вручении письма. Для этого необязательно действовать в рамках ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.

Также поставщик может добиться отмены решения о расторжении договора в ФАС при нарушении заказчиком установленного порядка.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Поставщик наделяется правом на одностороннее расторжение контракта, если такая возможность закреплена в контракте за заказчиком (такое право предоставляется ему автоматически с учетом ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). Если же упоминания о возможности одностороннего расторжения нет, то контракт расторгается только через суд.

Поставщик должен пройти схожие с заказчиком этапы для расторжения договора:

  1. Принять решение о расторжении, оформить его в письменной форме и уведомить об этом факте заказчика.
  2. Отправить уведомление заказчику в течение 3 дней после принятия решения. Уведомление можно передать лично или направить по почте с уведомлением о вручении. Главное, чтобы у поставщика остались на руках подтверждающие документы о том, что заказчик получил уведомление. Дополнительно уведомление направляется посредством факса, электронной почты или иными способами, позволяющими удостоверится в получении решения поставщика заказчиком.
  3. Заказчику отводится 10 дней на устранение нарушений. Например, он должен в эти сроки перечислить аванс, заменить некачественные материалы или передать нужную поставщику документацию. В случае если заказчик исправит недочеты, то поставщик аннулирует свое решение о расторжении и продолжит реализацию контракта: он обязан это сделать исходя из ч. 22 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Поставщик отказывается от исполнения контракта через 10 дней после надлежащего уведомления второй стороны (не раньше). По истечении десятидневного срока госконтракт считается расторгнутым, и все обязательства по нему поставщика аннулируются.

Заказчик вправе обжаловать незаконные действия подрядчика по отказу в реализации контракта в судебной инстанции.

При нарушении контрагентом порядка расторжения контракта в одностороннем порядке ответственный сотрудник перечислит штраф в размере 50 тыс. р., а организация – 200 тыс. р. (на основании ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Возможна ли отмена решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

При устранении поставщиком допущенных нарушений, которые стали основанием для расторжения договора, заказчик должен отменить вынесенное им решение. Для отмены решения о расторжении договора должно одновременно соблюдаться два условия: поставщик устранил недостатки и компенсировал заказчику расходы на проведение экспертизы. Несоблюдение одного из этих условий позволяет заказчику отказаться от отмены решения.

Решение об отмене одностороннего отказа заказчику следует отменить в ЕИС уже на следующий день после устранения поставщиком всех допущенных нарушений. Для этого в ЕИС закупке присваивается статус «недействительная» через личный кабинет заказчика. Для отмены решения нужно выбрать опцию «Дополнительная информация о закупке, контракте», перейти во вкладку «Документы» и нажать на гиперссылку «Отметить дополнительную информацию, как недействительную».

Отмена решения об одностороннем отказе составляется в письменной форме и должна содержать следующие сведения:

  1. Реквизиты контракта, который предполагалось расторгнуть: его номер и дата подписания.
  2. Вид процедуры закупки, по результатам которой был подписан контракт, дата и номер протокола.
  3. Указание на устранение существенных нарушений: перечисляются ранее неисполненные или исполненные не надлежащим образом обстоятельства, которые на данный момент были выполнены.
  4. Указание на компенсацию затрат в пользу заказчика на проведения экспертизы.
  5. Подпись ответственного лица заказчика.

Право на отмену решения об одностороннем отказе предоставляется заказчику только единожды. При повторном нарушении со стороны поставщика решение о расторжении уже изменить нельзя: на это указывается в ч. 14 ст. 95 44-ФЗ.

Поставщик также вправе отказаться от расторжения, если заказчик исполнил свои обязательства. Для этого ему необходимо составить официальное письмо об отказе.

Таким образом, одностороннее расторжение государственного и муниципального контракта по нормам 44-ФЗ выступает одним из способов для прекращения выполнения обязательств по договору. Право на расторжение принадлежит как заказчику, так и поставщику. Но стороны не должны злоупотреблять своим правом на односторонний отказ, так как расторжение договора без веских оснований будет считаться нарушением и грозит заказчику и поставщику привлечением к административной ответственности в виде штрафа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

Односторонний отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ поставщик, подрядчик, исполнитель (далее также контрагент) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

Таким образом, право контрагента на односторонний отказ от исполнения контракта возникает, если контрактом предусмотрено такое право для заказчика, даже если условие о наличии этого права у контрагента в контракте отсутствует. Однако если контракт не предусматривает названного выше права заказчика, то отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке невозможен и для контрагента.

Следует учитывать, что нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают возможность одностороннего отказа как на основании ненадлежащего исполнения другой стороной своих обязательств по договору (см., например, п. 4 ст. 486 ГК РФ), так и без какого-либо обоснования (см., например, п. 2 ст. 782 ГК РФ). Однако из ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также с учетом того, что право на отказ контрагента от контракта является «зеркальным» по отношению к аналогичному праву заказчика, можно сделать однозначный вывод о том, что в ч. 19 ст. 95 Закона N 44-ФЗ речь идет об одностороннем отказе именно вследствие нарушения заказчиком своих обязательств по контракту.

Порядок действий контрагента, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен ч.ч. 20 — 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Из ч. 20 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно.

В силу этой же нормы такое решение не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия направляется заказчику:

— по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте,

— телеграммой,

— посредством факсимильной связи,

— по адресу электронной почты,

— с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение контрагентом подтверждения о его вручении заказчику.

Выполнение контрагентом указанных выше требований считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом датой такого надлежащего уведомления признается дата получения контрагентом подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

Решение контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагентом заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Однако, как указано в ч. 22 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, контрагент обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

В силу ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 1 рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта. Кроме того, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть внесена заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком (п. 11 ч. 2, ч.ч. 3 и 7 ст. 103 Закона N 44-ФЗ), в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта*(1).

Как указано в ч. 24 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом контрагента от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.

______________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *