Освобождение из мест лишения свободы

Порядок освобождения осужденных

Освобождению осужденных от отбывания наказания предшествуют подготовительные мероприятия, которые начинаются задолго до освобождения. Подготовка осужденного к освобождению имеет значение применительно к лицам, отбывающим наказание, связанное с изоляцией от общества, либо вне постоянного места жительства, т.е. в виде ограничения свободы, ареста и особенно лишения свободы.

Эти лица провели определенное, иногда достаточно длительное время в условиях изоляции от общества либо, хотя и в режиме полусвободы, но вдали от семьи, от бывшего места работы, от привычной для них обстановки. Прервались их многие социальные связи. Поэтому подготовка к освобождению должна способствовать их социальной адаптации после прибытия к месту жительства.

В широком смысле подготовка к освобождению длится в течение всего времени отбывания наказания. Осужденный получает новую специальность, осваивает трудовые навыки, повышает общеобразовательный уровень — все это облегчит получение им работы после освобождения, даст возможность лучше организовать свой быт. Свидания, посылки, передачи, телефонные переговоры с родными и близкими позволяют сохранить связи с семьей, препятствуют распаду семей. Насколько это важно, видно хотя бы из того, что за время отбывания наказания распадается каждая третья семья осужденного мужчины и каждая вторая — осужденной женщины.

Воспитательная работа, которая проводится с осужденными, направлена, в частности, на привитие навыков общения с людьми, законопослушного поведения в обществе.

Во многих колониях проводится работа с группами осужденных, готовящихся к освобождению. Создаются школы по подготовке к этому важному в жизни каждого отбывающего наказание моменту. С осужденными проводятся занятия, им объясняются трудности, с которыми они могут столкнуться при решении вопросов о трудовом, бытовом, жилищном устройстве.

Там, где это возможно, в таких школах выступают психологи, юристы, сотрудники службы занятости, адвокатуры, правоохранительных органов — милиции, суда, прокуратуры. Проводятся вечера вопросов и ответов на юридические темы. Организуется информация о потребности в рабочей силе близлежащих областей и того региона, где расположена колония, шефствующих предприятий.

В период, предшествующий освобождению, с осужденными должна проводиться целенаправленная работа, помогающая решить конкретные вопросы, которые встают перед ними после выхода на свободу.

Закон обязывает начинать такую работу не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы.

Межведомственный нормативный акт — совместное указание МВД и Федеральной службы занятости России от 28 сентября 1992 г. обязывает администрацию исправительных учреждений заблаговременно знакомить осужденного с основными нормами и положениями законодательства о занятости населения, разъяснять порядок трудоустройства, права и обязанности в ходе поиска работы.

В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Осужденный обращается с письменным заявлением, в котором указаны избранное им местожительство и желание трудоустроиться через государственную службу занятости. На основании заявления осужденного администрация учреждения уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному им месту жительства о предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Следует иметь в виду, что существовавшие ранее ограничения в прописке в зависимости от числа и характера совершенных преступлений отменены. Возможность регистрации (прописки) определяется наличием жилья и согласием родственников либо возможностью получения общежития или иного жилого помещения для проживания.

В отношении освобождаемых несовершеннолетних, не имеющих родителей или иных лиц, у которых они могут проживать, направляется представление в комиссию по делам несовершеннолетних по прежнему месту жительства. Комиссия принимает меры по устройству освобождаемого на работу и обеспечению его жильем либо в зависимости от возраста — по помещению его в школу-интернат или другое учреждение. В необходимых случаях несовершеннолетние передаются на попечительство.

Если несовершеннолетний имеет родителей, но администрация колонии придет к выводу, что возвращение его к прежнему месту жительства нецелесообразно из воспитательных соображений (криминогенная обстановка в семье, связь с преступной средой и т.п.), представление о трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетнего может быть направлено в комиссию по делам несовершеннолетних по месту расположения колонии.

О предстоящей дате освобождения несовершеннолетних и больных осужденных, а также беременных женщин уведомляются их родственники. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также больных, нуждающихся в постороннем уходе, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения. Желательно, чтобы больных сопровождал медицинский работник.

Инвалиды и лица престарелого возраста, не способные обеспечить себя либо нуждающиеся в уходе, по их просьбе помещаются в дома (интернаты) инвалидов и престарелых. Как правило, эти лица помещаются в указанные учреждения по месту их жительства через органы местного самоуправления.

При освобождении осужденный сдает все имеющееся у него имущество учреждения (например, книги, инструменты, культинвентарь, постельные принадлежности), получает хранящиеся в личном деле документы, вещи, а также деньги, имеющиеся на его лицевом счете.

Паспорт освобождаемого, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

В трудовой книжке производится запись о трудовом стаже в соответствии с ч. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса. Если ко дню освобождения трудовая книжка не получена, администрация выписывает новую трудовую книжку.

Если осужденный приговорен к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, об этом производится запись в трудовой книжке в точном соответствии с приговором.

Осужденному выдается справка о заработной плате, в которой указывается, в течение скольких календарных недель за 12 месяцев, предшествующих освобождению, он имел оплачиваемую работу, а также специальность и разряд, по которым он работал. В справке даются сведения о среднем заработке за последние два месяца работы. Она является основанием для определения размера пособия по безработице.

Осужденный получает также справку об освобождении, в которой указывается основание освобождения, время отбывания наказания, неотбытая часть срока при условно-досрочном освобождении, дополнительное наказание, если от него лицо не освобождено. Если лицо освобождено с заменой наказания более мягким, указывается срок этого наказания в соответствии с определением суда.

В справке фиксируется задолженность по исполнительным листам, место, куда следует осужденный, сумма пособия, если оно было выдано. В этот документ вносятся сведения о неснятых и непогашенных судимостях. Если лицо освобождено со снятием судимости, например при помиловании, амнистии, об этом указывается в справке об освобождении.

По просьбе осужденного ему должна быть выдана характеристика. С каждым освобожденным проводят беседу перед освобождением начальник колонии или его заместитель. В некоторых колониях введен ритуал освобождения: при освобождении условно-досрочно, по амнистии, при помиловании — по возможности торжественный.

В период подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях в колониях общего режима, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае им разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии.

Они могут содержаться в общежитии, расположенном за пределами колонии совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Это создаст возможность существенно уменьшить правоограничения и предоставить им ряд прав, которыми не пользуются другие осужденные того же вида режима. Такие лица с разрешения администрации могут посещать те предприятия, где они предполагают работать после освобождения, иметь больше встреч с семьей, купить вещи, необходимые после освобождения, лично решать вопросы трудового, бытового, жилищного устройства, посетить центр занятости.

Полусвободный режим позволит им привыкнуть к жизни среди свободных людей, что особенно важно для тех, кто отбыл длительные сроки лишения свободы. Наказание считается отбытым в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

Освобождение осужденных к ограничению свободы, аресту и лишению свободы производится в первой половине последнего дня срока наказания. Если этим днем является выходной или праздничный день, осужденный освобождается в предвыходной или предпраздничный день. При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа — в последний день этого месяца.

Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня, утром следующего дня.

Уголовно-исполнительная инспекция в день окончания срока исправительных работ, а при досрочном освобождении — не позднее следующего рабочего дня после получения соответствующих документов предлагает администрации организации, в которой осужденный отбывал исправительные работы, прекратить удержания из его заработной платы. Освобожденному выдается документ об отбытии наказания или освобождении от него.

Об утверждении Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 июня 2017 года N 111

Об утверждении Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда

1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А.Корниенко) обеспечить исполнение сотрудниками уголовно-исполнительной системы Порядка обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д.Алханова.

Министр
А.В.Коновалов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 июля 2017 года,
регистрационный N 47300

Порядок обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ, бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда

УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 июня 2017 года N 111

1. Настоящий Порядок устанавливает особенности обеспечения осужденных, освобождаемых от принудительных работ (далее — осужденные), бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда.

2. Оплата проезда осужденных к месту жительства осуществляется администрацией исправительного центра путем приобретения проездных документов.
В случае невозможности приобретения проездных документов заранее осужденному под роспись выдаются наличные денежные средства, необходимые для приобретения проездных документов исходя из маршрута следования к месту жительства.

3. При следовании осужденного к месту жительства различными видами транспорта может применяться сочетание способов оплаты проезда, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.

4. Оплата проезда осужденных производится исходя из прямого беспересадочного сообщения, а при отсутствии беспересадочного сообщения — исходя из маршрута, предусматривающего наименьшее количество пересадок, в размере, не превышающем стоимости проезда:

а) железнодорожным транспортом общего пользования:
на пассажирских поездах пригородного сообщения, за исключением поездов и вагонов повышенной комфортности;
на поездах дальнего следования любой категории исходя из стоимости проезда в плацкартном вагоне;

б) автомобильным транспортом общего пользования — на всех категориях городского, пригородного, междугородного и международного сообщения, за исключением автобусов повышенной комфортности и такси;

в) морским транспортом — на местах IV и V категорий кают судов транспортных линий (при наличии на судне) исходя из стоимости таких мест, а при отсутствии спальных мест — на сидячих местах исходя из стоимости сидячих мест;

г) внутренним водным транспортом — на местах III категории кают судов транспортных маршрутов (при наличии на судне) исходя из стоимости таких мест, а при отсутствии спальных мест — на сидячих местах исходя из стоимости сидячих мест;

д) воздушным транспортом — в салонах экономического класса (если стоимость проездных билетов не превышает стоимости проезда иным транспортом либо при отсутствии иного транспортного сообщения). При использовании воздушного транспорта для проезда осужденного к месту жительства проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств — членов Евразийского экономического союза.

5. В оплату проезда осужденных включаются:

а) комиссионный сбор за предварительное оформление билетов;.

б) расходы на пользование постельными принадлежностями;

в) иные установленные на транспорте обязательные платежи и сборы.

6. При освобождении осужденного — иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно проживавшего за пределами территории Российской Федерации, для него приобретаются билеты до железнодорожной станции на территории Российской Федерации, ближайшей к государственной границе Российской Федерации с государством, гражданином которого он является (в котором постоянно проживал), либо, по его желанию — до железнодорожной станции, ближайшей к аэропорту, имеющему прямое воздушное сообщение с государством его гражданства или постоянного проживания.

7. При отсутствии у осужденного — иностранного гражданина и лица без гражданства, постоянно проживавшего за пределами территории Российской Федерации, паспорта, заменяющего его документа либо иного документа, удостоверяющего личность, а также при необходимости получения выездной визы билеты приобретаются с транзитом через населенный пункт, где находится консульский отдел посольства государства, представляющего интересы осужденного на территории Российской Федерации.

8. Администрация исправительного центра обеспечивает осужденного продуктами питания, исходя из времени, необходимого для проезда к месту жительства, исчисляемого в сутках.
При этом время следования свыше 6 часов округляется до полных суток.

9. При невозможности обеспечить осужденного питанием он обеспечивается деньгами на время проезда в сумме, определяемой из расчета стоимости нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 06.07.2017,
N 0001201707060025

По прибытии к месту жительства освобожденный, нуждающийся в трудоустройстве, должен обратиться в центр занятости. Гражданин, обратившийся в органы службы занятости, должен представить:

паспорт (при отсутствии паспорта он должен быть предварительно получен в отделении милиции);

документ об образовании (если он есть);

трудовую книжку (если она есть);

справку об освобождении;

справку из исправительного учреждения о заработке (для начисления пособия по безработице);

справку МСЭК или врачебно-контрольной комиссии о рекомендуемых видах трудовой деятельности (это касается трудоспособных инвалидов и лиц, имеющих медицинские ограничения к определенным видам работы);

свидетельство о рождении детей, если дети находятся на иждивении (для получения на них надбавки к пособию). На иждивенцев старше 14 лет представляется справка из учебного заведения об обучении и неполучении стипендии;

соответствующие документы, если из заработной платы лица должны производиться удержания алиментов или иных сумм, присужденных решением суда.

Возможно, необходимо будет представить некоторые другие документы, указанные службой занятости.

Днем обращения в центр занятости признается день, когда в центр занятости были предоставлены все установленные законодательством документы, необходимые для регистрации лица в качестве безработного.

Как правило, граждане приходят в центр занятости по месту их регистрации (прописки). Однако, возможно обращение и в другие службы, которые дают консультации и подбирают место работы. Но пособие по безработице гражданин может получить только по месту регистрации.

В центре занятости освобожденный может получить бесплатную консультацию по вопросам занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки. Лица, не имеющие специальности, по которой заявлены вакантные места, по их желанию, могут быть направлены на бесплатное обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться.

Безработный обязан регулярно (в назначенные службой занятости дни) посещать службу занятости и интересоваться возможностями трудоустройства. При первом посещении службы ему устанавливаются дни, когда он должен посещать ее два раза в месяц. Уважительность причины неявки должна быть подтверждена документом (например, больничным листом).

Обратившемуся гражданину подбирается работа и с его согласия выдается рекомендательное письмо или направление, с которым он должен в указанное время явиться для оформления на работу. Если почему-либо прием на работу не состоялся, сотрудники отдела кадров должны письменно мотивировать отказ на корешке направления и заверить его печатью. Этот документ возвращается в органы занятости, которые подбирают другую работу.

В случае если лицо, обратившееся в центр занятости, не будет трудоустроено в течение 10 дней, оно признается безработным и получает право на пособие, по безработице начиная со дня обращения в центр занятости.

Но следует иметь в виду, что безработными не могут быть признаны (и, соответственно, не имеют право на получение пособия по безработице) граждане:

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными и некоторые другие.

В соответствии со статьей 4 федерального закона «О занятости населения» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан:

впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет, не работавших и для некоторых других категорий безработных граждан.

Подходящей не может считаться работа, если:

она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, которые достигли 16-летнего возраста, зарегистрированы в органах службы занятости и имеют статус безработного. Пособие выплачивается вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Размер пособия по безработице зависит от заработной платы осужденного за время отбывания наказания, но он не может быть меньше установленной минимальной заработной платы. При наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца. Вместе с тем пособие не может превышать средней заработной платы данного лица за последний год.

Если безработный по решению суда обязан выплачивать алименты на содержание детей или возмещать ущерб по исполнительному листу, либо у него в соответствии с таким исполнительным листом должны быть другие удержания, все они производятся из пособия по безработице на общих основаниях.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена на срок до трех месяцев, или его размер может быть сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

признания гражданина занятым (утратой статуса безработного);

прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

переезда безработного в другую местность;

попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

назначения пенсии;

отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

смерти безработного.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного — со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Одно из оснований для прекращения выплаты пособия — получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.

Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице.

Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.

По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях.

Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.

Европейские правозащитники еще в середине марта обратились к Всемирной организации здравоохранения и Совету Европы с просьбой отпустить часть заключенных — они уверены, что необходимо значительно снизить количество людей в тюрьмах, чтобы избежать распространения там коронавируса.

Это заявление подписали и правозащитные организации из России. С похожей просьбой не допустить вспышки коронавируса в тюрьмах к местным властям обратились правозащитники из Франции, Пакистана, Филиппин и нескольких арабских стран — Саудовской Аравии, Сирии, ОАЭ и Египта. Но пока власти этих стран к ним не прислушались.

При этом в России из-за эпидемии коронавируса Госдума, как пишут «Открытые медиа», наоборот, может отказаться от амнистии в честь 75-летия Победы. «Люди очень испуганы и настороженно относятся к тем, кто сейчас находится в изоляции, в местах лишения свободы. Это неосознанная история, которая происходит в головах людей, что, возможно, там заболевания, а их никто не проверял — выйдут, нас заразят», — пересказала изданию логику властей заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора.

Многие другие государства в условиях эпидемии уже начали постепенно разгружать пенитенциарную систему — власти амнистируют заключенных, которые признаны неопасными для общества, временно выпускают их или переводят под залог. «Медиазона» рассказывает, как это происходит в разных странах.

США

18 марта более 40 правозащитных групп США обратились с открытым письмом к властям с просьбой отпустить тех заключенных, чьему здоровью может угрожать эпидемия COVID-19. Они также призвали полицию не арестовывать за мелкие правонарушения, комиссии по помилованию — расширить возможности для досрочного освобождения, а судей и прокуроров — не применять арест как меру пресечения к тем, кто впервые предстает перед судом.

После того как 22 марта департамент исправительных учреждений Нью-Йорка сообщил что у 29 заключенных и 17 сотрудников тюрем города выявлены положительные результаты тестов на коронавирус, там были освобождены 75 заключенных. Через несколько дней в тюрьме острова Райкерс COVID-19 обнаружили еще у 60 человек. Мэр города Билл де Блазио пообещал, что власти освободят из этой тюрьмы около 300 пожилых заключенных, осужденных за ненасильственные преступления. При этом на свободу не выйдут виновные в домашнем насилии или преступлениях сексуального характера.

К 24 марта власти округа Лос-Анджелес из-за угрозы распространения коронавируса выпустили из тюрем около 1700 заключенных, это около 10% от всех заключенных самого населенного округа США. Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом опасается, что у многих из них нет постоянного места жительства и они заразятся вирусом на свободе.

Власти Оклахомы освободили около 200 осужденных по легким статьям, чтобы освободить место для карантина для совершивших более тяжелые преступления. Сразу несколько округов штата Юта также снизили численность заключенных: округа Солт-Лейк, Юинта и Дюшен отпустили в общей сложности около 300 человек; еще примерно на 100 человек сократилось число заключенных в округе Дэвис, в котором отпускают тех, кто отсидел не менее 75% срока при условии, что обвинение и пострадавшие не выступают против. В ближайшие дни в штате Юта должны освободить еще по крайней мере 200 человек.

Тюрьма на острове Райкерс, Нью-Йорк. Фото: Seth Wenig / AP / ТАСС

Бахрейн

12 марта король Бахрейна Хамад ибн Иса аль-Халифа выпустил указ о помиловании 901 заключенного. Еще 585 людям наказание заменили на не связанное с лишением свободы. Свое решение король обосновал «гуманитарными соображениями в поддержку сложившихся обстоятельств». На тот момент в стране было 210 случаев заражения коронавирусом. Эта амнистия стала крупнейшей в стране со времени массовых протестов 2011 года, после которых в тюрьмах оказались около 700 человек.

По словам правозащитников из Центра по правам человека в Бахрейне, среди амнистированных оказались около 300 человек, которые были осуждены по политическим мотивам. Но самые известные политические заключенные и лидеры местной оппозиции, несмотря на хронические заболевания, остались за решеткой. Не вышла на свободу и последняя в стране политзаключенная женщина Закея аль-Барбури.

17 марта власти сообщили, что всех амнистированных протестировали на коронавирус — их отпустили только после того, как тесты показали отрицательный результат. Однако правозащитница Фатима Язбек из Института демократии и прав человека в Заливе сообщила, что в крупнейшей тюрьме страны JRRC недавно появился заключенный пакистанского происхождения с признаками заражения: высокой температурой и сильным кашлем. Язбек со ссылкой на знакомых активистов передает, что охрана тюрьмы не предприняла никаких мер для защиты других заключенных. «В связи с жалким состоянием тюрем в Бахрейне существуют серьезные опасения, что вирус распространится. Камеры не проветриваются, они переполнены и отсутствует регулярная стерилизация», — предостерегает она.

По данным Госдепартамента США, на 2017 год в Бахрейне было около 3 500 заключенных. Арестанты регулярно жаловались на условия содержания, а правозащитники сообщали, что им отказывают в медицинской помощи. Комиссия Бахрейна по правам заключенных посетила тюрьму JRRC в конце 2015 года и отметила перенаселенность, антисанитарию в некоторых корпусах и недостаток средств гигиены у заключенных. В январе 2020 года после эпидемии чесотки более сотни заключенных этой тюрьмы объявили голодовку из-за антисанитарных условий и некачественной медицинской помощи.

Германия

Власти Северного Рейна-Вестфалии, самой населенной земли Германии, в которой коронавирусом заразились уже более 9 000 человек, 25 марта пообещали отпустить тысячу заключенных. По оценкам властей, в случае начала эпидемии в тюрьмах им понадобится тысяча свободных мест для организации карантина. Амнистия коснется осужденных на срок до 18 месяцев, если срок их заключения заканчивается до 31 июля 2020 года — исключение составят осужденные за насильственные преступления и преступления сексуального характера. Не коснется послабление и тех, кто совершил новое преступление уже в тюрьме. Всего в 36 тюрьмах этого региона содержатся 16 тысяч заключенных.

Тюрьма Бамберга, Бавария, Германия. Фото: Nicolas Armer / Dpa / ТАСС

Индия

Верховный суд Индии 23 марта предписал всем штатам и союзным территориям Индии организовать комиссии, которые решат, каких заключенных можно отпустить условно-досрочно, чтобы уменьшить перенаселенность тюрем в условиях эпидемии COVID-19. Суд определил, что такую возможность получают те, кто был осужден на сроки до 7 лет. Кроме того, суд запретил перевозить заключенных за исключением случаев, когда это помогает справиться с перенаселенностью, а также запретил присутствие заключенных в зданиях судов — все заседания должны проходить по видеосвязи.

После этого власти столичной территории Дели объявили, что немедленно выпустят под залог на 45 дней тех, кто обвиняется в нетяжких преступлениях, провел в заключении не меньше трех месяцев и ждет решения суда. 23 марта руководство тюрьмы Тихар в Дели пообещало выпустить в ближайшие дни около 3 000 заключенных, чтобы уменьшить перенаселенность. Около половины из них составят ожидавшие начала суда или приговора. Источники Times of India в исправительном учреждении сообщили, что большая часть отпущенных — либо иностранцы, чьи сроки подходят к концу, либо те, чьи прошения о залоге все еще находятся в стадии рассмотрения. Тихар — крупнейший тюремный комплекс Индии, он рассчитан примерно на 5 000 заключенных, но в действительности перенаселен более чем в два раза.

24 марта власти штата Тамилнад отпустили под залог 136 заключенных из тюрьмы Коимбатура и пообещали в ближайшее время отпустить еще 17 человек. За несколько дней до этого правительство штата Махараштра обратилось в Верховный суд с просьбой из-за эпидемии отпустить около 5 000 заключенных. Осужденных за нетяжкие преступления, срок по которым не превышает пять лет, просят выпустить под залог. Тем, кто совершил ненасильственные преступления впервые и способен оплатить залог, предлагают дать отпуск по медицинским причинам. В тюрьмах штата, по данным Счетной палаты Индии за 2019 год, содержится 36 тысяч заключенных, это на 50% больше их вместимости.

Полицейские возле здания Тихарской тюрьмы, Нью-Дели, Индия. Фото: RAJAT GUPTA / EPA / ТАСС

По официальным данным, на 2018 год в исправительных учреждениях Индии содержалось 466 тысяч заключенных, общее перенаселение составляло 17%, при этом в некоторых тюрьмах оно доходило до 74%. Две трети заключенных ждали в тюрьме начала суда.

Ирландия

Министерство юстиции Ирландии разработало план, призванный не допустить вспышки коронавируса в местах лишения свободы — он должен выполняться последовательно, в зависимости от развития ситуации с эпидемией. Министерство предлагает упростить доступ заключенных к временному освобождению, внести изменения в его правила, а также на треть чаще выносить решения об условно-досрочном освобождении.

Две первых поправки уже работают с 16 марта. Временно на свободу выпустили заключенных из низкой группы риска — министерство не уточняет ни критериев, по которым отбирались заключенные, ни их числа. Ирландские медиа говорят о двухстах освобожденных.

Для тех, кто временно выходит на свободу, упрощены административные процедуры: раньше им было необходимо отмечаться в тюрьме раз в неделю, а теперь — раз в месяц. При этом, напоминает министерство юстиции, какие-либо нарушения со стороны осужденных приведут к досрочному возвращению в тюрьму. Кроме того, план предполагает, что случае серьезной вспышки коронавируса в колониях из них временно освободят всех, кому осталось сидеть меньше полугода.

Всего в 13 тюрьмах Ирландии по состоянию на конец февраля 2020 года содержались почти 4200 заключенных К 20 марта их количество сократилось до 3900. 53% человек содержатся в одиночных камерах, а остальные 47% делят места с еще двумя, тремя или четырьмя людьми. 15% ирландских заключенных старше 50 лет.

Судан

23 марта на сайте государственного новостного агентства Судана SUDA появилось сообщение о помиловании первой группы из 4 217 заключенных из тюрьмы Аль-Худа, находящейся во втором по величине городе страны Омдурмане. На следующий день министерство здравоохранения Судана сообщило, что все отпущенные заключенные прошли обследование на наличие коронавируса. Причиной освобождения называются меры по борьбе с распространением эпидемии. Какие именно категории заключенных вышли на свободу, SUDA не уточняет.

По состоянию на 2017 год в стране было около 21 тысячи заключенных. В прошлом году в Судане произошел военный переворот, государство находится в экономическом кризисе, многие врачи эмигрировали, в стране объявлен режим чрезвычайной ситуации и введен комендантский час.

Великобритания

Министр юстиции Великобритании Роберт Бакленд 25 марта признал, что COVID-19 представляет большую угрозу для переполненных тюрем. Он сказал, что правительство рассматривает возможность освобождения части заключенных, однако не уточнил, кого из них это может коснуться. Бакленд подчеркнул, что «заинтересован» в использовании схемы с временным освобождением: по его мнению, такой подход поможет смягчить ситуацию.

Правозащитники из организации Prisoners Advice Service обратились к властям с просьбой выпустить на свободу тех заключенных, которые не опасны для общества из-за своего преклонного возраста. По их данным, это около 1 700 человек в возрасте от 70 лет, в основном, мужчины.

Параллельно с эпидемией коронавируса британское правительство разрабатывает план, который позволит расширить применение условно-досрочного освобождения. Согласно нему, осужденные на срок менее четырех лет могут быть освобождены после отбытия половины наказания под обязательства, среди которых — ношение электронного браслета и соблюдение комендантского часа. При этом источники «Би-би-си» отмечают, что подобные шаги связаны не с пандемией вируса, а с переполненностью тюрем.

Тюрьма Пентонвиль, Лондон, Великобритания. Фото: Victoria Jones / PA Images / ТАСС

В тюрьмах Великобритании, по данным министерства юстиции, содержатся почти 84 тысячи человек. Министр Бакленд сообщал, что по состоянию на 25 марта около 2500 сотрудников пенитенциарной системы, или 10% от всего штата, не было на рабочих местах из-за болезней или самоизоляции.

Иордан

Суд в середине марта отпустил из тюрем около 1500 человек, которые ожидали начала процессов по обвинениям в покушении на национальную безопасность. На свободу вышли и сотни арестованных, ожидавших судов по по административным делам. 18 марта власти Иордана на месяц отложили оглашение приговоров для 3 081 человека, которые были осуждены за долги на суммы до 10 тысяч иорданских динаров. По данным властей, в стране содержится около 20 тысяч заключенных, треть из них еще не осуждены. К 25 марта в стране было выявлено 153 заболевших коронавирусом.

Австралия

Правительство австралийского штата Новый Южный Уэльс наделило главу местной исправительной комиссии полномочиями условно-досрочно освобождать заключенных в связи с пандемией COVID-19. В первую очередь выпустят тех, чей срок подходит к концу, однако закон дает возможность рассматривать каждый случай по отдельности.

Досрочное освобождение не предусмотрено для осужденных по тяжким статьям — например, за убийство, терроризм или преступления на сексуальной почве. Кроме того, при принятии решения должно учитываться его возможное влияние на общественную безопасность и безопасность жертвы преступления.

В середине марта 370 австралийских ученых, юристов, адвокатов и барристеров подписали письмо с призывом не допустить вспышки коронавируса в тюрьмах, где она может стать неконтролируемой.

Другие штаты Австралии примеру Нового Южного Уэльса пока не последовали. По состоянию на 24 марта в этом штате, в состав которого входит и столичный Сидней, зарегистрировано 818 случаев заболевания коронавирусом — это половина от 1700 заболевших по всей стране. Премьер-министр штата Гладис Бережиклян назвала ситуацию в штате критической. В тюрьмах Нового Южного Уэльса содержатся около 14 тысяч человек.

Иран

Иран из-за эпидемии COVID-19 временно выпустил из колоний 85 тысяч человек, причем половина из них, по утверждению властей — те, кто обвинялся в преступлениях, связанным с государственной безопасностью. По данным «Аль-Джазиры», среди них много участников ноябрьских антиправительственных протестов. Помимо политических заключенных временно освободили тех, кто был осужден на небольшой срок за ненасильственные преступления.

Позже 10 тысяч из числа освобожденных вообще амнистировали — среди них есть и политзаключенные. Формально власти не связывали амнистию с эпидемией и приурочили ее к Новому году, который по иранскому солнечному календарю наступает в конце марта. Те же, кто не попал под амнистию, должны будут вернуться в тюрьмы к 3 апреля.

По официальной статистике, в 2018 году в рассчитанных на 150 тысяч мест тюрьмах Ирана находилось 240 тысяч заключенных.

Канада

В провинции Онтарио около тысячи заключенных вышли на свободу после того, как стало известно, что у охранника тюрьмы в Торонто диагностировали коронавирус; при этом симптомы появились у некоторых заключенных в соседней провинции Квебек.

Тюрьма Орсанвиль под Квебеком, Канада. Фото: Francis Vachon / The Canadian Press / ZUMA Wire / ТАСС

Министерство юстиции провинции Онтарио объявило, что места заключения покинут осужденные по легким преступлениям, не связанным с насилием и применением оружия. Кроме того, тюрьмы временно не будут принимать тех заключенных, которые имеют право отбывать свой срок по частям: сначала им отменили возможность делать это по будням, а затем вообще отсрочили наказание. При этом судебные слушания по мелким правонарушениям, например, нарушениям правил дорожного движения, временно полностью отложены.

Адвокаты из другой канадской провинции, Альберты, обратились в министерство юстиции с просьбой рассмотреть возможность досрочного освобождения заключенных в связи с угрозой их заражения. По состоянию на 2018 год в Канаде было около 40 тысяч заключенных, более трети из них только ждали суда.

Редактор: Егор Сковорода

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *