Первоначалка в МВД

Сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники проходят профессиональное обучение по программам переподготовки в целях получения компетенции, необходимой для выполнения нового вида оперативно-служебной деятельности, приобретения новой квалификации, а также по программам повышения квалификации в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для оперативно-служебной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности.

Сотрудники из числа рядового состава и младшего начальствующего состава независимо от уровня имеющегося у них образования проходят профессиональное обучение по программам повышения квалификации или переподготовки не реже одного раза в пять лет.

Профессиональное обучение сотрудников по программам профессиональной подготовки проводится в Волгодонском филиале Ростовского юридического института МВД России (далее – Филиале) по очной форме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 16.1, 16.2, 16.3, 16.4 приказа МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, по заочной форме проходят:

  1. Сотрудники, замещающие должности высшего начальствующего состава.
  2. Сотрудники, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава, имеющих специальные звания внутрненней службы и юстиции, а также сотрудники из числа среднего и старшего начальствующего состава, ранее проходивших службу на должностях офицерского состава и приравненных к ним должностях в государственных и военизированных организациях.
  3. Сотрудники, ранее проходившие службу в Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соотвествии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156.
  4. Сотрудники, имеющие специальные звания внутренней службы и проходящие службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями.

Профессиональное обучение специалистов-кинологов осуществляется только в образовательных организациях МВД России, реализующих программы подготовки специалистов-кинологов.

Обучение по программам профессиональной подготовки по индивидуальному учебному плану и ускоренное обучение не допускаются, за исключением профессиональной подготовки сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава.

Слушатели, обучающиеся по очной форме, проходят профессиональную подготовку в круглосуточном режиме с предоставлением права увольнения из расположения Филиала, в том числе ежедневного увольнения — для слушателей, проживающих в населенном пункте по месту дислокации Филиала (г. Волгодонск), а также имеющих возможность по условиям транспортных сообщений ежедневно возвращаться к месту постоянного или временного проживания.

Продовольственное обеспечение слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки по очной форме, осуществляется за счет средств федерального бюджета с трехразовым питанием в сутки по нормам, установленным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а их проживание осуществляется в специализированном жилищном фонде без взимания платы.

Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки не проходят сотрудники, ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими профессиональной подготовки (специального профессионального обучения, первоначальной подготовки).

Сотрудники, вновь поступившие на службу по истечении более пяти лет с даты увольнения со службы в органах внутренних дел, проходят профессиональное обучение по программам повышения квалификации, если направление их оперативно-служебной деятельности соответствует направлению оперативно-служебной деятельности подразделения, в котором они проходили службу до увольнения. В случае прохождения службы по иным направлениям оперативно-служебной деятельности сотрудники, вновь поступившие на службу, проходят профессиональное обучение по программам переподготовки независимо от срока, прошедшего с даты их увольнения.

Направление сотрудников на профессиональное обучение, по программам профессиональной подготовки – осуществляется не позднее трех месяцев с даты назначения на должность в органах внутренних дел.

Непосредственные руководители (начальники) проверяют внешний вид, экипировку сотрудников, направляемых на обучение, проводят инструктаж о поведении в пути следования и в процессе обучения.

Сотрудники зачисляются слушателями на обучение по программам профессионального обучения приказами начальника Филиала. Денежное и вещевое довольствие слушателям, а также другие предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты (включая командировочные расходы) производятся в органах, организациях, подразделениях МВД России, командировавших данных сотрудников, в соответствии с замещаемыми должностями.

Сотрудники, прибывшие на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки, проходят входной контроль, содержание которого определяется Филиалом самостоятельно. Результаты входного контроля заносятся в журнал учета занятий соответствующей учебной группы.

Срок обучения, структура, содержание и особенности профессионального обучения сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными программами, разрабатываемыми в Филиале на основе примерных учебных программ МВД России.

В ходе профессионального обучения слушатели осваивают учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в объеме, предусмотренном учебным планом и расписанием занятий, в установленные сроки проходят промежуточную и итоговую аттестацию.

Слушатели могут в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекаться к участию в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности, охране общественного порядка и выполнению ими других обязанностей, возложенных на органы внутренних дел.

Запрещается привлекать слушателей, проходящих обучение по программам профессиональной подготовки, к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в случаях, когда может возникнуть угроза их жизни либо когда их самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Привлечение слушателей, не находящихся в суточном наряде, к хозяйственным и иным работам, не связанным с обеспечением учебного процесса, не допускается.

Сотрудники, зачисленные на профессиональное обучение, исключаются из числа слушателей Волгодонского филиала ФГКОУ ВО РЮИ МВД России в случае:

1. Завершения обучения.

2. Досрочного прекращения командировки по основаниям:

2.1. Временной нетрудоспособности сотрудника, если она превышает 25% общего количества академических часов, предусмотренных образовательной программой, наличия у сотрудника личных или семейных обстоятельств, требующих его нахождения вне места дислокации Филиала.

2.2. Невыполнения слушателем обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (в случае, когда слушатель не ликвидировал академическую задолженность в сроки. установленные Филиалом, не прошел итоговую аттестацию либо не прибыл на итоговую аттестацию без уважительной причины).

2.3. Нарушения служебной дисциплины или законности в период нахождения на обучении в Филиале.

2.4. гибели (смерти) слушателя, признания безвестно отсутствующим и(или) объявления умершим.

2.5. Увольнения со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.

Решения о дальнейшем прохождении службы и повторном направлении на обучение или увольнении со службы в органах внутренних дел в отношении сотрудников, которым досрочно прекращена служебная командировка в период их нахождения на профессиональном обучении по основаниям, указанным выше в подпунктах 2.1 и 2.3, принимает руководитель (начальник) органа, организации, подразделения МВД России, к компетенции которого отнесено назначение указанных сотрудников на должности.

Повторное направление на профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки сотрудников, которые исключены из числа слушателей Филиала, по основанию, указанному выше в подпункте 2.2, не допускается.

Слушателям, не прошедшим по уважительным причинам итоговую аттестацию, срок обучения продлевается от 2 до 10 дней для подготовки и сдачи квалификационного экзамена (экзаменов). Начальник Филиала уведомляет об этом органы, организации, подразделения МВД России, которые продлевают командировку данным сотрудникам на необходимое количество дней в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Для указанных слушателей по отдельному расписанию занятий или индивидуальному графику организуется самоподготовка, проводятся групповые и индивидуальные консультации, указываются дни сдачи квалификационного экзамена (экзаменов) и состав экзаменационной комиссии.

Слушатели, знания которых оценены по результатам итоговой аттестации по завершении освоения программ профессионального обучения как неудовлетворительные, а также не прибывшие на итоговую аттестацию без уважительной причины, подлежат исключению из числа слушателей Филиала без выдачи свидетельства о должности служащего. Служебная командировка им не продлевается.

Результаты профессионального обучения отражаются в свидетельстве о должности служащего, которое под расписку выдается сотруднику, и в заключении о прохождении профессиональной подготовки, которое направляется в орган, организацию, подразделение МВД России по месту прохождения службы данного сотрудника.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Первоначальная подготовка сотрудников органов внутренних дел России регламентируется Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 1.1 статьи 76 Федерального закона «О службе в ОВД» подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем: первоначальной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел регламентируется статьей 38 Федерального закона «О полиции»:

граждане Российской Федерации, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят лица, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава.

Первоначальное обучение не проходят сотрудники:

1. окончившие очные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, кроме лиц, прошедших обучение на платной договорной основе;

2. ранее проходившие службу в органах внутренних дел или в иных государственных военизированных организациях, перечень которых определен Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии», входивших до реорганизации в состав МВД России, и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими специального профессионального обучения в предыдущий период службы);

3. впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности высшего начальствующего состава (лица, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности высшего начальствующего состава, осваивают специфику работы самостоятельно и путем стажировки, с последующим обучением в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МВД России).

Перед направлением сотрудника на первоначальное обучение он проходит обучение по месту службы (стажировку в период испытательного срока).

Для сотрудников оперативно-поисковых подразделений предусмотрен особый порядок стажировки и первоначального обучения.

Обучение по месту службы (стажировка) осуществляется со дня назначения лица, впервые принятого на службу в органы внутренних дел, стажером по должности или на должность, если прием на службу осуществлен без испытательного срока, и до его направления на первоначальное обучение. В рамках данного обучения осуществляется наставничество в порядке, установленном нормативным правовым актом МВД России. Обучение проводится с помощью руководителя стажировки (наставника или, как правило, непосредственного начальника) по плану, разрабатываемому руководителем стажировки совместно с руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), и под их контролем.

Начальник органа (подразделения, учреждения) или его помощник по работе с личным составом обязан:

1. представить принятого сотрудника (стажера) личному составу, объявить приказ о назначении руководителя стажировки;

2. утвердить план обучения, который разрабатывается на основании примерной программы организации стажировки по соответствующей категории сотрудников органов внутренних дел, с учетом уровня образования и должностных обязанностей сотрудника (стажера);

3. провести инструктаж руководителя стажировки и обеспечить ему возможность осуществления обязанностей по обучению принятого на службу сотрудника (стажера);

4. разъяснить сотруднику (стажеру) и руководителю стажировки условия и порядок обучения, их права и обязанности в этот период;

5. создать сотруднику (стажеру) необходимые условия для учебы, обеспечить его нормативными правовыми актами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные индивидуальным планом обучения;

6. изучать в ходе обучения деловые и моральные качества сотрудника (стажера), проводить с ним собеседования по изученным вопросам;

7. осуществлять систематический контроль за ходом обучения и работой руководителя стажировки в вопросах подготовки сотрудника (стажера);

8. утвердить отчет сотрудника (стажера) и руководителя стажировки по итогам обучения.

Первоначальная подготовка рядового и начальствующего состава осуществляется в центрах профессиональной подготовки, а также в образовательных учреждениях МВД России при возможности создания учебной группы в количестве, установленном нормативным правовым актом МВД России, регламентирующим деятельность центра профессиональной подготовки.

Организация первоначального обучения возлагается на соответствующие подразделения по работе с личным составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.

ДГСК МВД России организует первоначальное обучение для сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по отдельным должностным категориям. Перечень центров профессиональной подготовки и образовательных учреждений МВД России, порядок, конкретные сроки обучения, а также количество обучаемых определяются ежегодным планом специального профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и учебных сборов кадров, утверждаемым приказом МВД России.

Органы (подразделения, организации) внутренних дел на основании разнарядок МВД России составляют пофамильные списки сотрудников, подлежащих направлению на первоначальное обучение, доводят их до сведения руководителей соответствующих структурных подразделений территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, и кандидатов на учебу.

Сроки (даты) проведения первоначального обучения и учебных сборов, а также должностные категории и примерное количество сотрудников, направляемых на обучение в центры профессиональной подготовки, определяются ежегодными планами-графиками проведения специального профессионального обучения и учебных сборов сотрудников в центрах профессиональной подготовки, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Организация первоначального обучения и учебных сборов должна предусматривать равномерную в течение календарного года периодичность обучения и наполняемость центров профессиональной подготовки.

Сотрудники, прибывшие на учебу, не позднее следующего дня после прибытия проходят входной контроль по специальной подготовке в зависимости от должностной категории и общей физической подготовке. Он проводится составом специалистов по первоначальной подготовке центра профессиональной подготовки или преподавательским составом образовательного учреждения МВД России в объеме обучения по месту службы.

Продолжительность первоначального обучения устанавливается не менее 500 часов. Конкретный срок, структура и содержание специального профессионального обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми центрами профессиональной подготовки и образовательными учреждениями МВД России на основе примерных программ, которые разрабатываются ДГСК МВД России, согласовываются с заинтересованными подразделениями центрального аппарата МВД России и утверждаются руководством ДГСК МВД России.

Специальное профессиональное обучение в центрах профессиональной подготовки, образовательных учреждениях МВД России осуществляется двум формам: очной и заочной.

Слушатели обязаны освоить учебные дисциплины в объеме, предусмотренном учебным планом и расписанием занятий, соблюдать учебную дисциплину, порядок и сроки прохождения промежуточного и итогового контроля.

В период обучения по месту службы и первоначального обучения запрещается выдавать сотрудникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательном учреждении МВД России, считаются прошедшими данный вид обучения.

⇐ Предыдущая12345

Н. В. Быхти^

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки сотрудников полиции. Особое внимание уделяется содержанию первоначальной подготовки полицейских кадров.

На основе анализа опыта подготовки сотрудников в Великобритании и США автор считает, что зарубежный опыт первоначальной профессиональной подготовки полиции позволит отечественным образовательным организациям готовить квалифицированных сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, первоначальная подготовка, полицейский, учебная программа, квалификационное требование, констебль.

N. V. Bykhtina

PARTICULAR FEATURES OF THE CONTENT OF INITIAL POLICE TRAINING IN RUSSIA AND IN FOREIGN COUNTRIES

В условиях происходящих в мире преобразований в геополитической, социально-экономической сферах и обусловленного этим роста преступности становится очевидной необходимость повышения качества подготовки специалистов правоприменительной профессии, пересмотра некоторых традиционных подходов к системе профессиональной подготовки полицейских кадров.

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

Профессиональная подготовка личного состава органов внутренних дел России — это целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных компетенций, который организуется в порядке, установленном законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации. В настоящее время в течение шести месяцев на базе образовательных организаций системы МВД России (ранее в центрах профессиональной подготовки) осуществляется профессиональная подготовка сотрудников ОВД.

Первоначальная подготовка полицейских кадров представляет собой интегративную часть профессиональной подготовки сотрудников полиции, ориентированную на повышение уровня правосознания и интеллектуального уровня сотрудников, формирование их готовности к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, готовности к адаптации в условиях международной конкуренции и является базовым уровнем для профессионального становления специалистов правоприменительной сферы.

Научное исследование проблемы профессиональной подготовки полицейских началось сравнительно недавно. Активизация изучения проблемы первоначальной подготовки наблюдается с начала 90-х годов.

В связи с этим сущность и содержание подготовка полицейских

И.Ф. Колонтаевская в своей работе отмечает необходимость изучения зарубежного опыта профессиональной подготовки полицейских. Это, по мнению автора, позволит: совершенствовать образовательную систему ведомственных организаций; сформировать у отечественных специалистов правоприменительной сферы соответствующие компетенции; осуществлять международное взаимодействие наших сотрудников полиции в операциях по борьбе с транснациональной преступностью со знанием и учетом особенностей зарубежных коллег (особенностей их мышления, личностных качеств, мастерства, тактики действия и др.) .

Однако особенности зарубежных образовательных систем подготовки полицейских кадров; практические руководства по организации тех или иных видов полицейской работы, разработанные зарубежными специалистами; их подходы к решению вышеуказанной проблемы, освещенные в ряде англоязычных публикаций по данной проблематике, являются недостаточно исследованными, что обусловливает высокую популярность указанной темы для российских научных со-

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

обществ и специалистов правоприменительной сферы. Подобный факт делает эту тему достаточно интересной и актуальной для научного исследования.

Изучение британского опыта подготовки полицейских представляет для отечественных правоохранителей большой интерес.

Система подготовки специалистов полицейских формирований в Великобритании предлагает инновационные, этические программы обучения и развития профессионалов в области правоприменительной деятельности. Учебная программа подготовки полицейских кадров составлена в соответствии с Национальными профессиональными стандартами (соответствующие национальные квалификационные требования и критерии оценки полицейской деятельности) и поддерживается Коллегией полиции.

Начальная профессиональная подготовка полицейских в Великобритании претерпела существенное реформирование: с 2006 г. подготовка для всех полицейских формирований осуществляется унифицировано, по единой программе «Начальная программа полицейского обучения и развития» (Initial Police Learning and Development Programme / IPLDP), базируемой на единых национальных профессиональных стандартах .

Согласно программе каждый сотрудник полиции должен пройти первоначальную подготовку (обяза-

тельное условие поступления на службу в полицию). Общее методическое обеспечение и контроль организации начальной подготовки обеспечивает Национальное управление по вопросам совершенствования работы полицейских кадров.

Полная первоначальная учебная программа включает обучение полицейских констеблей, сотрудников полиции по поддержанию сообщества и специальных констеблей и направлена на достижение следующих основных целей:

— познакомить кандидатов на службу в полиции с приоритетными направлениями деятельности полиции;

— сформировать у кандидатов навыки эффективной профессиональной коммуникации;

— развить уверенность в выполнении поставленных служебных задач;

— повысить уровень профессиональной компетентности сотрудника полиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— подготовить к адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности в подразделениях, в которых они будут служить.

Национальный план для каждой программы представлен через показатели, содержащиеся в дескрипторах модулей.

Начальная программа подготовки полицейских констеблей включает двухгодичный курс обучения с присвоением по окончании его обязательной минимальной

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

национальной квалификации в виде диплома полицейского (с января 2010 г.). По окончании подготовки в основные обязанности дипломированного констебля полиции входят: поддержание закона и порядка, защита представителей общественности и их собственности; предотвращение, обнаружение и расследование преступлений.

С июня 2010 г. был введен сертификат в области полицейской деятельности, получение которого обеспечивает другая учебная программа первоначальной подготовки, предназначенная для сотрудников службы поддержки полиции, охватывающая 6-12-недельный период подготовки. Квалификация сотрудника службы поддержки полиции имеет 4 единицы Ofqual (QCF) , которые являются общими с соответствующими квалификационными требованиями для констеблей.

Третья программа начальной подготовки разработана для обучения специальной полиции и направлена на подготовку специальных констеблей, рассчитана на 3,5 недели обучения. В настоящее время нет официальных квалификационных единиц для специального констебля полиции. Первоначальная подготовка для данной категории сотрудников осуществляется в рамках национальной учебной программы.

Каждая программа использует различные педагогические технологии в смешанном учебном процессе, например, тематические исследова-

ния/сценарии, электронное обучение/дистанционное обучение, групповые дискуссии, презентации, ролевые и деловые игры, индивидуальные и групповые упражнения, наставничество на рабочем месте и многие др. .

Обучение может проходить в учебных центрах или полицейских образовательных учреждениях, в региональных подразделениях полиции. Для достижения эффективности в решении проблем, возникающих в ходе выполнения служебных задач, в процесс подготовки вовлекаются опытные сотрудники полиции, преподаватели университетов и колледжей.

Слушатели проходят ознакомительную практику в региональных подразделениях полиции, государственных и общественных организациях.

К основополагающим принципам работы полицейских образовательных организаций и центров подготовки можно отнести: практическую ориентированность учебного процесса; учет потребностей и проблем конкретных региональных полицейских подразделений и населения.

С этой целью в содержание учебной программы включены основные квалификационные единицы, необходимые для получения диплома полицейского и специализированные, соответствие которым предоставляет право получения квалификации сотрудника службы

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

поддержки полиции.

По окончании подготовки слушатели подтверждают квалификационные требования и получают диплом полицейского или свидетельство об окончании начальных курсов по охране общественного порядка, которое является аккреди-тационным показателем соответствия основным квалификационным требованиям сотрудника полиции.

Для получения свидетельства слушателям необходимо продемонстрировать знание следующих модулей, включенных в национальный учебный план начальной подготовки: знакомство с оперативной деятельностью, изучение законодательства, изучение политических и руководящих принципов .

Из-за постоянно происходящих изменений в обществе к первостепенным задачам полиции можно отнести не только охрану общественного порядка, но также защиту и оказание услуг населению, социальную работу, проводимую с гражданами.

В этой связи полицейские формирования нуждаются в квалифицированных кадрах и хорошо разработанной системе их подготовки, «способной незамедлительно и грамотно реагировать на постоянные изменения в обществе» . Следовательно, основой образовательной цели в процессе подготовки полицейских кадров становится обеспечение знаниями, которые сочетают теорию и практику и

дают возможность сотрудникам действовать более эффективно в условиях социально-экономических преобразований гражданского общества.

Именно поэтому, на наш взгляд, в содержание подготовки полицейских кадров в Великобритании включено изучение таких тем, как «Основы этики/ценности полицейской службы», «Развитие уважения к другой культуре и формирование толерантного отношения к носителю иной культуры», «Проблемы граждан, помощь и поддержка», «Пути организация эффективного партнерства с гражданами и общественными организациями», «Охрана общества, сообщества и соседей» . Данные темы формируют культуру профессионального речевого общения, культуру поведения, умение владеть собой в конфликтной ситуации, что, безусловно, способствует в конечном итоге поддержанию высокого имиджа и повышению престижа сотрудников полиции.

Обобщая зарубежный опыт начальной подготовки полицейских, можно назвать следующие показатели готовности слушателей к выполнению служебных задач: умение общаться, рассуждать, логично мыслить, слушать собеседника; проявлять тактичность и вежливость; находить подход к гражданам и устанавливать контакты с ними; вызывать их доверие; допрашивать свидетелей и очевидцев происшед-

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

шего. Одновременно конечной целью подготовки полицейских на первоначальном этапе становится формирование следующих способностей: прогнозировать степень риска и находить пути разрешения проблемных ситуаций; принимать решения на профессиональном уровне; находить и исправлять ошибки, допущенные в ходе выполнения служебных задач, честно признавать их и извлекать из них положительный опыт .

Особенность содержания подготовки полицейских в Великобритании в рамках первоначальных курсов демонстрируется институтом наставничества — длительным процессом (до 12 недель после выпуска) совместной работы, которая способствует готовности к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. С этой целью за каждым слушателем или группой закрепляется наставник (констебль полиции) из подразделения, в котором будет работать стажер, он осуществляет наблюдение и контроль выполнения слушателем своих профессиональных обязанностей.

Теоретическая и практическая составляющие подготовки полицейских в Великобритании имеют ряд различий, но представляют собой интегративное целое. Теоретическая подготовка направлена на изучение новых способов выполнения своих обязанностей. Практическая часть обучения способствует более эффективному выполнению своих по-

вседневных обязанностей.

Таким образом, профессиональная подготовка полицейских кадров в Великобритании проводится в несколько этапов, в ходе которых слушатели обучаются оперативной работе в форме практико-ориентированных ролевых и деловых игр.

Вводный модуль курсов ориентирован на изучение профессиональной этики, формирование готовности слушателей к эффективному взаимодействию с гражданами, общественными организациями и коллегами.

На основном этапе слушатели изучают проблемы раскрытия и расследования преступлений, знакомятся с доказательной базой, изучают правила дорожного движения и типичные случаи их нарушения, а также осваивают основные рутинные обязанности полицейских.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй этап обучения направлен на изучение теоретических основ и развитие практических навыков. На третьем и четвертом этапах подготовки курсанты изучают процедуру судопроизводства и совершенствуют навыки составления отчетной документации.

Заключительный этап подготовки можно считать упрощенной практикой, ориентированной на самостоятельную деятельность обучающихся в различных подразделениях полиции в течение 20 дней, конечной целью которых является проявление самостоятельности в ходе выполне-

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

ния профессиональных задач и оценивание достигнутых результатов наставником. На данном этапе обучающиеся могут проявить себя с лучшей стороны и проходят проверку на готовность к выполнению профессиональных задач.

Один раз в год все действующие сотрудники полиции сдают тест на профессиональную пригодность и если показаны низкие показатели, предоставляется возможность повторного прохождения теста, но если показатели не улучшаются, то курсы переподготовки становятся последним шансом остаться в рядах полицейских и не лишиться лицензии.

Изучение опыта профессиональной подготовки американских полицейских позволяет сделать вывод о том, что в США так же, как и в Великобритании не наблюдается единой полицейской структуры. В настоящее время в США функционируют разные виды правоприменительных органов: федеральные полицейские формирования, полиция штата и региональные полицейские подразделения.

Обучение американских полицейских проводится по стандартам, установленным специальной комиссией по подготовке сотрудников полиции каждого штата в 1959 г. Главная цель работы этой комиссии — совершенствование профессиональной компетентности сотрудников полиции в процессе подготовки к правоприменительной де-

ятельности в конкретном штате, повышение квалификации сотрудников частных охранных предприятий, местных исправительных учреждений, сотрудников системы исполнения наказаний и судебных приставов .

В США на федеральном уровне сотрудники правоприменительных органов проходят подготовку в Академии ФБР или других федеральных обучающих центрах.

Первоначальная подготовка для всех офицеров является обязательной. Цель первоначальной подготовки полицейских в США — получение теоретических и практических знаний по профессии «полицейский» в сертифицированной полицейской академии штата .

Главным образовательным центром на уровне штата считается Полицейская академия Нью-Йорка. Одной из приоритетных задач образовательного учреждения рассматривается подготовка офицеров полиции, в содержание которой включено изучение следующих аспектов полицейской профессии: психологических основ деятельности полиции, особенностей оборонительной и защитной тактики, причин преступности несовершеннолетних, полицейской этики, тактики патрулирования повышенного риска, методов осмотра места происшествия, роль граждан в профилактике преступлений.

Ввиду того, что «профилактика преступлений сегодня является

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

одним из приоритетных направлений полицейской деятельности, то основным ресурсом превенции становится активность самих граждан» . В этой связи таким темам, как «Мастерство общения», «Общественные отношения полиции», «Полицейская этика» отводится значительная часть учебного времени.

Следует выделить особенности организации первоначальной подготовки полицейских кадров на уровне штата: различие в минимальных требованиях и стандартах к подготовке, предусмотренных в региональных нормативно-правовых актах.

Например, различие в отведенных на подготовку часах может достигать значительных цифр — 720 часов (320 часов в штате Канзас, 1040 часов -Гавайи) .

На региональном уровне в каждом крупном городе есть полицейские академии и университеты, осуществляющие академическую подготовку будущих полицейских, руководствуясь общими стандартами.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Полицейские подразделения в Великобритании, США и России выполняют общую миссию — защиту интересов граждан и общества. Однако способы организации деятельности полицейских формирований разных стран могут варьироваться по ряду объективных причин.

Профессиональная подготовка является ведущим фактором, влия-

ющим на эффективное выполнение полицейскими своих функций. Следовательно, от оптимальности ее организации уже с первого этапа (первоначальной подготовки) во многом зависит возможность эффективного выполнения полицейскими любого государства служебных задач.

Главной целью начального этапа подготовки полицейских кадров за рубежом становится обучение основным навыкам полицейской службы, изучение должностных обязанностей полицейских, развитие умения действовать оперативно и эффективно в профессиональной среде, формирование коммуникативной компетенции сотрудника. Все формируемые профессиональные компетенции помогают новобранцам приобретать и совершенствовать навыки полицейской работы.

Различие в организации подготовки офицеров и гражданских лиц для полицейских кадров на первоначальном этапе в Великобритании и США не наблюдается. После окончания подготовки каждый из них начинает работу в полиции в качестве констебля.

После анализа содержательных сторон учебных программ первоначальной подготовки британских и американских полицейских мы наблюдаем сочетание двух направлений: традиционных аудиторных занятий и практики, что позволяет готовить квалифициро-

Актуальные вопросы совершенствования содержания, организации и методического обеспечения образовательного процесса в системе подготовки кадров для правоохранительных органов

ванных кадров для полиции.

Нельзя не отметить усиленную практическую составляющую подготовки сотрудников полиции на первоначальном этапе (Великобритания и США) . Практико-ориентиро-ванность в системе профессиональной подготовки полицейских в вышеуказанных зарубежных странах, на наш взгляд, помогает сотрудникам полиции чувствовать уверенность в ходе выполнения профессиональных задач; не испытывать трудности в принятии решений в сложных оперативных ситуациях.

Первоначальная подготовка американских полицейских в различных штатах осуществляется с разным количеством учебных часов. В штатах с ограничением учебного времени на подготовку слушатели в меньшем объеме изучают проблемы и аспекты, необходимые для исполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции на профессиональном уровне. Кроме того, прием на службу сотрудника полиции, прошедшего первоначальную подготовку по «ускоренной» программе, в подразделение другого штата затягивается и становится возможным после повторного прохождения курса подготовки.

Считаем, что совершенствование отечественной системы первоначальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и повышение качества профессиональной подготовки

сотрудников полиции с учетом зарубежного опыта будет способствовать укреплению международного сотрудничества по вопросам профессиональной подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

2. Васильев Д.В. Концепции организации деятельности полиции и возможности их использования в отечественной практике (по материалам США и некоторых стран Западной Европы): дис. … канд. юрид. наук. М., 2005.

3. Ивкова Л.Э. Сравнительный анализ профессиональной полицейской подготовки в России, Великобритании и США. Калининград, 2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *