Организации которые проводят специальную оценку условий труда

Содержание

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда

Самый актуальный реестр организаций и экспертов СОУТ

Посмотрите самый актуальный реестр организаций и экспертов России, оказывающих услуги специальной оценки труда (СОУТ), который опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. Для перехода на сайт Минтруда нажмите одну их кнопок:

Для чего нужен реестр СОУТ?

Реестр нужен для поиска организаций или экспертов, оказывающих услуги СОУТ, а также для проверки любой организации, чтобы узнать, имеет ли она право оказывать такие услуги или нет.

Ранее мы писали о том, что фирмы, у которых есть рабочие места должны проводить специальную оценку условий труда при создании рабочего места, и далее, с периодичностью 1 раз в 5 лет. При этом, согласно Российскому законодательству оценка не может проводиться самостоятельно. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая имеет право оказывать услуги СОУТ. Такие организации подлежат контролю и учету со стороны государства. Учет всех организаций СОУТ осуществляется в реестре на сайте Минтруда. Вы можете воспользоваться реестром Минтруда по СОУТ, чтобы найти любую из них.

На сайте можно ознакомиться со списком организаций, проводящих спецоценку условий труда, а также посмотреть реестр аккредитованных организаций по охране труда, осуществляющие функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек.

Требования к организациям, занесённым в реестр

Согласно Постановлению от 30 июня 2014 г. № 599 в реестре аккредитованных организаций по охране труда размещаются фирмы, которые соответствуют следующим требованиям:

— фирма имеет испытательную лабораторию, которая обязательно имеет аккредитацию Федеральной службой по аккредитации;
— в фирме работают как минимум пять экспертов, прошедших сертификацию на проведение СОУТ. С каждым экспертом должен быть заключен трудовой договор. Как минимум, один из экспертов должен иметь высшее образование врача в области гигиены труда.

В реестре СОУТ экспертов размещаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям:

— эксперт должен иметь высшее образование;
— в случае отсутствия профильного образования, эксперт должен иметь подтверждение повышения квалификации по соответствующим учебным программам оценки условий труда продолжительностью не мене 72 часа.
— эксперт должен уметь оценивать условия труда и иметь опыт работы не менее 3 лет в области охраны труда, в том числе в СОУТ.

Как пользоваться реестром СОУТ?

После перехода на официальный сайт Минтруда имеется возможность:

— задать критерии поиска нужной организации (эксперта), например, если Вы знаете название организации, ИНН или номер организации (эксперта) в реестре. Для этого необходимо ввести нужное значение в соответствующее поле и нажать «НАЙТИ».

— просмотреть в реестре все организации (всех экспертов), оказывающие услуги СОУТ. Для этого достаточно прокрутить страницу вниз, и ознакомиться со списком компаний (экспертов). Этот способ не очень удобен, т.к. требует бесконечной прокрутки списка, пока не найдется нужная компания. Также имеется возможность скачать все организации в файл Excel. Для скачивания нажмите на кнопку «Экспорт в csv».

— посмотреть организации, зарегистрированные в конкретном регионе России. Для этого необходимо немного прокрутить страницу вниз и найти поле «Субъект (количество организаций)». Выберете нужный регион и нажмите кнопку «НАЙТИ». Мы рекомендуем этот способ поиска организаций и экспертов, т.к. в этом случае Вы можете увидеть все организации в Вашем регионе проживания и выбрать одну из них для получения услуг СОУТ.

Какие сведения содержит реестр Минтруда по СОУТ?

Согласно Правилам допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30 06 2014 г. N 599 в реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда вносятся следующие сведения:

— название организации и ее местонахождение, а также название и местонахождение ее филиалов (дополнительных офисов);
— ИНН;
— ОГРН;
— регистрационный номер фирмы;
— дата, когда фирма занесена в реестр Минтруда по СОУТ;
— дата, начиная с которой фирма приостановила свою деятельность по СОУТ. (Приостановка деятельности может произведена организацией самостоятельно, но чаще всего по требованию органов госнадзора, в случае, когда такая фирма не отвечает требованиям законодательства);
— дата, начиная с которой фирма возобновила свою деятельность по оказанию услуг СОУТ на основании решения органов гос. надзора;
— дата прекращения деятельности фирмы в области СОУТ. Несмотря на то, что фирма находится в списке, она не имеет право оказывать услуги СОУТ.

В реестр экспертов СОУТ вносятся следующие сведения:

— ФИО эксперта;
— данные сертификата эксперта (номер сертификата, период действия, дата выдачи и срок окончания);
— область деятельности;
— дата прекращения сертификата эксперта СОУТ.

Какой закон требует ведение реестра СОУТ?

Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда формируется на основании статьи 21 Закона о специальной оценке условий труда N 426-ФЗ от 28 12 2013 года N 426-ФЗ.

В статье сказано, что сведения об организациях, проводящих СОУТ должны размещаться в Интернет открытым способом, чтобы любой желающий мог получить информацию. Список должен быть доступен на официальном сайте органа государственной власти ответственного за политику в области трудового законодательства (сайт Министерства труда и социальной защиты РФ).

Подытожим. Вы получили полное представление о реестре организаций проводящих специальную оценку условий труда и реестре экспертов СОУТ, которые работают в этих компаниях. Вы узнали, чем Вам может быть полезен реестр, как перейти на официальный сайт, где размещен реестр и как им пользоваться, что содержит реестр и какой закон требует его ведения.

Удачи в изучении материалов!

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Как и какими организациями осуществляется проведение СОУТ?

Каждый работодатель понимает, что должен обеспечить своим работникам соответствующие условия. И это не добровольное начинание, а требование закона. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда (СОУТ).

Подготовка и порядок проведения СОУТ

Нормативные акты нередко изменяются и дополняются, и положения о СОУТ — не исключение. Так, 1 мая 2016 года были внесены изменения в основополагающий Закон о специальной оценке условий труда. Данная редакция:

  • устанавливает 12-месячный срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда при организации новых рабочих мест, замене оборудования или изменении технологий. В остальных случаях он составляет не более 6 месяцев;
  • обязывает работодателя предоставлять организации, проводящей СОУТ, предложения работников по выявлению опасных производственных факторов, а также дает работнику право напрямую обращаться к организации, проводящей оценку, с предложениями по идентификации таких факторов;
  • обязывает работодателя сообщать оценивавшей условия труда компании об утверждении отчета о проведении СОУТ;
  • расширяет номенклатуру рабочих мест, подлежащих декларированию;
  • уточняет диспозитивный характер нормы о проведении оценки эффективности применяемых средств индивидуальной защиты;
  • уточняет номенклатуру сведений, передаваемых в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.

Позднее в Закон также вносились некоторые изменения, но они носили исключительно технический характер.

Что касается базовых положений специальной оценки условий труда, то они остались неизменными. Так, проведение СОУТ, как и раньше, делится на несколько этапов:

1. Подготовка

Работодатель создает комиссию по СОУТ, комиссия, в свою очередь, утверждает список рабочих мест, на которых будет проводиться проверка, а также график проведения СОУТ. Затем работодатель заключает договор с организацией, которая будет проводить специальную оценку, и предоставляет ей необходимые сведения о рабочих местах.

2. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Осуществляется сертифицированным экспертом из проводящей СОУТ организации. Если по результатам идентификации вредные или опасные факторы на рабочих местах не выявлены, на основании соответствующего заключения эксперта работодателем оформляется и подаётся в территориальный орган Роструда (Государственную инспекцию труда в субъекте РФ) декларация соответствия условий труда на этих рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

3. Исследования и измерения вредных и опасных факторов

Если вредные или опасные факторы были идентифицированы, специалисту организации, проводящей СОУТ, необходимо провести их оценку и инструментальные измерения. По результатам испытаний осуществляется разделение условий труда на рабочих местах на определенные классы по степени вредности (классы условий труда). При этом в случае, если на рабочем месте установлены оптимальные или допустимые условия труда (кроме рабочих мест, которые подпадают под ограничения части 6 статьи 10 Закона), работодатель также составляет и подает в Государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда.

4. Заключение

Организация, которая проводит СОУТ, предоставляет работодателю полный отчет, который включает:

  • информацию об организации, проводившей СОУТ;
  • перечень рабочих мест, на которых осуществлялась оценка, а также данные об опасных производственных факторах, если они были выявлены;
  • карты СОУТ с информацией о классе условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (если таковые были обнаружены);
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты (в случае ее проведения);
  • сводную ведомость СОУТ;
  • список мер по улучшению условий труда;
  • заключения экспертов по СОУТ.

Полезная информация

В общем случае измерения в рамках СОУТ проводятся на всех рабочих местах, подлежащих спецоценке, на которых идентифицированы вредные и (или) опасные производственные факторы. Однако если эти места аналогичны, то замеры проводятся только на 20% из них (но не менее 2 измерений), а их результаты распространяются на всю группу аналогичных рабочих мест. Но если хотя бы на одном рабочем месте выявляется какое-либо отличие, измерения проводятся на каждом рабочем месте.

Декларация соответствия условий труда на рабочем месте государственным нормативным требованиям охраны труда

Рабочие места, на которых вредные факторы не были идентифицированы, а также рабочие места, на которых по результатам СОУТ были определены оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда (кроме рабочих мест, подпадающих под ограничения части 6 статьи 10 Закона), подлежат декларированию. Работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местную Государственную инспекцию труда.

Декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета о проведении СОУТ. Однако если во время этого срока с кем-либо из работников, занятых на «задекларированном» рабочем месте, произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникнет, то ее действие автоматически продлевается на следующие пять лет.

На заметку

В соответствии с законодательством все работодатели обязаны проводить СОУТ. Не подлежат специальной оценке лишь рабочие места:

  • надомных работников;
  • дистанционных работников (фрилансеров);
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физическими лицами (речь идет, например, о строительных бригадах, проводящих ремонт квартир).

Не до конца урегулированным также остается вопрос о проведении СОУТ на рабочих местах государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Часть 4 статьи 3 Закона устанавливает, что СОУТ на рабочих местах этих работников регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе, однако до настоящего времени указанные документы не разработаны.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Далеко не каждая организация имеет право проводить СОУТ. Закон определяет требования к таким компаниям.

  • В уставных документах такой организации в качестве одного из основных или основным видом деятельности должно быть указано именно проведение СОУТ.
  • Организация должна иметь в штате минимум пять специалистов, имеющих сертификат эксперта на право проведения СОУТ. При этом минимум один из них должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования.
  • Организация, проводящая СОУТ, должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения лабораторию, аккредитованную Росаккредитацией на проведение необходимых видов измерений.

Подтверждением того, что организация отвечает указанным требованиям, является Уведомление о её включении в ведущийся Минтрудом России Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Выбирая компанию для проведения СОУТ, работодатель должен в первую очередь ориентироваться на наличие у нее данного Уведомления.

Проведение СОУТ обязательно для всех организаций без исключения, и это требование не является формальностью. СОУТ, без сомнения, окажет положительное влияние на ваш бизнес — продемонстрирует клиентам ответственный подход к организации рабочего процесса, а сотрудникам — их ценность для компании. Кроме того, вы сможете избежать штрафных санкций со стороны трудовой инспекции и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд.

Какую экспертную организацию можно привлечь для проведения СОУТ?

Рассказывает Ушаков Роман, заместитель генерального директора по научно-методической работе, руководитель службы технического контроля департамента ОТ EcoStandard group.

«Специальная оценка охраны труда требуется предприятиям по всей России, и сертифицированные эксперты нашей компании ежегодно оценивают свыше 415 000 рабочих мест. Помимо офиса в Москве, у нас есть филиалы в Санкт-Петербурге, Поволжье и на Дальнем Востоке. Мы занимаемся не только СОУТ, но и разработкой документации по охране труда, производственным контролем, оценкой рисков. Готовы провести отдельные виды инструктажей, помочь в расследовании несчастных случаев и взаимодействии с ФСС. У нас также есть учебный центр, где можно пройти курс обучения для членов комиссии СОУТ и общий курс по охране труда. Формы обучения — очная, очно-заочная и заочная. Индивидуальный подход позволяет нам разработать оптимальное решение проблем охраны труда для каждого клиента. СОУТ мы проводим не более чем за 20 дней, цена за одно рабочее место — от 770 рублей. Возможно комплексное обслуживание, в которое входят, помимо охраны труда, пожарная безопасность и экология. Понимая необходимость в сохранении коммерческой тайны предприятия, мы заключаем с клиентом соглашение о конфиденциальности».

P. S. После проведения СОУТ EcoStandard group оказывает клиенту бесплатную консультационную поддержку в сфере охраны труда в течение 5 лет.

*Цены актуальны на январь 2019 года, не являются публичной офертой.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

Екатерина Добрикова, Валерия Зеновина

racorn / .com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • Договор на проведение специальной оценки условий труда
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

Другие бланки

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Последняя актуализация: 19 февраля 2019 г.

Документы по теме:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»
  • Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
  • Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»
  • Приказ Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»
  • Приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»
  • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2020 года

Доброго времени суток!

Сейчас вас ждет все о проведении СОУТ в современных реалиях с учетом вступивших в силу изменений с 1 января 2020 года. А также поделюсь своим удобным алгоритмом, состоящим из 12 шагов, потому что ГИТ не дремлет и с начала 2019 года инспекция выявляет нарушителей закона и назначает им внеплановые проверки. Так как в ч.6 ст. 27 ФЗ № 426 говорится о том, что ранее действующая аттестация рабочих мест утрачивает силу к концу 2018 года, а также если компания только образовалась, то провести специальную оценку условий труда необходимо в срок до 31 декабря 2018 года.

Проведение специальной оценки условий труда

Вы даже можете и не узнать, что вас уже проверяют и готовят Распоряжение о грядущей проверке. Инспектор легко может проверить наличие действующей СОУТ у любой компании, достаточно знать ИНН и ОГРН, а это общедоступная информация.

База данных находится на портале Федеральной государственной системы (ФГИС).

«У вас еще нет спецоценки? Тогда мы идем к вам!» – скажет инспектор и направит Распоряжение.

Для того чтобы понять, что нужно сделать и как, необходимо выяснить для чего проводится СОУТ?

Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.

Государство борется за своевременное проведение специальной оценки условий труда, преследуя множество целей:

  1. Заблаговременно побеспокоиться о защите здоровья людей, направляя работодателя на создание более благоприятных условий для работы.
  2. Внедрить и проконтролировать внедрение комплекса мероприятий по снижению воздействия опасностей на организм человека работодателями.
  3. Стимулирует работодателей проводить СОУТ, компенсируя затраты через ФСС.
  4. Применяя дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный Фонд, обязывая работодателя выплачивать на льготную пенсию работникам. Даже если на данных рабочих местах нет по результатам спецоценки эта компенсация не определена, а его должность числится в Списках № 1и № 2, ранний выход на пенсию по закону ему положен.
  5. Назначение прочих гарантий и компенсаций для работников, например, льготное питание, дополнительные дни к отпуску, сокращение рабочей недели и просто надбавка к заработной плате.
  6. Обеспечение работников вредных производств более эффективными СИЗ. Выдал работодатель то, что нужно, можешь снижать травматизм и профзаболевания.
  7. Ну и просто оценить реальное понимание того, в каких условиях трудятся работники, что из себя представляет само предприятие.

Ответственность за непроведение СОУТ

Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что штраф с появлением Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019 размер административного наказания не изменился, а ответственность за непроведение СОУТ немаленькая.

Рано или поздно вас выявят, выпишут штраф и проводить спецоценку в любом случае обяжут и отговорки, типа, да мы ж бюджетники нас не финансируют, особо не спасут.

  • должностное лицо и ИП – от 5000 рублей до 10000 рублей;
  • ЮЛ – от 60000 рублей до 80000 рублей.

Живой пример.

В Управлении городского хозяйства небольшого городка произошел несчастный случай, соответственно, расследование, сбор документов, а спецоценки нет!

Руководитель пытался писать и объяснять, что он не виноват просто не были выделены средства, но инспектор непреклонен и выписал штраф за данное нарушение 60 тысяч рублей и на должностное 5 тыс.руб.

Руководителя это зацепило, он считал себя невиновным и обратился в суд. Но и суд был непреклонен, потому что на проведение спецоценки на вновь введенных местах дается 12 месяцев и можно было заложить в бюджет сумму, тем более проведение 1 рабочего места стоит от 1000 до 2000 рублей.

И как итог – требования статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 были нарушены, поэтому штраф пришлось оплатить.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет.

Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.

Кого включить в состав комиссии?

Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.

Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным.

Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ

График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Вроде бы, мелочь, а такая важная, а может очень неплохо прилететь за его отсутствие.

О том, как не допустить ошибок при составлении графика, почитайте в другой моей заметке. Следуем дальше.

Шаг 2. Перечень рабочих мест для СОУТ

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество.

Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают.

Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое?

Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.

Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные.

Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места.

Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных.

С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест.

Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

А как быть с проведением СОУТ на вакантных местах?

Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится, потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.

Это, конечно, очень неудобно, потому что если через какое-то время будет принят работник на данную должность, то придется снова организовывать проведение СОУТ.

Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ

Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже.

Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда. Минтруд дал разрешение, значит с ними можно работать.

Если вдруг вам интересно, какие требования предъявляет Минтруд, к организациям, проводящим СОУТ, можете почитать .

Шаг 4. Регистрация работодателя в ФГИС

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г.

До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер. Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете.

В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП.

Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Шаг 5. Проведение процедуры СОУТ

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Шаг 6. Идентификация потенциально опасных и вредных факторов

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

Что означает конкретно для работодателя каждый из классов вы можете .

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Примерно так…

Кроме того, если должность фигурирует в Списках № 1 и № 2, то должно быть льготное пенсионное обеспечение.

К примеру, сварщики, о том, как «не пролететь» с применением компенсаций можете прочесть в моей заметке.

Мда, работодателю, как правило, невыгодно наличие классов условий труда выше 2, это ж сколько дополнительной головной боли появляется, но в любом случае, организовывая проведение специальной оценки условий труда, вы имеете право снизить установленный класс, улучшив условия труда работника, например, купить и выдать в использование более эффективные СИЗ.

Шаг 7. Утверждение отчета по результатам СОУТ

Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов.

По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.

В случае если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем.

Уже большая часть дел сделана, но пошаговая инструкция проведения СОУТ вовсе на этот не заканчивается, остается еще много важных моментов, которые нельзя упустить впереди.

Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то получите штраф, потому как, нарушив порядок проведения специальной оценки условий труда, вас могут оштрафовать, точно также, как если вы вообще спецоценку не проводили. А оно вам надо? Штрафы выше приводила.

Думаю, нет! Сроки по окончании СОУТ нужно соблюдать строго, а не просто подписать отчет, думая, что ваша работа на этом завершена.

Такие четкие и жесткие рамки нужны для того, чтобы проведение СОУТ не затягивалась на несколько месяцев, чтобы все было четко и прозрачно и в любой момент можно было определить, кто затягивает выполнение этих работ.

После утверждения в течение 3-х рабочих дней нужно любым способом уведомить специализированную организацию, отправив утвержденный отчет. Это порядок обязательный и нарушать его нельзя.

Например, если вы отправили отчет почтой России, то обязательно заказным письмом, но суть не в этом, продублируйте отчет по электронной почте, потому как сроки уже будут нарушены, и вы подведете специализированную организацию и себя в том числе.

Получив ваш утвержденный отчет, компания-оценщик должна разместить его в реестре на сайте Минтруда и в течение 3 рабочих дней направить уведомление вам о регистрации отчета в Минтруде. С этого момента он считается утвержденным.

Обратите внимание, что если отчет не зарегистрирован, то он недействителен. Порядок проведения СОУТ очень усложнился, нужно быть постоянно начеку, помнить о сроках и о возможных штрафах.

Шаг 8. Декларирование

Что такое декларация, как ее правильно оформить, не допустив роковых ошибок, очень подробно расписала в этой заметке.

Кроме того, здесь вы можете узнать, как сэкономить и не проводить СОУТ через пять лет.

Если после прочтения у вас все еще останутся вопросы, пишите их в комментариях, будем разбираться.

Имейте в виду! Срок подачи декларации в инспекцию по труду – 30 рабочих дней с момента утверждения СОУТ, а с 2020 года – это регистрации отчета в реестре Минтруда.

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно.

Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее.

А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается. Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия.

Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, у них возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд.

Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Шаг 10. Публикация результатов на официальном сайте

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ.

Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо.

Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Шаг 11. Информирование ФСС

Форму 4-ФСС должны сдавать все организации и ФЛ, которые выплачивают доход физическим лицам.

Информацию о проведенной работе отразите в таблице 5.

Шаг 12. Заключительный этап

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере.

Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Стоит отметить еще и тот факт, что начисление компенсаций и льгот должно начинаться сразу после утверждения отчета.

Компания-сосед столкнулась с такой ситуацией – СОУТ у них утвержден был 20 июля, а начислять они решили с 01 августа.

За это можно и «влететь», потому как 10 дней уже действовала спецоценка, а работа еще не велась. Вот так вот. И об этом тоже стоит упомянуть в приказе.

Кроме того, следует сделать акцент о необходимости внесения в трудовые договора информации о том, какие работникам полагаются льготы.

Срок действия результатов специальной оценки условий труда – 5 лет, а декларацию по истечении срока можно продлить. И даже если срок действия предыдущей СОУТ закончился, хранить вы ее должны 45 лет, а документы по вредникам 75!

Основные выводы

Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах.

Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.

В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы:

  • когда проводится внеплановая спецоценка;
  • когда ее можно избежать, какие есть основные ошибки при проведении СОУТ;
  • кому не требуется проведение вообще и другие, поэтому обо всем этом решила выделить отдельный блок, что сразу вспомнила изложила в нем, а какие неразобранные вопросы будут поступать от вас, буду постоянно там их обновлять.

________________________________________________________________________________________

Получите документы по теме бесплатно

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

Вредные

1 степени

2%

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

Вредные

2 степени

4%

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

Вредные

3 степени

6%

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Вредные

4 степени

7%

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасные

8%

Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

ИП

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года 30 000 – 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 – 30 000 руб. Нет 70 000 – 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года 100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Как провести спецоценку: напомним основные правила

Порядок проведения спецоценки условий труда принят Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ в ред. (далее — Закон № 426-ФЗ). Напомним основные этапы для тех, кто еще не успел аттестовать рабочие места по новым правилам, и тех, кому в ближайшее время предстоит проходить эту процедуру вновь.

Первое слово — за работодателем

Внутренняя комиссия по проведению СОУТ может быть создана в организации только на основании приказа директора. Приказ определяет поименно членов комиссии, ее руководителя и регламент деятельности. В состав комиссии должны войти специалист по охране труда, представители профсоюзной организации, если таковая есть, а если нет — уполномоченные (доверенные) лица по охране труда от трудового коллектива (такого требование некоторых региональных ГИТ). Возглавляет комиссию работодатель или его полномочный представитель. Закон не называет необходимое количество членов комиссии, но содержит уточнение — количество должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Комиссия должна определить список рабочих мест, которые подлежат оценке. Если это начальная СОУТ или закончилось действие результатов АРМ, проводится спецоценка всех рабочих мест: и офисных, и производственных. Исключение составляют место работы дистанционных сотрудников. Аналогичные рабочие места — такое понятие вводит п. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ — выборочно. Замеры проводятся на 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест, но не менее двух. Результаты СОУТ потом распространяются на оставшиеся.

После определения перечня рабочих мест комиссия должна составить график проведения спецоценки и утвердить его приказом директора. Если СОУТ проводится поэтапно, следует учесть, что некоторые рабочие места должны быть обследованы в первую очередь (письмо Минтруда России от 8.12.2014 № 15-1/В-1829):

  • если должность или специальность дает сотруднику право на досрочную трудовую пенсию по старости;
  • если условия работы дают право на гарантии и компенсации;
  • если по результатам предыдущей аттестации/спецоценки были определены вредные и/или опасные условия труда (п. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Важно! Результаты спецоценки условий труда действительны в течение пяти лет.

Иногда у работодателя возникает необходимость провести внеплановую спецоценку. Закон № 426-ФЗ выделяет несколько оснований (п. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • создание новых рабочих мест;
  • по предписанию инспектора ГИТ;
  • изменение производственного процесса или замена оборудования, которые способны изменить условия труда;
  • изменение состава сырья, которое может негативно влиять на сотрудника;
  • изменение средств индивидуальной и/или коллективной защиты;
  • несчастный случай или выявленное заболевание, связанные с выполнением трудовых обязанностей;
  • обоснованное предложение выборного органа о пересмотре результатов действующей СОУТ.

В зависимости от оснований работодатель обязан провести внеплановую оценку в срок от 6 до 12 месяцев (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Следующий этап — найти лицензированную организацию, которая и проведет оценку рабочих мест. Выбрать ее можно в перечне, который представлен на сайте Минтруда РФ. После подписания договора работодатель должен передать организации всю информацию по условиям труда: документы, технологические карты, планировки помещений и пр.

Слово за подрядчиком

На этом этапе проводится идентификация и оценка факторов, негативно влияющих на сотрудников. Их подразделяют на:

  • физические (движущиеся механизмы, электрический ток, открытые режущие механизмы и пр.);
  • химические (газы, агрессивные жидкости, токсичные пыли и пр.);
  • биологические (микробы, бактерии, вирусы);
  • психофизиологические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).

Нанятая организация идентифицирует вредные/опасные факторы в соответствии со спецификой организации и передает этот перечень комиссии на утверждение (п. 2 ч. 2 Приказа Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 № 642н).

Затем происходит измерение реальных показателей по каждому рабочему месту. На основе этого исследования рабочим местам присваивается класс: 1 класс — оптимальные условия труда, 2 — допустимые, 3 — вредные и 4 — опасные (п. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

В Контур.Персонале сведения об условиях труда всегда доступны: информация хранится как в штатной единице, так и в личной карточке сотрудников

Узнать больше

Лицензированная организация, с которой у работодателя заключен договор, подводит итоги и собирает их в отчет. Форма отчета представлена в Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. В ней содержатся:

  • <>сведения об организации, проводившей специальную оценку;
  • перечень рабочих мест и перечень вредных и (или) опасных факторов;
  • карты спецоценки с указанием класса условий труда по конкретным рабочим местам;
  • протоколы исследований и измерений производственных факторов;
  • протоколы по оценке эффективности СИЗ и пр.

Отчет должны изучить и подписать все члены комиссии во главе с руководителем. Подписание должно быть зафиксировано протоколом заседания комиссии. Если один из членов комиссии по какой-то причине не может принимать участия в работе, издается дополнение к приказу на проведение СОУТ о замене одного из членов комиссии.

Если кто-то не согласен с результатами спецоценки, может сформулировать свои возражения в письменном виде. Важно, что последним подписывает отчет руководитель компании-нанимателя. Его виза на титульном листе отчета и станет отправной точкой для дальнейших шагов.

Не позднее чем через три рабочих дня после утверждения отчета работодатель обязан сообщить организации, которая проводила СОУТ, что отчет принят. Сделать это можно любым удобным способом, подтверждающим дату отправки, направив подрядчику копию подписанного отчета.

Важно! С даты утверждения отчета начинают действовать все полагающиеся сотрудникам компенсации, льготы и надбавки согласно ТК РФ.

Еще один важный документ, который работодатель составляет на этом этапе, — декларация соответствия условий труда на рабочих местах госнормативам охраны труда. Такую декларацию подают в ГИТ, если по результатам СОУТ не выявлены вредные и/или опасные факторы и рабочим местами присвоены классы 1 — оптимальный и 2 — допустимый. На это отводится не более 30 рабочих с дней с даты утверждения отчета руководителем. Декларация может быть передана лично в региональную государственную инспекцию по труду, выслана почтовым отправлением или подана в электронном виде, через сайт Федеральной службы по труду и занятости (Приложение 2 к Приказу Минтруда России от 7.02.2014 № 80н в ред. Приказа Минтруда РФ от 14.11.2016 N 642н).

Не позднее чем через 10 рабочих дней госинспекция должна уведомить компанию о том, что приняла декларацию, или вернуть документ на доработку.

Обнародуйте результаты СОУТ

Прежде всего работодатель должен под подпись ознакомить каждого сотрудника с итогами проведенной спецоценки (пп. 4 п. 2 ст. 4, п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это надо в течение 30 дней с момента утверждения отчета. Срок можно продлить, если сотрудник был в длительном отпуске или командировке, на больничном и пр.

Подписи можно оставить в карте спецоценки. Если на рабочем месте сотрудники меняются часто и в карте не осталось места, можно составить отдельный лист ознакомления. Если спецоценка проводится впервые, с каждым сотрудником следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору — тем более что пункт об условиях труда входит в список обязательных для трудового договора. Когда впоследствии будут приходить новые сотрудники, класс рабочего места и условия труда должны быть сразу указаны в трудовом договоре.

Кроме того, разместите на сайте своей компании информацию о присвоенных классах рабочих мест и перечне мероприятий по охране труда. Сделайте это не позднее 30 календарных дней со времени утверждения отчета (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

И последний этап этого долгого пути — сообщить о результатах спецоценки ФСС. В первый же отчет по обязательному социальному страхованию (форма 4-ФСС) внесите соответствующие сведения.

Штрафы и взыскания

В действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях выделен целый раздел, описывающий санкции для организаций-нарушителей. Пункт 5.27.1 КоАП содержит несколько оснований для взысканий:

Основание

Объект

Сумма штрафа, руб.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

Должностные лица

От 2 000 до 5 000 или предупреждение

ИП

От 2 000 до 5 000

Юридические лица

От 50 000 до 80 000

Непроведение или нарушение установленного порядка проведения СОУТ

Должностные лица

От 5 000 до 10 000 или предупреждение

ИП

От 5 000 до 10 000

Юридические лица

От 60 000 до 80 000

Допуск работника без прохождения обучения и проверки знаний, без обязательных медосмотров и пр.

Должностные лица и ИП

От 15 000 до 25 000

Юридические лица

От 110 000 до 130 000

Необеспечение работников СИЗ

Должностные лица и ИП

От 20 000 до 30 000

Юридические лица

От 130 000 до 150 000

Повторное правонарушение в сфере охраны труда

Должностные лица

От 30 000 до 40 000 или дисквалификация от одного до трех лет

ИП

От 30 000 до 40 000 или приостановление деятельности до 90 суток

Юридические лица

От 100 000 до 200 000 или приостановление деятельности до 90 суток

Как Правильно Провести СОУТ? Инструкция По Применению!

Приветствую, уважаемые друзья! Основополагающим моментом для правильного проведения специальной оценки условий труда является выбор специализированной организации, которая будет являться непосредственным исполнителем данной услуги. В связи с тем, что к нам стали приходить многочисленные вопросы касающиеся проверки организаций, которые оказывают услугу по проведению специальной оценки условий труда, она же СОУТ, мы решили изложить своего рода алгоритм такой проверки в этой небольшой заметке.

Ищем исполнителя и проводим СОУТ…

1. Сначала надо посмотреть потенциальных исполнителей СОУТ в официальном Реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда. При этом не обязательно заполнять все поля поиска, достаточно указать ИНН организации, которую вы хотите проверить.

Проверили? Идём дальше…

Внимание! Мы запустили бесплатный онлайн-сервис по выбору аккредитованных организаций для проведения СОУТ. Запросите стоимость услуг СОУТ у всех исполнителей в 3 шага и выберите лучшего. Перейти к подробностям СОУТ ПРО (откроется в новой вкладке)

2. Как известно, в штате организации, которая занимается проведением специальной оценки условий труда, должно быть не менее 5-ти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по СОУТ. Кроме того, организация проводящая СОУТ, должна иметь в штате не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Батюшка Минтруд также ведёт Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, но загвоздка в том, что в нём нет привязки эксперта к организации проводящую СОУТ. Поэтому что бы не попасть впросак при выборе организации, помимо копий сертификатов экспертов следует запрашивать гарантийное письмо, в котором потенциальный исполнитель гарантирует, что такие-то специалисты с такими-то сертификатами находятся у него в штате. При этом также не обязательно заполнять все поля поиска, достаточно указать, например, номер сертификата эксперта.

3. Дополнительно можно проверить сведения об организации проводящей СОУТ и её надёжности через запрос выписки ЕГРЮЛ на сайте Федеральной налоговой службы.

С помощью выписки ЕГРЮЛ можно узнать текущую информацию об организации (информацию о местонахождении, генеральном директоре и т.д.).

4. Чтобы на свою голову не заключить договор об оказании услуг на проведение специальной оценки условий труда с организацией, которая участвует в судебных разбирательствах в качестве ответчика по роду своей деятельности, можно обратиться к картотеке арбитражных дел. Ищем организацию по ИНН.

5. Ещё один риск, заключить договор об оказании услуг на проведение специальной оценки условий труда с организацией, которая находится на стадии банкротства. В помощь нам Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. В правом верхнем углу поиск по ИНН.

6. Так как многие организации, проводящие СОУТ, являются участниками системы закупок для государственных и муниципальных нужд, их также можно проверить на добросовестность. Для этого обращаемся к Реестру недобросовестных поставщиков.

Вот пожалуй и весь алгоритм проверки организаций, которые оказывают услуги по проведению специальной оценки условий труда.

Есть конечно и другие критерии выбора организаций по СОУТ, но об этом как-нибудь в другой раз.

На этом всё. Если алгоритм пригодился, чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки 😉 Спасибо за поддержку!

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *