Оргштатные мероприятия

В данной статье подробно рассказывается про организационно штатные мероприятия, и все что об этом надо знать. В данном тексте описываются организационные мероприятия, затрагивающие военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации, принцип их действия и влияние на Вооружённые Силы Российской Федерации. Дополнительно перечислены обязанности и права военнослужащего и командира, в воинской части которых производятся организационно-штатные мероприятия.

Что такое штатные организационные мероприятия?

Под штатными организационными мероприятиями обычно понимается установленные соответствующими нормативами действия, направленные на совершенствование системы Вооружённых сил страны. Достижение этой цели осуществляется путём реорганизации и (или) ликвидации статуса сотрудника конкретного оборонного учреждения. Изменение числа или названия должностей, рангов и прочего – всё это попадает под такой тип мероприятий. Другими словами, любые метаморфоз, связанные со штатом сотрудников отдельной воинской части попадают под вышеуказанное определение.

Например, добавление подразделения в состав, изменение тарифного разряда военнослужащего состава, увольнение и прочие изменения кадрового реестра.

ОШМ это первый из трёх запланированных этапов Реформы Вооружённых сил России, начавшейся в 2008 году. Окончание этой реформы запланировано на 2020 год.

Первый этап (2008-2011) содержал множественные реформы, такие как:

  • Значительное уменьшение количества военнослужащих
  • Изменения в системе обучения военных
  • Улучшение уровня качества управления

Под уменьшением численности в данной ситуации понимается масштабное сокращение офицеров по всей стране. Так, в промежуток с 2008 по 2011 год офицерский состав ВС РФ уменьшился более чем в два раза и насчитывал примерно 150 000 человек.

Улучшение качества управления коснулось, в первую очередь, четырёхзвенной системы управления. Звенья «Дивизия» и «полк» объединились в звено под названием «бригада».

Также изменения коснулись военных округов, Их количество уменьшилось с 6 до 4. В то же время, ОСК «Север» выделили в самостоятельное формирование. В конце 2013 года в каждом из четырёх округов сформировали по командованию резерва.

К реформам обучения военных можно отнести масштабное расформирование военных образовательных учреждений с последующим формированием 10 обучающих комплексов.

Результаты первого этапа реформ Вооружённых сил:

  • Изменения в системах планирования и подготовки войск, обновление структуры армии.
  • Реорганизованная система военных округов. Как результат — повышение боеспособности и потенциала армии.
  • Изменённый кадровый реестр Вооружённых сил с фиксированным числом – один миллион бойцов.

Прекращение службы в связи с организационными штатными мероприятиями

Значительное уменьшение количества военнослужащих потребовало от законодательных органов оперативного создания единой инструкции на случай ликвидации должности военнослужащего в связи с организационными штатными мероприятиями.

При организации штабных мероприятий в воинской части командующий взводом по отношению к личному составу обязан предпринять одно из нижеперечисленных действий:

  • Оставить подчинённого на службе на срок до полугода.
  • Предложить военнослужащему должность выше либо ниже его текущего ранга. Подобное перемещение возможно лишь с письменного согласия военнослужащего.
  • Перевести военнослужащего на равнозначную службу. Такое действие не требует согласия последнего и подразумевает его перемещение в другую местность, если это необходимо.

Военнослужащий, в свою очередь, имеет право:

    • Согласиться на смену места службы с одновременным повышением или понижением в должности.
    • Не согласиться на переназначение на неравнозначную должность. Под этим термином следует понимать должность, имеющую равное звание и одинаковый оклад, в соответствии с тарифной сеткой. В случае, если планируемая должность не соответствует текущей, такой перевод возможен лишь с письменного согласия военнослужащего, который подаётся в форме рапорта.
    • Изъявить намерение уволиться с военной службы в связи с организационными мероприятиями. По истечении срока в 6 месяцев, военнослужащий имеет право потребовать немедленную отставку по той же причине.

Отношения, связанные с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба), регулируются статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Таким образом, предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы доводится представителем нанимателя до тех гражданских служащих, которые подлежат увольнению непосредственно в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Согласно части 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы, все имеющиеся в государственном органе вакантные должности с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей может предложить вакантные должности в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На гражданских служащих, относящихся к отдельным категориям лиц, указанным в статье 261 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), распространяются предусмотренные данной статьей гарантии.

Согласно части 4 статьи 261 ТК РФ с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка – ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, расторжение трудового договора по инициативе работодателя не допускается, за исключением указанных в ней случаев.

Таким образом, увольнение с гражданской службы указанных категорий лиц в связи с сокращением замещаемой должности, которое относится к числу случаев увольнения по инициативе представителя нанимателя, не допускается, что подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № 25-П.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 82 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ сокращение должностей гражданской службы в государственном органе относится к основаниям расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя.

Из части 3 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 81 части 1 данной статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание предусмотренную статьей 261 ТК РФ гарантию, гражданский служащий, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя по причине сокращения замещаемой им должности гражданской службы.

В этой связи на практике следует избегать случаи проведения организационно-штатных мероприятий в отношении тех должностей, которые замещены гражданскими служащими, относящимися к категории граждан, перечисленных в части 4 статьи 261 ТК РФ.

Если же избежать сокращения таких должностей невозможно (например, при реорганизации или упразднении государственного органа), то при проведении организационно-штатных мероприятий с гражданским служащим, отсутствовавшим на службе по указанным выше обстоятельствам и за которым в соответствии с законодательством на период отсутствия сохраняется должность гражданской службы, государственно-служебные отношения должны быть продолжены (т.к. его увольнение в рассматриваемый период не допускается) посредством предложения ему иной должности в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ и перевода на нее с согласия гражданского служащего.

Что же касается гражданских служащих, замещающих «декретные» должности на условиях срочного служебного контракта на период отсутствия основного сотрудника, то порядок действий в отношении указанных лиц при сокращении должностей зависит от сопутствующих обстоятельств.

Так, гражданский служащий, за которым в установленном законодательством порядке сохраняется должность, может в любое время выйти на службу. В этом случае в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт, заключенный с гражданским служащим на период замещения отсутствующего гражданского служащего, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Таким образом, в том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, выйдет на службу до сокращения должностей гражданской службы, с гражданским служащим, временно замещавшим на этот период сохраняемую за ним должность гражданской службы, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта.

В том случае, если гражданский служащий, за которым сохраняется должность, не собирается выходить на службу и соглашается с предложенной ему должностью гражданской службы, гражданский служащий, который временно замещает должность гражданской службы на период отсутствия гражданского служащего, за которым она сохраняется, по нашему мнению, должен быть предупрежден представителем нанимателя за два месяца до предстоящего сокращения, и, соответственно, отношения с ним могут быть продолжены в случае предложения ему иной должности (в том числе на условиях срочного служебного контракта) или прекращены на основании пункта 82 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

Что такое ОШМ в армии?

Все военнослужащие должны понимать, каким образом выстроен процесс организационно-штатных мероприятий в вооруженных силах: что представляет собой ОШМ, а также в чем состоит основная задача.

Российская армия, как и почти любая другая государственная структура, часто проводит разного рода процедуры в целях организации переустройства, в ходе которого состав и параметры некоторых позиций могут измениться.
Если следовать официальной концепции, эти процессы называются организационно-штабными событиями. В основном они обозначаются с применением аббревиатуры ОШМ. Ключевая цель этих действий заключается в совершенствовании и приведении военной структуры к новым стандартам.

Что такое ОШМ?

Организационное штатное мероприятие (ОШМ) – это комплекс действий, предусматривающих перестроение и устранение, обоснованное законом по структуре. Подобные мероприятия являются фундаментальными для срочных и договорных служб, и им следует Российская армия.

Это применяется не только в военных структурах нашего государства, но и во многих других странах. В то же время, официальные статусы различных сотрудников резко изменяются. В итоге армия несет абсолютные перемены в количестве персонала, а также различных постов по сравнению с вышеупомянутыми проблемами. И так, в порядке освобождения в рабочей книге и в личном досье будут записи об увольнении в результате работы ОШМ, что вполне соответствует законодательству.

Детальное описание

На основании норм, которые предусматриваются действующим законодательством, а также дополнительными актами, сотрудник в военной сфере, чья позиция подпадает под увольнение или реорганизационные мероприятия, вправе применять следующие меры:

  • выезд из государства на полгода;
  • перераспределение на пост другого класса (по желанию сотрудника);
  • переход на эквивалентное положение, но без подтверждения военных.

В то же время основной проблемой подобного переноса считается фактор локализации таких постов – их можно разместить почти в любом регионе РФ, в котором локализованы подразделения вооруженных сил. Эта ситуация не очень удобна и во многих случаях она не подходит определенному человеку.

Учитывая практическую сторону вопроса, следует обратить внимание на то, что понижение в должности, как правило, осуществляется по этим причинам согласно решению руководства.

Возможны предпосылки для освобождения

Многие интересуются, есть ли практика освобождения в порядке военной службы? В целом, это применяется на практике, так как полностью соответствует закону. Следует обратить внимание на то, что порядок отставки военного по ОШМ, целиком соответствует общим нормам, основные пункты которых включают такие признаки:

  1. Публикация указа с пособий.
  2. Ознакомление работников с документацией.
  3. Регистрация важных документов и проведение нужных платежей.

Прекращение договоров с военнообязанным из армии по причине ОШМ, считается предлогом для преждевременной отставки без оборота. Это проводится на законных основаниях и об этом указано в ст. 51 Федерального закона No53. Помимо этого, у военнообязанных в армии, а конкретнее у офицеров или солдат есть право на получение поддержки в виде специальных льгот или выплат. Эти данные подробно расписаны в законе, а конкретнее, в ст. 23 Федерального закона No306.

Российская армия соблюдает определенный порядок сокращения работников Вооруженных Сил. Этот порядок соответствует организационным и кадровым мероприятиям. Порядок полностью законен, если отсутствуют одним из следующих причин:

  • было принято решение об уменьшении заработной платы или ранга;
  • при определении его как непригодного для обслуживания этой специализации;
  • при сокращении с поста этой специализации;
  • в случае, если состав постов осуществляется в одной единице, и у этого сотрудника есть все основания для того, чтобы получить пенсию.

Причины отставки ОШМ

Российские вооруженные силы предполагают существование нескольких действительных оснований для досрочной отставки военных со своих постов по причинам, которые предусматриваются процессом ОШМ. Эти причины включают основные порядки, а именно: увольнение с поста, при отсутствии альтернативной, равной должности, или отказ получить позицию, которая предполагает меньшую оплату.

Прекращение сроков работы под управлением определенного руководства, если отсутствует похожая позиция. В подобных случаях не исключено возникновения таких ситуаций, когда процедура перехода на гражданские служебные посты организована для тех, кто проходит службу в армии. Но не стоит забывать о том, что пребывание в подобном положении может продолжаться не свыше 6 месяцев. Чтобы получить более детальные сведения, следует обратиться к статье 23 No 53 Федерального закона.

Когда военные площади не были обеспечены жилыми квадратами перед проведением ОШМ или при проведении порядкового сокращения сотрудников, они должны предоставить жилье, согласно статье 23 Федерального закона No53. Порядок сокращения при ОШМ будет иметь отношение только к тем военнообязанным, кто работает по контракту. Довольно часто бывает так, что военнослужащие сами подают ходатайство на увольнение по причинам ОШМ.

Как уволиться?

Во время процедуры сокращения из персонала, работник практически не имеет зависимости от собственной точки зрения, но довольно часто его просят отчитаться об уходе, отталкиваясь от этих обстоятельств. Пользуясь таким способом, начальники или руководители пытаются обеспечить себе защиту от судебных исков и последующих производств. Такие разногласия могут быть вызваны разного рода причинами, в том числе и неправильным расчетом трудового стажа.

Что такое ОШМ в армии?

Ознакомившись с вопросом про ОШМ в армии, нужно знать, что у каждого есть право на законных основаниях отказаться от написания такого отчета. Независимо от возможной негативной реакции командира, чтобы заставить подписать такие документы, у него нет на это законных оснований.

Согласно с принятыми положениями, отсутствие отчета не будет считаться проблемой при сокращении с должности. Бывают случаи, когда работник по собственному желанию собирается уйти в отставку. В таком случае уход по ОШМ был бы более правильным и допустимым вариантом.

В подобных ситуациях через полгода ваша команда будет вынуждена сделать исключение в привилегированной категории. Однако следует обратить внимание на то, что подобное происходит крайне редко. Таким образом мирное решение проблемы будет лучшим вариантом.

Кроме того, стоит заранее ознакомиться с перечнем компенсаций, которые предлагает Российская армия за такое освобождение.

Существует положение, которое имеет отношение к плану прохождения службы, утвержденное приказом президента РФ от 16 сентября 1999 No 1237. Согласно этому приказу, военнообязанный-контрактник может быть преждевременно сокращен с поста согласно организационно-кадровой деятельности, а также, если нет других причин для отставки, а именно:

  • понижение в служебном посту, когда нет возможности на распределение сокращенного сотрудника на аналогичную предыдущему посту должность и если, отсутствует разрешение на возможность предоставить более высокий или низкий пост;
  • при окончании сроков пребывания в распоряжении командования, следуя пункту 4 ст. 42 Федерального закона и текущего Положения, если невозможно назначить лицо на аналогичный служебный пост и если он не дает разрешение на перераспределение на более высокий, или низкий пост;
  • если его медицинская комиссия считается непригодной для службы согласно с существующей военной специальностью (которая не соответствует специальным условиям).

Льготы

Почему Российская армия предлагает льготы и финансовое возмещение в случае увольнения с занимаемой должности? Причина в том, что ОШМ выходит за границы регламентированных течений службы, начисления лет службы, а не выплаты заработной платы. Именно потому, все работники социально уязвимы. Зная о том, что такое ОШМ, есть возможность избежать непредвиденные ситуации.

Прохождение службы по контракту в ВС РФ предусматривает специальный перечень оснований для увольнения по инициативе руководства или военнослужащего. Проведение организационно-штатных мероприятий (ОШМ) в части связано с сокращением отдельных должностей или целых структурных подразделений. В этой статье рассмотрим порядок увольнения военнослужащего по ОШМ, и возможные правовые последствия для гражданина.

Что это такое

Проведение ОШМ в военных структурах является обычной практикой и далеко не всегда влечет увольнение граждан со службы. Закон разделяет случаи, когда возможность увольнения будет зависеть от решения командования части, либо возникает обязанность прекратить контракт. При проведении ОШМ командование вправе использовать следующие варианты:

  • вывести гражданина в распоряжение на срок до 6 месяцев – в этом случае за военнослужащим сохраняются все виды денежного довольствия, хотя его должность уже будет фактически сокращена;
  • перевести гражданина на вышестоящую или нижестоящую должность – такой вариант допускается только с согласия военнослужащего, выраженного в рапорте;
  • перевести служащего на равнозначную должность – в этом случае согласие гражданина не требуется, а судебная практика позволяет перевод даже в другую местность.

Обратите внимание! Сразу после сокращения должности по ОШМ, гражданин вправе подать рапорт о расторжении контракта. Однако пока не истечет срок нахождения в расположении, командир вправе отказать в удовлетворении рапорта.

На практике, удовлетворение рапорта до истечения 6 месяцев реально, если у военнослужащего подходит предельный возраст пребывания на службе, либо командование заранее знает, что предложить другую должность по ОШМ будет невозможно. В этом случае рапорт рассматривается аттестационной комиссией, после чего происходит увольнение по приказу командира части.

Обязанность уволить военнослужащего при ОШМ возникает только по истечении 6 месяцев с момента издания приказа о выводе его в распоряжение. Если командир откажет принимать такое решение, его действия можно оспорить через военную прокуратуру или суд. О порядке процедуры увольнения расскажем ниже.

Образец рапорта на увольнение по ОШМ

Как происходит увольнение

Если срок нахождения в распоряжении истек, рапорт военнослужащего о расторжении контракта подлежит удовлетворению. При проведении этой процедуры будут учитываться следующие правила:

  • если выслуга превышает 10 лет, гражданина не могут уволить по ОШМ без предоставления жилья по регламентированным нормам – в качестве альтернативного варианта для приобретения жилья по линии МО РФ могут предоставляться выплаты и военная ипотека);
  • если гражданин увольняется с выслугой более 20 лет, он приобретает право на все виды выплат, пособий и компенсаций, которые положены при зачислении в запас, в том числе на получение жилья от МО РФ или военную ипотеку;
  • пока военнослужащий не будет обеспечен положенными выплатами и жильем, контракт с ним не может быть расторгнут – на весь период расчета гражданин будет числиться в распоряжении части с сохранением денежного довольствия.

Обратите внимание! Расчет выслуги лет осуществляется командованием части по сведениям личного дела. О состоянии выслуги лет военнослужащий должен быть ознакомлен одновременно с приказом.

Точный состав выплат, на которые может рассчитывать военнослужащий по ОШМ, будет указан в приказе командира части, и зависит от количества календарных и льготных лет выслуги. Проверить правильность расчета можно при ознакомлении с материалами личного дела.

Сведения о причинах расторжения контракта будут указаны в личном деле военнослужащего, которое направляется в военный комиссариат по месту жительства. В дальнейшем, гражданин сможет вновь заключить контракт с МО РФ, если не наступил предельный возраст пребывания на военной службе.

Какие выплаты положены при ОШМ

Вне зависимости от оснований увольнения со службы, гражданину гарантирован полный расчет по денежному довольствию, надбавкам и компенсациям, утвержденных нормативными актами. Кроме того, будут предоставлены дни неиспользованного отпуска, либо начисляется соответствующая компенсация в денежной форме.

При наличии выслуги 10 лет, военнослужащий будет обеспечен жильем, получит жилищный сертификат или оформит военную ипотеку на льготных условиях. Кроме того, на протяжении года после увольнения со службы, гражданин будет ежемесячно получать по одному окладу денежного содержания (для расчета используется оклад на момент ухода со службы).

Если выслуга превысит 15 лет, помимо указанных льгот, будет установлена ежемесячная социальная выплата на пятилетний период. На первый год размер выплаты составит 40% от оклада денежного содержания, а за каждый последующий календарный год происходит увеличение на 3%. По истечении пятилетнего срока выплата будет аннулирована.

Наибольший перечень гарантий предусмотрен для военнослужащих, чья выслуга превышает 20 лет. За счет МО РФ можно получить:

  • жилое помещение на весь состав семьи, жилищный сертификат, ЕДВ или военную ипотеку на льготных условиях;
  • право на ежегодную оплату санаторно-курортного лечения, а также на возмещение затрат на проезд к месту отдыха;
  • единовременную компенсацию, которая будет рассчитана исходя из звания и должности на момент увольнения;
  • если у гражданина имелись госнаграды за период военной службы, дополнительно выплачивается два оклада содержания;
  • выплачиваются премии за эффективное исполнение служебных обязанностей (размер выплаты будет определен приказом и составит не более 25% от месячного оклада);
  • назначается ежемесячное социальное пособие по правилам, указанным выше.

Единовременное пособие составит два оклада содержания (при выслуге до 20 лет) или семь окладов (если выслуга превышает указанный период). Также для полного расчета используются права на основной и дополнительный отпуска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *