Пешеходные дорожки и тротуары

В Общероссийский народный фронт поступают вопросы от жителей разных регионов, которые обеспокоены плохим состоянием дворовых территорий – дорог во дворах многоквартирных домов. В связи с этим эксперты ОНФ подготовили ответы на самые распространенные обращения по этой теме. Они разъяснили, кто в ответе за качество внутридворовых дорог и что делать жильцам, чтобы включить территории в планы ремонта.

В отличие от федеральных или региональных трасс с дворовыми дорогами дело обстоит немного сложнее. Здесь также появляются ямы и прочие разрушения. Но жители часто не знают о том, куда им обращаться со своими проблемами.

«Прежде чем добиваться ремонта дороги во дворе, нужно понять, кто ее хозяин. Она вовсе не обязательно принадлежит городу, а может являться частью общей придомовой территории. В таком случае муниципалитет не обязан заниматься ее содержанием и ремонтом. Первым делом нужно ознакомиться с техническим паспортом жилого дома. Это поможет выяснить границы придомовой территории и ее собственника», – рассказывает модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.

Он пояснил, что данные кадастрового учета можно посмотреть на или обратиться для этого в местную администрацию. Если окажется, что к общедомовой территории эта дорога не относится, жаловаться на ее состояние и требовать ремонта нужно в администрации населенного пункта. Если же дорога входит в придомовой участок, она относится к общей долевой собственности дома, а значит, за ее ремонт отвечает управляющая компания. В такой ситуации необходимо отправлять обращение в свою управляющую компанию. Но, как известно, управленцы далеко не всегда хотят заниматься этим вопросом. Поэтому, если компания отказывается проводить ремонт, пора обращаться в прокуратуру. Также можно оставить обращение на Государственной информационной системы ЖКХ.

Эксперты ОНФ заметили, что вопросы ремонта дворовых территорий между жильцами, управляющими компаниями и местными чиновниками решаются довольно сложно.

«Здесь многое зависит от добросовестности конкретной управляющей компании или местной администрации. Так что исход проблемной ситуации может быть совершенно непредсказуемым, и каждая из них требует отдельного разбирательства», – сказал Васильев.

Он пояснил, что есть и еще один способ отремонтировать дорогу в своем дворе, а также реализовать свой дизайн-проект благоустройства. С 2017 г. действует проект «Формирование комфортной городской среды». В минимальный перечень работ по благоустройству в рамках этого проекта входит ремонт дворовых проездов, установка скамеек и урн, освещение дворов. Могут включаться и другие работы, которые выбирает сам регион. В список дополнительных входит оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение территории и так далее. Стать инициаторами дополнительного благоустройства могут сами жители, предприниматели, арендующие или купившие помещения в домах поблизости, а также общественные организации. Заинтересованные лица принимают в этом трудовое или финансовое участие.

«Всю необходимую информацию о работе данного проекта в своем регионе, необходимых документах и сроках подачи заявок граждане могут найти на сайте администрации своего муниципалитета», – подытожил Васильев.

И снова возвращаемся к пешеходам, сегодня тема обзора — как пропускать пешеходов на перекрестке при отсутствии пешеходного перехода. В предыдущей записи, мы говорили о том, как правильно пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. В этот раз, речь пойдет, об обязанностях водителей и пешеходов на нерегулируемых перекрестках, при отсутствии пешеходного перехода. В правилах дорожного движения, данная ситуация подробно и ясно изложена. Но к сожалению, в действительности, мы порой не уверены в том, как должны поступить правильно. Некоторые участники дорожного движения, не совсем верно трактуют Правила.

Начнем с обращения к Правилам дорожного движения и обязанностям пешеходов.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

В пункте 4.3 Правил указано, как должен поступить пешеход при переходе дороги на перекрестке, при отсутствии пешеходного перехода. А именно, при отсутствии пешеходного перехода, пешеход обязан пересекать проезжую часть дороги по линии тротуаров или обочин. Необходимо обратить внимание, что в Правилах дорожного движения, нет ни слова о том, что линии тротуаров или обочин на перекрестках приравниваются к пешеходным переходам. Если было бы иначе, то следующий пункт имел бы иное содержание.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Но здесь, в отличии от перехода дороги по пешеходному переходу, кроме необходимости убедиться в безопасности перехода, Правила прямо обязывают пешехода не создавать помех для движения транспортных средств. Поэтому, не совсем понятно, чем руководствуются некоторые участники дорожного движения, приравнивая к пешеходному переходу линии тротуаров или обочин.

На снимке изображен перекресток, на котором отсутствуют пешеходные переходы. На указанном перекрестке, пешеходы обязаны переходить дорогу по линии тротуаров в соответствии с требованиями пункта 4.3 Правил.

Выше мы рассмотрели обязанности пешеходов, при переходе дороги вне пешеходного перехода. Выделим еще раз самое важное из требований пунктов 4.3 и 4.5 Правил — пешеходы при отсутствии пешеходного перехода на перекрестке, должны переходить дорогу по линии тротуаров или обочин и не должны создавать помех для движения транспортных средств.

Перед тем, как перейти к обязанностям водителей, при проезде перекрестков, на которых отсутствуют пешеходные переходы, вспомним основные требования Правил, обязывающие уступать дорогу пешеходам.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу*, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

*Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки «Перевозка детей», водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Теперь вернемся к нашему перекрестку из примера выше, а также дополним перечень требований к водителям по отношению к пешеходам, еще одним важным пунктом из Правил.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пункт 13.1 Правил, полностью определяет обязанности водители по отношению к пешеходам, при проезде перекрестков, на которых отсутствуют пешеходные переходы. На снимке выше изображен Т-образный перекресток, не смотря на отсутствие пешеходных переходов, обязанность водителя уступить дорогу пешеходам на данном перекрестке, возникает в соответствии с требованиями пункта 13.1. В нем указано, что водитель при повороте, обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он намерен повернуть.

Теперь мы можем ответить на вопрос, как пропускать пешеходов на перекрестке, при отсутствии пешеходного перехода.

Если мы двигаемся на перекрестке в прямом направлении, прямой обязанности уступать дорогу пешеходам, при отсутствии пешеходного перехода не возникает. Но если мы намерены на перекрестке выполнить поворот направо или налево, то в этом случае, обязаны уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги на которую поворачиваем.

На снимке, автомобиль при повороте направо на перекрестке, обязан уступить дорогу пешеходу, даже при отсутствии пешеходного перехода.

И снова к обязанностям пешеходов с «поправкой» на пункт 13.1 Правил. Пешеходы, на перекрестках, на которых отсутствуют пешеходные переходы, обязаны не создавать помех для движения транспортных средств. Но опираясь на требования пункта 13.1 для водителей, пешеходы при переходе дороги по линии тротуаров или обочин имеют преимущество, перед транспортными средствами, выполняющими поворот на дорогу, проезжую часть которой пешеходы пересекают.

На видео, дорожная ситуация, в которой обязанности водителя уступить дорогу пешеходу не возникает.

Еще существует мнение, что когда приближаемся к Т-образному перекрестку, по примыкающей дороге и перед нами знак 2.4 «Уступите дорогу», он обязывает уступить нас и пешеходам. И здесь приводят пункт правил из общих положений.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Но, по какой-то причине забывают, что дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу» имеет отношение только к транспортным средствам.

2.4 «Уступите дорогу». Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — по главной.

В любом случае, если пешеход воспользовался правом перехода дороги, на перекрестке (или на другом участке дороги) где отсутствует пешеходный переход и уже вышел на проезжую часть, мы должны дать ему возможность завершить переход дороги. Или другая ситуация, при приближении к перекрестку, на котором необходимо уступить транспортным средствам, а на пересечении проезжих частей имеется тротуар, можно остановиться и перед ним, чтобы не мешать пешеходам (Только, если перед нами знак 2.4 «Уступите дорогу». При установке дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено» и отсутствии стоп-линии, мы обязаны остановиться перед краем пересекаемой проезжей части.). Не забываем, что наша обязанность, для обеспечения безопасности на дороге, прописана в Правилах дорожного движения.

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

При возникновении опасности для движения, необходимо снизить скорость, вплоть до полной остановки!


В посте использованы материалы из методического альбома проекта «Делайте ПРАВИЛЬНО!»
На прошлой неделе мы обсудили, как сделать мир вокруг себя лучше, просто соорудив правильные контейнерные площадки для мусора. Сегодня поговорим о том, как нужно проектировать тротуары, чтобы не было луж, грязи и пыли. Это может показаться фантастикой, но можно сделать город без грязи в любом климате! Да, да, вы не ослышались, даже в Уфе можно избавиться от грязи!
Я расскажу вам о нескольких элементарных правилах, которые нужно соблюдать, чтобы тротуары всегда были как с иголочки, а дороги стали значительно чище.
Во-первых, нужно понять, откуда на тротуарах берутся лужи, грязь и пыль. Всё очень просто.
Если уровень газона выше уровня бордюра и тротуара (или дороги), то логично, что вода во время дождя или весной, когда тает снег, будет стекать именно на тротуар. Там обязательно появятся лужи, а когда они высохнут, останется пыль. Смыть её толком нельзя, потому что грязной воде некуда стекать. Остаётся только подметание, чаще всего – вручную.

Когда вода никуда не отводится, её впитывают поры асфальта. Логично, что из-за температурных колебаний верхний слой асфальта разрушается. Так что даже постоянный ремонт дороги не даст никакого эффекта.
Вывод: отсутствие нормального оттока воды приводит к сильному загрязнению дороги и её разрушению. С грунтовыми дорожками в парках примерно то же самое. Из-за луж они быстро разрушаются. Кроме того, люди вытаптывают газоны, когда пытаются обойти эти лужи.
Асфальт во дворе во Владимире постепенно просто исчез. Вода с грязью во время дождя сюда стекает сразу с двух сторон.


Классический пример: Йошкар-Ола. Всё, что земля на клумбе слева не успела впитать, стекает на тротуар вместе с грязью. Образуются огромные лужи.

Если газон ниже уровня бордюра (а ливневой канализации по-прежнему нет), то вода с него на тротуар уже не стекает. Но та, что попадает на тротуар при дожде или снеге, там и остаётся. Летом на таких тротуарах обычно возникают большие непересыхающие лужи. Если они всё же высыхают, то там же появляется пыль и смесь песка и соли, которые зимой рассыпают в качестве средства борьбы с гололедицей.

Та же ситуация с дорогами и магистралями. Как правило, грязная вода стекает на дорогу, а не с неё: обратному процессу мешает либо бордюр, либо грунт, либо снег. Тем более что о нормальной ливневой канализации российским городам остаётся только мечтать.
И снова Владимир. Вот так – неправильно. Видны наносы грунта на бордюре. С первым же дождём это всё окажется на дороге.

Вот что бывает, когда «газон» – или то, что под ним подразумевалось – выше уровня проезжей части. Посмотрите, сколько пыли!

Что же делать?
А очень просто. Правильный вариант – когда бордюр идёт вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона или грунта ниже на несколько сантиметров. Вода будет просто стекать с тротуара на газон вместе с пылью и песком.

Правильные тротуары и зимой, и летом намного легче будет убирать. Зимой на таком тротуаре будет намного меньше льда, а снег, который уже не нужно перебрасывать через бордюр, можно легко сдвинуть на газон мини-трактором или вручную широкой лопатой. Летом же вообще вся пыль с тротуаров исчезает естественным путём во время дождей.
В летние месяцы уборка как таковая вообще перестаёт быть нужной – если жители не мусорят, конечно. Смотрите, вот фотография тротуара в Санкт-Петербурге. Снимок сделан 13 мая 2014 года в 21:00.
Вот этот же тротуар сутки спустя. Пыль и растительный мусор смыты водой на обочины, дворники этим тротуаром даже не занимались.
Это фотография из поста про плохую Уфу, но тротуар сделан почти правильно.
А вот идеальные дорожки в парке Горького в Казани.
Правильная дорожка на бульваре в Ярославле.
А это неправильная дорожка в том же Ярославле. Вода, листья, пыль и всякий мусор обречены задерживаться в этом желобе. А сам асфальт будет разрушаться намного быстрее.
Но как быть с проезжей частью? Вот относительно правильная схема. Вода уходит в ливневый водосток, а газон отделён от дороги высоким бордюром.
Если тротуар и дорога разделены промежуточным газоном, то правила слегка меняются: уровень тротуара по-прежнему выше уровня газона, но от проезжей части газон снова отделяется высоким бордюром, чтобы грязь с него не попадала на дорогу. С дороги вода при такой схеме должна уходить в канализацию.
На многих газонах растут кустарники и деревья. Если понизить уровень газона, их корневая система может оголиться. Чтобы уберечь растения, нужно либо повышать уровень дорожки вместо того, чтобы убирать «лишний» слой грунта, либо оставлять вокруг деревьев «островки безопасности». Если дерево растёт вплотную к тротуару, то лучше сохранить часть выступающего бордюра, который его защищает.
Что делать, если нет денег на масштабную реконструкцию? На первое время можно обойтись канавкой. Вода перестанет стекать на тротуар. Кроме того, такие канавки станут хоть и небольшим, но препятствием для водителей, которые жаждут поставить свою машину на газон. В некоторых московских дворах, кстати, уже взяли на вооружение такую схему.
На загородных дорогах достаточно сделать уровень обочины на несколько сантиметров ниже дорожного полотна, чтобы избежать загрязнения и шлейфа пыли от каждой проезжающей машины.
Никаких нормативов, которые запрещали бы делать нормальные тротуары одного уровня с бордюрами и выше уровня газонов, нет. В одном из СНиП 2001 года существует лишь рекомендация поднимать бордюры над уровнем тротуара на 5 сантиметров, но эту рекомендацию соблюдать необязательно. Вернее, даже не стоит.
На фото чётко видно, что соблюдение этой рекомендации приведёт к скоплению воды на тротуаре, а зимой здесь же будет образовываться наледь. Поэтому бордюры нужно делать вровень с тротуарами, позволяя воде свободно стекать.
Ещё один бич российских тротуаров – это вода, стекающая из неправильных водосточных труб. Во время ливней она обеспечивает пешеходам промокшие ноги, а в период пятимесячной российской зимы из-за неё на тротуарах образуется опасная наледь. Во всём цивилизованном мире нижний конец трубы давно прячут в канализацию. Но пока не в России.
Слева – плохо, справа – хорошо.
Даже в Минске уже умеют прятать трубы в тротуар.
Белград.
…но не Москва.
Отремонтированная пару лет назад Никольская улица, самый центр города. Так делать нельзя.
Нужно сооружать нормальные водостоки. Конечно же, прозвучит аргумент, что это безумно дорого. Но затраты быстро оправдаются. Во-первых, дворников не нужно будет гонять скалывать лёд вручную. Во-вторых, люди перестанут падать на тротуарах, и больницам не нужно будет тратить бюджетные деньги на их лечение. Это ещё у нас судебная система не развита, иначе довод об экономии на судебных исках тоже здесь фигурировал бы. То, что тротуар станет чище и безопаснее, ясно и так.
Германия. Трубы должны быть сделаны из прочного материала, например, стали толщиной 3 мм, чтобы не пришлось каждый год их менять.
Давайте посмотрим, как обстоят дела с формулой «тротуар – бордюр – газон» в разных городах и странах.
Это улица одного голландского городка. Почему здесь нет пыли и грязи? Во-первых, конечно, никто не паркуется где попало и не развозит её потом по городу. Но ещё тут есть ливневый водосток. Вся вода во время дождей уходит туда, смывая заодно и пыль. «Здесь же нет газона!» – воскликнете вы. Но это только первый пример.
Гамбург. Обратите внимание на газон и бордюр слева. С такой клумбы вода просто не будет стекать на дорогу.
Правильная дорожка во дворе. Берлин. Такой тротуар будет жить очень долго, несмотря на частую смену погоды. И его почти не нужно убирать.
Омск. Всё очень хорошо продумано. Смотрите, в бордюре есть даже специальный проём для стока грязи на дорогу. Ладно… С Омском пример не самый удачный…
Лондон. Тротуар выше уровня клумбы и слегка наклонён к дороге, чтобы дождевая вода стекала туда. Он тоже всегда будет оставаться чистым.
Идея для тротуаров из Сингапура. Желобок для воды и выпуклая решётка водостока, которая если и забивается, то значительно медленнее, чем обычная.
Снова Сингапур. Дорожка ниже уровня бордюра и газона, зато в бордюр вмонтирован шикарный водоотвод.
Дренаж из песка для того, чтобы грязь с газона не лилась на тротуар.
Правильный тротуар в Лионе. Уровень газона значительно ниже.
Открытую землю в Лионе засыпают деревянной щепкой, чтобы пыль и грязь не разлетались по городу. Вообще надо избегать открытого грунта в городе.
Большинство проблем решаются очень просто, если правильно проектировать улицы. Хорошие дороги, чистые улицы и удобные тротуары могут быть в любом городе. И нечего на климат пенять, коли проектируешь криво.
Распространите пост, пожалуйста.
Как правильно делать контейнерные площадки для мусора
———————————————
Советую подписаться на мои странички в:
Фэйсбук
ВКонтактик
Основной Твиттер
Спам Твиттер
Одноклассники
___________________________
Блог обновляется очень часто, поэтому пропустить что-нибудь интересное не так уж и сложно. Специально для таких случаев у меня есть email-рассылка. Это красиво оформленная подборка самых важных постов за прошедшую неделю для тех, кто заходит сюда нечасто. Одно письмо каждые семь дней — обещаю, что никакого спама вы от меня не получите. Если надоест, вы от нее легко отпишетесь. А если вдруг закроют ЖЖ и запретят соцсети, у нас с вами будет рассылка, это как тайный клуб:
Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях

Наличие тротуаров на городских улицах – важнейший элемент комфортной городской среды. Тем не менее многие улицы в частном секторе, в районах исторической застройки, да и просто узкие переулки тротуарами не оборудованы. Часто это просто невыгодно городским властям, так как при устройстве тротуара согласно действующим строительным нормам улица может превратиться в одностороннюю.

Подобная ситуация нарушает права жителей близлежащих домов (по большому счету – всех лиц, которые ходят пешком по таким улицам), да и просто создает неудобства. Фактически жители населенного пункта, выходя на не оборудованную тротуаром улицу, попадают в повышенную зону риска – или быть сбитыми автомашиной, или быть облитыми грязью.

В чьей компетенции находится обустройство тротуаров?

Анализ действующего правового регулирования позволяет говорить о том, что обустройство и ремонт тротуаров в городских поселениях относится к компетенции местной администрации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», к вопросам местного значения городских округов относится:

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как правило, данный пункт конкретизируется в положениях устава муниципального образования, посвященных местной администрации.

В соответствии с п. 1, 8 ст. 6 федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6 федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ). В соответствии со ст. 13 федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом ст. 3 данного закона определено, что дорожная деятельность–-это деятельность по реконструкции, строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом содержание автомобильных дорог представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ч. 4 ст. 6 федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ч. 1 ст. 21 «О безопасности дорожного движения» также предписывает именно органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Ст. 22 данного закона также предусматривает, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Таким образом, можно сделать вывод, что на местной администрации лежит обязанность обеспечивать наличие тротуаров в соответствии со строительными и техническими нормами. В том случае, если для целей осуществления дорожной деятельности создано специализированное муниципальное предприятие или учреждение, местная администрация все равно должна привлекаться в качестве ответчика по искам об обустройстве тротуаров.

Строительные и технические требования к тротуарам

В соответствии с ГОСТом Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства» (утв. приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 г. № 270-ст), тротуары и пешеходные дорожки, которые являются средствами организации движения пешеходов и велосипедистов и обеспечения безопасности дорожного движения, устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.

Тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.

В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке – с одной стороны.

Число полос движений пешеходов на тротуаре и пешеходной дорожке зависит от интенсивности пешеходного движения. При суммарной (в двух направлениях) интенсивности пешеходного движения в часы пик до 50 чел./час тротуар может иметь одну полосу движения, до 1000 чел./час – не менее двух полос движения. При интенсивности пешеходного движения более 1000 чел./час число полос движения следует увеличивать на одну полосу движения на каждую тысячу человек.

Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 метра, минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1,0 метра (п. 4.5.1).

Аналогичные нормы содержатся в распоряжении Минтранса РФ от 24.06.2002 года № ОС-557-р «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». Согласно п/п а, б п. 11.1.1. данного распоряжения, основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; организация перехода дороги пешеходами в специально оборудованных местах.

Ширина пешеходной части тротуара в зависимости от категории дорог (улиц в поселении) установлена в таблицах 8 и 9 (соответственно для городских и сельских поселений) пункта 11.5 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» (утв. приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 г. № 820).

Процессуальный порядок рассмотрения дел об обязании местной администрации обустроить тротуар

Анализ судебной практики показал, что дела об обязании местной администрации обустроить тротуар являются достаточно распространенными. При этом в большинстве случаев заявленные требования удовлетворяются.

Отметим наиболее характерные особенности рассмотрения данной категории дел:

1. В подавляющем большинстве случаев подобные требования заявляются прокурорами. Дела, возбужденные по инициативе граждан, практически отсутствуют. Хотя, на взгляд автора, в рассматриваемой ситуации уместно обращение в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением в соответствии со ст. 42 КАС РФ.

2. Большинство из соответствующих исков подаются прокуратурой в соответствии со ст. 45 ГПК РФ как требования в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.09.2017 г. по делу № 33-15459/2017). На взгляд автора, данная категория дел должна рассматриваться в рамках административного судопроизводства, при этом прокуратура имеет право подать иск на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ (в качестве примера правильного подхода см.: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.03.2018 г. по делу № 33 а-2947/2018).

3. В большинстве случаев к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлекается специализированное муниципальное предприятие или учреждение, ответственное за осуществление дорожной деятельности. Однако, на наш взгляд, основным ответчиком должна выступать местная администрация, что, помимо прочего, повышает гарантии исполнения вынесенного решения.

4. Во многих решениях срок исполнения требований по обустройству тротуара указывается в 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу (см.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 14.10.2015 г. по делу № 33-5909/2015). В отдельный решениях срок устанавливается посредством указания конкретной даты, до которой требование должно быть исполнено (см.: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.10.2017 г. по делу № 33-18183/2017).

5. Как правило, основным доказательством нарушений законодательства в области дорожной деятельности выступают результаты проверки органами МВД. В некоторых случаях факты нарушений устанавливает непосредственно прокурорская проверка (см., например, решение Октябрьского районного суда г. Ростов-на-Дону от 19 июля 2017 г. по делу № 2-4511/2017). На взгляд автора, могут быть использованы и иные доказательства, включая фотоматериалы. Факт нарушения может быть установлен и при проведении выездного судебного заседания.

Если в статье упущены какие-то важные моменты – приглашаю к дискуссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *