Охрана труда в ООО

Содержание

Работодатель самостоятельно определяет количество штатных единиц специалиста по охране труда

Минтруд России в своем письме рассмотрел вопрос о зависимости численности работников службы охраны труда от общей численности работников организации. В ведомстве отметили, что количество штатных единиц по должности специалиста по охране труда работодатель определяет самостоятельно (письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 сентября 2019 г. № 15-2/В-2363).

Чиновники напомнили, что в соответствии с частью первой ст. 217 Трудового кодекса у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда России (ч. 4 ст. 217 ТК РФ). Минтруд России пояснил, что согласно п. 14 постановления Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации», структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Также Минтруд России сослался на часть первую ст. 22 ТК РФ и абзац 2 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 № 2, в котором указывается, что работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (штатное расписание, конкретное содержание должностных инструкций, наименования должностей и трудовых функций руководителей, специалистов, служащих и рабочих, подбор и расстановку кадров).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каких-либо конкретных требований к численности работников службы охраны труда закон не предъявляет.

Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки и получите диплом установленного образца.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

В соответствии с Генеральным соглашением между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 1998 — 2000 годы с учетом внесенных дополнений и изменений на 1999 год Министерство труда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях.

2. Установить, что Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные настоящим постановлением, распространяются на нанимателей независимо от наименования и форм собственности.

Министр И.А.Лях

УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Министерства труда

Республики

Беларусь

23.07.1999 N 94

НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

1. Общая часть

1.1. Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях применяются субъектами хозяйствования независимо от наименования и форм собственности.

1.2. Нормативы численности учитывают следующие функции службы охраны труда:

1) организацию и координацию работы в службе охраны труда;

2) контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

3) оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии;

4) профилактику производственного травматизма;

5) технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда;

6) участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности, ведение документации по охране труда;

7) организацию пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда;

8) организацию обучения, проверки знаний, проведение инструктажей по охране труда работников.

1.3. В основу разработки нормативов численности специалистов по охране труда положены:

данные оперативного учета и отчетности;

фотографии (самофотографии) рабочего времени специалистов службы охраны труда, проведенные на предприятиях;

материалы изучения существующей организации труда специалистов службы охраны труда и рекомендации по ее совершенствованию.

1.4. При создании нормативов численности специалистов по охране труда использованы следующие материалы:

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 марта 1995 г. N 13;

Нормативы численности инженеров по охране труда и технике безопасности. М.: ЦБНТ, 1987;

Отчет о научно-исследовательской работе НИИ труда Министерства труда Республики Беларусь по теме 10.98.23 «Разработать предложения по оптимизации работы служб охраны труда на уровне отрасли и предприятия на основе анализа сложившейся системы»;

Отчет Министерства статистики и анализа Республики Беларусь «Состояние условий труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда на предприятиях и в организациях Республики Беларусь» (по состоянию на 1 декабря 1997 г.);

методические рекомендации по разработке нормативных материалов по труду и другая справочная и методическая литература.

1.5. Нормативы численности разработаны с учетом следующих факторов:

среднесписочной численности работников;

среднемесячной численности вновь принимаемых работников;

количества самостоятельных структурных подразделений на предприятии;

численности работающих, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, определяемой из «Отчета об аттестации рабочих мест, условиях труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях труда» (форма государственной статистической отчетности 1-т), с учетом изменений в период времени между составлением отчетности.

При этом независимо от того, пользуется ли работник одной или несколькими видами льгот и компенсаций, он учитывается только один раз.

1.6. Нормативы численности учитывают, что периодичность выполнения отдельных видов работ по охране труда различна и некоторые из них производятся не ежедневно и рассчитаны исходя из среднегодового объема работ с учетом равномерного его распределения на каждый рабочий день.

1.7. Приведенные в нормативах числовые значения с указаниями «до» следует понимать включительно. Общая численность специалистов по охране труда, предусмотренная данными Нормативами, определяется как сумма нормативов численности, полученных из таблиц 1 — 7.

1.8. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения (объекты) удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к рассчитанной по нормативам численности следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии свыше 1,5 км — коэффициент 1,4.

1.9. Штатная численность работников санитарно-промышленных лабораторий, санитарных врачей, специалистов по охране окружающей среды, по надзору за подъемными сооружениями и другими объектами специализированного надзора нормативами не предусмотрена.

1.10. В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:

в производственной сфере при численности работающих — от 100 до 250 человек;

в других отраслях при численности работающих — от 200 до 250 человек.

При численности работников 250 и более человек расчет ведется по таблицам Нормативов.

При расчете с использованием таблиц численности специалистов по охране труда для предприятий непроизводственной сферы, не связанных с осуществлением потенциально опасных видов деятельности, производствами и объектами повышенной опасности, допускается применение коэффициента 0,5 к значениям нормативной численности, полученным из таблиц 2 — 6.

1.11. Если численность работников на предприятии меньше установленного базового норматива, при котором вводится должность специалиста по охране труда, то эти обязанности выполняются в порядке совмещения лицом, имеющим соответствующую подготовку, либо одним из руководителей предприятия.

В этом случае может создаваться общая для нескольких родственных по направлениям деятельности предприятий служба охраны труда. Создание такой службы осуществляется в соответствии с договором между двумя и более предприятиями либо на основе распоряжения вышестоящей организации.

2. Организация труда

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Республики Беларусь, коллективным договором и соглашением по охране труда предприятия, нормативной документацией предприятия и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, профессиональными союзами или иными уполномоченными работниками органами, а также с органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений.

Рабочее место специалиста службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стульями, книжным шкафом для хранения документов, обеспечить телефоном и необходимыми средствами оргтехники, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов.

3. Нормативная часть

3.1. Организация и координация работы в службе охраны труда

3.1.1. Условия формирования службы охраны труда.

Функции службы охраны труда определяются соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда.

В штатное расписание предприятия могут быть включены структурные подразделения: бюро охраны труда — при численности специалистов по охране труда 2 — 3 человека, включая начальника, или отдел — при численности 4 и более человек.

3.1.2. Направления деятельности начальника службы охраны труда предусмотрены Квалификационным справочником должностей служащих, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 декабря 1997 г. N 112.

3.2. Направления деятельности работников службы охраны труда

3.2.1. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых документов по охране труда (таблица 1).

Состав работ

Осуществление контроля за:

соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

соблюдением Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением-приказом Министерства труда и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 мая 1999 г. N 60/170 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 50, 8/430);

наличием в подразделениях инструкций по охране труда, своевременным их пересмотром;

правильным расходованием в подразделениях предприятия средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

Оказание помощи руководителям подразделений предприятия в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные или опасные условия труда.

Составление (при участии руководителей подразделений и соответствующих служб предприятия) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

Согласование проектов инструкций по охране труда, стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Доведение до сведения работников предприятия вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Таблица 1

3.2.2. Оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии (таблица 2).

Состав работ

Осуществление контроля за:

выполнением работниками в подразделениях предприятия требований инструкций по охране труда;

правильным содержанием производственных и вспомогательных помещений;

безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств;

правильной организацией рабочих мест, процессов;

соблюдением установленных сроков выдачи и испытаний средств индивидуальной защиты;

техническим состоянием машин и оборудования, в том числе подконтрольных органам государственного надзора;

правильной эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения;

соблюдением графиков замеров опасных и вредных производственных факторов.

Оказание помощи подразделениям предприятия в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таблица 2

Примечание. Под самостоятельными структурными подразделениями на предприятии следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие, находящиеся в непосредственном подчинении у руководителя предприятия и его заместителей.

3.2.3. Организация работы по профилактике производственного травматизма (таблица 3).

Состав работ

Участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, изучение и анализ причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Участие в оперативных совещаниях по разбору аварий и несчастных случаев на производстве и в разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма. Контроль за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма.

Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.

Доведение приказов, писем вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до работников структурных подразделений, подготовка приказов, предписаний, писем по вопросам охраны труда (по предприятию).

Таблица 3

3.2.4. Технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда (таблица 4).

Состав работ

Осуществление технического надзора за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда.

Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.

Согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.

Проведение совместно с соответствующими службами предприятия с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

3.2.5. Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации (таблица 5).

Состав работ

Участие в составлении раздела «Охрана труда» коллективного договора, соглашения по охране труда.

Разработка совместно с руководителями подразделений и другими службами предприятия мероприятий по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.

Организация хранения документации (актов форм Н-1, НП, ПЗ-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, протоколов замеров параметров вредных и опасных производственных факторов, материалов аттестации рабочих мест и др. в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами).

Таблица 4

Таблица 5

3.2.6. Организация пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда (таблица 6).

Состав работ

Организация работы кабинета по охране труда, пропаганды и информации по вопросам охраны труда на предприятии с использованием для этих целей внутренней радиосвязи, телевидения, видео- и кинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати предприятия, стенных газет, витрин и т.д.

Организация проведения лекций, бесед по охране труда; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; проведение конкурсов и общественных смотров по охране труда. Организация обеспечения подразделений предприятия правилами, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда. Организация обмена передовым опытом по охране труда. Консультирование работников предприятия по вопросам охраны труда.

3.2.7. Организация проведения обучения, проверки знаний, инструктажей работников предприятия по охране труда (таблица 7).

Состав работ

Оказание методической помощи руководителям подразделений предприятия при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.

Разработка программы проведения вводного инструктажа по охране труда. Проведение вводного инструктажа по охране труда. Контроль за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда.

Проведение консультаций по вопросам обучения по охране труда.

Участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятия.

Таблица 6

Таблица 7

N п/п Среднесписочная численность работников на предприятии Норматив численности
1 2 3
1 250 — 500 0,14 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
2 501 — 750 0,18 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
3 751 — 1000 0,23 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
4 1001 — 1500 0,31 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
5 1501 — 3000 0,57 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
6 3001 — 5000 0,92 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
7 5001 — 7500 1,36 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
8 7501 — 10000 1,76 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
9 10001 — 20000 3,50 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии
10 20001 и свыше 4,16 + 0,012 x среднемесячная численность вновь принимаемых работников на предприятии

Норматив численности, получаемый из таблицы 7, состоит из результата сложения первого числа (учитывает вопросы обучения, проверки знаний, контроля) и произведения числа 0,012 на среднемесячную численность вновь принимаемых работников на предприятии (учитывает проведение вводного инструктажа).

Примечание. Под среднемесячной численностью вновь принимаемых работников на предприятии следует понимать всех работников, принимаемых ежемесячно на постоянную или временную работу, а также учащихся и студентов, проходящих производственную практику на предприятии, командированных работников других предприятий, выполняющих работы на предприятии, т.е. всех лиц, с которыми проводят вводный инструктаж.

4. Пример расчета общей численности специалистов по охране труда

4.1. При определении общей численности округление производится до целого числа.

4.2. Пример расчета общей численности работников службы охраны труда.

На предприятии со среднесписочной численностью работников 621 человек на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда занято 112 человек, количество самостоятельных структурных единиц предприятия — 14; среднемесячная численность вновь принимаемых работников — 10 человек.

Расчет нормативной численности приведен в таблице 8.

Таблица 8

N п/п Наименование видов работ Номер таблицы и пункта таблицы Норматив численности
1 2 3 4
1 Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых документов по охране труда Табл. 1; пункт 2б 0,08
2 Оперативный контроль за состоянием охраны труда на предприятии Табл. 2; пункт 18б 0,53
3 Организация работы по профилактике производственного травматизма Табл. 3; пункт 2б 0,16
4 Технический надзор за строящимися и реконструируемыми объектами в части соблюдения норм охраны труда, участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда Табл. 4; пункт 2в 0,28
5 Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам и ведение документации Табл. 5; пункт 2в 0,20
6 Организация пропаганды по охране труда, консультирование работников по вопросам охраны труда Табл. 6; пункт 2в 0,24
7 Организация проведения обучения, проверки знаний, инструктажей работников предприятия по охране труда Табл. 7; пункт 2 0,18 + 0,012 x 10 = 0,30
ИТОГО 1,79

Разберем вопросы Охраны труда для начинающего специалиста с нулевого этапа или так сказать (простите за штамп) «для чайников»:

1. Начинаем с обучения себя самого на специалиста по охране труда с выдачей удостоверения сроком на 3 года.

2. Диплом специалиста для соответствия Профессиональному стандарту по охране труда получим, пройдя курс «Техносферная безопасность» Основание приказ: Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.09. 2014 года за номером 524 Н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».
3. Далее надо обучить Генерального директора (руководителя организации) по охране труда с выдачей удостоверения сроком на 3 года.
Этого требует статья 225 ТК РФ «Обучение в области охраны труда»,
ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Пункт 4.7

4. Решение кого еще надо обучить по охране труда с получением удостоверения, действующим три года, утверждаем, анализируя структуру предприятия.
Обычно это замдиректора, главный инженер и начальники структурных ветвей предприятия, на которых лежит ответственность за организацию и контроль над производством работ на рабочем месте работников.

5. Создается комиссия из рядов обученных и имеющих удостоверения сотрудников предприятия по проверке знаний требований охраны труда, количеством не менее трех человек.
Это требование ГОСТ 12.0.004-2015 ССБТ. Организация обучения безопасности труда
6. Дальше нужно разработать Пакет документов по охране труда Сборник форм и образцов документации по охране труда в электронном виде.
Что делаем для разработки Пакета документов по охране труда:

  • тщательно штудируем штатное расписание и составляем перечень необходимых инструкций по охране труда по должностям и профессиям
  • Делаем анализ специфики производственного процесса: что за машины, оборудование, инструменты и приспособления применяются.
    Читаем правила по охране труда для вашего вида производства и работ.
  • пишем инструкции по охране труда для ваших видов работ, для должностей и профессий.
  • Подготавливаем Приказы для назначения ответственных за соблюдение требований охраны труда, также ответственных за проведение инструктажей, ответственных за безопасное производство работ.
    Последнее делается в случае, если есть опасное производственное оборудование, как например: краны, сосуды, лифты и прочее.
    И как мы уже знаем: все работники, назначаемые ответственными, должны быть обучены по охране труда с выдачей удостоверения сроком на 3 года.
  • Проводим на предприятии специальную оценку условий труда (СОУТ), регламентированную федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О СОУТ».
    Оценка помогает понять, кому положены компенсации по вредным условиям труда, кто обязан проходить медосмотры и кому положено выдать средства индивидуальной защиты (СИЗ) и спецодежду.
  • Организуем проведение медицинских осмотров работников, занятых работой во вредных и опасных условиях труда
  • Перечень должностей работников, которым нужно выдавать спецодежду, специальную обувь и СИЗ можно подготовить с помощью Норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ
    Заводим личные карточки учета выдачи СИЗ на каждого работника.

Крайне необходимо обзавестись следующими журналами:

  1. Журнал регистрации вводного инструктажа
  2. Журнал регистрации первичного (повторного, внепланового, целевого) инструктажа на рабочем месте
  3. Журнал учета инструкций по охране труда на предприятии
  4. Журнал учета выдачи инструкций
  5. Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу
  6. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве
  7. Журнал учета проверки знаний правил и норм работы в электроустановках
  8. Журнал регистрации вводного противопожарного инструктажа
  9. Журнал учета занятий по охране труда
  10. Журнал учета первичных средств пожаротушения
  11. Журнал трёхступенчатого контроля (объединённый).
  12. ​ Журнал учета проверок Юридического лица, Индивидуального Предпринимателя, проводимых органами госконтроля (надзора)
    Ознакомтесь с комплектами обязательных журналов

Журналы по охране труда, которые обусловлены спецификой производства:

  1. Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям. для работы в электроустановках
  2. ​Журнал предрейсового осмотра водителей.
  3. Журнал учета выдачи нарядов- допусков на выполнение работ повышенной опасности
  4. Журнал учёта и содержания средств защиты и приспособлений.
  5. Журнал учета проверки и содержания электрозащитных средств приспособлений ручного электроинструмента и сварочных аппаратов
  6. Журнал учета работ по нарядам и распоряжениям.

7. Оказание первой доврачебной помощи:

Организуем обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим
Это требование статьи 212 ТК РФ «Обязанности работодателя»

8. Электробезопасность:

Проводим обучение и проверку знаний по электробезопасностисотрудников, которым по штатному расписанию необходимо иметь соответствующую группу по электробезопасности.

Проводим инструктаж неэлектротехнического персонала Вашей организации с присвоением группы 1 по электробезопасности и регистрируем в
Журнале установленной формы. Этого требует пункт 1.4.4.
» Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (ПУЭ)

9.Безопасность дорожного движения:

Когда предприятие использует собственный транспорт, понадобится обучение водителей по безопасности дорожного движения (БДД).
Приобретаем журналы по безопасности дорожного движения.

Требование статей 211 и 212 Трудового кодекса РФ и части 4 статьи 20 № 196 – Федерального закона » О безопасности дорожного движения»

10.Экология:

Необходимо провести обучение руководителя (директора) по курсу «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статья 73

Также обучение специалиста, назначенного приказом руководителя ответственным за обращение и утилизацию отходов, по курсу «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами.
Это требование статьи 15 Федерального закона от 10.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

11. Наглядные средства безопасности:

Оформляем кабинет или уголок по охране труда:
Потребуются стенды по тематике обучения и проведения инструктажей по охране труда.
Регламентируется Постановлением Минтруда РФ от 17.01.2001 № 7.

Оснащаем помещения предприятия и рабочие места предупреждающими, запрещающими плакатами, знаками безопасности и плакатами.

Вот главные основные начальные мероприятия и действия сотрудника, которому предстоит выполнять обязанности специалиста по охране труда с нуля в организации.

Очень рады, если помогли разобраться в нашем общем деле Охраны Труда!

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ОХРАНУ ТРУДА С НУЛЯ ЗА ПЯТЬ ШАГОВ

Ольга Гревцева, руководитель направления «Охрана труда» Актион-МЦФЭР

Если на предприятии работа по охране труда не велась и не от кого принять дела, начните работу с составления акта о том, что никаких документов по охране труда вам не передали, чтобы избежать неприятностей в дальнейшем. После составьте списки на обучение и направьте сотрудников в учебный центр. Следующим шагом разработайте и утвердите документацию по охране труда. Разберитесь с процедурами СОУТ и медосмотров, а также проконтролируйте работу с СИЗ. Выявите риски и составьте план по их устранению. Проверьте, когда вам ждать проверку, на сайте ГИТ.

С ЧЕГО НАЧАТЬ

Составьте акт, в котором укажите, что документы вам не передали и вы будете выстраивать систему управления охраной труда с нуля. Подпишите акт у руководителя кадровой службы и юриста. Это поможет избежать вопросов в случае, если до этого какие-то ЛНА по охране труда существовали, но вам о них не сообщили.

Проконтролируйте, чтобы составили приказ о вашем назначении на должность специалиста по охране труда.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 1. ОБУЧЕНИЕ

Запросите в отделе кадров штатную расстановку. По ней составьте список работников, которых нужно направить на обучение в учебный центр (п. 2.3.2 постановления № 1/29).

В этот список должны войти:

  • директор;
  • руководители подразделений;
  • сотрудники, которые выдают наряды-допуски;
  • сотрудники, которые проводят стажировку;
  • сотрудники, которые занимаются осмотром инструмента;
  • технические руководители;
  • главные специалисты.

Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр. После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно.

Остальных сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией.

Создайте приказ о назначении комиссии и положение о комиссии по охране труда.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 2. ДОКУМЕНТЫ

Разработайте и утвердите положение о системе управления охраной труда, для этого используйте типовое положение, которое утвердил Минтруд приказом от 19.08.2016 № 438н.

Разработка положения о СУОТ должна стать первым шагом в создании и обеспечении функционирования эффективной системы управления охраной труда в компании.

Составьте перечень локальных документов, которые должны быть в вашей организации. Этот перечень зависит от численности работников, видов деятельности предприятия, наличия вредных условий труда и других факторов.

Пример: На предприятии, где электротехнический персонал обучают внутри организации, должен быть приказ «О создании комиссии для проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации». А компании, где в штате нет электрика, этот документ не нужен.

Для создания перечня документов также можете воспользоваться чек-листами ГИТ. Из них вы сразу узнаете, какие документы запросят у вас при проверке.

Основные ЛНА, которые должны быть в организации, собраны в рекомендации.

В ваш список документации должны войти:

  • положения;
  • инструкции;
  • программы обучения;
  • приказы;
  • журналы.

Внимание: если в компании не вели журнал вводного инструктажа, начинайте новый с даты вашего назначения.

Нельзя восстанавливать журнал задним числом. Кто-нибудь из сотрудников может пожаловаться в ГИТ из-за того, что подписи хотят собрать задним числом, или инспектор обратит внимание, если журнал, которому по дате не один год, выглядит как новый.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

Ситуация: нужно ли ознакомить работников с НПА по охране труда под подпись

Нет, работников с нормативно-правовыми актами по охране труда под подпись знакомить не надо. Законодательство этого не требует.

Для работников нужно проводить инструктажи и обучение по охране труда в соответствии с Порядком № 1/29 по программам, которые разрабатывают с учетом требований НПА. Роспись работника в журнале инструктажей подтверждает, что они ознакомились с НПА по охране труда, которые необходимы для сферы деятельности, а подпись в протоколе проверки знаний подтверждает, что они знают все необходимые требования. Знакомить работников под подпись нужно с локальными нормативными актами компании.

ШАГ 3. СОУТ, СИЗ, МЕДОСМОТРЫ

Начните процедуру по проведению спецоценки условий труда, провести ее необходимо на основании Закона № 426-ФЗ. Как провести спецоценку быстро, экономично и качественно, узнайте из рекомендации.

По итогам спецоценки вы получите отчет с картами СОУТ для каждого рабочего места, там эксперт укажет необходимость проводить медосмотр и основание по приказу Минздрава № 302н. Организовать медицинские осмотры поможет рекомендация.

Пока результатов СОУТ нет, проводите медосмотр по факту присутствия вредного производственного фактора. По приложению 2 к приказу № 302н проводите медосмотр по факту выполнения трудовых обязанностей.

Так, списки на медосмотр будут больше, чем если бы была проведена СОУТ. После СОУТ сделайте необходимые корректировки.

Также проверьте, как ведется работа со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н.

Если в компании есть работы с вредными и (или) опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно организуйте работу со средствами индивидуальной защиты. Как сделать это правильно и какие документы оформить, читайте в рекомендации.

Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями и запланируйте закупку СИЗ на следующий календарный год.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 4. РИСКИ

Осмотрите территорию предприятия, выявите недочеты. Например, работники не используют СИЗ, места проведения опасных работ не ограждены, отсутствует разметка и предупредительные знаки, территория плохо освещена.

Все, что вы заметите при визуальном осмотре, – потенциальный несчастный случай, поэтому постарайтесь устранить подобные нарушения как можно скорее.

Введите ступенчатую форму контроля за охраной труда. Это обязательно на основании статьи 212 ТК и пункта 55 положения о СУОТ. Ступеней может быть любое количество, определите его в зависимости от особенностей производства. Как ввести такую форму контроля, смотрите на примере трех ступеней в рекомендации.

После проведите оценку профессиональных рисков, чтобы снизить затраты организации за счет улучшения условий труда. Чтобы провести оценку, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом и примерами создания классификатора, карты и шкалы оценки рисков.

После того как вы оцените весь масштаб своей работы, составьте поэтапный план. Распределите свою работу на четыре квартала. Распределите все мероприятия на год. Если придет инспектор ГИТ, он увидит ваш план и поймет, что работа по охране труда уже началась. Штраф будет, но правонарушение не будет признано длящимся и вы не понесете ни дисциплинарную, ни административную ответственность.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

ШАГ 5. ПРОВЕРКИ

Проверьте, включена ли компания в план проверок на текущий год. Эту информацию можно узнать на сайте территориальной ГИТ или на сайте Генпрокуратуры.

Если увидите свою компанию в списке, начинайте подготовку к проверке. Читайте в рекомендациях, как инспекция труда проведет плановую проверку, что перед ней учесть и как подготовиться к проверке по чек-листам.

Также в компании может пройти внеплановая проверка. Основания для внеплановых проверок приведены в статье 360 ТК, самое распространенное – жалоба работника.

О внеплановой проверке сообщают, как правило, не менее чем за 24 часа. Но если проверка пройдет по жалобе работника, инспекторы не предупредят (ч. 9 ст. 360 ТК).

Читайте в рекомендации, как пройдет внеплановая проверка и как к ней подготовиться.

Кликните на картинку, чтобы прочитать ответ

Ситуация: как организовать охрану труда на малом предприятии

Для малых предприятий действуют общие требования охраны труда. В том числе на таких предприятиях нужно:

  • разработать документы по охране труда;
  • организовать обучение по охране труда;
  • провести спецоценку условий труда;
  • определить работы, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, для которых оформляется наряд-допуск или выдаются СИЗ, необходимо специальное обучение или медосмотр;
  • организовать проведение медосмотров и т. п.

Внимание: до 31 декабря 2018 года в план проверок инспекции труда не включают малые предприятия (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ).

Это правило не действует на малые предприятия в отдельных сферах.

Особенности работы службы охраны труда на малых предприятиях зависят от количества работников на предприятии. Если на малом предприятии работает 50 и более человек, нужно ввести должность специалиста по охране труда или создать службу охраны труда.

Когда количество сотрудников в организации меньше 50 человек, создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда необязательно (ст. 217 ТК). В этом случае за охрану труда могут отвечать:

  • руководитель организации или назначенный приказом руководителя работник;
  • сторонние аккредитованные специалисты или организации по договору.

Передать ведение охраны труда на малом предприятии на аутсорсинг возможно, только если на предприятии меньше 50 сотрудников. Перед заключением договора со сторонней организацией проверьте ее регистрацию в Реестре аккредитованных организаций по охране труда.

Одна из обязанностей работодателя — обеспечить сохранность жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда как отдельное направление деятельности учреждения требует определенных расходов. Рассмотрим основные мероприятия и источники их финансирования в бюджетной сфере.

Каждое учреждение самостоятельно определяет для себя обязательный набор мероприятий в зависимости от специфики деятельности. Они должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном акте — Положении об охране труда, которое утверждается руководителем учреждения. Для каждого из мероприятий формируется порядок реализации, источники финансирования и порядок учета.

К сведению

Типовой перечень мероприятий в сфере охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.

Все затраты на охрану труда можно разделить на несколько крупных групп:

  • расходы на специальную оценку труда;
  • расходы на медосмотры;
  • расходы на покупку средств индивидуальной защиты;
  • расходы на обучение.

Все эти затраты ложатся на плечи работодателя, поэтому важно понимать, как отражать их в бухгалтерском учете. Учет расходов на охрану труда удобно вести в учетной программе, там же можно составлять отчеты в разрезе утвержденных мероприятий (программ).

Нужно помнить, что нарушение законодательных требований в области охраны труда влечет за собой административное наказание, максимально — штраф до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП).

Расходы на специальную оценку труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) позволяет выявить вредные и/или опасные производственные факторы, определить уровень их воздействия на здоровье сотрудника и сопоставить фактические значения с принятыми нормативами (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). По результатам СОУТ рабочему месту присваивается один из классов:

1-й класс — оптимальные;

2-й класс — допустимые;

3-й класс (с подклассами) — вредные;

4-й класс — опасные.

Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:

Дебет

Кредит

Отражены затраты на специальную оценку условий труда

0 109 XX 226

(0 401 20 226)

0 302 26 730

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

0 302 26 830

0 201 11 610

или

0 304 05 340

(для казенных)

Расходы на медосмотры

Требование проводить медицинские осмотры сотрудников связано со спецификой вида деятельности учреждения. Так, в приказе Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н основаниями для медосмотров работников названы:

— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;

— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;

— контакт с больными;

— повышенные физические нагрузки;

— работа с продуктами питания и пр.

Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами. Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.

Расходы на покупку средств индивидуальной защиты

В обязанности работодателя входит регулярно обеспечивать своих сотрудников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Состав, количество и периодичность выдачи средств защиты по разным должностям определены приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.

Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.

В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.

Дебет

Кредит

Приобретена спецодежда за счет средств учреждения

0 105 35 340

0 302 34 730

Оплачена задолженность поставщику за счет средств учреждения

0 302 34 830

0 201 11 610

или

0 304 05 340

(для казенных)

Списана спецодежда в связи с износом

0 109 XX 272

(0 401 20 272)

0 105 35 440

Обратите внимание, что о списании спецодежды можно говорить, когда срок ее службы истек, и она не пригодна для дальнейшего использования. Бухгалтерская проводка составляется на основании «Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря» (ф. 0504143). К списанию не относится выдача спецодежды работникам — это передача в эксплуатацию, то есть внутреннее перемещение, для которого отдельной проводки не требуется. К сведению

Если приобретенные средства индивидуальной защиты соответствуют пунктам 38, 39, 45 Инструкции № 157н (утв. приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н), учреждение может поставить их на учет как основные средства. В этом случае они будут учитываться не как спецодежда, а как основные средства.

Расходы на обучение персонала

Требование трудового законодательства пройти обучение и проверку знаний по охране труда распространяется на все организации вне зависимости от вида деятельности и формы собственности, более того — на всех сотрудников, включая руководителя (постановление Минтруда России, Минобразования России № 29 от 13.01.2003). В зависимости от величины штата учреждение должно выделить в отдельную штатную единицу должность специалиста по охране труда (штат менее 50 человек) или сформировать службу по охране труда (штат более 50 человек).

Сотрудники, ответственные за этот участок работы, а также руководитель и заместители руководителя учреждения должны пройти обучение. Это могут быть курсы по охране труда или курсы повышения квалификации. Срок — не позднее одного месяца после трудоустройства. Только после этого они могут проводить обучение и инструктажи остальных сотрудников.

Учреждение из собственных средств оплачивает своим сотрудникам обучение на курсах. Эти затраты отражаются в бухгалтерском учете такими проводками:

Дебет

Кредит

Оплачен аванс за обучение по охране труда

0 206 26 560

0 201 11 610

или

1 304 05 226

(для казенных)

Оказаны образовательные услуги по охране труда

0 401 20 226

(0 109 XX 226)

0 302 26 730

Зачет аванса

0 302 26 830

0 206 26 660

Оплачена оставшаяся по договору сумма за обучение по охране труда

0 302 26 830

0 201 11 610

или

1 304 05 226

(для казенных)

Финансирование расходов на охрану труда

Организация может оплачивать мероприятия по охране труда из бюджетов всех уровней, внебюджетных средств, за счет добровольных взносов сторонних организаций или физических лиц (ст. 226 ТК РФ). Важное уточнение: это направление деятельности учреждения не может оплачиваться из средств работников, никаких вычетов из зарплаты и покупки спецодежды за свой счет не допускается.

Часть мероприятий может оплачиваться из сумм взносов в ФСС, которые должны быть перечислены в текущем году. Объем финансирования — не более 20 % от суммы взносов за предшествующий год за вычетом аналогичных расходов.

Список мер, которые можно оплачивать за счет страховых взносов, объемен. Например, это могут быть расходы на проведение спецоценки условий труда, приобретение аптечек первой помощи или спецодежды, если она произведена в странах ЕАЭС, и другие.

Расходы, компенсированные из средств ФСС, отражаются в бухучете так:

Наименование операции Дебет Кредит
Начислены страховые взносы на травматизм (2 %) 0 109 XX 213 0 303 06 730
Перечислены денежные средства за материальные запасы, приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 34 830 0 201 11 610
Перечислены денежные средств за работы, услуги в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 302 25 830

0 302 26 830

0 201 11 610
Поступили материальные запасы в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 105 36 340 0 302 34 730
Отражены расходы на оплату услуг, работ в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 401 20 225

0 401 20 226

0 302 25 730

0 302 26 730

Начислены требования по компенсации расходов, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 209 30 660 0 401 10 130
Зачтены расходы, которые понесло учреждение в рамках мероприятий по предотвращению травматизма, путем встречного требования к ФСС 0 303 06 830 0 209 30 560
Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом расходов в рамках мероприятий по предотвращению травматизма 0 303 06 830 0 201 11 610

Практический пример

Государственное автономное образовательное учреждение «Петровский мукомольный техникум» в рамках программы по охране труда провело ряд мероприятий и произвело такие затраты:

  • приглашена сторонняя организация для оценки условий труда — 30 000 рублей;
  • по результатам спецоценки уточнены потребности и приобретена спецодежда — 5 100 рублей;
  • организован текущий медосмотр работников — 10 500 рублей.

Все расходы оплачены за счет средств на выполнение государственного задания.

Все операции отразим в бухгалтерском учете такими записями:

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Охраной труда должен заниматься специалист по охране труда

Зачастую в организациях обязанности специалиста по охране труда возлагают на любого работника: специалиста по кадрам, бухгалтера, мастера и т.д. Также нередко сам руководитель выполняет эти обязанности. Причем трудовая функция специалиста по охране труда на работника возлагается дополнительно, помимо работы по основной должности. Часто критерием выбора служит неосведомленность работника или нанимателя об объеме и составе работы в сфере охраны труда и ответственности (вплоть до уголовной) за результаты этой работы. Специальная подготовка такого работника в лучшем случае ограничивается повышением квалификации по охране труда и проверкой знаний в комиссии исполкома.

Охрана труда — это большой комплекс работ, начиная от инструктажей, медосмотров и заканчивая аттестациями рабочих мест по условиям труда. Выполнять эту работу должен специалист, имеющий высшее профессиональное (техническое) или среднее специальное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным (техническим) образованием, не менее 5 лет1, либо иметь дополнительное образование в форме переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, с присвоением квалификации «Специалист по охране труда».

ВАЖНО

Выполнение обязанностей по охране труда иным лицом, не имеющим соответствующего документа об образовании и квалификации, запрещено.

Согласно ст. 227 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда должен в установленном законодательством порядке создать службу охраны труда, или ввести в штат должность специалиста по охране труда, или возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, или привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.

При этом следует учесть, что работники службы охраны труда (специалисты, инженеры по охране труда) кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 8 Типового положения о службе охраны труда организации2), а значит, на них нельзя возложить дополнительные обязанности по другой должности (профессии).

Риски нанимателя

Возложение обязанностей по охране труда на лицо, не соответствующее необходимым требованиям, может повлечь ряд серьезных рисков, в числе которых:

  • непроведение инструктажа (первичного, повторного и т.д.) проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • необеспечение работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
  • допуск к работе работника, не прошедшего в установленном порядке медосмотр;
  • непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ответственность нанимателя

За допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, штраф составит от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее — КоАП).

За нарушение в области охраны труда, в частности за допуск работника к работе без медицинского осмотра (отсутствие медицинской справки), предусмотрен штраф от 8 до 45 базовых величин (ч. 2 ст. 9.17 КоАП).

КСТАТИ

За повторное совершение деяний, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 9.17 КоАП, в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения штраф составит от 15 до 50 базовых величин (ч. 3 ст. 9.17 КоАП).

В случае если выяснится, что работнику, допущенному к работе без медосмотра, данная работа противопоказана по состоянию здоровья, или наступит несчастный случай, наниматель несет ответственность вплоть до уголовной. Нарушение правил охраны труда должностным лицом нанимателя, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

ВАЖНО

За нарушение режима труда и отдыха работников наниматель, а также виновные должностные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ч. 4 ст. 9.19 КоАП).

За непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, штраф составит от 20 до 50 базовых величин, а для юридического лица — до 100 базовых величин (ч. 3 ст. 9.19 КоАП).

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (ст. 9.20 КоАП).

Отсутствие службы охраны труда, специалиста, инженера по охране труда можно отнести к нарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 9.17 КоАП, что влечет наложение штрафа от 5 до 40 базовых величин. За повторное аналогичное нарушение в течение года — от 15 до 50 базовых величин (ч. 3 ст. 9.17 КоАП).

Кто отвечает за охрану труда на предприятии?

Руководитель организации обязан создать в компании систему управления охраной труда — так указано в статье 212 Трудового кодекса. Но кого назначить ответственным? У предприятия есть сразу несколько вариантов. Об этом поговорим далее.

В задачи того, кто несет ответственность за охрану труда на предприятии, входит обеспечение безопасного поведения сотрудников. За 2018 год в России зарегистрировано 5969 несчастных случаев на производстве. Самая частая причина происшествий — несоблюдение техники безопасности. Каждый несчастный случай требует отдельной проверки и поиска виновных. Разобраться в нюансах расследования поможет грамотный юрист.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 13 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Введение должности специалиста по охране труда или отдельной службы

Работодателю нужно ввести должность специалиста по охране труда или создать специальную службу для этих целей, если в штате числится более 50 сотрудников. Если работников меньше и предприятие не занимается вредной производственной деятельностью, то можно не вводить отдельную должность, а передать функцию охраны труда:

  • сотруднику, назначенному руководителем предприятия;
  • индивидуальному предпринимателю или работодателю;
  • организации или специалисту по гражданско-правовому договору.

Важно. Если так и не определили, кто отвечает за охрану труда, то эту функцию выполняет руководитель предприятия.

Назначение ответственного без введения отдельной должности

Работодателю не обязательно вводить отдельную должность по охране труда. Можно назначить ответственным работника предприятия, оформив совмещение должностей. Закон не запрещает передать эти функции любому — главному бухгалтеру, рабочему цеха, специалисту отдела кадров и так далее.

Важно. Сотрудник должен письменно согласиться выполнять эту работу за отдельную плату. Новые функции прописываются в дополнительном соглашении.

За нарушение требований охраны труда предприятие ждет административный штраф по статье 5.27 КоАП РФ. За повторные нарушения деятельность организации могут приостановить.

Организация работы по охране труда в организации в соответствии с законодательством России

Организация работы по охране труда в организации возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить работникам безопасные условия труда, отвечающие государственным требованиям (п. 4 ч. 2 ст. 22, ст. 212 Трудовой кодекс РФ). Основные направления организации работы по охране труда в организации установлены в главах 33-36 Трудового кодекса РФ и Рекомендациях по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14. Организация работы по охране труда в организации это подготовка, принятие и выполнение решений с целью обеспечить безопасность жизни, сохранить здоровье и работоспособность работников в процессе трудовой деятельности.

1.Организация работы по охране труда в организации начинается с утверждения Положения об организации работы по охране труда. Если в организации больше 50 человек, работодатель создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ). Работодатель разрабатывает положение о создании и функционировании системы управления охраной труда в организации.

2.Организация работы по охране труда в организации предполагает обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве (ч. 2 ст. 212 и ст. 214 ТК РФ).

Работа по охране труда включает проведение с работниками инструктажей по охране труда, организацию их стажировок на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

Эта работа включает:

  • проведение вводного инструктажа по охране труда (с оформлением в журнале регистрации вводного инструктажа установленной формы);
  • проведение первичных инструктажей по охране труда с оформлением стажировки,
  • проведение повторных, целевых, внеплановых инструктажей по охране труда (с оформлением в журнале регистрации инструктажей);
  • разработку программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте;
  • разработку перечня профессий и должностей работников, освобожденных от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте;
  • разработку перечня вопросов, программы проведения вводного инструктажа по охране труда;
  • разработку перечня должностей тех руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку перечня профессий работающих, которые должны проходить стажировку перед допуском к самостоятельной работе;
  • оформление приказа руководителя организации о создании комиссии (комиссий) по проверке знаний работников по вопросам охраны труда (все члены комиссии и председатель комиссии в обязательном порядке обязаны сами пройти проверку знаний по вопросам охраны труда);
  • разработку программы обучения по вопросам охраны труда;
  • разработку вопросов экзаменационных билетов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку графика проведения проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • оформление протоколов заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда;
  • внесение записей о проведенной проверке знаний по охране труда в удостоверения установленной формы.
  • 3.Работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров работников организации (предварительного – при приеме на работу, периодического – в период работы). Эта работа включает:
  • разработку списка лиц, обязанных проходить периодический медицинский осмотр;
  • разработку графика проведения медицинских осмотров;
  • оформление приказа об обеспечении прохождения медицинского осмотра;
  • разработку плана мероприятий по улучшению условий труда в организации;
  • разработку перечня работ, для выполнения которых обязательно проведение медицинских осмотров.

4.Работодатель обязан организовать разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Эта работа включает:

  • разработку (с учетом штатного расписания) перечня инструкций по охране труда, который утверждается руководителем организации;
  • разработку, утверждение у руководителя организации инструкций по охране труда для профессий и видов работ. Инструкции должны быть обязательно согласованы с инженером по охране труда и подписаны руководителем структурного подразделения;
  • регистрацию инструкций по охране труда в журнал регистрации инструкций по охране труда;
  • ведение учета выдачи инструкций по охране труда в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

5.Планирование мероприятий по охране труда, а именно:

  • разработка плана мероприятий по охране труда;
  • утверждение сметы расходов, направленной на мероприятия по охране труда.

6.Работодатель обязан обеспечить работников организации средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Эта работа включает:

  • разработку перечня профессий, а также категорий работников, которым выдаются СИЗ;
  • оформление ответственным лицом своевременных заявок на получение спецодежды (с указанием размера одежды и обуви);
  • ведение учета выдачи СИЗ ( личные карточки учета СИЗ).

7.Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Эта работа включает:

  • издание приказа руководителя организации о создании комиссии по специальной оценке условий труда ;
  • оформление перечня рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда;
  • заключение гражданско – правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда;
  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • испытания (исследование) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление карт специальной оценки условий труда;
  • оформление протокола комиссии организации о завершении работы по специальной оценке условий труда;
  • отчет по результатам специальной оценки условий труда;
  • оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам специальной оценки условий труда подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • оформление перечня рабочих мест по тем профессиям и должностям, для которых работникам по результатам специальной оценки условий труда подтверждено право на доплаты за работу с вредными или опасными производственными факторами;
  • разработку и оформление плана мероприятий по улучшению условий труда.

8.Работодатель обязан обеспечить санитарно – бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. Это включает:

  • обеспечение работников организации санитарно-бытовыми помещениями, содержание их в исправном состоянии;
  • правильную эксплуатацию систем приточно-вытяжной вентиляции;
  • ведение журнала ремонта и эксплуатации оборудования;
  • разработку графика осмотров, очистки, ремонта вентиляционной системы;
  • обеспечение нормальной освещенности рабочих мест.

9.Работодатель обязан обеспечить организацию контроля в организации за состоянием условий труда на рабочем месте. Эта работа включает:

  • оформление инструкции о проведении контроля соблюдения законодательства по охране труда в организации;
  • ведение ответственными лицами журнала ежедневного контроля состояния охраны труда;
  • ведение ответственными лицами журнала административно — общественного контроля состояния охраны труда;
  • оформление акта ежеквартального контроля состояния охраны труда в организации, с указанием обнаруженных недостатков и мероприятий по их устранению;
  • издание приказа руководителя организации о проведении Дня охраны труда с назначением комиссии для проведения Дня охраны труда;
  • издание приказа руководителя организации о состоянии охраны труда в целом по организации.

10.Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Это работа включает:

  • оформление приказа руководителя организации о назначении комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве;
  • оформление материалов расследования несчастного случая на производстве (объяснительные от потерпевшего и свидетелей, медицинские заключения о характере и тяжести травмы, причинах смерти потерпевшего, а также о нахождении потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения);
  • оформления акта о несчастном случае на производстве формы Н-1;
  • оформление факта несчастного случая на производстве в журнале регистрации несчастных случаев;
  • разработку плана мероприятий по устранению нарушений, приведших к несчастному случаю;
  • оформления акта о непроизводственном несчастном случае формы НП;
  • ведение журнала регистрации непроизводственных несчастных случаев;
  • оформление приказа руководителя организации о проведении мероприятий по устранению причин несчастного случая, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения;
  • ведение журнала регистрации микротравм

11.Организация работы по обеспечению электробезопасности в организации. Эта работа включает:

  • издание приказа руководителя организации о назначении лица, ответственного за электрохозяйство;
  • издание приказа руководителя организации о проведении проверки знаний у неэлектротехнического персонала для присвоения группы по электробезопасности I;
  • разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности;
  • разработку перечня должностей и профессий, требующих присвоения электротехнологическому персоналу соответствующей группы по электробезопасности;
  • оформление актов принятия (допуска) электроустановок в эксплуатацию;
  • контроль наличия технических паспортов основного электрооборудования, зданий и сооружений объектов, сертификатов на электрооборудование;
  • разработку инструкций по эксплуатации электроустановок;
  • контроль наличия протоколов проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств;
  • контроль наличия схем электроснабжения;
  • оформление учета и содержания средств защиты в журнале учета и содержания средств защиты;
    оформление журнала испытаний средств защиты из электроизолирующих и полимерных материалов;
  • оформления протоколов испытаний средств защиты, для средств защиты, принадлежащих сторонним организациям;
  • оформление проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности I в журнале по проведению проверки знаний по технике безопасности у персонала, имеющего группу по электробезопасности

12.Предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами. Эта работа включает:

  • получение доплат за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (по результатам специальной оценки условий труда);
  • предоставление дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными производственными факторами (по результатам специальной оценки условий труда);
  • разработку перечня тех профессий и категорий работников, занятых в производствах, цехах, участках, иных структурных подразделениях, на работах, которые дают право на обеспечение молоком или равноценными пищевыми продуктами;
  • разработку перечня профессий тех и должностей работников предприятия, которые обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами.

13.Порядок организации работ повышенной опасности в организации. Эта работа включает:

  • разработку перечня профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • разработку перечня работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску;
  • оформление согласно установленной форме наряда-допуска;
  • предоставление необходимых СИЗ перед выполнением работ;
  • допуск к выполнению работ повышенной опасности определенной категории работников организации (мужского пола не имеющих медицинских противопоказаний, не моложе 18 лет, имеющих достаточный опыт, умеющих оказывать первую доврачебную помощь).

14.Организация работы по обеспечению пожарной безопасности, включающая:

  • издание приказа руководителя организации о назначении противопожарного режима в организации;
  • издание приказа руководителя организации о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность;
  • разработку общеобъектовой инструкции по вопросам пожарной безопасности;
  • оформление средств наглядной агитации, уголков по пожарной безопасности;
  • содержание первичных средств пожаротушения;
  • плановый осмотр первичных средств пожаротушения, своевременная перезарядка огнетушителей;
  • своевременное проведение инструктажей по пожарной безопасности (вводного, первичного, целевого, внепланового);
  • издание приказа руководителя организации о создании добровольных пожарных дружин;
  • разработку плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • разработку планов эвакуации работников и материальных ценностей на случай пожара;
  • оформление согласно установленной форме нарядов-допусков на проведение огневых работ;
  • ведение журнала регистрации огневых работ.

15.Информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах. Создание уголков и кабинетов по охране труда.

По вопросу организации работы по охране труда организации в соответствии с законодательством России презентация Валерия Анатольевича Корж Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ. Скачать презентацию Валерия Анатольевича Корж Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития РФ «Организация работы по охране труда организации в соответствии с законодательством России»

В каждой организации должен быть разработан комплект нормативных правовых актов по охране труда. Эти локальные нормативные , правовые акты являются непосредственной базой управления и функционирования системой охраны труда в организации.

Организация охраны труда на предприятии

Обновление: 1 июня 2017 г.

На предприятии работодателю следует правильно организовать мероприятия по защите жизни и здоровья трудящихся от воздействия неблагоприятных факторов на производстве. Организация охраны труда на предприятии должна соответствовать установленным законодательством требованиям с целью исключения или максимального сокращения производственных заболеваний, травм, несчастных случаев на производстве.

Организация работы по охране труда на предприятии

Работодателю при организации охраны труда следует исполнять требования следующих нормативных правовых актов:

  • Раздел Х ТК РФ;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 «Об оценке условий труда»;
  • Порядок, утвержденный Минтруда и Минобразования России 13.01.2003 N 1/29 (далее – Порядок);
  • Типовое положение, утвержденное Минтрудом 19.08.2016 N 438н (далее – Типовое положение).

Прежде всего, для организации соответствующей работы на предприятии работодателю следует учитывать положения ст.212 ТК РФ, содержащие перечень основных требований к работодателю по безопасности труда.

Одним из указанных требований являются создание и функционирование системы управления охраной труда (далее также — СУОТ). Для исполнения этого требования работодателю следует учитывать Типовое положение, на основании которого он сможет разработать свой локальный документ о СУОТ на предприятии.

Для достижения цели обеспечения безопасности на производстве с числом работников свыше 50 человек работодатель организует соответствующую службу или вводит в штат соответствующую должность специалиста. Если же число работников на предприятии 50 или менее, то указанная служба необязательна. Ее создание является правом работодателя.

Постановлением Минтруда от 08.02.2000 N 14 утверждены рекомендации по созданию такой службы (далее – Рекомендации).

Из п.п.1-2 Рекомендаций следует, что данная служба создается с целью организации охраны труда. Она создается руководителем предприятия и подчиняется ему же или его заместителю.

Полномочия службы (специалиста) по охране труда

Конкретные полномочия в этой сфере утверждаются работодателем.

Пункт 7 Рекомендаций закрепляет возможные функции подобной службы. Вот часть из них:

  • учет случаев травм и заболеваний, вызванных негативными производственными факторами;
  • организация оценки условий труда;
  • планирование мер для совершенствования охраны труда;
  • расследование травм на производстве;
  • подготовка для сотрудников программ обучения по охране труда и организация такого обучения;
  • рассмотрение жалоб от сотрудников по проблемам охраны труда;
  • контроль за соблюдением требований законодательства в данной сфере и др.

Формулировать в рамках организации охраны труда на предприятии мероприятия по обучению сотрудников и контролю за наличием у них соответствующих знаний следует с учетом норм Порядка, который содержит, в т.ч.:

  • правила инструктажа по технике безопасности;
  • перечень лиц, в отношении которых следует осуществлять организацию обучения и проверку знаний по безопасным способам выполнения работ.

При организации соответствующих мероприятий работодателю также следует помнить свои обязанности по:

  • соблюдению в соответствии с ТК РФ режима труда и отдыха работников;
  • приобретению для сотрудников спецодежды и других спецсредств защиты за свой счет;
  • обеспечению прохождения сотрудниками медицинских осмотров;
  • обеспечению прав работников на социальное страхование и др.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *