Опасность для детей в интернете

Общие понятия о детской безопасности в интернете и не только

Интернет позволяет получать тонны информации в одно мгновение. Но есть и обратная сторона медали — контент в Сети не всегда предназначен для психики ребёнка, поэтому нужно принимать меры по обеспечению безопасности детей в интернете.

В России действует федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон запрещает распространение нежелательной информации среди детей в зависимости от их возраста. Это относится не только к интернету — фильмы в кино и книги, например, тоже попадают под ограничения.

Пять типов информационной продукции по возрастным категориям:

  • для детей, не достигших возраста 6 лет;
  • для детей, достигших возраста 6 лет;
  • для детей, достигших возраста 12 лет;
  • для детей, достигших возраста 16 лет;
  • для совершеннолетних.

С 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться соответствующими отметками возрастной категории (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Но, конечно, маркировка контента не гарантирует полной информационной безопасности детей в интернете.

Угрозы интернета для детей

Нежелательный контент

Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери.

Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети:

  • Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.

С этой задачей справляется мобильное приложение «Где мои дети». Программа позволяет контролировать использование смартфона ребёнком.
Вы узнаете:
— не сидит ли ребёнок в YouTube во время отдыха;
— не играет ли на телефоне вместо занятий и
— какой возрастной рейтинг у игр, в которые он играет.

Установите приложение «Где мои дети» и смотрите статистику использования приложений ребёнком в своём телефоне.

  • Уделяйте время половому воспитанию детей. Поскольку эта тема табуирована в обществе, возможно, вам будет стыдно и неловко, но гораздо лучше, если ребёнок узнает достоверную информацию от вас, чем сомнительные вещи от кого-то во дворе, в школе или социальных сетях. Если идея поговорить о половых вопросах чересчур смущает, купите ребёнку хорошую книгу по теме.

Киберпреступность

Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона — от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.

Что делать, чтобы избежать этой опасности в интернете для детей:

  • Установите антивирус. Он будет блокировать подозрительные программы, которые ребёнок может нечаянно скачать на компьютер. Ими нередко пользуются хакеры, чтобы получить доступ к персональным данным. Кроме того, антивирус предупредит ребёнка о переходе по подозрительной ссылке, которая может позволить мошеннику дистанционно управлять устройством пользователя.
  • Учите ребёнка здравому смыслу. Он должен понимать, что некоторые вещи — например, имена и должности родителей, адрес, пароль от социальной сети и так далее — нельзя никому раскрывать. Объясните, что интернет позволяет любому человеку выдавать себя за кого угодно. Перед тем как встретиться с другом, которого нашёл в Сети, лучше поговорить со взрослыми. Здравый смысл — одно из главных правил безопасности детей в интернете.

<<Блок перелинковки>>

Кибербуллинг

Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, малыш подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.

Что делать для обеспечения детской безопасности ребёнка в интернете:

  • Обсудите с ребёнком ситуацию и дайте понять, что вы всегда его поддержите. Выясните, что могло послужить причиной происходящего, кто именно участвует в неприятном общении и как эти люди ведут себя в реальной жизни.
  • Лучший способ борьбы с агрессорами в Сети — игнорирование. Помогите ребёнку внести их в «чёрный список». Если в травле участвуют ученики школы, необходимо сообщить об этом учителю и школьному психологу. Если ситуация становится пугающей, соберите все доказательства (скриншоты, фото) и обратитесь в правоохранительные органы.
  • Если справиться самостоятельно у вас не получается, а учителя и администрация школы не хочет вмешиваться и остаётся в стороне, изучите портал Травли.NET, там вы сможете получить квалифицированную помощь о безопасности подростков в интернете и защите от кибербуллинга.

Чего делать не нужно

Не рекомендуется наказывать за увиденный нежелательный контент. Например, если вы обнаружили в истории браузера порнографию, не ругайте сына или дочь, спокойно поговорите об этом. Если вы ещё не поднимали тему полового воспитания — самое время это сделать.

Не стоит маниакально контролировать все социальные сети ребёнка, особенно читать переписки. Чем старше сын или дочь, тем острее воспринимается ваше вторжение в личное пространство. Чрезмерный контроль за безопасностью ребёнка в Сети может оттолкнуть детей от вас. Стройте отношения на доверии. Обучайте ребёнка правилам безопасного поведения в интернете и соблюдайте их сами.

Обеспечение безопасности детей в интернете — это важно, но стоит быть реалистами: никогда не получится создать волшебный мыльный пузырь и оградить ребёнка от всего плохого, что существует в мире. Рано или поздно дети в интернете сталкиваются и с нежелательным контентом, и со страшными фильмами, и с травмами. Ваше дело — помочь, поддержать, всегда быть рядом. Всегда оставайтесь на стороне ребёнка.

«Вести» выяснили, что важно знать родителям, чтобы 15-летняя девочка из Мариуполя была последней жертвой смертельных соцгрупп

Иллюстрация «Вестей»

Уже неделю страна обсуждает самоубийство 15-летней девочки из Мариуполя и волну подростковых суицидов, которая началась полгода назад в России и теперь докатилась до Украины.

Напомним, 7 декабря Вилена покончила с собой, выбросившись с 13-го этажа. Как позже выяснили правоохранители, этот поступок девочка совершила по подстрекательству суицидальной группы в «ВКонтакте». Администраторы этого сообщества подготавливали подростков к самоубийству, выдавая задания «квеста», в котором дети должны были наносить себе увечья по нарастающей. Апогеем опасной «игры» становилось самоубийство.

И хотя организаторы подобных групп умело подталкивают детей к непоправимому, уберечь их от такого шага можно, считают наши эксперты: Валентина Шапран, специалист по зависимому поведению, соавтор программы «Детский развивающий лагерь «Мирный», и Александр Сагайдак, суицидальный психолог тренингового центра «Совершенство», кандидат психологических наук.

Они рассказали, как распознать опасную группу в соцсетях, что делать, если у подростка появились резкие и несвойственные этому возрасту изменения, и что предпринять, если он попал под влияние суицидального сообщества.

Мощным противоядием увлеченности и слепому доверию «единомышленникам» из соцсетей эксперты называют искренние отношения в семье: не только детей и родителей, но и папы с мамой. Также создайте ребенку ощущение гавани дома семейными ужинами, совместными делами по вечерам, общим досугом каждый уик-энд и введением традиций вашей семьи.

«Вести» подготовили подсказку для родителей, чтобы они смогли помочь своим детям, оказавшимся зависимыми от убийственных соцсетей

Как распознать опасную группу

Логотип: знаки богов и ножи

У каждой группы «смерти» есть свой логотип. Чаще всего это символика богов — ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность. Изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне — все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.

Картинки и фото в сером, черном и красном цвете

Унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. При их рассматривании детская психика входит в состояние депрессии, замкнутой комнаты, из которой нет выхода.

Черный цвет — это загадочность, мифичность, потому привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм, внушая: чтобы попасть на «белую» сторону бытия, нужно пройти через «черное».

Серый цвет — это боязнь утраты, меланхолия и депрессия. Рассматривая серые картинки, подросток все больше утверждается в мысли, что его жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна.

Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни. Многие виртуальные игры, в которых героя убивают, а после перезагрузки он оживает, нарисованы именно в этих тонах. Ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром и свою смерть воспринимает как приключение, после которого можно начать все заново.

Засилье Слов на букву «С»

В призывах и постах таких групп много слов на букву «С». Этот прием — техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.

Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах навязывают подросткам мысль, что все в жизни тленно, всегда в жизни уходят близкие люди и дети остаются одни.

Фото: nedkar.lj.ru

Психоделическая музыка

Такие группы постоянно пополняются психоделической музыкой (самые распространенные — Psynergy Project, Twisted Mind, Beatroots и т. д), в которой биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.

Изобилие фраз о бессмысленности жизни

При этом фразы об одиночестве в этом мире, боли и разочаровании в людях замаскированы под цитаты известных авторитетных людей или слова священников. Например: «Вы все-таки человек, и я человек, а человеком быть — это чувствовать боль» — Марина Цветаева; «Люди и созданы для того, чтобы мучить друг друга» — Ф. Достоевский; «Я хочу стать человеком!» «Все, что греховное, что ненастоящее, — это временное, это подделка, это смерть!» — протоиерей Андрей Лемешонок.

А призывы к смерти вуалируются за красивыми философскими стихами. Например: «В 4:20 киты не проснутся, В тихом доме не ждет их рассвет. Звезды с неба на крыши прольются. Играешь со мной? — Жду ответ».

В хештеге — символичные слова

Например, «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока» и т. п. — это логотипы групп самоубийц. Также могут быть хештеги f57, f58, d28 и т. п., где обычно названия таких групп прописываются по алгоритму: буква — с нее начинается имя администратора, цифра — его порядковый номер самоубийства.

Ребенок вступил в опасное сообщество в соцсетях: четыре тревожных сигнала

1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей, а главное — интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный звоночек. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни — в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

2. У него меняется режим дня

Еще тревожные сигналы, указывающие на то, что ваш ребенок мог попасть под влияние опасной группы, — изменение распорядка дня (стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций) и завидная пунктуальность в его соблюдении. Особенно если за компьютер ребенок садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники.

А когда в онлайн-пространстве одновременно много детей, недовольных жизнью, настроение «жизнь — боль» легче поддерживать и внушать идею «сделай то-то — и тебе будет хорошо». Посещение группы становится ритуалом — чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных — очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

3. Подросток вялый и постоянно не высыпается

Если отбой у ребенка в обычное время, а утром его нельзя добудиться в школу — это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается. В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00 (есть группы «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д.

Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки

У всех подростков поведение — демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом у ребенка, попавшего под влияние опасных групп, появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует, не пряча. Тревожными сигналами считаются рисунки бабочек — они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп.

Недобрый знак, если в рисунках есть цифры — 57, 58, названия групп в «ВК», подталкивающих к суициду, или 50 — название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность. Ведь человек, не имеющий имени и фамилии, — это безликое существо, лишь цифра без собственной позиции, лишних вопросов и инициативы. А значит, им легко управлять. И эта цифра — порядковый номер самоубийства.

Подросток готов совершить самоубийство: признаки

1. Грустные мысли в постах на соцстраничке

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки — демонстраторы). Сначала на страничке в соцсетях — там, как ему кажется, «цифровое племя» — его единомышленники, которые его понимают, в отличие от «предков».

Мониторьте странички ребенка (но так, чтобы он этого не видел — тогда не станет прятаться и скрывать свои интересы в Сети). Увидев фразы «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» и т. п., сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы — это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» — подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве — это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

2. Появились на теле увечья (царапины, надрезы)

В суицидальных группах устраивают так называемый квест по нарастающей. Сначала им дают задания поцарапать, порезать себя и выложить фото увечий в Сеть, потом — убить какое-то животное и опять же сфоткать. Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

Спровоцируйте ссору, в которой ваше чадо сможет выговориться.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твою реакцию…» Главное — дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

Киты — это один из символов, которые используют подобные группы. Фото: 2queens.ru

3. Начинает раздаривать вещи

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, — насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте — собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве.

Не разрешайте расставаться ему с вещами — это может удержать его от суицида. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте. Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет — ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

4. Открыто заявляет о своей скорой смерти

В разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?»

Такие фразы — явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же показать ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, — покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, — это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

Что нужно делать:

Подозревая, что ребенок заинтересовался нежелательным контентом, проверяйте историю посещения ресурсов через браузер, но только когда ребенок этого не видит. Между прочим спрашивайте, на каких соцсетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.

Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.

Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня». Не задавайте вопросов — после искренности и любви, сквозящих в ваших словах, ребенок начнет открываться сам, пусть и не с первого раза.

Вместо дежурного «Как дела в школе?» спросите: «Тебе нравится твой класс? Твой учитель? Почему?» Вместо «Что ты сегодня ел?» — «Тебе понравился школьный обед? Чем именно?» Призыв к чувствам ребенка заставляет его давать развернутые ответы, а не «Все ок», «Да» или «Нет» — так вы узнаете о его эмоциональном состоянии, плюс ребенок, поняв (после нескольких дней), что вам важны его чувства, будет готов к вашим вопросам о любовных и дружественных отношениях, страхах и разочарованиях в жизни.

Чего нельзя делать:

Требовать от ребенка пароль от соцсетей или просить показать его сообщения — это вызовет обиду и гнев подростка за то, что родители нарушают его личное пространство, которое в этом возрасте — главная психологическая потребность.

Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня болит голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.

Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» — закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении.

Как прожить подростковый кризис и повысить доверие ребенка: советы родителям

Фото: journalby.com

Начальный кризис — в 10–12 лет — связан с неуверенностью, тревожностью из-за появляющегося сексуального влечения. В этом возрасте ребенок закрытый из-за конкуренции желаний: с одной стороны, он по-прежнему хочет поделиться своими переживаниями с родителями (он еще не успел отделиться от семьи), а с другой — чувствует потребность в самостоятельности: «Я уже взрослый, сам справлюсь!»

Дети в этом возрасте скучают по родителям и готовы на откровенность, если уверены, что мама с папой тоскуют по ним также. Поэтому почаще говорите, что вы скучали по ребенку целый день, ждали встречи и соскучились по вашим с ним беседам.

В 13–15 лет у подростков проявляется юношеский максимализм: ребенок начинает чувствовать свое превосходство, ему важен социум, из которого он хочет выделиться. Поэтому в его поведении проявляется «анархист». Он нуждается в эпатажности и старается делать все то, что ему было запрещено раньше, чувствуя свои «недюжинные» силы.

Душевная боль, уныние и отчаяние сопровождают этот этап взросления. Их можно нейтрализовать только радостью. А беря во внимание, что радость подростку может доставить удовлетворение главной потребности — признание его взросления, допустите его к ранее запрещенным удовольствиям и развлечениям. Пусть папа возьмет сына на игру в боулинг со своими друзьями. А мама разрешит на Новый год сделать дочери временную татуировку.

В 16–18 лет растерянность и капризы подростков связаны с тем, что они начинают осознавать, что своими конфликтами и выпадами они не только отстояли самостоятельность, но и взяли на себя некоторые обязанности. В итоге они хотят получить совет от родителей, но гордость им не позволяет сделать это прямо. Появляются злость и обида на родителей, ведь те не могут догадаться об их проблемах и переживаниях.

Внимательно прислушивайтесь к рассказам ребенка: в историях из жизни друзей зашифрованы проблемы его самого. Но не учите — подросток уйдет, хлопнет дверью, закроется в комнате и скажет: «Ты меня, как всегда, не понимаешь». При его выпадах возьмите паузу на 20–25 минут — такое время надо, чтобы улеглись эмоции. А потом поговорите спокойно, используя технику «Я-посылов»: «Мне больно, что ты кричишь на меня», «Если тебе интересно мое мнение, я могу дать тебе совет», «Я хочу тебе помочь». Ребенок пойдет на диалог охотнее.

В группе риска — дети из семей с достатком выше среднего

В группе риска не только дети с нестабильным моральным состоянием (из-за неполной семьи, при разводе, после смерти близкого человека или при вынужденном переезде в другой регион), но и подростки (13–18 лет) из богатых семей. Имея средства, родители могут позволить себе досуг — боулинг-клубы, сауны, SPA-салоны, отдых по нескольку раз в год на курортах. И чаще всего, увы, порознь. В итоге лишь создается видимость семьи, когда папа и мама лишь ночуют дома.

При этом детей такие родители стараются как можно больше загрузить кружками и допзанятиями, чтобы не только вырастить «успешными», но и переложить ответственность за ребенка с себя на воспитателей/преподавателей. В результате у детей появляется сильная эмоциональная перегрузка, вследствие чего возникает апатия ко всему. А завышенные требования зарождают в ребенке страх не оправдать родительских ожиданий, что выливается в страх перед будущим. Кроме того, из-за фактического отсутствия родителей в жизни ребенка он недополучает важного — ощущения тыла.

Одиночество усиливается гормональными перестройками: у девочек в 13–16 лет, мальчиков — в 14–17. В этом возрасте ребенок переходит в третий семилетний цикл становления личности, когда он желает найти себя в выбранном социуме. Если социум его не принимает (желаемая компания, любимый человек, класс), подросток входит в состояние депрессии, из которой пытается найти выход.

Ежедневно мы выходим в сеть — делаем покупки, общаемся с друзьями, работаем — и даже не задумываемся о том, что подвергаем свой компьютер и мобильные устройства большому риску. Документы, семейный фотоархив, рабочая переписка — всё это может исчезнуть в один момент из-за атаки очередного вируса. Операционный директор Adblock Plus Бен Уильямс рассказывает об основных видах интернет-угроз и о том, какие правила соблюдать, чтобы оградить свой компьютер от вредоносных программ.

Вирусная атака

Самая распространённая интернет-угроза — это атака вирусов. Из-за неё можно потерять информацию, которую вы годами собирали на компьютере.

Чтобы избежать проникновения вирусов на устройство:

  • Следите за регулярным обновлением операционной системы. Если этого не происходит, вирусам легче найти уязвимые места и проникнуть в компьютер.
  • Пользуйтесь антивирусными программами. Они устранят многие угрозы, подскажут, можно ли посещать неизвестный вам сайт, проверят файлы, скачиваемые из интернета.
  • Старайтесь не сообщать даже близким друзьям пароли от личного кабинета, банковских карт, социальных сетей, от рабочей и личной почты.

Спам и фишинг

Ваш электронный ящик напоминает мусорную корзину, в которую сваливают всё подряд? Значит, вы давно попали в базы спамеров. В потоке спама невозможно разобраться. Кроме того, просматривать вложения, прикрепленные к таким письмам, опасно, многие из них содержат вредоносный код.

Во время фишинговых атак на вашу почту приходит рассылка от ресурсов, маскирующихся под популярные сервисы (например, банковские). Мошенники от имени знакомых вам компаний запрашивают конфиденциальную информацию (номера и пин-коды кредитных карт, пароли от почты, сервисов, предоставляющих государственные услуги). Текст письма обычно провокационный и призывает пользователя к мгновенному ответу. Даже если информация кажется вам надёжной, лучше всего позвонить в официальную службу поддержки организации, от имени которой пришло письмо.

Чтобы избежать спама и фишинговых атак:

  • Старайтесь не оставлять адрес почты на сайтах общего доступа (соцсети, форумы, в комментариях).
  • Используйте несколько почтовых ящиков для разных целей.
  • Никогда не отвечайте на спам. После вашего отказа от рассылки письма могут пойти с новой силой.

Раздражающая и потенциально опасная реклама

Назойливая реклама преследует нас повсюду. Каждый сталкивался с ситуацией, когда перед видео на YouTube необходимо просматривать 30-секундный рекламный ролик. Это не только отвлекает от работы, мешает просматривать сайты, вести переписку: загрузка рекламного сообщения на вашем экране (будь то преролл или баннер) съедает часть вашего интернет-трафика. Получается, что за эту рекламу вы еще и платите. Часто из-за большого веса рекламных сообщений, сайты грузятся дольше. От этого у смартфонов значительно сокращается заряд батареи. Кроме того, реклама может содержать вредоносный код или вести на сайты с таким кодом.

Кибершпионаж

Программы-шпионы проникают в компьютер вместе с подозрительным контентом, который вы скачиваете из сети. Шпионы собирают личные данные, анализируют ваши действия, составляют список часто посещаемых сайтов, просматривают поисковые запросы, а затем отправляют эту информацию поставщикам интернет-услуг. Такие программы работают в фоновом режиме и, как правило, не заметны для обычных пользователей.

Вам может показаться, что шпионы безвредны, но это не так. Они способны отключить антивирус, а также передать ваши данные злоумышленникам.

Чтобы избежать знакомства с программами-шпионами, старайтесь не устанавливать на компьютер условно-бесплатные программы и не нажимайте на рекламные ссылки, которые открываются во всплывающих окнах.

Продать или купить в интернете

Покупать и продавать через интернет удобно. Но при этом — опасно.

Вы разместили объявление на популярном сайте? Не спешите радоваться, если вам позвонит покупатель, готовый немедленно приобрести ваш товар. Он сообщит, что хочет прямо сейчас перевести на вашу карту необходимую сумму. Всё, что от вас требуется — это реквизиты и несколько кодов, которые придут на ваш телефон. Псевдопокупатель исчезнет сразу же, как вы отправите ему кодовое слово или пароль, пришедшие по смс. Такая история закончится обнулением счёта вашей карточки.

Чтобы обезопасить себя от мошенничества с банковскими картами, помните:

  • Нельзя сообщать посторонним людям секретную информацию, размещённую на обороте вашей дебетовой или кредитной карты.
  • Для совершения операции по оплате достаточно фамилии, имени и отчества держателя карты, а также номера карты.
  • Если у вас возникает хотя бы малейшее сомнение в добросовестности продавца или покупателя, требуйте личной встречи и не передавайте деньги заранее.

Браузерный эксплойт

Вы открываете браузер, и вместо привычной домашней страницы вас ожидает сюрприз — сайт с сомнительным контентом. А при ошибке ввода данных в адресной строке автоматически происходит переадресация на неизвестный сайт. Если вам знакомы эти ситуации, то, скорее всего, вы столкнулись с браузерным эксплойтом, т.е. ваш браузер был атакован.

Чтобы избежать изменения работы браузера:

  • Не забывайте его регулярно обновлять.
  • Проверяйте, работает ли на вашем компьютере брандмауэр — специальная программа, которая сканирует данные из интернета и регулирует их передачу на устройство.
  • Не скачивайте условно-бесплатное рекламное программное обеспечение.

Цифровизация и виртуальность. Откуда они взялись и что нам делать?

Автор – Данила Уськов

Сегодня многие обсуждают дистанционное образование и всеобщую цифровизацию. Высказываются опасения по поводу того, кому в итоге попадут собираемые данные, как они могут быть использованы и так далее. Я, совершенно согласен с большинством опасений и выступаю резко против дистанционного образования. Однако, я должен сказать, что сам тип, ведущегося обсуждения, не охватывает проблему в полном объеме и лишает нас возможности до конца адекватно отреагировать на этот опасный вызов.

Виртуальная реальность

Иван Шилов © ИА REGNUM

Мне кажется достаточно очевидным, что чрезмерно интенсивное взаимодействие человека с гаджетами с самого юного возраста порождает определенный тип сознания. Появляется чуть ли не новая генерация людей, которых это сознание уже начинает определять. Однако интернет и компьютер сами по себе – не зло и не добро. Ведь, в самом деле, не уподобляться же нам луддитам, выступавшим против внедрения в производство машин еще в XIX веке, и не начинать же выбрасывать компьютеры и гаджеты из окон.

Да, мы должны реагировать на принимаемые законы, регулирующие правила сбора и обмена данными, следить за реформами в образовании и так далее. Все это очень важно, однако необходимо понимать, что еще важнее другое, а именно то, что проблема цифровизации находится не вне человека, а внутри него. В конечном счете именно от человека зависит – это он использует информационные средства и информацию или они его.

Внутри человека стоит некий «переключатель», который переводит его из одного состояния сознания в другое. Об этих различных состояниях и границе между ними, достаточно подробно говорил философ-марксист Вальтер Беньямин в своей классической статье «Искусство в эпоху его технической воспроизводимости». Вот что там написано:

«Кино вытесняет культовое значение не только тем, что помещает публику в оценивающую позицию, но тем, что эта оценивающая позиция в кино не требует внимания. Публика оказывается экзаменатором, но рассеянным».

Вальтер Беньямин 1928

Следует учесть, что «культовая позиция» для Беньямина – это, если говорить очень грубо и не вдаваться в детали, и есть реальность. Но кино располагает и, если угодно, соблазняет человека переключить сознание из режима восприятия реальности в режим «рассеянного экзаменатора». Сила же интернета и компьютерных игр, в этом смысле, гораздо мощнее любого кино. Более того, если вы смотрите настоящий киношедевр, то вы можете обнаружить в нем «культовую ценность», то есть выступить по отношению к нему не как «рассеянный экзаменатор», а как полноценный субъект, внимательно внемлющий содержанию. Но если вы «залипаете» в интернете, то вы смотрите в 99% случаев такой контент, к которому, действительно, иначе как «рассеянный экзаменатор» и не отнесешься. В итоге наступает что-то вроде привыкания. Причем, если такой режим «залипания» – он же режим «рассеянного экзаменатора» – становится основным с самого детства, то человек лишается возможности переключать режимы, ибо его основной «жизненный» опыт, касается только одного из них.

Наверное, кто-то начнет говорить, что компьютерные игры требуют участия, проявления реакции, определенного рода соображения и других навыков, то есть требуют не только позиции «рассеянного экзаменатора». На подобные возражения Беньямин далее отвечает:

«Человечество, которое некогда у Гомера было предметом увеселения для наблюдавших за ним богов, стало таковым для самого себя. Его самоотчуждение достигло той степени, которая позволяет переживать свое собственное уничтожение, как эстетическое наслаждение высшего ранга».

Думаю, понятно, что «переживание своего собственного уничтожения» должно было бы еще более вовлечь человека в реальность, чем компьютерная игра. Однако в крайних случаях отчуждения, за неимением опыта подлинного взаимодействия с реальностью, а главное, при нежелании самого человека столкнуться с собственным бытием, он, действительно, может умудриться смотреть на свою собственную гибель как бы со стороны, не говоря уже о гибели других. Но это крайний случай, а не крайний и уже вполне реальный – это когда дети, путая реальность и виртуальность, могут, например, попытаться убить своего друга для того, чтобы он стал зомби, с которым можно было бы, потом поиграть. Количество подобных историй растет день ото дня.

Таким образом, приход «технической» цифровизации следует рассматривать в неразрывной связи с приходом определенного «цифрового», «счетного» сознания, а значит и прихода определенной модели человека и общества. А следом за этим, неминуемо придут и определенные модели власти и управления. Причем, что самое важное, нужно учитывать, что такую «антропологическую цифровизацию» нужно себе уметь представлять и без цифровизации «технической». Цифровая техника является лишь мощным инструментом для усиления и активации определенных тенденций внутри человека, но ни в коем случае (внимание!) не является тем, что эти тенденции порождает, как обычно об этом принято думать. Если бы внутри человека не было чего-то такого, что является комплементарным «залипанию» в интернете, то он бы в нем «не залипал».

Карл Маркс

Такой взгляд позволяет понять, с чем действительно мы имеем дело и как отвечать на вызов. Суть же этого вызова была описана Марксом в «Манифесте коммунистической партии». Только сегодня, применительно к цифровизации, в слова Маркса нужно внести некоторые коррективы, но не более. Суть он описал верно. Вот она:

«Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям».

Замените слова «буржуазия», «деньги» и все что с ними связано, на «цифровизацию» и вы увидите, что именно сегодняшний процесс описал Маркс, но только с одной существенной поправкой. Если эксплуатация при помощи денег «прямая», «открытая» и «бесстыдная», то цифровизация делает ее опять «прикрытой», выполняя в этом смысле функцию «религиозных и политических иллюзий». Но процесс наступления царства «эгоистического расчета» во времена Маркса и сегодняшняя цифровизация – близнецы братья. Капитализм требует определенного типа сознания и модели человека, ну так она и приходит, кратно усиливаемая цифровой техникой. Но что же идет на смену капитализму, который после тотального уничтожения человека и культуры уже этим словом будет называть нельзя, и что можно этому противопоставить?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно иметь в виду, что любые состояния человеческого сознания и модели человека и власти (даже если они «цифровые») рассматривались в культуре. И, стало быть, ответы на поставленные вопросы нужно искать именно в ней. Причем такой подход к рассмотрению проблемы виртуальности предлагаю не только я.

В 1991 году при Институте человека РАН, основателем и директором которого был академик Иван Тимофеевич Фролов (1929−1999), был создан «Центр виртуалистики», который возглавил родоначальник виртуальной психологии Николай Александрович Носов (1952 – 2002). Сам Носов называет создание этого центра беспрецедентным и выделяет особую административную и иную помощь Фролова, без которого это начинание не могло возникнуть.

Иван Тимофеевич Фролов

Фролов был академиком, секретарем ЦК КПСС (1989−1990), главным редактором газеты «Правда» (1989−1990). В 1987-1989 годах Фролов так же был помощником Горбачева по идеологии и являлся одним из основателей его фонда. Носов так характеризовал причины, по которым «перестройщик» Фролов поддержал его начинание:

«Надо сказать, что у Ивана Тимофеевича были основания поддерживать виртуальные исследования. Дело в том, что виртуалистика предлагает подход, который позволяет интегрировать в единых моделях гуманитарные, естественнонаучные и технические знания и тем самым реализует идею комплексного, междисциплинарного подхода, провозглашенного в качестве методологической базы исследований Института человека».

На сайте virtualistika.ru опубликован «Манифест виртуалистики» Носова. Он, в частности, гласит:

«Мир виртуален. Виртуалистика делает возможным философски кон­цептуализировать виртуальность, сделать ее пред­метом научных исследований и практических преобразований».

Таким образом, мы видим, что создатели виртуалистики претендуют на целостное, междисциплинарное описание и изменение мира. Но саму виртуалистику создавал не один Носов. В манифесте он пишет:

«Возникновение виртуалистики датируется 1986 годом, когда вышла наша с О. И. Генисаретским статья «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора» (Труды ГосНИИ гражданской авиации. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 253. М., 1986, с. 147−155), в которой введена идея виртуальности, как принципиально нового типа события. Сам термин «виртуалистика» предложен мною и получил официальный статус в 1991 г., когда была создана Лаборатория виртуалистики в Институте человека Российской академии наук. В 1994 г. мною была защищена докторская диссертация по психологии «Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора» и опубликована монография «Психологические виртуальные реальности» (М., 1994. 196 с.), в которых изложены основы виртуалистики как самостоятельного направления в философии и науке».

Олег Игоревич Генисаретский с 1993 по 2005 годы был руководителем сектора психопрактик сознания и культуры Института человека РАН. Причем тут психопрактики? На сайте Центра виртуалистики ich.iph.ras.ru говорится:

«Ведущаяся в Центре философская работа включает в себя анализ духовного опыта человечества, представленного, в частности, системами таких мыслителей как Василий Великий, Исаак Сирин, Я. Беме, Э. Сведенборг, Фома Аквинский и др.»

Олег Игоревич Генисаретский

Андрей Романенко

Такое соединение виртуалистики с психопрактиками, разумеется, невозможно без какого-то основания, которое лежит в его основе. Центральной категорией виртуалистики, является «аретея». Вот что гласит манифест виртуалистики: «Слово «аретея» – греческий синоним латинского «виртус». Аретея – это практическая виртуалистика». Далее констатируется:

«Виртуалистика дает теоретическое и методическое обоснование для адекватного применения систем компьютерной виртуальной реальности. Для виртуалистики компьютерная виртуальная реальность есть одна из технологий аретеи (практической виртуалистики). Виртуалистика дает возможность адекватного включения технологии компьютерных виртуальных реальностей во все сферы человеческой жизни: воспитание, образование, медицина, политика и проч. Уже сейчас существуют проекты компьютерных программ, аретирующих человека без непосредственного участия аретевта. Аретея может быть применена во всех сферах жизни человека, поскольку везде возможно применение категориального различения на константное и виртуальное».

Как, надеюсь, стало понятно, я не зря говорил о том, что проблема цифровизации находится не только снаружи, но и внутри человека, и что ее необходимо понимать максимально широко. Но что такое этот «виртус», лежащий в основе виртуального мира?

Латинское слово «virtus» переводиться, как «доблесть». В древнем Риме был храм «Доблести и чести», в котором поклонялись богине Виртуте (доблести) и Хоносу (чести). Виртута часто изображалась спутницей бога войны Марса. Культ Виртуты, которая имела как женскую, так и мужскую ипостаси, стал возвышаться во времена правления императора Октавиана Августа. В его основе лежит слияние культов Беллоны и малоазийской богини Ма, которая была завезена в Рим в I веке до н. э при императоре Сулле. Культ богини Беллоны-Ма сопровождался оргиями и самобичеванием фанатиков и был близок культу Кибелы, который также имел малоазийское происхождение.

Остатки посвященного Виртус алтаря из провинции Нижняя Германия, III в

Стало быть, на наш вопрос о том, куда двигает нас цифровизация, в широком смысле слова, культура дает ответ – в мир Великой Темной матери. А что этому можно противопоставить? Культура говорит нам, что жизнь разлагающегося Рима была продлена благодаря христианству, которое спасло западную культуру. Оно заявило о любви к ближнему и наделило всех людей правом на душу, отменив рабовладение. Собственно, именно то, что называется душой, заставляет человека предпочитать реальность виртуальности, ибо виртуальность мертва, а реальность жива, и в ней есть место любви и всему тому, что буржуазия и виртуализация «утопляют в ледяной воде эгоистического расчета».

Источник

Оруэллу и не снилось. Тёмная сторона цифрового мира. Взгляд из Америки

Вся правда про дистанционное обучение. Крах системы. Рассказывает бывший директор школы

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Сегодня трудно представить жизнь человека без интернета. Всемирная паутина полностью захватила мир, дав людям бесконечное количество возможностей. Количество юзеров сети возрастает с каждым днем, и закономерно обсуждается вопрос о безопасности: в чем польза и вред интернета и какие угрозы скрывает виртуальный мир и как их предусмотреть.

Польза интернета для человека

Интернет начал свою историю еще с 1969 года, в период разгара холодной войны с Советским Союзом, когда Агентством Перспективных Исследований Минобороны США – ARPA, решалась задача соединения расположенных далеко друг от друга компьютеров при помощи телефонных линий для обмена информацией в случае ядерного конфликта.

Первая система связала между собой 4 компьютера, находившихся в разных частях США, а уже спустя год сеть начала свое полноценное функционирование. Из года в год она совершенствовалась, становилась все шире, постепенно превращаясь из военной и полностью засекреченной в доступную для многих пользователей. Так, к 2016 году количество юзеров достигло 3 млрд человек.

Несомненно, Всемирная сеть служит безграничным полезным информационным ресурсом и может считаться одним из главных достижений человечества. Интернет позволяет людям искать и передавать информацию на высокой скорости для решения от самых обыденных до сверхзадач.

Велика польза интернета и в развитии и обучении человека: современные технологии дают возможность осваивать целые пласты информации, вплоть до получения образования или даже освоения профессии в режиме онлайн. Да и работать также можно дистанционно: как в частном порядке, оказывая, например, скайп-консультации, так и организуя работу больших проектов с участием удаленных сотрудников, найти которых также поможет интернет.

Благодаря интернету человек получил невероятные возможности коммуникации. Одним из самых могущественных его свойств стало «стирание границ» — живое общение на огромном расстоянии теперь стало привычным.

Больше интересных фактов о пользе и вреде интернет — в видео:

Вреден ли интернет

Несмотря на всю свою пользу и спектр возможностей, интернет может нанести серьезный вред здоровью и вызвать множество негативных последствий.

Влияние на психику

Веб-серфинг. Влияние Всемирной сети на человеческую психику четко прослеживается, прежде всего, в поиске информации. Технологии построены таким образом, чтобы с помощью гиперссылок задерживать пользователя интернет как можно дольше на сайтах, оттягивая их внимание на хаотичное чтение ненужных сведений, которые отвлекают от насущных задач и целей человека.

Такая потребность в получении быстрой не требующей «пережевывания» информации формирует привычку потреблять ее поверхностно, автоматически, что ведет к информационному засорению.

При этом когда поток поступления информации затихает, человек чувствует пустоту и стремится снова восполнить образовавшийся ее дефицит. Так возникает вред зависимости от интернет. Всемирная организация здравоохранения в 2017 году признала феномен интернет-зависимости психическим расстройством, вреду последствий которого подвержен каждый десятый юзер.

Интернет также может с легкостью заменить для человека реальное общение, что активно сказывается на его отношениях с реальным социумом. Существует отдельный феномен СМС-зависимости, в результате которой человек начинает бояться реального общения.

Азартные пользователи также рискуют попасть на удочку вреда игорной зависимости, которая чревата серьезными последствиями, вплоть до случаев суицида в результате проигрыша.

Возможности интернет-сервисов так широки, что затрагивают самые тонкие слабости человеческой натуры. в том числе и страсть к покупкам. Доступность совершать быстрые покупки недорогих товаров, не вставая с дивана, развивает ониоманию, или шопоголизм.

Воздействие на нервную систему

Во время активной работы в сети нервная система обрабатывает колоссальные объемы информации. На сегодняшний день один пользователь интернета ежедневно пропускает через мозг такое большое количество сведений, что это способно приносит вред информационного перегруза нервной системы, с последствиями утомляемости, бессонницы, неврозов, апатии, повышенной тревожности.

В наиболее серьезных случаях это может привести к возникновению хронических заболеваний нервной системы, поэтому, проводя время в интернете, крайне важно его структурировать и периодически давать себе перерывы на расслабляющий отдых.

Ухудшение зрения

Проводя долгое время перед экраном гаджета, человек напрягает своё зрение в несколько раз сильнее, и дело здесь не только в мелком тексте перед глазами. Человеческий глаз по своим свойствам имеет сходство с фотоаппаратом. Для того чтобы сделать чёткий кадр, состоящий из мерцающих мелких точек, ему необходимо постоянно менять фокус, что увеличивает расход главного пигмента зрения – родопсина, приводящий к близорукости и другим заболеваниям глаз.

У художников близорукость возникает крайне редко, поскольку они все время переводят взгляд с холста на отдаленные предметы, что приносит пользу профилактики нарушений зрения.

Это можно перенять и в работе с гаджетами. Самым простым упражнением будет смена фокуса зрения с ближнего на дальний объект — это станет полезной профилактикой вреда близорукости.

Людям, проводящим много времени в интернет, специалисты рекомендуют приобрести полезные «компьютерные очки», в которые встроены специальные фильтры, приближающие цветовые параметры экрана к спектральной чувствительности глаз.

Влияние на опорно-двигательный аппарат

Постоянное пребывание в интернет в статичной позе перед компьютером влечет вред для обменных процессов в организме. Межпозвоночные диски теряют естественные свойства подвижности и больше подвержены деформации, что приводит к быстрому развитию остеохондроза или межпозвоночной грыжи.

Длительная работа за ПК может также привести к нарушению передачи нервного импульса от кончиков пальцев до головного мозга из-за нарушений свойства чувствительности нервных окончаний и возникновением постоянных судорог мышц кистей рук и предплечья.

Сильное перенапряжение сухожильно-связочного аппарата, мышц кистей рук и предплечья ведет к вреду развития туннельного синдрома – защемление нерва в канале запястья может потребовать даже хирургического вмешательства.

Польза и вред интернета для детей

В вопросе пользы и вреда интернета для детей ведутся активные споры, в которых сторонники современных технологий приводят аргументы о ценности интернета для полезного развития ребенка, в то время как скептики видят лишь вред воздействия соблазнов сети.

К полезным свойствам интернета для младшего поколения относят:

  • Неисчерпаемый ресурс полезной и познавательной информации и развитие навыков правильно в ней ориентироваться. Благодаря интернету можно развивать любознательность ребенка и обучить его алгоритмам поиска;
  • Интернет может стать полезным «тренажером» памяти и внимания, логического мышления ребенка;
  • Развивающие игры в интернет при правильном «дозировании» и подборе имеют свойства оказывать большую пользу в расширении эрудиции и кругозора, изучении иностранных языков — поскольку интернет содержит много полезных материалов по всем необходимым предметам познания – на любой возраст.

Важно при этом помнить о случаях, когда интернет может стать вредным для здоровья ребенка:

Долгое нахождение перед экраном компьютера снижает необходимую для развития физическую активность, формирует неправильные свойства осанки, ухудшение зрения. Чтобы избежать таких последствий, родителям стоит серьезно отнестись к вопросу организации места за компьютером. Необходимо отрегулировать высоту стула, которая позволит держать ступни на полу, а колени — согнутыми под прямым углом. Руки, согнутые в локтях, при этом также должны лечь на стол под прямым углом.

Для профилактики глазных заболеваний и ухудшения зрения, во время работы за компьютером ребенку нужно делать регулярные перерывы, а также периодически выполнять зарядку для глаз.

Влияние на психику. В ответственности взрослого — отслеживать, что просматривает маленький ребенок в сети интернет: это предупредит риски столкновения с вредной для психического развития информацией, например, насильственного характера, к которой он в силу своего возраста окажется не готов.

Влияние на социализацию. Свойства длительного пребывания в игровой реальности интернет могут сказаться вредом замены реального общения, необходимого ему для социального развития. Поэтому так важно контролировать частоту и время пользования электронными устройствами: с 3 до 5 лет это должны быть короткие промежутки, несколько минут в день, а к 7 годам время можно увеличить до получаса.

Польза и вред интернета для школьников

Мнения о пользе и вреде интернета для школьников сильно расходятся как у родителей, так и у педагогов.

Несмотря на все разногласия, нельзя отрицать то, что интернет является отличным помощником в учебных делах. С его помощью ребенок легко может найти необходимую ему информацию, детальнее разобрать непонятную тему или же отыскать ключи к решению тех или иных задач.

Обучающие ресурсы интернета будут полезными в развитии внимания, памяти, воображения, а также ассоциативного, логического мышления ребенка, помогут значительно упростить процесс обучения.

В связи с увеличением времени пользования интернет за экраном компьютера важно поддерживать условия профилактики нарушений нагрузки на позвоночник и зрение. Время нужно контролировать в пределах полутора — двух часов, с проведением регулярных перерывов.

Долгое пребывание перед экраном может также вызвать нарушение эндокринной системы, повышение артериального давления, головную и височную боль, усталость, а также боли в мышцах и суставах тела.

Чем опасен интернет для подростков

  • Сайты, связанные с тематикой секса и эротики. На просторах интернета насчитывается несчетное количество сайтов и ресурсов, пропагандирующих нездоровые сексуальные отношения. Это может нанести огромный вред как психике подростка, так и его нормальному сексуальному развитию;
  • Сайты, распространяющие информацию насильственного характера, пропаганду наркотических средств и другого подобного контента могут негативно отразиться на формировании ценностной ориентации: в этом случае важна живая связь с родителем, который обладает в глазах подростка авторитетом;
  • Онлайн-игры, могут сформировать зависимость, опасными сигналами которой являются: длительное времяпровождение ребенка в интернете (более 5 часов в день), подавленное состояние, агрессивное поведения, нежелание выходить из виртуальной реальности в реальный мир;
  • Азартные игры. Вред может таиться в потребности подростка быть независимым от родителей: неправильно сформированная, она может подтолкнуть к затягивающему влиянию онлайн-игр на деньги ;
  • Социальные сети и сайты знакомств в интернет, полезные для формирования идентичности, могут также подтолкнуть к социальной изоляции. Вместе с тем это может яро свидетельствовать о том, что в реальной жизни у ребенка могут быть серьезные проблемы в плане общение со своими сверстниками.

Важно! Технологии социального манипулирования могут также быть опасны именно в подростковый период, когда дети подвержены рискам объединения в сообщества, в том числе эксплуатирующие деструктивные настроения (нонконформизма, суицида и другие). В связи с этим родителям важно находиться в контакте с ребенком, чтобы иметь возможность донести информацию о сути подобных объединений в интернете и как избежать рисков их влияния.

Советы родителям: как обезопасить ребенка в интернете

Если ребенок еще довольно мал, проще всего контролировать его «виртуальные прогулки» в интернете с помощью специальных средств родительского контроля. Это могут быть как специальные приложения, так и встроенные в браузеры и плагины. С их помощью можно заблокировать доступ к нежелательным сайтам в интернете, опасным видео и фото, а также получать электронные уведомления о посещении ребенком тех или иных сайтов.

Современные телефоны и планшеты также оснащены встроенными приложениями родительского контроля, которые можно легко найти в настройках. Более того – многие производители оснащают свои продукты специальными «таблетками», которые направлены на защиту детей от вредной информации в интернете.

Как провести время в интернете с пользой

Существует огромное количество вариантов того, как сделать свое времяпровождение в интернете как можно более продуктивным и полезным. Главное – найти свой оптимальный под цели и интересы ресурс.

Одним из наиболее приятных вариантов провождения времени в интернете является общение: с помощью полезных инструментов социальной коммуникации — блогов, чатов, других социальных сервисов — восполняется дефицит коммуникации

Исследования показывают, что тенденция замены реальных отношений онлайн-общением, характерная для 90-х годов ХХ века сменилась на тренд укрепления реальных отношений с помощью интернет.

Интернет также помогает найти свою целевую аудиторию из единомышленников, как среду для возможности самовыражения человека.

Существует множество полезных ресурсов в сети интернет для самообучения. Находясь дома, перед экраном компьютера, человек может легко повысить уровень своей эрудиции, узнать много новой информации, выучить иностранный язык и многое другое.

Наиболее продуктивным и полезным вариантом времяпрепровождения в сети может стать работа. Возможность удаленной работы с помощью интернета охватывает все больше сфер: можно работать на компанию или стать фрилансером с возможностью самостоятельно организовывать свое время, без географической привязки к месту работы либо открыть свой бизнес в интернет. Возможности сети действительно для этого уникальны.

Существует много мнений на тему, в чем заключаются польза и вред интернета. Взвешивая все плюсы и минусы, каждый находит свой вариант использования этой технологией. Однако бесспорно только одно – уникальность интернета, который открывает для человека практически неограниченные возможности. Не потеряться в них поможет умение выбирать лишь самые нужные и полезные для себя ресурсы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *