Основания аннулирования лицензии

В случае нарушения правил и условий лицензионной деятельности к лицензиатам могут применяться разнообразные меры административного принуждения. Это меры пресечения, которые заключаются в следующем:

1) предостережение;

2) изъятие документов;

3) изъятие имущества;

4) запрещение эксплуатации;

5) отстранение от работы;

6) приостановление действия лицензии и др.

Граждане и организации, виновные в нарушении прав и условий, могут быть подвергнуты штрафу, лишению прав, у них может быть отозвана, аннулирована лицензия.

Компетентный орган вправе приостановить действие лицензии, если лицензиат:

— неоднократно нарушает лицензионные требования и условия;

— совершает грубые нарушения.

Лицензирующий орган, приостанавливая действие лицензии, устанавливает срок устранения нарушений. Этот срок не может превышать шести месяцев. Если лицензиат вовремя устранит недостатки и в письменной форме сообщит об этом, лицензирующий орган обязан принять решение о возобновлении действия лицензии. При этом субъект власти вправе проверить обоснованность ходатайства.

Аннулирование лицензии производится по решению суда на основании заявления лицензирующего или иного компетентного государственного органа. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии до вступления в силу решения суда.

Решение о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня со дня его принятия.

Отзыв лицензии означает аннулирование данного разрешения навсегда. Заинтересованное лицо вправе в установленном порядке получить новую лицензию.

5.4.3.1. Основаниями для возобновления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции являются:

истечение срока приостановления действия лицензии, указанного в распоряжении о приостановлении действия лицензии;

устранение лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии;

решение суда об отказе в аннулировании лицензии.

В случае досрочного устранения лицензиатом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, лицензиат направляет в Комитет заявление в произвольной форме об устранении нарушений и просьбой о возобновлении действия лицензии (далее – заявление). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие досрочное устранение нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.

5.4.3.2. Содержание действия по возобновлению действия лицензии.

5.4.3.2.1. Действие лицензии считается возобновленной со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия лицензии, указанного в распоряжении Комитета о приостановлении действия лицензии.

В день возобновления действия лицензии ведущий или главный специалист отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета, ответственный за возобновление действия лицензии (далее – работник, ответственный за возобновление действия лицензии), вносит в АИС сведения о возобновлении действия лицензии.

Контроль за возобновлением действия лицензии осуществляется ведущим или главным специалистом отдела информационно-аналитического обеспечения лицензирования Лицензионного управления Комитета при формировании для размещения на сайте Комитета еженедельной выписки из реестра лицензий Комитета, начальником отдела информационно-аналитического обеспечения лицензирования Лицензионного управления Комитета при визировании еженедельной выписки из реестра лицензий Комитета и начальником Лицензионного управления Комитета при подписании выписки из реестра лицензий Комитета.

5.4.3.2.2. Заявление и документы, подтверждающие досрочное устранение нарушений, повлекших приостановление действия лицензии, представляются лицензиатом (его уполномоченным представителем) в отдел лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета (каб. 105 или 115), либо в Комитет (канцелярию) по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, или направляется в Комитет посредством почтовой связи.

Заявление об устранении нарушений в день поступления в Комитет регистрируется (при этом заявление об устранении нарушений, поступившее в Комитет после 16 часов, регистрируется на следующий рабочий день).

Зарегистрированное заявление об устранении нарушений в день его регистрации направляется начальнику Лицензионного управления Комитета.

В день, следующий за днем получения заявления об устранении нарушений, начальник Лицензионного управления Комитета поручает начальнику отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета организовать рассмотрение заявления на предмет установления факта устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. В тот же день начальник отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета поручает работнику, ответственному за рассмотрение заявления, рассмотреть заявление об устранении нарушений и передает ему указанное заявление.

В течение двух рабочих дней, со дня получения от начальника отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета заявления об устранении нарушений, работник, ответственный за рассмотрение заявления, рассматривает заявление об устранении нарушений и представленные документы на предмет подтверждения устранения нарушений, повлекших приостановление действия лицензии (при необходимости проводит проверку, по результатам которой составляет акт), и готовит предложение о возобновлении действия лицензии в виде служебной записки на имя начальника Лицензионного управления Комитета (к служебной записке прилагается акт проверки, при его наличии, или другие документы, подтверждающие устранения нарушений) или об отказе в возобновлении действия лицензии и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии (далее – предложение).

В день подготовки предложения работник, ответственный за рассмотрение заявления, согласует его с начальником отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета и направляет предложение начальнику Лицензионного управления Комитета.

В срок не позже одного рабочего дня, следующего за днем получения предложения, начальник Лицензионного управления Комитета рассматривает предложение и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Комитета о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении действия лицензии и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии (далее – проект распоряжения) путем оформления на предложении соответствующей резолюции и направляет решение с резолюцией начальнику отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета для подготовки соответствующего проекта распоряжения.

В срок не позже рабочего дня, следующего за днем издания распоряжения Комитета о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении действия лицензии и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, работник, ответственный за уведомление, подготавливает и представляет начальнику Лицензионного управления для подписания проект уведомления по форме согласно приложению № 5 или № 6 к настоящему Административному регламенту. В тот же день начальник Лицензионного управления Комитета подписывает проект уведомления и передает его работнику, ответственному за уведомление. В случае принятия решения об отказе в возобновлении действия лицензии и направлении заявления в суд об аннулировании лицензии действия осуществляются по аналогии с пунктом 5.5 раздела II настоящего Административного регламента.

Уведомление направляется лицензиату по месту его нахождения посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня издания распоряжения Комитета о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении действия лицензии и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В тот же срок уведомление может быть вручено работником, ответственным за уведомление, уполномоченному представителю лицензиата под подпись о получении уведомления.

Должностным лицом, ответственным за внесение сведений о возобновлении действия лицензии в реестр лицензий, является ведущий или главный специалист отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета (далее – работник, ответственный за внесение сведений в реестр лицензий).

5.4.3.2.3. В случае принятия решения суда об отказе в аннулировании лицензии возобновление действия лицензии осуществляется Комитетом в течение одного рабочего дня на основании судебного решения, вступившего в законную силу, по аналогии с действиями Комитета, осуществляемыми по пункту 5.4.2.2.1 раздела II настоящего Административного регламента, на основании поступившего в Лицензионное управление Комитета соответствующего решения суда об отказе в аннулировании лицензии, вступившего в законную силу.

Судебное решение об отказе в аннулировании лицензии, вступившее в законную силу, направляется в Лицензионное управление Комитета Правовым управлением Комитета в течение одного рабочего дня после поступления данного судебного решения в Комитет.

5.4.3.3. Должностным лицом, ответственным за возобновление действия лицензии, является ведущий или главный специалист отдела лицензионного контроля Лицензионного управления Комитета.

5.4.3.4. Приостановление исполнения государственной функции действующим законодательством не предусмотрено.

5.4.3.5. Критерии принятия решения о возобновлении действия лицензии определяются наличием оснований для возобновления действия лицензии, изложенным в пункте 5.4.3.1 раздела II настоящего Административного регламента.

5.4.3.6. Результатом административного действия является возобновление действия лицензии.

При этом в трехдневный срок со дня издания распоряжения Комитета о возобновлении действия лицензии работник, ответственный за внесение сведений в реестр лицензий, вносит изменения в реестр лицензий, изменяя в графе «Статус лицензии» статус лицензии «Приостановлено» на статус лицензии «Действует».

Способом фиксации результата административного действия является внесение в АИС сведений о возобновлении действия лицензии. При этом в реестре лицензий производится изменение статуса лицензии «Приостановлено» на статус лицензии «Действует». Составление уведомления о возобновлении в форме электронного документа действующим законодательством не предусмотрено. Порядок передачи уведомления о приостановлении лицензиату, изложен в пункте 5.4.3.2.1 раздела II настоящего Административного регламента.

1. Аннулирование лицензии в судебном порядке осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа в случае:

  • обнаружения недостоверных данных в документах, послуживших основанием для принятия решения о выдаче лицензии;
  • неустранения в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии;
  • невыполнения лицензиатом обязательств, принятых им в процессе участия в торгах (аукционе, конкурсе) (в случае, если лицензия выдана по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса)).

2. Аннулирование лицензии лицензирующим органом осуществляется в случае:

  • ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его реорганизации в форме преобразования;
  • прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
  • заявления лицензиата с просьбой об аннулировании лицензии;

4. Решение лицензирующего органа об аннулировании лицензии доводится до лицензиата в течение десяти дней со дня принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.

Комментарий к ст. 39 Закона о Связи

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определен порядок и случаи аннулирования лицензии. Прежде всего, отметим, что аннулирование лицензии подразумевает, что выданная лицензия не имеет никаких правовых последствий, и все те действия, которые были совершены на ее основании, являются ничтожными. Порядок аннулирования лицензии носит бланкетный характер, так как п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что аннулирование лицензии осуществляется в судебном порядке, но в отдельных случаях.

К таким случаям относятся:

  • выявление в документах, которые послужили основанием для принятия решения о выдаче лицензии недостоверных данных, под которыми следует понимать совокупность сведений в таких документах, которые не соответствуют действительности, например, когда в документе, подтверждающем факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, содержатся ложные сведения и соискатель лицензии на самом деле не внесен в Единый государственный реестр юридических лиц, то есть не зарегистрирован в качестве юридического лица;
  • неустранение лицензиатом в установленный срок нарушений, которые послужили основанием для приостановления действия лицензии. Между тем на практике при реализации данного подпункта могут возникнуть вопросы о том, как быть в том случае, когда лицензирующий орган принял решение о приостановлении действия лицензии без вынесения предупреждения на основании п. 2 ст. 37 комментируемого Закона, когда он не обязан устанавливать какие-либо разумные сроки для устранения этих нарушений. Думается, что на практике и в этом случае, когда решение о приостановлении действия лицензии принимается без вынесения предупреждения о приостановлении ее действия, лицензирующему органу также следует указать срок, в течение которого лицензиат может устранить выявленные нарушения;
  • в случае, если лицензия выдана по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса, таким случаем является невыполнения лицензиатом обязательств, принятых им в процессе участия в торгах (аукционе, конкурсе). Например, если при участии в торгах лицензиат берет на себя обязательство предоставлять при оказании услуг связи определенные льготы определенной категории граждан, а в процессе оказания услуг связи не выполняет данного обязательства.

Что касается судебного порядка аннулирования лицензии в этих случаях, то аннулирование должно осуществляться в порядке искового производства, так как подача искового заявления будет связана с нарушениями законодательства, допущенными лицензиатом. Так, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ответчику об аннулировании лицензии N 31317 от 26 апреля 2005 г. на предоставление телематических услуг связи. Как следует из материалов дела, закрытому акционерному обществу «Драйв ИСП» Федеральной службой по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) выдана лицензия N 31317 от 26 апреля 2005 г. на предоставление телематических услуг связи. Срок действия лицензии с 26 апреля 2005 г. по 22 апреля 2010 г. Дата начала оказания услуг, указанная в лицензии, (не позднее) 16 марта 2006 г.

На основании Приказа руководителя Управления Россвязьнадзора по Свердловской области от 27 июля 2006 г. N 06-14/1211 должностными лицами Управления Россвязьнадзора по Свердловской области в период с 14 августа 2006 г. по 25 августа 2006 г. в соответствии с пп. «а» п. 13 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановления Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110, была проведена плановая проверка деятельности в области связи ЗАО «Драйв ИСП», и по ее результатам составлен акт N 31317-66-06/0492 от 22 августа 2006 г.

Из содержания указанного акта следует, что в ходе проведения проверки были выявлены нарушения п. 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. N 113, заключающиеся в оказании услуг связи без разрешения на эксплуатацию сетей (сооружений, объектов) связи; Постановления Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»; а также п. 9 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере связи N 31317, заключающиеся в нарушении требований по внедрению системы оперативно-розыскных мероприятий.

В предписаниях Управления Россвязьнадзора по Свердловской области от 22 августа 2006 г. N ПР-31317-66-06/0309 и N ПР-31317-66-06/0310 ответчику было предписано устранить названные нарушения не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего предписания.

На основании Приказа руководителя Управления Россвязьнадзора по Свердловской области от 2 октября 2006 г. N 06-14/1489 должностными лицами Управления Россвязьнадзора по Свердловской области в период с 19 октября 2006 г. по 27 октября 2006 г. в соответствии с п. 15 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановления Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 110, в рамках проверки устранения ранее выявленных нарушений требований в области связи, была проведена внеплановая проверка деятельности в области связи ЗАО «Драйв ИСП», и по ее результатам составлен акт N 31317-66-06/0632 от 24 октября 2006 г.

В ходе данной проверки было повторно выявлено нарушение п. 3.10 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, утвержденных Приказом Министерства РФ по связи и информатизации от 9 сентября 2002 г. N 113, а именно оказание услуг связи без разрешения на эксплуатацию сетей (сооружений, объектов) связи.

В связи с этим решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 апреля 2008 г. N А60-8294/2007-С4 исковые требования были удовлетворены.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет случаи аннулирования лицензии собственно лицензирующим органом без обращения в судебные органы. К таким случаям относятся:

Ликвидация юридического лица или прекращение его деятельности в результате реорганизации, за исключением его реорганизации в форме преобразования. Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

  • по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
  • по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях.

Относительно ликвидации юридического лица вопросов, касающихся аннулирования лицензии, не возникает. А вот что касается реорганизации юридического лица, то здесь возникает вопрос о том, как соотнести эту норму с нормами, предусмотренными ст. 35 комментируемого Закона, которые предусматривают, что реорганизация юридического лица — это основание для переоформления лицензии. На наш взгляд, эта существенная ошибка законодателя, и на практике в целях улучшения положения лицензиата необходимо ставить вопрос именно о переоформлении лицензии, а не об ее аннулировании;

  • прекращение действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Между тем на практике действие такого свидетельства может быть прекращено при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
  • заявления лицензиата с просьбой об аннулировании лицензии. В данном случае речь идет о безусловном случае аннулирования лицензии по инициативе самого лицензиата. При этом подп. 3 п. 1 комментируемой статьи не определяет условия, при которых лицензиат может проявить такую инициативу. Думается, что в большинстве случаев — это отсутствие в дальнейшем у лицензиата потребности в такой лицензии, например, когда он принимает решение об осуществлении деятельности, не связанной с оказанием услуг связи.

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет порядок доведения до сведения лицензиата решения лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Причем, учитывая, что п. 4 комментируемой статьи не содержит никаких оговорок, то он будет распространяться как на случаи аннулирования лицензии в судебном порядке, когда лицензирующий орган принимает решение об аннулировании лицензии и об обращении в суд, так и на случаи, когда он принимает такое решение без обращения в судебные органы. Также п. 4 комментируемой статьи устанавливает сроки доведения до сведения лицензиата вышеуказанного решения — десять дней со дня принятия решения. При этом п. 4 комментируемой статьи предоставляет лицензиату право обжаловать такое решение в судебном порядке. Учитывая положения гражданского процессуального порядка, это будет производство по делам, возникающим из публичных правоотношений при оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти. Так, согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

Прекращение действия (аннулирование) лицензии.

Действие лицензии прекращается в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия, в следующих случаях:

1) представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;

2) прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

4) наличие решения суда об аннулировании лицензии.

Не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, обязан представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня получения:

1) заявления лицензиата или его правопреемника о прекращении лицензируемого вида деятельности (приложение 5);

2) сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности или о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Документ, подтверждающий наличие лицензии, считается недействительным после внесения данных о прекращении действия лицензии в информационную систему учета лицензий и реестр лицензий и подлежит возврату в лицензирующий орган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *