Основания личного досмотра

В рамках привлечения к административной ответственности сотрудник полиции может требовать от гражданина пройти личный досмотр.

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности. Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении. Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось. Поэтому правонарушитель вправе требовать привлечения защитника, подавать ходатайства и возражения.

Личный досмотр предусмотрен статьей 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

Основания досмотра:

  • пресечение правонарушения
  • установление личности нарушителя
  • составление протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте
  • обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание. И только одного пола с досматриваемым.

При проведении личного досмотра уполномоченный сотрудник обязан обеспечить присутствие 2 понятых. Того же пола, что и досматриваемый. Если орган власти осуществляет процедуру только в отношении вещей (багаж), то достаточно видеозаписи. В исключительных случаях (достаточные данные, свидетельствующие о наличии у нарушителя оружия или предметов, которые используются как оружие) досмотр проводится без понятых.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

Лишь в исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Приведенный перечень целей досмотра является исчерпывающим, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 28 мая 2013 г. № 780-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона «О судебных приставах» .

Объединение личного досмотра и досмотра вещей в КоАП РФ свидетельствует об их правовой близости, но в то же время не тождественности .

Раскрывая содержание личного досмотра, А.Ю. Соколов пишет, что он представляет собой внешнее обследование тела физического лица, а также находящихся при нем одежды, обуви, головного убора и иных вещей в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения .

Основания и порядок проведения личного досмотра граждан, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регулируются положениями ст. 27.7 КоАП РФ.

Часть 1 этой нормы гласит, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, под которым понимают обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Аналогичная дефиниция содержится в п. 189 Административного Регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (в ред. от 21 декабря 2017 г.) .

Основанием для производства досмотра названный Регламент, кроме того, называет наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия со-вершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

С логичной поправкой на специфику их деятельности можно утверждать, что приведенные нормоположения могут использоваться и другими административными органами.

В силу ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, то есть должностными лицами, осуществляющими доставление и административное задержание, соответственно:

-должностными лицами органов внутренних дел (полиции), военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ;

-военнослужащими войск национальной гвардии РФ;

-старшими в месте расположения охраняемого объекта должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ;

-военнослужащими войск национальной гвардии РФ;

-должностными лицами военной автомобильной инспекции;

-должностными лицами пограничных органов;

-должностными лицами таможенных органов;

-военнослужащими и должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

-должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию;

-должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

-должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

-должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

-должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ).

В абз. 2 ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ сказано, что только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ.

Лишь в исключительных случаях (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ), при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото-и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч. 5 ст. 27.7 КоАП РФ).

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 27.7 КоАП РФ в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (ч. 8 ст. 27.7 КоАП РФ).

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Определении от 24 декабря 2012 г. № 2392-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дьяченко Андрея Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Определение № 2392-О), такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, применяемые в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, носят кратковременный и безотлагательный характер и не предполагают по-лучение согласия лица, в отношении которого они применяются.

При их применении физическое лицо не понуждается к свидетельствованию против себя по смыслу ст. 51 Конституции РФ: данное лицо не обязано делать какие-либо заявления о своей виновности и не обязано представлять доказательства, подтверждающие его причастность к совершению общественно опасного противоправного деяния (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. № 1697-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балошко Василия Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 27.7 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ).

В Определении № 2392-О говорится, что по смыслу п. 2 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 25.1 и ст. 24.1 Ко-АП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном право-нарушении, необходимо разъяснять имеющиеся у него процессуальные права, причем непосредственно в момент фактического возбуждения дела, в том числе при применении к нему меры государственного принуждения в порядке, предусмотренном гл. 27 КоАП РФ.

С подобным выводом корреспондирует норма п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 27 декабря 2019 г.) , исходя из которой при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Письмом ГТК России от 18 ноября 2002 г. № 01-06/45305 «О направлении форм процессуальных документов» (в ред. от 6 февраля 2006 г.) (Письмом ФТС РФ от 28 апреля 2007 г. № 01-06/16201 доведены формы протокола заявления о совершении административного правонарушения и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) утверждена форма протокола личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице (приложение № 7).

Аналогичная форма утверждена Приказом Россельхознадзора от 18 апреля 2005 г. № 153 «О бланках документов для применения территориальными органами Россельхознадзора при производстве дел по административным правонарушениям» .

Форма протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице при осуществлении контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в качестве процессуального образца введена в оборот органов внутренних дел Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (приложение N 11 к Административному регламенту).

Источник: Подготовлено на основе материала П.Н. Смолякова, судьи Забайкальского краевого суда, доцента Байкальского Государственного Университета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *