Охрана материнства и детства

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. » Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, выходные дни, сверхурочно, направлять их в командировки.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства
Охрана материнства и детства в нашей стране стала одним из стратегических направлений государственной социальной политики. Благодаря последовательным мероприятиям, проводимым как на федеральном, так и региональном уровнях, удалось добиться улучшения основных показателей деятельности этой службы.

Организационная и практическая работа органов управления и учреждений здравоохранения в области охраны материнства и детства в 2006 г. была направлена на обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи женщинам и детям, снижение материнской, детской и младенческой заболеваемости и смертности, уменьшение детской инвалидности.

В последние три года в Российской Федерации:
• выявилась тенденция к увеличению рождаемости

• сохраняется устойчивое последовательное снижение уровня младенческой смертности

• имеет стойкую тенденцию к снижению уровень материнской смертности

Одним из основных механизмов повышения эффективности и качества медицинской помощи женщинам и детям является разработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и ребенка. В течение 2007 г. было издано 13 приказов Минздрава России, в том числе по дальнейшему развитию и совершенствованию медико-генетической службы, кардиохирургической помощи детям, охране репродуктивного здоровья мальчиков и юношей-подростков. Утверждены инструкции о порядке разрешения и проведения искусственного прерывания беременности в поздние сроки по социальным показаниям, по организации работы женской консультации, по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, по оздоровлению беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях. Утверждены также схемы динамического наблюдения за беременными и родильницами, гинекологическими больными, рекомендуемая структура, перечень оборудования и оснащения центров по лечению бесплодия и др. Регламентирована медицинская помощь новорожденным детям в акушерских стационарах, определено раздельное финансирование койки родильницы и койки новорожденного, временная их статистическая отчетность, в том числе коек реанимации и интенсивной терапии новорожденных; снижена нагрузка на медицинский персонал.

Постановлением Правительства Российской Федерации №255 от 6 мая 2007 г. субъектам Российской Федерации рекомендовано оказывать бесплатную медицинскую помощь беременным, роженицам, родильницам и новорожденным детям в приоритетном порядке, за счет своего и местных бюджетов, а также средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В рамках подпрограммы «Здоровый ребенок» Федеральной целевой программы «Дети России» решаются задачи по снижению показателей материнской, младенческой и детской смертности, заболеваемости, инвалидности среди детей до 18 лет, повышению уровня здоровья детей.

Учитывая все изложенное, к основным направлениям совершенствования охраны здоровья детей следует отнести:
1) обеспечение достаточного уровня финансирования системы мер по охране здоровья матери и ребенка в объеме не менее 30% консолидированного бюджета здравоохранения;
2) повышение структурной эффективности здравоохранения в части охраны материнства и детства;
3) дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей с созданием межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров;
4) мониторинг здоровья детей и младенческой смертности;
5) формирование территориальных и федерального регистра врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике;
6) увеличение объема профилактических мер на основе внедрения современных технологий и переноса части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный;
7) совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Российское законодательство по защите семьи и детства

Основным нормативным документом регулирования брачно-семейных отношений в нашей стране является Семейный кодекс Российской Федерации:, который вступил в силу 1 марта 1996 г. Кроме Кодекса, нормы семейного права, регулирующие правоотношения между супругами, содержатся в федеральных законах, законах субъектов Федерации, и нормативных актах Президента России и Правительства РФ. Ряд норм семейного права (в частности, нормы, регулирующие общую совместную собственность супругов) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Безусловно, российские нормативные документы регулирования брачносемейных отношений взаимосвязаны с международными, в частности с «Всеобщей декларацией прав человека», в которой указывается, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Немаловажное значение для российской семьи имеет и Конституция Российской Федерации, гарантирующая защиту материнства, детства и семьи, которые находятся под защитой государства (ст. 38). Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В Семейном кодексе РФ законным определяется брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. В нем также сформулированы принципы регулирования семейных отношений: добровольность брачного союза мужчины и женщины; равенство прав супругов в семье; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии; приоритетная защита прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята конвенция «О правах ребенка», которая является основным международно-правовым документом обязательного характера, посвященным широкому спектру прав ребенка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

В конвенции «О правах ребенка» сформулированы основные принципы правовой защиты детства:

  • — недискриминация: гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  • — наилучшее обеспечение интересов ребенка: родители являются законными представителями ребенка, следовательно, на них возлагается обязанность по защите его прав и интересов; право ребенка на воспитание своими родителями, которые несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, уважение человеческого достоинства; родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, получении ими общего образования;
  • — право на жизнь, выживание и развитие: каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а значит, государства — члены ООН должны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка;
  • — уважение взглядов ребенка: ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его.

Поскольку Россия подписала и ратифицировала этот документ, в ряд законодательных документов РФ были внесены уточнения в соответствии с требованиями конвенции. Так, ребенок, достигший 10-летнего возраста, может быть заслушан в ходе судебного или административного разбирательства, и мнение ребенка будет учтено при решении его судьбы, в частности при изменении его фамилии и имени, при восстановлении родителей в родительских правах, усыновлении, передаче ребенка в приемную семью и т.д.

В Семейный кодекс РФ впервые была включена глава о правах несовершеннолетних. Ныне действующий Кодекс законодательно гарантирует ребенку:

  • — право жить и воспитываться в семье;
  • — право на общение с родителями и другими родственниками;
  • — право на защиту своих прав; обязанности по защите прав ребенка и его законных интересов законом возложены на его родителей, законных представителей, органы опеки и попечительства, прокурора и суд;
  • — право выражать свое мнение;
  • — имущественные права и др.

Семейный кодекс РФ указывает на недопустимость причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. В любом возрасте ребенок имеет право обращаться за защитой от злоупотреблений родителей (законных представителей) в органы опеки и попечительства или к работникам образовательных организаций. Эти лица обязаны довести полученные сведения до органов опеки и попечительства, а их работники — обследовать условия жизни обратившегося с жалобой ребенка и принять соответствующие меры. Ребенок, достигший 14-летнего возраста, при нарушении его прав со стороны родителей или законных представителей вправе непосредственно обратиться с иском в суд.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. В Кодексе указаны основания, по которым суд может лишить родителей родительских прав:

  • — уклонение от выполнения родительских обязанностей, так же как и при злостном уклонении от алиментов;
  • — отказ без уважительной причины взять своего ребенка из родильного дома или другого лечебного, воспитательного учреждения;
  • — злоупотребление своими родительскими правами;
  • — жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
  • — хронический алкоголизм или наркомания;
  • — совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Решение о лишении родителей прав на воспитание ребенка принимается судом в присутствии прокурора и представителей органов опеки и попечительства. Ребенок, родители которого лишены родительских прав, передается на попечение органа опеки и попечительства, которые вправе подыскать ему приемную семью. В течение некоторого времени (до полугода) ребенок содержится в социальном детском приюте, где организуется его обучение (он может посещать школу, находящуюся недалеко от приюта). В течение полугода решается судьба ребенка: усыновление (не раньше чем через шесть месяцев), приемная семья или детский дом.

Еще одна форма защиты прав ребенка при ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей — ограничение родительских прав. Ребенка забирают у родителей (одного из них), если создаются условия, опасные для его жизни и здоровья, по объективным обстоятельствам: обострение психических заболеваний, тяжелая жизненная ситуация и т.д. Решением суда ребенка отбирают на время; если по истечении полугода обстоятельства не изменятся, органы опеки и попечительства обращаются в суд с иском о лишении его родных родительских прав. Органы опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей при непосредственной угрозе его здоровью или жизни. При этом органы опеки и попечительства сообщают о случившемся в прокуратуру, устраивают ребенка в приют и в течение семи дней обращаются в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

В случае рождения ребенка у несовершеннолетних родителей, которые не способны в полной мере участвовать в социальной защите ребенка, новорожденному назначается опекун, который совместно с родителями осуществляет воспитание и защиту интересов ребенка до достижения родителями 16-летнего возраста. Опекун совершает все юридические акты и защищает интересы ребенка как его законный представитель. Чаще всего опекуном назначается бабушка или дедушка ребенка.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, при этом они свободны в выборе формы образования и образовательного учреждения. Они также обязаны создать ребенку необходимые условия для учебы и не вправе препятствовать посещению ребенком образовательного учреждения. Если же родители по каким-либо соображениям препятствуют получению ребенком образования, то это может стать основанием для лишения их родительских прав.

Отношения работника и работодателя регламентирует Трудовой кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Социальная и правовая защита труда несовершеннолетних является существенным элементом общей системы социальной защиты детства и отражена в Трудовом кодексе РФ (глава «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»). Основная форма вступления подростка в трудовые отношения — заключение трудового договора. По российскому законодательству заключение такого договора допускается с лицами, достигшими 16-летнего возраста, однако в случае получения основного общего образования либо оставления общеобразовательного учреждения трудовой договор может быть заключен с 15-летним подростком.

С согласия одного из родителей (законных представителей) трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим 14-летнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесс обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей

(законных представителей) заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14-летнего возраста, для участия в творческой деятельности без ущерба здоровью и нравственному развитию подростка.

В целях предотвращения негативного влияния некоторых форм труда на неокрепший организм подростка законом установлен ряд ограничений на использование детского труда.

Запрещается применение труда несовершеннолетних:

  • — на работах с вредными или опасными условиями труда;
  • — на подземных работах;
  • — для работ по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для несовершеннолетних предельные нормы;
  • — на работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию ребенка;
  • — для работы в игорных заведениях, работе в ночных клубах и кабаре;
  • — в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Несовершеннолетние лица принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем (до достижения 18-легнего возраста каждый год проходят обязательный медицинский осмотр за счет работодателя).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам моложе восемнадцати лег продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.

Несовершеннолетних работников запрещается: направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочной работе, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключение составляют творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и исполнении произведений, профессиональные спортсмены (в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством РФ).

Для работающих несовершеннолетних граждан предусмотрена сокращенная рабочая неделя: до 16 лет — не более 16 ч; от 16 до 18 лет — 36 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы несовершеннолетних не должна превышать: от 15 до 16 лет — 5 ч; от 16 до 18 лет — 7 ч. Если подросток совмещает работу с обучением в образовательном учреждении (общеобразовательном, начальном или среднем профессиональном) в течение учебного года продолжительность рабочего дня устанавливается следующая: от 14 до 16 лет — 2,5 ч; от 16 до 18 лет — 3,5 ч.

Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) наряду с соблюдением общего порядка требует согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии но делам несовершеннолетних и защите их прав.

Оплата труда несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Образовательные организации обязаны не только обеспечить безопасные условия для жизни и здоровья учащихся, но и при необходимости организовать расследование несчастных случаев. Нормативно-правовым основанием служат положения Трудового кодекса РФ, а также приказа Министерства образования России «Об утверждении и реализации Программы Минобразования Российской Федерации на 2004—2007 годы «Безопасность образовательного учреждения”» (2004). В данных документах отмечается, что пострадавший в результате несчастного случая имеет право на расследование несчастного случая, на личное участие (или через своих представителей) в расследовании. Расследование несчастных случаев осуществляется на основании статей Трудового кодекса РФ, а также положения «О порядке расследования, учета и оформления несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками системы образования» (1999). В случае, если руководитель организации отказывает в расследовании несчастного случая, разногласия по этому вопросу рассматриваются в Государственной инспекции но охране труда или в суде, при этом сроки давности для расследования несчастного случая не установлены. Все несчастные случаи, произошедшие в образовательной организации, оформляются актами и отмечаются в Журнале регистрации несчастных случаев, который является документом строгой отчетности.

В связи с ратификацией Конвенции ООН «О правах ребенка» внесены изменения в Гражданский, Процессуальный и Уголовный кодексы РФ. В частности, ужесточается наказание за преступления в отношении несовершеннолетних граждан (уголовная ответственность за совращение малолетних, за убийство матерью новорожденного ребенка, за похищение или захват в качестве заложника несовершеннолетнего). Каждый случай смерти несовершеннолетнего подтверждается обязательной судебно-медицинской экспертизой. Для профилактики суицидов среди несовершеннолетних созданы центры экстренной психолого-консультативной и психолого-педагогической помощи.

При рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей в суде обязательно участие защитника по делам несовершеннолетних. Права и интересы детей, не достигших 15-летнего возраста, защищают в суде их родители или лица, их заменяющие. Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего в возрате от 15 до 18 лет защищают в суде их родители или лица, их заменяющие, с привлечением самого подростка.

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А это значит, что в стране:

— охраняются труд и здоровье людей;

устанавливается гарантированным минимальным размер оплаты труда;

  • — обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  • — устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;
  • — развивается система социальных служб, обеспечивающих социальную помощь, поддержку и защиту.

Таким образом, российские законодательные акты, не противоречащие международным правовым документам, обеспечивают надежную социальную защиту каждого гражданина России.

Е.А. Стренина. Некоторые вопросы охраны семьи, материнства и детства при прохождении военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации

В статье раскрываются основные понятия конституционно-правовой защиты семьи, материнства и детства, а также рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается семья в настоящее время. Раскрыты основные правовые аспекты социальной защиты материнства, отцовства и детства.

Семья как объект политики

Семья является той малой группой, на жизнедеятельность которой особенным образом оказывают воздействие все те вопросы, на которые социуму приходится находить ответ в обстоятельствах рецессии и нахождения версий благополучного выхода из нынешней трудной экономической ситуации. Увеличение безработицы, снижение уровня доходов формируют значительные сложности с осуществлением семьей ее важнейших функций.

Защита материнства и детства всегда занимает приоритетную позицию в политике социального государства. Для России развитие системы поддержки граждан, воспитывающих детей, является одной из наиболее важных. Поэтому начиная со второй половины 90-х годов Россия ратифицировала ряд международно-правовых актов, что позволило нашей российской общественности по-новому взглянуть на мир детства и прилечь к нему внимание.

Одной из первых была ратифицирована нашей странной Конвенция ООН о правах ребенка (13 июля 1990 г.).

Далее, уже в 1993 году при Президенте Российской Федерации Б. Н. Ельцине была образована комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которая занималась подготовкой проектов и постановлений по вопросам улучшения положения женщин и детей.

Важным событием в отношении политики защиты материнства и детства было подписание Президентом РФ Б. Н Ельциным 29 декабря 1995 года приказа о принятии Семейного кодекса РФ. С 1 марта 1996 года вступил в законную силу новый Семейный кодекс РФ.

Демографические проблемы

Одной из главных проблем начала 2000-х годов для России стало массовое сокращение населения. Так, согласно данным переписи 2002 года, начиная с 1989-го по 2002-й численность населения страны сократилась на 1,8 млн человек.

Важно отметить, что уровень рождаемости был практически в 2 раза ниже, чем уровень смертности.

Обращая внимание на всю важность и кризисность демографических и семейных проблем (материнство и детство и т. д.), стратегической целью деятельности социального государства в тот период стало снижение уровня населения, которое находится за чертой бедности.

Как отмечает Д. Б. Полиэктова, «в настоящее время почти половина семей не имеет детей, а в большинстве – только одного ребенка. Кроме того, в детских домах, не имея семьи, находятся очень много ребят, а еще больше бездомных и безнадзорных детей находят себе пристанище на улицах. Поэтому фактически в каждой из четырех приоритетных национальных программ – «Здоровье», «Образование», «Достойное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» – содержатся положения, относящиеся к охране и развитию семьи, материнства, детства. Вышеперечисленные программы являются формой социальной защиты» .

Социальная защита материнства, отцовства и детства – это помощь, предоставляемая государством, а также частными организациями нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, детям-инвалидам, родителям-инвалидам.

Современная трансформация «российской действительности, переживающей основательное политическое, экономическое и социальное переустройство, обуславливает необходимость теоретического осмысления важных направлений этих преобразований. Важным из них считается социально – правовая защита семьи, материнства и детства» .

Одним из них считается реформирование социального института материнства и детства, его отношений с государственной властью и реформирование политики в области материнства и детства самой страны.

Социальная политика

Социальная политика представляет собой составную часть общей стратегии Российской Федерации, имеющей отношение к социальной сфере. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность по разработке и реализации решений, лично касающихся человека, его места в обществе, предоставления ему социальной гарантии с учетом особенностей разных групп населения России.

В последние 10 лет обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из важнейших национальных приоритетов Российской Федерации.

Разработан комплекс мер по улучшению жилищных условий многодетных семей. Ужесточены наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, усилены меры по предотвращению алкоголизации и привлечения к табакокурению подростков.

Вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Утвержденная указом Президента Российской Федерации «Национальная стратегия действий в интересах детей на период до 2017» года задала основные направления деятельности для органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и всего российского общества на пути к обеспечению благополучного и защищенного детства.

Был сформирован план первоочередных мероприятий и долгосрочных мер по поддержке семьи и защите прав детей в условиях новой социально-экономической реальности (указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы») .

Региональные программы

В вопросах совершенствования государственной поддержки материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи. Региональные программы включают направления и мероприятия, которые определяются органами управления социальной защиты и документами федерального значения.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что в последние годы ведется активная политика в области защиты материнства и детства как на государственном, так и на региональном уровне. С каждым годом увеличиваются размеры выплат (индексируются). Кроме того, оказывается натуральная помощь в виде предоставления многодетной семье земельного участка.

Защита прав и интересов семьи, материнства, отцовства и детства осуществляется органами государственной власти и местными органами самоуправления, а также предприятиями и иными организациями.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 1. Ст. 2.

2. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 38. Ст. 3542.

3. Полиэктова Д. Б. Конституционно-правовая защита семьи, материнства и детства: проблемы реализации и пути их решений // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 9. С. 108–113.

Защита материнства и детства.В настоящее время, Российское законодательство не только регламентирует защиту государством материнства,

Статья: «Защита материнства и детства».

детства и семьи в Конституции России, федеральных законах и подзаконных актах, а также создает все условия и разрабатывает механизмы для реализации такой защиты. Вследствие того, что именно институт материнства и детства нуждается в постоянной защите и поддержке.

Охрана материнства и детства – система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, из физического, интеллектуального и нравственного развития.

В данный момент деятельность государства осуществляется по нескольким направлениям:

  1. совершенствование законодательной базы и разработка гарантий по защите института материнства и детства;

  2. создание механизмов, направленных на реализацию этих гарантий и норм;

  3. практическое применение института по защите института материнства и детства, создание дополнительных условий для укрепления института в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве.

Основной системой защиты материнства и детства выступает правовая база. Она включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики.

Согласно ст.38 Конституции РФ материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — это равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены также в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В целом Российское законодательство содержит широкие гарантии в связи с материнством, включая получение поддержки многодетных и малообеспеченных семей. В основе государственной политики и законодательства лежит учет интересов детей и родителей, равные права супругов в браке, в том числе по воспитанию детей.

Среди конституционных механизмов защиты прав ребенка в Российской Федерации следует отметить активную и позитивную роль Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Защита прав и интересов детей – это безусловный приоритет для государства, залог его успешного будущего, поэтому необходимо, активно и последовательно совершенствовать механизмы защиты института материнства и детства.

Однако в существующей в настоящее время неблагоприятной демографической ситуации охрана репродуктив­ного здоровья в России приобретает особую социаль­ную значимость.

Современное российское общество и государство должны проявлять особую заботу о молодой семье, так как именно с молодыми семьями связано улучшение демографической ситуации в современной России.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Охрана семьи и детства 10 04 219 130 449,0 Социальная помощь 10 04 5050000 213 173 549,0 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 10 04 5050100 3 361 392,2 Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 10 04 5050103 3 361 392,2 Пособия и компенсации по публичным нормативным обязательствам 10 04 5050103 313 3 361 392,2 Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 10 04 5050500 989 042,6 Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью 10 04 5050502 989 042,6 Субвенции 10 04 5050502 530 989 042,6 Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» 10 04 5050700 14 828,6 Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий 10 04 5050703 14 828,6 Пособия и компенсации по публичным нормативным обязательствам 10 04 5050703 313 14 828,6 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 10 04 5051900 2 502 930,0 Субвенции 10 04 5051900 530 2 502 930,0 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 10 04 5052100 6 222 919,1 Обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений 10 04 5052104 6 222 919,1 Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и муниципальной собственности 10 04 5052104 521 6 222 919,1 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 года N 472 «О финансировании ежемесячных компенсационных выплат нетрудоустроенным женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией организации» 10 04 5052600 3 873,5 Компенсации женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организации 10 04 5052601 3 873,5 Пособия и компенсации по публичным нормативным обязательствам 10 04 5052601 313 3 873,5 Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» 10 04 5054200 200 078 563,0 Предоставление материнского (семейного) капитала 10 04 5054201 200 078 563,0 Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации 10 04 5054201 570 200 078 563,0 Мероприятия в области государственной семейной политики 10 04 5070000 10 000,0 Единовременное денежное поощрение при награждении орденом «Родительская слава» 10 04 5070100 10 000,0 Иные межбюджетные трансферты 10 04 5070100 540 10 000,0 Мероприятия по борьбе с беспризорностью, по опеке и попечительству 10 04 5110000 46 900,0 Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ- интернатов, специальных учебно- воспитательных и иных детских учреждений 10 04 5110200 46 900,0 Субвенции 10 04 5110200 530 46 900,0 Реализация государственных функций в области социальной политики 10 04 5140000 5 900 000,0 Ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет 10 04 5141500 5 900 000,0 Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности и муниципальной собственности 10 04 5141500 521 5 900 000,0

В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства…».

Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах.

Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

-Трудовой кодекс Российской Федерации;

-Семейный кодекс РФ;

-Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

-Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций.

Общие вопросы защиты материнства и детства

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные женщины в России все реже стремятся заводить детей. Гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации).

Чтобы быть последовательными в нашем изложении, необходимо дать понятия основных категорий нашего исследования.

Материнство – категория, определяющая исключительную принадлежность человека к женскому полу – иными словами «материнство» — свойство только женщины.

«Материнство — реализованная способность женщины к рождению, выкармливанию, воспитанию детей. Понятие материнства охватывает родственную связь матери и детей и в более старшем возрасте, осознание ею позитивной ответственности за здоровье и нормальное развитие детей, реализацию прав и исполнение обязанностей по отношению к детям, эмоциональные отношения с ними».

На этом фоне возникает логичный вопрос – равнозначны ли категории «материнство» и «отцовство», как принадлежности лица относительно конкретного ребенка? Конституция в п.2 ст.7 закрепляет государственную поддержку семьи, материнству, отцовству и детству. Конституции вторит и первая статья Семейного кодекса РФ. Можно с уверенностью предположить, что в отношениях по воспитанию ребенка, уходу за ним, общению с ним и пр. материнство и отцовство, совершенно равноправные категории. Мать и отец имеют равноценный объем прав и обязанностей по отношению к детям, и поэтому выделение в ст. 38 Конституции РФ только «материнства» — это закрепление роли именно женщины в плане отношений не только после рождения ребенка, но и в процессе его вынашивания, непосредственно родов и кормления. Не вызывает сомнений, что социальное значение материнства и отцовства – т.е. роли обоих родителей в семье и в воспитании детей равнозначны и необходимы для полноценного роста и развития человека.

Термин «ребенок» означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Российское законодательство, прежде всего, семейное, определяет ребенка как лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (п.1.ст.54 СК РФ). 18 лет — возраст гражданского совершеннолетия по российскому законодательству – с этой даты лицо считается полностью дееспособным, взрослым. Однако в случае, когда ребенок признан полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе в случае его эмансипации, это не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка. Период от рождения до достижения 18 лет можно смело назвать периодом «детства».

Термин «дети» может употребляться для обозначения конкретных кровных и некровных сыновей и дочерей, несовершеннолетних или, наоборот, трудоспособных детей, достигших 18 лет.

В 38 статье Конституции присутствует еще одно понятие, которое необходимо разобрать – «семья».

Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества.

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание.

Члены одной семьи связаны семейными правоотношениями. Семейные правоотношения возникают между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства.

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер.

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Итак, материнство, детство, семья представляют собой взаимосвязанную систему социальных факторов, в решающей степени определяющих состояние общества и перспективу его прогрессивного развития, связь, нормальную смену и преемственность поколений, подготовленность новых членов общества к полноценной реализации прав и обязанностей человека и гражданина, как и фактическую реализацию этих прав и обязанностей в социальной и частной жизнедеятельности.

Охрана материнства и детства – это созданные государством условия, направленные на обеспечение необходимых условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноценного развития и для реализации семьей всех ее функций в жизни общества.

В общем и целом, деятельность государства по защите материнства и детства можно разделить на три пласта:

1. Принимаются соответствующие законодательные акты, прописываются гарантии и нормы реализации гарантий. Разрабатываются программы на федеральном и региональном уровнях;

2. Создаются механизмы и институты, направленные на реализацию этих гарантий и норм;

3. Нарабатывается практика, совершенствуются институты и нормы, создаются дополнительные условия, корректируются в соответствии с изменением экономических, социальных и иных обстоятельств в государстве и в мире в целом, поскольку защита материнства и детства – феномены динамичные, развивающиеся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *