Перерасчет за горячую воду ненадлежащего качества

Согласно ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. Данное положение применяется к отношениям, связанным с поставкой воды, тепловой энергии, поскольку иное не установлено законом или другими правовыми актами (или не вытекает из существа обязательства) (ст. 548 ГК РФ).

На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 и не выше 75 °C. Данные санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, ИП, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

В соответствии с пп. «в» п. 17 Правил заключения договоров ресурсоснабжения существенными условиями договора ресурсоснабжения являются показатели качества поставляемого коммунального ресурса. При установлении в договоре показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в МКД, а также предоставление коммунальной услуги потребителям согласно требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) МКД, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (п. 20 тех же правил).

В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сформулировано требование к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению: обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства РФ о техническом регулировании со ссылкой на процитированные выше СанПиН.

Несмотря на то, что в действующем законодательстве прямо не установлены параметры качества теплоносителя в точке поставки, из совокупности приведенных выше норм следует, что РСО, поставляющая горячую воду в МКД, обязана обеспечить ее надлежащее качество на вводе в дом, в том числе температуру в пределах от 60 до 75 °C. При передаче тепловой энергии энергоснабжающей организацией без какой-либо трансформации до исполнителя коммунальных услуг данный ресурс должен быть не худшего качества, чем коммунальная услуга. В частности, температурные характеристики горячей воды, поставляемой на границу балансовой принадлежности МКД, не могут быть ниже минимально допустимых нормативных показателей горячего водоснабжения (Постановление АС ЗСО от 12.10.2015 № Ф04-24751/2015 по делу № А45-19993/2014). Суд удовлетворит иск управляющего МКД к РСО о возложении обязанности обеспечить надлежащую температуру горячей воды (см., например, постановления АС СЗО от 27.07.2016 № Ф07-4451/2016 по делу № А05-7762/2015, АС ПО от 19.01.2016 № Ф06-4467/2015 по делу № А55-11410/2015).

Обратим внимание, что в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг также указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры, соответствующей требованиям законодательства РФ о техническом регулировании:

– в ночное время (с 0.00 до 5.00) – не более чем на 5 °C;

– в дневное время (с 5.00 до 00.00) – не более чем на 3 °C.

Однако эти положения никоим образом не снижают температуру, представляющую собой показатель качества горячей воды. Отклонение от установленных требований (температура ниже 60 и выше 75 °C) означает предоставление услуги ненадлежащего качества (см. Решение ВС РФ от 31.05.2013 № АКПИ13-394).

Если у исполнителя коммунальных услуг есть обязанность обеспечить в точках водоразбора (в кранах квартир) температуру горячей воды не ниже 60 °C, логично предположить, что на вводе в дом температура воды должна быть несколько выше (ввиду объективных потерь тепловой энергии во внутридомовых сетях). Однако, еще раз подчеркнем, в нормативных актах отсутствуют конкретные требования к температуре горячей воды на вводе в дом. Поэтому в судебных разбирательствах идет речь о требованиях к РСО об обеспечении температуры горячей воды на вводе в дом не ниже 60 °C.

Когда управляющий МКД имеет право на перерасчет стоимости горячей воды?

В соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация может потребовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования данной энергии.

В силу пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения при установлении в договоре порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается, что в случае поставки РСО коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Законодательство отдает безусловный приоритет осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью счетчиков, устанавливаемых, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей РСО и абонента (исполнителя коммунальных услуг). Поэтому при наличии исправного ОПУ, введенного в эксплуатацию надлежащим образом, фиксирующего показатели температуры воды, отчеты о параметрах коммунального ресурса, по данным ОПУ, являются достаточным доказательством поставки горячей воды ненадлежащего качества. Если РСО не опровергнет сведения, указанные в этих документах, подобных отчетов вполне достаточно для установления факта поставки ресурса ненадлежащего качества и проведения перерасчета (постановления АС УО от 11.01.2017 № Ф09-10932/16 по делу № А60-59444/2015, АС СКО от 29.03.2016 № Ф08-484/2016 по делу № А32-23685/2014).

Этот вывод согласуется с пп. «в» п. 111 Правил предоставления коммунальных услуг, в силу которого датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушением качества, являются дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы ОПУ, ИПУ или иным средством измерения, предназначенным для этих целей и используемым в соответствии с требованиями законодательства РФ о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения. В этом случае не требуется соблюдение исполнителем коммунальных услуг порядка установления факта предоставления некачественных услуг в соответствии с разд. Х Правил предоставления коммунальных услуг (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Если же ОПУ горячей воды, фиксирующий температуру теплоносителя, отсутствует (дом не оснащен ОПУ, введенным в эксплуатацию в установленном порядке, либо оснащен ОПУ, который не измеряет температуру воды, а фиксирует расход теплоносителя и количество тепловой энергии), факт поставки горячей воды ненадлежащего качества должен быть подтвержден совокупностью документов. В частности, требуется соблюдение порядка, изложенного в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг:

– фиксируется факт обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу (п. 105, 106, пп. «б» п. 111);

– с потребителем согласуются дата и время проведения проверки, РСО уведомляется о предстоящем проведении проверки качества коммунальной услуги, если причины оказания потребителю услуги ненадлежащего качества неизвестны исполнителю (п. 108);

– проводится проверка, результаты которой оформляются актом (п. 109). В рамках проверки устанавливаются факт оказания услуги ненадлежащего качества (акт замера температуры в точке разбора в жилом помещении), а также причина (акт замера температуры на вводе в дом).

Сводные таблицы и расчеты, составленные УК в одностороннем порядке, в отсутствие актов проверок качества коммунальной услуги не будут приняты судом в качестве доказательств (Постановление АС ЦО от 20.10.2016 № Ф10-2735/2016 по делу № А14-6593/2015).

Обратим внимание, что нормативные акты не связывают установление факта поставки некачественного ресурса с фактом перерасчета исполнителем коммунальных услуг собственникам помещений платы за некачественную услугу (Постановление АС ЗСО от 19.09.2016 № Ф04-3939/2016 по делу № А03-12727/2015), хотя такое условие может быть включено в договор ресурсоснабжения на основании соглашения сторон и тогда должно соблюдаться.

Методика перерасчета

Из положения пп. «д» п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения прямо следует, что снижение стоимости коммунального ресурса ненадлежащего качества рассчитывается в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг. К такому же выводу арбитры приходят на основании выводов, сделанных в Решении ВС РФ № АКПИ13-394: в отсутствие какого-либо иного акта, регулирующего отношения, связанные с изменением размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению, управляющий МКД вправе требовать от РСО уменьшения оплаты в случае поставки в дома ресурса, не соответствующего требованиям СанПиН, в том же порядке, который установлен для перерасчета платы за услугу для конечных потребителей (постановления АС ПО от 16.01.2017 № Ф06-15316/2016 по делу № А12-4577/2016, АС ЦО от 29.02.2016 № Ф10-5264/2015 по делу № А09-1717/2015).

Алгоритм перерасчета

Согласно п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением 1 к настоящим правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением 2, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Введем обозначения.

Размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, – Рi, а размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества (то есть фактически сумма снижения), – Δ. Продолжительность предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в расчетном периоде – t. Общая продолжительность предоставления коммунальной услуги в расчетном периоде с учетом правила о непрерывном и бесперебойном предоставлении услуги по горячему водоснабжению равна длительности расчетного периода.

Изложенный выше порядок расчета платы (абз. 2 п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг) может быть представлен так (допустим, что в месяце 31 день):

Δ = Рi х t / 31 дн.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В данном расчете используются такие показатели:

– размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло отступление от допустимых отклонений температуры горячей воды (Рi1);

– процент снижения размера платы (%), принимает значения «0,1» при отступлении в 3 °C, «0,2» при отступлении в 6 °C и т. д.;

– период отступления от допустимых отклонений температуры суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разд. IX правил (t1), определяется в часах.

Таким образом, сумма снижения размера платы может быть рассчитана по следующей формуле:

Δ = Рi1 х % х t1

Как видим, эта формула отличается от приведенной в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг. Однако норма п. 5 приложения 1 имеет приоритет как специальная. Данный вывод подтверждается правоприменительной практикой.

Приведенные формулировки далеки от совершенства, о чем свидетельствуют разнообразные варианты толкований, а также многочисленные судебные разбирательства по данному вопросу. Неясности имеются по первым двум множителям.

Размер платы, к которому применяется процент снижения

Первый показатель формулы – величина, доля от которой и образует сумму снижения размера платы (Рi1). В пункте 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг сказано, что это плата за расчетный период, в котором была снижена температура горячей воды. Какой расчетный период здесь имеется в виду?

В соответствии с п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. В Письме Минрегиона РФ от 04.06.2007 № 10611-ЮТ/07 приведен пример расчета, из которого понятно, что имеется в виду плата именно за календарный месяц. Кстати, формулировки действующих Правил предоставления коммунальных услуг фактически ничем не отличаются от формулировок утративших силу правил в рассматриваемой части (п. 5 приложения 1). Известно, что в частных разъяснениях Минстрой также придерживается мнения о том, что к расчету следует принимать плату за месяц.

Между тем в п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг сказано, что размер платы за расчетный период (месяц) должен быть уменьшен на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. То есть необходимо исчислить размер платы за каждый день оказания некачественной услуги.

Кроме того, в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 особо отмечено: п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг закрепляет условия и порядок изменения размера платы за предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, который не допускает полного отказа от оплаты стоимости горячей воды, поставляемой с нарушением ее температурного режима. Если допустить, что в качестве показателя Рi1следует принять размер платы за месяц, даже при недолгих и несущественных отклонениях температуры горячей воды от стандарта размер снижения достигнет этого самого размера платы и потребитель будет освобожден от оплаты горячей воды ненадлежащего качества в данном месяце. Именно это обстоятельство ставят во главу угла многие арбитры, когда принимают расчет РСО исходя из размера платы за день и отвергают расчет управляющего МКД исходя из размера платы за месяц.

Например, в Постановлении АС ВВО от 14.10.2016 № Ф01-3504/2016 по делу № А39-6742/2014 отмечено: предложенная УК методика снижения размера платы за некачественный ресурс, согласно которой процент снижения размера платы за горячее водоснабжение определяется суммарно за месяц и умножается на размер платы за горячее водоснабжение за такой месяц, фактически направлена на освобождение УК от оплаты стоимости потребленного некачественного ресурса, что недопустимо. Так, при поставке горячей воды температурой с отклонением в 18 °C ниже нормативной в течение каждого часа на протяжении девяти дней месячная плата за горячую воду, если принимать методику УК, будет равняться нулю. Из буквального толкования п. 101 Правил предоставления коммунальных услуг следует, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один день. Такое мнение разделяют многие арбитры (см. постановления АС ЗСО от 25.10.2016 № Ф04-4511/2016 по делу № А45-26014/2015, АС ДВО от 04.04.2017 № Ф03-6488/2016 по делу № А24-495/2016, АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, от 06.02.2017 № Ф09-11636/16 по делу № А71-4808/2015).

Впрочем, встречаются и случаи, когда арбитры прислушиваются к пояснениям Минстроя и признают верным расчет на основе размера платы за месяц (см., например, Постановление АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2184/2016 по делу № А03-21553/2014).

Таким образом, управляющим МКД можно порекомендовать обратиться в Минстрой за разъяснением порядка расчета снижения размера платы за горячую воду ненадлежащего качества и, заручившись документом, подкреплять им свою позицию в суде. При этом нужно быть готовыми к тому, что суд отвергнет данный подход со ссылкой на то, что разъяснения не являются нормативными актами.

Кстати, если выбран показатель размера платы за день, при наличии ОПУ его целесообразно считать по фактическому объему потребления воды за сутки, зафиксированному счетчиком. В отсутствие ОПУ расчет следует провести арифметически: общий объем ресурса, поставленного в дом и принимаемого к расчету, нужно разделить на число дней в месяце.

Процент снижения размера платы

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы снижается на 0,1%. При этом тут уже указано допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора не более чем на 5 °C в ночное время и не более чем на 3 °C в дневное время. На основании буквального толкования приведенной нормы плата за горячую воду не снижается, если температура воды не была ниже 55 °C в ночное время и 57 °C в дневное время. Соответственно, при снижении температуры днем еще на 3 °C (то есть до 54 °C) размер платы снижается на 0,1% за каждый час, при снижении до 51 °C – на 0,2% и т. д. Данная позиция поддержана арбитрами (постановления АС УО от 31.03.2017 № Ф09-1379/17 по делу № А60-14516/2016, АС ДВО от 24.05.2016 № Ф03-976/2016 по делу № А24-1520/2015).

Однако в Решении ВС РФ № АКПИ13-394 указано, что установление в п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг допустимых отклонений от температурного режима, предписанного СанПиН 2.1.4.2496-09, фактически означает изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды, являющегося противоэпидемической мерой. Такое правовое регулирование противоречит указанным выше нормам законодательства и влечет признание оспариваемой нормы недействующей в приведенном истолковании. Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества. В части условий и порядка изменения размера платы рассматриваемая норма продолжает действовать.

Поэтому процент снижения размера платы должен быть применен за любое отклонение от норматива, то есть при понижении температуры горячей воды днем до 57 °C процент снижения составит 0,1%, при понижении до 54 °C – 0,2% и т. д. Данный вариант представляется более логичным и справедливым. Известно, что суды поддерживают и его.

Значит, опять же управляющему МКД в обоснование своих требований целесообразно привести более выгодный расчет, будучи готовым отстаивать перед судом позицию о недопустимости снижения температуры горячей воды по сравнению с нормативным показателем.

Второй момент, связанный с расчетом процента снижения, заключается в том, можно ли его определять как число, не кратное 0,1. Дело в том, что при снижении температуры горячей воды не на 3 °C, а меньше некоторые эксперты рекомендуют определять процент снижения с учетом десятых долей, пропорционально отношению величины отклонения температуры к «шагу» в 3 °C. Например, если температура горячей воды днем составила 55 °C, процент снижения может быть рассчитан как 0,167% (5/3 х 0,1%). Правильно ли это? Из формулировки п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг вряд ли можно сделать такой вывод. За каждые 3 °C отступления размер платы снижается на 0,1%. Из буквального толкования нормы можно сделать вывод о соотношении температуры воды и величины процента снижения.

Температура горячей воды, °C Процент снижения размера платы, %
60 и более
57 и более, до 60 0,1
54 и более, до 57 0,2
51 и более, до 54 0,3

Кстати, такой подход продемонстрирован в Письме Минрегиона РФ № 10611-ЮТ/07. А в Постановлении АС УО от 28.10.2016 № Ф09-9955/16 по делу № А71-5017/2015 отмечено, что расчет УК является некорректным, поскольку включает в себя десятые доли градуса.

О коммунальном ресурсе на содержание общего имущества

С 2017 года было введено понятие коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества. В рамках Правил заключения договоров ресурсоснабжения требования к качеству коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, не отличаются от требований к качеству коммунального ресурса, приобретаемого в целях предоставления коммунальных услуг потребителям. Поэтому управляющий МКД вправе требовать перерасчета в отношении всего объема ресурса, поставленного в дом, составляющего предмет договора с РСО. Это утверждение верно, даже если между РСО и потребителями сложились прямые договорные отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, а управляющий МКД лишь приобретает у РСО ресурс, потребляемый при содержании общего имущества.

Обратим внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают перерасчет платы за некачественные коммунальные услуги, под которыми понимаются услуги, предоставленные в помещении (при управлении домом УК, ТСЖ). Одновременно действующее законодательство (в том числе Правила содержания общего имущества) не детализирует порядок расчета платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в составе платы за содержание жилого помещения и тем более не предусматривает порядок перерасчета данной платы в случае, если горячая вода, используемая в рамках деятельности по содержанию общего имущества, была недостаточной температуры. Поэтому представляется, что в настоящее время нет оснований для проведения перерасчета платы за горячую воду для потребителей в целях содержания общего имущества, если на вводе в дом ОПУ зафиксировал недопустимо низкую температуру воды и (или) установлен факт предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (в жилом помещении) ненадлежащего качества.

Об отпуске горячей воды по двухкомпонентному тарифу

В ситуации, когда для РСО установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, МКД оснащен ОПУ, учитывающим объем теплоносителя и количество тепловой энергии, соответствующим закону представляется расчет с РСО по показаниям ОПУ без учета норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды. Подробнее об этом можно прочитать в материале С. Н. Козыревой «Объем сверхнормативного потребления на ОДН при двухкомпонентном тарифе на ГВС». При этом с потребителями коммунальных услуг управляющий МКД должен рассчитываться исходя из указанного норматива, поскольку это прямо предписано формулой 23 из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

К сведению: известны случаи, когда управляющему МКД удалось отстоять использование норматива на подогрев воды в расчетах с РСО (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/2016) и, напротив, использование фактического объема тепловой энергии по показаниям ОПУ в расчетах с потребителями (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 № 10АП-119/2017 по делу № А41-58445/2016, оставлено без изменения Постановлением АС МО от 11.05.2017 № Ф05-4667/2017).

Поскольку ОПУ фиксирует фактический объем потребления тепловой энергии на подогрев воды, именно он должен быть оплачен в адрес РСО. Применять какие-либо механизмы снижения стоимости ресурса в связи с отклонением температуры горячей воды нелогично. Вспомним, в соответствии с п. 2 ст. 542 ГК РФ в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Здесь закреплен принцип оплаты фактически потребленной энергии.

Напротив, поскольку в соответствии с формулой 23 плата за горячую воду для потребителей рассчитывается исходя из норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды (который устанавливается с учетом обеспечения надлежащей температуры горячей воды), потребители могут претендовать на снижение размера платы за горячую воду, если ее температура отклонялась от стандартной, в соответствии с п. 5 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Аналогичным образом, если МКД не оснащен ОПУ, который фиксирует объем тепловой энергии на подогрев воды, и в расчетах с РСО используется норматив расхода тепловой энергии, управляющий МКД имеет право на снижение стоимости горячей воды.

Согласно толкованию норм действующего законодательства, данному ВС РФ, нет допустимых отклонений от нормативной температуры горячей воды в точке водоразбора. Любое отклонение указывает на ненадлежащее качество коммунальной услуги. То же самое справедливо в отношении показателей качества коммунального ресурса в точке поставки. Перерасчет для УК осуществляется точно так же, как и для потребителей, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Правоприменительная практика выявляет несколько спорных вопросов по применению данной методики. Ключевой момент: процент снижения следует применять к размеру платы за день, а не за месяц. Добавим, что при двухкомпонентном тарифе в случае наличия ОПУ, учитывающего объем тепловой энергии в горячей воде, нет оснований для перерасчета платы за некачественную горячую воду для управляющего домом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Получение услуг одна из тем, которая требует знаний на уровне нормативных актов и правовых прецедентов. Работа коммунальных служб далека от отсутствия нарекания со стороны жильцов. И получая некачественные услуги нужно понимать, что за эти причиненные неудобства коммунальные службы должны платить.

Одним из наиболее распространенных нарушений прав жильцов, как потребителей, является сниженные параметры горячего водоснабжения. За это коммунальщики обязаны выполнить перерасчет горячей воды по температуре.

Нормативы подачи гвс

Формирование стоимости горячего водоснабжения происходит следующими основными способами:

  1. При наличии водяного счетчика – путем умножения величины установленного тарифа, на количество истраченных кубометров воды исходя из показаний водомера.
  2. При безучетном потреблении оплата это – произведение норматива расхода на одного потребителя, количества зарегистрированных в жилье лиц и расчетного тарифа.

Полная расчетная стоимость начисляется при качественном предоставлении услуги. Такие параметры регламентированы законными нормами. Согласно СанПин 2.1.4.2496-09 подаваемая горячая вода, в месте получения ее жильцом, должна соответствовать температурному режиму в рамках от 60 градусов до 75 максимум. Такие условия должны обеспечиваться круглый год.

Существуют незначительные изменения в параметрах в зависимости от времени суток. Так, в дневное время возможны отклонения, но не более чем 3 градуса. В ночное время от 0 часов до 5 такое отклонение составляет не больше 5 градусов.

Действия при обнаружении несоответствия температуры

Обнаружить снижение параметров, можно измерив температуру воды сначала самостоятельно. В случае снижения параметра температуры можно требовать перерасчет за гвс ненадлежащего качества.

Такие измерения не являются доказательными для перерасчета платы за горячее водоснабжение. Но они необходимы для инициирования создания комиссии с представителями УК. В первую очередь нужно выяснить информацию об аварии на сетях, так как при аварийной ситуации замеры параметров воды не проводятся. При отсутствии аварии заявка на некачественное предоставление услуг принимается должностным лицом предприятия. Лучше в письменном виде с отметкой на экземпляре потребителя о получении таковой.

Обслуживающая организация направляет своего сотрудника для замера параметров термометром, поверенным в госметрологии. Достоверность данных замера достигается при неоднократном наборе воды и желательно в разных квартирах. Данные замеров фиксируются в акте, в котором подпись ставят также жильцы.

Важно знать, что коммунальщики заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей, так как их деятельность контролируется и при ненадлежащем исполнении спорный вопрос может обернуться серьезным штрафом. При несоответствии температуры жильцам положен перерасчет за горячую воду.

Перерасчет по гвс по 354 постановлению Правительства РФ

Нарушение норм, которые зафиксированы в акте, не должны пройти без внимания. Сумма возврата или не начисления за гвс при несоответствии нормативной температуры это средства, которые не стоит переплачивать. Тем более порядок действия гарантирован Жилищным Законом.

Для получения возврата сумм за некачественное оказание услуг необходимо составить заявление на перерасчет по статье горячее водоснабжение. Заявление составляется по сути вопроса с приложением копии акта замера температуры. Уменьшение оплаты совершается непосредственно за период, зафиксированный в акте.

Важно знать, как правильно сделать перерасчет за водоснабжение. Существует несколько видов расчетов:

  1. При температуре гвс ниже 40 градусов – стоимость куба воды приравнивается к цене за кубометр холодной воды.
  2. При температурных параметрах свыше 40 градусов и до нормативных показателей, расчет состоит из снижения за каждые 3 градуса от нормы 0,1 процента от оплаты.

Разнятся действия и в зависимости от наличия прибора учета. Оплачивая услугу по нормативу, уменьшение стоимости горячей воды при низкой температуре, производится обычным способом по формулам. При наличии счетчика перерасчет водоснабжения зависит от своевременно переданных показаний прибора учета. Если показания счетчика не передавали в УК более 6 месяцев, то настоять на возврате или не начислении излишних сумм может быть проблематично.

Вопрос пересмотра оплаты за некачественную услугу нужно решать параллельно с устранением причин повлекших эту ситуацию. Причина может заключаться в неисправности инженерного оборудования. И исправление ее может затянуться на длительное время. Только настойчивость поможет вернуть Вам возможность получения качественной услуги.

Рейтинг автора Автор статьи Юлия Куприна Дипломированный юрист. Общий стаж работы по специальности — 13 лет. Написано статей 23

Цифры в квитанции по оплате коммунальных услуг не всегда отражают реальный расход воды. Иногда управляющая компания корректирует сумму в большую сторону по итогам поверки счетчиков. Иногда причина в том, что жилец неправильно передал показания или в банальной ошибке коммунальщиков. Чтобы сделать перерасчет за воду по счетчику, надо сначала определить основания для снижения суммы.

В квартире стоит счетчик, но УК начисляет плату по норме: причины и алгоритм действий

Основной нормативный акт, регулирующий порядок предоставления и расчёта платы за коммунальные услуги, — Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в котором содержатся «Правила предоставления коммунальных услуг» (далее будем называть их Правила 354). Почему УК может начислять плату за воду по норме, а не по установленному счетчику?

  1. В пункте 59 «Правил…» упоминается, что такая ситуация может возникнуть в случае, если прибор учета воды в нужное время не пройдет поверку. Показания водосчетчиков с истекшим сроком межповерочного интервала не учитываются. В таком случае оплата за коммунальную услугу (в первые 3 месяца) начисляется по количеству среднего потребления за предыдущий период. Длительность этого периода — 6 месяцев до окончания сроков поверки.
  2. Еще одно основание — повреждение пломб на счетчике. В таком случае придется уплатить штраф 200 руб. Если будет выявлено, что повреждения — это следствие незаконного подключения и использования магнитов, то это уже уголовное преступление, и штраф может быть увеличен до 300 тыс. рублей.
  3. Другая причина — неверно переданные данные показаний в ресурсоснабжающую компанию. Это самая безобидная причина, и ситуацию легко исправить.

В чем бы ни заключалась проблема, главное помнить, что перерасчет делается строго после поверки счетчиков воды. Когда будет установлено, что счетчик исправен и срок поверки не истек, будут приниматься меры по перерасчету. В конечном итоге корректировка суммы производится в двух случаях:

  • на основании акта обследования (поверки) прибора учета или протокола;
  • по личной инициативе потребителя. В таком случае необходимо написать официальное заявление в УК.

Если плата продолжает начисляться по норме без учета счетчиков, придется следовать инструкции для второго случая. Последовательность действий при таких обстоятельствах:

  1. Убедиться, что срок для поверки приборов не истек. Для этого достаточно заглянуть в паспорт счетчика. Именно там производитель указывает межповерочный интервал. Если документы утеряны, то обратиться следует за нужной информацией в управляющую компанию. Также можно составить официальный запрос и восстановить паспорт у производителя (обычно это платная услуга и не во всех случаях она оказывается).
  2. После того, как выяснится, что поверка приборам учета воды не требуется, можно переходить к следующему шагу. Для этого необходимо вызвать специалистов из управляющей компании и оформить акт. В нем должно быть зафиксировано точное показание приборов.
  3. Зарегистрировать официальное заявление. К нему же приложить документы, полученные после осмотра счетчиков специалистами. Он же будет подтверждением того, что прибор учета не нуждается в поверке и находится в нормальном состоянии.
  4. Подать заявление в расчетный отдел управляющей компании.

Заявление должно быть рассмотрено в течение пяти рабочих дней. При положительном исходе будет осуществлен перерасчет суммы за коммунальные услуги. Та часть, которая была переплачена, перейдет в счет будущего платежа.

Заявление на перерасчет будет одобрено только если не истек срок поверки и не повреждены пломбы. В противоположном случае придется приводить в порядок прибор учета или же менять его.

Что делать, если вы не согласны с коммунальным счетом за воду

В соответствии с п. 42 Правил 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оcнащенном индивидуальным прибором учёта (то есть счетчиком), за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется, исходя из его показаний.

Коммунальщики насчитали больше, чем показывает водосчетчик

Если в выставленной квитанции количество использованной воды превышает показания прибора учёта, порядок действий будет следующий:

  1. Надо обратиться в коммунальную компанию и сообщить о разнице данных в квитанции и фактическими показаниями по счётчику. В некоторых случаях достаточно предоставить фотографии прибора учёта, позволяющей рассмотреть визуальные опознавательные знаки прибора (пломба, наименование, номер), а также установить его целостность.
  2. Вызвать специалистов ресурсоснабжающей компании на дом, чтобы они осмотрели прибор учёта, составили акт, который послужит основанием для дальнейших корректировок в расчётах.
  3. Поставщик коммунальной услуги должен сделать перерасчет (в соответствии с п. 61 Правил 354). В результате абоненту должны либо скорректировать размер оплаты, либо учесть сумму, образовавшуюся от переплаты за воду, при оплате следующих периодов. Сумма перерасчёта должна быть отражена в квитанции, которая поступит в адрес абонента.

Были переданы неправильные показания

В ситуации, когда абонент передает ошибочные показания по счётчику, следует поступить следующим образом:

  1. Если неверные показания были переданы один раз, следует любым из возможных способов передать либо сообщить верные данные, при этом информировать представителей коммунальнойорганизации об ошибке.
  2. Если ошибочные показания передавались на протяжении нескольких периодов, потребуется вызвать на дом представителей ресурсоснабжающей компании, чтобы они осмотрели прибор учёта и оформили акт.
  3. Коммунальщики произведут перерасчёт размера платы, исходя из снятых в ходе проверки показаний счетчика. Переплаченные денежные средства также будут учтены в счёт оплаты будущих периодов.

Некачественные услуги

Если потребителю предоставляется некачественная коммунальная услуга, потребитель также вправе требовать пересчёта платы. Например, в ситуации, когда из-за аварии в доме долго не было воды. В соответствии с государственными СанПиНами, определена продолжительность в перерыве предоставления коммунального ресурса, а также требования к постоянному составу и давлению в системе водоснабжения.

При нарушении этих показателей размер платы за воду за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от необходимости оплаты такой услуги (п.98 Правил 354).

Алгоритм действий будет следующий:

  1. Обращение с соответствующим заявлением о предоставлении некачественной услуги и требованием проведения перерасчёта.
  2. Ожидание получения уведомления от ресурсоснабжающей организации о принятых мерах, а также необходимости участия при проведении расследования причин, при наличии которых возникла ситуация предоставления некачественного ресурса.
  3. Получение результатов расследования на руки, с указанием всех произведённых действий, принятых мер, а также рекомендаций.
  4. Ожидание проведения перерасчёта.

В некоторых случаях может понадобиться повторная подача заявления о пересчёте суммы к оплате, всё зависит от документооборота конкретной коммунальной компании.

Следующая ситуация, в которой возможен перерасчёт – несоответствие горячей воды установленным нормам. В этой ситуации следует руководствоваться разделом п. 5,6,7 раздела II Приложения 1 правил 354. Порядок действий будет аналогичен вышеуказанным.

Ремонт сетей

Ситуация с ремонтом сетей неоднозначна, поскольку требовать пересчёта суммы к оплатеможно будет только в случае, если нарушены положения Приложения №1 Правил 354, а именно:

  • при авариях перерыв в подаче воды составляет более 8 часов в сумме за один месяц;
  • перерыв составляет более 4 часов подряд при подаче холодной воды и более 24 часов при отсутствии горячей воды.
  • При плановой опрессовке продолжительность отключения горячей воды – не более 14 суток за год, а потребители должны быть оповещены за 10 дней до отключения.

При нарушении сроков плата снижается на 0.15% за каждый час превышения.
Если стоят водосчетчики, плата за отсутствующее ГВС или ХВС в любом случае начисляться не будет. Поэтому и права требовать перерасчет нет: за не оказанную услугу вы в любом случае не платите.

Что делать, если отказывают в перерасчёте платы за воду

Случаи отказа в проведении перерасчёта не редкость. Очень часто коммунальные компании необоснованно игнорируют необходимость перерасчёта.

Для доказательства своей правоты требуется получить официальный отказ со стороны поставщика ресурса, содержащего в себе причины и основания. Далее, с полученной бумагой и имеющимися документами можно обратиться за защитой своих прав в следующие государственные инстанции:

  1. Государственная жилищная инспекция РФ.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Прокуратура РФ.

В обосновании своей правоты потребуется приложить все обосновывающие бумаги и произведённые расчёты. Результатом обращения будет являться расследование, инициированное госорганом, а также решение, принятое по его итогу.

Если же получить бумагу с отказом в перерасчёте не удаётся, либо коммунальщики просто игнорируют получение заявления от потребителя, в жалобе в надзорный орган можно будет указать эти сведения, а также добавить, что перерасчёт не производится немотивированно и необоснованно.

Заключительной инстанцией, куда можно обратиться за защитой своих прав, будет суд. Однако подача искового заявления туда уже должна происходить по нормам, установленным действующим ГПК РФ. Судебная практика на этот счёт довольно обширна и очень часто суды обязывают компании произвести перерасчёт.

Образцы заявлений

Образец (бланк) заявления на перерасчет воды по счетчикам можно скачать ЗДЕСЬ

Если горячая вода на самом деле не была горячей (то есть была оказана услуга ненадлежащего качества), тоже можно сделать перерасчет. Образец заявления ЗДЕСЬ.

Сам факт того, что счетчик на воду стоит в квартире, не всегда гарантирует оплату по его данным. На это влияет ряд причин, с которыми может столкнуться потребитель. В таких обстоятельствах главное не переживать и действовать согласно представленному алгоритму. Проблему можно быстро и успешно решить.

Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!

К вопросу о перерасчёте: кто, за что, когда и сколько…

Специально для сотрудников ГЖИ и прокуратуры написана данная статья. Основная мысль, которую постараемся раскрыть, в том, что слово «перерасчёт» нужно употреблять аккуратно, ибо в Правилах № 354 не всё очевидно.
Итак, вводная: многоквартирный дом, управляющая организация, прямые договоры по коммунальным услугам, отсутствие циркуляции во внутридомовой инженерной системе горячего водоснабжения. Разберём пошаговое развитие ситуации в данном случае.
1. Житель одной из квартир звонит в аварийно-диспетчерскую службу РСО (как и предусмотрено п. 105 Правил № 354) и сообщает, что из «горячего крана» бежит ледяная вода.
2. Диспетчер выясняет сведения, необходимые в силу п. 106 Правил № 354.
3. Если диспетчер АДС РСО заранее знает, что в данном случае причина именно в отсутствии циркуляции, он обязан это сообщить и отметить сей факт в журнале (п. 107), а потом обязательно сообщить в управляющую организацию о том, что есть соответствуюее обращение жителя (абзац второй п. 107).
4. Если диспетчеру АДС РСО неизвестны причины нарушения качества горячего водоснабжения, он:
а) согласовывает с потребителем проверку не в квартире, а на границе раздела сетей (абзац второй п. 108), не позднее двух часов с момента обращения, если иное время не согласовано с потребителем (абзац третий п. 108);
б) сообщает в управляющую организацию о дате и времени проведения проверки.
5. Здесь должно быть описание того, как именно проводится проверка на границе раздела сетей, но Правила № 354 конкретики на сей счёт не содержат, а потому следует обратиться к п. 5 Приложения № 1 к Правилам № 354, где указана температура как требуемый параметр качества ГВС.
Следует понимать, что в рассматриваемой ситуации «точка водоразбора» не находится на границе раздела сетей, поэтому возникает проблема.
Потребителю неизвестно (и не важно для него), какая температура ГВС на границе раздела сетей РСО и сетей, обслуживаемых управляющей организацией. Он обращается в АДС РСО с жалобой на то, что в его квартире из крана вместо ГВС, которая должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С (п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09), бежит водица, температура которой по его субъективному ощущению ниже требуемой. К температуре ГВС на вводе в дом потребитель претензий не имеет…
Обратите внимание: «точка водоразбора» это понятие Правил № 354, а в п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 использовано понятие «место водоразбора».
Только в подп. «б» п. 4.9 СП 30.13330.2012 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (который в п. 5.1.2 прямо ссылается на вышеуказанный СанПиН 2.1.4.2496-09) можно прочесть, что место водоразбора это санитарно-технический прибор.
Небольшая ремарка: п. 5.2.5 СП 30.13330.2012 установлено, что в системах централизованного горячего водоснабжения при необходимости поддержания в местах водоразбора температуры воды не ниже указанной в 5.1.2 следует предусматривать систему циркуляции горячей воды в период отсутствия водоразбора. В системах горячего водоснабжения с регламентированным по времени потреблением горячей воды циркуляцию горячей воды допускается не предусматривать, если температура ее в местах водоразбора не будет снижаться ниже установленной п. 5.1.2.
Следует понимать, что п. 4 Приложения № 1 к Правилам № 354 установлено бесперебойное круглосуточное (т.е. нерегламентированное) горячее водоснабжение как требуемый параметр качества ГВС. Соответственно, система циркуляции ГВС объективно необходима для поддержания температуры.
Вернёмся к теме. Проверка на границе раздела сетей Правилами № 354 не освещается и это более-менее логично, ибо оптимально будет оговаривать механизм проверки в договоре между РСО и управляющей организацией. В конце концов, при прямых договорах населения у управляющей организации сохраняется интерес контроля качества поставляемого ресурса хотя бы в части КР СОИ.
Автор статьи не видит иного способа проведения проверки, кроме двухэтапного:

  1. проверка на границе раздела сетей (прямо заинтересована РСО);
  2. проверка в точке (месте) водоразбора, то есть в квартире потребителя (прямо заинтересован потребитель).

Соответственно, нарушение качества коммунальной услуги, фиксируемое в акте проверки (п. 109), невозможно подтвердить или опровергнуть только проверкой на границе раздела сетей, необходимо замерить температуру ГВС непосредственно в точке водоразбора.
Обратите внимание на второй абзац п. 109 Правил № 354: «Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги…». Как понимать его в случае прямого договора РСО с потребителями?
Если на границе раздела сетей температура в норме, а в квартире — ниже нормы, это является нарушением качества коммунальной услуги. Почему? Потому, что так указано в п. 5 Приложения № 1 к Правилам № 354. Никаких оговорок на случай прямых договоров не имеется. Потребитель вправе получать ГВС температурой не ниже 60°С и не выше 75°С, независимо от того, кто является исполнителем коммунальной услуги.
Соответственно, ГВС либо ниже 60°С, либо выше и в данном случае экспертизы не потребуется, то есть не нужно на основании абзаца четвёртого п. 109 и абзацев первого-пятого п. 110 Правил № 354 ничего дополнительно проверять.
6. Если потребитель, РСО и управляющая организация не инициировали экспертизу и не пришли к согласию о факте нарушения качества и (или) величине отклонения параметров, то назначается повторная проверка с участием представителя ГЖИ и общественного объединения потребителей.
7. Потребитель получает на руки экземпляр акта, где указан факт нарушения качества ГВС в части температуры (назовём его акт А).
Одностороннее актирование потребителем и тонкости определения периодов начала и окончания предоставления коммунальной услуги с нарушением качества (пункты 110.1-113 Правил № 354) не рассматриваются в рамках данной статьи.
Второй документ, который получает потребитель, называется акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги (акт Б).
8. Потребитель обращается за перерасчётом к исполнителю (в РСО). За период между А и Б потребитель вправе рассчитывать на снижение размера платы за некачественно оказанную услугу ГВС?
Вот что дословно сказано в п. 103 Правил № 354:
«Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем».
Первый абзац п. 103 прямо указывает, что РСО обязана сделать перерасчёт (по п. 5 Приложения № 1) только если на границе раздела сетей температура не соответствует требуемой.
Соответственно, РСО в рассматриваемой ситуации в перерасчёте отказывает.
9. В абзаце втором п. 103 Правил № 354 указано, что если качество ГВС нарушено в границах сетей, за которые отвечает управляющая организация, то:

  1. потребитель оплачивает ГВС в полном объёме (а в перерасчёте РСО обоснованно отказано);
  2. потребитель вправе потребовать с управляющей организации возмещения убытков.

Из этого следует, что установлен заявительный порядок возмещения убытков, то есть управляющая организация не обязана самостоятельно размер убытков рассчитывать и по своей инициативе их возмещать.
Из п. 2 ст. 15 ГК РФ мы помним, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На первый взгляд, убытками можно назвать расходы потребителя на оплату полной стоимости того объёма ГВС, который он фактически получил ненадлежащего качества, но это неверное суждение.
Дело в том, что снижение размера платы при нарушении качества ГВС в части температуры не происходит до нуля обязательно и безусловно; есть описание того, как снижается размер платы в п. 5 Приложения № 1 к Правилам № 354:
«за каждые 3°С отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил.
За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°С, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду».
Мы видим, что размер платы после его снижения никогда не будет равен нулю. Сначала высчитывается снижение платы за ГВС до температуры ниже 40°С, а если фактически температура будет ниже 40°С, то далее снижения не происходит, а плата производится по тарифу за ХВС.
Результатом получаем ту сумму, которую потребитель обязан уплатить за ГВС ненадлежащей температуры.
Соответственно, убытками будет разница между полной стоимостью ГВС (которую потребитель фактически уже уплатил РСО) и полученным сниженным размером платы, который потребитель обязан уплатить по Правилам № 354.
10. Здесь должно быть описание того, как управляющая организация возмещает убытки. Но поскольку Правила № 354 этот момент не регулируют (а механизм, установленный Правилами № 491, в данном случае не работает — об этом будет особая статья), то ограничимся тройкой советов:
а) поскольку управляющая организация в силу прямого указания абзаца шестого п. 113 Правил № 354 участвует в проверке и имеет на руках как акт проверки, так и акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, она имеет возможность заранее рассчитать размер убытков, за возмещением которых вправе обратиться потребитель;
б) в случае соответствующего обращения потребителя не следует тянуть время, нужно оценить заявленную к возмещению сумму (сравнить со своим расчётом) и выплатить её, иначе у потребителя возникает право требования процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ;
в) если заявленная к возмещению сумма убытков явно завышена, управляющая организация вправе возместить убытки в размере, который ею считается обоснованным (само собой, в ответе на обращение следует указать сей факт и быть готовым к тому, что будет предъявлен иск).
P.S.: Всегда готов к дискуссии (даже анонимной) с представителями ГЖИ и прокуратуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *