Пандусы в подъезде

Дома с лестницей перед лифтом или перед подъездом должны быть оборудованы пандусами (съездами).

Статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» гарантируют обеспечение свободного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры. Органы государственной власти и местного самоуправления, а также все юридические лица обязаны создавать такие условия, при которых человек с ограниченными физическими возможностями может легко попасть внутрь любого помещения. Нарушение данной нормы влечёт административную ответственность.

Жители Москвы и Московской области имеют право на бесплатную установку в зданиях пандусов для детских и инвалидных колясок.

Данное право регламентируется следующими законодательными документами:

– Закон г. Москвы от 17 января 2001 г. № 3. «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы»;

– Закон Московской области от 22.10.2009 № 121/2009-ОЗ (ред. от 14.07.2011) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области».

Что такое пандус и можно ли его устанавливать самостоятельно?

Пандус — это устройство для самостоятельного передвижения по нему человека на инвалидной коляске.

Самостоятельно устанавливать пандус нельзя. Монтаж изделия должен осуществляться с соблюдением требований различных технических регламентов.

Кроме того, нужно иметь разрешительную документацию на само изделие, подтверждающую безопасность ввода его в эксплуатацию, а также — разрешение на установку от руководителя организации, отвечающего за обеспечение обслуживания данного подъезда.

При несоблюдении требований к установке пандуса изделие подлежит демонтажу, а лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, несёт административную или уголовную ответственность:

  • в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей за нарушение правил содержания жилых помещений;
  • в виде административного штрафа до 50 (пятидесяти) тысяч рублей за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством РФ требований согласно ст. 14.4 «Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Как добиться установки пандуса в подъезде?

В 2013 году были внесены поправки в Жилищный кодекс, согласно которым теперь нет необходимости получать согласие 2/3 жильцов на установку пандусов в многоквартирных домах.

Чтобы бесплатно установить пандус в подъезде, нужно написать заявление в ЖЭК (ДЕЗ) или управляющую компанию. По жилищному законодательству, вопросы содержания и эксплуатации крыльца подъезда относятся к ведению жилищно-эксплуатационных управлений и ТСЖ.

Заявление следует написать на имя начальника организации, в двух экземплярах.

Документ должен содержать:

  • просьбу установить пандус в конкретном месте (на лестнице при входе в подъезд или в подъезде);
  • модель пандуса* (стационарный или откидной).

Отправить заявление можно заказным письмом с уведомлением или вручить лично.

У коммунальной организации есть по закону 30 дней, чтобы рассмотреть заявление и вынести по нему решение.

Куда жаловаться?

Отказать в установке пандуса могут по причине узких лестничных пролётов — менее 2,5 м. В этом случае возможна установка откидного пандуса.

Если вы не получили согласие на установку пандуса, пишите заявление о нарушении ваших прав конкретным ответственным лицом в надзорные и правозащитные органы и организации:

  • жилищную инспекцию,
  • общество по защите прав потребителей,
  • прокуратуру района,
  • орган местного самоуправления (администрация города, района, муниципального образования).

Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц можно в суде. Если решение суда вас не устраивает, вы можете подать апелляционную жалобу в течение месяца со дня принятия решения суда (ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Апелляционная жалоба подаётся в городской суд через районный суд, рассматривающий ваше дело и вынесший решение. Если вы пропустили срок на апелляционное обжалование по уважительным причинам, то суд может его восстановить, если обратиться к нему с такой просьбой.

Пандусы могут быть стационарными или откидными (легко изменяемые в размере). Длина может варьировать от 50 см до 4 м и соответственно состоять из от 1 до 3 секций. Также может варьироваться ширина пандуса, которая в любом случае должна быть достаточной для проезда любой коляски.

Фото: Татьяна Гоцуленко 28 июля 2017 Человек с ограниченными возможностями проживает на третьем этаже многоквартирного дома. Ранее в доме пандуса не было, собственники помещений многоквартирного дома решения об установке пандуса не принимали. Какими документами это должно быть оформлено?

На вопрос отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса. Ответ прошел контроль качества

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.

Из содержания приведенной нормы следует, что обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. Однако, по нашему мнению, соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. Управляющие организации к таковым не относятся, поскольку общее имущество многоквартирного дома им не принадлежит.

Как следует из положений п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п.п. 2, 5, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, работы, связанные с воздействием на общее имущество собственников многоквартирного дома, должны производиться по решению и с согласия всех собственников жилого дома. Принятие решений по вопросам реконструкции многоквартирного дома, к которым относится установка пандуса в подъезде, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Причем такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). А потому управляющая компания не вправе самостоятельно, без получения на это согласия собственников, за их счет выполнять такую реконструкцию.

Как сторона по договору управления многоквартирным домом, управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, включая доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Однако обеспечение доступности пользования помещениями не означает, что на управляющую организацию возлагается обязанность по обустройству пандусов за счет денежных средств собственников помещений многоквартирного дома в отсутствие их волеизъявления или за свой счет. Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, фиксируется в договоре управления многоквартирным домом при его заключении (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Соответственно, если собственники не включили в договор управления работы по устройству пандусов, то управляющая организация не обязана их выполнять.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее — Перечень). В отношении каждого многоквартирного дома перечень работ и услуг определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного в целях обеспечения условий доступности для инвалидов помещений многоквартирного дома (пп. «а» п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). При этом в Перечне обязанность сооружения пандусов для маломобильных групп населения не предусмотрена. В частности, в п. 29 Перечня установлена лишь обязанность проверки состояния и при необходимости выполнения работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома. То есть управляющая организация должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана сооружать его вновь за свой счет.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 13.10.2014 по делу № 33-9155, решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 16.12.2015 по делу № 2-2339/2015, решение Домодедовского городского суда Московской области по делу № 2-552/2015 (Извлечение), решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 09.09.2015 по делу № 12-1255/2015, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 10.10.2013 (Извлечение), решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23.06.2015 по делу № 2-2897/2015.

Кроме того, Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) была дополнена ч. 5.1, в силу которой с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. На этом основании мы считаем, что в отсутствие решения собственников многоквартирного дома именно органы публичной власти, местного самоуправления должны изыскивать возможности по созданию условий для реализации гражданами-инвалидами своего права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. А деятельность управляющей компании связана исключительно с управлением и эксплуатацией многоквартирного дома, управляющая компания действует от имени собственников помещений и лишь в пределах финансирования, собираемого с собственников жилья на строго определенные цели.

В определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

К сведению:

Справедливости ради отметим, что отдельные суды придерживаются иного мнения, полагая, что дополнительные меры социальных гарантий для инвалидов, в том числе право на доступ к жилым помещениям, иным объектам социальной инфраструктуры, прямо предусмотрены законом. Поскольку без обустройства специализированных устройств передвижение такого гражданина невозможно, управляющая организация обязана выполнить соответствующие работы даже в отсутствие решения собрания собственников помещений многоквартирного дома (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 33-17320/2015).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ИКК «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»

Телефон: (812) 320-21-51

Здравствуйте!

Так же озаботился установкой пандуса в подъезде, но у нас пятиэтажка без лифта и сначала я просто написал запрос из разряда, а не поставите ли вы пандус на что пришел ответ 1 , затем я отправил второе письмо уже с добавлением поста автора и отсебятенки, пришел второй ответ.

Пора писать в прокуратуру или я не прав?

Ответы в думал разместить в скриншотах в результате текстом ниже (низкий рейтинг).

Ответ первый

Ваше обращение, направленное на официальный сервер Правительства Москвы, по вопросу установки пандуса в подъезде по адресу: … ,внимательно рассмотрено. В доме по указанному адресу установка пандусов или устройство лифтов не предусмотрено проектом дома. Согласно строительным нормам и правилам, ширина лестничного пролета для устройства пандуса должна быть не менее 135 см., ширина лестничного марша на 1этаже в указанном подъезде составляет 13Осм. Учитывая изложенное, установить пандус не представляется возможным. Дополнительно сообщаю, что вспомогательное устройство для спуска детской коляски на 1 этаже в указанном подъезде будет установлено по результатам закупочных мероприятий. Благодарим Вас за активную гражданскую позицию.

Мое второе письмо

Уважаемый Осипов Александр Александрович!

Обращаюсь к Вам в продолжении своего первого обращения и Вашего ответа от 08.07.2019 № ПГ-12551/9-0-1 по поводу установки откидного пандуса или лифта по адресу г. Москва ул.

Не могу согласиться с Вашим отказом об установке откидного пандуса для подъема или спуска детских колясок до 5 этажа включительно, так как это не решает проблему с беспрепятственным доступом к жилью на 5 этаже.

На основании вашего ответа создается впечатление о запросе в установке стационарного пандуса для инвалидов который должен соответствовать СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1), однако речь шла исключительно об установке откидного пандуса для колясок с детьми (который не регламентирован), что следовало из обращения, а так же было дополнительно обговорено инженером проводившим обследование лестничной клетки по результатам которого был составлен акт с выводами которого я не согласился.

Вполне логично, что в кирпичном доме 1955 года постройки установка пандусов или устройство лифтов не предусмотрено проектом дома. Однако, в вашем письме, наблюдается разночтение, ведь «…вспомогательное устройство для спуска детской коляски на 1 этаже…”, которое по своей сути и является откидным пандусом, так же не предусмотрено проектом дома, но в данном случае вы делаете исключение, что говорит о том, что пандусы данной конструкции возможно установить по всей лестничной клетке вплоть до пятого этажа. Вижу ваше нежелание вникать в суть проблемы, стандартную «обтекаемую” отписку.

Обращаю ваше внимание, что согласно СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) п.1.2. «В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.” Исходя из открытых источников данное проектирование не разрабатывалось. В связи с этим возникает подозрение в служебной халатности лиц ответственных за согласование и проведение капитального ремонта. Так же отмечу, что отказ в установке лифта в вашем ответном письме необоснован, а инженером при обследовании даже не рассматривался.

В связи с вышеизложенным и некоторыми возможными дальнейшими вариантами отказов напоминаю вам так же что, в соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации», а не лицами ответственными за содержание жилых домов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ «Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме», ст. 158 Жилищного кодекса РФ «Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения». Согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, «Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства».

При этом, законодательство Российской Федерации требует обеспечить доступность пользования зданиями, строениями, помещениями. Данное требование указано в: ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ст. 161 Жилищного кодекса РФ; пункте «в» части 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), а

В своде правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) указано следующее:

«1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее — маломобильных групп населения — МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).

1.2 Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий, и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.»

Также в СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 (с Изменением N 1) дано определение маломобильных групп населения:

«Б.18 маломобильные группы населения (МГН): Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками и т.п.».

Беспрекословность выдвинутых государством требований подтверждается введением административных санкций на лиц, допустивших данное нарушение. Об этом указано в ст. 16 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; ст. 9.13, ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Таким образом, согласие собственников помещений на установку в подъезде жилого дома технических средств доступности вообще не требуется. Это относится к прямым обязанностям жильцов данного подъезда, а также ответственных лиц за надлежащее содержание жилых помещений.

Кроме того, согласно ст. 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, несут персональную ответственность в виде административного штрафа в размере до 50 (пятидесяти) тысяч рублей, за нарушение правил содержания жилых помещений.

В связи с вышесказанным прошу Вас повторно рассмотреть вопрос установки откидного пандуса или лифта по адресу … в ином случая я буду вынужден обратиться в жилищную инспекцию ЮВАО г. Москвы, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в Кузьминскую межрайонную прокуратуру, в приемную Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С уважением, Павлов Вячеслав Евгеньевич

Второй ответ

Ваше обращение, направленное на официальный сервер Правительства Москвы, по ряду вопросов по адресу:… внимательно рассмотрено.

В доме по указанному адресу установка пандусов или устройство лифтов не предусмотрено проектом дома.

Согласно строительным нормам и правилам, ширина лестничного пролета для устройства пандуса должна быть не менее 135 см., ширина лестничного марша на 1 этаже составляет 130 см.

Учитывая изложенное, техническая возможность для установки откидного пандуса отсутствует.

Лестничные площадки являются путями эвакуации, любое их загромождение является нарушением прав других собственников. Сооружение не должно нарушать правил противопожарной безопасности, представлять опасность для жизни, здоровья, имущества других людей.

Вспомогательное устройство для спуска детской коляски на 1 этаже в подъезде №15 будет установлено по результатам закупочных мероприятий.

В настоящее время в указанном многоквартирном доме подрядной организацией ООО «Атлант ЛТД» проводится капитальный ремонт общедомового имущества. В работы капитального ремонта входит замена общедомовых инженерных коммуникаций, фасада, кровли. Устройство новых лифтов в подъездах указанного дома региональной программой не предусмотрено.

Дополнительно сообщаю, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме, должен осуществляться при помощи лифта только выше пятого этажа.

Некоторые категории жителей России являются маломобильными и не могут пользоваться стандартной лестницей. Для них предусмотрена установка конструкций, позволяющих попасть в нужное место без лишних усилий. Нюансы монтажа регламентирует закон о пандусах в 2020 году.

Федеральный закон о пандусах: официальный текст и изменения

Консультация юриста бесплатно
Сегодня несколько документов формируют общую правовую базу установки конструкций для маломобильных групп населения:

  • Конвенция ООН по правам инвалидов;
  • Конституция РФ;
  • программа «Доступная среда»;
  • ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов».

Основную юридическую силу имеет именно федеральный закон, который был принят депутатами Госдумы в 1995 г. В документе прописано, что люди с ограниченными возможностями должны иметь право свободно посещать любые общественные места. Последние правки в официальный текст вносились в 2016 г. Согласно действующим положениям, представителей власти обязали следить за тем, чтобы все здания были оборудованы специальными конструкциями. Предлагаем ознакомиться с внесенными правками и скачать закон о пандусах по следующей ссылке.

Нормативы для установки пандусов

То, как и где должны быть смонтированы специальные конструкции, определяется ГОСТом. Действующие документы регламентируют размер, уровень наклона, место для установки. Согласно современному законодательству, пандус должен располагаться у входа в здание и на лестничном пролете.

Сегодня разработаны несколько видов конструкций:

  • стационарные. Устанавливаются на долгий срок, могут быть достаточно широкими для того, чтобы по ним могли проехать одновременно две инвалидные коляски;
  • откидные. Их монтируют на участках с ограниченной площадью. Для освобождения пространства пандус можно поднять к стене;
  • съемные. Этот тип конструкций является наиболее мобильным. Представляет собой две металлические полосы, которые легко достаются и убираются при необходимости.

Действующие стандарты предполагают, что пандусами должен оснащаться вход в помещение, если перепад поверхности превышает 4 см. Также необходимо учитывать следующие нормативы:

  • внизу и наверху конструкции предусматриваются широкие площадке, на которых можно развернуть коляску;
  • ширина стандартного пандуса – не менее 90 см, а если предусмотрено движение в две стороны – не менее 180 см;
  • при длине конструкции более 9 м монтируются дополнительные площадки.

Определенные требования предъявляются к углу наклона. Стандартным считается показатель в 4 – 5%, при этом высота конструкции не должна превышать 80 см. В редких случаях разрешено увеличить угол наклона до 10% (если площадь неровная и имеет большие перепады). Если подъем не более 50 см и устанавливается временный пандус, угол может быть равен 8%.

Действуют следующие нормативы в отношении поручней:

  • в зависимости от типа конструкции монтируют поручни на одной стороне либо на обеих;
  • не допускаются пустые места между перилами, они должны быть едиными;
  • поручни устанавливают на внутренней стороне, параллельно движению;
  • выбирают сечение профиля 40 мм, а сами перила должны находиться на высоте 90 см;
  • поручни должны заканчиваться на расстоянии 30 см до конца пандуса.

Кто должен устанавливать пандусы

Согласно закону, в многоквартирных жилых домах монтажом конструкций для маломобильных групп населения должна заниматься управляющая компания, ТСЖ или ЖЭК. Для того чтобы подъезд или общественное здание оборудовали пандусом, можно написать письменную заявку в органы социальной защиты. Самостоятельная установка не только невозможна, но и запрещена, поскольку при монтаже необходимо соблюсти все нормативы.

После отправки обращения на место должен выехать специалист. Он составит смету и вынесет решение по поводу того, установка какой модели нужна в конкретном случае. Рассмотрение заявки может занять один месяц.

Куда пожаловаться, если пандусы отсутствуют

Закон определяет, что люди с ограниченными возможностями должны иметь беспрепятственный доступ во все здания и общественные места. Если требуется монтаж конструкции около подъезда многоквартирного дома, следует составить письменное обращение на имя руководителя управляющей компании, председателя ТСЖ или в адрес любой другой организации, осуществляющей обслуживание дома.

Если после обращения последовал отказ, требуется составить жалобу в одно из следующих ведомств:

  • Государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор (в службу необходимо обращаться, если отсутствует пандус в магазине);
  • прокуратура;
  • администрация;
  • районный суд.

Пожаловаться можно не только на отсутствие конструкции, но и на ее несоответствие действующим стандартам. Предусмотрены штрафы за отсутствие пандусов. Для должностных лиц сумма денежного взыскания составляет 3 тыс. руб., для юридических – от 20 до 30 тыс. руб. Если конструкция была смонтирована неправильно, это грозит штрафом в размере 50 тыс. руб.

Знать закон о социальной защите инвалидов следует людям с ограниченными возможностями. Это позволит им отстаивать свои права на юридических основаниях. Однако с текстом законопроекта следует ознакомиться и владельцам торговых точек, чтобы произвести установку пандусов согласно действующим нормам и избежать штрафов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *