Осуществляет помилование

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 января 2020 года стало известно, что гражданка США и Израиля Наама Иссахар, осужденная в РФ за контрабанду наркотиков, подала прошение о помиловании и скорейшем освобождении из колонии.

ТАСС рассказывает о процедуре помилования президентом РФ.

Согласно ст. 89 действующей Конституции Российской Федерации право помилования лиц, осужденных российскими судами (или осужденных за границей, но отбывающих наказание в России), принадлежит президенту РФ. Оно осуществляется путем издания соответствующего указа главы государства. Помилованы могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства, процедура при этом одинакова. Ст. 85 Уголовного кодекса РФ определяет, что помилование возможно только в отношении «индивидуально определенного лица». Актом помилования осужденный может быть освобожден от дальнейшего отбывания приговора, также назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено на более мягкое. Кроме того, с лиц, уже отбывших наказание, может быть снята судимость.

Механизм рассмотрения ходатайств о помиловании описан в указе президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года.

Для начала процедуры необходимо личное письменное заявление осужденного на имя главы государства. Оно направляется в администрацию колонии (тюрьмы, СИЗО), где находится заключенный. Затем ходатайства осужденных передаются в территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) субъекта РФ. Для лиц, осужденных впервые за преступления небольшой или средней тяжести, срок передачи заявления в территориальный орган ФСИН составляет не более 10 дней, для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, — не более 20 дней. К ходатайству о помиловании администрацией прилагаются копии приговора и апелляционных решений, справка о состоянии здоровья, анкета, сведения о предыдущих ходатайствах о помиловании, характеристика осужденного и другие документы.

Не позднее чем через 5 дней (в отношении осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления — 7 дней) территориальный орган ФСИН представляет материалы в Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации.

Затем в течение 30 дней Комиссия передает высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе республики) заключение о целесообразности помилования осужденного. В свою очередь, глава региона не позднее чем через 10 дней (для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления — 15 дней) направляет президенту РФ собственное представление о целесообразности помилования осужденного. Список лиц, рекомендованных главой субъекта РФ к помилованию, публикуется в региональных СМИ.

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст); другие обстоятельства.

Указ президента РФ о помиловании в течение 2 дней после издания направляется главе субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, в соответствующий территориальный орган ФСИН и в администрацию колонии или тюрьмы.

Об отклонении президентом ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно главой региона либо по его поручению председателем комиссии субъекта РФ. Повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее, чем через год. Исключение составляют случаи возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету — его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны — в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor — слушатель — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии — Государственная Дума.

Б) осуществление помилования — Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета — Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов — Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью — Правительство РФ.

Помилование закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 (часть 3) Конституции записано: «Каждый осужденный за преступление имеет право <…> просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что помилование находится в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы помилования может решать только высшая федеральная власть, то есть – Президент.

В вопросе о помиловании осуждённых Президент обладает исключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилование применяется: в отношении лиц, осуждённых судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации; в отношении лиц, осуждённых судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

Помилование, как правило, не применяется к осуждённым, совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшимся от отбывания наказания условно-досрочно; ранее освобождавшимся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшимся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий по вопросам помилования в субъектах Федерации занимается Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно же готовит проекты решений Президента.

Президент России Владимир Путин заявил, что экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, который провел в заключении более 10 лет, написал ходатайство о помиловании. «Михаил Борисович должен был в соответствии с законом написать соответствующую бумагу, он этого не делал, но теперь совсем недавно он написал такую бумагу, и обратился ко мне с прошением о помиловании», — сообщил глава государства.

Адвокат предпринимателя Вадим Клювган утверждал, что Ходорковский не просил о помиловании. Однако чуть позже на официальном сайте пресс-центра осужденного экс-главы ЮКОСа появилось сообщение: «Комментарии адвокатов Михаила Ходорковского, касающиеся прошения о помиловании, признаются недействительными до их встречи с клиентом».

Кто принимает решение о помиловании?

Решение о помиловании может принять только глава государства. Это решение позволяет полностью или частично освободить осуждённого от наказания либо заменить срок наказания на более мягкий срок. Акт помилования может также снять судимость с лица, ранее отбывавшего наказание.

Решение о помиловании всегда принимается в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

Помилование не отменяет уже исполненные наказания (штрафы или лишения воинского и почётного звания, чина и государственных наград) и не освобождает лицо от гражданской ответственности (возмещение убытков, уплату неустойки, штрафа, пени).

Помилование также не означает признания невиновности осужденного и не ведет к его реабилитации.

Кому не стоит надеяться на помилование?

Не стоит писать ходатайство в том случае, если осужденный отбыл менее половины срока наказания, является неоднократно судимым за умышленные преступления, а также в прошлом освобождался по УДО. Как правило, от таких лиц ходатайства Комиссиями сразу изымаются и не рассматриваются. Также не рассматриваются ходатайства, если приложенная к нему характеристика из исправительной колонии отрицательная.

Все осужденные имею право на повторное обращение с ходатайством о помиловании.

Кто может получить помилование?

Практика помилований такова, что наибольшей вероятностью получить помилование обладают лица, удовлетворяющие одному или нескольким следующим условиям: Новость по теме Адвокаты Ходорковского отказываются комментировать помилование их клиента

1. Первая судимость.

2. Преклонный возраст (более 50 лет).

3. Преступление не повлекло тяжких последствий для потерпевших (смерть, тяжкий вред здоровью, инвалидность).

4. Осужденный стал инвалидом в местах заключения (не стоит думать, что это милость к осужденному, просто зачастую дешевле содержать инвалида дома или в доме инвалидов, при условии, что опасности он не представляет).

5. У осужденного остались малолетние дети, и нет других родственников, готовых заботиться о них (к сожалению, подобное обстоятельство редко служит аргументом, детей просто отправляют в детский дом).

На что обращают внимание, принимая решение о помиловании?

При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

  • степень опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания наказания;
  • срок исполненного наказания
  • совершение осужденным преступления в период испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба;
  • данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст).

Что нужно для вынесения решения о помиловании?

Согласно статьи 176 УИК РФ, введённой Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ, озаглавленной как «Порядок обращения с ходатайством о помиловании», осужденный должен подать ходатайство о помиловании через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Те, кто отбывает наказание и ходатайствует о помиловании в виде снятия судимости, направляют своё ходатайство непосредственно в комиссию по вопросам помилования.

Ходатайство о помиловании подаётся в письменной форме.

Конституционно-правовая основа помилования. Как известно, каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании, которое осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица (ч. 3 ст. 50, п. «в» ст. 89 Конституции РФ, ст. 85 УК РФ).
Порядок реализации конституционного права каждого осужденного за преступление просить о помиловании регулируется статьей 176 УИК РФ, в соответствии с которой осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании (далее также – ходатайство). Ходатайство осужденный подает через указанные в статье 16 УИК РФ администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание (далее – администрация учреждения).
Механизм реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования установлен Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О Комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее также – Указ), которым определены:
участники процедуры помилования;
лица, в отношении которых применяется помилование, в том числе обстоятельства, принимаемые во внимание при принятии решения о помиловании;
порядок представления ходатайств о помиловании, в том числе форма ходатайства, перечень прилагаемых документов, сроки предварительного рассмотрения ходатайств Комиссией по вопросам помилования и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, а также сроки представления ходатайств Президенту Российской Федерации;
порядок исполнения указа Президента Российской Федерации о помиловании или решения об отклонении ходатайства о помиловании.
В отношении кого применяется помилование? В соответствии с пунктом 2 «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» (далее также – Положение), утвержденного Указом, помилование применяется:
в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
Основаниями помилования являются исключительно «принципы гуманности».
При этом следует учитывать, что помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
Обращаясь с просьбой о помиловании осужденному следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 12 Положения при рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:
а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
в) срок отбытого (исполненного) наказания;
г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.
Важно! В целях объективного и всестороннего рассмотрения материалов о помиловании следует строго соблюдать установленный порядок представления ходатайства и необходимой документации, а также наиболее полно и достоверно отражать сведения о себе в ходатайстве.
Оформление ходатайства. В соответствии с пунктом 3 Положения, осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.
Ходатайство осужденному рекомендуется написать собственноручно. В написанном от руки тексте ходатайства не должно быть исправлений, помарок, подчисток, расхождений с официальными документами. Не допускается, чтобы текст был написан разными чернилами (пастой разного цвета) или на разной бумаге (например, на листах из разных тетрадей, которые отличаются между собой по структуре, цвету).
При написании ходатайства следует учесть общепринятые требования к письменному обращению.
В правом верхнем углу ходатайства в обязательном порядке указывается должность, инициалы и фамилия адресата, кому направляется просьба, например:
Президенту Российской Федерации
В.В.Путину
Ниже следует указать свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, почтовый индекс, адрес и название учреждения или органа, исполняющего наказание, например:
от ____________________________
(Ф.И.О. осужденного)
адрес отбывания наказания: ФБУ ИК-_____,
г. ____________________________________
В центре листа располагается название просьбы:
«Ходатайство о помиловании»
Вначале ходатайства, с красной строки следует указать каким судом, по каким статьям УК РФ, на какой срок осуждено лицо, отбывающее наказание (сведения об этом указываются точно в соответствии с приговором суда), изложить суть обвинения по приговору, указать даты начала и окончания назначенного срока наказания, а также о том, какая часть срока наказания уже отбыта осужденным.
Определенный интерес представляет отношение осужденного к совершённому им преступлению, к приговору суда, его справедливости, соразмерности наказания. Если совершению преступления способствовали какие-либо обстоятельства, оправдывающие, по мнению заявителя, противоправное поведение осужденного, то можно их указать. При этом не следует перегружать ходатайство мелкими подробностями совершённого преступления.
Ниже следует указать причины, побудившие осужденного обратиться с ходатайством, и обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия решения о помиловании (какие-либо чрезвычайные обстоятельства в семье – пожары, наводнения, разрушение жилища, плохое состояние здоровья самого осужденного или его близких родственников, необходимость ухода за ними, наличие малолетних детей, тяжелое материальное положение семьи и т.п.). Имеет смысл указать на наличие таких обстоятельств как первая судимость, совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте. Желательно привести некоторые подробности. Например, если в семье тяжелое материальное положение, то указать, где и на какие средства проживает семья, в чем нуждается; если больны дети – то, чем и с какого времени и т.п.
Осужденный сам решает, какие обстоятельства положить в основу ходатайства и как изложить свою просьбу.
Желательно написать о поведении осужденного в местах лишения свободы и о планах на будущее (как осужденный хочет загладить свою вину перед потерпевшим, где и кем он собирается работать после освобождения, где будет жить, о наличии семьи, родственников, друзей, готовых оказать помощь и поддержку после его освобождения из мест лишения свободы и т.д.).
В случае необходимости, для подтверждения своих доводов, осужденный прилагает к ходатайству соответствующие документы и материалы, либо их заверенные копии.
В ходатайстве обязательно следует указать свою просьбу, вид предполагаемого помилования, предусмотренного частью 2 статьи 85 УК РФ и вид отбываемого наказания по приговору суда.
Например: «… прошу помиловать меня, освободив от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы …».
В конце ходатайства ставится дата и личная подпись.
При написании ходатайства следует учесть замечания и рекомендации сотрудников администрации учреждения, ответственных за подготовку документов о помиловании и имеющих опыт (например, по указанию дополнительных сведений в ходатайстве, которые могут повлиять на решение Президента Российской Федерации).
Приложения к ходатайству. К ходатайству администрацией учреждения прилагаются следующие документы (п. 5 Положения):
а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
в) справка о состоянии здоровья осужденного;
г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
К ходатайству по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.
Например: о наличии особых заслуг осужденного или членов его семьи перед Родиной, о награждении орденами или медалями, присвоении почетного звания, об участии в боевых действиях по защите Отечества, характеристики с места работы или с места жительства, ходатайства трудового коллектива по месту работы осужденного до его заключения под стражу, общественных организаций, священнослужителей, соседей и т.д.
Члены семьи осужденного и другие заинтересованные лица, принявшие решение обратиться к Президенту Российской Федерации от своего имени, должны переслать свои ходатайства осужденному для приобщения к его ходатайству (важно, чтобы все документы поступили на рассмотрение одновременно).
Характеристики, справки, ходатайства заинтересованных лиц представляются только в оригиналах. Копии документов должны быть соответствующим образом заверены.
Направление материалов о помиловании на рассмотрение. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через 20 дней со дня его подачи (п. 5 Положения).
Администрация учреждения, исполняющего наказание на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уведомляет осужденного о направлении ходатайства в УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма.
В соответствии с Положением отказ в направлении ходатайства не допускается (п. 6).
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем, проживающим в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, самостоятельно в Комиссию по вопросам помилования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее также – Комиссия) с приложением документов, подтверждающих мотивы обращения.
Предварительное рассмотрение материалов о помиловании. УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре не позднее чем через 5 дней со дня получения ходатайства лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через 7 дней) представляет его в Комиссию по вопросам помилования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также информирует о ходатайстве ФСИН России.
Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, – не позднее чем через 15 дней) и заключения Комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры прилагаются ходатайство о помиловании с документами и заключение Комиссии.
Порядок исполнения Указа Президента РФ о помиловании. В соответствии с частью 2 статьи 85 УК РФ актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, администрацию учреждения (п. 14 Положения).
Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления акта о помиловании, а в случае поступления документов после окончания рабочего дня – утром следующего дня (если актом о помиловании не предусмотрено иное) (ч. 5 ст. 173 УИК РФ).
Порядок исполнения решения об отклонении ходатайства. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно председателем Комиссии по поручению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (п. 15 Положения).
В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования (п. 16 Положения).
Консультация. Консультацию по вопросу обращения с ходатайством о помиловании можно получить:
в администрации учреждения или органа, исполняющего наказание на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;
в Комиссии по вопросам помилования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
— письменно по адресу: ул. Мира, д. 5, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 628006;
— лично по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 31, каб. 701;
— по телефонам; 8 (3467) 357-049, 357-048;
— по электронной почте: pomil@admhmao.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *