Организация воинского учета

Каждое предприятие независимо от формы собственности и размеров должно вести воинский учет, если в его штате числятся военнообязанные сотрудники. Руководитель назначает ответственного за воинский учет. Он, в свою очередь, ведет всю необходимую документацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Методическими рекомендациями, а также Положениями и Федеральными Законами РФ в области обороны, ответственный за воинский учет должен проводить сверку всех документов военнообязанных сотрудников. Такие меры позволяют своевременно выявить недочеты в работе или неправильное заполнение документации. Также эти меры направлены на обеспечение качественными людскими ресурсами Вооруженных Войск РФ на период мобилизации и военных действий.

Воинский учет: план графика сверок

Все документы по ведению воинского учета (личные карточки Т-2, журналы, ведомости) предоставляют на утверждение в военные комиссариаты и военкоматы при постановке предприятия на воинский учет в органах местной власти. Ответственный за воинский учет регулярно проверяет достоверность информации, которую вносит в карточки сотрудников. В некоторых случаях данные военнообязанных могут изменяться. Например, работник изменил фамилию, или его освободили от выполнения воинских обязанностей по состоянию здоровья.

Важно! О каждом изменении военнообязанный сотрудник должен сообщать ответственному за ведение воинского учета.

Дата сверки и время ее проведения устанавливаются военными комиссариатами и военкоматами. В тех регионах, где нет таких организаций, проверками предприятий занимаются органы местного самоуправления. Сверки могут проводиться несколько раз в год.

В ходе мероприятий проверяют соответствие таких данных военнообязанных граждан:

  • ФИО;
  • дату и место рождения;
  • образование (во время работы данные о нем могут изменяться);
  • семейное положение;
  • состояние здоровья;
  • адрес места жительства или пребывания;
  • прохождение военных сборов.

Также проверке подлежат документы, которые свидетельствуют о принадлежности сотрудника к воинским обязанностям. К ним относят удостоверения и билеты. Если сотрудник является военнообязанным, и у него нет ограничений на призыв к военной службе, он должен состоять на воинском учете по месту регистрации (проживания) или пребывания.

После сверки данных, в журнале проставляют дату проведения мероприятия, а также указывают должность и ФИО лица, которое провело их. Списки военнообязанных граждан составляют в двух экземплярах. На каждом из них проставляют регистрационный номер. Два экземпляра должны подписать ответственные лица предприятия и военкомата. Один из них остается на хранении у ответственного за ведение воинского учета, второй – передается в военный комиссариат.

Вести воинский учет в организации – это обязанность каждой компании, а далеко не право, как многие считают. Об этом нам говорит Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8). При этом многие организации пренебрегают этой обязанностью, поскольку штрафы за недобросовестное ведение воинского учета в организации или неведение его вовсе, ничтожно малы по сравнению с нарушениями других участков ведения кадрового делопроизводства, и не превышают 1000 рублей по каждому виду нарушения (гл. 21 КОАП РФ). Однако каждая компания рано или поздно приходит к необходимости постановки воинского учета, так как районные военкоматы с определенной периодичностью посещают каждую компанию, осуществляющую свою деятельность на вверенной им территории. Кроме этого, нужно помнить, что штраф может быть наложен за каждый «инцидент» нарушения, а не только за факт нарушения.

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у специалистов по кадрам в ходе проведения работ по организации воинского учета в компании. Ведь, несмотря на наличие точных указаний от Генерального штаба, непосредственно в начале работ, особенно, когда это делается впервые в жизни специалиста, указаний становится недостаточно. Нужен четко сконструированный план. Именно по принципу плана и будет построена наша статья.

Начиная работы по организации воинского учета, прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет так называемая «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ). В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы, поэтому, если вы собираетесь вести воинский учет по всем правилам, то наличие этой папки, прежде всего, в ваших интересах, а потом уже – в интересах прохождения проверки.

Обязанность по ведению воинского учета возложена на руководителя организации «по умолчанию». Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа). Далее готовится пакет документов для постановки организации на воинский учет: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации и военное время, а также список призывников.

Особое внимание следует уделить картотеке личных карточек граждан, пребывающих в запасе. Строится она по форме Т-2, но сортируется по составу:

  • отдельно личные карточки офицеров запаса;
  • отдельно личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
  • отдельно личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
  • отдельно личные карточки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.

При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:

  • Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из данных документа воинского учета: командный, инженерный и технический, военно-гуманитарный,педагогический, юридический, медицинский, ветеринарный.
  • Полное кодовое обозначение ВУС также указано в документе воинского учета, вносится в карточку в полном соответствии с военным билетом.
  • Категория годности к военной службе также представлена на соответствующей странице в военном билете. При этом, если запись о годности отсутствует, то проставляется категория годности «А» (так часто бывает у офицеров запаса).
  • Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете.
  • Графа «Состоит на воинском учете» заполняется по следующим строкам:

а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;

б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).

  • Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.
  • Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет): графы «Категория запаса», «Состав (профиль)», «Полное кодовое обозначение ВУС» и «Состоит на воинском учете» не заполняются. В графе «Воинское звание» делается запись простым карандашом «подлежит призыву».
  • Категория годности к военной службе записывается буквами в соответствии с данными документа воинского учета:
    А — годные к военной службе.
    Б — годные к военной службе с незначительными ограничениями.
    В — ограниченно годные к военной службе.
    Г — временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
    Д — не годные к военной службе (снимаются с воинского учета).

(При отсутствии записей проставляется категория годности «А»)

При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Своё требование к заполнению данных полей они мотивируют тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени. Возможно это и так, но нам, кадровикам, это обстоятельство, конечно, работу не облегчает. Особенно, если в компании менее 500 сотрудников – в этом случае воинским учетом сотрудник занимается наряду со своей основной работой. И только тогда, когда ГПЗ более 500, полагается отдельный работник на этот участок работ.

В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.

Последним шагом в этом нелегком деле,организации воинского учета на предприятии с нуля,послужит подготовка рабочей папки, где будет храниться вся исходящая и входящая документация по воинскому учету. Именно в эту папку будут перенесены на хранение уведомления о приеме и увольнении сотрудников, готовящиеся в течение 2-х недель, переписка с военкоматами и так далее. Рекомендуется все исходящие документы готовить в 2-х экземплярах – один для военкомата, второй – для работодателя. На документах необходимо проставлять исходящий номер и дату. Документы, передаваемые в военкоматы напрямую, рекомендуется передавать по описи, а при отправке по почте – обязательно прикладывать опись об отправке. В ином случае будет достаточно трудно доказать, что вы своевременно, в соответствии с требованиями законодательства осуществляли работы по воинскому учету.

Дальнейшее ведение воинского учета осуществляется согласно плану ведения воинского учета в организации с соблюдением сроков, указанных в плане.

* * *

Как вы видите, ничего сложного в ведении воинского учета в принципе нет. Здесь больше однообразной, бумажной работы, которая не каждому человеку приходится по нраву. Кроме этого, работы по постановке и ведению воинского учета достаточно трудозатратны, так как предполагают наличие отдельной картотеки Т-2 военнообязанных, которую также нужно вести, заполнять и пополнять, как и основную.

Вести или нет воинский учет – конечно, компания может решать сама, как и то, платить заработную плату работникам на карту, отчитываясь во все соответствующие фонды, или выдавать её в конвертах, лишая сотрудников будущей пенсии и других льгот. Но, исходя из опыта, если ваша компания уже «засветилась» в военкомате тем или иным образом, товести воинский учёт придётся по всем правилам.

ОРГАНИЗАЦИЯ БРОНИРОВАНИЯ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ведение воинского учета в организациях здравоохранения.

В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и «Положения о воинском учете» во всех организациях здравоохранения (независимо от организационно-правовой принадлежности) осуществляется работа по воинскому учету.

Ведение воинского учета и бронирование ГПЗ, работающих в учреждениях, организациях и предприятиях МЗ РФ проводится на основании «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», разработанных Генеральным штабом ВС РФ в соответствии Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учет».

Для организации воинского учета и бронирования ГПЗ в организации здравоохранения издается соответствующий приказ. Данным приказом устанавливается конкретное должностное лицо, на которое и возлагаются обязанности по ведению воинского учета и бронирования ГПЗ.

В организациях здравоохранения:

— на общем воинском учете состоят ГПЗ, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время.

— на специальном воинском учете состоят ГПЗ, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

Воинский учет ведется по личной карточке работника (унифицированная форма № Т-2). Личные карточки хранятся в сейфе.

Бронирование ГПЗ – это комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу, а также от направления их для работы на должностях гражданского персонала ВС РФ.

Основная задача бронирования ГПЗ – сохранение на период мобилизации и на военное время руководителей, служащих и специалистов, высококвалифицированных рабочих из числа ГПЗ, то есть, гарантированное обеспечение устойчивого функционирования органов управления и экономики страны.

Забронированные ГПЗ освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время, а также от призыва на военные сборы на срок действия предоставленной отсрочки. Отсрочка от призыва ГПЗ может предоставляться на весь предполагаемый срок ведения военных действий в современных условиях (но не более чем на 6 месяцев).

Принципы бронирования ГПЗ:

— учет потребности организации в трудовых ресурсах для обеспечения ее деятельности на период мобилизации и в военное время;

— приоритетное бронирование граждан, работающих в организациях, имеющих мобзадание, или обеспечивающих жизнедеятельность населения;

— установление ограничений в предоставлении отсрочки от призыва гражданам, предназначенным для доукомплектования воинских частей и команд постоянной готовности ВС РФ и создаваемых на военное время спецформирований, а также гражданам, имеющим особо дефицитные военно-учетные специальности.

Бронирование ГПЗ, включает выполнение следующих работ:

— ведение учета ГПЗ по месту их работы;

— определение необходимой на период мобилизации и в военное время численности руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа ГПЗ;

— разработка перечней должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ;

— оформление на забронированных ГПЗ документов на право отсрочки от призыва на военную службу и постановка их на специальный воинский учет;

— ведение специального воинского учета забронированных ГПЗ в военных комиссариатах по месту их жительства;

— анализ обеспеченности на период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций трудовыми ресурсами из числа ГПЗ и отчетность о проводимой работе по бронированию ГПЗ.

Руководство работой по бронированию ГПЗ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе (МВК), организацию бронирования – военные комиссариаты.

В первую очередь бронирование ведётся в организациях, имеющих мобилизационное задание и обеспечивающие жизнедеятельность населения района и остающиеся работать в военное время.

Бронирование ГПЗ на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии со специальной Инструкцией, которая утверждена Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе № 144 от 22 января 1999года.

Основанием для предоставления отсрочки от призывана военную службу по мобилизации и в военное время являются:

— перечни должностей и профессий, утверждаемые МВК;

— персональное бронирование по постановлениям МВК отдельных ГПЗ, не подлежащих бронированию по перечням должностей и профессий;

— отдельные постановления МВК.

Бронировать можноГПЗ:

— работающих по трудовым договорам (контрактам) в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на условиях полного рабочего дня;

— обучающихся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования;

Не бронируются ГПЗ:

— занятые на сезонных и временных работах (в т. ч. общественных), совместители, надомники;

— офицеры запаса 1-го разряда в первые 5 лет после увольнения с военной службы;

— граждане, подлежащие призыву на военную службу – до достижения ими возраста 27 лет.

Для ведения работы по бронированию ГПЗ в организациях здравоохранения необходимо иметь следующие данные:

— общее количество работающих в организации граждан;

— количество забронированных ГПЗ, остающихся для работы в организации в период мобилизации и на военное время;

— количество ГПЗ, имеющих мобилизационные предписания и подлежащие призыву по мобилизации.

Работа учреждений здравоохранения по бронированию ГПЗ осуществляется совместно с военными комиссариатами, на территории ответственности которых они расположены.

Военкоматы в свою очередь:

— осуществляют контроль правильности бронирования ГПЗ в организациях,

— обеспечивают организации бланками документов, необходимыми для оформления отсрочки от призыва на военную службу, ведут контроль правильности их расходования;

— оформляют в соответствии с перечнями должностей и профессий, по которым бронируются ГПЗ и постановлениями МВК отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время;

Воинский учет в организации

Актуально на: 30 января 2020 г.

Организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет своих работников. Цель воинского учета – обеспечение в мирное время полного и качественного укомплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а в периоды мобилизации, военного положения и в военное время также и обеспечение потребностей в людских ресурсах органов госвласти, местного самоуправления и организаций (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ, п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Представим для воинского учета в организации пошаговую инструкцию 2020. Напомним, что для ведения воинского учета в организации Методические рекомендации, актуальные и на 2020 год, были утверждены Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.

Шаг 1: назначаем ответственных лиц

Кто отвечает за воинский учет в организациях и кто его ведет? Говоря об организации воинского учета в компании (пошаговой инструкции), следует начать с того, что необходимо определить ответственных за ведение такого учета. За состояние воинского учета в организации отвечает ее руководитель (п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). А непосредственно ведением воинского учета занимается лицо, назначенное руководителем организации на основании приказа. Конечно, обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в составе должностных обязанностей такого работника.

Количество работников, назначаемых ответственными за ведение воинского учета в организации, зависит от численности работников, состоящих на воинском учете. Чтобы определить, какое количество работников необходимо выделить для ведения воинского учета, необходимо установить общее количество граждан, состоящих на воинском учете в организации по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). При этом используются следующие нормативы (п. 12 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Количество работников, состоящих на воинском учете Необходимое для ведения воинского учета количество работников
до 499 граждан (включительно) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству
от 500 до 1999 граждан (включительно) 1 освобожденный работник
от 2000 до 3999 граждан (включительно) 2 освобожденных работника
на каждые последующие полные 3000 граждан 1 освобожденный работник

Если в организации назначены 2 и более работников, ведущих воинский учет, они объединяются в отдельное подразделение, именуемое военно-учетный стол.

При этом руководитель организации должен не только назначить работников для ведения воинского учета, но и обеспечить их специально оборудованными помещениями и железными шкафами, которые обеспечили бы сохранность документов по воинскому учету (п. 21 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719).

Шаг 2: определяем круг работников, подлежащих воинскому учету

По правилам ведения воинского учета в организациях в 2020 году воинскому учету подлежат следующие работники (п. 14 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • призывники;
  • военнообязанные.
Призывники Военнообязанные
Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе Граждане, пребывающие в запасе:
— мужского пола, пребывающие в запасе;
— уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил РФ;
— успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;
— не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
— не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;
— уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
— прошедшие альтернативную гражданскую службу;
— женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно Приложению к Положению, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719

А по каким работникам воинский учет не ведется?

Воинский учет в организациях не ведется в отношении, в частности, следующих работников (п. 15 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • работников женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами РФ;
  • работников, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе СВР или ФСБ.

Шаг 3: получаем документы для ведения воинского учета у призывников и военнообязанных

Воинский учет в организациях и заполнение личных карточек производится на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Лица, подлежащие воинскому учету Необходимые документы воинского учета
Призывники Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу
Военнообязанные Военный билет (справка взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета)

Шаг 4: разрабатываем и ведем документы по воинскому учету

Какие документы организация должна вести по воинскому учету?

В рамках ведения воинского учета организация разрабатывает (ведет) следующие документы (п. 39 Методических рекомендаций, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  • приказ об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотека личных карточек формы № Т-2. В разделе 2 «Сведения о воинском учете» личной карточки работника по форме № Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1) и ведется воинский учет призывников и военнообязанных;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
  • расписки в приеме от граждан документов воинского учета;
  • служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета граждан и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в организации;
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и руководителями организаций;
  • справочная информация по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Необходимые для ведения воинского учета в организации образцы документов можно найти, в частности, в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017). В числе образцов документов воинского учета в организации в указанных Методических рекомендациях, к примеру, приведены:

  • приказ об организации воинского учета граждан, в т.ч. бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • расписка о приеме документов воинского учета граждан;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ.

Шаг 5: исполняем и контролируем выполнение обязанностей по воинскому учету

Обязанности руководителей, а также других работников, ответственных за военно-учетную работу, предусмотрены Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ, а также Положением, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Группа обязанностей Виды обязанностей
Обязанности по обеспечению постановки граждан на воинский учет по месту работы (п. 30 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — проверять у граждан РФ, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил РФ (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона);
— заполнять личные карточки в соответствии с записями в документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, образовании, месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства или месте пребывания граждан, другие сведения, содержащиеся в документах граждан, принимаемых на воинский учет;
— разъяснять гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ, контролировать их исполнение, а также информировать граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей;
— информировать военные комиссариаты об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации
Обязанности по сбору, хранению и обработке сведений, содержащихся в личных карточках граждан, подлежащих воинскому учету (п. 31 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — определять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
— вести и хранить личные карточки граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Минобороны РФ
Обязанности по поддержанию в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, а также в документах воинского учета военных комиссариатов (п. 32 Положения, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719) — направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы. В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания либо уточнения необходимых сведений, содержащихся в документах воинского учета, оповещать граждан о необходимости личной явки в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;
— направлять в 2-недельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
— представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году;
— сверять не реже 1 раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан;
— сверять не реже 1 раза в год в порядке, определяемом Минобороны РФ, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в 2-недельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты;
— оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время

Ответственность за нарушения при ведении воинского учета

Действующим законодательством за нарушение отдельных инструкций по ведению воинского учета в организациях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Он налагается на руководителя или другое должностное лицо, ответственное за военно-учетную работу.

Вид правонарушения Величина штрафа Основание
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет от 300 до 1 000 рублей ст. 21.1 КоАП РФ
Несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ
Неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет от 500 до 1 000 рублей ст. 21.2 КоАП РФ

Основы безопасности жизнедеятельности11 класс

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Воинский учет и его предназначение

Урок 16
Воинский учет и его предназначение

Воинский учет — одна из составных частей воинской обязанности граждан Российской Федерации — заключается в специальном учете всех граждан, подлежащих призыву на военную службу, и военнообязанных по месту жительства.

Персональный воинский учет ведут военные комиссариаты. Первичный учет призывников и военнообязанных, проживающих на территориях, где нет военкоматов, возложен на органы местного самоуправления поселений и городских округов.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства для первоначальной постановки на воинский учет.

Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:
• военный комиссар района соответствующей территории либо заместитель военного комиссара — председатель комиссии;
• представитель местной администрации;
• специалист по профессиональному психологическому отбору;
• секретарь комиссии;
• врачи-специалисты.

Комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке их на воинский учет или внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас граждан, признанных ограниченно годными к военной службе, либо вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности граждан, признанных не годными к военной службе.

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

Обязанности граждан по воинскому учету заключаются в выполнении ими мероприятий, указанных в схеме 27.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительные причины (при условии документального подтверждения) неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, указаны на схеме 28.

Вопросы

1. Дайте определение воинского учета и расскажите, как он организован.

2. Перечислите обязанности граждан по воинскому учету.

3. Какой состав имеет комиссия по постановке граждан на воинский учет?

4. Какие задачи возложены на комиссию по постановке граждан на воинский учет?

5. По каким уважительным причинам гражданин может не явиться по повестке военного комиссариата?

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На сегодняшний день система международных отношений претерпевает немалозначимые изменения. На этом фоне происходит возрастание роли органов кадрового делопроизводства, одновременно с формированием нового облика Вооруженных сил Российской Федерации. Вооруженные силы Российской Федерации продолжают реформироваться и, таким образом, возникает необходимость в развитии военного законодательства. Одной из основных целей организации кадровой политики военнослужащих можно назвать наличие максимально благоприятной обстановки для прохождения службы в Вооруженных силах Российской Федерации. При наличии определенных условий, лицо, поступившее на военную службу, могло бы реализовывать свои способности, удовлетворять свои потребности и интересы, и, тем самым, обеспечивать довольно высокий уровень боевой готовности всей войсковой части в целом. Как следствие из вышесказанного, достижение такой поставленной цели поможет преодолевать некое негативное отношение к службе в Вооруженных силах Российской Федерации, которое в последнее время заметно возросло в нашем обществе.

Если в общих чертах проанализировать существующие проблемы и противоречия по вопросу, рассматриваемому в статье, то необходимо отметить, что многие из этих проблем как раз и вызваны недоработанной практикой кадровой работы в Вооруженных силах Российской Федерации, а также, к сожалению, стремлением руководства достичь быстрый, но ненадежный результат, что подчеркивает их равнодушное отношение к личному составу.

Перейдем к рассмотрению структуры кадровых органов в Вооруженных силах Российской Федерации. В воинских частях присутствует кадровое подразделение, которое предназначено для обеспечения укомплектования войск военнослужащими, а в тех частях, где кадровый орган отсутствует, назначается лицо, ответственное за кадровую работу. Как кадровые позразделения, так и назначенное ответственное лицо также создаются для организации обеспечения правильного документооборота при прохождении военной службы.

Жизнедеятельность военнослужащих определена в общевоинских уставах Вооруженных сил Российской Федерации. Это такие нормативно-правовые акты, как устав внутренней службы, строевой устав, дисциплинарный устав и другие .

Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации руководит, а также контролирует работу кадровых подразделений в Вооруженных силах Российской Федерации. Одним из основных нормативных документов, который определяет организацию и деятельность кадровых органов в Вооруженных силах Российской Федерации является приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Руководства по работе кадровых органов Вооруженных сил Российской Федерации» от 07.04.2015 г. № 180дсп . В Руководстве определены функции кадровых подразделений. Все функции можно разделить на определенные группы: обеспечение и поддержание порядка в кадровом делопроизводстве, деятельность по аналитике текущих процессов, функции контроля, работа с лицами, проходившими военную службу, работа со справочной информацией, сам процесс оформления документооборота военнослужащих.

Анализируя вопрос, касаемый документов по личному составу, можно отметить, что в военное время у кадровых подразделений два основных направления работы :

— выработка комплекса мероприятий по приему и передаче личных дел лиц, проходивших военную службу, а также при объявленной мобилизации осуществление своевременной эвакуации или в связи с переводом воинских частей с мирного положения на военное;

— осуществление выбора мест дислокации сборных пунктов личных дел военнослужащих и сообщение почтовых адресов нижестоящим кадровым органам.

Важный фактор, который влияет на содержание и состав кадрового документооборота, правовой статус военнослужащего. Данный правовой статус предусматривает некоторые ограничения прав и свобод, что обусловлено спецификой прохождения военной службы. Информацию о вышеуказанных ограничениях можно найти в двух федеральных законах:

— федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

— федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Руководство по организации и ведению делопроизводства, пересылку личных документов военнослужащих в Вооруженных силах Российской Федерации осуществляет Управление делами Министерства обороны Российской Федерации. Регламентация работы данного органа происходит в соответствии с нормативным документом — «Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации», принятая в 2009 году . Все виды документов, которые прямо или косвенно затрагивают процесс прохождения военной службы имеют определенную форму, которая установлена в соответствии с «Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации». Инструкция была утверждена приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации» .

При поступлении на военную службу заключается контракт с военнослужащим, нормативно-правовой основой которого является военное законодательство. Контракт с военнослужащим имеет особенность в том, что он носит обязательный характер и определяет лишь общие черты прохождения военной службы в воинских частях.

Военное законодательство отличается от трудового законодательства. Одним из примеров такого отличия является то, что военное законодательство предусматривает существенные различия в установлении момента вступления в силу контракта, а также формулирует основания для отказа в заключении контракта с военнослужащим, например при превышении максимального возраста, разрешенного при поступлении на военную службу. Еще одним отличием контракта с военнослужащим от трудового договора является то, что контракт всегда имеет срочный характер. Для заключения военного контракта необходимо собрать особый комплекс документов, удостоверяющих личность лица, поступающего на военную службу. К таким документам относят: удостоверение личности военнослужащего, ИНН, заключение военно-врачебной коллегии, военный билет, а в случае его отутствия при наличии высшего образования – приписное удостоверение и особый знак – жетон – личный номер.

В процессе кадрового делопроизводства военнослужащих встречаются также следующие документы: повестка, рапорт, отношение, предписание, наставление, послужной список и так далее . Данные типы документов не применимы в кадровом делопроизводстве лиц, проходивших гражданскую службу.

Что касается рассмотрения вопроса об увольнении военнослужащего важно отметить, что легализация увольнения предусматривает издание двух приказов: приказ по личному составу об увольнении с военной службы и приказ по строевой части об исключении военнослужащего из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы .

Анализируя такой нормативный акт, как «Руководство по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации», которое утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 09 сентября 2015 г. № *47, можно сказать, что основная задача данного документа это порядок ведения личных дел, которые регламентируют персональный учет военнослужащих, осуществляющих прохождение военной службы по контракту .

Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что в силу специфических особенностей военной службы, которая как отмечалось выше имеет существенные отличия от гражданской службы, работа кадровых подразделений Вооруженных сил Российской Федерации строго централизована. Сделаем вывод, что процесс кадрового делопроизводства военнослужащих представляет собой обособленную систему, которая полностью регламентирована нормативно-правовыми актами военного законодательства. Учитывая особенности характера работы кадровых подразделений в военном ведомстве страны, такой подход к кадровому делопроизводству можно считать оправданным. Он позволяет обеспечивать решение поставленных перед ним приоритетных задач на основе реализации целенаправленной кадровой работы.

Список литературы:

  1. Временная инструкция по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации: утв. Приказом Министра обороны РФ от 19 августа 2009 г. № 205/2/588 // ГАРАНТ . Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/55171107/, свободный.
  2. «Положение о порядке прохождения военной службы: утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // СЗ РФ. 2015. № 25. Ст. 3643.
  3. Приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных силах Российской Федерации // Российская газета. 2002. № 230.
  4. Приказ Министра обороны РФ от 31 января 2001 г. № 10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных силах Российской Федерации» // ГАРАНТ . Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/6396256/, свободный.
  5. Приказ Министра обороны РФ от 09 сентября 2015 г. № *47 «Руководство по учету личного состава Вооруженных сил Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 124.
  6. Справочник по кадровой работе в военных организациях: Практическое издание // Астахов А.А. – Серия «Право в Вооруженных силах – консультант» — М.: «За права военнослужащих», 2014. – Вып. 98. – С. 180.
  7. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 47 (Часть1). Ст. 5749.
  8. Шанхаев С.В. Прохождение военной службы по контракту: практические рекомендации // Серия «Право в Вооруженных силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2015. – Вып. 89. – С. 29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *