Политический беженец

Содержание

Как получить политическое убежище беженцу

Проблема политических беженцев существует в мире многие десятилетия. Раньше в западных странах стремились получить убежище граждане СССР и стран соцлагеря, несогласные с политической линией своих правительств (в Советском Союзе их называли диссидентами). Сегодня акцент в вопросе политических беженцев сместился в страны Востока. Ввиду крайне обострившейся политической ситуации в некоторых регионах мира, сегодня поток политических беженцев в благополучные страны мира не снижается. Основными поставщиками беженцев стали страны Ближнего Востока, Африки, латиноамериканские государства и Украина. На втором плане разместились Китай, Россия и некоторые дальневосточные страны. Основной целью вынужденных мигрантов стали ЕС, США, Австралия и Канада. Страны Евросоюза неоднократно пытались договориться о временном закрытии внутренних границ Шенгенской зоны для ограничения потока мигрантов. Также на повестке дня введение квот на принятие беженцев европейскими странами. Пока что особых сдвигов в этом направлении нет, потоки мигрантов продолжают штурмовать границы старушки Европы.

Что означает понятие «политический беженец» и в чём его отличие от обычного беженца

Основная нормативная база, регламентирующая статус беженца и его присвоение, была разработана в 1951 году. Она содержится в Женевской конвенции и нескольких дополнительных протоколах к ней. Согласно нормативной базе, беженцем может быть признано лицо, которое подвергалось на родине преследованиям по расовому или национальному признаку, за политическую деятельность или вероисповедание, за принадлежность к определённой социальной группе. При этом существовала реальная угроза для жизни и свободы человека, а действия, направленные против него, были системными и осуществлялись организованно представителями власти.

Статус политического беженца, кроме указанной Женевской конвенции, определён также Дублинским соглашением, подписанным в 1990 году большинством стран мира и ратифицированным в 1997. Политический беженец в некотором смысле отличается от обычного, поскольку основной причиной его миграции стали гонения и преследования именно за политическую деятельность, несогласие с действиями властей в его стране, вследствие чего возник конфликт. Процент политических беженцев по отношению к беженцам по другим причинам относительно невысок. Именно поэтому запрос политического убежища для иммиграции в более спокойные и благополучные страны вызывает особый интерес.

Политические беженцы: проблема существует много лет

«Azyl» – это слово известно многим. С ним отлично знакомы полицейские, пограничники, таможенники. Произнесённое иностранцем в обращении к представителю властей, оно означает запрос политического убежища.

Что такое политическое убежище

Предоставление политического убежища лицу иностранного гражданства, запросившему его, означает, в первую очередь, международную защиту. Страна, присвоившая статус политического беженца, обязуется предоставить ему условия для безопасного проживания, необходимое социальное обеспечение, возможность работы, обучения и свободного передвижения в пределах границ принявшего его государства. Если страна, из которой беженец вынужден был эмигрировать, даст запрос на его экстрадицию, то власти государства, присвоившего статус беженца, в ней откажут. Политический беженец имеет право перевезти к себе свою семью, члены которой тоже получат соответствующий статус.

Однако следует понимать разницу между понятиями «вынужденный мигрант» и «беженец». В обиходе беженцами называют всех, кто был вынужден покинуть свою родину в силу негативных обстоятельств. Но с юридической точки зрения, это неправильно. Беженцем может называться только тот человек, который официально получил этот статус в определённом государстве.

Реальны или вымышлены преследования, предстоит выяснить властям принимающей страны

Кто может рассчитывать на политическое убежище

Как уже было сказано, сам термин определяет, что политическим беженцем может стать лишь тот, кто покинул страну по политическим мотивам. Законодательство подавляющего большинства стран мира признаёт понятие «политический беженец», не ограничивая круг лиц, которые могут на него претендовать ни возрастом, ни расой или национальностью, ни религиозной принадлежностью. Это значит, что политическим беженцем в силу определённых обстоятельств может стать практически каждый. Следует сказать, что законы большинства стран мира в отношении беженцев имеют практически унифицированную нормативную базу, лишь в некоторых моментах отличаясь друг от друга.

Видео: политическая эмиграция из России

https://youtube.com/watch?v=fh-cGHcrrkI

Страны, предоставляющие политическое убежище

Предоставление статуса политического беженца в большинстве стран регламентировано Дублинским соглашением (конвенцией). Согласно ему, если иностранец въехал в страну легально и попросил политическое убежище, то ответственной за его предоставление автоматически стаёт та страна-подписант Дублинской конвенции, которая выдала ему визу на въезд.

Дублин. В этом городе когда-то решалась судьба политических беженцев

Если же человек попал в страну нелегально и просит политического убежища, то её иммиграционные власти должны выяснить, не было ли на пути данного лица другой страны-подписанта Дублинской конвенции. Если была, то он высылается в эту страну, и именно она становится ответственной за рассмотрение его дела. Если же в одном из государств, подписавших конвенцию, проживают несовершеннолетние дети или родственники запросившего политического убежища иностранца, то принимать его будет именно оно. В основе Дублинской конвенции лежит право безопасности третьей страны. Появление данного международного документа было вызвано наплывом политических беженцев в развитые страны мира, поэтому большинство из них старались ограничить поток вынужденных мигрантов.

Видео: как попросить политического убежища в Германии

Как получить политическое убежище

Ходатайство о предоставлении статуса политического беженца может быть подано непосредственно при пересечении границы страны, в которой мигрант намеревается попросить политическое убежище. Это можно сделать и находясь на её территории, обратившись к полицейским офицерам или представителям иммиграционной службы. В отдельных случаях допустима подача ходатайства в дипломатическом представительстве государства. Вся информация о подобных прошениях является строго конфиденциальной и ни при каких условиях не должна разглашаться сотрудниками диппредставительства.

Для запроса необязательно иметь визу. Прибыть на территорию государства, в котором есть намерение попросить политическое убежище, можно легально или нелегально. В первом случае, в ожидании решения по присвоению статуса беженца, можно проживать в гостинице, затраты на которую будут компенсированы принимающей стороной, и при этом свободно передвигаться по стране. Во втором есть возможность попасть в специальный центр по содержанию беженцев, где передвижение ограничено.

Практической любой житель постсоветских стран из-за своих политических взглядов может быть преследуем. Эта позиция может служить причиной получения политического убежища в США. Кроме политических мотивов может быть масса других.

После подачи прошения о предоставлении статуса беженца лицом, которое прибыло легальным путём, ему, как правило, предоставляется гостиница сроком на один месяц, а затем будет предоставлено отдельное жильё, из расчёта одной комнаты площадью минимум 20 квадратных метров на человека. Через полгода можно рассчитывать на получение места в семейном общежитии. После присвоения статуса беженец вправе получить отдельную квартиру с двумя — тремя комнатами и платить за неё минимальную квартплату. При нахождении в специальном центре для беженцев, его жителю положено бесплатное питание и медицинская помощь, он может бесплатно изучать язык страны и получать предметы личной гигиены. Также государство компенсирует одноразовое приобретение одежды.

Такова процедура подачи ходатайства о присвоении статуса политического беженца в странах Евросоюза, США, Канаде и других государствах.

Память жертв политических репрессий увековечена в Москве

Какие необходимы подтверждающие документы

Необходимо чётко понимать, что любая программа иммиграции представляет собой, в первую очередь, юридическую процедуру. Поэтому для подтверждения реальности угроз жизни, здоровью и свободе вынужденного мигранта и преследований по политическим мотивам ему придётся предоставить необходимые документальные доказательства. Это могут быть неоднократные обращения в органы правопорядка с заявлениями об угрозах и преследованиях, материалы в СМИ, дискредитирующие данное лицо, обращения в прокуратуру, органы государственной безопасности. Также в качестве доказательной базы могут быть использованы аудио и видеоматериалы, подтверждающие указанные факты преследований. В принципе, в роли доказательства в данном случае можно использовать всё, что поможет в получении статуса политического беженца.

Далеко не все беженцы едут в Европу по политическим мотивам

Документы для идентификации личности

Кроме указанных выше, необходимо предоставить иммиграционным властям принимающего государства небольшой перечень документов, удостоверяющих личность мигранта. Предполагается, что в силу форс-мажорных обстоятельств их вообще может не оказаться. Но в этом случае процесс идентификации личности займёт немало времени, а самому аппликанту (заявителю) придётся ожидать его результатов в специальном центре для беженцев.

Пакет документов для предоставления статуса беженца минимален. Он включает в себя:

  • документ, удостоверяющий личность. Это может быть заграничный или внутренний паспорт, или даже водительские права, при отсутствии паспорта;
  • четыре цветные фотографии паспортного формата на матовой бумаге, без уголков, на светлом фоне;
  • документальное подтверждение наличия родственных отношений с прибывшими вместе с аппликантом членами его семьи;
  • заявление на получение статуса политического беженца;
  • корректно заполненную анкету.

Прохождение интервью и биометрии

После того как прозвучало слово «Azyl» и подано ходатайство о политическом убежище, аппликанту следует быть готовым к прохождению интервью с иммиграционным специалистом, занимающимся политическими беженцами. Результаты интервью иногда становятся решающими при вынесении резолюции властями страны. К проведению собеседования может быть подключён переводчик, если кандидат в политические беженцы не владеет языком принимающей его страны. Во время интервью иммиграционный специалист должен выяснить причины и мотивы, побудившие человека покинуть родину, его биографию, обстоятельства пересечения границы данного государства. Целью этой процедуры является определение уровня объективности и степени реальной или мнимой угрозы жизни и безопасности мигранта. Специалист иммиграционной службы впоследствии должен составить подробный отчёт о результатах интервью.

Несовершеннолетние, которым больше четырнадцати лет, тоже проходят небольшое собеседование. Им задаются несложные вопросы, ответы на которые сверяются с ответами родителей. Супруги могут присутствовать при прохождении друг другом интервью, при этом им запрещено дополнять или уточнять ответы. Во время интервью ведётся протокол, который должен быть тщательно прочитан интервьюируемым и специалистом иммиграционной службы, а затем подписан обеими сторонами. Также, как правило, присутствует адвокат, предоставленный государством бесплатно.

Сроки проведения интервью могут быть различными в каждой стране — от нескольких часов до нескольких дней.

Следует помнить, что собеседование проводят специалисты, прошедшие соответствующую подготовку, в том числе, психологическую. Поэтому во время интервью лучше говорить только правду. Любая, даже самая маленькая ложь, будет замечена и может породить большое недоверие иммиграционного офицера, что крайне нежелательно.

После подачи ходатайства о предоставлении политического убежища аппликант и члены его семьи, покинувшие родину вместе с ним, должны пройти медицинскую комиссию в государственной клинике. Также у них должны снять отпечатки пальцев. Результаты дактилоскопии будут проверены по существующей базе данных (в Евросоюзе она точно есть) на предмет совершения противоправных действий или повторного ходатайствования о предоставлении статуса беженца (при этом не обязательно политического).

Видео: как белорусам получить убежище в США

Принятие отрицательного решения: дальнейшие действия

Объективности ради стоит напомнить, что положительное решение иммиграционных властей, согласно статистике, принимается далеко не в каждом случае. Поэтому вероятность отказа довольно высока. В то же время значительное число мигрантов всё же добилось положительного решения через суд. При получении официального отказа от управления по делам беженцев иммиграционной службы принимающей страны, в первую очередь, следует постараться выяснить его причину.

Ни в одной из европейских стран, ни в США, ни в Канаде не следует предлагать вознаграждение иммиграционному специалисту, от резолюции которого очень многое зависит. Укоренившиеся привычки жителей стран СНГ могут оказать им в развитых странах медвежью услугу. Поэтому при попытке дачи взятки можно запросто оказаться не в лагере для беженцев, а в лагере для осуждённых, а мечта о получении статуса «беженца совести» развеется как дым.

Если прошение о предоставлении статуса будет отклонено, то оно переходит в юрисдикцию судебной власти, а именно — судьи, рассматривающего дела беженцев. Податель ходатайства о присвоении ему статуса беженца может обжаловать негативное решение иммиграционных властей. Для этого ему следует подать апелляцию в чётко оговоренные законодательством принимающей его страны сроки. В ней следует указать, какие именно иммиграционные законы данной страны были нарушены при принятии негативного решения, или констатировать факт нарушения установленной процедуры рассмотрения ходатайства. Если же суд вынесет решение об отказе в предоставлении статуса, то заявителю будет выдан депортационный ордер, согласно которого он должен будет покинуть территорию страны в двухнедельный срок.

Отказ в статусе политического беженца можно обжаловать в суде

Основными причинами отказа в выдаче статуса беженца могут быть:

  • несоответствие реальной угрозы жизни и безопасности аппликанта заявленной;
  • причины криминального или материального характера, побудившие его запросить статус политического беженца;
  • невозможность подтвердить данные о преследованиях и гонениях мигранта на его родине именно по политическим мотивам;
  • изменившиеся обстоятельства или ситуация в стране гражданства просителя политического убежища.

При запросе статуса политического беженца главными причинами иммиграции должны быть причины политического характера.

Можно ли повторно получить временное убежище

Страны Евросоюза имеют общую базу данных «ЕВРОДАК» для беженцев и мигрантов, запросивших убежище. Поэтому повторная подача прошения о предоставлении статуса ни политического, ни обычного беженца уже практически невозможна. Единственной причиной, по которой можно запросить политическое убежище вновь, могут стать кардинально изменившиеся обстоятельства и политическая ситуация на родине мигранта. Но это следует аргументировано доказать.

Соискателя политического убежища в ЕС обязательно проверяют по единой базе данных

Человек получил временное убежище, что дальше?

Если все этапы успешно пройдены, мигрант получит свидетельство о временном убежище и разрешение на пребывание в стране. Оно может иметь ограниченный или неограниченный срок действия. Вместе с разрешением на пребывание выдаётся право на трудоустройство в пределах данного государства.

Срочное разрешение на пребывание имеет различный срок действия в разных странах. В среднем, это 4–5 лет, после чего происходит пересмотр дела политического беженца. Иммиграционные власти выясняют, изменилась ли ситуация на родине беженца, которая вынудила её покинуть, сохранилась ли угроза жизни, свободе и безопасности. При отрицательном ответе у беженца появляется право на оформление статуса постоянного жителя данной страны и впоследствии получения её гражданства вместе со своей семьёй. Если же ответ будет утвердительным, то беженца и его семью попросят вернуться на родину или, по крайней мере, покинуть ту страну, которая предоставила убежище.

Бессрочное разрешение на пребывание не имеет ограничения по времени и может, спустя определённый срок, установленный иммиграционными законами данного государства, быть трансформировано в ПМЖ и дальнейшее гражданство.

Иммиграция через политическое убежище — задача довольно рискованная. В случае успеха она принесёт множество позитивных моментов:

  • быструю иммиграцию и перспективу получения гражданства искомой страны вместе с семьёй;
  • социальное пособие принимающего государства;
  • отсутствие необходимости прохождения тестов на знание языка страны и её национальных традиций;
  • бесплатные услуги по оформлению статуса, бесплатное жильё, обучение и медицину;
  • право на работу.

Сколько стоит стать беженцем

По сути, статус беженца государство предоставляет совершенно бесплатно. Но в интернете есть множество объявлений от различных посредников, гарантирующих на все сто процентов предоставление статуса беженца (неважно — политического или обыкновенного) в определённой стране. Свою уверенность и заоблачные цены на услуги они аргументируют отличным знанием иммиграционных законов, положительными результатами в получении статуса политического беженца их клиентами и своими практическими навыками в подготовке доказательной базы. Здесь решение должен принимать каждый сам за себя. Но любой настоящий специалист в области иммиграции скажет, что никто и никогда не сможет дать стопроцентной гарантии предоставления убежища. Поэтому те, кто её даёт — либо аферисты, либо просто некомпетентные люди.

Никто, кроме мошенников, не может стопроцентно гарантировать получение убежища

В начале года комиссия Конгресса США делала исследование по политическому убежищу. Выходцев из России там очень мало, в основном из Латинской Америки. Они пришли к заключению, что только 30% случаев обращений не вызывали подозрений, что это мошенничество. А 70% было либо очевидным мошенничеством, либо с подозрением. Получается замкнутый круг: одни мошенники помогают другим мошенникам оформить мошенническое обращение за политическим убежищем. Ни одна из сторон не пойдёт жаловаться или рассказывать о том, как все происходило. Хотя мы знаем случаи, когда потянув за таких юристов-помощников, вытягивают и депортируют всю и клиентуру, включая получивших гражданство.

Если решение о подобном способе иммиграции принято, то первое, чем следует озаботиться, станет тщательный анализ ситуации. Каждый из мигрантов абсолютно правомерно задаётся вопросом о шансах получения политического убежища. Следует понимать возможные последствия отказа и последующего возвращения на родину. Поэтому к подобному шагу следует подготовиться очень тщательно, собрав все необходимые документы и доказательства, а также проанализировав свою биографию и биографии иммигрирующих членов семьи.

Разбираемся как получить политическое убежище

Политическое убежище — это правовой институт, дающий человеку право пребывания в стране и гарантирующий защиту, если на родине он преследовался по политическим мотивам. Правила и порядок предоставления политического убежища основаны на межгосударственных соглашениях.

Институт политического убежища

Убежище — правовой институт, зачатки которого сложились еще в античном мире. Однако в древности убежище могло предоставляться не только людям, преследуемым за свои общественно-политические взгляды, но и совершившим уголовные преступления.

Например, в Древней Греции и Риме защиту давали языческие храмы, статуи римского императора и иные священные места. На Древнем Востоке существовали особые города, предоставлявшие укрытие людям, совершившим кровную месть. В поздней античности и Средневековье пристанищем для преследуемых стали христианские храмы. Однако с установлением твердой государственной власти в странах Европы церковный иммунитет практически отмирает.

XX век с его политическими перипетиями потребовал возрождения правового института. Еще в 20-е годы был введен «Нансеновский паспорт», позволявший белоэмигрантам из России получать паспорт лица без гражданства и пользоваться укрытием в странах Запада.

Современное понимание института политического убежища впервые было сформулировано Декларацией прав человека и гражданина (1948 год). Статьей 14 декларации было утверждено, что любой человек вправе получить политическое убежище в других странах, если он преследуется на родине. Также статьей было сформулировано и то, что право не предоставляется лицам, совершившим преступление неполитического характера или деяние, противоречащее принципам и целям ООН.

Дальнейшими международными соглашениями были сформулированы основные правила предоставления политического убежища.

Справка! В России право защиты иностранных общественно-политических деятелей гарантировано Конституцией (ст. 63).

Сейчас в мире существуют две разновидности политического убежища:

  • территориальное — статус дается в стране пребывания лица;
  • дипломатическое — человек получает укрытие в дипломатическом представительстве страны.

Последний случай является исключением из общих правил, так как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. его запрещает. Однако страны Латинской Америки, опираясь на сложившиеся в регионе политические традиции и Каракасскую конвенцию Организации Американских государств, практикуют подобную форму защиты. При этом иммунитет гарантируется на территории посольств, консульств и экстерриториальных образованиях (воздушные и морские суда и т. д.).

Кто предоставляет убежище

Предоставление политического убежища является прерогативой органов власти страны и является формой проявления суверенитета государства. В России таким правом обладает глава государства, то есть президент. При этом подача ходатайства производится через Главное Управление по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ.

В других странах перечень тех, кто предоставляет политическое убежище, рассматривает соответствующее заявление, может отличаться. Обычно, этим занимаются различные властные органы:

  • Иммиграционная служба (США);
  • Национальная служба поддержки беженцев (Великобритания);
  • Миграционное управление по делам иностранцев (Турция) и т. д.

При этом претенденту на защиту нет нужды обращаться непосредственно к представителям конкретного властного органа, заведующего миграцией. Достаточно по прибытии в страну обратиться к сотрудникам пограничной службы, которые свяжутся с миграционной службой конкретной страны.

Кому дают убежище

Подобная форма защиты может быть предоставлена только иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым властными органами другого государства. Лицо не может получить подобный статус в стране, гражданином которой он является.

Внимание! Кроме самого соискателя, убежище предоставляется членам его семьи.

Также соискатель статуса должен доказать, что он преследуется по общественно-политическим мотивам и не может законным образом избежать притеснений и получить защиту на родине. Таким образом, для претендента обретение нового статуса должно являться единственной формой защиты его жизни, здоровья и свободы.

Защита предоставляется только тем лицам, которые прибыли непосредственно из того государства, где им грозит опасность. Если они прибыли не из той страны проживания, то вероятен отказ.

Получить статус политического беженца не могут следующие категории лиц.

  1. Преследуемые за совершение уголовного преступления, административного правонарушения и других неполитических деяний.
  2. Совершившие деяния, характер которых противоречат принципам и целям ООН. Например, если человек, преследуемый из-за своей общественно-политической позиции, придерживается радикальных взглядов и пропагандирует их, ему, вероятнее всего, будет отказано.
  3. Состоящие в браке с российским гражданином. Подобные лица вправе претендовать на пребывание в РФ по другим основаниям.

Важно! Если лицо, получившее политическое убежище, занимается радикальной деятельностью или пропагандирует взгляды, противоречащие принципам ООН, оно будет лишено подобного статуса.

Основания для предоставления политического убежища

В мировой правовой практике политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым по:

  • расовым;
  • национальным;
  • гендерным;
  • политическим;
  • общественным мотивам.

Справка! Однако российское законодательство для большинства вышеуказанных мотивов применяет другую форму защиты граждан, например, статус беженца или получателя временного убежища.

Основания для предоставления подобного статуса сформулированы отечественной правовой базой:

  • соискатель должен осуществлять общественно-политическую деятельность, не противоречащую основным демократическим принципам;
  • претендент должен преследоваться властными органами страны проживания за свою общественно-политическую деятельность;
  • преследование должно быть направлено против самого лица, ходатайствующего о получении статуса.

Порядок предоставления убежища в России

Правила предоставления политического убежища сформулированы Постановлением Президента РФ от 26.07.95 №763.

  1. Лицо должно обратиться с письменным ходатайством в компетентный орган (сейчас — ГУВМ МФД РФ) не позднее 7 дней со дня прибытия либо с того момента, когда возникли обстоятельства, препятствующие его возвращению на родину.
  2. В ходатайстве, составляемом на имя Президента РФ, должны быть перечислены основания, по которым лицо вправе претендовать на защиту. На период рассмотрения ходатайства соискателю выдается справка, позволяющая оставаться на территории России на законных основаниях.
  3. Компетентный орган рассматривает ходатайство на предмет соответствия законодательству. Далее ГУВМ МВД направляет заключение в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
  4. Комиссия рассматривает поступившие материалы и направляет документы главе страны для принятия окончательного решения вопросов предоставления политического убежища. При положительном решении разрешение подписывает Президент РФ.

Срок рассмотрения в каждой инстанции не может превышать 1 месяца с момента поступления материалов.

Отличие статуса политического убежища от беженца

Статусы лиц, получивших политическое убежище и статус беженца, различаются, что во многом отличает отечественную правовую базу от законодательства других стран. Различаются и отечественные нормативно-правовые акты, на основании которых представляется статусы.

  1. Предоставление политического убежища основано на Постановлении Президента РФ от 26.07.95 №763.
  2. Для беженцев действует Федеральный закон от 19.02.1993 №4528-1 «О беженцах».

В РФ политическое убежище предоставляется исключительно лицам, преследуемым по конкретным общественно-политическим мотивам, при этом преследование инициировано иностранным государством и направлено непосредственно на человека, а не представляет собой абстрактную угрозу.

Статус беженца предоставляется иностранцам, которые преследуются по этническим, религиозным, расовым, социальным или иным мотивам, не связанным с политической или общественной деятельностью. Статус беженца может быть предоставлен людям, которым не грозит конкретная опасность со стороны государственных органов другой страны. К примеру, если человеку на родине угрожает опасность со стороны общественных организаций или враждебного социума, он вправе претендовать на статус беженца.

Как показывает практика, органы власти РФ крайне редко предоставляют политическое убежище или статус беженца иностранцам. Причиной этого могут являться сложность самой процедуры, бессрочность обоих статусов, нежелание самих соискателей или непопулярность России как страны пребывания для подобной категории людей. И если число лиц, ставших беженцами в России, ежегодно исчисляется десятками, то людей, получивших политическое убежище — и вовсе единицами. Например, за последние годы статус политического убежища был предоставлен всего 14 раз.

Важно! Намного чаще властные органы РФ предоставляет соискателям временное убежище. Оно дает меньше прав получателям, но его гораздо проще оформить.

Политическое убежище — правовой институт, регулируемый международным и национальными законодательствами. Однако его положение в современном мире неоднородно. На Западе убежище предоставляется массово и по широкому кругу мотивов. В России подобная форма защиты иностранных граждан применяется крайне редко.

Полезное видео

Еще раз о получении убежища в видеоролике:

Государственная услуга по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах» беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального закона «О беженцах», с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 11 июня 2019 г. № 376.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, требования к оформлению указанных документов

Лицом, заявившим о желании быть признанным беженцем (получить временное убежище) на территории Российской Федерации и достигшим возраста восемнадцати лет, лично либо через уполномоченного на то представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, подается ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания.

С ходатайством о признании беженцем или заявлением о предоставлении временного убежища представляются:

иностранным гражданином – паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;

лицом без гражданства – документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

две личные фотографии, идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи ходатайства (заявления), в черно-белом или цветном исполнении, размером 35 x 45 мм, с четким изображением лица строго в анфас без головного убора на матовой бумаге.

Для лиц, чьи религиозные убеждения не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов, допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица.

Если лицо по состоянию здоровья подает ходатайство (заявление) через уполномоченного представителя – представляется соответствующий медицинский документ в отношении заявителя и документ, удостоверяющий личность уполномоченного представителя.
Родственные отношения заявителя и прибывших с ним членов семьи подтверждаются соответствующими документами, например: свидетельством о рождении, свидетельством о регистрации брака и иными документами.

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь перевод на русский язык.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) заполняются: анкета лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации) и опросный лист лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории Российской Федерации (подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации).

При получении удостоверения беженца либо свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем представляется медицинский сертификат по результатам прохождения обязательного медицинского освидетельствования.

Документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища, приобщаются к его ходатайству или заявлению в подлиннике. Оригиналы документов могут быть возвращены заявителю после снятия с них копий.

Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах заявителем лично представляются в подразделение по вопросам миграции следующие документы:

Заявление в произвольной форме об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Документ, в котором, по мнению заявителя, допущена опечатка и (или) ошибка.

Основной документ, удостоверяющий личность заявителя, – в случае, если он не сдан на хранение в подразделение по вопросам миграции в соответствии с Федеральным законом «О беженцах».

Две личные фотографии в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 25 Административного регламента.

Круг заявителей

Заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства:

заявившие о желании быть признанными беженцами на территории Российской Федерации;

имеющие основания для признания беженцем, но ограничившиеся заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Срок предоставления государственной услуги

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в следующие сроки:

Предварительное рассмотрение ходатайства о признании беженцем – в течение 5 рабочих дней со дня поступления ходатайства о признании беженцем в территориальный орган МВД России.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу – в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен территориальным органом МВД России на региональном уровне с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем по существу, поданного в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации заявителем, находящимся вне пределов территории Российской Федерации, осуществляется ГУВМ МВД России в течение 2 месяцев со дня принятия дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу.

Срок рассмотрения ходатайства о признании беженцем по существу может быть продлен ГУВМ МВД России с согласия заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность ГУВМ МВД России, но не более чем на 3 месяца.

Рассмотрение заявления о предоставлении временного убежища осуществляется подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий 3 месяцев со дня подачи заявления о предоставлении временного убежища.

Результаты предоставления государственной услуги, порядок получения документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги являются:

По рассмотрению ходатайств о признании беженцем – принятие решения:

об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и направление уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

о признании беженцем и выдача удостоверения беженца;

об отказе в признании беженцем и направление уведомления об отказе в признании беженцем.

По рассмотрению заявлений о предоставлении временного убежища – принятие решения:

об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и направление уведомления об отказе в предоставлении временного убежища;

о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и выдача свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

Отсутствие членов семьи, прибывших с заявителем, в день его обращения.

Отсутствие документов, удостоверяющих личность.

Отказ иностранного гражданина от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации или отказ законного представителя иностранного гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста или достигшего восемнадцатилетнего возраста и признанного недееспособным либо ограниченного в дееспособности, от прохождения данным иностранным гражданином обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае наличия у иностранного гражданина, подлежащего обязательной государственной дактилоскопической регистрации, на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, запрос и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, не принимаются, дата и время их приема согласовываются с заявителем.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Рассмотрение ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища прекращается, если заявитель обратился в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с письменным заявлением
о прекращении рассмотрения ходатайства о признании беженцем или заявления о предоставлении временного убежища.

В рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу отказывается, если:

1. В отношении заявителя возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации.

2. Заявителю ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах» при условии, что обстановка в стране его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась.

3. Заявитель получил обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации.

4. Заявитель имеет гражданство третьего государства, защитой которого может воспользоваться, или право на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

5. Заявитель прибыл из иностранного государства, на территории которого имел возможность быть признанным беженцем.

6. Заявитель покинул государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) в силу не вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и не желает возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) из опасений понести в соответствии с законодательством данного государства наказание за незаконный выезд за пределы его территории либо за совершенное в нем иное правонарушение.

7. Заявитель был вынужден незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем, однако со дня пересечения Государственной границы Российской Федерации не обратился с таким ходатайством в течение суток или в иной срок, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона «О беженцах».

8. Заявитель отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации.

9. Заявитель состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

10. Заявитель уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Заявителю отказывается в признании беженцем на территории Российской Федерации, если:.

1. Заявитель не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О беженцах».

2. В отношении заявителя имеются серьезные основания полагать, что он совершил преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений.

3. Заявитель совершил тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как он был допущен на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем.

4. Заявитель виновен в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

5. За заявителем компетентные власти государства, в котором он проживал, признают права и обязанности, связанные с гражданством этого государства.

6. Заявитель в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

Основанием для отказа в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О беженцах».

О праве заявителя на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги

Заявитель может обратиться с жалобой на решения и (или) действия (бездействия) должностных лиц органа, предоставляющего государственную услугу, в соответствии со статьей 111 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Срок подачи жалобы не должен превышать:

Один месяц со дня получения лицом уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме.

Три месяца со дня, когда лицу стало известно об отказе в признании беженцем.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-I «О беженцах».

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 11 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников».

Приказ МВД России от 11 сентября 2019 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации».

Порядок и способы подачи запроса

Государственная услуга по экстерриториальному принципу и в электронной форме не предоставляется.

Заявитель обращается лично либо через уполномоченного на то представителя в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России по месту пребывания с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища).

Должностное лицо, ответственное за прием ходатайства
о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), принимает документы, удостоверяющие личность заявителя, делает их копии, проверяет тождественность лица, изображенного на фотографии в документе, личности заявителя, а также осматривает пальцы (ладони) рук в целях выявления открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

В случае отсутствия в день обращения заявителя членов семьи, прибывших с ним, либо наличия у заявителя, членов его семьи на пальцах (ладонях) рук открытых ран или повреждений кожных покровов, препятствующих проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации, либо отсутствия у заявителя документов, удостоверяющих личность, дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону, и выдается справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Справка об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должна содержать причины отказа.

При необходимости установления личности заявителя, находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, по инициативе территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина или лица без гражданства об установлении личности в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» осуществляется процедура установления личности.

По завершении процедуры установления личности заявителя с ним согласовываются дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища).

При приеме ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) от уполномоченного представителя, в случае если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично, должностное лицо, ответственное за прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), осуществляет выход (выезд) по месту пребывания или фактического проживания заявителя.

Дата и время выхода (выезда) должностного лица согласовываются с уполномоченным представителем либо с заявителем по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) принимается от каждого члена семьи заявителя, достигшего возраста восемнадцати лет.

Прием ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) осуществляется в присутствии всех членов семьи заявителя, сведения о которых заносятся в ходатайство (заявление) заявителя.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) заполняется на русском языке. Если заявитель не может самостоятельно заполнить ходатайство (заявление) на русском языке, то ходатайство (заявление) заполняется с участием переводчика уполномоченным должностным лицом.

Услуги переводчика предоставляются заявителю бесплатно за счет средств, выделяемых ежегодно из федерального бюджета МВД России.

В случае отсутствия переводчика в день обращения заявителя дата и время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) согласовываются с заявителем, в том числе по телефону.

Ходатайство о признании беженцем (заявление о предоставлении временного убежища) подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

В день поступления в территориальный орган МВД России ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) при личном посещении заявителем и членами его семьи территориального органа МВД России либо выходе (выезде) по месту пребывания или фактического проживания заявителя в отношении его и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации проводятся процедуры идентификации личности, фотографирования и обязательной государственной дактилоскопической регистрации, осуществляемые уполномоченным должностным лицом.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, признанного недееспособным, а также несовершеннолетних детей, достигших возраста шести лет, проводится в присутствии их законных представителей.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация заявителя, ограниченного в дееспособности вследствие психического расстройства, проводится в присутствии его попечителя.

Если у заявителя отсутствует рука или какие-либо пальцы, в соответствующих им свободных местах дактилоскопической карты делается отметка с указанием года потери руки или пальца.

В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.

В случае идентификации личности заявителя или членов его семьи по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных лиц не проводится.

При подаче ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища) уполномоченным должностным лицом проводится опрос заявителя с заполнением анкеты.

Анкеты и опросные листы оформляются со слов заявителя уполномоченным должностным лицом, проводящим опрос заявителя, разборчиво от руки либо с использованием компьютерной или машинописной техники, на русском языке.

В анкете и опросном листе не допускается пропуск обязательных для заполнения реквизитов.

На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя размером 35 x 45 мм.

Если заявитель не владеет русским языком, то ему предоставляются услуги переводчика.

Каждая страница анкеты подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

В анкете указываются биографические данные заявителя и излагаются обстоятельства, свидетельствующие о мотивах его обращения с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища) на территории Российской Федерации.

После опроса заявителя с заполнением анкеты с заявителем проводится индивидуальное собеседование с заполнением опросного листа.

Уточняющие вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя с ходатайством о признании беженцем (заявлением о предоставлении временного убежища), и ответы на них фиксируются на дополнительных листах, которые приобщаются к опросному листу. Страницы нумеруются.

После окончания индивидуального собеседования уполномоченным должностным лицом или переводчиком (в случае участия переводчика) заявителю зачитываются опросные листы, уточняются возможные противоречия и неточности.

Каждая страница опросного листа подписывается заявителем и переводчиком (в случае участия переводчика).

Время приема ходатайства о признании беженцем (заявления о предоставлении временного убежища), проведения опроса с заполнением анкеты и индивидуального собеседования с заполнением опросного листа не должно превышать 4 часов с перерывами после каждого часа по 15 минут.

Порядок и способы получения разъяснений по вопросам предоставления государственной услуги

По телефону, при личном либо письменном обращении должностные лица обязаны сообщить исчерпывающую информацию по вопросам предоставления государственной услуги.

Информирование осуществляется по вопросам, касающимся:

способов подачи запроса;

документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

порядка и сроков предоставления государственной услуги;

порядка досудебного (внесудебного) обжалования действий (бездействия) должностных лиц, и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги;

хода предоставления государственной услуги.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании подразделения по вопросам миграции, в которое позвонил гражданин, фамилии и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок.

При ответах на телефонные звонки должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, подробно и в вежливой форме сообщает гражданину сведения по указанным вопросам. Во время разговора должностное лицо, ответственное за информирование по предоставлению государственной услуги, произносит слова четко, избегает «параллельных разговоров» с окружающими людьми и не прерывает разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

При невозможности должностного лица, принявшего телефонный звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, запрос переадресовывается (переводится) другому должностному лицу или же гражданину сообщается телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Продолжительность информирования по телефону по вопросам предоставления государственной услуги, сведениям о ходе предоставления государственной услуги не должна превышать 10 минут.

Информирование по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в часы приема.

По письменному обращению должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, подробно в письменной форме разъясняет гражданину порядок предоставления услуги и в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения направляет ответ гражданину.

Предоставление политического убежища

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746. Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются МВД России по согласованию с ФСБ России в соответствии с приказом МВД России от 21 мая 2018 г. № 311 «Об утверждении формы справки о законном пребывании иностранного гражданина и лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также форм свидетельства и ходатайства о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства Российской Федерацией политического убежища».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *