План по обществознанию гражданское общество

Правовое государство и гражданское общество

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Подготовила учитель истории и обществознания ФГКОУ сош № 4 МО РФ ЛатыповаО.Ш .

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

ПРИНЦИП ВЕРХОВЕНСТВА ПРАВА

Принцип верховенства права означает, что закон одинаков для всех, все должны действовать в рамках закона. Это относится и к гражданам и к государству. Этот принцип выражается в России главным образом в верховенстве Конституции РФ по отношению ко всем нормативным актам. Законы и другие правовые акты не должны противоречить Конституции. В статье 15 устанавливается, что Конституция имеет высшую правовую силу.

«Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», – гласит статья 15 Конституции России. «Все равны перед законом и судом», – статья 19.

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

Принцип разделения властей предусматривает наличие законодательной, исполнительной и судебной власти. Ни одной из ветвей власти не принадлежит вся полнота государственной власти, действует система » сдержек и противовесов»

Государственная власть должна включать три ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную.

Каждая из них имеет строго очерченные полномочия.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 10 Конституции РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Статья 11 Конституции РФ

Государственную власть в РФ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание ( Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ветвь власти

Органы власти

Законодательная

Полномочия

Двухпалатное Федеральное собрание: верхняя палата – Совет Федерации, нижняя -Государственная Дума. В субъектах Федерации – государственные собрания, законодательные собрания и пр.

Право принимать законы, бюджеты, осушествлять контроль за исполнительной властью

Исполнительная

Правительство, федеральные органы исполнительной власти, министерства, федеральные службы, комитеты и т.д. В субъектах Р президенты, правительства, министерства, администрации, мэрии и т.д.

Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства.

Судебная

Вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе

Разрешение различных правовых конфликтов между участниками общественных отношений. Контроль за соблюдением законов органами власти

ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

Конституция Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке; устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод.

ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

В то же время личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства . Видами юридической ответственности по отношению к личности, нарушившей правовые нормы являются: материальная ответственность, дисциплинарная ответственность,, гражданско-правовая ответственность, административная ответственность, уголовная ответственность

ПРИНЦИП ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

ПРИНЦИП ПОЛИТИЧЕСКОГО И ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА

Идеологический плюрализм — это переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия всех видов идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь. Наличие различных идеологических концепций и взглядов

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРАВА И ЗАКОНА

Это означает, что закон должен отражать естественно – правовые начала, соответствовать международно – правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

ПОЛНАЯ ГАРАНТИРОВАННОСТЬ И НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Этот признак правового государства означает то, что все права и свободы человека в государстве должны быть не только лишь провозглашены, но и гарантированны самим государством. По Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации

ПОЛНАЯ ГАРАНТИРОВАННОСТЬ И НЕЗЫБЛЕМОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Личные на

Права и свободы на

-жизнь, достоинство личности, свободу личной неприкосновенности,

неприкосновенности жилища, , свободу мысли, слова, совести, свободу передвижений, право на судебную защиту

Социально-экономические и культурные на

-объединение, свободу собраний, участие в управлении делами государства, право обращений, свободу информации и СМИ

-охрану частной собственности, трудовые права, охрану материнства, отцовства и детства, соцобесепечения,жилища, охрану здоровья, образования, благоприятную окружающую среду, участие в культурной жизни

ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА НАД СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНА

Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи, прокуратура

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Правовое государство подразумевает обязательное существование гражданского общества . Гражданское общество -формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В широком смысле слова

Все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством

Гражданское общество

Общество на определенном этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства

В узком смысле слова

ПРЕДПОСЫЛКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Экономические

Социальные

Политико-правовые

Культурные

Частная собственность,многоукладность экономики, свободный рынок и конкуренция

Юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм

Обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести

Большой удельный вес в обществе

среднего класса

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Политические партии

Общественно-политические организации и движения: экологические, правозащитные и др.

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Союзы предпринимателей

Независимые средства массовой информации

СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Церковь

Научные и культурные организации, спортивные общества

Семья

ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан

Защищает граждан и их объединения,

интересы и потребности от

незаконного вмешательства в их

жизнь государства, защищает права

и свободы личности, определяет

границы политики

Способствует формированию

органов государства,

демократическому и

гуманистическому развитию

политической системы общества

Гражданское общество и правовое государство

Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.

Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

  • необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
  • низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

Например:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Теории происхождения государства
  • 2. Государство
  • 3. Правовое государство
  • 4. Механизм государства
  • реализован принцип разделения властей

Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.

Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.

Что мы узнали?

Гражданское общество и правовое государство – это важные явления современного общества, к достижению которых должны стремиться все страны, так как именно эти формы организации жизни людей способствуют установлению справедливого порядка, дают возможности для полной реализации своих интересов, потребностей.

Тест по теме

Оценка доклада

4.6 Гражданское общество и государство

База знаний ЕГЭ Обществознание 11-08-2017, 02:05

Видеоурок:

    Лекция:

    Правовое государство и гражданское общество являются признаками демократии. Правовое государство формируется властными органами, а гражданское общество формируется народом.

    Правовое государство

    Правовое государство зиждется на верховенстве закона и направлено на защиту прав и свобод граждан.

    Условиями его формирования являются легитимность власти, доверие граждан к органам власти и должностным лицам, их готовность участвовать в принятии государственных решений. Правовое государство невозможно без правомерного и законопослушного поведения граждан, отсутствие которого зачастую приводит к произволу властей. Правовое государство отличается от неправового рядом признаков:

    • верховенство Конституции и законов, их прямое действие (непосредственное воздействие норм Конституции и законов РФ на всех адресатов и возможность судебной защиты граждан, ссылающихся на нарушения этих норм);
    • суверенитет государства;
    • неотъемлемость и гарантированность прав и свобод граждан;
    • партнёрские отношения граждан и органов власти, их взаимная ответственность;
    • разделение властей (независимость законодательной, исполнительной и судебной властей) и система сдержек и противовесов (ограничения государственной власти правами и свободами гражданина, например, если какой-либо закон нарушает принципы Конституции можно обратиться в Конституционный Суд);
    • наличие развитых институтов гражданского общества.

    Гражданское общество

    Гражданское общество – это некоммерческие и независимые от государства добровольные объединения людей, созданные в целях защиты прав и свобод граждан.

    Условиями формирования гражданского общества являются демократический режим власти; высокий уровень образования, правовой культуры и политической активности граждан; свободное общественное мнение и плюрализм; свободное развитие СМИ; самоуправление.

    Гражданское общество держится на независимых от власти интеллектуалах и критиках, которые борются за улучшение тех или иных прав граждан. Они создают различные институты гражданского общества:

    • политические партии и движения;

    • общественные организации и объединения;

    • органы местного самоуправления (МСУ), в числе которых мэрия города, администрация села;

    • СМИ;

    • творческие ассоциации, союзы, религиозные объединения;

    • профсоюзы;

    • семья;

    • воспитательные и образовательные организации.

    Значение институтов гражданского общества велико, они выполняют такие важные для нормальной жизнедеятельности общества и государства функции, как:

    • контроль за работой органов государственной власти;

    • защита частных интересов граждан, правозащитная деятельность;

    • общественная экспертиза законопроектов;

    • мониторинг и анализ проводимых властью реформ;

    • реализация социальных проектов и решение социальных проблем;

    • активное участие в деятельности органов МСУ.

    Несмотря на сложность объективных условий формирования гражданского общества в нашей стране, этот процесс идёт и развивается. У нас созданы и действуют: «Общероссийский народный фронт», «Союз писателей России», «Российский союз ветеранов Афганистана», «Союз женщин России», «Союз пенсионеров России», «Профсоюз работников образования» и многие другие.

    :
    👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Гражданское общество и правовое государство»
    Интеллект-карта по обществознанию №53

    👩‍🏫 Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто — то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно 👉 или 👉

    Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
    Инстаграм Абулова Барият
    YouTube канал «Школа обществознания»
    ВК паблик «Школа обществознания»
    Пояснение.

    При анализе ответа учитываются:

    — наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

    — корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

    — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

    1. Гражданское обществ — совокупность самодеятельных инициатив граждан.

    2. Признаки гражданского общества:

    а) самодеятельность и инициатива граждан;

    б) высокий уровень политической культуры;

    в) ответственность граждан за происходящее в стране;

    г) призвание ценности прав и свобод личности;

    3. Партнерские отношения гражданского общества и правового государства.

    4. Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства:

    а) защита прав и свобод граждан;

    б) природоохранная деятельность;

    в) защита интересов предпринимателей и работников;

    г) развитие демократических институтов и традиций;

    д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры.

    5. Тенденция расширения позиций гражданского общества как особенность развития современной политической системы.

    Помогите составить сложный план по теме » гражданское общество и правовое государство»

    Что позволяет определить шкала Бофорта а что не позволяет ? Определите, к какому типу социальной группы относятся описанные отношения. 8.2) Укажите две характеристики данной социальной группы. Проиллюстрируйте их примерами, используя текст. 8.3) Назовите две функции данной социальной группы. – Я вот всё думаю, — прозвучал из мрака голос Муми-тролля, – я вот всё думаю, что скажет мама, если мы никогда, никогда больше не вернёмся домой… В это мгновение плот стукнулся обо что-то и остановился. Они долго ждали, не смея пошевелиться. Потом Снусмумрик осторожно наклонился к воде. – Мы наткнулись на мачту, – сказал он. – Она стала поперёк туннеля. Снифф разревелся. – Хочу домой! – всхлипывал он. – Не хочу больше с вами! Какое мне дело до ваших тухлых экспедиций и каких-то дурацких комет. Тогда Снусмумрик достал свою губную гармошку и заиграл. Он играл песенку о приключениях, не простых, а ужасно опасных. О спасении и вообще о всяких неожиданностях. Понемногу Снифф успокоился и вытер мокрые от слёз усы. Какие термины можно использовать для написания эссе по высказыванию «право жить и быть счастливым пустой призрак для человека не имеющего средств к то му»? Эссе на тему: «Цель права есть мир, средство для достижения этой цели — борьба» Немецкий юрист Иеринг • Что означает, в вашем понимании, «политическая дисциплина народа»?• Как вы относитесь к возможной реализации идеи А.И. Солженицина»демократии малых пространств»?• Насколько органы муниципальной власти вашего региона являютсяпредставителями народного волеизъявления? Как они выражают интересы своих избирателей? Своё мнение аргументируйте.​ Заключение брака какой вид правовых отношений? Президент и правительство — тандем или противостояние. Что полезнее для страны? Выделите критерии, отличающие трудовую деятельность от нетрудовой? а)правдивость б)легитимность в)востребованность г)целенаправленность д)связь с с озиданием благ е)связь с потреблением благ При выборах в Национальное собрание страны Z для победы в первом туре кандидатам в каждом одномандатном избирательном округе необходимо набрать более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, тогда проводится второй тур, в который выходят в каждом округе два кандидата, набравших более других голосов избирателей. Какой тип избирательной системы утвердился при выборах в Национальное собрание страны Z? Свой ответ обоснуйте (минимум два аргумента). Помогите пожалуйста с заданиями после текста под номером 2 и 4.

    ЕГЭ: Задание 28 — План «Гражданское общество и его роль в современной жизни»

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданское общество и его роль в современной жизни». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1. Провозглашение прав и свобод личности высшей социальной ценностью — предпосылка и условие развития гражданского общества.
    2. Объединения гражданского общества:
    а) социальные движения;
    б) культурные, спортивные организации;
    в) органы местного самоуправления;
    г) церковь и др.
    3. Основные черты гражданского общества:
    а) правовая защищенность граждан;
    б) разнообразие интересов и их реализация через различные институты;
    в) свободное выражение общественного мнения;
    г) плюрализм;
    д) определенный уровень гражданской культуры и др.
    4. Функции гражданского общества:
    а) защита частных сфер жизни людей;
    б) контроль за соблюдением конституционных принципов правового государства;
    в) стабилизация общественных отношений.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

    Смотрите также: ЕГЭ по обществознанию. Задание 28. Критерии оценивания ответа на задание 28. Примеры готовых планов.

    Разработка урока обществознания в 11 классе «Правовое государство и гражданское общество» план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ташлинская средняя общеобразовательная школа»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Урока обществознания

    Тема: «Правовое государство и гражданское общество»

    11 класс

    учителя истории и обществознания

    Крючкова Сергея Николаевича

    2018 г.

    Методические рекомендации к уроку «Правовое государство и гражданское общество»

    11 класс

    Формы и приемы обучения

    Фронтальная форма обучения:

    словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

    Групповая (парная) форма обучения:

    организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски)

    Индивидуальная форма обучения:

    работа с учебником, выполнение самостоятельных заданий, заданий ЕГЭ, устный ответ у доски.

    Технологии обучения:

    проблемно-диалогическое обучение, ИКТ, личностно-ориентированное обучение, здоровьесберегающие технологии.

    Данный урок в общей системе преподавания обществознания в разделе «Обществознание», профильный уровень. автор программы Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебников издательство «Просвещение» 2010 год; учебник Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирновой Обществознание. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2014г. Глава вторая: «Политическая жизнь современного государства», третья тема в данном разделе. Плановый урок.

    Первый урок в новой теме. Урок с опорой на конкретные теоретические знания и практические умения учащихся работать с текстом документа, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы. сравнивать, группировать, классифицировать, выяснять закономерности. При планировании урока были учтены особенности развития учащихся 11 класса, их умение и навыки работы с источниками, осознание цели урока, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, умение работать в группах. Также понимание важности изучения политического строя своего государства для формирования всесторонне развитой личности. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе. Использование методики проблемного обучения дает возможность каждому ученику почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. В ходе урока используются информационные технологии, здоровье сберегающие технологии.

    В течение урока организуется обратная связь: постоянное «субъект – субъектное» взаимодействие между учителем и учениками, учеников между собой. Обратная связь также отражается в рефлексии, самооценки не только результата, но и деятельности.

    Основные этапы урока:

    1. Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Совместная постановка цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.

    2. Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на знания полученные в курсе изучения обществознания, текста учебника, первоисточников.

    3. Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит закрепление полученных знаний.

    Целеполагание осуществляется как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Школьники самостоятельно ставят цели, определяют задачи урока. Цели урока достигаются за счет использования системно — деятельностного подхода в обучении, что способствует расширению кругозора учащихся, углублению их знаний об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность школьников. Познавательные универсальные учебные действия формируются через включение заданий на логические мыслительные операции, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, постановку и решение проблемы. Учебные задания носят поисковый, творческий характер. Работа в группах позволяет учащимся формировать коммуникативные УУД: развивать умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, развивать культуру общения.

    Применение информационных технологий способствует созданию полной, достоверной информации по изучаемой теме; поддержанию интереса и созданию проблемных ситуаций; организации самоконтроля и коррекции результатов собственной деятельности учащимися; обеспечению оптимального объёма передачи и усвоения научной информации.

    Тема: «Правовое государство и гражданское общество

    Класс: 11

    Цели урока:

    1.Когнитивные компетенции (познавательные):

    а) дать общую целостную характеристику правового государства и гражданского общества,

    б) показать взаимосвязь правового государства и гражданского общества ;

    2.Операционные компетенции (развивающие):

    а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, обобщение материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,

    б) выработка определенных алгоритмов действий;

    3.Ценностные компетенции (воспитательные):

    а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;

    б) способствовать развитию демократической культуры.

    Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, высказывания мыслителей, выдержки из Конституции РФ, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке, карточки с вопросами, задания ЕГЭ.

    Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.

    Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики проблемно — деятельностного подхода. Урок изучения новых знаний.

    Ход урока

    1.Орг. момент:

    Здравствуйте ребята. У нас сегодня необычный урок и я надеюсь на совместное сотрудничество.

    2. Определение темы урока: Ребята я вам сейчас расскажу притчу, а вы попытайтесь определить смысл данной притчи.(Слайд №1)

    Учащиеся дают ответы и совместно с учителем определяют тему урока: «Гражданское общество и правовое государство». (Слайд №2)

    Учитель: С чем ассоциируется у вас данная иллюстрация? Лестница ведущая в светлое будущее, где все будут равными, свободными, добрыми, уважать права и свободы друг друга и это будущее сравнимо с раем, цветущим райским садом. Конечно такое возможно только в совершенно правовом государстве и когда общество станет гражданским.

    3. Постановка цели урока:

    Учитель: Ребята, а каковы цели нашего урока? (Совместная постановка целей урока) (Слайд №3)

    В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ПРИЗНАКИ, ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, Подготовка к ЕГЭ

    Учитель: А поставьте, пожалуйста проблему к нашей теме урока, в чем же она? (Учащиеся высказывают различные мнения. Учитель корректируя предложения учащихся подводит их к мысли: а в России правовое государство и сформировано гражданское общество. И это становится проблемой урока. (Слайд №4)

    4. Изучение нового материала.

    А) Правовое государство.

    (Изучение темы опирается на знания уже имеющиеся у учащихся из курса обществознания 9, 10 классов.)

    Учитель: Ребята, а что такое правовое государство? (Учащиеся дают ответы). Учитель обобщает ответы учащихся и открывает слайд с определением правового государства. (Слайд №5) Впервые понятие «правомерное государство» ввел И.Кант в 18 веке, как правовое государство оно вошло в обращение в 19 веке. (Учащиеся записывают определение в тетради.)

    Учитель: А сейчас мы побываем на уроке русского языка и разложим сложное предложение определения правового государства на простые и определим признаки правового государства. (Учащиеся выполняют эту работу и выделяют признаки).

  1. Роль права (главенство); 2) разделение властей; 3) личные свободы, контроль за властью.

(Слайд №6). (Учащиеся сравнивают признаки которые они определили и на слайде, и приходят к выводу, что они такие же, но они их вывели сами).

Дополнительные вопросы: Что такое верховенство права? На какие ветви делится власть в правовом государстве? Что такое плюрализм?

Работа в парах: Задание. Работа с документом (Конституция РФ главы 1 и 2). Определите по Конституции РФ, в РФ правовое государство или нет? (Учащиеся работают с документом и дают ответы: ст.1,2,3 – это 1 признак; ст.10 второй признак; ст.13 идеологический плюрализм;ст.17 права и свободы.)

Вывод делают учащиеся: По Конституции в РФ правовое государство, но в жизни есть много проблем, которые мешают формированию правового государства в РФ – это бюрократия, коррупция, правовой нигилизм. Это есть часть ответа на проблему.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайды 7-10).

— Физ. минутка.

В) Гражданское общество.

Учитель: Ребята, а сейчас мы поработаем в группах по 4-6 человек ( 3 группы). Задание: составьте кластер Гражданское общество – это … ( ассоциации, представления, знания). Учащиеся составляют кластер на листах ватмана, при этом используют раздаточный материал с высказываниями философов о гражданском обществе, учебник пункт 18. (время 3-4 минуты). Учитель во время работы групп дает консультации и корректирует работу.

Каждая группа после выполнения задания представляет свой кластер и дает комментарии. На основании составления учащимися кластеров делается вывод и дается определение Гражданского общества. (Слайд №11). (Учащиеся записывают определение в тетради).

Далее даются признаки гражданского общества (Слайд №12). Разбираются совместно с учащимися.

Работа в группах: Задание группам ( 1 группа: Приведите примеры элементов гражданской позиции, гражданского общества из истории России до 20 века.; 2 группа: Приведите примеры элементов гражданского общества, гражданской позиции из истории России 20 века.; 3 группа: Примеры гражданского общества, гражданской позиции в современной России) (Карточки). (Время 3-4 минуты).

Группы представляют ответы ( по одному учащемуся от группы).

Вопрос: В современной России сформировано гражданское общество?

Ответы учащихся. В России только начинается формирование элементов гражданского общества, граждане мало активны и надеются на власть или наоборот говорят о том, что от них ни чего не зависит и ни чего изменить нельзя т.е. у нас низкая правовая культура. Вот мы и ответили на вторую часть проблемы.

Закрепление: Решение заданий ЕГЭ. (Слайд 13-16).

Учитель: Ребята решили ли мы с вами проблему? Выполнили все цели нашего урока? Все вам понятно в этой теме?

Домашнее задание: (Слайд №18) Прочитать параграф 18, ответить на вопросы.

Выполнить задания ЕГЭ.

Подготовить презентацию на тему: «Правовое государство». или «Формирование гражданского общества в РФ».

Напишите эссе: «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон». (Эпикур)

Рефлексия(Слайд №19) Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале

Листы самооценки

1 Как я усвоил материал?

  • Получил прочные знания, усвоил весь материал-9-10 баллов
  • Усвоил новый материал частично-7-8 баллов
  • Мало, что понял, необходимо ещё поработать-4-5 баллов

2 Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворён ли своей работой?

  • Со всеми заданиями справился сам, удовлетворён своей работой-9-10 баллов
  • Допустил ошибки-7-8 баллов
  • Не справился 4-5 баллов

3 Как работала подгруппа?

  • Дружно, совместно разбирали задания-9-10 баллов
  • Работа была вялая, неинтересная, много ошибок-4-5 баллов

Итог урока. (Слайд №20)

МБОУ «Ташлинская СОШ» , Крючков Сергей Николаевич, учитель истории и обществознания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *